Что такое сложные вопросы?
Сложный вопрос — вопрос, для ответа на который необходимо обладать определенным уровнем знаний. Легкий — тот, ответ на который ищется на первой странице поисковой выдачи. Примеров реально сложных вопросов на тостере вот так с кондачка привести сложно. Их мало тут.
Что такое простые и сложные вопросы?
По своей структуре вопросы подразделяются на простые и сложные. Простой вопрос структурно предполагает только одно суждение. Он не может быть расчленен на элементарные вопросы. Сложный вопрос образуется из простых с помощью логических союзов «и», «или», «если…, то…».
Что такое сложный вопрос?
2) сложным называют вопрос, который может быть расчленен на ряд элементарных вопросов. Сложные вопросы делятся на следующие виды: конъюнктивные (соединительные), дизъюнктивные (разделительные) и смешанные.
Что такое сложный вопрос в русском языке?
Существуют в русском языке простые вопросы и сложные вопросы. С простыми вопросами все довольно понятно. Они состоят из одного простого предложения (Как тебя зовут?). А сложный вопрос представляет собой совокупность простых вопросов, которые связаны в единое целое при помощи союзов и, или, либо. либо, если…
Какие бывают типы вопросов?
Общая таблица 5 типов вопросов
Вопрос | Случаи использования |
---|---|
Общий вопрос | Задаем, когда хотим узнать общую, основную информацию. |
Специальный вопрос | Задаем, чтобы узнать определенную, конкретную информацию, которая нас интересует. |
Вопрос к подлежащему | Задаем, когда хотим узнать кто выполняет действие. |
Что такое оценочные вопросы?
Оценочные вопросы — это Вопросы,направленные на выяснение критериев оценки тех или иных событий,явлений,фактов. вопросы,направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой вопросы,которые чаще всего содержат частицу «бы»,элементы условности,предположения,прогноза
Какие вопросы в логике называют сложными?
2) Сложным называют вопрос, включающий в качестве составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками. В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть: а) соединительными (конъюнктивными); б) разделительными (дизъюнктивными); в) смешанными (соединительно-разделительными).
Какие виды вопросов бывают в русском языке?
- Открытый вопрос
- Закрытый вопрос
- Полузакрытый вопрос
- Разъясняющий вопрос
- Контрольный вопрос
- Косвенный вопрос
- Альтернативный вопрос
- Прожективный вопрос
Какие бывают вопросы в продажах?
Основные типы вопросов в продажах
- Открытые вопросы Открытые вопросы – подразумевают развёрнутый ответ. …
- Альтернативные вопросы Альтернативные вопросы – в вопросе заложены возможные варианты ответа. …
- Закрытые вопросы …
- Ситуационные вопросы …
- Проблемные вопросы …
- Извлекающие вопросы …
- Направляющие вопросы
Какие бывают закрытые вопросы?
Закрытые вопросы предполагают однозначный ответ (например, сообщение точной даты, названия, указания на количество чего-либо) или ответ «да» или «нет». Это гипотезы, уже готовые предположения, которые нужно лишь подтвердить или опровергнуть.
Как надо правильно задавать вопросы?
Как задавать вопросы, чтобы получать на них ответы
- Формулируйте вопрос кратко Когда вопрос умещается в одном предложении, у собеседника не будет лишних подсказок. …
- Учитывайте контекст …
- Проявляйте любознательность. …
- Будьте последовательны …
- Постарайтесь услышать собеседника …
- Не задавайте вопросы-лозунги …
- Изучите знаменитые опросники
Что такое закрытые вопросы?
Закрытые вопросы — вопросы, на которые можно получить только два ответа: да или нет. Цель закрытого вопроса — получить согласие, подтверждение договоренностей, уточнить полученную информацию.
Какие бывают вопросы психология?
п. Существуют различные виды вопросов. Наиболее простая классификация выделяет вопросы: уточняющие и восполняющие; простые и сложные; корректные и некорректные; нейтральные, благожелательные и провокационные. Уточняющие вопросы направлены на выяснение истинности или ложности информации и требуют ответа «да» или «нет».
Какие бывают виды вопросов на английском?
Итак, в английском языке выделяют 5 основных типов вопросов: общий вопрос, специальный вопрос, вопрос к подлежащему и его определению, альтернативный вопрос, разделительный вопрос. Мы начнем урок с общего вопроса, т. к. он является основополагающим.
Источник
Каверзные вопросы и каверзный тест. Что значит слово каверзный
Значение и смысл слова «каверзный» — что это? Что такое каверза? Этимология: откуда происходит слово «каверзный»? Синонимы к слову «каверзный». Антонимы к слову «каверзный». Примеры употребления в литературе.
Каверзный — это значит хитрый и одновременно опасный. Каверзным называют нечто запутанное и непростое, содержащее в себе скрытую угрозу. Например, «каверзный вопрос», «каверзная просьба», «каверзное дело».
Каверзным также называют человека, склонного к интригам, недобрым хитростям — например, «каверзный соперник», «каверзный тип», «каверзный преподаватель». Ударение ставится на первый слог — ка́верзный.
Каверза — это злая хитрость, подвох, интрига, нехорошая проделка. Например: «Она пустила в ход все женские каверзы, чтобы отомстить». Ударение ставится на первый слог — ка́верза.
Каверзник — человек, склонный к каверзам. Это слово считается устаревшим и почти не употребляется. Пример: «Да как же тут свяжешься с эким каверзником?» (М.Е. Салтыков-Щедрин. «Губернские очерки»).
Этимология. Откуда взялось слово «каверза»
В этимологических словарях происхождение слова «каверза» обычно не объясняется, указывал выдающийся лингвист В.В. Виноградов. Однако сам он предполагал, что слово это происходит от латинского выражения causam versare in judicio — «вести дело в суде».
В народной среде связанное с судом слово получило пренебрежительный оттенок — сначала оно значило «крючкотворство, бюрократия, запутывание дела», а потом стало использоваться в переносном значении как «интрига» или «шалость».
Игра «Каверзный тест». Ответы и прохождение
«Каверзный тест» — игра-головоломка для смартфонов. Как следует из названия, игра набита сложными и вопросами с подвохом. На сайте Ongame есть подробное прохождение с 1 по 85-й уровень и прохождение с 86-го по 100-й уровень .
Синонимы и антонимы к слову каверзный
Синонимы к слову каверзный — заковыристый, замысловатый, запутанный, злокозненный, иезуитский, интриганский, коварный, мудреный, непростой, опасный, предательский, сложный, страшный, трудный, хитрый, хитроумный.
Антонимы к слову каверзный — простой, бесхитростный, предсказуемый.
Каверзный. Примеры из литературы
— Да вы думаете, им будут доступны движенья благороднейшие, чем каверзничать и наживаться?
Н. В. Гоголь. Мертвые души (1842)
Чтоб над вами смеялась эта пройдоха, эта каверзница, эта сопля!
Ф.М. Достоевский. Дядюшкин сон (1858-1859)
А сами вы, вот именно, ехидный, двуличный и каверзный человек!
А.П. Чехов. Предложение (1888)
А может быть, каверзник-с… из таких, которые, чуть что, сейчас бумажку, перышко и доносик в Петербург-с?
А.И. Куприн. Олеся (1896)
Самгин посмотрел на нее вопросительно, ожидая какой-то каверзы; она, подвинув ему чашку чая, вздохнула.
Максим Горький. «Жизнь Клима Самгина» (1928)
Не хватало только, чтобы провожатый столкнулся носом к носу с этим каверзным стариком Хоттабычем!
Лазарь Лагин. «Старик Хоттабыч» (1955)
Но и более каверзные вопросы никогда не ставили деда Щукаря в тупик.
М.А. Шолохов. «Поднятая целина» (1959)
Дядя Володя задумался над доской: Славка неожиданно сделал каверзный ход.
Василий Шукшин. «Вянет, пропадает» (1968)
Потом — всю жизнь — я узнавала эту маску бессмысленной, каверзной, поганой улыбки, невольной ухмылки исподтишка, для себя, когда никто не видит.
Людмила Петрушевская. «Незрелые ягоды крыжовника» (1998)
Источник
Виды вопросов
Классификация вопросов.Вопросы можно сгруппировать по разным основаниям. Рассмотрим основные виды вопросов, к которым чаще всего обращаются в процессе аргументации.
1. По степени выраженности знания в тексте вопросы могут быть явными и скрытыми.
Явный вопрос выражается в языке полностью вместе со своими предпосылками и требованием установить неизвестное, например «Что такое акция?»
Скрытый вопрос выражается лишь своими предпосылками. ‘ требование устранить неизвестное восстанавливается после осмысления предпосылок вопроса. Например, прочитав текст: «Все больше рядовых граждан становятся собственниками акций, и рано или поздно приходит день, когда появляется желание их продать», мы не обнаружим здесь явно сформулированных вопросов. Однако при осмыслении прочитанного может возникнуть желание спросить «Что такое акция?», «Почему их надо продавать?», «Как правильно продать акции?» и т.д. Текст, таким образом, содержит скрытые вопросы.
2. По своей структуре вопросы подразделяются на простые и сложные.
Простой вопрос структурно предполагает только одно суждение. Он не может быть расчленен на элементарные вопросы.
Сложный вопрос образуется из простых с помощью логических союзов «и», «или, «если, то» и др. Например: «Какие функции выполняют деньги при установлении цены товара, или покупке товара за наличные деньги, или уплате долга?» Этот сложный вопрос образован из трех простых вопросов: «Какие функции выполняют деньги при установлении цены товара?», «Какие функции выполняют деньги при покупке товара за наличные деньги?» и «Какие функции выполняют деньги при уплате долга?» Вопрос типа: «Если будет хорошая погода, то мы поедем на экскурсию?» – не относится к сложным вопросам, так как его нельзя разбить на два самостоятельных простых вопроса. Это пример простого вопроса. Смысл союзов, образующих сложные вопросы, таким образом, не тождествен смыслу соответствующих логических союзов, при помощи которых образуются сложные истинные или ложные суждения из простых истинных или ложных суждений. Вопросы не бывают истинными или ложными. Они могут быть правильными или неправильными.
3. По способу запроса неизвестного знания различают уточняющие и восполняющие вопросы.
Уточняющие вопросы (или «ли» – вопросы) направлены на выявление истинности выраженных в них суждений. Во всех этих вопросах присутствует частица «ли», включенная в словосочетания «верно ли», «действительно ли», «надо ли» и т.д. Например: «Верно ли, что Семенов успешно защитил дипломную работу?», «Действительно ли в Москве больше жителей, чем в Париже?» и др.
Восполняющие вопросы (или «к» – вопросы) предназначены для выявления новых свойств у исследуемого объекта, для получения новой информации. Грамматический признак – вопросительное слово типа «кто?», «что?», «почему?», «когда?», «где?» и т.п. Например: «Как заключить договор при найме на работу?», «Что изучает теория рекламы?», «Кто является создателем модели «неравновесных систем»?» и др. Следует помнить, что вопросительные местоимения и наречия не всегда верно передают исходный смысл вопроса,точно и однозначно устанавливая границы неизвестной его власти. А это, как правило, отрицательно сказывается на понимали вопроса. Рассмотрим пример: «Какие города расположены на Волге?» Такая постановка может предполагать различные области известного: крупные города; красивые города; города центрального и областного подчинения; просто города – Нижний Новгород, Казань, Ульяновск, Самара и т.д. Поэтому тот, кто ставит восполняющий вопрос, всегда должен быть готов – в соответствии с требованиями адресата – к его коррекции.
4. По количеству возможных на них ответов вопросы бывают открытые и закрытые.
Открытый вопрос – это вопрос, на который существует неопределенное множество ответов.
Закрытым называется вопрос, на который имеется конечное, чаще всего достаточно ограниченное количество ответов.
Эти вопросы широко используются в практике аргументации, в социологических исследованиях. Например, вопрос «Какой из рынков больше всего соответствует условиям совершенной конкуренции?» – открытый, так как на него можно дать множество ответов. Его можно перестроить с тем, чтобы «закрыть»: «Какой из рынков больше всего соответствует условиям совершенной конкуренции: а) рынок стали, б) рынок услуг парикмахерских, в) рынок автомобилей, г) рынок акций и облигаций фирм, д) рынок бензина?» При такой формулировке вопроса следует конкретный истинный ответ – (г).
5. По отношению к познавательной цели вопросы могут быть подразделены на узловые и наводящие.
Вопрос является узловым, если верный ответ на него служит непосредственно достижению цели.
Вопрос является наводящим, если верный ответ каким-то образом подготавливает или приближает человека к пониманию узлового вопроса, которое, как правило, оказывается зависящим от освещения наводящих вопросов. Следует запомнить, что четкой границы между узловыми и наводящими вопросами не существует.
6. По правильности постановки вопросы делятся на корректные и некорректные.
Корректный (от лат. correctus – вежливый, тактичный, учтивый) вопрос – это вопрос, предпосылкой которого служит истинное и непротиворечивое знание.
Некорректный вопрос основан на предпосылке ложного или противоречащего суждений, или суждения, смысл которого не определен. Различают два вида логически некорректных вопросов тривиально некорректные и нетривиально некорректные (от лат. trivialis – избитый, пошлый, лишенный свежести и оригинальности).
Вопрос называется тривиально некорректным, или бессмысленным, если он выражается предложением, содержащим неясные (неопределенные) слова или словосочетания. Примером может служить следующий вопрос: «Приводят ли критическое метафизирование абстракциями и дискредитация тенденции церебрального субъективизма к игнорированию системы парадоксальных иллюзий?»
В ходе аргументации могут возникать ситуации, когда задаются вопросы вообще-то корректные, но воспринимаемые как тривиально некорректные из-за того, что в их формулировках содержатся выражения, неизвестные данным лицам или данной аудитории или неправильно понимаемые. В таких случаях нужно пояснить неизвестные или неправильно понимаемые выражения или заменить известными.
Вопрос называется нетривиально некорректным, если его предпосылкой служит ложное утверждение. На такой вопрос нельзя дать истинного ответа. Например, рассказывают, что английский король Карл II (XVII век) задал в Королевском обществе такой вопрос: «Почему мертвая рыба не увеличивает, а живая увеличивает вес сосуда с водой?» Это был провокационный вопрос. Он сознательно основывался на ложной предпосылке и предполагал согласие с тем, что мертвая рыба не увеличивает, а живая увеличивает вес сосуда с водой.
Если в основе поставленного вопроса лежит простое незнание спрашивающего о ложности базиса, то вопрос просто некорректен. Если же спрашивающий знает о ложности базиса вопроса и задает вопрос с провокационной целью, запутывая своего оппонента, то такой вопрос называют провокационным, а его постановка есть софистический прием. Посредством провокационных вопросов иногда ставят в затруднительное положение логически не подготовленных людей. Например: «Когда сутки короче: зимой или летом?»
Источник
Правила постановки простых и сложных вопросов
Вопрос — это логическая форма, включающая исходную информацию с одновременным указанием на ее недостаточность с целью получения новой информации в виде ответа.
В естественном языке вопрос выступает чаще всего в виде вопросительного предложения, хотя не всякое вопросительное предложение является вопросом. (например риторический вопрос)
Логическая структура вопроса такова: 1) искомое знание; 2) исходное знание (базис или предпосылка вопроса); 3) требование перехода от незнания (непонимания) к знанию (пониманию), от исходного к искомому знанию. Например, следователь, задавая вопрос «Кто звонил подозреваемому после 19 часов, и на какое время была назначена встреча подозреваемого и потерпевшего?», ставит задачу установить неизвестное ему имя звонившего человека и время встречи подозреваемого и потерпевшего.
Однако нельзя сказать, что искомое является абсолютно неизвестным. Оно фиксируется в вопросе в виде неполного, незавершенного, неопределенного знания, имеющего нередко обобщенный характер. Требуя дополнительную информацию о том, кто конкретно звонил подозреваемому, следователь направляет поиск так, что он должен быть ограничен именами людей. На это указывает вопросительное местоимение «кто». Местоимение «какой» употребляется для обозначения свойств или состояний; наречия «когда», «где», «сколько», «зачем», «почему» обозначают соответственно время, место, количество, цель, причину. Постановка вопроса связана с убеждением, что существует по крайней мере один истинный ответ на него. Это убеждение называется позитивной предпосылкой вопроса.
Кроме того, выдвигая вопрос, исходят, как правило, из допущения, что не всякий ответ на вопрос является истинным. Убеждение в существовании хотя бы одного ложного ответа на поставленный вопрос называется негативной предпосылкой этого вопроса. Она выражается дизъюнкцией отрицательных ответов на вопрос или суждением о существовании предмета, которому не принадлежат свойства, зафиксированные основой вопроса.
____________________________________________________________________________________
Вопрос №20. Виды вопросов и правила постановки
Вопрос — это логическая форма, включающая исходную, или базисную, информацию с одновременным указанием на ее недостаточность с целью получения новой информации в виде ответа.
Виды вопросов
I тип — уточняющие(определенные, прямые, или «ли» вопросы).
Например: «Верно ли, что …?»; «Надо ли …?»; «Действительно ли …?» и др. Во всех этих вопросах присутствует частица «ли», включенная в словосочетания «верно ли», «действительно ли», «надо ли» и т. д.
Уточняющие вопросы могут быть простыми или сложными. Простые вопросы делятся на условные и безусловные.
«Верно ли, что космонавты побывали на Луне?» — простой безусловный вопрос.
«Верно ли, что если он сдаст все экзамены на «отлично», то получит повышенную стипендию?» — простой условный вопрос.
Сложные вопросы (как и сложные суждения) делятся на вопросы конъюнктивные (соединительные) и дизъюнктивные (разделительные), включающие в себя строгую или нестрогую дизъюнкцию. Каждый сложный вопрос можно разбить на два или несколько простых. Например:
1. «Кто является автором романа «Красное и черное» и романа «Пармская обитель»?»
2. «Хотите кофе или чаю?»
3. «Вы пойдете в кино или не пойдете?»
II тип — восполняющие(неопределенные, непрямые, «к»-вопросы, включающие в свой состав вопросительные слова: «где?», «когда?», «кто?», «что?», «почему?», «какие?» и др.). Эти вопросы также делятся на простые и сложные.
Простые: «Какой город является столицей Португалии?», «Что означает слово «филистер»?» — являются простыми, направленными на поиски недостающего знания, на восполнение недостающей информации.
Сложными восполняющими вопросами являются те, которые можно разбить на два или несколько простых восполняющих вопроса, например: «Кто, где, когда, из какого оружия совершил убийство президента США Джона Кеннеди?», или «Как при увеличении стороны равностороннего треугольника в 2 раза изменяется его периметр или площадь?»
Правила постановки простых и сложных вопросов
1. Корректность постановки вопроса. Итак, вопросы должны быть правильно поставленными, корректными. Провокационные и неопределенные вопросы недопустимы.
2. Предусмотренные альтернативы ответа («да» или «нет») на уточняющие вопросы. Например: «Шел ли вчера в центре Москвы дождь?», «Признает ли Ломов себя виновным в предъявленном ему обвинении?»
3. Краткость и ясность формулировки вопроса. Длинные, запутанные, нечеткие вопросы затрудняют их понимание и ответ на них.
4. Простота вопроса. Если вопрос сложный, то его лучше разбить на несколько простых. Например: «Где, когда, в какой семье родился Джеймс Фенимор Купер?» Этот сложный вопрос следует разбить на три простых.
5. В сложных разделительных вопросах необходимость перечисления всех альтернатив. Например: «К какому виду электростанций относится данная электростанция: теплоэлектростанция (ее разновидность — атомная электростанция), гидроэлектростанция, солнечная или геотермальная?» Здесь нет пятой альтернативы — ветровая электростанция.
6. Необходимость отличать обычный вопрос от риторического (например, «Кто из вас не любит А. С. Пушкина?»). Риторические вопросы являются суждениями, так как в них содержится утверждение или отрицание, обычные же вопросы суждениями не являются.
Источник
Учимся правильно задавать вопросы: правила постановки вопросов
Студенту важно уметь слушать. Но еще важнее – уметь задавать правильные вопросы, которые помогут получить нужный ответ. Иначе можно получить такой ворох лишней информации, которая забьет голову и не оставит места для полезных вещей, которые можно найти на нашем телеграм-канале.
Давайте вместе разбираться, что такое правильный вопрос, почему так важно уметь его составлять, а также какие виды вопросов бывают.
Правильный вопрос: какой он?
Правильно заданный вопрос не вынуждает собеседника отвечать. Грамотная формулировка делает так, что собеседнику самому захочется хорошенько подумать и дать ответ.
Считается, что способность поставить вопрос – одно из необходимых качеств умного и проницательного человека
Почему так важно уметь задавать нужные вопросы?
Дело в том, что нас окружает такой огромный объем информации, что если мы не научимся сортировать и принимать только важное, будет потрачено непростительно много времени и средств для поиска нужного.
Особенно важно это для бизнеса, ведь время – деньги. А задавая партнерам нужные вопросы, можно получить необходимые сведения, и в связи с ними выстраивать дальнейшую стратегию. Более того, задавать вопросы – значит проявлять к людям интерес, показыватя, что вы готовы уделить им время.
А вот неуместные и назойливые вопросы могут отпугнуть человека, заставить его «закрыться» и даже отказаться от сотрудничества.
Иммануил Кант был уверен, что ставить грамотные вопросы способны только умные и проницательные люди: «Бессмысленный вопрос требует бессмысленного ответа… Кроме стыда для вопрошающего, он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето»
Чего можно добиться правильным вопросом?
Если правильно задать вопрос, он поможет достигнуть следующих целей:
- пробудить интерес собеседника, дать ему возможность высказаться и предоставить нужную информацию;
- повысить активность собеседника, вовлечь его в диалог;
- управлять диалогом, направляя его в нужное русло;
- удерживать инициативу в общении.
Но чтобы грамотный вопрос возымел действие, задавать его нужно не спонтанно, а продумывать заранее.
Сам факт вопроса говорит собеседнику, что вы не просто проявляете интерес к теме, но и настроены на позитивное общение
Типы вопросов
Чтобы получить важную информацию, важно не просто поставить вопрос, но и продумать, как это сделать. Есть типы вопросов, на которые люди отвечают неохотно или неоднозначно.
Специалисты по риторике рекомендуют чаще задавать вопросы, а не произносить монологи. Ведь именно так можно подвести собеседника к нужному вам выводу, не навязывая собственных выводов. А это уже искусство!
Первое, что нужно сделать – разобраться в типологии, а затем уже заинтересовать собеседника и дать ему понять, что ответить развернуто – это дело чести.
Закрытый вопрос
Цель закрытого вопроса – получить однозначный ответ (да, нет). Например: «Вы достигли совершеннолетия?», «У вас есть водительские права?».
С помощью закрытого вопроса можно получить однозначную информацию: «Какой вуз вы окончили?» – «МГУ».
Особенность этого типа – точная и краткая формулировка, поэтому и ответ предполагается точный и краткий. Часто в начале вопроса стоит местоимение «Вы», вопросительное слово или вопросительная конструкция. Например: «Вы сказали, что…», «Не возражаете, если…?», «Сколько…?», «Вы были…?».
Такие вопросы постоянно всплывают в студенческой и деловой жизни. Но чрезмерное их употребление нежелательно, так как создается напряженная атмосфера. Они уменьшают маневренность беседы, и у собеседника может сложиться ощущение допроса.
Цель закрытого вопроса часто не в собственном получении информации, а скорее в получении согласия или подтверждения на полученные ранее данные. (Груз ожидается в четверг? – Нет, в пятницу.)
Открытый вопрос
Здесь уже не получится ответить кратко, так как открытый вопрос предполагает объяснение.
Узнать такие вопросы можно по вопросительным словам «почему», «зачем», «каким образом», «как вы думаете» и т.д. Такие формулировки позволяют получить более развернутые данные, выяснить настоящие мотивы собеседника.
Особенность таких вопросов в следующем:
- собеседник обдумывает высказывание, постоянно пребывая в активном состоянии;
- у собеседника появляется шанс отбирать информацию для оппонента на свое усмотрение;
- открытый вопрос устраняет барьеры между собеседниками, снимает с оппонента ощущение сдержанности и замкнутости;
- партнер не ощущает давления, так как понимает, что является обладателем важной информации, идей, предложений.
Но в открытом вопросе собеседник может уйти от четкого ответа, дав только ту информацию, которую посчитает нужным. Поэтому нужно быть готовым к дополнительным наводящим, второстепенным, основным и другим вопросам.
Наводящие вопросы
Их формулируют таким образом, чтобы подсказать собеседнику ответ, которого от него ожидают. По своему содержанию они делают очевидным ожидаемый ответ.
Например: «Вы же знаете, что это противозаконно?», «Разве это не противоречит уставу?».
В составе наводящих вопросов чаще всего есть слова-подсказки:
- разве,
- конечно,
- ведь,
- тоже,
- не правда ли.
Альтернативные вопросы
Альтернативный вопрос – это открытый вопрос, который предлагает собеседнику несколько вариантов ответов или предлагает ему сказать свой.
Например: «Как вы стали юристом: осознанно выбрали профессию, пошли по стопам родителей или пошли за компанию с другом?»
Их используют, когда хотят разговорить собеседника. Но важно, чтобы все альтернативы были нейтральными, не задевали оппонента.
Название
Риторический вопрос
На такой вопрос не требуется прямой ответ. Его задают, когда хотят вызвать определенную реакцию: сделать акцент, заручиться поддержкой, напомнить о нерешенных проблемах.
Например: «Когда уже люди будут понимать друг друга?»
Важно, чтобы риторический вопрос был кратким, уместным, понятен всем присутствующим. Если в ответ звучит молчание, скорее всего, собеседник согласен и одобряет вашу точку зрения.
Переломный вопрос
Они удержат разговор в строго установленном русле или поднимут целый ряд проблем. С их помощью можно определить слабые места во мнении партнера.
Например: «Как вы видите пути развития вашей профессии?»
Такой вопрос уместен, если хотите плавно перейти с обсуждения одной проблемы на другую или когда почувствуете напряженность/сопротивление оппонента.
Вопрос для обдумывания
С его помощью можно подвести итоги беседы, тщательно проанализировать или прокомментировать сказанное ранее.
Например: «Сумел ли я вас переубедить в том, что…?», «Правильно ли я вас понял, что…?», «Думаете ли вы, что…?»
Его задают, чтобы создать атмосферу взаимопонимания, подвести итоги беседы. Он поможет собеседнику обдумать собственное мнение, создать благоприятную почву для аргументации по проблеме, дает возможность внести правки в свою позицию, если они возникли в ходе беседы.
Зеркальный вопрос
Заключается в повторении части утверждения собеседника с вопросительной информацией.
Он не опровергает утверждение оппонента и не противоречит ему, а вносит в беседу новые элементы для придания открытости диалогу. Это позволяет понять точку зрения собеседника.
Контрольный вопрос
Позволяет управлять вниманием собеседника, возвращает его на предыдущий этап беседы, проверяет, насколько он понял обсуждаемое.
Стоит отличать контрольные вопросы, которые ориентированы на факты (Кто? Что?), направлены на человека, его внутренний мир и поведение (Как? Зачем?).
Здесь важно, чтобы вы сами хорошо знали ответы на поставленные вопросы, иначе можно попасть в ловушку, получив ответный вопрос-капкан – такой же вопрос, который оппонент задаст вам.
Есть 4 разновидности контрольных вопросов, которые преследуют разные цели:
- Вопросы для проверки компетентности (практические). Здесь задают теоретические и практические вопросы, связанные с опытом и знаниями собеседника. Сложный практический вопрос может стать вопросом-капканом. Поэтому перед тем, как его задать, убедитесь, что сами знаете на него ответ. Примеры практических вопросов: «А что бы вы предприняли в такой ситуации?», «Каким образом можно осуществить это на практике?». Чаще всего прием практических вопросов встречается в сфере изучения естественных наук (географии, химии, физики, экологии). Их суть заключается в том, чтобы любые сведения и знания заземлить на практике
- Вопросы для демонстрации знаний. Они нужны, чтобы предоставить собеседнику возможность блеснуть знаниями, компетенцией. Их хорошо задавать, если собеседнику необходимо самоутвердиться, заслужить уважение.
- Провокационные вопросы. Их задают, если хотят поймать собеседника на противоречии между сказанным сейчас и ранее. На собеседованиях иногда пытаются ввести собеседника в состояние смущения, задавая провокационные вопросы. Цель – посмотреть, как собеседник выкручивается из ситуации, как он себя ведет в ситуации неудачи, может ли он признавать поражение, а иногда – вывести из равновесия и заставить думать в нестабильной обстановке.
Мы с вами выяснили, какие виды вопросов бывают. А наши практические советы помогли понять, как и когда их можно задавать. Остается только потренироваться: начните с одногруппников, а потом и на преподавателей можно переключиться.
Ну а чтобы от беседы с преподавателем не отвлекала плохо написанная контрольная или курсовая, заручитесь поддержкой сервиса помощи студентам. Они блестяще выполнят свою работу, а вам остается только «заговорить» экзаменатора.
Источник