Значение слова «этика»
1. Философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания и как вид общественных отношений. Гегелевская этика. Материалистическая этика. □ — Я вот теперь много думаю и читаю по этике, стараюсь философски обосновать мораль. Вересаев, На повороте.
2. Нормы поведения, мораль человека какого-л. класса, общественной или профессиональной группы. Врачебная этика. Коммунистическая этика. □ Мораль, или этика, существует с начала образования человеческого общества. М. Калинин, О коммунистическом воспитании. Между атлетами существует своеобразная этика, в силу которой считается предосудительным глядеть на упражнения своего противника. Куприн, В цирке.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Э́тика (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философская дисциплина, предметами исследования которой являются мораль и нравственность.
Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, добра и зла, сочувствия, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и так далее. Выработанные этикой понятия — милосердие, справедливость, дружба, солидарность и другие, направляют моральное развитие социальных институтов и отношений.
Э’ТИКА, и, мн. нет, ж. [от греч. ēthos — обычай]. 1. Философское учение о нравственности, о правилах поведения человека. Э. стоиков. Идеалистическая э. Канта. Материалистическая э. 2. Нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил среди членов какого-н. общества, какой-н. общественной группы, профессии. Партийная э. Врачебная э. Физкультурная э. Буржуазная э. Пролетарская э.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
э́тика
1. раздел философии, наука, изучающая мораль, нравственность как форму общественного сознания и как вид общественных отношений ◆ Этика стоиков. ◆ Идеалистическая этика Канта. ◆ Материалистическая этика.
2. нормы поведения, мораль человека или какого-либо класса людей ◆ Врачебная этика. ◆ Физкультурная этика. ◆ Этика учёного.
Делаем Карту слов лучше вместе
/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: папашка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Источник
Что такое Этика
Этика — это одна из дисциплин философии, которая посвящена темам морали. Слово «этика» происходит от греческого языка (ἠθικόν) и означает «то, что относится к характеру, нраву».
Если посмотреть на этику не в философском, а в более практическом смысле, мы сможем понять эту концепцию немного лучше.
Анализируя определённое поведение нашего социума изо дня в день, когда мы говорим, например, о поведении некоторых профессионалов, таких как: врач, журналист, юрист, бизнесмен, политик и даже учитель.
Они довольно часто слышат такие выражения, как: медицинская этика, журналистская этика, юридическая этика, предпринимательская этика, профессиональная этика политических деятелей и педагогическая этика.
Этику легко можно спутать с законом, хотя зачастую закон основывается как раз на этических принципах.
Однако, в отличие от закона, ни один человек не может быть принуждён государством или другими лицами соблюдать этические нормы и не будет подвергаться никаким наказаниям за их нарушение (в случае, если закон молчит по вопросам, касающимся этики).
Этика охватывает широкую область и может применяться в профессиональной сфере. Существуют кодексы профессиональной этики, которые указывают, как человек должен вести себя в контексте своей профессии.
Этика и мораль
Этика и мораль связаны между собой, но они различны. Мораль основана на подчинении нормам, обычаям или культурным, иерархическим или религиозным порядкам. Этика, в свою очередь, стремится обосновать образ жизни человеческой мыслью.
В философии этика не ограничивается моралью, которая обычно понимается как обычай или привычка, но ищет теоретические основы для поиска наилучшего способа жить и стремится к лучшему образу жизни.
Этика охватывает многие области, такие как антропология, психология, социология, экономика, педагогика, политика и даже физкультура и диететика.
Профессиональная этика
Это термин, который означает совокупность правил поведения людей в некой социальной группе или систему профессиональных моральных норм в трудовой деятельности. Обеспечивает нравственное направление во взаимоотношениях, и связана с его профессиональной деятельностью, а также отношение человека к своей профессиональной функции и долгу службы.
Профессиональная этика в политике
Вопрос об этике государственной службы связан с поведением государственных служащих. Эти люди должны действовать в соответствии с этическими стандартами, проявляя моральные ценности, такие как добросовестность и другие принципы, необходимые для благоприятной жизни в обществе.
Когда человек избирается на государственную должность, общество доверяет ему и надеется, что он выполнит этические стандарты. Таким образом, этот человек должен оправдать доверие и выполнять свою функцию, следуя определённым ценностям, принципам, идеалам и правилам.
Аналогичным образом государственный служащий должен содействовать социальному равенству, борьбе за создание рабочих мест, развитию чувства гражданства и укреплению демократии.
С этой целью он должен быть готов к осуществлению политик, которые приносят пользу стране и обществу в социальной, экономической и политической сферах.
Человек, который выполняет государственную должность, должен уметь стратегически мыслить, внедрять новшества и сотрудничать, учиться и отучаться, если это необходимо, разрабатывать более эффективные способы работы.
Случаи коррупции в рамках государственной службы являются примером неэтичного поведения в этой сфере.
Предпринимательская этика
Предпринимательская деятельность, равно как и любая другая профессиональная деятельность граждан, имеет правовые, моральные и этические нормы и правила поведения, несоблюдение которых может привести предпринимателя к отрицательному исходу.
Правовые предписания для предпринимателей и компаний определяются издаваемыми законами и их неосуществление может обратиться тяжкими последствиями, вплоть до лишения свободы ответственных лиц и банкротства.
Из-за этого очень важно для предпринимательского сообщества не только принятие законов государством, которые регулируют деятельность предпринимателей, но также и развитие правовой культуры.
Медицинская этика и деонтология
Медицинская деонтология (или медицинская этика) изучает этику в медицине, правила и нормы поведения медицинских работников, их взаимодействие с коллегами и пациентами.
В России существует такое понятие, как «деонтология» — учение о человеческом долге перед другими людьми и обществом, которое состоит в том, чтобы у медицинских работников было надлежащее поведение, содействующее наилучшим условиям для поправки пациента.
В русский язык словосочетание «медицинская деонтология» ввёл в 1944 году хирург Н. Н. Петров (заменив термин «врачебная этика»), чтобы распространить принципы врачебной этики и на медицинских сестёр.
Деонтологическая этика (или деонтология) происходит от сложения двух греческих слов δέον+λογία (деон + логос), которые означают благопристойный + слово.
Полностью слово «δεοντολογία» в греческом языке обозначает «этика». Таким образом, когда мы используем словосочетание «деонтологическая этика», мы говорим одно и то же дважды. Поэтому правильнее было бы говорить только «деонтология» либо «деонтологический кодекс».
Профессиональная этика юриста
Юридическая этика — это учение о требованиях нравственного, этического и морального характера людей, работающих в юридической сфере.
Частью юридической этики могут быть такие качества, как: честность и добросовестность, а также сознание обязанности поддержания правовых норм для блага общества.
Также эта наука касается таких тем, как требования к поступкам в юридической практике и в их культуре.
Профессиональная этика юриста — это сформировавшийся ряд этических правил, указаний, кодексов, учений и теорий о надлежащем поведении юриста, а также о его обязанностях перед обществом и нравственных качествах.
Норма права фиксируется законом, а нормы морали формируются общественной духовностью и не закрепляются как обязательные. Таким образом, нормы этического и морального поведения в юридической этике не считаются прямолинейным предметом.
Учения об этических нормах рассуждают о таких темах, как вопросы нравственности, справедливости и несправедливости, о добре и зле, о чести и достоинстве, о добродетелях и многих других. Эти понятия зачастую невозможно просто записать в сборник указов и правил поведения человека.
Этика как наука
Этика – это философская дисциплина, предметами исследования которой являются мораль и нравственность, и существует она как наука уже более 20 веков.
Древнегреческий философ Аристотель считается отцом-основателем этики. Он же назвал словом «этический» группу людских добродетелей и создал от него существительное «этика» для определения науки, что учит (на практике) добродетели, морали и нравственности.
Основные проблемы этики:
- смысл жизни и назначение человека;
- критерии добра и зла, добродетели и пороки;
- долг человека и сочетание с его желанием счастья;
- свобода воли.
Никомахова этика
«Этика Никомаха» или «Никомахова этика» — это книга, написанная Аристотелем, которую, по одним источникам, он посвятил своему отцу, чьё имя было Никомах, по другим — сыну, которого звали также (по словам Виктора Канке, книга, по всей видимости, была посвящена его сыну).
Это самая важная работа Аристотеля по этике. Она состоит из десяти книг, где Аристотель как отец, который обеспокоен образованием и счастьем своего сына, также стремится заставить людей задуматься о своих действиях.
Таким образом, ставя разум выше увлечений, ища индивидуальное и коллективное счастье, потому что человек живёт в обществе и его поведение должно иметь в виду общее благо.
В аристотелевских работах этика рассматривается как часть политики, которая предшествует самой политике и связана с человеком, в то время как политика уже изображает человека в его социальном аспекте.
Для Аристотеля вся практическая рациональность направлена на достижение какой-то цели или же добра, в то время как этика направлена на то, чтобы установить конечную высшую цель, которая находится превыше всего, оправдывает всё остальное и пытается понять, как её достичь.
Эта высшая цель — счастье, и речь идёт не об удовольствиях, богатствах или почестях, а о добродетельной жизни, и добродетель эта находится между крайностями и достигается только теми, кто проявляет осмотрительность.
Источник
Тест с ответами по этике
2. Каким этическим нормам уделяется основное внимание в рамках западной европейской культуры?
а) польза, выгода, трудолюбие;
б) справедливость, добро, благо;+
в) честь, свобода, вера.
3. Какие существуют виды барьеров общения?
а) межъязыковые;+
б) мировоззренческие;
в) психологические;+
г) соматические;
д) социальные;+
е) технические;+
4.Этическая категория, которая лежит в основе высказывания «Все равны перед законом и судом»?
а) долг;
б) достоинство;
в) ответственность;
г) справедливость;+
д) честь
5.Каковы правила представления по канону?
а) женщина первая представляется мужчине;
б) лица с более высоким статусом представляются людям со статусом более низким;
в) младшие по возрасту представляются старшим;+
г) мужчина первым представляется женщине+
6. Где не используется литературный язык?
а) в научной речи;
б) в невербальном общении;+
в) в официально-деловой речи;
г) в письменной речи;
д) в профессиональном общении
7. Компоненты, которые включает в себя культура делового общения:
а) все ответы верны;+
б) психологию делового общения;
в) служебный этикет;
г) технику делового общения;
д) этику делового общения
8. Что из ниже перечисленного относится к стилям руководства?
а) Политический
б) Либеральный+
в) Демократический+
г) Авторитарный+
9.Как называется моральный принцип, который выражается в желании помочь другим:
а) альтруизм;+
б) толерантность;
в) честолюбие;
г) эмпатия
10. На чем из ниже перечисленного основано в деловой этике недопустимость вмешательства в дела конкурентов, ущемление их интересов?
а) равенстве;
б) свободе;+
в) справедливости;
г) честности
11.Как называется набор наиболее важных предположений, которые принимаются членами организации, и получают выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий:
а) должностные обязанности;
б) кодекс чести;
в) корпоративная культура;+
г) правила внутреннего распорядка
12.Что такое ответственность?
а) категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающаяся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях;
б) категория этики, опирающаяся на принцип равенства всех людей в моральном отношении;
в) категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу;+
г) категория этики, характеризующая моральную ценность личности в связи с его статусом, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами;
д) категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с точки зрения соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения
13.Кто из данных деятелей относится к наиболее известным русским купцам-меценатам?
а) Алексеев
б) Морозов+
в) Третьяков+
г) Прохоров+
14. Какие компоненты относятся к социальным компонентам деловой репутации организации?
а) Социальная жизнь
б) Социальные блага+
в) Социальные гарантии по ТК РФ+
г) Социальная ответственность+
15. Какие компоненты относятся к компонентам деловой репутации организации?
а) Моральная
б) Рыночная+
в) Финансовая+
г) Социальная+
16. К какому году, по оценке специалистов, появляется субъект этики деловых отношений в рамках постсоветской России?
а) 1992 году;+
б) 1995 году;
в) 1998 году
17.Как называется подсистема этикета, которая определяет пространственную организацию общения?
а) вербальный этикет;
б) мимика и жесты;
в) этикетная атрибутика;
г) этикетная проксемика+
18.Через что проходит самосовершенствование человека в буддизме?
а) самобичевание;
б) самовоспитание;
в) самообразование;
г) самоотречение;+
д) самопожертвование
19.Как называется сложившееся у окружающих мнение о нравственном облике личности или коллектива, которое основано на его предшествующем поведении и выражающееся в признании его заслуг?
а) авторитет;
б) имидж;
в) популярность;
г) престиж;
д) репутация+
20. Что такое тактичность?
а) внутренний голос человека;
б) определенный круг обязательств и исполнение своих обязанностей, сложившихся на основе профессиональных или общественных отношений;
в) сделал, и что хотел сделать;
г) способность и привычка человека вести себя, уважая достоинство другого человека;+
д) способность человека осуществлять внутренний нравственный самоконтроль;
21.Что относится к основным категориям этики?
а) добро и зло;+
б) пространство и время;
в) свобода;
г) совесть
22. Верно ли убеждение, что различные сферы человеческой деятельности обусловливают специфику профессиональной этики?
Да+
Нет
Источник
Что такое этика и что изучает эта наука
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Мы живем в обществе среди других людей, отличающихся друг от друга мировоззрением и восприятием действительности.
Чтобы мирно уживаться, человечество придумало некие правила и законы, регулирующие взаимодействие между индивидами.
Исследованием отношений человека и общества занимается этика – это наука, изучающая ценности и моральные принципы, лежащие в основе поведения людей.
Определение — что это такое
Слово «этика» произошло от древнегреческого ethos (этос). Изначально этос означал место общего проживания: дом, гнездо, логово. Позднее им стали называть некое постоянство – характер или обычай.
Деятель философии Аристотель, понимая этос как характер, добавил к нему прилагательное «этический», подразумевая под ним определенный набор добродетелей.
То есть человек с этическим характером – это личность, чье поведение ориентировано на созидание добра.
Далее уже Цицерон, при попытке перевести слово «этический» с древнегреческого на латинский, ввел новое понятие – «moralis» (моральный). Поэтому в те дни слова «этический» и «моральный», «этика» и «мораль» являлись синонимами. Но со временем ситуация изменилась: за каждым из понятий закрепился свой смысл.
В настоящее же время наука этика – это раздел философии, наука, предметом изучения которой является общественная мораль и нравственность (что это такое?).
Под моралью понимают нормы и правила, установленные людьми для более комфортного общения (то, что требует от вас общество). Нравственность – это те же нормы поведения, но исходящие изнутри – ваши личные, заложенные с детства ( ваши требования к себе и окружающим — это мораль через призму личности).
Так как в обществе существует разные группы и подгруппы (партии, коллективы на предприятии, сообщества), в каждой из них существует свой этический кодекс.
Этика — это регулятор поведения людей. Но в отличии, например, от юриспруденции, в этике регуляция поведения осуществляется личностью самостоятельно на основе доброй воли.
То есть если правила некой группы не соответствуют вашим внутренним убеждениям и ценностям, то вы можете отказаться от их принятия и исполнения. Например, я никогда не буду работать на фирме, где корпоративная этика допускает жестокое отношение сотрудников по отношению друг к другу.
Разделы этики
- Теоретическая часть изучает различные аспекты морали и нравственности: их исторический фактор, как они возникли, как развиваются, их функционирование, связанность между собой. Методологией теоретической части этики являются знания, полученные в сфере психологии, социологии, логики и лингвистики.
- Нормативная этика ищет и задает принципы, которые лежат или будут лежать в основе поведения. Ее целью является поддержание моральных и нравственных ценностей, норм и правил через доводы, аргументы и доказательства, используемые при формировании новых убеждений и ценностей.
Это не занудное чтение морали, а логические споры, вовлекающие в себя даже критично мыслящих индивидов. Одним из инструментов нормативной этики является наделение принципов и положений либо мистическим (божественным), либо естественным смыслами.
- медицинский;
- профессиональный;
- компьютерный;
- деловой;
- политический;
- экологический;
- юридический;
- социальный;
- биоэтика.
Этические категории
Итак, что изучает этика: объектом являются общество и человек, а предметом – их нравственные ценности. Любая наука имеет свои законы и этика не исключение. Главное ее правило (его называют «золотым») гласит: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
Также данное учение имеет свои категории, через призму которых она изучает человеческие мораль и нравственность. Всего их семь:
- Добро и зло. Первое – это все, что касается благости, второе – то, что ей противоречит;
- Долг – свод обязанностей индивида по отношению к представителям общества;
- Совесть – внутренний контролер поведения человека, цензор, личный самосуд. Совесть (что это такое?) считается одним из самых сильных чувств, наличие которого свидетельствует о высоком уровне нравственности и осознанности личности;
- Личное достоинство, уровень которого напрямую связан с уровнем самореализации индивида в обществе. Оценивается как самим человеком, так и людьми;
- Честь – формируется человеком в связи со связанностью с некой группой. Коллективная честь становится не только профессиональной, но и личной;
- Свобода (что это?) – отражает спектр осознанных, добровольных выборов и возможностей;
- Ответственность – осознанное предвидение последствий своих действий и добровольное их принятие.
Каждая категория «не работает» изолированно: они все связанны и дополняют друг друга.
Например, сделав что-то плохое – выбрав категорию зла, осознающий себя человек будет мучиться угрызениями совести, так как ощутит потерю личного достоинства. Возможно, он захочет реабилитироваться в глазах людей, примет ответственность за происходящее и постарается изменить ситуацию, а возможно, что и нет (свобода опять же).
Этические ценности
Данная дисциплина имеет два вида ценностей, сквозь которые она изучает свой предмет:
- Позитивные – это идеалы, которые лежат в основе благодатного поведения. Сюда входят добро, совесть, честь, чувство стыда, справедливости и т. д. По сути, эти понятия являются абсолютами, то есть достичь их на 100% невозможно, но стремление к этому поощряется религией и обществом.
- Негативные ценности представляют собой обратную сторону медали – антипод позитивным. К ним относятся зло, циничность, эгоизм, зависть и другие. Эти пороки порицаемы общественностью: человек, который ими руководствуется по жизни, осуждается людьми.
Эти ценности – и хорошие, и плохие, являются добровольным выбором каждого человека и лежат в основе его поступков. Какие из них он будет использовать на своем пути, а какие отбросит в сторону, зависит от уровня его нравственности, воспитания, привитого значимыми взрослыми.
И если мировоззрение личности разнится с общественными моральными устоями, то ей будет сложно уживаться среди людей (это прямой путь в социопаты).
Таким образом, этика – это наука, которая регулирует человеческие взаимоотношения, учит «как надо и как нельзя» поступать с другими.
Что такое этикет
Этикет – это система знаков, основанных на моральных принципах, которые используют люди при взаимодействии в обществе.
Правила этикета отличаются от разных показателей, таких как:
- страна;
- национальность;
- религиозные убеждения и другие.
В нашей стране существуют следующие нормы этикета:
- если в помещение входит женщина, то находящиеся в нем мужчины должны встать (исключением будет деловая встреча);
- мужчина открывает даме дверь, но заходит первым, если помещение незнакомое, и вторым, если они заходят в знакомое пространство;
- представляясь другому человеку, нужно встать (если вы сидели);
- некрасиво себя хвалить;
- младший должен уступать место старшему;
- нельзя перебивать собеседника;
- в компании нескольких человек нельзя шептаться;
- принято здороваться при встрече и прощаться при расставании;
- нельзя говорить с набитым ртом;
- нельзя обсуждать внешний вид собеседника, говорить о вкусах и личных мнениях.
Это лишь малая часть правил и норм приличия, соблюдая которые люди смогут общаться более приятно и эффективно. Чтобы вырастить из ребенка достойного взрослого, с малых лет необходимо объяснять ему, что такое этика и зачем она нужна.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Комментарии и отзывы (3)
Думаю, крайне важно закладывать этические ценности с раннего детства, от этого во многом зависит то, каким он станет человеком.
Ну и зачем нужна этика, чтоб верхом на мне катались?
Вот еду я уставший с работы, ехать далеко, сижу, заходит бабка, почему я должен ей уступить? Так она всего две станции проехала и вышла, а мне ещё десять ехать, а вены в ногах гудят. К тому же я оплатил свой проезд, вот с какого я должен?
Самое забавное, что и в детстве я должен был уступать место, так мне говорили, теперь мне говорят, что детям я тоже должен место уступать, что это вообще такое?
А если я бабульке место уступлю без её просьбы, разве это будет этично? Ведь я своим поступком намекну всем о её возрасте.
Источник
Тесты по Профессиональной этике
d) правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности.
4. Социальные нормы — это:
a) общепринятые в рамках социальной общности (группы)правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации;
b) форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе;
c) общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передача социального и культурного опыта от поколения к поколению;
d) правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности.
5. Ритуалы — это:
a) правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности.
b) общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению.
c) правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.
d) наиболее обобщенные и стабильные правила поведения людей в том или ином обществе, которые выверены временем и длительно существуют.
6. Традиции — это:
a) правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.
b) представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.
c) духовно-нравственные правила человеческого общежития, основанные на представлении людей о Боге как творце мироздания.
d) наиболее обобщенные и стабильные правила поведения людей в том или ином обществе, которые выверены временем и длительно существуют.
7. Права — это:
a) представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.
b) правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.
c) духовно-нравственные правила человеческого общежития, основанные на представлении людей о Боге как творце мироздания.
d) наиболее обобщенные и стабильные правила поведения людей в том или ином обществе, которые выверены временем и длительно существуют.
8. Религия — это:
a. духовно-нравственные правила человеческого общежития, основанные на представлении людей о Боге как творце мироздания.
b) передача социального и культурного опыта от поколения к поколению;
c) правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности.
d) наиболее обобщенные и стабильные правила поведения людей в том или ином обществе, которые выверены временем и длительно существуют.
9. Нормы общественных организаций — представляют собой:
a) наиболее обобщенные и стабильные правила поведения людей в том или ином обществе, которые выверены временем и длительно существуют.
b) правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.
c) правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.
d) общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению.
10. Основателем этики признаётся:
a) Платон (428-328 до н.э.)
b) великий древнегреческий философ Сократ (469-399 до н.э.).
c) Аристотель (384-322 до н.э.),
d) Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.)
11. Термин «этика» (ethica) впервые использовал для обозначения науки, которая изучает добродетели:
a) Платон (428-328 до н.э.)
b) великий древнегреческий философ Сократ (469-399 до н.э.).
c) Аристотель (384-322 до н.э.),
d) Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.)
12. В истории развития этики как науки можно выделить:
a) 3 этапа: античная этика, средневековая этика, современная этика.
b) 2 этапа: античная этика, современная этика.
c) 5 этапов: предэтика, античная этика, средневековая этика, этика Нового времени, современная этика.
d) 4 этапа: античная этика, средневековая этика, этика Нового времени, современная этика.
14. Автор термина “Мораль”:
c. Цицерон.
15. Нравственность — термин:
c. русский.
16. “Домострой” — памятник этической мысли:
a. Древней Греции;
c. России.
17. “Любовь к ближнему” — моральная норма этики:
c. христианской.
18. Этический утилитаризм — это этика:
a. феодальных экономических отношений;
b. рабовладельческих рыночных отношений;
c. буржуазных рыночных отношений.
19. Эвдемонизм — это:
c. счастье.
20. Гедонизм — это:
b. чувственное наслаждение.
21. Логос — это закон:
a. Римской империи;
b. Российской империи;
c. Космоса.
22. Аскетизм — это:
a. отказ от чувственно-физических наслаждений;
23. Понятие “греха” впервые сформулировано:
c. Фомой Аквинским.
24. “Деонтология” — это:
a. учение о правилах поведения;
b. учение об общественных нравах и обычаях;
c. учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики.
b) профессиональная этика.
25. “Категорический императив” встречается в учении:
c. Канта.
26. Религиозное начало преобладало в этике:
b. Нового времени;
c. Средних веков.
27. Рационализм — отличительная черта этики:
a. протестантизма.
28. Этикет — это :
a. религиозное учение;
b. памятник древней этической мысли;
c. культура поведения.
29. Этику к “практической философии” относил:
a. Аристотель.
30. Эмотивизм — это направление в этике:
c. неопозитивизма.
31. “Научить человека быть счастливым” — это точка зрения:
a. разумного эгоизма;
c. эвдемонизма.
32. Эмотивизм это направление в этике:
c. неопозитивизма.
33. “Человек должен быть свободным” считает этика:
a. этического утилитаризма;
b. экзистенциализма;
34. Добро и зло — это:
a) самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимноличностных регуляторов поведения людей.
b) нравственная задача, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем.
c) наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.
35. В этике справедливость — категория,
a) означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло;
b) специфически моральная категория;
c) специфически правовая категория.
36. Долг представляет собой:
a) нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем.
b) самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимноличностных регуляторов поведения людей.
c) категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности
37. Совесть — это:
a) самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимноличностных регуляторов поведения людей.
b) нравственная задача, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем.
c) категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.
d) обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия
38. Ответственность — это:
a) выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности.
b) нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем.
c) категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.
d) обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.
39. Достоинство — это:
a) категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.
b) категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.
c) мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении.
d) выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности.
40. Репутация— это:
a) самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимноличностных регуляторов поведения людей.
b) нравственная задача, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем.
c) мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении.
d) выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности.
41. Право — это:
a) нравственная задача, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем.
b) необходимые, взаимосвязанные и взаимопроникающие системы регуляции общественной жизни.
c) совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия
42. Мораль и право – это:
a) необходимые, взаимосвязанные и взаимопроникающие системы регуляции общественной жизни.
b) совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия
c) выполняют единую социальную функцию – регулирование поведения людей в обществе.
d) признание достоинства и ценности личности.
43. Презумпция невиновности означает:
a) нравственная задача, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем.
b) мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении.
c) выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности.
d) признание достоинства и ценности личности.
44. Презумпция невиновности впервые была сформулирована:
a) в Декларации прав человека и гражданина, принятой во Франции в 1789 году,
b) в Международном пакте о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года
c) в Конституции Российской Федерации 1993 года
45. Культура уголовного процесса представляет собой:
a) уровень, степень развития какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности.
b) качественную характеристику этого вида государственной деятельности, опирающуюся на общее понятие культуры, а также представления о юридической культуре.
c) достижения общества в производственной, общественной и духовной жизни.
Источник