Тест рефлексии. Методика диагностики уровня развития рефлексивности, опросник Карпова А.В.
Методика диагностики рефлексивности (опросник Карпова А.В., тест на рефлексию) предназначена для определения уровня развития рефлексии у личности.
Рефлексивность — это способность человека выходить за пределы собственного «Я», осмысливать, изучать, анализировать что-либо с помощью сравнения образа своего «Я» с какими-либо событиями, личностями. Рефлексивность, как противоположность импульсивности, характеризует людей, которые, прежде чем действовать, внутренне просматривают все гипотезы, отбрасывая те из них, которые кажутся им малоправдоподобными, принимают решения обдуманно, взвешенно, учитывая различные варианты решения «задачи».
Тест на рефлексию. Методика диагностики уровня развития рефлексивности, опросник Карпова А.В.:
Инструкция.
Вам предстоит дать ответы на несколько утверждений опросника. В бланке ответов напротив номера вопроса проставьте, пожалуйста, цифру, соответствующую варианту Вашего ответа:
- 1 – абсолютно неверно;
- 2 — неверно;
- 3 – скорее неверно;
- 4 – не знаю;
- 5 – скорее верно;
- 6 – верно;
- 7 – совершенно верно.
Не задумывайтесь подолгу над ответами. Помните, что правильных или неправильных ответов в данном случае быть не может.
Стимульный материал.
1. Прочитав хорошую книгу, я всегда потом долго думаю о ней; хочется ее с кем-нибудь обсудить.
2. Когда меня вдруг неожиданно о чем-то спросят, я могу ответить первое, что пришло в голову.
3. Прежде чем снять трубку телефона, чтобы позвонить по делу, я обычно мысленно планирую предстоящий разговор.
4. Совершив какой-то промах, я долго потом не могу отвлечься от мыслей о нем.
5. Когда я размышляю над чем-то или беседую с другим человеком, мне бывает интересно вдруг вспомнить, что послужило началом цепочки мыслей.
6. Приступая к трудному заданию, я стараюсь не думать о предстоящих трудностях.
7. Главное для меня – представить конечную цель своей деятельности, а детали имеют второстепенное значение.
8. Бывает, что я не могу понять, почему кто-либо недоволен мною.
9. Я часто ставлю себя на место другого человека.
10. Для меня важно в деталях представлять себе ход предстоящей работы.
11. Мне было бы трудно написать серьезное письмо, если бы я заранее не составил план.
12. Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами своих неудач.
13. Я довольно легко принимаю решение относительно дорогой покупки.
14. Как правило, что-то задумав, я прокручиваю в голове свои замыслы, уточняя детали, рассматривая все варианты.
15. Я беспокоюсь о своем будущем.
16. Думаю, что во множестве ситуаций надо действовать быстро, руководствуясь первой пришедшей в голову мыслью.
17. Порой я принимаю необдуманные решения.
18. Закончив разговор, я, бывает, продолжаю вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения.
19. Если происходит конфликт, то, размышляя над тем, кто в нем виноват, я в первую очередь начинаю с себя.
20. Прежде чем принять решение, я всегда стараюсь все тщательно обдумать и взвесить.
21. У меня бывают конфликты от того, что я порой не могу предугадать, какого поведения ожидают от меня окружающие.
22. Бывает, что, обдумывая разговор с другим человеком, я как бы мыс ленно веду с ним диалог.
23. Я стараюсь не задумываться над тем, какие мысли и чувства вызывают в других людях мои слова и поступки.
24. Прежде чем сделать замечание другому человеку, я обязательно подумаю, в каких словах это лучше сделать, чтобы его не обидеть.
25. Решая трудную задачу, я думаю над ней даже тогда, когда занимаюсь другими делами.
26. Если я с кем-то ссорюсь, то в большинстве случаев не считаю себя виноватым.
27. Редко бывает так, что я жалею о сказанном.
Обработка результатов.
Из этих 27 утверждений 15 являются прямыми (номера вопросов: 1,3,4, 5,9,10,11,14, 15, 18, 19,20,22,24,25). Остальные 12 – обратные утверждения, что необходимо учитывать при обработке результатов, когда для получения итогового балла суммируются в прямых вопросах цифры, соответствующие ответам испытуемых, а в обратных – значения, замененные на те, что получаются при инверсии шкалы ответов. Т.е. 1=7, 2=6, 3=5, 4=4, 5=3, 6=2, 7=1.
Ключ к тесту-опроснику рефлексивности Карпова.
Перевод тестовых баллов в стены
При интерпретации результатов целесообразно исходить из дифференциации полученных результатов на три основные категории.
Результаты методики, равные или большие, чем 7 стенов, свидетельствуют о высокоразвитой рефлексивности.
Результаты в диапазоне от 4 до 7 стенов – индикаторы среднего уровня рефлексивности.
Показатели, меньшие 4-х стенов – свидетельство низкого уровня развития рефлексивности.
Интерпретация и расшифровка.
Методика базируется на теоретическом материале, который конкретизирует общую трактовку рефлексивности, а также ряд иных существенных особенностей данного свойства. Эти представления можно резюмировать в следующих положениях:
1. Рефлексивность как психическое свойство представляет собой одну из основных граней той интегративной психической реальности, которая соотносится с рефлексией в целом. Двумя другими ее модусами являются рефлексия в ее процессуальном статусе и рефлектирование как особое психическое состояние.
Эти три модуса теснейшим образом взаимосвязаны и взаимодетерминируют друг друга, образуя на уровне их синтеза качественную определенность, обозначаемую понятием рефлексия. В силу этого, данная методика ориентируется не только непосредственно на рефлексивность как психическое свойство, но также и опосредствованно учитывает его проявления в двух других отмеченных модусах. Отсюда следует, что те поведенческие и интроспективные индикаторы, в которых конкретизируется теоретический конструкт, а также сами вопросы методики, учитывают и рефлексивность как психическое свойство, и рефлексию как процесс, и рефлектирование как состояние.
2. Наряду с этим, как показывает анализ литературных данных, диагностика свойства рефлексивности должна обязательно учитывать и дифференциацию ее проявлений по другому важному критерию, основанию — о ее направленности. В соответствии с ним, как известно, выделяют два типа рефлексии, которые условно обозначаются как «интра и интерпсихическая» рефлексия. Первая соотносится с рефлексивностью как способностью к самовосприятию содержания своей собственной психики и его анализу,вторая со способностью к пониманию психики других людей, включающей наряду с рефлексивностью как способностью встать на место другого также и механизмы проекции, идентификации, эмпатии. Следовательно, общее свойство рефлексивности включает оба указанных типа, а уровень развития данного свойства является производным от них одновременно.
3. Содержание теоретического конструкта, а также спектр определяемых им поведенческих проявлений индикаторов свойства рефлексивности предполагает и необходимость учета трех главных видов рефлексии, выделяемых по так называемому «временному» принципу: ситуативной (актуальной), ретроспективной и перспективной рефлексии.
Ситуативная рефлексия обеспечивает непосредственный самоконтроль поведения человека в актуальной ситуации, осмысление ее элементов, анализ происходящего, способность субъекта к соотнесению своих действий с ситуацией и их координации в соответствии с изменяющимися условиями и собственным состоянием. Поведенческими проявлениями и характеристиками этого вида рефлексии являются, в частности, время обдумывания субъектом своей текущей деятельности; то, насколько часто он прибегает к анализу происходящего; степень развернутости процессов принятия решения; склонность к самоанализу в конкретных жизненных ситуациях.
Ретроспективная рефлексия проявляется в склонности к анализу уже выполненной в прошлом деятельности и свершившихся событий. В этом случае предметы рефлексии — предпосылки, мотивы и причины произошедшего; содержание прошлого поведения, а также его результативные параметры и, в особенности, допущенные ошибки. Эта рефлексия выражается, в частности, в том, как часто и насколько долго субъект анализирует и оценивает произошедшие события, склонен ли он вообще анализировать прошлое и себя в нем.
Перспективная рефлексия соотносится: с функцией анализа предстоящей деятельности, поведения; планированием как таковым; прогнозированием вероятных исходов и др. Ее основные поведенческие характеристики: тщательность планирования деталей своего поведения, частота обращения к будущим событиям, ориентация на будущее.
По данным автора методики, степень надежности разработанного им теста-опросника, который отражает точность и устойчивость его результатов, соответствовала психодиагностическим требованиям. Результаты проверки методики на валидность также подтверждают ее необходимую с точки зрения требований психометрики степень.
Тест на рефлексию. Методика диагностики уровня развития рефлексивности, опросник Карпова А.В.
Источник
Проведение рефлексии в конце учебного года
В конце учебного года организуйте рефлексию и получите ценную обратную связь от ваших учеников. Исходя из этого внесите коррективы в планирование на следующий учебный год.
В конце учебного года организуйте рефлексию и получите ценную обратную связь от ваших учеников. Исходя из этого внесите коррективы в планирование на следующий учебный год.
Рефлексия — размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. Умение проводить самоанализ собственной деятельности и ее результатов, способствует развитию таких качеств как самостоятельность, инициативность, ответственность. Рефлексия может быть трех видов: эмоционального состояния, учебной деятельности и учебного содержания. Исходя из вашей цели вы выбираете те или иные вопросы для рефлексии.
Проводите рефлексию устно, работая с небольшими группами учащихся (если есть возможность), или письменно (в бумажном или электронном виде). Писать можно в свободной форме, но это непростая задача для учащихся. Особенно тех, кто не привык к такой деятельности. Поэтому лучше сделать рефлексию структурированной. Ниже я привожу один из методов для проведения рефлексии и список из направляющих вопросов.
Рефлексия 4-3-2-1
Один из моих любимых инструментов для рефлексии это «4-3-2-1”. Данный инструмент удобно использовать после проведения содержательного обсуждения, по окончанию краткосрочного проекта или после насыщенного (как информацией, так и деятельностью) учебного дня.
Каждый обучаемый (или группа обучаемых) отвечает на 4 вопроса:
- 4 новых понятия, которые я узнал
- 3 факта, которые я узнал
- 2 вопроса, на которые не получил ответа
- 1 самая важная мысль
Иногда можно встретить этот вариант рефлексии и в сокращенном варианте «3-2-1”, который используется при работе с текстом (при чтении). В этом случает ответы будут на вопросы:
- 3 вещи, о которых узнал во время чтения
- 2 интересных факта
- 1 вопрос, на который не получил ответа
Наиболее простой способ в организации рефлексии — предоставление учащимся направляющих вопросов.
21 вопрос для рефлексии
Привожу список из вопросов, которые можно задать учащимся. Выбирайте те, которые наиболее актуальны и содержательны для вас.
- Что из того, что мы делали в этом учебном году, запомнилось тебе?
- Чего ты достиг в этом году?
- Чем ты гордишься?
- Что было наибольшим вызовом для тебя в этом году?
- Какое твое самое любимое место в классе/в школе?
- Если бы ты мог изменить что-то одно в этом году, что это было бы?
- Перечисли три наиболее важных вещи, которым ты научился в этом году.
- Назови то, что вызывало сложности в начале года и давалось очень легко в конце.
- Что может сделать учитель, чтобы ты учился в следующем году намного лучше, чем в этом?
- Есть что-то, чему ты научил учителя или своих одноклассников?
- Из книг/видео, что ты прочитал/посмотрел в этом году, какая/какое было самым интересным? Почему?
- Кто в школе оказал наибольшее влияние на тебя в этом году? Почему?
- Какие три ключевых слова (или прилагательных) наиболее ярко опишут этот учебный год?
- Что мог бы сделать учитель, чтобы сделать этот учебный год лучше?
- Какая форма работы на уроке для тебя самая комфортная?
- Какой совет ты был дал учащимся, которые в следующем году будут учиться в этом классе?
- Над каким умением тебе еще надо поработать?
- Какое событие принесло радость?
- Какие события огорчали?
- Твое пожеланию учителю на следующий учебный год.
- Твое пожелание себе на следующий учебный год.
Важно учитывать, что писать рефлексию непросто, поэтому помогите припомнить события, задавайте направляющие вопросы и предоставьте достаточно времени для того, чтобы вдумчиво проанализировать завершающийся учебный год.
В публикации «С чего начать учебный год, или 4 составляющие ПРОДУКТИВНОЙ учебной работы» найдете простые, но действенные советы к подготовке к новому учебному году.
Интересной и плодотворной учебной работы,
Марина Курвитс
Источник
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
На главную Психодиагностика психолога в школе
Анкеты
Анкета для анализа уровня развития рефлексивных навыков учащихся
Анкета для анализа уровня развития рефлексивных навыков учащихся |
Психодиагностика психолога в школе — Анкеты |
Оцените свою самостоятельную работу над заданием, ответив на следующие вопросы анкеты. Для анализа используйте шкалу: 5 — всегда, 4 — часто, 3 — иногда, 2 — редко, 1 — никогда. Обведите выбранный балл самооценки кружком. Вопросы для анализа 1. Решив учебное задание как часто вы анализируете: 1) Полученные результаты……………………………………. 3) Другие возможные способы решения………………………. 4) Степень сложности для вас данного задания………………. 5) Степень прилагаемых вами волевых усилий при выполнении задания………………………………………… 6) Степень вашей самостоятельности при выполнении задания………………………………………………………. 2. Если предложенное задание вызывает у вас затруднение, то причиной этому чаще всего является: 1) Непонимание лично вами содержания задания……………. 2) Недостаточная полнота и глубина ваших знаний…………. 3) Недостаточность приложенных вами усилий……………… 4) Отсутствие необходимых условий для эффективной работы………………………………………………………… 3. Как часто после выполнения задания вы задумываетесь над следующими вопросами: 1) Какие понятия, теории мною усвоены хорошо, а над какими необходимо еще поработать………………………. 2) Как более эффективно организовать собственную деятельность при выполнении задания в другой раз……… Источник Анкета для изучения рефлексииВашему вниманию предлагается ряд позиций. В каждой паре выберите одну позицию, являющуюся для Вас более предпочтительной. В соответствующей клетке на бланке для ответов поставьте крестик. Спасибо за работу! 1.-1- ориентация на сохранение знания-2- ориентация на изменение знания 2. -1- опора на абстрактное знание -2- опора на конкретное знание 3.-1- применение знаний с опорой на норму -2- применение знаний без опоры на норму 4.-1- импульсивное действие -2- действие на основе анализа 5.-1- усиление проблемности -2- ослабление проблемности 6. -1- сохранение нормы —2- изменение нормы 7. -1- познавать себя -2- познавать других 8. -1- реконструкция содержания -2- конструирование содержания 9. -1- зависимость от ситуации -2- зависимость от собственной цели 10. -1- опора на часть -2- опора на целое 11. -1- сохранение ценностей -2- изменение ценностей 12. -1- ориентация на себя -2- ориентация на норму 13. -1- опора на личностные ценности -2- опора на требования ситуации 14. -1- познавать себя в действии -2- познавать себя в анализе действий 15. -1- стихийный успех -2- запланированный успех 16. -1- ценность однозначности -2- ценность вариативности 17. -1- реагирование на прогноз неудачи -2- реагирование на факт неудачи 18. -1- усложнение нормы -2- упрощение нормы 19. -1- анализ действий другого -2- анализ собственных действий 20. -1- познавать других в обычной ситуации -2- познавать других в конфликте 21. -1- сведение нового к известному -2- поиск новизны 22. -1- постоянно познавать себя -2- познавать себя в проблемной ситуации 23. -1- углубление проблемы -2- упрощение проблемы 24. -1- рациональность 25. -1- ориентация на себя -2- ориентация на ситуацию 26. -1- ориентация на актуальное -2- ориентация на принципиальное 27. -1- зависимость от ситуации -2- зависимость от сущности происходящего 28. -1- проблемная ситуация как зло -2- проблемная ситуация как добро 29. -1- усовершенствование способа решения задачи -2- быстрое решение задачи 30. -1- ориентация на себя -2- ориентация на образец БЛАНК ОТВЕТОВ НА «Анкету для изучения рефлексии». Ф.И.О._______________________________________________________ Пол_________________________________________________________ Место работы____________________________________________ Должность___________________________________________________ Специальность по диплому_____________________________ Разряд оплаты труда_________________________________________ Зачеркните, пожалуйста, крестиком номера выбранных Вами ответов (цифры 1 или 2) напротив номера вопроса (цифры от 1 до 30). 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Обработка данных. Подсчитывается сумма баллов — правильных ответов по шкалам, соответствующих «ключу»: вопросы: 1(2), 2(1), 3(1), 4(2), 5(1), 6(2), 7(1), 8(2), 9(1), 10(2), 11(2), 12(2), 13(1), 14(2), 15(2), 16(2), 17(1), 18(1), 19(2), 20(1), 21(2), 22(1), 23(1), 24(1), 25(2), 26(2), 27(2), 28(2), 29(1), 30(1). После получения ответов по анкете производится подсчёт баллов. Ответы сравниваются с ключом. В случае совпадения ответов испытуемого по данной оппозиции с ответом ключа, ему присваивается 1 балл, в случае несовпадения — 0 баллов. Затем происходит суммирование всех баллов. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Опросник на выявление доминирующего уровня решения педагогических проблемных ситуаций» Ф.И.О.______________________________________________________ Инструкция Вам будут предложены две группы педагогических проблемных ситуаций – с указанием вариантов выхода из них в группе «1» и без указания – в группе «2». В группе «1» Вы должны выбрать наиболее приемлемый для Вас вариант ответа, букву выбранного Вами ответа обведите кружком. Большое спасибо Вам за проделанную работу! Группа «1» Ситуация № 1. Обстоятельства предыдущего дня не позволили Вам подготовиться к сегодняшнему занятию, на котором предполагалось объяснить новую тему. Ваши действия. А/ Отложите рассмотрение новой темы и повторите предыдущий материал. Б/ Объясните новый материал, не имея плана занятия. Ситуация № 2. Вы построили занятие в форме деловой игры, разбив группу студентов на микрогруппы. Вам нужны помощники в проведении игры из числа студентов – руководители подгрупп и игротехники. Желающих помочь нет. Ваши действия. А/ Вы назначаете себе помощников по своему усмотрению. Б/ Освящаете привлекательные стороны предлагаемой деятельности и ждете инициативы. Ситуация № 3. К зачетному занятию было задание подготовить реферат. У двух студентов оказываются одинаковые тексты рефератов. Ваши действия. А/ Возвращаете работы студентам и требуете написать реферат на другую тему. Б/ Проводите собеседование по источникам реферата и при необходимости отдаете на доработку с сохранением темы. Ситуация № 4. В ходе семинара студентами высказываются противоречащие друг другу мнения. Группа разбивается на противоборствующие подгруппы, одна отстаивает ошибочное мнение. Ваши действия. А/ Задаете вопросы, подводя студентов к лучшему пониманию проблемы. Б/ Выделяете правильное мнение, объясняя, почему это так. Ситуация № 5. Студент задает на занятии вопрос, на который Вы не знаете ответа. Ваши действия. А/ Сохраняя свой авторитет, пытаетесь ответить, опираясь на собственное мнение. Б/ Признаете свою неосведомленность и предлагаете всем студентам найти варианты ответа для обсуждения на следующем занятии. Ситуация № 6. Студент не соглашается с поставленной ему Вами экзаменационной оценкой. Ваши действия. А/ Задаете дополнительный вопрос и оцениваете по результату ответа на него. Б/ Объясните требования к ответу на требуемую оценку и предлагаете пересдать в другой день. Ситуация № 7. В ходе лекции Вы поставили вопрос, на который не дали ответа. В конце занятия студенты просят ответить на него. Ваши действия. А/ Кратко отвечаете на вопрос. Б/ Предлагаете студентам самостоятельно найти ответ к следующему занятию. Группа «2» В данной группе проблемных педагогических ситуаций Вы кратко описываете, как поступили бы, оказавшись в подобной ситуации. Свой вариант ответа записываете в строке под соответствующей ситуацией. Ситуация № 8. Студенты обратились к Вам с просьбой успешно обучающимся на семинарских занятиях поставить самозачет (самоэкзамен). Ваши действия. Ситуация № 9. При объяснении Вами материала в группе один из студентов говорит, что не понял. Ваши действия. Ситуация № 10. Вы читаете лекцию, одна из сказанных Вами фраз вызывает смех в аудитории. Ваши действия. Ситуация № 11. Вы замещаете заболевшего коллегу в незнакомой Вам группе. Студенты показывают слабое владение некоторыми вопросами из предыдущего материала. Ваша же задача – рассмотреть с ними новую тему. Ваши действия. Ситуация № 12. Группа не подготовилась к семинарскому занятию. Ваши действия. Ситуация № 13. Дав студентам проблемное задание, Вы обнаружили неспособность части из них мыслить продуктивно. Ваши действия. Ситуация № 14. В течении нескольких семинарских занятий Вы замечаете, что один из студентов отстает от других в выполнении предлагаемых Вами заданий. Ваши действия. Обработка данных в первой группе ситуаций. Каждое совпадение с ключом оценивается в два балла. При несовпадении ответа с ключом баллы не начисляются. Ключ: 1 – «А», 2- «Б», 3- «Б», 4 – «А», 5 – «Б», 6 –«Б», 7 – «Б». Обработка данных во второй группе ситуаций. Анализ ответов испытуемого проводится следующим образом. За каждый ответ, соответствующий надситуативному уровню решения педагогических проблемных ситуаций, начисляется два балла. Каждый ответ, соответствующий ситуативному уровню, оценивается в ноль баллов. Смешанный вариант ответа оценивается в один балл. Описание ответов соответствующих ситуативному и надситуативному уровню решения педагогических проблемных ситуаций: Источник Adblockdetector |