Актуальные проблемы сертификации на российском рынке
Для многих видов товаров в Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация. Это требование обычно действует для тех товаров, технология производства которых достаточно сложна, а невыполнение ее требований становится причиной существенного ухудшения качества. Часто встречается также условие об обязательной сертификации для товаров, которые могут причинить вред здоровью пользователей при несоответствии действующим нормативам качества.
Система сертификации, действующая сейчас, состоит из нескольких компонентов, которые взаимодействуют между собой. В модели наиболее общего вида в их перечень входят:
- государственные органы, принимающие нормативные документы, которые содержат требования к качеству товаров, а также контролирующие соблюдение этих требований;
- нормативная база, содержащая разрешенные параметры товаров;
- уполномоченные организации, имеющие право проводить проверку;
- производители и продавцы товаров, которые обязаны организовывать процедуру сертификации для своих товаров.
Это – достаточно сильно упрощенная модель, которая фиксирует только базовые связи между участниками системы сертификации. Более пристальное рассмотрение механизмов взаимодействия между ними демонстрирует, что простые и эффективные схемы работы осложняются некоторыми деталями, требующими пересмотра и уточнения. В этом материале мы изучим основные проблемы, характерные для рынка сертификации в Российской Федерации в его теперешнем состоянии.
Замена национальной нормативной базы техническими регламентами Таможенного союза
Проблема неоднозначности требований к выполнению проверки качества товаров сейчас проявляется сразу на нескольких уровнях. Первый и, наверное, наиболее важный из них – это взаимное соответствие двух нормативных баз. Мы говорим о национальных законах России в области сертификации и базе Таможенного союза, в котором участвует наша страна, по этому же вопросу.
Сейчас ситуация складывается так, что на уровне ЕАЭС проводится постепенное принятие технических регламентов, действие которых касается всех государств, входящих в состав союзного объединения. Предполагается, что по мере принятия новых техрегламентов для конкретных категорий товаров национальные стандарты будут упраздняться, а требования ТР ТС будут становиться обязательными.
Это часто ведет к неоднозначным ситуациям, поскольку введение ТР ТС почти всегда проводится с отсрочкой. Производители и продавцы товара часто не знают, какой нормативный документ для их товара действует в конкретный момент. Поэтому они не могут сами изучить его требования. Эта проблема постепенно становится менее значимой, когда информация о введении новых техрегламентов доводится до участников рынка. Однако для новых ТР ТС она автоматически получает высокую степень значимости.
Множественность обязательных систем сертификации
Внутреннее российское законодательство в области контроля качества товаров также заметно противоречиво. Сейчас в нашей стране используется более 15 обязательных систем сертификации, применяемых для отдельных видов товаров. Например, они касаются космической техники, воздушного транспорта, систем пожарной безопасности, средств обеспечения защиты данных и др. Их проверку проводят профильные государственные организации или компании, которые уполномочены выполнять контроль в этой области. Конкретный список товаров, подлежащих обязательному контролю со стороны профильного госоргана, устанавливается ведомственными нормативными документами.
В число обязательных систем входят и национальные стандарты ГОСТ. Список товаров, которые контролируются на выполнение применяемых нормативов, приводится в постановлении Правительства № 982. При этом это постановление, как и другие нормативные акты, определяющие правила выполнения обязательной сертификации, регулярно пересматривается. В него вносятся новые товары, а другие исключаются из списка. Это, конечно, создает сложности для производителей и продавцов товаров. Ведь они должны регулярно выполнять мониторинг действующих правовых документов, чтобы убедиться, что требования к параметрам их изделий остались прежними. При этом изготовители товаров, которые ранее не подлежали обязательной сертификации, могут столкнуться с введением такого требования для их продукции.
Сложность выбора схемы сертификации
Даже когда заявитель разобрался со стандартами и нормативами, на соответствие которым ему нужно проверить свой товар, для него остается открытым вопрос о выборе конкретной схемы сертификации. Действующий стандарт ГОСТ Р 53603-2009 содержит 14(!) схем сертификации, а в дополнение к ним ГОСТ Р 54008-2010 вводит еще семь схем декларирования. Такая сложная система делает почти невозможным для самого производителя или продавца выбор нужной схемы. Он вынужден полагаться на мнение исполнителя работ по проверке, не будучи в силах самому подготовиться к проведению контроля или проверить деятельность сертификационного органа.
Качество работы сертификационных органов
Еще один больной вопрос российского рынка контроля качества товаров – работа уполномоченных органов, которые должны быть частью общей системы контроля товаров. Государство, убедившись, что такие организации соответствуют необходимым требованиям, проводит их аккредитацию. Этим оно дает им право выполнять проверку и выносить положительное или отрицательное решение о выдаче сертификационной документации.
Однако на рынке работает большое количество недобросовестных участников, которые за денежное вознаграждение пренебрегают своими прямыми обязанностями по выполнению тщательного контроля. Иногда они совсем не проверяют образцы, выдавая сертификаты любому заявителю. Это ведет к тому, что в магазинах появляется недоброкачественная продукция, не отвечающая государственным требованиям. При этом она имеет сертификационную документацию, вызывающую доверие покупателя. Однако когда он сталкивается с реальным качеством таких продуктов, его доверие к системе обязательной сертификации существенно снижается. Так отдельный недобросовестный участник рынка дискредитирует всю систему.
Непрозрачность ценообразования на рынке
В действующем законодательстве отсутствуют какие-то нормативные документы, регулирующие порядок ценообразования операторов услуг в области сертификации. Это ведет к серьезному разбросу цен, затрудняя ориентацию потенциальных клиентов при выборе исполнителя. Недобросовестные игроки, которые, не выполняя значительную часть работ, не несут существенных расходов и могут выставлять минимальную цену своих услуг. При этом грамотные организации должны покупать сертифицированную технику, нанимать обученных работников и нести другие серьезные расходы, которые не позволяют им проводить демпинговую политику.
К счастью, все больше потребителей услуг этого сектора понимают складывающуюся ситуацию и с подозрением относятся к минимальным ценам. Однако компании, которые выбирают исполнителя только по цене его услуг, этим поддерживают недобросовестные организации и затрудняют работу сертификационных органов, которые выполняют все требования законодательства.
Сложная ситуация в сегменте добровольной сертификации
В дополнение к обязательной сертификации закон № 184-ФЗ, посвященный вопросам технического регулирования, дает возможность прохождения производителями и продавцами добровольной сертификации, подтверждающей важные свойства их товара. При этом в этой части рынка ситуация несколько запутанна.
Сейчас в реестре Росстандарта, содержащем данные о зарегистрированных в России добровольных системах, содержатся данные примерно о двух тысячах таких позиций. При этом, отмечают эксперты, часть из них характеризуется недостаточной четкостью критериев сертификации, отсутствием методик их проверки и другими пробелами. Это не дает возможности утверждать, что такие системы полезны для определения безопасных товаров. Нередко встречаются такие проблемы как дублирование требований, отсутствие единых стандартов в рамках одной системы и проч. Наконец, для этой сферы характерно использование популярных мировых обозначений, таких как «эко», «био» и других без применения принятых в мире критериев.
На практике это ведет к тому, что получить одобрение не слишком требовательной системы оказывается исключительно просто. Нужно только предоставить образцы и дождаться получения сертификационной документации. При этом знак качества таких систем, как правило, выглядит очень красочно и привлекательно. Производители и продавцы, пользуясь этим, размещают такой знак на упаковке своей продукции, применяют в рекламных материалах, размещают на официальном веб-портале своей компании и используют иными способами. Покупатель, привлеченный такой информацией, сталкивается с недостаточным качеством товара, что снова приводит к падению доверия к системам добровольной сертификации.
В отдельных добровольных системах предусмотрена выдача сертификационной документации на товары и услуги, которые вообще трудно оценить по объективным критериям. Например, недавно в СМИ распространилась информация о выдаче сертификатов магов и колдунов, которые использовали их в качестве доказательства наличия у них специальных способностей. Учитывая такую ситуацию, контролирующие органы уже заинтересовались добровольным сегментом. Остается надеяться, что это приведет к большей степени порядка на этом рынке, и здесь останутся только действительно продуманные системы, которым потребители смогут доверять.
Лоббирование систем добровольной сертификации
Наконец, еще одна проблема, характерная именно для добровольного сегмента – это лоббирование конкретных систем. Производители и продавцы товаров нередко отмечают, что при участии в крупных коммерческих тендерах, государственных закупках и так далее им поступает информация о наличии значимых преференций для участников, имеющих знак качества конкретной системы добровольной сертификации. Более того, иногда присутствие такого знака — это обязательное условие участия в мероприятии.
Однако действующее законодательство допускает такую возможность лишь в том случае, такое требование на самом деле обоснованно. Это значит, что оно позволяет организатору отличить качественный товар от изделий, не обладающих нужными потребительскими свойствами. Иначе участник конкурса или иного события может оспорить такое условие в судебном порядке.
Перечисленные проблемы характерны для российского рынка сертификации уже в течение нескольких лет. При этом по мере изменения нормативной базы в этой области периодически возникают новые сложности, связанные с практической реализацией принятых положений. Это обычно происходит при введении новых требований к проверке товаров, а также внедрении новых правил работы участников рынка.
В отдельных областях становятся заметны усилия государственных органов по урегулированию ситуации. Например, Росаккредитация каждый год отзывает несколько десятков аккредитаций у компаний, которые предоставляют сертификационные услуги низкого качества. Организация также предпринимает усилия по повышению прозрачности работы уполномоченных организаций. Так, в 2018 году введена выдача электронных аттестатов аккредитации, которые почти невозможно подделать, в отличие от документов на бумаге. Эксперты отмечают, что активность в области контроля за деятельностью всех сторон сертификационного процесса необходимо распространить и на другие проблемы этого рынка, поскольку государство — это его важнейший участник.
Источник
Актуальные вопросы реализации стандартов
В среду,16 декабря, в Республиканской службе по контролю и надзору в сфере образования и науки состоялся брифинг на тему «Соответствие содержания образования на этапе внедрения и реализации Государственных образовательных стандартов общего образования».
Начальник Республиканской службы по контролю и надзору в сфере образования и науки, кандидат юридических наук Любовь Волкова осветила первые итоги и перспективы внедрения Государственных образовательных стандартов общего образования, которые разработаны в соответствии с российскими стандартами и направлены на повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов.
«Переход на новые ГОС — это не самоцель, а катализатор повышения качества образования в средней школе. Предыдущие стандарты ориентировали школы и школьников на получение определенной, большой суммы знаний по разным предметам. Современные стандарты предполагают формирование определенных умений — личностных, метапредметных и предметных. И если сфера предметных умений принципиально не отличается от той, что была прежде, то развитие личностных и метапредметных умений требует сегодня особого внимания», — отметила Любовь Волкова. Она подчеркнула, что в Донецкой Народной Республике сделаны первые шаги по переходу на российские образовательные стандарты, однако для успешной реализации намеченных целей необходимо объединить усилия на всех уровнях всех образовательных структур, в том числе методических служб школы, района, города, Республики.
Также Любовь Волкова акцентировала внимание на том, что главная цель контрольно-надзорных мероприятий, проводимых Ресобрнадзором, — совместными усилиями подготовить модель средней школы, работающей по новым стандартам, и подчеркнула, что руководителям образовательных организаций, педагогам будет оказана всесторонняя методическая помощь.
Об аспектах деятельности образовательной организации, изучаемых в ходе плановых проверок контроля внедрения новых ГОС, проинформировал представителей педагогического сообщества, которые участвовали в мероприятии в дистанционном режиме, главный специалист отдела лицензирования и аккредитации Ресобрнадзора Сергей Устименко.
Ведущий специалист отдела лицензирования и аккредитации Ирина Пушкарь остановилась на проблемах, выявленных в ходе плановых выездных проверок в образовательных организациях, и способах их решения.
В завершение Любовь Волкова отметила, что важнейшая особенность профессии педагога – в непрерывном образовании, постоянном самосовершенствовании, и пожелала всем учителям новых достижений и творческих успехов.
Источник
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С момента своего появления стандартизация всегда была на службе общества. В условиях формирования глобального рынка, расширения международных связей, развития тесного сотрудничества в области науки, техники и производства стандарты оказывают значительное влияние на торгово- экономическое взаимодействие [1].
Отдельные аспекты повышения качества и конкурентоспособности продукции, в том числе методами стандартизации, рассматривались в трудах отечественных и зарубежных ученых: Ануфриева В.А., Бойцова В.В., Версана В.Г., Воронина Г.П., Высотского М.С., Восселя Б., Гличева А.В., Дыбова О.В., Деминга В., Джурана Д.М., Карлика Е.М., Липгарта А.А., Ли Я., Миньо Д., Мирзоева Г.К., Николя Ф., Окрепилова В.В., Тагути Г., Таболина В.В., Титкова А.И., Фиттермана П.М. и др.
Необходимым условием повышения качества и конкурентоспособности продукции в современных экономических условиях является гармонизация национальных стандартов с международными стандартами. В Западноевропейских государствах гармонизовано с международными 70-80% национальных стандартов. В России принято различными методами до 20% стандартов ИСО и около 60% стандартов МЭК (таблица 1) [2].
Таблица 1 – Уровень гармонизации стандартов в целом по фонду стандартов в России
Гармонизация по фонду действующих стандартов
В целом по фонду
Области с высоким уровнем гармонизации
Области с низким уровнем гармонизации
По оценкам экспертов, уровень гармонизации национальных стандартов в интервале 50-60% является оптимальным для создания без барьерной среды в международной торговле. В национальной практике большинства промышленно развитых стран не менее 40% фондов представляют собой стандарты, отражающие именно национальные предпринимательские интересы и не имеющие аналогов среди международных стандартов.
Российская Федерация осуществляет ускоренный переход к инновационной, наукоемкой, ресурсосберегающей, конкурентоспособной на мировом рынке экономике, поступательно движется по пути создания государства, удобного для людей. В достижение этих целей значительный вклад вносят стандарты, признанные действенным инструментом в обеспечении защиты жизни, здоровья и имущества человека, охраны окружающей среды, повышении качества и конкурентоспособности продукции и услуг.
Таким образом, в условиях рыночных отношений особую актуальность приобретают вопросы стандартизации продукции (услуг) как составляющие конкурентоспособности и экономической безопасности страны.
Если применение национальных стандартов носит добровольный характер, за исключением требований национальных стандартов, обеспечивающих безопасность продукции, работ и услуг для жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости продукции, единства методов контроля, и эти требования определены федеральными законами как обязательные для соблюдения, то технические регламенты отражают требования по безопасности, и являются обязательными для соблюдения.
Опыт многих зарубежных стран (например, США, Германии, Китая, Японии и др.) свидетельствует, что во многих сферах деятельности, в том числе в сфере закупки и поставки продукции (товаров, работ, услуг) для государственных нужд, национальной безопасности, обеспечения безопасности труда и т.д., регулируемых стандартами, интересы государства, производителей и потребителей продукции (работ и услуг), а также отдельных граждан диктуют необходимость применения этих стандартов на обязательной основе.
Так, с 1 июля 2016 г. использование национальных стандартов в России в сфере закупок стало обязательным. Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. №104- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам стандартизации». Среди его важных норм – изменения в законодательство о закупках. Вносятся поправки в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». При осуществлении закупок по №44-ФЗ и №223-ФЗ заказчики будут обязаны при описании объекта закупки использовать документы национальной системы стандартизации.
Стандартизация сопровождает инновационную продукцию на всех стадиях её жизненного цикла, начиная с создания (НИОКР, организация производства), коммерциализации и заканчивая её эксплуатацией и утилизацией. На всех этих этапах поддерживают инновационную деятельность целые системы и комплексы стандартов, в том числе ЕСТД, ЕСКД, СРПП и др. [3].
Таким образом, без применения стандартизации и инструментов подтверждения и проверки соблюдения стандартов невозможно говорить о реализации намеченных руководством страны планов модернизации экономики.
При этом показателен опыт США в части государственной политики в области стимулирования разработки и применения стандартов. Закон о передаче и продвижении национальных технологий (The National Technology Transfer and Advancement Act -NTTAA) от 1995 г., подписанный Президентом США в марте 1996 г., требует, чтобы все федеральные агентства США использовали, когда это возможно, вместо правительственных стандартов (government-unique standards) стандарты, принятые на основе консенсуса органами, разрабатывающими добровольные стандарты (voluntary consensus standards — VCS). NTTAA содержит поправки к Закону Стивенсона-Уайдлера по инновационным технологиям от 1980 г., цель которого заключалась в «продвижении технологических инноваций в США для достижения национальных экономических, экологических и социальных целей и для решения других задач». Признавая значимость технологических инноваций в обеспечении экономического роста, NTTAA включил ряд законодательных изменений, направленных на ускорение разработки и распространения инноваций в США. В частности, NTTAA констатирует, что стандарты играют ведущую роль в технологических инновациях и в поддержании конкурентоспособности на мировом рынке. Данные отчетов NIST показывают неуклонный рост применения добровольных стандартов федеральными агентствами: в 1997 г. прирост составил 1883 стандарта, а в 2004 г. — 4559. В настоящее время в нормативных правовых актах США содержится более 12 тыс. ссылок на стандарты, разработанные на основе консенсуса.
В США утверждены как обязательные 11 тыс. регламентирующих стандартов (regulatory standards).
Эти стандарты, законы и другие обязательные правовые акты сведены в Кодекс федеральных регламентов.
Преимущества стандартизации, как эффективного инструмента социально-экономической политики государства, общеизвестны. Это не только обеспечение безопасности продукции, работ и услуг, но и обеспечение технической (конструктивной, электромагнитной и т.д.) и информационной (программной и т.д.) совместимости, а также взаимозаменяемости продукции, согласования и увязки показателей и характеристик продукции, кодирования, классификации, унификации, типизации и агрегатирования машин и изделий, обеспечение единства методов контроля и единства маркировки. Как следствие, обеспечивается экономия всех видов ресурсов (снижение материалоёмкости, энергоёмкости, трудоёмкости, применение малоотходных технологий).
В соответствии с Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, подписанным 13 марта 1992 г., страны СНГ обязались проводить согласованную политику в области стандартизации, метрологии и сертификации. Благодаря этой политике, на протяжении последних лет технические барьеры между странами СНГ практически не возникали или могли быть при необходимости урегулированы в рамках процедур Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации.
По сравнению со странами ЕС, страны СНГ имеют огромное преимущество — это изданные на русском языке единые стандарты, внедренные промышленностью в рамках тесной экономической кооперации, обеспечивающие единое техническое и информационное пространство и позволяющие признавать результаты испытаний и сертификации продукции.
Аналогичные реформы в области технического регулирования проводятся в Белоруссии, Украине, Казахстане, Киргизии и других странах СНГ. Так, в области технического регулирования приняты новые законодательные акты: законы Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» и «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации»; Закон Республики Казахстан «О техническом регулировании», Закон Республики Молдова «Об оценке соответствия», законы Украины «О стандартизации», «О подтверждении соответствия» и «О стандартах, технических регламентах и процедурах оценки соответствия» и т.д.
Сопоставительный анализ законодательства стран СНГ показывает, что, несмотря на стремление стран СНГ сблизить свое законодательство в области технического регулирования, всё ещё остаются существенные различия.
В странах СНГ различны даже цели технического регулирования: в России — это защита жизни и здоровья человека, охрана окружающей среды и предупреждение введения приобретателя в заблуждение; в других странах устанавливаются обязательные требования, в том числе в целях обеспечения национальной безопасности (Белоруссия, Казахстан, Молдавия, Украина), защиты (рационального использования) естественных ресурсов (Белоруссия, Украина), повышения конкурентоспособности продукции (Белоруссия, Казахстан), устранения технических барьеров в торговле (Казахстан), обеспечения наследственности населения (Белоруссия, Молдавия). Причем в данном случае все страны реализовывают одно и то же обязательное в рамках ВТО Соглашение по техническим барьерам в торговле.
Объекты и область действия технического регулирования в законодательствах стран также существенно отличаются. В ряде стран СНГ в соответствии с Соглашением ВТО по ТБТ обязательные требования устанавливаются не просто к процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а к связанным с обязательными требованиями к продукции процессам производства (Белоруссия, Казахстан, Украина), оказанию услуг (Белоруссия, Казахстан, Молдавия, Украина). Из сферы технического регулирования исключены санитарные, фитосанитарные и ветеринарные меры, вопросы обращения ядерных материалов и лечебных средств, строительство (Украина), санитарные и фитосанитарные меры (Казахстан), продукция стратегического назначения и продукция, которая регулируется специальными законами (Молдавия).
Таким образом, в большинстве стран уже на законодательном уровне заложен европейский принцип презумпции соответствия требованиям технического регламента при условии соответствия требованиям определенных национальных стандартов и других норм, в том числе технических кодексов установившейся практики. Общеизвестно, что повышение уровня гармонизации стандартов на 10% между странами увеличивает объём двусторонней торговли на 3%.
Значимость рассматриваемой проблемы и недостаточная ее разработанность для экономики России, ее отраслей и предприятий и определяют актуальность вопросов стандартизации в различных отраслях промышленности.
1. Букин В.П., Ординарцева Н.П. Стандартизация и качество продукции: Учебное пособие / Под общей редакцией д.т.н., профессора Г.П. Шлыкова. – Пенза: ЦНТИ, 2004. – 107 с.
2. Воронин Г.П. Техническое регулирование спустя семь лет: больше вопросов, чем ответов //Издательство: Рекламно-информационное агентство «Стандарты и качество» (Москва). — № 6. 2010. -С. 28-35.
3. Куприянов А.В. Система обеспечения качества и безопасности пищевой продукции // Журнал «Вестник Оренбургского государственного университета». — № 3 (164). 2014. — С. 164-167.
Источник
Актуальные вопросы реализации стандартов
от 10 марта 2017 года N 122
Об актуальных вопросах применения профессиональных стандартов
Центральный Совет Профсоюза направляет для использования в практической работе ответы на актуальные вопросы применения профессиональных стандартов и просит довести их до местных и первичных организаций Профсоюза, а также разместить на официальных сайтах региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет".
Приложение
Ответы на актуальные вопросы о профессиональных стандартах
Какими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации следует руководствоваться при применении профессиональных стандартов?
Основополагающими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации при применении профессиональных стандартов являются:
— статья 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), в соответствии с которой нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и постановлениям Правительства Российской Федерации;
— статья 57 ТК РФ, предусматривающая, что, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определённым должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов;
— часть 1 статьи 195.3 ТК РФ, согласно которой профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями лишь в части требований к квалификации;
Пунктом 1 постановления N 584 установлено, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации применяются государственными или муниципальными учреждениями поэтапно на основе планов по организации применения профессиональных стандартов.
Что подразумевается под "поэтапностью" применения профессиональных стандартов?
Согласно пункту 2 постановления N 584 реализация мероприятий планов по организации применения профессиональных стандартов должна быть завершена не позднее 1 января 2020 года.
Иными словами, дата вступления в силу конкретных профессиональных стандартов (например, 1 января 2017 г.) означает, что по данным профессиональным стандартам может быть начата организация работы по их применению, а дата, указанная в постановлении N 584 (1 января 2020 г.), — это завершение организации работы по их применению.
Таким образом, поэтапность предполагает наличие достаточно длительного организационного периода, в течение которого должны быть реализованы плановые мероприятия.
Кто утверждает план по организации применения профессиональных стандартов?
На основании пункта 1 постановления N 584 план по организации применения профессиональных стандартов утверждается самой организацией (то есть государственным или муниципальным учреждением), с учётом мнения представительного органа работников.
Что должен включать план по организации применения профессиональных стандартов?
В соответствии с пунктом 1 постановления N 584 план по организации применения профессиональных стандартов должен включать:
а) список профессиональных стандартов, подлежащих применению;
б) сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;
в) этапы применения профессиональных стандартов;
г) перечень локальных нормативных актов и других документов, подлежащих изменению с учётом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.
Как сформировать список профессиональных стандартов, подлежащих применению?
Список профессиональных стандартов, подлежащих применению, зависит от кадрового состава организации, которая формирует такой список. При составлении списка необходимо иметь в виду следующее:
— список не может быть единым для каждой организации, так как его наполнение зависит от кадрового состава, предусмотренного штатным расписанием, установление которого относится к компетенции образовательной организации;
— в список включаются профессиональные стандарты, утвержденные для различных категорий персонала, а не только педагогических работников;
— в список не включаются профессиональные стандарты, которые существуют ещё в виде проектов (в частности, проект профессионального стандарта "Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования)";
— в список не включается профессиональный стандарт, дата вступления в силу которого не наступила.
Как определить потребность в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников?
Подпунктом "б" пункта 1 постановления N 584 предусмотрено получение сведений о наличии такой потребности на основе анализа:
— квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах;
— квалификации кадрового состава организации (то есть уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работников).
Пример 1. Если квалификация конкретного работника не соответствует требованиям к образованию и обучению, установленным соответствующим профессиональным стандартом, то план организации должен содержать сведения о действиях работодателя по преодолению такого несоответствия.
Пример 2. Если квалификация конкретного педагогического работника соответствует требованиям к образованию и обучению, установленным соответствующим профессиональным стандартом, то работнику в любом случае обеспечивается право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (пункт 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Следовательно, план организации должен содержать также и проведение соответствующих мероприятий по дополнительному профессиональному образованию.
Как установить соответствие (несоответствие) между документом об образовании работника и требованиями к образованию и обучению, установленными соответствующим профессиональным стандартом?
Необходимо руководствоваться следующими приказами Минобрнауки России:
— от 5 июня 2014 г. N 632 (в части среднего профессионального образования).
Перечисленные объёмные документы размещены в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет" и содержат таблицы соответствия (так называемые перечни соответствия новых и прежних перечней профессий, специальностей и направлений подготовки). Использование данных таблиц позволяет, к примеру, установить, соответствуют ли специальность или направление подготовки, указанные в дипломе об образовании работника, укрупнённым группам направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки".
Как и на каких условиях можно обеспечить право педагогических работников на дополнительное профессиональное образование?
Разъяснения содержат обзор трудового законодательства по вопросам дополнительного профессионального образования и, в частности, следующие выводы:
— работник вправе отказаться от получения дополнительного профессионального образования, если работодатель не обеспечивает предоставление ему гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством и договором;
— работодатель не вправе обязывать работников осуществлять дополнительное профессиональное образование за счёт их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.
Какие локальные нормативные акты и другие документы организации подлежат изменению с учётом положений профессиональных стандартов?
В настоящее время требуется внести изменения только в те документы, которыми регулируется проведение мероприятий по образованию и обучению, обусловленное сведениями о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников. К числу соответствующих документов могут относиться, в частности:
— коллективный договор (при необходимости изменения условий и порядка осуществления работодателем подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников);
— локальный нормативный акт, определяющий формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей;
— дополнительные соглашения к трудовым договорам (в части закрепления обязанности работодателя проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определённых видов деятельности);
— должностные инструкции конкретных работников, являющиеся приложением к трудовому договору (в части изменения требований к квалификации);
— договоры с работниками о реализации их права на подготовку и дополнительное профессиональное образование (статья 197 ТК РФ).
Могут ли профессиональные стандарты применяться работодателями при определении должностных обязанностей работников?
На основании части третьей статьи 195.3 ТК РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов.
Не воспользовавшись правом на представление соответствующих разъяснений, Минтруд России подготовил, между тем, письмо от 4 апреля 2016 г. N 14-0/107В-2253 с информацией по вопросам применения профессиональных стандартов (далее — письмо).
Как следует из письма (ответ на вопрос 9), при определении работодателем должностных обязанностей работников профессиональный стандарт может быть применён как рекомендательный методический документ. Таким образом, письмо фактически послужило для работодателей основанием для возможного применения профессиональных стандартов при определении должностных обязанностей работников. В связи с этим Профсоюз обращает внимание на следующее:
— письмо было подготовлено до наделения Минтруда России правом давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов (статья 195.3 ТК РФ вступила в силу с 1 июля 2016 г.);
Источник