Дискуссия — это один из методов коллективного решения проблемы
Одним из видов общения в современном мире является дискуссия, которая может различаться по жанрам в зависимости от назначения, содержания и способа изложения. Она может быть панельной, групповой, научной.
В общепринятом смысле дискуссия – это обсуждение какого-либо вопроса в коллективе. Она способствует выработке общего мнения. Дискуссию не следует путать со спором, поскольку цель любого спора – это поиск единственно правильного решения, а не общего суждения.
Дискуссия – это один из наиболее древних жанров общения, поскольку человек изначально более склонен к диалогу, нежели к монологу. Границы этого типа обмена информацией могут быть четко определены во времени, а могут и вовсе отсутствовать. Вопросы могут решаться быстро (к примеру, на бытовом уровне), а могут и вовсе не иметь единого решения (вопрос о сотворении жизни на Земле).
Теория дискуссии интересна человечеству с давних времен. Еще в древнем Китае, Греции и Индии были написаны трактаты о психологических и логических проблемах спора и общения. Интерес к этому вопросу особо повышается среди масс, в которых обострены противоречия, особенно классовые и социальные.
Основные цели дискуссии
Дискуссия – это диалог, в ходе которого его участники пытаются прийти к общему мнению, достигнуть соглашения и договоренностей в каком-либо вопросе. Целями дискуссии могут быть:
— определение правдоподобности или истинности различных мнений по одному и тому же вопросу;
— поиск наиболее оптимального решения вопроса;
— выработка новых идей;
— поиск адекватной формулировки проблемы.
Иногда во время обсуждения проблемы может возникнуть спор, однако цель дискуссии – не победа над противником и навязывание своего мнения, а поиск общего решения.
Источник
Типы вопросов в дискуссии
Поскольку именно наличие системного подхода отличает дискуссию от простой беседы, необходима тщательная подготовка дискуссии.
Невозможно заранее запланировать все аспекты дискуссии, но можно предусмотреть ее основные этапы и ключевые моменты.
1.Выбрать и сформулировать тему (она должна иметь проблем
ный характер, содержать в себе противоречивые точки зрения,
дилеммы, задевающие привычные установки взрослой аудитории)
и состав участников.
2. Определить содержание и продолжительность дискуссии, ос
новные проблемы и вопросы для обсуждения. Подобрать литера
туру, справочные материалы, необходимые для подготовки к дис
куссии. Для выяснения мнений по всем вопросам должно быть
выделено достаточное количество времени, однако не настолько
большое, чтобы группа успела потерять всякий интерес к обсуж
даемой проблеме. Любые временные рамки должны четко огова
риваться перед началом дискуссии.
3. Сформулировать цель дискуссии: заключается ли она в дос
тижении некоего консенсуса, выработке рекомендаций или это
просто рассмотрение предмета дискуссии с различных сторон.
4. Продумать основные способы и вопросы для контроля за хо
дом и направлением дискуссии, подведения промежуточных ито
гов, поддержания и стимулирования активности участников.
5. Определить способы фиксации предложенных идей и необ
ходимое для этого оборудование.
Ведущий дискуссии должен хорошо представлять себе имеющиеся точки зрения на постановку и решение дискуссионной
проблемы, разбираться в тонкостях аргументации, у него должна быть своя точка зрения на решение данной проблемы, которую он может высказать при подведении итогов дискуссии.
Роль преподавателя при проведении любой дискуссии наиболее близка к роли посредника и включает следующие функции:
— сформулировать проблему и тему дискуссии, создать необхо
димую мотивацию, т. е. показать значимость проблемы для участ
ников, выявлять в ней нерешенные и противоречивые моменты,
определить ожидаемый результат. В качестве объекта дискуссион
ного обсуждения могут выступать не только специально сформу
лированные проблемы, но и случаи (казусы) из профессиональ
ной практики;
— создать доброжелательную атмосферу. Лучше всего дискуссия
проходит в дружелюбной обстановке, свободной от ограничений.
Важно, чтобы людям, находящимся в аудитории, было легко ус
танавливать визуальный контакт друг с другом и чтобы число уча
стников было минимальным. Очень трудно сохранить неформаль
ную обстановку, когда сорок человек сидят в аудитории со стола
ми в три ряда;
— сформулировать вместе с участниками правила ведения
дискуссии (выступить должен каждый; внимательно выслушивать
выступающего, не перебивать; аргументированно подтверждать
свою позицию; не повторяться; не допускать личной конфронта
ции; сохранять беспристрастность; не оценивать выступающих,
не выслушав до конца и не поняв позицию) [68, с. 112];
— добиваться однозначного семантического понимания терми
нов, понятий, дать рабочие определения обсуждаемой темы;
— мягко вводить группу в дискуссию посредством открытых
вопросов, которые требуют обсуждения, не ставя участников в
оборонительную позицию;
— руководить дискуссией: поддерживать высокий уровень ак
тивности всех участников, соблюдать регламент, тактично оста
навливать отклонившихся от темы и затянувшиеся монологи, под
ключать пассивных участников;
— мобильно фиксировать предложенные идеи на плакате или
на доске, чтобы исключить повторение и стимулировать допол
нительные вопросы;
— оперативно проводить анализ высказанных идей, мнений,
позиций; подводить промежуточные итоги, чтобы избежать дви
жения дискуссии по кругу; направлять обсуждение в нужное русло.
В конце дискуссии или после окончания отведенного на нее времени преподаватель обобщает предложения, высказанные группой, и подытоживает все достигнутые выводы и заключения. Затем сравнивает достигнутый результат с исходной целью (как удалось продвинуться), оценивает, насколько решение является групповым. Если общее решение не достигнуто, предлагает, что мож-
но сделать для того, чтобы результат устроил всех, а если проблема не решена полностью — ориентирует на следующее обсуждение (предлагает задание, намечает срок). Педагог принимает групповое решение вместе с участниками, подчеркивает вклад каждого участника в обсуждение, благодарит каждого. Приемы введения в дискуссию:
1) предъявление проблемной производственной ситуации;
2) постановка проблемных вопросов;
3) демонстрация видеосюжета;
4) ролевое проигрывание проблемной ситуации;
5) анализ противоречивых высказываний по обсуждаемой теме;
6) альтернативный выбор (участникам предлагается выбрать одну
из нескольких точек зрения или способов решения проблемы).
Приемы, повышающие эффективность группового обсуждения [64]:
1) уточняющие вопросы, побуждающие более четко формули
ровать и аргументировать мысли («Что вы имеете в виду, когда
говорите. », «Как вы докажете, что это верно?»);
2) парафраз — повторение ведущим высказываний выступаю
щих, с целью стимулировать переосмысление и уточнение ска
занного («Вы говорите, что. », «Правильно ли я понял(а), что. »);
3) демонстрация непонимания — побуждение участников по
вторить, уточнить свое суждение («Я не совсем понимаю, что вы
имеете в виду. Уточните, пожалуйста»);
4) выражение сомнения, которое позволяет отсеивать слабо ар
гументированные и непродуманные высказывания («Так ли это?»,
«Вы уверены в том, что утверждаете?»);
5) приведение альтернативной точки зрения, акцентуация на
другом подходе;
6) «доведение до абсурда» — ведущий соглашается с высказан
ным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы;
7) «задевающее утверждение» — ведущий высказывает сужде
ние, заведомо зная, что оно вызовет бурную реакцию и несогла
сие участников, стремление опровергнуть данное мнение и изло
жить другую точку зрения.
Составной частью любой дискуссии является процедура вопросов и ответов. Каждый тип вопросов играет важную роль в дискуссии, и каждый имеет свои особенности. Умело поставленный вопрос позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позицию выступающего, направить обсуждение в нужном направлении, активизировать внимание.
Открытые вопросы идеальны для начала дискуссии. Ониприглашают человека отвечать в свободной форме и обычно начина-
Закрытые вопросы (уточняющие)
Закрытыми называются такие вопросы, которые требуют однозначного ответа, состоящего из одного слова, часто просто «да» или «нет». Они обычно направлены на выяснение истинности или ложности высказываний, на проверку информации или ограничение возможностей выбора. Например: «Правильно ли я понял, что. », «Сколько раз происходило это событие?», «Верно ли, что. ». Следует избегать большого количества закрытых вопросов. Они уменьшают степень участия отвечающего и напоминают допрос.
Наводящие вопросы
Они служат для того, чтобы подвести собеседника к ответу, который ожидает услышать их автор. Этого подхода часто избегают, считая его манипулятивным. Примеры наводящих вопросов: «Вы же понимаете, почему мы поступаем именно так, не правда ли?», «Этот курс мог бы быть полезным для вас, вы не находите?», «Разве вы не считаете, что семинар может помочь?».
Вопросы с подтекстом
Хотя, как и наводящие вопросы, вопросы с подтекстом препятствуют свободному ответу того человека, которому адресованы, они все же действуют более тонко. Такие вопросы снимают давление с респондента и переносят его на ответ, спрятанный в подтексте. Пример: «Вы согласитесь с экспертами, что вариант А лучше, чем вариант В?».
Возвратные вопросы
Возвратные вопросы иногда могут быть похожими на наводящие, но они используются для того, чтобы показать понимание, продемонстрировать включенность в беседу, развить ответ или поощрить дальнейший разговор. Это такие вопросы, как: «Вы сказали, что без дополнительных временных затрат эти проблемы не решить?»
Тренировочные вопросы
Тренировочные вопросы создают заинтересованность, направляют внимание группы и стимулируют ее активность, усиливают включенность в работу, поощряют мышление: даже когда задаваемый вопрос риторический и от группы не требуется реакции, ее участники все равно задумываются над возможным ответом.
Иллюстрацией может служить вопрос: «Кто же, хотя бы изред-ка> не сталкивался с подобной проблемой?»
Дискуссия как сложная организационная форма обучения требует от преподавателя серьезной подготовки, актуализации педагогических и психологических знаний, педагогического мастерства, владения коммуникативными умениями.
Источник
Типы вопросов. Вопросы закрытого и открытого типа. Примеры
Казалось бы, что может быть проще, чем задать вопрос? Однако существует немало правил и разновидностей вопросов как в английском, так и в русском языке. Кроме того, употребление их в разговоре всегда зависит от речевой ситуации. А как нам предстоит убедиться, ситуации как в английской, так и русской беседе очень схожи между собой. Разберем типы вопросов подробнее в этой статье.
Какие существуют вопросы в русском языке?
В данной работе мы рассмотрим 5 типов вопросов. Существует и ряд других классификаций, количество вопросов в которых может варьироваться, однако сегодня остановимся на этой.
Итак, согласно нашей классификации, существует пять видов вопросов: закрытые, открытые, переломные, риторические, вопросы для обдумывания. Отметим, что открытые и закрытые вопросы выделяются практически во всех типах классификаций. Данный факт делает их основными.
Теперь рассмотрим каждый вид подробнее, а также приведем примеры.
Открытый вопрос
Открытые вопросы – это такие вопросы, которые требуют развернутого ответа и каких-либо пояснений. На них невозможно ответить либо «да», либо «нет». Такие вопросы начинаются следующими вопросительными словами: «как», «кто», «что», «почему», «сколько», «какой» и т. п.
Такие вопросы позволяют вашему собеседнику выбирать информацию для ответа по своему усмотрению. С одной стороны, это может привести к тому, что собеседник скроет то, что не желает разглашать. Но с другой стороны, если задать вопрос в подходящей эмоциональной ситуации, собеседник может раскрыться и рассказать намного больше, чем требовал заданный вами вопрос.
Открытые вопросы позволяют превратить ваш монолог в беседу. Однако существует опасность того, что вы утратите контроль над разговором, и вновь вернуть управление будет непросто.
Приведем примеры подобных вопросов:
- Почему вы хотите учиться в нашем вузе?
- Когда вы решили согласиться на эту беседу?
- Сколько вы зарабатываете в месяц?
- Кто занимается уборкой в вашем доме?
- Что вы обычно делаете по вечерам?
Закрытый вопрос
Вопросы закрытого типа – такие, при ответе на которые можно ответить либо «да», либо «нет». Часто в закрытых вопросах используется частица «ли». Они максимально сужают свободу собеседника, подводя его к односложному ответу.
Задавая такого рода вопросы, можно держать беседу под своим контролем. Однако при этом собеседник не может высказать свое мнение или поделиться идеями.
Кроме того, у закрытых вопросов есть ряд отрицательных черт:
- полученная при ответах на них информация будет поверхностной;
- два варианта ответа создают впечатление принуждения, поэтому собеседник постепенно будет чувствовать себя все более и более некомфортно, что в конечном счете привет к тому, что он захочет завершить беседу как можно скорее;
- они приводят к нежеланию собеседника раскрыться и предоставить больше информации.
Закрытые вопросы рекомендуется использовать в тех случаях, когда необходимо в короткий срок собрать много информации. Например, при проведении различных исследований. Если же вы планируете лучше узнать собеседника и предполагаете, что ваше знакомство продолжится, закрытые вопросы обязательно нужно чередовать с открытыми, позволяя партнеру высказаться.
- Нравиться ли вам бегать?
- Хотели бы вы научиться плавать?
- Вы играете на музыкальных инструментах?
Риторический вопрос
Продолжаем рассматривать типы вопросов. На очереди — риторический вопрос, который служит для глубокого и развернутого рассмотрения предмета разговора. На такие вопросы невозможно дать однозначный и непредвзятый ответ. Их цель заключается в том, чтобы указать нерешенные проблемы и вызвать новые вопросы либо вызвать поддержку вашего мнения участниками дискуссии путем молчаливого согласия. При составлении таких вопросов также часто используется частица «ли».
- Мы ведь все придерживаемся одного мнения по данной проблеме?
- Можем ли мы воспринимать нормально подобные поступки?
Переломный вопрос
Еще один основной тип вопроса – переломный. Это такие вопросы, которые способствуют удержанию дискуссии в определенном направлении. Также они могут служить для поднятия новых проблем. Задаются они в тех ситуациях, когда вы получили исчерпывающую информацию по рассматриваемой проблеме и желали бы переключить внимание аудитории на другую или же когда возникло сопротивление оппонента и вы желаете преодолеть его.
Ответы собеседника на подобные вопросы позволяют выяснить уязвимые моменты в его суждениях.
- Скажите, как по-вашему, нужно ли.
- Как на самом деле у вас проходит.
- Как вам представляется.
- Что вам видится в перспективе.
Вопрос для обдумывания
Такого рода вопросы способствуют тому, чтобы собеседник размышлял и тщательно обдумывал сказанное ранее и подготавливал комментарии. В такой речевой ситуации собеседник получает возможность внести свои изменения в уже изложенную кем-то позицию. Это позволяет посмотреть на проблему с нескольких сторон.
Примеры таких вопросов:
- Думаете ли вы, что.
- Правильно ли мы поняли ваше суждение о том, что.
- Вы согласны с тем, что.
Таким образом, мы рассмотрели значение и примеры типов вопросов, используемых в русском языке.
Сколько видов вопросов в английском?
В английском языке также существует несколько типов вопросов. Всего их, как и в русском языке, пять. Употребления вопросов будет зависеть от ситуации, контекста и той цели, с которой вы их задаете. Итак, рассмотрим типы вопросов в английском языке с примерами.
Общий вопрос
Общие вопросы тождественны закрытым в русском языке, то есть предполагают односложный ответ: «да» или «нет». Служат для получения лишь общей информации.
Такие вопросы составляются без вопросительных слов, а начинаются со вспомогательных глаголов. А как вы помните, в английском языке для каждого времени предусмотрены определённые вспомогательные глаголы.
Порядок слов при составлении вопроса: вспомогательный глагол – подлежащее – смысловой глагол – дополнение – определение.
- Is he a good driver?
- Did he go to the disco today?
- Do you play basketball every day?
Разделительный вопрос
Продолжаем рассматривать типы вопросов в английском языке с примерами. Разделительным этот тип называется потому, что состоит из двух частей, которые разделены запятой:
- 1-я часть – это утверждение;
- 2-я часть – «корешок», вопрос относительно данного утверждения.
«Корешок» обычно является противоположным утверждению. То есть цель вопроса – проверить подлинность высказанного утверждения.
Источник
Что такое дискуссия и как научиться в ней участвовать?
Если вам сложно выступать на семинарах или задавать вопросы на публике, вот несколько советов.
- Как вступают в обсуждение?
- Как задают вопросы?
- Как выражают своё согласие или несогласие с темой обсуждения?
- Какие специальные фразы участники используют, чтобы быть вежливыми, даже выражая несогласие?
- Как они дают понять, что хотят задать вопрос или высказаться?
- Не позволяйте себе витать в облаках.
- Определите для себя главные цели и предметы обсуждения.
- Оценивайте все, что слышите. Анализируйте, как это соотносится с темой обсуждения, вашим личным мнением и знаниями, полученными ранее.
- Попробуйте мысленно перефразировать то, что говорит собеседник. Это поможет лучше понять смысл сказанного.
- Делайте заметки, записывайте возникающие вопросы, чтобы иметь возможность обдумать и проанализировать все услышанное после занятия.
Практика, практика и еще раз практика. Практикуйтесь в обсуждении учебных тем не только в классе, но и за его пределами. Поговорите с кем-то из одноклассников. Вы можете задать коллегам вопросы по материалу курса, узнать их мнение о теме предстоящего занятия, а также попросить совет или поделиться своими переживаниями.
Тренируйтесь выражать собственное мнение и учитесь слушать оппонентов. Используйте как можно больше специализированной лексики и обменивайтесь информацией с коллегами. Благодаря постоянной практике вы привыкнете выражать свое мнение перед собеседниками, что поможет вам и на занятии чувствовать себя уверенно.
Если вы чувствуете, что вам все еще трудно принимать участие в дискуссиях, попробуйте ставить себе определенные цели и с каждым разом постепенно увеличивать свою вовлеченность.
Источник