Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Результаты диссертационного исследования также используются в работе аналитического отдела ЗАО ИФК Солид, при проведении занятий на курсах трейдеров при ЗАО ИФК Солид, а также при чтении лекций и проведении семинаров по курсу Рынок ценных бумаг в AT и СО. [1]
По результатам диссертационного исследования М. В. Голубева Разработка и исследование свойств ингибиторов сероводородной коррозии на основе кислородсодержащих продуктов нефтехимии были разработаны технологии получения ингибиторов коррозии, основными компонентами которых являются ацетали и их гетероаналоги: Реакор-1, Реакор-2, Реакор-3, Реакор-4, Реакор-5, Реакор-6, которые проявляют высокую защитную эффективность в условиях механохимической коррозии строительных сталей в минерализованных средах, содержащих сероводород и Реакор-2 В — ингибитор пассивирующего действия. [3]
Промышленная апробация и внедрение результатов диссертационных исследований были осуществлены на предприятиях нефтегазового и горнометаллургического комплексов. [4]
В заключении изложены основные выводы и результаты диссертационного исследования . [5]
Сегодня, как никогда остро, стоит проблема объективной оценки результатов диссертационных исследований . Это невозможно сделать, не имея объективных критериев оценки. Критерий — это признак, мерило, образец, на основании которого производится оценка, определение чего-либо. Имеются ли у нас объективные критерии оценки по юридической отрасли науки, по юридическим специальностям, по разделам и подразделам, по видам, родам и типам конкретной юридической специальности. [6]
К такому заседанию готовится текст диссертации и все научные работы, в которых опубликованы результаты диссертационного исследования , а также первичные документы, отражающие процесс экспериментальной или опытной работы. [7]
Пока не будет разработана классификация научных знаний, не может быть и речи об объективности оценки результатов диссертационных исследований . Во-первых, формы теоретического знания, полученные в результате научного исследования, являются логически организованной системой достоверного знания и продуктом специальной поисковой деятельности особого отряда людей — ученых, существуют в определенной языковой форме и обладают объяснительной и предсказующей функциями. Во-вторых, в классификации находят отражение лишь те формы теоретического знания, которые ранее не были получены другими учеными. В-третьих, в классификации имеют место иерархия и унификация форм и объема содержания теоретического знания. В-четвертых, данная классификация должна стать государственным научным стандартом. В-пятых, дидактические единицы, представленные в классификации, являются критериями оценки. [8]
Главным элементом подготовки научных кадров в системе послевузовского профессионального образования Российской Федерации является формирование знаний о критериях оценки результатов диссертационных исследований и умений в сфере технологии их выставления. Согласитесь, что этому, как правило, соискателей не учат. [9]
После указанных выше организационно-технических мероприятий наступает самый ответственный этап в подготовке соискателя к защите своей диссертации — это подготовка выступления по результатам диссертационного исследования в форме доклада, призванного раскрыть существо, теоретическое и практическое значение результатов проведенной работы. [10]
В заключении отражаются наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем, оценка их достоверности и новизны, их значение для теории и практики, рекомендации об использовании результатов диссертационного исследования , а также указывается, в соответствии с какими требованиями пункта 13 или пункта 14 настоящего Положения оценивалась диссертация. [11]
Затем слово предоставляется ученому секретарю совета, который докладывает о содержании представленных соискателем документов, а также кратко излагает его биографию, сообщает об отзывах, которые поступили на диссертацию и ее автореферат, об актах внедрения результатов диссертационного исследования . [12]
При положительном результате голосования по присуждению ученой степени диссертационный совет принимает открытым голосованием заключение по диссертации, в котором отражаются наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем, оценка их достоверности и новизны, их значение для теории и практики, рекомендации об использовании результатов диссертационного исследования , а также указывается, в соответствии с какими требованиями пункта 8 настоящего Положения оценивалась диссертация. [13]
Данный раздел заключения призван засвидетельствовать использование результатов выполненного исследования в практической деятельности научных, производственных, образовательных, хозяйственных, административно-управленческих организаций, предприятий, учреждений. Практическое приложение результатов диссертационного исследования подтверждается также использованием их в учебном процессе в государственных и негосударственных учебных заведениях, отражением в учебниках и учебных пособиях, научной литературе, официально признанных и используемых методиках. [14]
В этом письменном заключении отражаются наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем, оценка их достоверности и новизны, рекомендации об использовании результатов диссертационного исследования , классификационные признаки диссертации. [15]
Источник
Учимся показывать оценку результатов в диссертации
Написание диссертации предполагает глобальное изучение теоретических аспектов, а также анализ реальной ситуации в рамках изучаемого вопроса с целью его оптимального и эффективного решения. Немаловажным аспектом научной работы являются полученные итоги и способы их интерпретации.
Написание диссертации предполагает глобальное изучение теоретических аспектов, а также анализ реальной ситуации в рамках изучаемого вопроса с целью его оптимального и эффективного решения. Немаловажным аспектом научной работы являются полученные итоги и способы их интерпретации.
Процесс создания диссертационного исследования
Автору диссертационного исследования предстоит не просто расписать ход получения: что он предложил и предпринял, какие итоги получил, но и грамотно оценить эффективность идеи, возможность использования его концепции в перспективе в науке или отрасли.
Разновидности результатов в диссертации
Что выносится на защиту ВАК-комиссии диссертантом: вся работа или отдельные моменты? Тотально ознакомиться с ходом всего исследования за 10-15 минут невозможно. Поэтому в защитной речи диссертант должен сделать акцент на ключевых моментах: цель, задачи, предмет и объект, проблема, методы работы, ключевые труды и предлагаемые решения проблемы. Притом наибольшее внимание целесообразно уделить рекомендациям автора: предлагаемым мероприятиям и полученным результатам. Чем эффективнее итоги, тем выше вероятность положительного исхода защиты диссертации и присвоения ученой степени.
Основная задача автора диссертации – грамотно отразить полученные результаты. Притом его идея должна быть подкреплена дополнительными научными порывами: ВАК-статьями, монографиями, научными докладами по выбранной теме.
Виды результатов диссертационного исследования
Результаты диссертации могут быть представлены в двух видах:
- Теоретические.
Данная разновидность итогов научного исследования проявляется в гуманитарных, теоретических исследованиях, где проведение практической части сводится исключительно к анализу ситуации: оценке действия концепций в современных условиях, определение их эффективности и целесообразности, возможностей применения и совершенствования.
Теоретические результаты диссертации проявляются в следующем:
- аргументированные выводы относительно изучаемой проблемы, основанные на теориях и концепциях;
- мнение исследователя относительно темы, вопроса, реальной обстановки дел;
- выводы по результатам анализа существующих и действующих теорий, выявление нестыковок и противоречий, доказывающих наличие проблемы;
- обоснование необходимости модернизации теорий и методов исследования, аргументация позиции;
- предложение усовершенствованных идей с учетом выявленных недостатков в ранних трудах, идеях предшественников.
Основная цель теоретических исследования и результатов – усовершенствование научных знаний и представлений о конкретных явлениях, факторах и пр. При этом оптимизированное решение автора должно расширять границы научных познаний.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
- Практические.
Этот вид итогов научной работы предполагает, что автор проводил эксперимент, в ходе которого получил реальные данные, исходил из оценки текущей ситуации. Как правило, такие результаты исследований нацелены на повышение эффективности объекта, улучшение его работы.
Практические результаты диссертации выражаются с помощью:
- Разработка новых технологий, оптимизация процесса производства/реализации;
- Определение перспектив развития с прогнозами (оценка прибыльности, затратности, окупаемости и пр.);
- Разработка рекомендаций по применению полученных результатов на практике (анализ апробации результатов и разработка плана мероприятий по их внедрению в отрасли);
- Разработка методических рекомендации, которые помогут оптимизировать деятельность объекта исследования.
Практические результаты напрямую отражаются на деятельности объекта исследования, поэтому важно максимально точно (или с минимальной погрешностью) спрогнозировать потенциальную выгоду, целесообразность перемен.
Важно отметить, что в любой работе будут присутствовать теоретические результаты (например, в выводах по главам). Практические итоги присущи только прикладным направлениям.
Особенности результатов диссертации
Результаты научного исследования призваны усовершенствовать научные или практические горизонты, оптимизировать деятельность объекта исследования. Поэтому обязательным условием для их оформления является отличие от ранее полученных итогов (самим исследователем и другими учеными). Это значит, что автор диссертации должен предложить нечто новое и получить результаты, отличные от «точки отправления».
Главные отличия диссертационного исследования
Научные результаты исследования призваны подчеркнуть особенности выдвинутых положений в сравнении с ранее предложенными идеями. Притом каждый шаг автора должен быть обоснован и аргументирован при помощи новых обстоятельств/фактов/выявленных и доказанных закономерностей и пр.
Практический результат исследования
Практические результаты должны быть выше и эффективнее в сравнении с ранее полученными (другими исследователями). При этом для их достижения не обязательно «изобретать велосипед», достаточно оптимизировать уже существующий алгоритм с помощью небольших новшеств (например, изменение порядка действий и пр.). Порой от «перемены мест слагаемых» эффективность действий возрастает в разы.
Как отразить оценку результатов диссертации?
Оценка результатов научного исследования представляет собой описание полученных итогов. Как правило, все мысли автора по этому поводу отражаются в заключении. В то же время важно делать «промежуточные выводы» между главами, где будут кратко и емко подчеркнуты ключевые моменты работы.
Оценка результатов диссертации подчеркивается при соблюдении определенной последовательности мыслей:
- Подчеркиваем актуальность и значимость темы, наличие проблемы;
- Кратко описываем ход получения результатов: что было сделано и получено, особенности полученных итогов;
- Отражение новизны и значимости результатов исследовании: на чем они отражаются, что оптимизируют, чему способствуют;
- Описание возможностей применения в науке и отрасли.
Оценка полученных результатов должна быть не голословных прогнозом, а обоснованным и взвешенным утверждением, которое будет подкрепляться прогнозами, расчетами, анализом перспектив и пр.
Отметим, что эффективность исследования отражает улучшение изначального положения объекта исследования достижение лучших результатов с наименьшими затратами, решение (полное или частичное) актуальной проблемы.
Источник
Результаты исследования в диссертации. Оценка результатов исследования
Результаты исследования в диссертации. Оценка результатов исследования
Результаты диссертационного исследования выносятся соискателем ученой степени на публичную защиту научной работы. Задача автора – отобразить полученные результаты в форме ВАК – статьи, монографии или доклада (тип публикации зависит от выбранной темы работы и искомой ученой степени).
Какие бывают результаты диссертационного исследования?
Основные результаты диссертации подразделяются на два типа – теоретические и практические.
Теоретические
Теоретические результаты научной работы, их значимость для будущего внедрения в выбранную отрасль определяется несколькими характеристиками:
- аргументированные доказательства соответствующих теорем (положений, методик и т.д.) в соответствии с темой диссертации;
- изложение обоснованного нового взгляда на существующие аргументы, идеи, теоретические элементы, гипотезы, тенденции развития предмета исследования, условия, факторы и т.д;
- анализ, раскрытие существенных теоретических противоречий/неточностей/несоответствий выбранной отрасли;
- изучение прямых/косвенных причинно-следственных взаимосвязей исследуемого объекта с другими, включая модернизацию существующих алгоритмов, необходимых для решения поставленной проблемы;
- расширение теоретических границ изучения объекта для получения его новых характеристик и т.д.
Практические
Основная цель практических научных результатов – это увеличение эффективности/производительности рассматриваемого объекта в определенной научной отрасли.
В чем могут выражаться практические результаты?
- Разработка/внедрение образовательных технологий (ГОСТы, инновационные методики взаимодействия с другими объектами и т.д.).
- Выявление возможных перспектив использования существующих теоретических положений на практике.
- Создание/модернизация модели с практическими рекомендациями по дальнейшему применению.
- Представление методических рекомендаций/предложений по организации ведения практической деятельности на выбранном предприятии.
Какие требования к оформлению научного результата диссертации?
Научные результаты, полученные соискателем ученой степени, отображают отличительные особенности в сравнении с существующими положениями выбранной отрасли исследований.
При формулировке научной новизны проведенных экспериментов, автор аргументированно описывает суть каждого результата исследования (например, новые факты, методики, способы, обоснования, концепции, закономерности и т.д.).
Как правильно оформить описание научного результата для диссертационного совета?
- Вводное слово (например, «доказано», «получено», «установлено», «разработано», «выявлено» и т.д.).
- Наименование объекта научной новизны (указывается информация о созданном/дополненном усовершенствовании, например, концепция, модель, способ, положении и т.п.).
- Составление соединительных слов (например, «состоящий», «заключающийся в том, чтобы» и т.д.).
- Детальное изложение отличительных признаков полученных результатов с подробной расшифровкой их значений. Основная задача автора – донести информацию максимально доступно и понятно.
Если при написании диссертации получено несколько важных результатов, они описываются по отдельности с учетом вышеуказанной структуры построения текста.
Как принимаются и определяются результаты исследования?
Для получения допуска к защите диссертационной работы, соискатель ученой степени представляет рукопись труда с авторефератом на предварительное рассмотрение участниками аттестационной комиссии.
После ознакомления с представленной информацией, диссертационный совет составляет заключение и выносит решение о приеме документов к процедуре защиты.
Что входит в заключение диссертационного совета?
- Оценка вклада соискателя в получение результатов (анализ предложенных автором путей/сфер использования для выбранной научной/производственной отрасли, его непосредственное участие в этапах проведения экспериментов, наличие/отсутствие апробации результатов, правильность интерпретации полученных данных для возможности внедрения в производство, проверка требуемого количества рекомендуемых публикаций в рецензируемых ВАК-изданиях c оценкой их качества и т.д.).
- Оценка степени новизны/достоверности результатов исследования по рекомендациям ВАК.
- Общие выводы по характеристикам (детальность изложения информации, аргументированность доводов, объективность суждений автором и т.д.).
- Анализ авторства проделанной работы.
Если большинство результатов исследований (статьи, монографии, доклады и т.д.) описаны в соавторстве с другими авторами, тематика опубликованных статей слабо соприкасается с основной темой диссертации, могут возникнуть вопросы по предоставлению допуска к защите диссертации.
Источник
Как написать заключение диссертации
Заключительная часть является важнейшим разделом диссертационной работе. На основе заключения представители диссовета делают вывод о способности автора работы оперировать знаниями и практическими навыками, об уровне его компетентности, об умении полностью раскрыть тему и формулировать выводы на основе проведенного исследования.
Логическое повествование, грамотное использование информации, доказательная база, убедительные выводы по результатам практического исследования – все это гарантия представления автора научного труда, как профессионала, специалиста с высоким уровнем компетенций, который способен применить результаты экспериментальной части диссертации на практике.
Несмотря на то, что структура заключительной части не подразумевает наличие реальных механизмов использования новой методики или результатов исследования, диссертант обязан показать высокий уровень знаний и навыки в исследовательской деятельности. Цель работы остается прежней – создать, внедрить или разработать методики и механизмы для будущего использования в научной отрасли.
Структура и особенности
Перед тем как начинать работу над заключительной частью диссертации необходимо тщательно изучить все действующие требования и стандарты к оформлению заключения. Также рекомендуются уточнить у своего научного руководителя о наличии внутренних правил в ВУЗе касательно оформления диссертационных работ. В остальном процесс написания заключительной части одинаков для всех типов работ. Однако не стоит пренебрегать долей креатива в написании финального раздела и копировать те образы и примеры, которые уже были использованы в работе. Структура заключительной части диссертации должна включать в себя следующее:
- Вступительная часть с обозначением темы и цели диссертации.
- Основная часть, в которой прописаны теоретические основы и обоснование значимости выбранной темы для научной отрасли.
- Методика практического исследования и ее сравнение с уже имеющимися изысканиями.
- Выводы по проведенному исследованию.
- Перечень научных публикаций автора в рецензируемых ВАК изданиях.
- Литературные источники.
Успех диссертации зависит от уровня подготовки автора и его навыков избегать ошибок не только во время написания и оформления научной работы, но и во время непосредственной защиты.
Ошибки в заключительной части диссертации – это довольно частое явление и чаще всего связано с переписыванием выводов из основных глав или нелаконичным описанием проведенного исследования. Чтобы исключить подобное, необходимо соблюдать следующие рекомендации:
- При формулировании выводов необходимо лаконично соединять научные термины с доступными речевыми оборотами.
- Не рекомендуется допускать повторение выводов, которые уже были упомянуты в других разделах рукописи.
- Последовательность изложения текста должна быть аналогична последовательности исследования.
- В конце должен быть оформлен общий итог всей проделанной работы.
- Обязательным элементом заключительной части является прогноз применения полученных результатов на практике.
- При написании заключения следует помнить, что данный раздел представляет собой развернутый ответ на поставленные во введении вопросы.
Важно! Заключительная часть диссертации, как и вся остальная научная работа, должна быть выполнена и оформлена в соответствии со всеми действующими стандартами ГОСТ и требованиями ВАК.
Образец заключения диссертации в 2021 году
Где взять материал для заключительной части
Для того, чтобы облегчить процесс написания заключительной части диссертационной работы можно воспользоваться открытыми архивами и библиотекой с образцами готовых научных работ. Важно, чтобы тема и научная отрасль совпадали с той, над которой работает соискатель ученой степени.
Также как значимость или актуальность рассматриваемой темы, заключение диссертации является ее важнейшим элементом. Он необходим не только для научной работы, но и для автореферата к ней. Именно заключительной части диссертации представители диссертационной комиссии уделяют больше всего времени.
Чтобы эффективнее и быстрее написать заключение диссертации можно придерживаться следующих рекомендаций:
- Начинать оформление раздела рекомендуется только после написания всех глав работы.
- Подведение итогов – это самостоятельная часть исследования, которая имеет свою структуру и особенности.
- Выводы должны быть последовательны и перекликаться с задачами, поставленными во вступительной части диссертации.
- Вывод по каждой главе должен быть полным, с описанием всех возникших трудностей и практических затруднений.
- Важно указать, какие из поставленных задачи были решены, а какие нет.
- Для упрощения процесса написания заключения следует помнить, что чаще всего заключительная часть состоит из условных 10-15 выводов, которые вытекают в финале в один общий.
- Результаты по главам должны быть логически связаны между собой.
Приветствуется использование кратких формулировок: «апробировано», «получено», «доказано» и т. д. Для успешного заключительного вывода необходимо описывать вывод каждой главы по отдельности, что поможет сформулировать общий итог. Запрещено копировать текст выводов по каждой главе из рукописи. Материал должен быть новым. Если тема и научная отрасль позволяют, то в заключительной части можно добавить собственные рекомендации автора касательно дальнейших перспектив развития отрасли. Важно помнить, что заключительная часть является самой интересной для членов диссертационной комиссии, потому здесь автор должен сформулировать собственную позицию по проблеме и оценить свой вклад в науку. Если заключительная часть получилось объемной, не рекомендуется ее урезать, потому что может разрушиться последовательность и логичность раздела.
Введение
Заключительная часть научной квалификационной работы является ее важнейшим элементом, призванным отразить итоги работы, новизну и практическую пользу проведённого исследования. Результаты должны быть отражены на основе всей работы и не должны дублировать те выводы, которые уже упоминались в рукописи.
Введение и заключение диссертации – это альфа и омега всего научного труда, вне зависимости от типа (кандидатская это работа или докторская). Финальный элемент диссертационной работы такой же важный и значимый, как и вступление. Кроме того, эти два раздела едины по смыслу: в начале работы ставятся цели и задачи, а в конце – подводятся итоги по ним.
Требования к заключению диссертации
У высшей аттестационной комиссии есть несколько требований к диссертациям. Они отличаются в зависимости от типа научной работы и выглядят следующим образом:
- Непосредственные требования к соискателю.
- Общие критерии работы (новизна и актуальность темы, научность и т. д.).
- Количество научных публикаций в рецензируемых ВАК изданиях.
Однако, требования ВАК не регламентируют содержательную сторону заключительной части квалификационной работы. Данный раздел должен быть оформлен в соответствии с действующими стандартами, также, как и вся остальная работа.
Существуют рекомендации касательно содержания заключительной части научного труда и, согласно им, в финальном разделе работы должны быть:
- Выводы по всем главам рукописи.
- Решения поставленных во введении задач.
- Описание личного вклада соискателя в научную отрасль.
- Описание методики возможного применения результатов работы на практике.
- Оценка уровня значимости изыскания для науки.
- Описание наличия или отсутствия достижения поставленной во введении цели.
- Подтверждение или опровержение озвученной во введении гипотезы.
- Описание методов исследования.
- Характеристика апробации.
- Личные рекомендации и собственные выводы по проделанной работе.
В процессе написания и оформления заключительной части диссертации всегда необходимо помнить, что ее цель – показать читателям уровень компетентности и владения информацией автором работы.
Источник
Результаты исследования диссертации
В большинстве отраслей науки существует устойчивая традиция формулировать в диссертации гипотезы. В то же время, наличие гипотезы в диссертации, представленной на соискание ученой степени кандидата или доктора технических наук – большая редкость. Гипотеза по своей сути представляет новое научное синтетическое знание, то есть новое знание, которое не выводится дедуктивным образом, а является смелым предположением, обоснованно объясняющим явление, процесс, ситуацию, причину и следствие. Остановимся на требованиях к гипотезе, на которые диссертанту следует обратить особое внимание.
Одно из основных требований к гипотезе состоит в том, что гипотеза подлежит проверке и обоснованию, то есть предполагается предварительное выдвижение ряда догадок, своего рода предгипотез, которые сопоставляются с фактами, объясняются и обосновываются. Кроме этого гипотеза должна отвечать требованиям: релевантностности – способности соответствовать фактам; проверяемости, но не все гипотезы могут быть проверены, например, экспериментально; совместимости как требование обеспечивающее преемственность научных положений и потенциальной опровержимости – качество гипотезы допускать возможность быть опровергнутой в результате научного обоснования положения, противоречащего гипотезе.
Отсутствие выполнения последнего требования частое явление в формулировках гипотез имеющих место в педагогических диссертациях, в которых логическая структура гипотезы строится по образцу: «позитивное изменение произойдет, если: а) выявлено …; б) определено …,» и далее перечисляется некоторое множество условий, которые автор решил включить в его состав по известным только ему причинам. Гипотеза при данном построении не является опровержимой или фальсифицируемой, так как условность гипотезы снимает с нее ответственность за случай, когда позитивного изменения не произошло, ввиду наличия формулы: «если: а) выявлено …, б) определено …» и т.д., так как не противоречит отсутствию изменения. То есть, при отсутствии изменений это что-то лишь пока не выявлено и его можно добавить к тому, что уже есть и тогда изменение возможно произойдет. Кроме условности приведенная структура гипотезы не является замкнутой, в ней не устанавливается конечное число необходимых и достаточных условий требуемого уровня для обязательной регистрации желаемого позитивного изменения.
Объяснительная и предсказательная сила гипотезы. В логике принято, что объяснительная сила гипотезы пропорциональна числу объясняемых ею следствий. Интересный вопрос: какого количества фактов достаточно, чтобы считать гипотезу жизнеспособной? Может быть так, что гипотеза замечательно объясняет одинединственный факт. Можно ли утверждать, что это объяснение факта и делает ее жизнеспособной? В дальнейшем это объяснение превращается во фрагмент или, как сегодня модно говорить, в ген, который уже будет присутствовать в хромосомах последующих гипотез, как ген живой клетки при ее развитии. Этот ген сохраняется в смысловом поле при многократных сменах формулировки гипотезы. Гипотеза развивается, формируясь на смысловых генах, изъятых из предыдущих гипотез или предгипотез. По всей вероятности, гипотеза не отбрасывается во всей своей совокупности, если она способна что-то научно объяснить, она перерождается, модифицируется с сохранением опорного смысла в объяснении факта. В дальнейшем этот смысл модифицируется, дополняется, становится базой новых формулировок предгипотез или окончательной гипотезы.
Что касается предсказательной силы гипотезы, то ее оценка носит вероятностный характер. Можно задаться вопросом: а какова вероятность появления результативной гипотезы? Без всякого сомнения можно утверждать, что вероятность появления гипотезы по разрешению конкретной научной проблемы в сознании человека, не имеющего представления об этой проблеме, близка к нулю.
Можно говорить о вероятности формулирования результативной гипотезы при определенных операциях или процедурах научной творческой деятельности ученого и предложить схему факторов, повышающих вероятность возникновения результативной гипотезы.
Еще один критерий гипотезы исследования в диссертации – это критерий простоты. Известно, что из конкурирующих гипотез выживает простейшая. Наиболее известный пример – картины объяснения мира Клавдием Птолемеем и Николаем Коперником. Как правило: то, что проще – ближе к истине.
Объект и предмет исследования в диссертации
Приступая к работе над диссертацией, необходимо иметь точное представление о том, что следует понимать под объектом и предметом исследования. Определив эти два основных понятия, автор диссертации должен провести детальное их исследование, дать им всестороннюю характеристику и в процессе научной работы постоянно иметь их в виду. Но зачастую, особенно на первых порах, ученые путаются в понятиях объекта и предмета исследования. Правильное понимание этих основных понятий необходимо для того, чтобы поставить перед собой цель исследования, и сформулировать круг задач. Эти понятия должны быть не раз отражены в первой главе диссертации, где дается краткий анализ современного состояния вопроса, современных методов решения задач и проводится их сравнительная характеристика. На основе этого анализа определяются «белые пятна» в разработанности темы научного исследования, обосновывается необходимость решения выбранной проблемы в диссертационной работе и ее актуальность. В специальной литературе даются четкие определения объекта и предмета исследования и их краткое описание.
Приведем определения, которые рекомендуется использовать, при выполнении диссертационного исследования Объект исследования – это конкретный фрагмент реальности, где существует проблема. Она подвергается непосредственному изучению. Объект – это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. В предмете исследования выделяется определенное свойство объекта исследования, анализ которого особенно значим для решения задач исследования.
Предметом исследования является проблема, т. е. реальное противоречие, требующее своего решения. Предмет исследования всегда имеет системно-структурный характер, предполагает разноаспектный анализ свойств объекта исследования. Для решения разных задач один и тот же объект может рассматриваться через призму разных предметов исследования.
Предмет – это то, что находится в рамках, в границах объекта. Предмет исследования – это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Предмет диссертационного исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное. В качестве объекта исследования может выступить любой фрагмент универсума: человек, общество, живая природа, неживая природа, взаимоотношения этих сфер деятельности, технические системы, математические структуры и т. д. Таким образом, в качестве объекта исследования может выступать всё, что в той или иной мере доступно познанию на эмпирическом и (или) теоретическом уровнях.
Гораздо более конкретно можно характеризовать предмет исследования. Предмет исследования от объекта отличается своей большей «обработанностью» субъектом исследования. Если объект исследования – это некий фрагмент универсума, незаинтересованно (предварительно, пассивно, созерцательно) воспринятый субъектом исследования, то предмет исследования – это тот же объект исследования, но «обработанный» субъектом исследования. Предмет исследования – это объект исследования, заинтересованно (активно, конструктивно) воспринятый субъектом исследования.
Таким образом, предмет исследования – это объект исследования, воспринятый субъектом исследования сквозь призму определенных познавательных средств и способностей, сквозь призму целей и ценностей субъекта исследования.
Рассмотрим выбор объекта и предмета научного исследования для тем магистерских работ по направлению «Геодезия и дистанционное зондирование». В университете разработано пять основных образовательных программ для подготовки магистров направления «Геодезия и дистанционное зондирование» с большим разнообразием тематики научных исследований. При этом темы магистерских исследований зависят от выбора научного направления. Магистрам предлагаются для решения теоретических и (или) прикладных задач научные проблемы в области инженерной, высшей и физической геодезии, космической геодезии и спутниковых технологий, фотограмметрии и методов дистанционного зондирования Земли, геодезической астрономии, геодезической и прикладной гравиметрии. При таком разнообразии тем диссертационных работ не может быть единого объекта и предмета исследования. В качестве примера рассмотрим выбор объекта и предмета исследования для пяти тем магистерских диссертаций при решении задач в области высшей геодезии, физической геодезии и спутниковых технологий.
Пример 1. Тема магистерской диссертации: «Комплексное исследование динамики гравитационного поля Земли». Объект исследования – фрагмент реальности – гравитационное поле Земли. Предмет исследования – проблема – динамика гравитационного поля, изменение его во времени под действием различных факторов. Предметом исследования является изменение во времени объекта исследования – гравитационного поля Земли.
Пример 2. Тема магистерской диссертации: «Исследование модели EGМ-2008 на территории Средиземного моря». Объект исследования – гравитационное поле Земли. Предмет исследования – моделирование гравитационного поля и оценка точности созданной модели по реальным данным для территории Средиземного моря. Предметом исследования является моделирование и получение точностных характеристик объекта исследования – гравитационного поля Земли.
Источник