Тест по литературе Осел и Соловей 6 класс
Тест по литературе Осел и Соловей (И.А. Крылов) с ответами для учащихся 6 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 1 общее задание с развернутым ответом.
Осёл увидел Соловья
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твоё услышав пенье,
Велико ль подлинно твоё уменье?»
Тут Соловей являть своё искусство стал:
Защёлкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало всё тог да
Любимцу и певцу Авроры:
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец. Осёл, уставясь в землю лбом:
«Изрядно, — говорит, — сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом:
Ещё б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился».
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.
Избави, бог, и нас от этаких судей.
1 вариант
Задания с кратким ответом
1. Как называется композиционный элемент басни, представленный в последней строке?
2. Выпишите из текста слово со значением
испытывающий неясную, беспричинную грусть, устало-нежный.
3. Кто такая Аврора?
4. Как называется изобразительно-выразительное средство, основанное на скрытом сравнении?
… мелкой дробью вдруг по роще рассыпался …
5. Укажите название изобразительного средства:
… мой бедный Соловей
Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.
Задание с развернутым ответом
6. Какими средствами автор убеждает читателя в невежестве Осла?
2 вариант
Задания с кратким ответом
1. В образе Осла иносказательно воплощены невежество, глупость и наглость.
Как называется этот художественный приём?
2. Выпишите из текста слово со значением
слушать с особым вниманием, проникновенно, заинтересованно.
3. В каком значении в басне употреблено слово изрядно?
4. Как называется изобразительное средство, основанное на скрытом сравнении?
И томной вдалеке свирелью отдавался …
5. Как называется художественное преувеличение?
Защёлкал, засвистал
На тысячу ладов …
Задание с развернутым ответом
6. Какими средствами автор убеждает читателя в невежестве Осла?
Ответы на тест по литературе Осел и Соловей
1 вариант
1. мораль
2. томный
3. богиня зари
4. метафора
5. эпитет
2 вариант
1. аллегория
2. внимать
3. хорошо
4. метафора
5. гипербола
Источник
Итоговый тест по литературному чтению, 2 класс, УМК «Планета знаний»
Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали, что в одной далёкой стране живёт старый мудрый человек, который учит музыке. Тогда птицы послали к нему аиста и соловья. Аист очень торопился. Ему не терпелось стать первой в мире птицей-музыкантом. Он так спешил, что вбежал к мудрецу в дом и даже в дверь не постучался, не поздоровался со стариком, а изо всех сил крикнул ему прямо в ухо: -Эй, старикан! Ну-ка научи меня музыке! Но мудрец решил сначала поучить его вежливости. Он вывел аиста на порог, постучал в дверь и сказал: -Нужно делать вот так! -Всё ясно!- обрадовался аист.- Это и есть музыка?- и улетел, чтобы поскорее удивить мир своим искусством. Соловей на маленьких крыльях прилетел позже. Он робко постучал в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке. Мудрецу понравилась приветливая птица. И он обучил соловья всему, что знал сам. С тех пор скромный соловей стал лучшим в мире певцом. А чудак аист умеет только стучать клювом. Да ещё хвалится и учит других птиц: -Эй, слышите! Надо делать вот так, вот так! Это и есть настоящая музыка. Если не верите, спросите старого мудреца. ( В.Берестов)
Выполни задания.
Ставь Х рядом с правильным ответом
В какой из сборников следуют поместить это произведение?
1) в сборник рассказов
2) в сборник авторских сказок
3) в сборник народных сказок
Сколько персонажей в этом тексте?
Укажи верный вариант ответа на вопрос «Для чего птицы послали аиста и соловья к мудрецу?»
1) набраться мудрости
2) учиться танцевать
Кто первым попал к мудрецу?
С какими словами обратился аист к мудрецу?
1) -Здравствуй мудрец! Пожалуйста, научи меня музыке.
2) -Эй, старикан! Ну-ка научи меня музыке!
3 ) -Мудрец! Научи меня петь.
Какая характеристика подходит соловью?
Чему у мудреца научился аист?
2) стучать клювом
Выбери пословицу, которая наиболее точно передаёт главную мысль произведения.
1) Где ум, там и толк.
2) Умный себя винит, глупый- своего товарища.
3) Ум хорошо, а два лучше.
Отметь слова, характеризующие аиста. (Обрати внимание: ответов может быть несколько.)
Выпиши из текста предложение, в котором аист описывает своё пение. Ответ:________________________________________________________
Прочитай текст.
В один из жарких дней набрёл я на поляну в тайге. От лесного пожара она выгорела, но на чёрной земле уже росли кустики брусники и кивал головками иван-чай. На краю поляны были заросли малины. Я собирал малину, а впереди какой-то зверь шёл, шуршал в листьях. Решил я узнать, что это за зверь, сел на пенёк и стал тихонько посвистывать. Зверь сначала остановился, а потом стал ко мне подкрадываться. Он думал, что я его не вижу, а верхушки малиновых кустов тихонько шевелятся и его выдают. Вскоре из кустов высунулся чёрный нос и два глаза. Тут я его сразу узнал – это медвежонок. Медвежонок подошёл ко мне и стал меня обнюхивать. Обнюхал, облизал ботинок, нашёл пуговицу на рубашке и стал её сосать. И тут я услышал, что в малиннике сучья затрещали. Это, наверное, медведица медвежонка ищет. Хотел я встать, а медвежонок в пуговицу вцепился, рычит и не пускает. Вдруг медведица услышит, как он рычит, подумает, что его обижают и прибежит. А у меня даже ружья нет! Я скорее пуговицу оторвал и отдал медвежонку, а сам бегом – медведице разве объяснишь, что медвежонок поиграть со мной захотел! ( по Г. Снегирёву )
Выполни задания.
Ставь Х рядом с правильным ответом.
О чём рассказывается в тексте?
1) о том, как медведица учила медвежонка собирать малину
2) о встрече человека и медвежонка
3) о том, как растёт в тайге малина
4) о лесном пожаре
Где произошла встреча с медвежонком?
1) в зарослях малины
2) в сосновом бору
3) в берёзовой роще
4) на берегу реки
В какое время года произошла эта встреча?
Рассказчик убежал потому, что
1) ему надоел медвежонок
2) вспомнил, что потерял ружьё
3) испугался медведицы
4) испугался, что медвежонок оборвёт все пуговицы
Выбери правильное утверждение.
1) Медведица напала на рассказчика.
2) Рассказчик видел медведицу
3) Медвежонок испугался и убежал.
4) Медвежонок оказался очень любопытным
Как ты понимаешь выражение «кивал головками иван-чай»?
1) цветок наклонялся из стороны в сторону
2) цветок звал человека
3) цветок соглашался с происходящим
4) цветок отцвёл и засох
Укажи в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4.
1) … Медвежонок решил поиграть с человеком.
2) 1. Рассказчик собирал малину.
3) … Медвежонок вышел на свист.
4) … Рассказчик испугался и убежал.
Главным образом автор хотел
1) описать внешний вид медвежонка
2) объяснить, как растёт малина
3) описать таёжный лес
4) рассказать о поведении маленького медвежонка
Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль текста?
1) Я собирал малину, а впереди какой-то зверь шёл.
2) А у меня даже ружья нет!
3) Медвежонок поиграть со мной захотел!
4) Сел я на пенёк и стал тихонько посвистывать.
Какое из названий наиболее всего подходит к истории, рассказанной автором?
Источник
Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали, что в одной далёкой стране живёт старый, мудрый человек, который учит музыке. Тогда птицы послали к нему Аиста и Соловья проверить, так ли это. Аист очень торопился. Ем.
Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали, что в одной далёкой стране живёт старый, мудрый человек, который учит музыке. Тогда птицы послали к нему Аиста и Соловья проверить, так ли это. Аист очень торопился. Ему не терпелось стать первым в мире музыкантом. Он так спешил, что вбежал к мудрецу и даже в дверь не постучался, не поздоровался со стариком, и изо всех сил крикнул ему прямо в ухо: — Эй, старикан! Ну-ка, научи меня музыке! Но мудрец решил сначала поучить его вежливости. Он вывел Аиста за порог, постучал в дверь и сказал: — Надо делать вот так. — Всё ясно! — обрадовался Аист. — Это и есть музыка? — и улетел, чтобы поскорее удивить мир своим искусством. Соловей на своих маленьких крыльях прилетел позже. Он робко постучался в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке. Мудрецу понравилась приветливая птица. И он обучил соловья всему, что знал сам. С тех пор скромный Соловей стал лучшим в мире певцом. А чудак Аист умеет только стучать клювом. Да ещё хвалится и учит других птиц: — Эй, слышите? Надо делать вот так, вот так! Это и есть настоящая музыка! Если не верите, спросите старого мудреца. Задание : 1.Определите тип и стиль речи текста 2.От чьего лица ведется речь? 3.Сформулируйте тему 4.Сформулируйте основную мысль 5.Охарактеризуйте заглавие текста;как оно соотносится с темой и основной мыслью текста 6.Выделите начало текста фигурной скобкой. 7.Выделите окончание текста фигурной скобкой 8.Перечислите основные действия героев сказки . 10.Составьте план текста
Источник
Энциклопедия сказочных героев
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
среда, 28 ноября 2018 г.
Берестов В. «Аист и соловей»
Берестов В., сказка «Аист и соловей»
Жанр: литературная сказка о животных
Главные герои сказки «Аист и соловей» и их характеристика
- Аист. Торопливый, бесцеремонный, грубый, глупый.
- Соловей. Тихий, вежливый, деликатный, умный.
- Старые времена
- Мудрец-музыкант
- Бесцеремонный аист
- Как нужно стучать в дверь
- Вежливый соловей
- Два певца.
- В старые времена птицы не умели петь.
- Они полетели к мудрецу.
- Аист не поздоровался и не постучал, и мудрец учил его стучать в дверь.
- Соловей был вежливым и мудрец обучил его музыке.
- Соловей стал лучшим певцом.
- Аист хвастал, что он лучший музыкант.
Чему учит сказка «Аист и соловей»
Сказка учит вежливости, приветливости, деликатности. Учит не забывать здороваться при встрече, спрашивать разрешения, говорить вежливые слова. Учит как правильно вести себя в обществе.
Отзыв на сказку «Аист и соловей»
Мне понравилась эта простая сказка, которая показывает, что если человек хочет чего-то добиться, он должен быть вежливым с другими людьми. И тогда ему обязательно помогут. А грубияну никто помогать не станет.
Пословицы к сказке «Аист и соловей»
Вежливость ничего не стоит, но много приносит.
От вежливых слов язык не отсохнет.
Добрый привет и кошке люб.
Худо жить без ласкового слова.
Стол спасибом красится.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Аист и соловей»
Давным-давно было время, когда птицы еще не умели петь, но им этого очень хотелось. И вот однажды аист и соловей прослышали про старого мудреца, который учил птиц музыке. Они поспешили отправиться к мудрецу.
Торопливый аист на своих огромных крыльях прилетел первым и распахнул дверь в покои мудреца даже не постучав. Он сразу потребовал, чтобы мудрец научил его музыке.
Однако мудрец решил сперва научить аиста вежливости. Он вывел птицу за дверь и постучал по ней — вот как надо!.
Аист решил что мудрец научил его музыке, обрадовался и улетел.
Позже до мудреца добрался маленький соловей. Он был тихим и вежливым. Соловей постучал в дверь, поздоровался, вежливо попросил обучить его музыке. И мудрец с удовольствием занялся обучением вежливой птицы.
С тех пор соловей и стал самым лучшим музыкантом и певцом среди птиц.
А аист умеет только стучать клювом, но все равно похваляется, что это и есть лучшая музыка. Ведь так его учил старый мудрец.
Источник
Итоговая работа
Ученик самостоятельно читает текст и выполняет задания к нему. Каждый вариант состоит из 15 заданий, дифференцированных по трем уровням сложности. При выполнении заданий 1 — 10 (часть 1) учащиеся должны выбрать один правильный ответ из четырех предложенных. Задания 11 — 14 (часть 2) требуют самостоятельного ответа. Это могут быть вопросы по тексту или вопросы, проверяющие уровень начитанности учащихся.
Задание 15 (часть 3) повышенной сложности. Оно носит творческий характер. Учащиеся должны ответить на вопрос 5 — 6 предложениями.
Требования к уровню подготовки учащихся,
оканчивающих начальную школу
Учащиеся должны знать/понимать:
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Учащиеся должны уметь:
читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости);
определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
создавать небольшой устный текст на заданную тему;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные;
приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация).
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Рекомендации по оцениванию результатов
Каждое верно выполненное задание части 1 оценивается в 1 балл, части 2 – в 2 балла.
18 баллов — оценка «5»;
17 – 13 баллов — оценка «4»;
13 – 9 баллов — оценка «3»;
менее 9 баллов — оценка «2».
Задание 15 оценивается отдельно.
Итоговая контрольная работа за курс начальной школы
по литературному чтению за 2010 – 2011 учебный год.
Вариант 1
Прочитай текст.
Аист и соловей.
Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали, что в одной далёкой стране живёт старый, мудрый человек, который учит музыке. Тогда птицы послали к нему аиста и соловья проверить, так ли это.
Аист очень торопился. Ему не терпелось стать первым в мире музыкантом.
Он так спешил, что вбежал к мудрецу и даже в дверь не постучался, не поздоровался со стариком и изо всех сил крикнул ему прямо в ухо:
— Эй, старикан! Ну-ка научи меня музыке!
Но мудрец решил сначала поучить его вежливости. Он вывел аиста за порог, постучал в дверь и сказал:
— Надо сделать вот так.
— Всё ясно, — обрадовался аист. — Это и есть музыка? — и улетел, чтобы поскорее удивить мир своим искусством.
Соловей на своих маленьких крыльях прилетел позже. Он робко постучался в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке.
Мудрецу понравилась приветливая птица. И он обучил соловья всему, что знал сам.
С тех пор скромный соловей стал лучшим в мире певцом.
А чудак аист умеет только стучать клювом. Да ещё хвалится и учит других птиц:
— Эй, слышите? Надо делать вот так, вот так! Это и есть настоящая музыка! Если не верите, спросите старого мудреца.
(195 слов) С. Берестов
В заданиях 1 — 10 отметь правильный ответ.
1. Определи жанр произведения.
1) рассказ 2) сказка 3) басня 4) стихотворение
2. Где происходят события?
1) в соседней стране 2) в одной далёкой стране
3) в маленьком городке 4) в сказочной стране
3. Каких птиц отправили учиться музыке?
1) аиста и воробья 2) аиста и соловья
3) журавля и соловья 4) журавля и воробья
4. Почему аист торопился?
1) он всегда торопился 2) он быстро летал
3) ему не терпелось стать первым в мире музыкантом
4) ему хотелось встретиться с мудрым человеком
5. Почему соловей прилетел позже?
1) он не торопился 2) он так хотел
3) у него были маленькие крылья 4) ему не хотелось лететь с аистом
6. Какая черта народной сказки присутствует в этом фрагменте?
1) птицы разговаривают 2) волшебные превращения
3) магические числа 4) троекратный повтор
7. Чему в итоге научился аист?
1) музыке 2) скромности 3) вежливости 4) стучать клювом
8. Какую черту характера соловья выделяет автор?
1) доброту 2) хитрость 3) скромность 4) невежество
9. Как автор называет аиста?
1) торопыга 2) хвастун 3) чудак 4) музыкант
10. Почему аист быстро улетел обратно?
1) чтобы поскорее удивить мир своим искусством
2) ему было очень стыдно
3) не хотел встречаться с соловьем
4) очень хотел вернуться домой
В заданиях 11 — 14 запиши ответ.
14. Каким словом можно дополнить предложение?
А. А. Фет, С. А. Есенин, И. С. Никитин — это. __________________________________
Итоговая контрольная работа за курс начальной школы
по литературному чтению за 2010 – 2011 учебный год.
Вариант 2
Три поездки Ильи Муромца
По чистому полю, по широкому раздолью ехал старый казак Илья Муромец и наехал на развилку трёх дорог. На развилке горюч камень лежит, а на камне надпись: «Если прямо ехать — убитому быть, направо ехать — женатому быть, а налево ехать — богатому стать». Прочитал Илья надпись и призадумался:
— Мне, старому, в бою смерть не писана. Дай поеду, где убитому быть.
Долго ли, коротко ли ехал он, выскочили на дорогу три сотни воров-разбойников. Горланят, оружием размахивают:
— Убьём старика да ограбим!
— Глупые люди, — говорит Илья Муромец, — не убив медведя, шкуру делите!
И напустил на них своего коня верного. Сам копьём колол и мечом разил, и не осталось в живых ни единого душегуба-разбойника.
Воротился на развилку и стёр надпись: «Если прямо ехать — убитому быть».
Постоял возле камня и повернул коня направо: «Незачем мне, старому, женатому быть, а поеду, погляжу, как люди женятся».
Ехал час или два и наехал на палаты белокаменные.
Выбегала навстречу красна девица-душа. Брала Илью Муромца за руки, провела в столовую горницу. Кормила-поила богатыря, повела в покой и спать укладывала.
А Илья он смекалист, заприметил неладное. Кинул девицу-красу на перину, а кровать опрокинулась, и провалилась хозяйка в подземелье глубокое.
Выбежал Илья Муромец из палат во двор, разыскал подземелье глубокое, двери выломал и выпустил на белый свет сорок пленников, а хозяйку — красну девицу в тюрьму запер.
После приехал на развилку и другую надпись стёр. Новую надпись написал на камне: «Две дорожки очищены старым казаком Ильёй Муромцем».
— В третью сторону не поеду я. Зачем мне, старому, одинокому, богатым быть? Пусть кому-нибудь молодому богатство достанется.
Повернул старый казак Илья Муромец и поехал в стольный Киев-град нести службу ратную, биться с ворогами, стоять за Русь великую да за русский народ!
(278 слов)
В заданиях 1 — 10 отметь правильный ответ.
1. Определи жанр произведения.
1) рассказ 2) сказка 3) басня 4) былинный сказ
2. Что такое былина?
1) сказка о богатырях 2) русская народная эпическая песня — сказание о богатырях
3) летопись о богатырях 4) быль
3. Что ожидало того, кто решится направо ехать?
1) убитому быть 3) счастливому быть
2) женатому быть 4) богатому стать
4. По какой дороге поехал Илья Муромец в первый раз?
1) где убитому быть 3) где богатому стать
2) где женатому быть 4) где счастливому быть
5. Сколько пленников освободил Илья Муромец?
1) сто 2) сорок 3) пятьдесят 4) тридцать
6. Какой сказочной черты нет в этом произведении?
1) зачина 3) дороги в чужой мир
2) троекратного повтора 4) волшебных предметов
7. По какой дороге Илья Муромец не ездил?
1) где богатому стать 3) где убитому быть
2) где женатому быть 4) он ездил по всем дорогам
8. Объясни выражение «не убив медведя, шкуру делите».
1) сначала надо медведя убить, а потом снять с него шкуру
2) не получив ничего, мечтать, как потратить
3) так говорят про тех, кто медведя никогда не видел
4) надо чаще ходить на работу
9. Как ты понимаешь выражение «стоять за Русь великую»?
1) защищать землю Русскую 2) уехать в другую страну
3) служить людям 4) отлично выполнять свою работу
10. В какой город поехал Илья Муромец нести службу ратную?
1) в Москву 2) в Киев 3) в Новгород 4) в Муром
В заданиях 11 — 14 запиши ответ.
11. Каких ещё былинных героев ты знаешь?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Назови основные черты русского народа, которые воплотились в богатыре.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Назови 2 — 3 авторов, которые писали басни.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Каким словом можно дополнить предложение?
Ш. Перро, Г.Х. Андерсен, братья Гримм — это. _________________________________
Ответь на вопрос. Напиши 5 — 6 предложений.
15. Какое впечатление произвело на тебя это произведение?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы
итоговой контрольной работы за курс начальной школы
по литературному чтению за 2010 – 2011 учебный год.
11. Мудрецу понравилась приветливая птица.
12. Вбежал, не постучавшись — робко постучался в дверь;
не поздоровался — поздоровался;
изо всех сил крикнул прямо в ухо — попросил прощения за беспокойство.
13. Поспешишь — людей насмешишь (аист).
Учение и труд всё перетрут (соловей).
14. Поэты.
11. Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемяка.
12. Смелость, честность, справедливость, смекалка.
14. Сказочники.
Источник