Анализ деятельности Счетной палаты как высшего органа финансового контроля в Российской Федерации
Счетная палата РФ занимает особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов. Ее деятельность определяется Федеральным законом от 11 января 1995 г. №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Это независимый от Правительства РФ постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ и Президенту РФ.
Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица – государственные органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды и ЦБ РФ; органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы и другие коммерческие фонды и негосударственные некоммерческие организации – в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием бюджетной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами.
Перед должностными лицами счетной палаты поставлены следующие задачи:
· организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов;
· подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и улучшению бюджетного процесса;
· оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности;
· определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов;
· финансовая экспертиза, т.е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов для бюджета;
· контроль за поступлением и движением бюджетных средств на счетах банков;
· регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета;
· контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.
Счетная палата обязана также контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельность Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга; эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.
Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой, — тематические проверки и ревизии. Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности, в том числе уголовной, должностных лиц, виновных в нарушении законодательства бесхозяйственности, Счетная палата направляет представление руководителю проверяемого предприятия, учреждения или организации, которое должно рассмотрено в указанный в нем срок. При выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству прямой ущерб, или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты она имеет право давать предписания, обязательные для исполнения. В том случае, если предписания не исполняются, коллегии Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемого юридического лица. Предписанию может быть обжаловано в судебном порядке.
Деятельность счетной палаты по закону является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.
2.2 Анализ результатов проверок Счетной палаты
В 2009 году Счетной палатой проведено 502 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, из них 375 контрольных мероприятий, которыми было охвачено 1150 объектов на территории 69 субъектов Российской Федерации (см. Приложение 1). Количество проведенных в 2009 году экспертно-аналитических мероприятий по сравнению с 2008 годом увеличилось на 55, или более чем на 17%. В 2009 году по поручениям палат Федерального Собрания Российской Федерации, обращениям членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Счетной палатой проведено 12 контрольных мероприятий, в том числе по поручениям Совета Федерации и обращениям членов Совета Федерации — 6 мероприятий, по поручениям Государственной Думы и обращениям депутатов Государственной Думы — 6 мероприятий.
Особо важные результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий докладывались главе государства на рабочих встречах Президента Российской Федерации с Председателем Счетной палаты С.В. Степашиным. Всего Президент Российской Федерации был проинформирован по 37 вопросам, в том числе:
— о результатах проверок эффективности использования государственных ресурсов и хода реализации Программы строительства олимпийских объектов в целях подготовки к XXII Олимпийским играм 2014 года и развития г.Сочи как горноклиматического курорта;
— о проверке целевого использования бюджетных средств, выделенных на проектирование и строительство мостового перехода на о.Русский через пролив Босфор Восточный в г.Владивостоке;
— о реализации комплекса национальных антикризисных мер;
— о реализации приоритетных национальных проектов, в.т.ч. «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Образование» и другим;
— о результатах комплексного анализа эффективности функционирования межведомственной унифицированной системы тылового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
— о проверке полноты поступления, целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, внебюджетных источников и федерального имущества в 2006-2007 года в Российской академии наук.
По итогам проведенных контрольных мероприятий Правительству Российской Федерации, Минфину России, главным распорядителям средств федерального бюджета, иным участникам бюджетного процесса направлено 320 представлений Счетной палаты и 438 информационных писем. Президенту Российской Федерации направлено 15 информационных писем. Правительству Российской Федерации направлено 5 представлений и 107 информационных писем (см. Приложение 2).
Основные показатели, характеризующие работу Счетной палаты в 2009 году, приведены в следующей таблице.
Таблица 2.1 Основные показатели, характеризующие работу Счетной палаты в 2009 году
Показатель | 2009 г. | 2008 г. | 2007 г. |
Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий | 502 | 501 | 504 |
Проведено экспертно-аналитических мероприятий | 127 | 181 | 48 |
Проведено контрольных мероприятий: | 375 | 320 | 456 |
в том числе по поручениям и обращениям палат Федерального Собрания Российской Федерации, из них: | 12 | 11 | 30 |
по поручениям Совета Федерации и обращениям членов Совета Федерации | 6 | 6 | 7 |
по поручениям Государственной Думы и обращениям депутатов Государственной Думы | 6 | 5 | 27 |
Количество актов по результатам контрольных мероприятий | 1150 | 1147 | 1285 |
Выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере (млрд. рублей) : | 238.3 | 96.6 | 132.3 |
в том числе нецелевое использование средств | 3.8 | 1,97 | 0,97 |
Фактические затраты на содержание Счетной палаты (млрд. рублей) | 1.9 | 1.8 | 1.4 |
Количество направленных представлений и предписаний | 320 | 267 | 391 |
Количество материалов, направленных в органы прокуратуры, иные правоохранительные органы | 215 | 121 | 130 |
Количество возбужденных уголовных дел | 41 | 25 | 40 |
Проведено заседаний Коллегии Счетной палаты | 65 | 60 | 59 |
Рассмотрено вопросов на заседаниях Коллегии Счетной палаты | 921 | 825 | 780 |
Количество договоров, соглашений с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации | 83 | 84 | 86 |
Количество соглашений с зарубежными ВОФК | 59 | 59 | 58 |
Информационное присутствие Счетной палаты: количество публикаций количество пользователей WEB-сайта (тыс. чел) количество теле — и радиосюжетов | 2100 432 905 | 2190 366.5 720 | 2600 510 820 |
Состав сотрудников Счетной палаты по образованию (чел. /%): высшее профессиональное среднее профессиональное | 1173/97,4 15/1,3 | 1198/9,7 17/1,4 | 1101/97,5 14/1,2 |
Профессиональное образование сотрудников Счетной палаты (чел. /%): финансово-экономическое юридическое управление | 608/49,1 239/19,3 103/8,3 | 606/49,1 222/18 94/7,6 | 573/50,8 201/17,8 86/7,6 |
Выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере на сумму 238.3 млрд. рублей, в т.ч. объем нецелевого использования бюджетных средств составил 3.8 млрд. рублей (см. Приложение 3).
В целях подготовки Заключения в рамках предварительного контроля в были проведены 31 проверка и экспертно-аналитическое мероприятие по анализу обоснованности показателей проекта трехлетнего федерального бюджета и состояния нормативно-методической базы его формирования. По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий составлено 72 акта (заключений). В Минэкономразвития России проведена проверка обоснованности расчетов основных макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.
Результаты контрольных мероприятий Счетной палаты в 2009 году показывают, что в ходе формирования и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов имеются достаточные резервы совершенствования бюджетного процесса и бюджетных процедур, укрепления государственной финансовой дисциплины.
Результаты контроля за формированием и исполнением доходов федерального бюджета свидетельствуют о том, что в налоговом и таможенном законодательстве, в механизме исчисления и уплаты налогов и таможенных платежей имеются существенные недостатки. Несмотря на проведенную в 2008 году налоговыми и таможенными органами значительную работу по формированию доходной части федерального бюджета, совершенствованию администрирования налоговых и таможенных платежей, сохраняется существенная задолженность по уплате налогов, пошлин и других обязательных платежей. В нарушение налогового и таможенного законодательства не предоставляются отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и пошлин, инвестиционные налоговые кредиты. Выявлены недостатки во взаимодействии органов Федерального казначейства с администраторами доходов федерального бюджета, факты задержки в перечислении Федеральной таможенной службой таможенных платежей в федеральный бюджет, нарушения налоговыми органами сроков возврата излишне уплаченных (взысканных) платежей. Значительные средства не поступают в федеральный бюджет вследствие занижения таможенной стоимости товаров, сохраняются недостатки в правовом регулировании таможенных режимов, предусматривающих различные преференции по уплате таможенных платежей. Все это приводит к недопоступлению в бюджет значительных средств. По-прежнему остается актуальной проблема обеспечения точности прогнозирования показателей, принимаемых при расчете доходов федерального бюджета. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» был скорректирован уже в первой половине года. Итоги исполнения федерального бюджета за 2009 год свидетельствуют о неточности как первоначального, так и уточненного прогноза поступлений по большинству видов доходов (см. Приложение 4).
В ходе контроля расходов федерального бюджета на международную деятельность выявлены проблемы, требующие изменения действующей нормативной правовой базы, принятия дополнительных решений федеральными органами исполнительной власти. По результатам проверок внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», в порядок ведения сводной бюджетной росписи.
Результаты контроля расходов федерального бюджета на обеспечение национальной обороны показали, что средства федерального бюджета, направленные на содержание, оснащение и развитие инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, в основном позволили выполнить ряд задач, связанных с оснащением армии и флота современными видами вооружения и военной техникой, решить отдельные проблемы в области социальной защиты военнослужащих и членов их семей, материально-технического обеспечения Вооруженных Сил. Вместе с тем многие проблемы Вооруженных Сил Российской Федерации остаются нерешенными.
Проверками соблюдения законодательства, эффективности использования бюджетных средств при исполнении региональных бюджетов, местных бюджетов – получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета за 2008 год и истекший период 2009 года в Краснодарском крае, Чеченской Республике, Иркутской, Мурманской, Амурской, Тверской, Сахалинской областях, г. Сочи, Минрегионе России, Минфине России, Минэкономразвития России выявлены нарушения Бюджетного кодекса Российской Федерации (статей 34, 40, 58, 72, 78, 85, 217 и др.), а также нарушения порядка предоставления средств в бюджетной системе, порядка перечисления межбюджетных трансфертов, использования дотаций, условий предоставления субвенций и субсидий, недостоверность отчетности, неперечисление средств в бюджетную систему государственными органами и организациями, неисполнение договорных обязательств, расходование бюджетных средств без достижения требуемого результата.
В рамках принятых антикризисных мер в субъектах Российской Федерации проводилась работа по оптимизации расходов, не связанных с обеспечением социальных выплат, в том числе отказ от ранее принятых и не начатых новых расходных обязательств, осуществлялись мероприятия, направленные на полноту и своевременность поступления налоговых платежей в доходы бюджетов всех уровней, мониторинг на рынке труда.
В 2009 году к ответственным работникам проверенных организаций были применены меры административного характера, такие, как предупреждение, выговор, лишение премии и увольнение. По представлениям Счетной палаты за отчетный период было применено 341 административное взыскание, в том числе: дисциплинарные взыскания – 211, лишение премии – 108, выговор – 12, увольнение – 10. Количество примененных административных взысканий в 2,1 раза больше, чем в 2008 году.
Вместе с тем анализ исполнения представлений и предписаний Счетной палаты в 2009 году показывает, что:
— ряд представлений рассматривается с нарушением установленных сроков, а заявленные государственными органами действия по устранению недостатков, выявленных Счетной палатой, впоследствии не выполняются;
— отсутствует практика привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц за несвоевременное рассмотрение и принятие мер по представлениям Счетной палаты;
— в Регламенте Правительства Российской Федерации отсутствует положение о порядке рассмотрения представлений Счетной палаты.
В соответствии с распоряжением Председателя Счетной палаты от 31 августа 2005 г. № 129-р «О совершенствовании работы с представлениями и предписаниями Счетной палаты Российской Федерации и усилении контроля за их исполнением» в течение 2009 года осуществлялся мониторинг реализации федеральными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными организациями предложений, содержащихся в представлениях и предписаниях Счетной палаты. Информация по данному вопросу рассматривалась ежеквартально на заседаниях Коллегии Счетной палаты. Координацию работы аудиторов Счетной палаты по контролю за исполнением представлений и предписаний осуществлял заместитель Председателя Счетной палаты А.Н.Семиколенных.
Информационно-аналитические материалы об исполнении представлений Счетной палаты ежеквартально направлялись в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Комиссию Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации, которая на регулярной основе рассматривала их с участием представителей Счетной палаты и руководителей государственных органов исполнительной власти, являющихся ответственными за исполнение представлений.
Существенным фактором для устранения выявленных Счетной палатой нарушений послужило усиление взаимодействия Счетной палаты с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и другими правоохранительными органами.
В 2009 году в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и другие правоохранительные органы было направлено 215 материалов по результатам проведенных контрольных мероприятий. По материалам Счетной палаты возбуждено 41 уголовное дело, возобновлено производство
по 12 прекращенным и приостановленным уголовным делам. В 9 случаях материалы Счетной палаты приобщены следственными органами к ранее возбужденным уголовным делам.
Все это способствовало устранению выявленных Счетной палатой нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере.
Добиться таких показателей удалось благодаря активному взаимодействию Счетной палаты с органами государственной власти, и прежде всего с Администрацией Президента Российской Федерации и Аппаратом Правительства Российской Федерации.
На повышении результативности деятельности Счетной палаты положительно сказывается возможность регулярного информирования Президента Российской Федерации Д.А.Медведева и Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина об основных результатах проведенной работы.
Источник
Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации за 2020 год
Счетная палата России разместила отчет о работе за 2020 год. В период ограничений по вирусу результаты деятельности Счетной палаты снизились, а внимание сфокусировалось на социальной сфере и рекомендациях. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации за 2020 год можно скачать по ссылке.
Минутка рекламы в самом начале
D.I.Consulting консультирует по всем вопросам работы объектов аудита со Счетной палаты России. Обеспечим профессиональное сопровождение контрольного мероприятия, а также окажем индивидуальные консультации при проверке и аудите.
D.I.Consulting — Ваш помощник при проверке и аудите
Основные результаты работы Счетной палаты за 2020 год
Рассмотрим результаты в части нарушений и применения мер ответственности. За период с 2018 по 2020 годы имеется чёткая тенденция снижения показателей деятельности.
2018 год
2019 год
2020 год
Выявлено нарушений в ходе осуществления внешнего государственного аудита (контроля), всего (количество)
Выявлено нарушений в ходе осуществления внешнего государственного аудита (контроля) (млрд руб.), всего
Обеспечен возврат средств в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджет Союзного государства (млн руб.)
Представления, направленные в отчетном году
Предписания, направленные в отчетном году
Направлено информационных писем Счетной палаты Российской Федерации
Количество материалов, направленных в ходе и по результатам проведения контрольных мероприятий в правоохранительные органы и органы государственной безопасности, по итогам рассмотрения которых
Количество материалов, направленных в ходе и по результатам проведения мероприятий в Генеральную прокуратуру Российской Федерации
Численность должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации, привлеченных к дисциплинарной ответственности по результатам контрольных мероприятий
Возбуждено дел об административных правонарушениях инспекторами Счетной палаты Российской Федерации
Чем обусловлено падение общих контрольных показателей деятельности Счетной палаты за 2020 год?
Понятно, что основная причина падения в 2020 году – самоизоляция и удалённая работа. Однако это идет уже третий год. Главная причина – переход Счетной палаты России на аналитическую функцию. В частности она стала учитывать следующие показатели:
2019 год
2020 год
Количество выданных рекомендаций
Количество учтенных в отчетном году рекомендаций
Поменялось ли качество государственного управления? Скорее нет, чем да.
Снизилось ли количество нарушений? Мы не узнаем об этом, так как выявление нарушений не является самоцелью работы Счетной палаты. Данный вывод можно сделать, исходя из Стратегии Счетной палаты и общей направленности работы.
Какие рекомендации Счетная палата выделяет в отчете о работе?
Два примера
Цель рекомендаций (по мнению Счетной палаты)– повысить эффективность госуправления и расходования бюджетных средств.
Показательным примером стала выполненная в 2020 году рекомендация по итогам контрольного мероприятия «Проверка целевого и результативного использования средств федерального бюджета, направленных в уставный капитал акционерного общества «Курорты Северного Кавказа».
Так, анализ расходов на эксплуатацию объектов туристско-рекреационных комплексов (ТРК) и выручки от них показал, что вложения не окупаются.
Счетная палата рекомендовала Правительству Российской Федерации, Минкавказу России совместно с заинтересованными ведомствами определить механизм целевого финансирования расходов АО «КСК», связанных с эксплуатационными затратами на объекты ТРК.
Механизм был утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2020 г. № 1609.
Внимание общественности в 2020 году привлекло контрольное мероприятие «Проверка деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации по организации индивидуального (персонифицированного) учета, расходованию средств на его функционирование, а также по соблюдению прав застрахованных лиц в 2017–2018 годах и истекшем периоде 2019 года».
По итогам мероприятия было выдано 19 рекомендаций, из которых 10 были признаны приоритетными. Одна из рекомендаций касалась выверки данных в системе персонифицированного учета ПФР. Из-за отсутствия должного взаимодействия между ПФР и другими ведомствами (ЗАГС, МВД России, ФНС России и прочими) были выявлены случаи расхождения информации об одном и том же гражданине в разных системах. Изменения, происходящие в жизни человека, не всегда своевременно отражались на лицевом счете в ПФР.
Поэтому Счетная палата рекомендовала МВД России совместно с ФНС России и Минюстом России «проработать возможность проведения сверки персонифицированной информации о гражданах Российской Федерации, содержащейся в базах данных, находящихся в их ведении, по единому идентификатору (например, СНИЛС, ИНН) в целях исключения наличия разрозненной информации об одних и тех же гражданах».
Что еще есть в отчете?
Много информации о конкретных результатах мероприятий по направлениям деятельности. Отдельно отмечены результаты выполнения Стратегии Счетной палаты, работа в ИНТОСАИ, взаимодействие с контрольно-счетными органами.
В принципе там обычная информация, какую указывают каждый год. Ничего интересного нет.
Должна ли Счетная палата искать нарушения или нужны только рекомендации?
Применительно к положениям Стратегии Счетной палаты ее фактическая помощь, как аналитического центра, ограничивается в случае принятия рекомендаций Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, на наш взгляд, не может разделить ответственность со Счетной палатой. При принятии же рекомендаций, например, по формированию перспективной картины государственного управления, их юридический статус не является императивным.
Юридических механизмов ответственности Счетной палаты за выданные рекомендации нет. Следовательно, орган исполнительной власти, реализуя рекомендации, может делать это от своего имени и на основании своих полномочий, на свой страх и риск.
Имея в виду буквальное толкование «партнера» Счетная палата не может им быть, так как не несет солидарную ответственность за принятые решение.
Вынесем за рамки статьи представления и предписания Счетной палаты. Они обязательны к исполнению. Природа их требования иная, нежели рекомендации. К примеру, положения предписания при этом могут быть оспорены в суде.
Статус Счетной палаты согласно Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» предопределен организационной, функциональной, а также финансовой независимостью. Счетная палата осуществляет свою деятельность самостоятельно.
Принцип независимости в деятельности также не соотносится с понятием партнерства и императивности рекомендаций, так как не предполагает разделение полномочий, функций и задач с другими органами государственной власти.
Источник
Об отчете о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2020 году
Рассмотрев отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2020 году, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Счетной палатой Российской Федерации (далее – Счетная палата) в 2020 году проведено 244 контрольных и 59 экспертно-аналитических мероприятий, а также 31 иное мероприятие по оперативному анализу исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и оценке деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации.
По поручениям Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и обращениям сенаторов Российской Федерации проведено 22 мероприятия. Осуществлено 10 совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации.
В 2020 году Счетной палатой в ходе внешнего государственного аудита было выявлено 3 698 нарушений на сумму 355,5 млрд рублей. Почти треть этой суммы (108,7 млрд рублей) связана с нарушениями, допущенными при осуществлении закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и нужд отдельных видов юридических лиц, большую часть из которых (96,3 млрд рублей) составили нарушения, связанные с определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контрактов.
Выявлено 1 491 нарушение при формировании и исполнении федерального бюджета на сумму около 70,6 млрд рублей, основную долю которых составляют нарушения, допущенные при исполнении федерального бюджета.
Установлено 60 нарушений, связанных с неэффективным использованием средств федерального бюджета и иных ресурсов, на общую сумму 20,6 млрд рублей.
Всего в 2020 году Счетной палатой был обеспечен возврат средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и бюджет Союзного государства в размере 16,4 млрд рублей, предотвращено незаконное расходование средств федерального бюджета в сумме 100,3 млн рублей.
Была проведена экспертиза 1 476 проектов нормативных правовых актов.
По итогам проведения мероприятий Счетной палатой направлено участникам бюджетного процесса 252 представления, 10 предписаний, 326 информационных писем и 869 рекомендаций.
В правоохранительные органы и органы государственной безопасности направлено 9 материалов. В Генеральную прокуратуру Российской Федерации направлено 43 материала.
По результатам проведения контрольных мероприятий к дисциплинарной ответственности привлечено 148 должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации.
В целях повышения эффективности государственного управления и расходования бюджетных средств Счетная палата продолжает работу по созданию системы долговременного учета и мониторинга приоритетных рекомендаций.
Проведенные в 2020 году контрольные, экспертно-аналитические и иные мероприятия Счетной палаты позволили выявить ключевые проблемы, возникающие в ходе достижения национальных целей развития Российской Федерации и реализации национальных и региональных проектов.
По итогам обсуждения отчета о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2020 году Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2020 году.
2. Признать работу Счетной палаты удовлетворительной.
3. Рекомендовать Счетной палате:
1) осуществлять мониторинг:
практики применения законодательства об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
разработки и реализации документов стратегического планирования, национальных проектов (программ), направленных на достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, совместно с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации;
исполнения поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и реализации положений законодательства Российской Федерации по вопросам совершенствования государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также выполнения мероприятий национального проекта «Демография»;
достижения целевого показателя «повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет» национальной цели развития Российской Федерации «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей», а также реализации рисков недостижения этого целевого показателя с целью своевременной разработки рекомендаций по их минимизации;
мер государственной политики, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции;
2) рассмотреть возможность:
проведения анализа реализации Федерального закона от 8 декабря 2020 года № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации“ в части организации и оплаты медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти;
направления в контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря года, предшествующего планируемому, информации о сроках проведения совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий с целью их включения в планы работы этих контрольно-счетных органов на планируемый год;
проведения экспертно-аналитического мероприятия по анализу исполнения поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации по вопросам развития газификации субъектов Российской Федерации;
проведения мероприятий по оценке эффективности использования средств и анализу мер государственной поддержки, принятых в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, в части: влияния мер социальной поддержки граждан на уровень доходов населения; влияния мер государственной поддержки субъектов экономической деятельности на уровень поступления налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;
3) разработать для контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации методические рекомендации по применению опыта проведения экспертно-аналитического мероприятия «Анализ создания и эксплуатации федеральных государственных информационных систем в области экологической безопасности и охраны окружающей среды в 2015–2020 годах», в ходе которого проводились стратегический аудит государственных информационных систем и оценка политических, экономических, социальных, технологических, экологических и юридических факторов влияния на экологическую безопасность;
4) организовать мониторинг реализации полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по внесению в объекты аудита представлений и предписаний по результатам проведения контрольных мероприятий в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и исполнения внесенных представлений и предписаний;
5) продолжить взаимодействие с Правительством Российской Федерации по вопросам перехода от внутреннего финансового аудита к внутреннему аудиту в организациях бюджетной сферы;
6) формировать по итогам работы за год предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации по направлениям деятельности Счетной палаты.
4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации ускорить рассмотрение и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части изменения сроков составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности».
5. Направить настоящее постановление в Правительство Российской Федерации и Счетную палату.
6. Счетной палате проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 2021 году о ходе реализации настоящего постановления.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.
8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО
Источник
Анализ деятельности Счетной палаты Российской Федерации в системе государственного финансового контроля и направления совершенствовани
Целью данной работы является анализ эффективности деятельности счетной палаты Российской Федерации в системе государственного финансового контроля.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть цели и задачи государственного финансового контроля;
2) изучить роль, задач и нормативно- правовую базу Счетной палаты РФ в условиях реформирования государственного финансового контроля;
3) выявить особенности деятельности Счетной палаты РФ.
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы деятельности Счетной палаты Российской Федерации в системе государственного финансового контроля 6
1.1. Цели и задачи государственного финансового контроля 6
1.2. Роль и задача Счетной палаты в условиях реформирования государственного финансового контроля 9
1.3. Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность Счетной палаты Российской Федерации 14
2. Анализ деятельности Счетной палаты Российской Федерации в системе государственного финансового контроля и направления совершенствования организации ее деятельности 18
2.1. Особенности деятельности Счетной палаты Российской Федерации в системе государственного финансового контроля 18
2.2. Анализ эффективности деятельности Счетной палаты Российской Федерации 23
2.3. Пути совершенствования организации деятельности Счетной палаты Российской федерации 30
Выводы и предложения 37
Список использованной литературы 39
Прикрепленные файлы: 1 файл
КУРСОВАЯ.doc
3) общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, на деятельностью которых контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.
Таким образом, область действия контрольных полномочий Счетной палаты в отношении указанных субъектов связана с федеральным бюджетом, федеральными внебюджетными фондами и федеральной собственностью.
В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.
Деятельность Счетной палаты направлена на проведение ряда мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов.
Из всего сказанного в данной главе следует, что Счётная Палата имеет строго определённые рамки полномочий, выполняет разнородную деятельность.
Особо выделены полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов, а именно за:
— управлением и обслуживанием государственного долга;
— законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и финансовых организаций;
— эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;
— представлением государственных кредитов, а также представлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.
В рамках банковской системы Счетная палата осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета, а также за деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.
Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации (независимо от форм собственности) и их должностные лица обязаны представлять по запросам Счетной палаты РФ информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.
Счетная палата РФ , осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, которые являются основной формой ее контроля.
Инспектора Счетной палаты при проведении ревизий и проверок наделены необходимыми правами: беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения, организации, банки; опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады, архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений — изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия или опись изъятых документов.
О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу РФ. При выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность. Счетная палата РФ передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. При проведении ревизии и проверок должностные лица Счетной палаты не вправе вмешиваться в оперативную деятельность проверяемой организации, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта — заключения.
Для принятия мер по устранению выявленных нарушений в хозяйственной, финансовой и иной деятельности, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности. Счетная палата направляет представление органам государственной власти Российской Федерации, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Это представление должно быть рассмотрено в указанный в нем срок, а если он не указан, то в течение 20 дней со дня получения предписания.
Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания в случаях выявления нарушений в финансовой, хозяйственной, коммерческой и иной деятельности предприятия, учреждения и организации, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения ее контрольных мероприятий.
При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой РФ принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Данное предписание может быть обжаловано в судебном порядке.
Доходы и затраты на содержание деятельности Счетной палаты показаны в таблице 1.
Источник
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
РОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТРАНЫ
Счетная палата – постоянно действующий высший орган внешнего государственного аудита (контроля), подотчетный Федеральному Собранию Российской Федерации. Счетная палата осуществляет свою деятельность на основе принципов законности, эффективности, объективности, независимости, открытости и гласности. Является полноправным участником бюджетного процесса в России, обладающим широкими полномочиями для эффективного контроля за средствами федерального бюджета, Резервного фонда, Фонда национального благосостояния (ФНБ), государственных внебюджетных фондов и федеральной собственностью [1].
Также, для обеспечения устойчивого развития страны Счетная палата РФ реализует контрольные и экспертно-аналитические мероприятия. Целью данных мероприятий является обеспечение контроля органов местного самоуправления, предприятий, организаций, банков, страховых компаний и других финансово-кредитных учреждений, их союзов, ассоциаций и иных объединений вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.
Рассмотрим количество проведенных Счетной палатой контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (таблица 1).
Анализ количества проведенных Счетной палатой РФ контрольных и экспертно-аналитических мероприятий за 2013-2015гг.
Всего проведено мероприятий
Из таблицы 1 видно, что основную часть проведенных мероприятий составляют контрольные мероприятия. В 2014 году количество контрольных мероприятий увеличилось на 1 проверку, а в 2015 году снизилось на 105 мероприятий по сравнению с 2014 годом.
Счетная палата РФ ежегодно осуществляет контрольные и экспертно-аналитические проверки объектов Российской Федерации. В 2015 году количество данных мероприятий сократилось в результате укрупнения тематики мероприятий и увеличения степени охвата объектов. Вследствие чего, количество объектов охваченных мероприятиями, проводимыми счетной палатой в 2015 году увеличилось и составило 2594. Особо важные результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий всегда докладываются непосредственно главе государства.
Все это нацелено на обеспечение побуждений к правомерным действиям, а также следование финансовому законодательству Российской Федерации для устойчивого развития страны.
Счетная палата при проведении ревизии и проверок получает от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию, для документального подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объектов в целях обеспечения законности [2].
Проведем оценку полученных данных по результатам внешнего государственного аудита за 2013-2015гг. (таблица 2).
Динамика выявленных нарушений и недостатков Счетной палатой РФ
при поступлении и использовании средств бюджетной системы
за 2013-2015гг., млрд. руб.
Нарушения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете
и финансовой отчетности
Нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов для государственных
и муниципальных нужд
Нарушения при распоряжении и управлении государственной собственностью
Иные нарушения, выявленные при использовании средств бюджетной системы
Нарушения в ходе использования средств финансовой и гуманитарной помощи Российской Федерации, предоставляемой иностранным государствам
Всего выявлено нарушений и недостатков
По результатам проведенного исследования в таблице 2 можно сделать вывод, что общая сумма выявленных Счетной платой нарушений в 2015 году уменьшилась на 1,53%. Это связано со снижением суммы нарушений бюджетного законодательства и иных нарушений, выявленных при использовании средств бюджетной системы (на 65,43%).
Следующим мероприятием Счетной палаты выступает проведение государственного аудита. Проводя внешний государственный аудит, Счетная палата оценивает насколько эффективно используются федеральные ресурсы, и соблюдается их целевое назначение (таблица 3).
Анализ выявленных нарушений и недостатков при поступлении
и использовании средств бюджетной системы в части целевого и неэффективного использования средств за 2013-2015гг., млрд. руб.
Нецелевое использование средств
Неэффективное использование средств
Анализ результатов таблицы 3 отражает, что объем нецелевого использования бюджетных средств в 2015 году снизился на 5,8 млрд. руб. Сумма неэффективного использования государственных и иных средств уменьшилась на 91,9 млрд. руб. Данные показатели свидетельствуют о снижении нарушений в бюджетной системе страны и эффективности проводимых Счетной палатой контрольных мероприятий.
Счетная палата принимает исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих интересы как государственных структур, так и иных участников бюджетного процесса, включая институты гражданского общества, широкие слои населения.
Так, приняты меры по привлечению должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации, к различным видам ответственности. Всего по представлениям Счетной палаты за отчетный период к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации привлечены 344 должностных лица, в том числе: 84 человека получили замечания, 3 предупреждения, 46 выговоры, 65 человек уволены, 30 человек были депремированы, к 116 сотрудникам были применены иные меры дисциплинарного воздействия.
По итогам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетная палата на постоянной основе направляет свои рекомендации по совершенствованию действующего законодательства, нацеленные на устранение выявляемых проблем и недопущение в дальнейшем нарушений бюджетного законодательства.
В целях повышения качества прогнозирования доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета главными администраторами доходов и главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета Счетная палата неоднократно обращала внимание на необходимость разработки методик прогнозирования поступлений доходов в бюджет и поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета [3].
Таким образом, роль Счетной палаты заключается в осуществлении контроля, концентрации на оздоровлении банковского сектора и поддержке отдельных секторов экономики, реализации приоритетных национальных проектов, реформировании пенсионного обеспечения граждан, комплексного анализа межбюджетных отношений, формировании потенциала развития и повышения международного авторитета РФ. Эффективное функционирование Счетной палаты будет способствовать социально-экономическому развитию страны.
О Счетной палате Российской Федерации / федер. закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (действующая редакция, 2016). – Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
2. Афанасьева, С.А. Некоторые особенности организации и деятельности Счетной палаты Российской Федерации / С.А. Афанасьева, М.А. Орлов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. – 2015. — № 3(19). – С. 44-51.
3. Цапина, Т.А. Счетная палата Российской Федерации в системе органов конституционного контроля в Российской Федерации / Т.А. Цапина // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2014. — № 8. – С. 83-85.
Источник