Этапы проведения проверки и оформление результатов
Доследственная проверка — это процессуальная деятельность в рамках уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации по проверке сообщения о преступлении, заключающаяся в установлении наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для возбуждения уголовного дела.
Целью доследственной проверки является проверка сообщения о преступлении на предмет наличия или отсутствия в нем достаточных данных, указывающих на наличие признаков преступления.
Порядок проведения доследственной проверки регламентируется
ст.ст. 140-145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Поводами для возбуждения уголовного дела являются:
✔ заявление о преступлении (обращение потерпевшего в правоохранительные органы по факту совершения в отношении него преступления);
✔ явка с повинной (добровольное сообщение лица, в котором он изобличает себя в совершении того или иного преступления);
✔ сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (обращение органов государственной власти по факту выявленных правонарушений, рапорт сотрудника правоохранительных органов об обнаружении признаков преступления, сообщения сми и т.д.);
✔ постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
В ходе доследственной проверки могут проводиться следующие проверочные мероприятия:
✔ получение объяснений (сотрудники правоохранительных органов вызывают и опрашивают потерпевшего, причастных к преступлению лиц и очевидцев произошедшего. По результатам опроса составляется протокол, который подписывается опрошенным лицом);
✔ получение образцов для сравнительного исследования (почерк, подпись, биологические материалы и т.д. Образцы для сравнительного исследования необходимы для последующего назначения и проведения судебной экспертизы);
✔ истребование документов и предметов, а также их изъятие (сотрудниками правоохранительных органов направляется запрос о предоставлении информации, либо осуществляется изъятие предметов и документов в ходе следственных действий);
✔ производство судебной экспертизы (с целью выяснения ряда вопросов, требующих специальных познаний в области науки и техники, назначается судебная экспертиза, по результатам которой выдается заключение эксперта с ответами на поставленные вопросы);
✔ производство осмотра места происшествия, документов, предметов, трупов;
✔ проведение освидетельствования (на предмет состояния алкогольного опьянения, наличия телесных повреждений и т.д.);
✔ документальные проверки, ревизии, исследований документов и предметов;
✔ направление органу дознания письменных поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Срок проведения доследственной проверки — 3 суток с момента регистрации сообщения о преступления в КУСП /КРСП (книга регистрации сообщений о преступлениях). Если в указанный срок проверить сообщение о преступлении не представилось возможным, то руководитель следственного отдела по ходатайству следователя вправе продлить данный срок до 10 суток. В случае необходимости проведения экспертиз, ревизий, каких-либо документальных проверок срок доследственной проверки может быть также продлен до 30 суток.
Таким образом, предельный срок проведения доследственной проверки составляет 30 суток с момента регистрации сообщения о преступлении в КУСП/КРСП.
Однако в практике встречаются случаи, когда принятое по результатам доследственной проверки процессуальное решение отменяется и материал направляется на дополнительную проверку. Например, руководитель следственного отдела отменяет вынесенное следователем незаконное и необоснованное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и направляет материал на дополнительную проверку.
В таком случае срок новой доследственной проверки начинает течь заново.
По истечению срока доследственной проверки принимается одно из следующих решений:
✔ о возбуждении уголовного дела (уголовное дело возбуждается при наличии состава преступления. Уголовное дело может быть возбуждено как по факту совершения преступления, так и в отношении конкретного лица, если сведения о подозреваемом уже известны на момент возбуждения уголовного дела);
✔ об отказе в возбуждении уголовного дела (на практике самыми распространенными основаниями отказа в возбуждении уголовного дела являются отсутствие события преступления или состава преступления. Полный перечень оснований отказа в возбуждении уголовного дела перечислен в ч.1 ст.24 Уголовно-процессуального кодекса РФ);
✔ о передаче материал проверки по подследственности (материал проверки может быть передан по территориальной либо ведомственной подследственности.
Пример № 1. Преступление было совершено на территории одного административного района, а заявление о преступлении было подано в дежурную часть полиции другого района. В силу положений ст.152 УПК РФ предварительное расследование проводится по месту совершения преступления, в связи с чем материал проверки будет передан по подследственности в другое территориальное подразделение полиции.
Пример № 2. Вы обратились в полицию с заявлением о преступлении, которое в силу ст.151 УПК РФ относится к подследственности Следственного комитета РФ. Поскольку расследование данного преступления не входит в компетенцию полиции, то указанный материал проверки будет передан по подследственности в Следственный комитет РФ).
Процессуальное решение по результату доследственной проверки оформляется в виде постановления (постановление о возбуждении уголовного дела, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, постановление о передаче сообщения о преступлении по подследственности).
Согласно ч.2 ст.145 УПК РФ заявитель должен уведомляться о принятом процессуальном решении. При этом принятое по результатам доследственной проверки процессуальное решение может быть обжаловано руководителю следственного органа, прокурору либо в суд.
Ознакомление с материалами доследсвтенной проверки
На практике встречается ряд ситуаций, когда необходимо ознакомиться с материалами доследственной проверки. Например, с целью обжалования постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Согласно ч.2 ст.24 Конституции РФ органы государственной власти и их должностные лица обязаны ознакомить человека с документами и материалами, которые непосредственно затрагивают его права и свободы.
Для ознакомления с материалом необходимо обратиться в орган, проводивший доследственную проверку, с заявлением об ознакомлении.
В случае отказа в ознакомлении с материалом доследственной проверки Вы можете обратиться с жалобой к руководителю следственного органа, прокурору либо в суд.
Важно! Необходимо обратить внимание на то, что в случае возбуждения уголовного дела, право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела у потерпевшего и обвиняемого возникает только после окончания предварительного расследования (ст.ст.215-217 УПК РФ).
Источник
Порядок проведения плановой проверки
Контрольные и надзорные органы периодически проводят в различных организациях, ИП плановые проверки. Как подготовиться к плановым проверкам, как они проводятся, в какие сроки? Ответы на указанные вопросы, а также на другие вопросы, Вы узнаете в нашем материале.
Содержание статьи:
ВНИМАНИЕ: наш адвокат поможет защитить Ваши интересы в проверке предпринимателей: профессионально и в срок. Звоните и делайте заявку на помощь!
План проведения плановых проверок
Плановые проверки и называются плановыми, потому что они планируются заранее на год. То есть каждый контрольный (надзорный) орган разрабатывает план проведения проверок на год, указывая в каких населенных пунктах, в каких организациях, в какое время будет проводиться проверка. Планы проверок подлежат согласованию с органами прокуратуры.
На сайтах прокуратуры размещаются сводные планы плановых проверок юрлиц и ИП, органов местного самоуправления и должностных лиц, органов госвласти субъекта. Контрольные органы свои планы проверок размещают на своих официальных сайтах.
Размещение соответствующих планов позволяет заинтересованным лицам ознакомиться с ними и принять какие-то действия по подготовке к соответствующим проверкам.
Основания для проведения плановой проверки
Основание для проведения плановой проверки одно – ежегодный план проверок, который разработан контрольным (надзорным) органом и согласован прокуратурой.
Таким образом, оснований для проведения плановых проверок не так много, как, например, при проведении внеплановых проверок. Не стоит забывать, что помимо плановых проверок могут возникнуть внеплановые проверки о которых более подробно по ссылке на нашем сайте.
При этом по общему правилу проверки должны проводиться в отношении отдельных юрлиц, ИП не чаще 1 раза в 3 года.
Уведомление о проведении проверки по плану
О том, что будет проводиться плановая проверка юрлицо (ИП) должно быть уведомлено не позднее чем за 3 рабочих дня до того, как начнется проводиться проверка.
Уведомление осуществляется путем направления копии распоряжение или приказа руководителя органа, который будет проводить проверку, о начале проведения плановой проверки. Уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или по электронной почте.
Если контрольным (надзорным) органом не выполнены указанные требования закона об уведомлении, то это считается грубым нарушением.
ПОЛЕЗНО: читайте подробнее про проверку ИФНС по ссылке, смотрите видео
Подготовка к проведению плановой по графику проверки
Подготовиться к плановой проверке заранее можно, если отследить информацию по планам проверок. Зная, когда и кем будет проводиться проверка, а также по поводу чего, можно пересмотреть все документы, чтобы они были в порядке, проверить наличие таких документов.
Если о проверке узнали только из уведомления, то за 3 дня сложно как-то особо подготовиться к проверке. Можно назначить ответственное лицо, которое будет контактировать с проверяющими, далее действовать по ситуации. Проверяющими наверняка будут запрашиваться документы для проверки, будет осуществляться выезд на объекты и т.д., поэтому все максимально должно соответствовать, т.е. информация на бумаге должна соответствовать факту.
Порядок проведения плановых проверок
Как мы знаем, проверки могут быть документарными (по месту контрольного органа) и выездные (по месту проверяемого лица).
Общие правила по проверкам заключаются в том, что должно быть распоряжение или приказ руководителя контрольного органа о проведении проверки; проверяемое лицо должно быть уведомлено о проверке.
- При документарной проверке проверяющие изучают документы, могут запрашивать дополнительные документы у лица, которое должно их предоставить в течение 10 рабочих дней, а также запрашивать пояснения. Составляют акт по проверке.
- Более серьезной является выездная проверка. При выездной проверке уполномоченные лица приезжают к проверяемому лицу и должны предъявить служебные удостоверения, а также распоряжение и приказ о проведении проверки. Соответствующие должностные лица должны быть назначены приказом, чтобы проводить проверку.
- Представителя проверяемого лица должны ознакомить с полномочиями проверяющих, задачами и целями проверки, какие виды мероприятий будут проводиться проверяющими и в каком объеме. И важным моментом является ознакомление со сроками и условиями проведения проверки.
- В ходе проверки лицо, которое проверяют, обязано предоставить все необходимые документы в рамках проверки и обеспечить при необходимости доступ на объект, в помещение и т.д.
- По результатам проверки должен быть подготовлен акт проверки и вручен лицу, которое проверяли.
Сроки проведения плановой проверки
Срок проведения плановой проверки не может превышать 20 рабочих дней. Указанный срок является одинаковым как для документарных проверок, так и для выездных. В определенных законом случаях срок проверок может быть меньше.
Если проверка проводиться в отношении субъекта малого предпринимательства (далее – СМП), то общий срок плановых выездных проверок не может быть более 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.
ВАЖНО: в отдельных случаях проверка может быть приостановлена.
Если же в ходе проверки необходимо провести какие-то сложные исследования, испытания и т.д., то срок проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении СМП – не более 50 часов, в отношении микропредприятий – не более 15 часов.
Если организация осуществляет деятельность на территории нескольких субъектов и имеет филиалы, представительства, то в отношении каждого филиала срок проверки не может быть более 20 рабочих дней, а в общем сроки проверки по всем филиалам не могут быть более 60 рабочих дней.
Нарушения при проведении и обжалование результатов плановой проверки
При проведении плановых проверок могут быть допущены нарушения, которые являются грубыми в соответствии с законом, а именно:
- проверка может проводиться при отсутствии оснований для такой проверки, т.е. проверки нет в плане плановых проверок на год, либо проверка проводится чаще 1 раза в 3 года при отсутствии на то оснований
- не уведомление надлежащим образом в установленные сроки организации (ИП) о проведении проверки
- нарушение сроков проведение проверки
- запрос документов и информации, которые не имеют отношения к проверке
- не вручение акта по результатам проверки
- незаконное продление сроков проверки
- проведение проверки при отсутствии приказа или распоряжения о проверке
- участие в проверке экспертов и экспертных организаций, которые являются работниками организации (ИП), которую проверяют
ВАЖНО: в случае не согласия с результатами плановой проверки их безусловно необходимо обжаловать.
Как говорит закон, если допущены грубые нарушения требований закон, то результаты проверки являются недействительными, не могут быть доказательствами нарушений со стороны юрлиц (ИП) и подлежат отмене вышестоящим органом контроля (надзора) или судом. Отмена осуществляется на основании заявления юрлица (ИП).
При обжаловании в суд юрлицо (ИП) должно подготовить и подать соответствующее заявление о признании результатов проверки или акта проверки недействительными.
ПОЛЕЗНО: читайте также про обжалование внеплановых проверок по ссылке
Адвокат по сопровождению плановых проверок в Екатеринбурге
Услуги наших адвокатов Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» по сопровождению проверок могут заключаться в следующем:
- в консультировании по вопросам плановых проверок
- изучение документов по проверке на предмет их законности
- участие в проверке в качестве представителя юрлица и выявление нарушений со стороны уполномоченных лиц контрольного (надзорного) органа
- обжалование действий проверяющих
- обжалование результатов проверки
- оказание иной юридической помощи связанной с плановой проверкой или просто с предпринимательской деятельностью организации или ИП
Проведение проверок всегда является стрессом для руководителей юрлица, для ИП и работников, поэтому к плановым проверкам стоит подготовиться заранее, а в ходе проверок есть смысл подумать о сопровождении такой проверки с Вашей стороны адвокатом. Звоните нам уже сегодня!
Источник
Как проходит аудиторская проверка
О том, что такое аудит, мы уже писали ранее, теперь же хотелось бы подробнее остановиться на том, как именно проходит аудиторская проверка и чего от не можно ожидать. Главной целью такой проверки является достоверность финансовой отчетности. И если компанию ожидает аудит, то прежде, чем «на борт» взойдут сторонние специалисты, лучше пройти их путем самостоятельно.
1 этап аудиторской проверки: подготовка
Многие руководители, даже прекрасно зная об этом этапе, его, мягко говоря, недооценивают. А ведь «знакомство с клиентом» – важнейшая часть работы профессионала. По сути, это разведка и рекогносцировка.
На этом этапе аудитор должен получить максимально полную правдивую информацию о деятельности компании. В первую очередь, это повлияет на последующие материальные затраты заказчика. Проще говоря, чем больше информации на предварительном этапе, тем меньше времени затратит основной процесс, а значит, клиенту это, в конечном итоге, обойдется не так дорого, а самому аудитору – будет проще.
Как правило, сбор такой предварительной информации оформляется в виде таблицы. Конечно же, разными фирмами могут использоваться разные методы или формы, но суть будет всегда одинакова и во вводные данные обязательно попадет такая инфа, как:
- Особенности деятельности – региональные/отраслевые факторы: география, экономика, налоговая база;
- Текущее финансовое положение – платежеспособность, потенциал преодоления кризиса;
- Организация деятельности и технологии – для понимания ценообразования/себестоимости;
- Опыт сотрудников финансового сектора – для понимания достоверности отчетности;
- Уровень автоматизации на предприятии – тут будет интересно, какими средствами автоматизации компания пользуется для финансового/управленческого учета;
- Присутствие на рынке ценных бумаг;
- Система внутреннего контроля;
- Текущие финансовые обязательства – если таковые имеются;
- Участие в судебных разбирательствах – если ведутся.
Именно на основании этой информации аудитор составит так называемое «письмо о проведении аудита», в котором будут отражены все условия планируемой проверки.
2 этап: планирование аудиторской проверки
Качественное проведение проверки очень зависит от сроков, и чтобы четко определить их границы, необходим продуманный и заранее составленный план работ на основании полученных данных.
Эта часть работ – одна из самых долгих. Она может занимать до 20% от общего процесса проверки. Разработанный план должен учитывать специфику предприятия, наличие сложных областей финансового учета и прочие «подводные камни», с которыми может столкнуться аудитор.
Кроме того, в процессе разработки плана проверки с компанией согласуется состав специалистов, входящих в группу проверяющих, объем процедур и сроки на выполнение поставленных задач.
Конечно, в процессе многое может пересматриваться. Все-таки спланировать все нереально, однако общая канва плана, скорее всего, будет выполняться безукоризненно, ну, если не наступит форс-мажор.
3 этап: проведение аудиторской проверки
На данном этапе осуществляется сбор, оценка и анализ аудиторских доказательств. Для этого используются:
- Осмотр;
- Инвентаризация;
- Сверка;
- Опросы;
- Инспектирование.
То есть, если говорить просто, специалисты должны сравнить достоверность отчетности с реалиями. Сами пройтись, пощупать, опросить сотрудников и сверить данные. На основе полученной информации выявляются верно или неверно отраженные факты, которые требуют уже особого внимания проверяющего.
4 этап: составление аудиторского заключения
Полученные данные анализируются проверяющими и на их основе выдается заключение, отражающее мнение о достоверности финансовой отчетности. Такой отчет может быть модифицированным и немодифицированным. В первом случае это будет означать сомнения аудитора, которые он не смог доказать. А во втором – значит, что все достоверно.
На самом деле, модифицированный отчет должен заставить руководство компании задуматься о том, что аудитор хоть и не нашел явных доказательств искажения отчетности – выявил существенные факторы, способные повлиять на суждения проверки, а значит искажать отчетность.
Источник
Все об аудиторских проверках
Формально аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности организации в целях выражения мнения о ее достоверности. Такое определение дает п. 1 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее- Закон об аудите).
Но на практике под «аудитом» понимают не только проверку «на достоверность» бухотчетности внешними аудиторами, но и любую проверку отчетности (налоговой, управленческой и др.), как правило, связанную с финансовой деятельностью организации, и (или) документов, на основании которых она сформирована, анализ экономического и финансового состояния организации, оценку перспектив ее развития. Различают следующие виды аудита:
- Обязательный аудит
- Инициативный аудит, который может быть:
- внешним — проверка проводится с привлечением сторонних экспертов
- внутренним — проверку проводит собственная служба внутреннего аудита предприятия.
Обязательный аудит
Если говорить упрощенно, то обязательный аудит должны проходить предприятия, чья деятельность затрагивает интересы множества третьих лиц или имеющих достаточно высокие финансовые показатели.
Перечень случаев, когда требуется обязательный аудит, регулируется статьей 5 Закона об аудите и специальными нормами федерального законодательства.
Например, аудиторское заключение в 2021 году нужно предоставить:
- акционерным обществам (ФЗ от 26.12.1995 N 208-ФЗ);
- застройщикам по договорам долевого участия в строительстве (п. 5 ст. 3 ФЗ от 30.12.2004 № 214-ФЗ);
- жилищным накопительным кооперативам (п. 1 ст. 54 ФЗ от 30.12.2004 № 215-ФЗ);
- организациям с доходом в налоговом учете от 800 млн руб. или суммой активов баланса от 400 млн руб. (пп. 4 п. 1 ст. 5 Закона об аудите).
Подробно мы писали об этом в статье.
К сведению! Отметим важные особенности при определении пороговых значений показателей, превышение которых требует проведения обязательного аудита.
В расчет берется сумма выручки из декларации по налогу на прибыль и внереализационные доходы за предыдущий год. Также учитываются доходы и по другим налоговым режимам.
Для определения суммы активов надо посмотреть строку 1600 Бухгалтерского баланса также за прошлый год.
Например, для определения критериев в целях обязательного аудита за 2021 год берется сумма доходов за 2020 год или активов на 31.12.2020 года.
Аудит приобретает статус обязанности, если соблюдается любой критерий его проведения, поименованный в законодательстве РФ.
Обязательный аудит могут проводить только аудиторские организации, и в ограниченных случаях — индивидуальные аудиторы, являющиеся членами саморегулируемых организаций аудиторов.
По результатам обязательного аудита организация получает аудиторское заключение (АЗ) — официальный документ, составляется в строго определенном формате в соответствии с требованиями Закона об аудите и международными стандартами аудита.
АЗ по результатам обязательного аудита компания направляет в ФНС в комплекте с годовой отчетностью или отдельно, если проверка окончена после срока сдачи бухотчетности. Далее ФНС размещает эту информацию в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИРБО).
Законодательством установлены определенные сроки предоставления аудиторского заключения и за его отсутствие могут оштрафовать.
К сведению! Также АЗ нужно разместить на Федресурсе, а публичные акционерные общества, непубличное АО с числом акционеров более 50, непубличное АО, публично разместившее ценные бумаги, с числом акционеров менее 50-ти должны разместить бухгалтерскую отчетность вместе с АЗ на своем сайте (ст. 92 ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ, гл. 69 раздел VII «Обязательное раскрытие информации акционерными обществами» Положения Банка России от 30.12.2014 № 454-П). Застройщикам, осуществляющим строительство жилых домов по договорам долевого участия, необходимо разместить бухгалтерскую отчетность с АЗ на сайте ЕИЖС (Единой информационной системе жилищного строительства) (ч. 5 ст. 3 Закона № 214-ФЗ).
Инициативный аудит
Инициативный аудит — проводится по желанию собственников или руководства предприятия для проверки эффективности работы бухгалтерии, оценки налоговых рисков и выполнения любых других задач.
Главным отличием инициативного аудита является добровольность. Нет законодательно установленной обязанности проведения проверки и предоставления ее результатов проверки третьим лицам. И как отмечено ранее, проверка может проводиться как собственными силами — службой внутреннего аудита, так и с привлечением сторонней аудиторской организации.
Плюсом внутреннего аудита является то, что аудиторы хорошо знают предприятие изнутри, могут оперативно консультировать руководителей отдельных подразделений по юридическим, финансовым, организационным вопросам с учетом специфики конкретного производства, управлять рисками, а также процессами внутреннего контроля (Международный стандарт аудита 610 «Использование работы внутренних аудиторов», утв. приказом Минфина РФ от 09.01.2019 № 2н).
Но привлечение внешних экспертов целесообразно для получения объективного анализа, «взгляда со стороны». Внешний аудит дает дополнительные преимущества:
- возможность привлечения узконаправленных специалистов, имеющих большой практически опыт по налоговым спорам, аналитиков, юристов;
- внешняя аудиторская компания может взять на себя дополнительную ответственность за результаты проверки. Например, в компании «Правовест Аудит» при проведении системного комплексного аудита клиентам предоставляется дополнительная страховка и юридическая защита от налоговых претензий. В случае доначисления налогов за проверенный период, мы предоставим юридическую защиту силами наших налоговых юристов. А если суд примет решение в пользу налогового органа, компания «ИНГОССТРАХ» компенсирует предприятию сумму штрафов и пеней. Конечно, такая страховка предоставляется только при выполнении рекомендаций аудиторов по устранению обнаруженных ими налоговых рисков.
Довольно часто компаниям, которые не подлежат обязательному аудиту, необходимо именно аудиторское заключение: для получения кредитов, для участия в тендерах, при продаже, реорганизации бизнеса, для исключения рисков привлечения руководителя и главного бухгалтера к субсидиарной и материальной ответственности и др. В этом случае, инициативный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности могут проводить только внешние аудиторы (аудиторские организации).
Наличие АЗ — это еще один «плюс» привлечения аудиторской компании к проверке финансового состояния предприятия, а также защита руководителей и собственников от рисков субсидиарной, уголовной и материальной ответственности.
Сегодня независимый аудит фактически становится необходимостью для компании и руководителя, который хочет обезопасить себя от многомиллионных претензий.
Поэтому многие предприятия малого бизнеса, которых освободили от обязательного аудита с 2021 года, по-прежнему проводят аудиторскую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности. Но, как правило, делают это с максимальной пользой, включая в индивидуальные технические задания вопросы углубленной проверки налогового учета и отчетности, проверку кадрового учета, анализ договоров, сложных операций и т.п., т.е. не ограничиваются только выявлением существенных ошибок в отчетности.
Если организации не нужна проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности, и предметом договора с аудиторской компанией являются иные вопросы, например, договор заключен на проведение налогового аудита, то по результатам такой аудиторской проверки АЗ не выдается. Отчет о проведении инициативного аудита заказчик получает по форме, предусмотренной договором. Например, это может быть подробный отчет с выводами и рекомендациями специалистов. В нашем примере, в отчете о проведении налогового аудита заказчики увидят полную картину налоговых рисков и резервов с цифрами и аргументацией, основанной на нормах законодательства и актуальной правоприменительной практики.
Цели и задачи аудиторских проверок
Цели инициативного аудита, как уже говорилось, могут быть самыми разными и зависят только от поставленных собственниками и руководством задач.
Таблица. Примеры целей и задач инициативного аудита.
Довольно часто безупречный с точки зрения юристов договор не «ложится» на налоговый учет, т.е. заключение такого договора породит налоговые риски из-за неоднозначности норм налогового законодательства, а иногда от формы сделки зависят налоговые последствия, в т.ч. суммы уплачиваемых налогов. Поэтому анализ предстоящей сделки может сэкономить компании денежные средства.
Также важно знать, какие положения договора опасны для компании с точки зрения ответственности перед контрагентами или напротив, опасны невыполнением контрагентом взятых на себя обязательств.
Полезен компании и «кадровый» аудит, в процессе которого проводится проверка кадровой документации. Он поможет предупредить конфликтные ситуации, например, трудовые споры или отбить претензии со стороны трудовой инспекции.
Основная цель проведения обязательной аудиторской проверки — получение и предоставление в контролирующие органы и заинтересованным лицам аудиторского заключения, подтверждающего достоверность приложенной к заключению бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Аудиторское заключение дает пользователям информацию о корректности данных в бухгалтерской отчетности организации, отсутствии риска банкротства и нарушения прав кредиторов.
Но практика показывает, что при усилении налогового контроля, значительных налоговых доначислений, привлечения руководителей, собственников и бухгалтеров к субсидиарной и материальной ответственности за неуплату налогов по результатам выездных проверок, провести формальный аудит бухгалтерской отчетности порой недостаточно.
Собственники и руководители финансовых служб хотят быть уверенными, что у них не будет неожиданных налоговых доначислений, их компания не привлекает внимание налоговых органов и есть с кем разделить ответственность, в случае выявления при проверках ошибок в налогах.
Понятно, что все риски устранить довольно трудно из-за несовершенства нашего налогового законодательства. Но управлять налоговыми рисками можно.
Некоторые предприятия, заказывая инициативный аудит или проводят обязательный аудит, включая в техзадание проверку налогового учета, выявления возможных налоговых рисков и анализ судебной практики по спорным вопросам. Они хотят знать «масштаб бедствия», на случай, если в судебном порядке не удастся оспорить решение налогового органа по ситуациям, прямо не урегулированным НК РФ и даже резервируют денежные средства под такие риски. При этом аудиторы, юристы и эксперты, привлеченные к аудиторской проверке, могут посоветовать, как свести риски к минимуму, например, какие документы следует оформить и как.
При этом аудиторы — не налоговые инспекторы и действуют в интересах клиентов, выявляя не только ошибки и риски неуплаты налогов, но и финансовые резервы, например, случаи излишней уплаты налогов, возможности применения льгот, установленных НК РФ и др. Они помогут найти оптимальное решение для корректировок выявленных ошибок с минимальными потерями для компании.
Таким образом, для получения максимальной пользы от обязательного аудита эффективно организовать проверку по индивидуальному техническому заданию, дополнив «обязательную программу» дополнительными мероприятиями.
Например, в персональное Техническое Задание при заключении договора с компании «Правовест Аудит» может входить решение индивидуальных вопросов, таких как:
- проверка соблюдения принципа осмотрительности при выборе поставщиков;
- анализ положений отдельных договоров, внутренних положений предприятия, учредительных документов;
- диагностика налоговых рисков;
- анализ внутренних нормативных документов в области управления рисками и внутреннего контроля: учетной политики, регламентов, методик (проведение инвентаризации, договоров о материальной ответственности и т.д.);
- проверка процедур контроля фактического наличия и состояния объектов, в том числе физической охраны, ограничения доступа, инвентаризация;
- проверка процедур, связанных с компьютерной обработкой информации и информационными системами;
- получение по итогам проверки рекомендаций по повышению эффективности системы внутреннего контроля;
- оценка деятельности предприятия в рамках соблюдения положений Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее-Закон № 115-ФЗ)
- привлечение аудиторов в инициативное наблюдение за годовой или внеплановой инвентаризацией с формированием выводов о соответствии проведении инвентаризации требованиям законодательства и эффективности инвентаризации в части сохранности активов,
- выявление потенциала для роста чистой прибыли и оптимизация налоговой нагрузки.
Причем, можно заключить договор на проведения как «стандартного», так и системного комплексного аудита.
Источник