История Китая с древнейших времен до наших дней
Одной из главных предпосылок быстрого оздоровления экономики и финансов КНР была аграрная реформа. После обсуждения III пленумом ЦК КПК проект закона об аграрной реформе был одобрен Национальным комитетом Народной политической консультативной конференции, утвержден Центральным народным правительственным советом и 30 июня 1950 г. вступил в силу. Цель реформы заключалась в том, чтобы освободить производительные силы, развивать сельскохозяйственное производство и проложить путь к индустриализации нового Китая.
Земля, скот, инвентарь, дома и другое имущество помещиков передавалось в частную собственность безземельным и малоземельным крестьянам. Конфискации подлежали также земли храмов, монастырей, школ и другие, которыми распоряжались помещики. Земли кулаков, если они ее обрабатывали сами или с помощью наемной силы, не изымались. Если же кулак сдавал большую часть своей земли в аренду, то эту часть реквизировали.
Таким образом, после победы революции КПК изменила свою политику в отношении кулачества по сравнению с периодом гражданской войны 1946-1949 гг., когда излишки земли у кулаков отбирались. Это объяснялось потребностями развития сельскохозяйственного производства, задачей укрепления союза с середняком и нейтрализации кулачества в борьбе за ликвидацию помещичьего землевладения.
Распределение земли осуществлялось по едокам. Помещикам оставляли земельные участки, равные среднему крестьянскому наделу в данной местности, чтобы они могли обеспечить своим трудом существование семьи. Пустоши, необрабатываемые склоны гор, крупные оросительные системы, реки, озера, леса, крупные чайные, бамбуковые, тунговые, шелковичные плантации, а также недра национализировались.
Органами проведения аграрной реформы на местах были крестьянские союзы, численность которых быстро увеличивалась. В проведении реформы участвовали многочисленные бригады, направлявшиеся парторганизациями из городов в помощь крестьянским союзам. Были созданы специальные суды, чтобы подавлять деятельность помещиков, гоминдановских агентов, других контрреволюционеров против аграрной реформы. Эта мера объяснялась тем, что помещики организовывали убийства активистов, запугивали крестьян, пытались скрыть данные о размерах землевладения, т. е. всячески сопротивлялись проведению аграрных преобразований.
Большая организаторская и агитационная работа КПК, непосредственное участие широких масс крестьянства обеспечили завершение аграрной реформы в намеченный срок — к весне 1953 г. Всего (с учетом результатов аграрной реформы, проводившейся во время гражданской войны) китайские крестьяне получили 47 млн. га земли, избавились от необходимости вносить ежегодно помещикам 30 млн. т зерна в качестве арендной платы.
В результате проведения аграрных преобразований в Китае произошли крупные социальные сдвиги. Ликвидация помещичьего землевладения подорвала силы этого эксплуататорского класса. Это означало конец фактической власти помещиков в деревнях, т. е. устранение наиболее сильной опоры контрреволюции.
Были серьезно ослаблены влияние и экономическая мощь кулачества (прежде всего, кулаков «старого типа», тесно связанных с феодальными отношениями в деревне, с помещиками). Усилилось влияние коммунистической партии в массе крестьян, добившихся осуществления своих вековых чаяний о земле. Были созданы условия для увеличения сельскохозяйственного производства и расширения внутреннего рынка, следовательно, для развития промышленности. Появились возможности для роста первичных форм кооперации — групп трудовой взаимопомощи.
Аграрная реформа, улучшив материальное положение крестьян, все же не могла обеспечить им устойчивое благосостояние. Возникли новые проблемы, связанные с нехваткой в одних хозяйствах рабочих рук, в других — скота или орудий и т. д. Частная собственность на землю давала возможность стихийному развитию капитализма в китайской деревне с присущей ему классовой дифференциацией — утратой земли на одном полюсе и обогащением на другом.
Чтобы не допустить укрепления капиталистических отношений в деревне, помочь крестьянам оправиться с трудностями и начать подготовку к будущим социалистическим преобразованиям, КПК призвала крестьян создавать группы трудовой взаимопомощи.
15 декабря 1951 г. ЦК КПК принял проект постановления о трудовой взаимопомощи и сельскохозяйственной производственной кооперации, который проводился в жизнь на местах в опытном порядке. 15 февраля 1953 г. он был с некоторыми поправками принят как официальное постановление ЦК КПК.
Этот документ содержал указания о временных и постоянных группах трудовой взаимопомощи; в них сохранялась частная собственность на землю, другие средства производства и на урожай, но крестьяне оказывали друг другу помощь рабочей силой, скотом, сельскохозяйственными орудиями, чтобы справиться с трудностями в период обработки полей, сева, сбора урожая и других работ. В отличие от временных групп, создававшихся на один год, постоянные группы трудовой взаимопомощи охватывали значительное число хозяйств, они имели небольшой общественный фонд (совместно приобретенные орудия и рабочий скот).
Более высокой формой были сельскохозяйственные производственные кооперативы полусоциалистического типа, в которых земля оставалась в частной собственности членов кооператива, но использовалась как единое целое, а распределение доходов осуществлялось частично по труду, частично по земельному паю.
К началу 1953 г. в группах взаимопомощи было объединено более 40% крестьянских хозяйств; преобладали временные группы трудовой взаимопомощи. На основе их развития КПК предусматривала в дальнейшем постепенное вовлечение крестьян в кооперацию более высоких форм. Именно поэтому постановление ЦК КПК от 15 февраля 1953 г. предупреждало о двух ошибочных тенденциях: пассивном отношении к движению за создание групп трудовой взаимопомощи и сельскохозяйственных производственных кооперативов и «левацкой» поспешности, стремлении скорее перейти к колхозам, «одним махом» построить в деревне полный социализм.
Одновременно с ликвидацией помещичьего землевладения были приняты меры по устранению других пережитков феодализма и проведению прогрессивных социальных преобразований. Новый закон о браке провозглашал равенство женщин и мужчин в семейно-брачных отношениях.
Постановление о реформе системы народного образования было направлено на демократизацию школ и высших учебных заведений, ликвидацию неграмотности взрослых рабочих и крестьян, создание благоприятных условий для подготовки кадров специалистов из народной среды. Трудовое законодательство определяло правовое положение и функции профсоюзов, правила трудового страхования на крупных и средних предприятиях, меры по борьбе с безработицей.
Наряду с социальными преобразованиями основные усилия КПК, народно-демократического государства, всего китайского народа были обращены на решение экономических задач.
Источник
Китайский опыт экономических реформ в аграрном секторе
В статье рассматривается китайский опыт реформирования аграрного сектора; выявляются особенности преобразования деревни в условиях социалистической экономики на рыночной основе; определяется влияние реформ на социально-экономическое развитие страны.
Модернизация сельского хозяйства – одна из важнейших задач экономической политики китайского руководства. Общим направлением хозяйственной реформы КНР, которая началась в конце 70-х годов, стало создание товарного хозяйства для оживления экономической деятельности. Прежде всего, было необходимо осуществить перевод традиционного (потребительского) сельского хозяйства к рыночному (товарному), соответствующему новой модели экономического развития Китая.
Стратегия экономической реформы деревни была определена в «Решении о некоторых вопросах ускорения развития сельского хозяйства» и «Примерном проекте положений о работе сельских народных коммун», принятом 4-м пленумом ЦК КПК 11-го созыва в сентябре 1979 г. на основе проекта аналогичного названия, утвержденного 3-м пленумом ЦК КПК в декабре 1978 года. Именно эта дата и считается началом реформы в деревне. Эти положения, развитые и дополненные в последующих партийно-правительственных документах первых лет реформы, составили основное содержание новой экономической политики в деревне, которая оставалась компасом всех преобразований в аграрном секторе все эти годы.
В китайской литературе весь период реформы условно разделяется на два этапа. Основное содержание первого этапа (1979–1984 гг.) сводилось к организационно-хозяйственной перестройке, ибо она являлась тем звеном, за которое можно было вытащить всю цепь сельской экономики. Главными задачами второго этапа, начавшегося в 1985 г., стало повышение роли экономических методов в управлении хозяйством на всех уровнях, расширение связи крестьян с рынком, оптимизация производственной структуры деревни [4, с. 90].
Главным направлением ускорения развития сельского хозяйства 3-й пленум объявил его глубокую структурную перестройку, означавшую отказ от монокультуры зерна в земледелии и переход к развитию многоотраслевого хозяйства в деревне. Самыми важными стали следующие направления: (1) защита права коллективной собственности каждой из ступеней народных коммун; (2) осуществление принципа распределения по труду, оплата по его количеству и качеству, преодоление уравниловки;
- возвращение крестьянам «трех малых свобод», т.е. участков земли, находящихся в личном пользовании коммунаров, разрешение заниматься подсобным домашним промыслом и рыночной торговлей. Эти «малые свободы» были названы «необходимым дополнением к социалистическому хозяйству»;
- повышение закупочных цен на зерно и за сверхплановую продукцию; (5) предоставление местным органам власти, промышленным и сельскохозяйственным предприятиям больше прав хозяйственной самостоятельности при сохранении единого государственного плана; (6) требование поступать в строгом соответствии с экономическими законами, уделять должное внимание действию закона стоимости. Критерием соответствия выдвинутых установок потребностям развития производительных сил названа их способность мобилизовать производственную активность крестьян [4, с. 91].
4-й пленум ЦК КПК 11-го созыва (сентябрь 1979 г.) официально утвердил идею закрепления производственного задания за двором (семейный подряд) в ограниченных масштабах, главным образом как форму хозяйствования, пригодную в бедных горных и отдаленных районах. В этих районах был осуществлен переход на подворный (семейный) подряд, который допускался в этих районах лишь при условии сохранения коллективной собственности на средства производства, запрещения куплипродажи земли, найма работников, занятия ростовщичеством, неукоснительного выполнения обязательств подрядного двора перед коллективным хозяйством.
Важнейшим звеном новой политики практически с самого начала реформы в деревне стал курс на развитие товарно-денежных отношений, рынка. Если 3-й пленум ЦК КПК 11-го созыва разрешил рыночную торговлю, назвав ее (наряду с приусадебными участками и домашним подсобным хозяйством) «важным дополнением социалистического сельского хозяйства», и призвал к соблюдению объективных экономических законов, то уже в 1981 г. курс на развитие товарного производства был объявлен правительством в качестве стратегического. Расширение производственной и хозяйственной самостоятельности крестьянского двора с переходом к семейному подряду, рост потребностей производителей в материальных ресурсах и в рынках сбыта своей продукции в условиях быстрого увеличения темпов роста производства, курс на развитие многоотраслевого хозяйства в деревне, фактически означавшего расширение сферы товарных отраслей общественного производства, начало формирования множественности форм собственности и способов хозяйствования в деревне поставили проблему расширения сферы товарно-денежных отношений в практическую плоскость.
Крестьянской семье в пользование передавались участок пахотной площади и орудия производства. Пашня первоначально закреплялась на 3-5 лет, позже этот срок продлили до 15 лет, а в отдельных случаях – до 30 лет. Крестьянская семья, как правило, самостоятельно ведет производство, обязуясь выплатить в денежной форме или натурой сельскохозяйственный налог, произвести отчисления в фонд бригады и продать определенное количество продукции государству. Оставшаяся ее часть находится в распоряжении семьи. При переходе к семейной форме хозяйствования использовались три основных способа передачи земли крестьянам:
1) в соответствии с числом членов семьи (по едокам),
2) в соответствии с числом трудоспособных членов семьи или
3) по соотношению числа трудоспособных и едоков.
Размеры подрядного участка были небольшими – в среднем на человека – 0,1–0,15 га [2, с. 45].
В январе 1983 г. был сделан дальнейший шаг в поощрении развития многоукладной сельской экономики. В Документе ЦК КПК №1 (1983 г.) «Некоторые вопросы экономической политики в деревне в настоящее время» были выдвинуты установки, направленные на создание более благоприятных экономических условий для развития индивидуальной трудовой деятельности и частного предпринимательства в деревне. Крестьяне-единоличники или объединения дворов получили разрешение закупать оборудование по переработке сельскохозяйственной продукции, покупать малогабаритные трактора и прочую технику для целей производства и перевозок. Не возбранялась в принципе и покупка единоличниками крупных тракторов и грузовиков. Были разрешены единоличная торговля, дальние перевозки, предоставление услуг и пр. Были приняты соответствующие установки, разрешающие наем рабочей силы в деревне. В 1985 г. узаконено право крестьян открывать в городе лавки, работать там в сфере услуг, предоставлять свои трудовые услуги, т.е. создавались условия для рынка рабочей силы.
Таким образом, деревня в процессе реформы, стимулируемая экономической политикой государства, постепенно переходила от однотипной структуры собственности к многоукладности. К моменту широкого начала экономической реформы в городе в деревне уже практически сформировалась первоначальная многоукладная экономика. Богатая практика реформы в деревне позволила китайским ученым и практикам заявить о многоукладности как структурообразующем элементе модели развития Китая в середине 80-х годов.
3-й пленум ЦК КПК 11-го созыва выдвинул и такую важную политическую установку, как «при ориентире на всеобщее благосостояние допустить опережающий подъем благосостояния части людей» [5, с. 62]. Эта установка способствовала не только последовательному проведению в жизнь принципа распределения по труду, но и отражала специфику товарной экономики. Неизбежность и необходимость определенной дифференциации доходов были официально признаны объективной закономерностью развития социалистического товарного хозяйства в Китае.
К концу 80-х годов основные составляющие новой экономической политики в деревне формулировались следующим образом:
- Семейное подрядное хозяйство – при наличии многообразных форм хозяйствования в сельском хозяйстве – остается основной формой производственной и хозяйственной деятельности на длительное время. Оно составляет первую, основную ступень двухступенчатой структуры коллективного хозяйства, в которой увязывается индивидуальное и коллективное хозяйствование.
- Развитие многих форм хозяйств и хозяйствования при сохранении ведущей роли общественной собственности на средства производства.
- Соблюдение принципа оплаты по труду как основной формы распределения, допущение других источников доходов.
- Последовательное развитие многоотраслевой структуры сельской экономики.
- Развитие товарного производства и обращения, последовательное расширение сферы рыночного регулирования, оптимальное сочетание «плана» и «рынка».
- Признание необходимой и неизбежной дифференциации доходов в условиях развития товарного хозяйства.
- Проведение политики помощи бедным районам.
- Осуществление политики открытости внешнему миру [1, с. 26-27].
Таким образом, осуществление курса на длительное сосуществование многих форм собственности и хозяйствования в деревне – при сохранении ведущих позиций коллективной собственности – привело к формированию многоукладной сельской экономики. За годы реформы товарность сельского хозяйства удвоилась, достигая 68%, товарность зерновых – 30%, хлопка – свыше 90%, масличных – 74% [4, с. 96].
Главным результатом реформы системы обращения стало введение рыночного механизма в сферу общественного производства и обмена, начало формирования многоканальной системы обращения переходного типа, сочетающей плановое и рыночное начала. При этом в деревне процесс становления рынка развивается опережающими темпами. К началу 90-х годов цены на 3/4 продукции сельского хозяйства уже не регулируются государством (за исключением небольшого числа видов продукции, включая хлопок, табак, коконы шелкопряда, частично зерно), две трети всего товарного зерна уже реализуется производителями по договорным и рыночным ценам [4, с. 96-97].
В целом за годы реформы число рынков в деревне более чем удвоилось, а объем их товарооборота вырос в 15 раз, масштабы среднего рынка выросли в 7 раз. Появились оптовые рынки сельскохозяйственной продукции и различные специализированные рынки. В конце 80-х – начале 90-х годов довольно быстро развивается рынок мелких промышленных товаров, выпускаемых сельскими предприятиями [1, с. 30].
Главной общей особенностью рынка в Китае является его регулируемый характер. Практика перехода к регулируемому рынку представляет собой процесс постоянных компромиссов, выработки гибкой экономической политики, способной одновременно обеспечить стабильность и движение по пути реформ.
Второй общей особенностью перехода к рынку в Китае, вытекающей из первой, является обеспечение направляющей роли государства в осуществлении перехода от старой модели экономической системы к новой, начиная от разработки теории экономической политики, до практики строительства рыночной инфраструктуры и системы рынков в стране.
Выдвинутый XIV съездом КПК (октябрь 1992 г.) курс на развитие «социалистической рыночной экономики» открыл новые перспективы для расширения масштабов товарного хозяйства, ускорения процесса формирования единого рынка Китая. Основными направлениями реформы избраны: 1) последовательный переход к свободным ценам на продукцию сельского хозяйства при одновременной активной подготовке условий для либерализации цен на те отдельные виды продукции, цены на которые еще не отпущены; 2) ускорение реформы системы единого снабжения зерном с целью постепенной товаризации зернового производства и обмена; 3) реформа существующей системы бюджетных ценовых дотаций на продукцию сельского хозяйства [6, с. 97].
Во исполнение принятого решения уже в середине 90-х годов предстояло отказаться от заниженных твердых цен на основные виды продукции сельского хозяйства в рамках единого снабжения, включая мясо, яйца, масло, и перейти к снабжению их по свободным рыночным ценам с тем, чтобы рынок отныне полностью регулировал бы соотношение спроса и предложения на эту продукцию.
Переходу к новому этапу реформы в деревне предшествовала большая подготовительная работа по отработке путей и методов дальнейшего углубления реформы системы товаризации зерна. При этом провинциям и районам было предоставлено право идти «своим путем» в реализации общего курса реформы. В результате широких экспериментов появилось несколько моделей реформы, осуществляемых в разных районах.
Суть всех моделей реформы сводится к выравниванию закупочных и продажных цен на зерно, что фактически позволяет перейти к принципу эквивалентного обмена. С начала 90-х годов государство предпринимало серьезные шаги по упорядочению системы единого снабжения зерном в масштабах страны, что практически означало начало нового этапа реформ. В 1991 и 1992 гг. были повышены продажные цены на зерно по талонам (примерно на 70%), а также на основные виды пищевых масел, что позволило во многих районах существенно сократить разницу в ценах. Эти меры позволили осуществить сравнительно плавное вхождение в реформу по всему фронту.
Соответственно технология процесса постепенной товаризации зерна включила следующие меры:
- 1) ликвидация в середине 90-х годов системы снабжения зерном по твердым ценам, за исключением зерна на питание, и переход к свободным ценам на зерно, которое идет на нужды промышленной переработки, для производства продовольственной продукции, алкоголя, а также кормов для скота;
- 2) урегулирование существующих норм единого снабжения зерном на питание путем сокращения объема снабжения зерном по твердым ценам в среднем на 1/3; реализация этой части зерна на питание городского населения впредь должна осуществляться по рыночным ценам;
- 3) постепенное повышение продажных твердых цен на оставшуюся в рамках государственного регулирования часть зерна по единому снабжению с тем, чтобы существующие закупочные цены и продажные цены сравнялись, приблизившись к рыночным;
- 4) задача заключалась в том, чтобы выбрав соответственно подходящий момент, полностью либерализовать продажные цены на продовольственное зерно для питания в масштабе всей страны [4, с. 106].
Непременным условием товаризации зернового производства и обмена стало сохранение стабильного прироста урожаев зерна, стабильности его снабжения. С этой целью государство наметило ряд крупных направлений работы: 1) создать крупную по масштабам рыночную систему зерна, основой которой должны стать оптовые рынки; 2) создать эффективный механизм макрорегулирования; 3) перейти к политике поддержки основных районов концентрированного производства зерна, т.е. районов товарного производства, формируя на их основе источники поступления зерна государству в достаточных размерах.
В рамках создания целостной системы макрорегулирования важное место отводилось совершенствованию центральной и местных многоступенчатых систем резервного зерна в целях выравнивания рыночных цен посредством интервенции на рынок больших партий зерна, а также задача формирования зерновых фондов риска.
Для усиления поддержки районов производства товарного зерна китайским руководством было намечено существенно увеличить капиталовложения в капитальное строительство в сельском хозяйстве, а также в комплексное освоение новых ресурсов, стимулирование предприятий волостей и поселков по переработке сельскохозяйственной продукции, а также целый ряд других мер.
Эта система включила три ступени взаимосвязанных рынков:
1) широкую сеть первичных рынков зерна на уровне уездов и ниже в качестве «основы»;
2) региональные оптовые рынки зерна на уровне выше уезда, включая оптовые рынки городов и провинций как костяк;
3) центральные оптовые рынки общенационального значения. Несомненно, что новый курс аграрных реформ открыл широкие возможности для развития разных форм кооперации во всех сферах общественного производства.
Следует отметить, что на Китай сегодня приходится всего 7% пахотных угодий земного шара, но при этом страна обеспечивает пропитанием 22% всего человечества, в чем, несомненно, заслуга сельского хозяйства. Так, например, в сельском хозяйстве Китая в 2009 г. сбор зерновых составил 530,82 млн т, растительного масла – 31 млн т, сахаросодержащих культур – 122 млн т [8].
Вместе с тем, несмотря на впечатляющие успехи, которые принесла с собой аграрная реформа, сегодня для Китая всемерное развитие сельскохозяйственного производства по-прежнему остается актуальным для стабильного развития всей экономики страны на ближайшую и более отдаленную перспективу.
Кроме того, для Китая проблема обеспечения страны зерном остается глобальной задачей сельского хозяйства и в XXI веке. Несмотря на самый высокий в мире валовой сбор зерна и низкие потери продукции, Китай отстает от других производителей зерновых по урожайности на каждый гектар земли и производительности труда. Это и послужило главной причиной того, что Китай, производя гигантские объемы сельхозпродукции, вынужден ввозить зерно и к началу нового века стал крупнейшим импортером зерновых. Поэтому всемерное развитие сельскохозяйственного производства и, в частности, повышения урожайности зерновых культур по-прежнему остается актуальным для стабильного развития всей экономики Китая на ближайшую и более отдаленную перспективу.
Успехи китайской экономики за 30 лет реформ показывают жизнеспособность китайской модели перехода от плановой к рыночной экономике, связанной с большой ролью государственного регулирования и значительным объемом инвестиционных программ развития страны.
Источник
Сельская реформа Китая — China’s Rural Reform
Реформа сельского хозяйства Китая (также называемая сельскохозяйственной реформой ) была одной из множества китайских реформ, осуществленных в Китае в 1978 году. Реформы были инициированы Дэн Сяопином , лидером Коммунистической партии Китая в то время.
Реформа аграрного сектора была проведена первой, в результате чего Китай достиг 4 целей:
- Увеличение сельскохозяйственного производства
- Поглощение сельскохозяйственной рабочей силы отраслями
- Снижение бедности
- Повышение качества и количества потребляемой пищи.
СОДЕРЖАНИЕ
В условиях кризиса нехватки продовольствия, возникшего в результате двух китайских революций и быстрого роста населения, потребовалась реформа, которая могла бы обеспечить стабильное производство продуктов питания. Однако темпы реформ были очень медленными. С целью превзойти Великобританию и догнать Америку, « Большой скачок», возглавляемый Мао Цзэдуном с 1958 по 1962 год, был сосредоточен на тяжелой промышленности. Производство стали для производства военной техники стало наивысшим приоритетом, а другие секторы экономики, связанные с улучшением условий жизни людей, такие как сельское хозяйство и легкая промышленность, были недооценены. Для поднятия духа и морального духа людей сообщалось о завышенной урожайности. Это привело к Великому китайскому голоду в 1959 году — одному из самых смертоносных голода в истории. Согласно исследованию, проведенному Ян Цзишеном , около 36 миллионов человек умерли от голода в период голода, в то время как другие западные исследователи оценивают потери до 45 миллионов.
Чтобы восстановить власть, набрать обороты и укрепить свою коммунистическую идеологию внутри партии, Мао Цзэдун в 1966 году инициировал десятилетнюю Культурную революцию . Все, что было связано с капитализмом или традиционными ценностями, было удалено. Миллионы людей бежали из-за нестабильности в стране. Движение за 10 лет нанесло стране политический и экономический ущерб. Экономика была в застое, и бесчисленное количество людей погибло. Более того, из-за убеждения Цзэдуна в том, что процветание страны приходит с большим населением, он призвал пары заводить больше детей. Согласно статистике Всемирного банка , пик фертильности в Китае пришелся на 1966 год, когда каждая женщина рожала в среднем 6,37 ребенка. Этот рост рождаемости привел к росту населения на 2,78% в 1966 году, что стало самым высоким ежегодным приростом в истории Китая. Рост населения в сочетании с застойной экономикой привел к нехватке продуктов питания, что стало причиной проведения реформы в сельской местности.
До реформы
Конференция Бэйдайхэ в 1958 году подтвердил централизация сельскохозяйственного производства. Право людей на владение частной собственностью было отменено, и община стала производственной единицей в сельской местности. До реформы домохозяйства были разделены на коллективные производственные единицы, в которых семьи работали вместе как одна команда. Как это было трудно контролировать работу каждого человека, дает поровну разделены между домохозяйствами, не обращая внимания на различную степень усилий лиц , поставленных в. Это привело к низким стимулам для фермеров к работе жестких, что привело к расшатыванию и неэффективности производства.
Причина реформы
Вначале сельскохозяйственная реформа не была задумана или инициирована правительством Китая, скорее, она была инициирована 18 домашними хозяйствами в деревне Сяоган , Фэнъян Сянь, провинция Аньхой . В 1978 году Фэнян Сянь пережил серьезную засуху. Чтобы решить эту проблему, они придумали схему, в которой каждое домашнее хозяйство отвечало за собственное производство. Сельскохозяйственные орудия и земля были равномерно распределены между домохозяйствами в обмен на получение фиксированных квот на производство. У каждого члена была свобода воли решать, какие культуры выращивать, и они имели право продавать излишки урожая на свободном рынке. От них также ожидалось, что они сами будут справляться с потерями, которые они понесли. Это был прообраз системы семейной ответственности . Это решение полностью противоречило ценностям коммунистической партии, и жители деревни могли быть привлечены к ответственности за это. Из-за этого договоренность держалась в секрете без ведома высших должностных лиц. Соглашение оказалось успешным и вскоре распространилось на другие части провинции Аньхой и провинции Сычуань .
В 1980 году Дэн Сяопин публично заявил о своей поддержке такой политики, и это официально положило начало проведению сельской реформы.
Реформы в разных секторах
Учреждение
После введения системы семейной ответственности от политики колхозов отказались. Первоначально находившаяся в коллективной собственности земля была передана двум или более, и их автономия в производстве и эксплуатации была гарантирована. Фермерам было разрешено производить продукцию самостоятельно, и ожидалось, что они несут ответственность за свои собственные доходы и убытки. От них требовалось только отдавать часть прибыли в виде налогов правительству и иметь право продавать избыточную прибыль на свободном рынке. Такая институциональная реформа значительно повысила свою готовность трудиться и производить урожай больше. Если взять 1978 год за точку отсчета 100, урожайность увеличилась с 77,10 в 1970 году до 148,21 в 1987 году; урожайность увеличилась на 48,21% за 9 лет.
Рынок и планирование
По мере увеличения урожайности зерновых наблюдался избыток. Это превышение снизило рыночную цену продукции. Следовательно, правительство поощряло фермеров, проживающих в районах с достаточным количеством зерна, вкладывать средства в товарные культуры, такие как хлопок и сахарный тростник. Посевные площади товарных культур увеличились с 9,6% в 1978 г. до 13,4% в 1984 г .; рост на 41,6%. Правительство также поощряло развитие поселковых предприятий, которые делали упор на брендинг и разработку особых характеристик. Деревни и города открыли для себя свои преимущества и сосредоточились на специализации на производстве конкретных продуктов. Увеличение капитала и использование химических удобрений указали на преобладание коммерциализации и механизации сельского хозяйства, что также объясняет постепенное сокращение количества сельскохозяйственных рабочих после 1984 года. По мере того, как производственная линия сельскохозяйственной продукции становилась все более автоматизированной, излишки сельскохозяйственных рабочих были высвобождены из сельской местности. в город, чтобы помочь в городском развитии.
Решение
Прагматичные модернисты реформировали китайскую экономику, чтобы гарантировать отток прибавочной стоимости из сельского хозяйства для финансирования модернизации промышленности и расширения и модернизации инфраструктуры (в основном в городских районах). Сегодня и на протяжении всей эпохи реформ доля социальных инвестиций, направляемых в сельское хозяйство, составляла часть от суммы излишков, созданных в этом секторе (и менее 2% от общей суммы). По словам Фан Гана, написавшего в Обзоре сельских районов Китая : «Если бы доля сельского хозяйства в национальных инвестициях была приведена в соответствие с его долей в национальном доходе, инвестиции в сельское хозяйство должны были бы вырасти до более чем 300 миллиардов юаней (в ценах 1994 года), или в десять раз превышающий текущий уровень «. Для повышения продуктивности сельского хозяйства потребуются дополнительные инвестиции для улучшения сельского хозяйства, предположительно из промышленности, но результатом будет замедление темпов модернизации промышленности (с сопутствующим замедлением повышения производительности и «конкурентоспособности» в этом секторе). . Конкуренция, связанная с торговлей, скажется на сельском хозяйстве или промышленности, либо в том и другом.
Источник
Аграрные реформы в КНР в 1978–1984 годах
После консолидации власти в КНР в руках Дэн Сяопина и его соратников в Китае наступило время перемен и реформ, которые проводились весьма решительно и смело, но также с крайней осторожностью, ибо надо «переходить реку, нащупывая камни на дне», – таков был и совет, и указание лидера КПК. Реформы было решено начать с деревни, что вызвало тогда, по свидетельству самого Дэн Сяопина, немало толков и пересудов (Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. М., 1988. С. 157).
Создание народных коммун в китайской деревне привело поначалу к небольшому росту сельскохозяйственного производства в Китае. Однако энтузиазм крестьян при отсутствии материальных стимулов не мог продолжаться долго. Народные коммуны смогли более чем вдвое увеличить площадь орошаемых земель. В китайской деревне в 1967–1977 годах значительно возросло использование удобрений. Здесь стал выращиваться высокоурожайный полукарликовый рис, на который к 1977 году приходилось уже около 80 % засеянных рисом земель. Однако все имущество народных коммун было общим, и крестьянам в большинстве случаев было запрещено заниматься подсобными промыслами. В коммунах царила полная уравниловка и бесплатное распределение ресурсов внутри очень большого коллектива. Результатом стала постепенная деградация народных коммун. Материальная база коммун почти не росла, так как китайская деревня почти не оснащалась какой-либо техникой. Не скрепленные технологически коммуны все чаще и чаще распадались на менее крупные объединения – бригады, а то и звенья. Во многих провинциях Китая дело дошло до закрепления производственных заданий за отдельными крестьянскими дворами. В Китае начал стихийно возрождаться семейный подряд. По данным китайской печати, уже в конце 1980 года система семейного или подворного подряда возобладала в 20 % производственных бригад в стране. Общего законодательства или обязательных для исполнения постановлений ЦК КПК на этот счет не имелось, и решения принимались на местном уровне. Сами лидеры КПК ждали – какая форма землепользования окажется в китайской деревне наиболее эффективной и популярной.
Самой популярной и эффективной формой оказался семейный подряд, когда семья или двор брали в аренду на 3–5 лет участок земли для семейного землепользования. Часть урожая продавалась по твердым ценам государству, другая часть передавалась производственной бригаде – в уплату за предоставленную технику или иную помощь. Остальная часть урожая, а это, как правило, было более чем половина, семья получала в свое полное распоряжение. Мы видим здесь очевидное сходство с теми формами землепользования, которые возникли в советской деревне в 1925–1927 годах, т. е. в пору наибольшего развития форм и методов НЭПа. Чем кончился НЭП в Советском Союзе и в советской деревне, мы знаем очень хорошо. Но Китай уже прошел свой опыт принудительной коллективизации, и возвращаться как к колхозам, так и к «народным коммунам» здесь никто не хотел. Избавленная от давления сверху китайская деревня сама выбрала для себя оптимальные для условий начала 1980-х годов формы хозяйствования. По данным китайской статистики, в 1978 году 180 млн крестьянских дворов Китая были объединены в 52,7 тыс. коммун, подразделявшихся на 690 тыс. больших производственных бригад и 4,8 млн производственных бригад. А к концу 1984 года в стране осталось лишь 249 коммун, 7 тыс. больших производственных бригад и 128 тыс. производственных бригад, тогда как 97,9 % крестьянских дворов перешли на подворный семейный подряд. В связи с этим обвально сократилась доля доходов, полученных крестьянами от коллективного хозяй ства: с 66,3 % в 1978 году до 21,5 % в 1982 году и 11,6 % в 1983 году (Китай на пути модернизации и реформ. 1949–1999 гг. Москва, РАН. 1999. С. 159). Самоликвидация народных коммун и переход китайской деревни на семейный подряд неизбежно вели здесь к возобновлению процесса расслоения крестьянских хозяйств – на более зажиточные и менее зажиточные. Некоторые из крестьянских хозяйств разорялись, и у части крестьян не оставалось другого выхода, как бросить землю и передать свои права аренды более успешному соседу. Стали появляться в деревне и более эффективные и более богатые хозяйства. Однако в отличие от советского опыта 1929–1933 годов богатые китайские хозяйства не притеснялись и не ограничивались как якобы «кулацкие», а, напротив, поощрялись.
Переход китайской деревни к семейному подряду привел к заметному росту производительности крестьянского труда. В 1984 году сбор зерновых превысил 400 млн тонн, что почти на 30 % превышало показатели 1977 года. Почти в 2 раза возросло производство хлопка, в 2,5 раза – производство мяса, более чем в 3 раза – производство масличных и сахароносных культур. В 2 раза возросло и производство чая (Энциклопедия нового Китая. М., 1989. С. 260–270). В постановлениях ЦК КПК и Госсовета система семейного подряда была не только одобрена, но ее называли здесь «великим творением китайских крестьян». Однако возможности этой формы мелкого землепользования были ограниченны. Уже в 1985 году в Китае произошло сокращение общего объема производства основных продовольственных культур. Роста сельскохозяйственного производства не наблюдалось и в 1986 году. Производство зерна в Китае, достигнув в 1984 году 407 млн тонн, упало в 1986 году до 369 млн тонн, и только в 1987 году снова вернулось к показателю в 402 млн тонн (Китайская Народная Республика. Справочник. M., 1989. С. 131). После 6 лет быстрого роста в Китае началось явное торможение в развитии сельского хозяйства. Для преодоления этой тенденции было принято множество разного рода усовершенствований, я укажу ниже лишь на некоторые из них.
Еще в начале 1980-х годов в китайской деревне стали восстанавливаться и развиваться разного рода промыслы. Крестьяне занимались перевозкой грузов, посреднической торговлей. В тех сельских районах или деревнях, где имелись разного рода гидросооружения, большие производственные помещения и склады или относительно крупная для условий Китая сельскохозяйственная техника, там небольшие группы хозяйств объединялись для их совместного использования – это были НХО, или «новые хозяйственные объединения». Специальным решением ЦК КПК было разрешено тем семьям, которые не справлялись с обработкой своего участка, передавать за определенную плату свой пай «более умелым земледельцам». Это вело к расширению товарного производства в китайской деревне и к появлению все более специализированных и более крупных хозяйств. В Китае быстро росло число «специализированных дворов», которые имели участки земли в 5 и 10 раз большие, чем средние по уезду. Примерно треть таких хозяйств занималась растениеводством, треть – животноводством. Многие хозяйства занялись разведением рыбы в прудах.
Государство еще не имело возможности вкладывать в сельское хозяйство значительные капиталы, и сельскохозяйственной техники в китайской деревне было очень мало. На весь огромный Китай в 1985 году – 852 тысячи крупных и средних тракторов и 3,8 млн мелких огородных тракторов. В деревне работало только 430 тыс. грузовых машин и около 35 тыс. комбайнов. Потребление минеральных удобрений в сельском хозяйстве Китая составило в 1985 году 17,8 млн тонн. Орошаемые площади в 1960–1985 годах даже немного сократились – с 45 до 44 млн гектаров (там же, с. 219). От промышленности китайская деревня получала в 1980-е годы главным образом простую технику – плуги, сеялки, гидронасосы, ручную технику и т. п.
Более богатые и более специализированные хозяйства в китайской деревне нуждались, естественно, в наемном труде, который в прежние годы считался недопустимым признаком развития капитализма. Однако Китай не пошел на те меры насилия по отношению к богатым крестьянам, на которые пошел в СССР Сталин в 1929–1932 годах. Напротив, китайское руководство узаконило ту политику, которая в СССР оценивалась как «правый уклон». На XIII съезде КПК в 1987 году было принято принципиальное решение о легализации в Китае частной собственности, которая была ликвидирована во времена Мао Цзэдуна. В Отчетном докладе и в резолюциях съезда было сказано, что «частная собственность в Китае и неизбежно связанный с ней наемный труд на начальном этапе социализма неизбежны и являются необходимым и полезным дополнением к экономике, основанной на общественной собственности». Дэн Сяопин говорил еще до XIII съезда КПК, а позднее несколько раз повторил простой тезис: «Чтобы развивать производство, не надо опасаться, что одни станут богаче раньше, чем другие… Надо дать возможность части хозяйств разбогатеть раньше и быстрее других». Это означало не только разрешение, но и поощрение происходящего в китайской деревне расслоения. В печати говорилось, что такая политика просто необходима для того, чтобы развивать на селе многоотраслевое хозяйство, воспитывая и развивая среди крестьян навыки хозяйственной предприимчивости.
Это была правильная политика, и она принесла к концу 1980-х годов ощутимые результаты как в производстве сельскохозяйственной продукции, так и в создании в сельской местности огромного числа волостно-поселковых предприятий, которые в течение 10–15 лет превратились не только в одну из опорных отраслей сельской экономики Китая, но и в важную часть всего народного хозяйства страны.
Источник
Экономические реформы в Китае с 1978 года
Экономические реформы в Китае с 1978 года (Политика реформ и открытости) — экономические реформы, осуществляемые в Китае с 1978 года. К ним, в частности, относятся либерализация цен, либерализация внешней торговли, реформа собственности, аграрная реформа.
Главной особенностью китайской стратегии реформ является постепенность продвижения к рынку, а не обвальная либерализация экономики, которая была проведена в большинстве других стран бывшего соцлагеря. Благодаря такой стратегии Китаю удалось избежать экономического спада, быстрой инфляции и многих других негативных явлений, сопровождавших реформы в странах, выбравших радикальную модель либерализации.
В период реформ Китай совершил переход от плановой экономики к рыночной экономике. Реформы сопровождались быстрым экономическим ростом, повышением благосостояния населения, увеличением международного влияния Китая. Страна превратилась из преимущественно сельскохозяйственной в одну из самых мощных в мире промышленных держав. [1]
Содержание
[править] Реформы
[править] Либерализация цен
Способ либерализации цен, реализованный в Китае был основан на сочетании плановой и рыночной систем производства, одновременном использовании фиксированных и гибких цен. [2]
Каждому предприятию давались плановые задания и выделялись ресурсы для их выполнения. Произведённая в рамках плана продукция оплачивалась по ценам, назначаемым централизованно. Всё, что произведено сверх плана, поставлялось на рынок по гибким ценам. Централизованные цены постепенно повышались, оставаясь, однако, ниже рыночных, поэтому предприятия стремились расширять рыночные продажи. При этом каждое повышение плановых цен сопровождалось субсидированием потребителей или налоговой скидкой для предприятий. Плановые задания выбирались не напряжёнными, так чтобы оставить предприятиям возможность сверхпланового производства. Более того, по мере роста производственных мощностей эти задания увеличивались достаточно медленно или даже уменьшались, так что со временем доля планового выпуска становилась незначительной, и плановые задания могли быть отменены без каких либо отрицательных последствий для системы. Этот процесс получил название «дуальной либерализации». Идея дуальной либерализации систематически нигде раньше не использовалась и была новаторской. [3]
Описанная смешанная система обладала очевидным недостатком: она стимулировала предприятия покупать как можно больше ресурсов по низким плановым ценам с тем, чтобы производить из них продукцию для продажи на свободном рынке. Как бы ни ужесточать контроль, полностью предотвратить такое поведение вряд ли было возможно. Этот недостаток дуальной либерализации с лихвой компенсировался её достоинствами. И ценовые, и материальные пропорции менялись постепенно. Предприятия и потребители получили возможность адаптироваться к условиям рынка, перестроить производственные мощности. По мере расширения рыночных продаж формировалась инфраструктура рынка. [4]
В работах ряда экономистов были построены модели смешанных экономик, напоминающих китайский вариант сочетания плана и рынка. Было отмечено, что возможность продажи сверхплановой продукции по рыночным ценам увеличивает благосостояние всех участников. Если плановые обязательства формулируется в агрегированном виде и в денежной форме, то результирующее распределение оказывается Парето-оптимальным. Однако при увеличении плановых цен некоторые предприятия могли проиграть. [5]
Смешанная система создавалась в Китае очень осторожно. В самом начале реформ, в 1978 году, шесть предприятий в провинции Сычуань получили право поставлять сверхплановую продукцию по свободным ценам. В следующем 1979 году это право было делегировано 100 предприятиям. Ещё через год система была распространена на государственные предприятия, производившие 60 % всей продукции. К 1984 году уже все предприятия стали участниками свободного рынка, однако рыночные цены могли быть выше плановых не более чем на 20 %. Это последнее ограничение было снято в 1985 году. При этом китайские реформаторы неукоснительно следовали принципу компенсации проигравшим: каждое повышение плановых цен в ходе ценовой реформы сопровождалось субсидированием потребителей или налоговой скидкой для предприятий. К 1993 году доля планового выпуска сократилась до 5 %, и план был отменён полностью. Таким образом процесс либерализации цен практически закончился, продлившись 15 лет. [6] [7]
Благодаря такой стратегии ценовой реформы Китаю удалось избежать производственного спада, быстрой инфляции, доминирования бартера и кризиса неплатежей. [8] [9]
[править] Либерализация внешней торговли
Китай проводил либерализацию внешней торговли в течение 17 лет, с 1979 по 1996 год, тщательно прокладывая институциональную траекторию, шаг за шагом интегрируясь в мировую экономику. Она осуществлялась путём постепенного подключения отдельных китайских регионов или их групп, которым предоставлялись права торговли с заграницей. [10] [11]
В 1979 году двум провинциям — Гуандун и Фудзянь были предоставлены специальные права вести внешнеторговый обмен и привлекать зарубежные инвестиции. В 1980 году были созданы ещё четыре специальные экономические зоны (СЭЗ), где были разрешены свободные цены и частная собственность. В 1984 году специальный внешнеторговый статус получили 14 прибрежных городов, в 1988 году — провинция Хайнань, в 1992 году — большинство городов на реке Янцзы и на границах страны были также вошли в зоны развития. После этого иностранные инвесторы, наконец, поверили в неизменность китайского курса: иностранные инвестиции за один 1992 год выросли в 2,7 раза. На каждом этапе характер предоставляемых прав несколько различался, но всё это время в соответствии с идеей дуальной либерализации сохранялись два обменных курса — плановый и рыночный. Лишь к концу 1993 года плановый курс был отменён. Предприятиям, которым это изменение могло нанести ущерб, государство компенсировало потери. К этому моменту разница между плановым и рыночным обменными курсами составляла 50 %, но плановый курс применялся лишь к одной пятой всего объёма внешней торговли. В 1996 году была объявлена конвертируемость юаня по текущим операциям, однако по капитальным операциям сохранился жёсткий государственный контроль. Всё это время экспортные отрасли поддерживались государством, проводилась активная тарифная политика. С конца 1990-х годов она дополняется и частично замещается политикой занижения реального валютного курса за счёт накопления валютных резервов. [12]
Избранная Китаем стратегия либерализации внешней торговли позволила избежать массового вывоза сырья вследствие разницы мировых и внутренних цен и подавления внутреннего производства фирмами-импортёрами. [13]
[править] Реформа собственности
Перед Китаем стояла задача двигаться к частной собственности в условиях патерналистских ожиданий, отсутствия правовой культуры и судебной системы, готовой защищать эту собственность и регулировать отношения между предпринимателями и работниками, при недостатке эффективных менеджеров, при отсутствии развитой кредитной системы и посреднических структур. [14]
Коллективная собственность стала промежуточным институтом в процессе перехода от государственной к частной собственности, причём такой тип институциональной траектории не был запланирован реформаторами. Однако китайские управленцы, обнаружив неожиданный подъём коллективных предприятий, не стали чинить им препятствия, а напротив, поддержали их развитие, несмотря на то, что сложившиеся в них принципы «корпоративного управления» решительно противоречили западным нормам. Китайский вариант коллективного предприятия опирался на общинные связи, которые в Китае, не завершившем процессов индустриализации и урбанизации, ещё не были разрушены. [15]
Мотором экономического роста в 1970—1980-х годах стали муниципальные предприятия — городские и сельские. Формально эти предприятия были собственностью небольших городов и сёл, фактически значительная (не всегда чётко определённая) их доля принадлежала муниципальным администрациям, назначавшим менеджеров. Подобное весьма странное для западного наблюдателя и неэффективное при развитом рынке смешение бизнеса и государственного управления было характерно и для других успешных азиатских экономик — Японии, Южной Кореи, Тайваня. [16]
Региональные и партийные функционеры, обогащаясь за счёт муниципальных предприятий, обеспечивали им административную поддержку в условиях размытых законов и изменчивых правил, равно как и защиту от посягательств криминальных структур и федеральных органов. Распределение прибыли не оговаривалось заранее, а осуществлялось «по факту» после её получения. [17]
Муниципальные предприятия имели более жёсткие бюджетные ограничения, чем государственные, и обладали большей свободой в выборе цен, формы и уровней оплаты труда, номенклатуры товаров. В отличие от частных фирм их контролировали муниципальные органы. Таким образом, эту форму можно считать промежуточной. Хотя, как отмечалось выше, бурный рост таких предприятий явился неожиданностью для китайского руководства, но в дальнейшем государство их поддерживало. В частности, они платили меньшие налоги, чем частные фирмы. [18]
В период реформ доля государственных предприятий в промышленном производстве Китая постепенно снижалась. Если в 1970 году она составляла 88 %, то в 1980 году — 75 %, в 1990 году — 55 %, в 1999 году — 28 %. В первые годы реформ это происходило за счёт быстрого роста муниципальных предприятий. За это время они выполнили две основные задачи: во-первых, инициировали быстрый рост экономики, а во-вторых, способствовали изменению массовой культуры. Лишь после этого, в 1990-е годы, начался опережающий рост доли частных предприятий в промышленном производстве. Частично это происходило за счёт преобразования коллективных предприятий. В условиях более развитого рынка их недостатки (необходимость делиться с администрацией, недостаточные стимулы для менеджеров) вышли на первый план. Однако крупные корпорации из них, конечно, возникнуть не могли. В результате выращивания традиционного китайского института муниципальных предприятий появился класс предпринимателей, изменилось отношение к негосударственной собственности, начала развиваться рыночная инфраструктура. Всё это подготовило почву для трансплантации современной корпоративной формы частного предприятия. [19]
Также была проведена реформа собственности в сфере сельского хозяйства: коммуны были распущены, а земля была отдана в аренду крестьянам на 15 лет, причём право аренды разрешалось перепродавать. Таким образом, и в этом случае была введён промежуточный институт — форма собственности, позволившая создать достаточные стимулы к производству и одновременно сохранить контроль над использованием земли, ограничив тем самым спекуляцию земельными участками. [20]
[править] Аграрная реформа
Свои аграрные реформы правительство Дэн Сяопина решило в качестве эксперимента начать в одной из провинций, где была ликвидирована коллективная система хозяйства, а земля передана в аренду крестьянам. Так как новая система оказалась высокоэффективной (сборы зерна увеличились на 10 %), то её перенесли и на национальный уровень. Вскоре в Китае была проведена земельная реформа с использованием «политики ответственности крестьянских хозяйств», введено свободное ценообразование для крестьян, которые, по мере того как становились богаче, начали покупать промышленные товары. Впервые с 1949 года в Конституции были закреплены имущественные права граждан, что стало поощрять частную инициативу на селе. В результате с 1981 года 98 % сельскохозяйственных земель обрабатывается крестьянскими семьями. [21]
Аграрная реформа доказала свой успех. Если до реформы сборы зерна росли на 2,1 % в год, то после реформы — на 4,9 %. Согласно расчётам американского экономиста Роберта Мида, три четверти роста производительности труда в сельском хозяйстве Китая с 1978 по 1984 год были вызваны аграрной реформой и лишь четверть — улучшением методов обработки земли. В 1985 году, впервые за 25 лет, Китай стал экспортёром зерна. [22]
[править] Характеристика реформ
Стратегия китайских реформаторов при переходе от плановой экономики к рыночной опиралась на нестандартные промежуточные институты — дуальную либерализацию цен и муниципальные предприятия — неэффективные в развитой экономике, но хорошо приспособленные для китайских условий. Используя более стандартный институт — специальную экономическую зону, они, экспериментируя, тщательно подбирали подходящие для Китая правила внешней торговли. Старые институты не разрушались мгновенно, а постепенно вытеснялись новыми. Был сохранён жёсткий контроль над рынками капитала. Градуалистский подход позволил не вкладывать сразу слишком много ресурсов в институциональное строительство, сократить издержки адаптации, избежать институциональных дисфункций. Промежуточные институты не требовали резких изменений технологии или массовой культуры, напротив, они сами способствовали их эволюции в нужном направлении. [23]
Китайские реформаторы тщательно соблюдали требование компенсации потерь (яркими примерами этого являются реформа рынка труда или отмена планового обменного курса), добившись того, что в процессе реформ выигрывали все основные слои населения. Благодаря перечисленным обстоятельствам, жёсткому государственному контролю и правильному выбору последовательности реформ (сначала либерализация цен, потом — либерализация внешней торговли и лишь затем — приватизация) удалось сдержать перераспределительную активность в приемлемых рамках и избежать институциональных ловушек. [24]
Политическая стабильность и неизменность экономического курса, активная и успешная государственная политика стимулирования роста, массовые обсуждения проектов и результатов реформ способствовали формированию благоприятных институциональных ожиданий, хорошего инвестиционного климата, привлечению внешних инвесторов. [25]
[править] Ход реформ
На первом этапе (декабрь 1978 года — сентябрь 1984 года) реформ был выдвинут лозунг «Плановая экономика — основа. Рыночное регулирование — дополнение». Основное внимание уделялось деревне, в городе проводились эксперименты по расширению хозяйственной деятельности предприятий, создавались специальные экономические зоны (СЭЗ). [26]
Для второго этапа (октябрь 1984 года — декабрь 1991 года) характерно развёртывание реформ, использовался лозунг «плановая товарная экономика». Центр тяжести переместился из деревни в город, государственные предприятия стали основным звеном реформ, при этом главное внимание уделялось ценам. Реформы стали постепенно распространяться на социальную сферу, развитие науки, техники и образования. [27]
На третьем этапе (с начала 1992 года до 2002 года) под лозунгом «социалистической рыночной экономики» формировалась новая экономическая система, направленная на дальнейшее расширение и развитие рынка, создание управления предприятиями, а также формирование макрорегулирования и контроля со стороны государства на новой основе. [28]
С 2003 года начался четвёртый этап реформ, который на 3-м пленуме ЦК КПК XVI созыва (9 октября 2003 года) был обозначен как «этап совершенствования социалистической рыночной экономики». [29]
Источник