Эвристические олимпиады
олимпиадные задания по теме
Эвристические задания созданы учителем Григорьевой О.В. для 6 возрастных групп — 1-2 классы, 3-5 классы, 6-7 классы, 8-9 классы, 10-11 классы, взрослые.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evristicheskie_zadaniya.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
XI-й Всероссийский конкурс "Дистанционный учитель года — 2009"
Григорьева Ольга Васильевна, учитель математики МОУ Судиславская СОШ, п. Судиславль Костромской области e-mail olvas1970@mail.ru (основной) olvas1970@rambler.ru (запасной)
Задание №1. "Эвристические задания"
Учебный предмет: математика
- В городе Костроме в одном районе стоят рядом три школы — №11, №21 и № 33. В 11-й школе все кабинеты пронумерованы 1, 2, 3, 4 … и так далее. В 21-й школе на первом этаже кабинеты: 1.1, 1.2, 1.3 …, на втором: 2.1, 2.2, 2.3 …и так далее. Как же пронумеровать кабинеты в 33-й школе, чтобы отличаться от №11 и №21? Придумай как можно больше способов нумерации кабинетов.
- Вспомни и назови сказки, в которых одним из действующих лиц был предмет шарообразной формы. Как ты думаешь, почему для сказочных героев выбрали именно форму шара, ведь в нашей жизни таких существ нет?
- Ты любишь решать интересные задачи? А если задача написана как стихотворение?
Скоро 10 лет Сереже —
Диме нет еще шести.
Дима все никак не может
До Сережи дорасти.
А на сколько лет моложе
Мальчик Дима, чем Сережа? (на 4 года)
Придумай свою стихотворную задачу. - А вот интересно, если написать все 10 цифр одинакового размера (например, 20см в высоту и 10см в ширину), а потом выложить каждое число ниткой. У какой цифры нитка будет самая длинная?
- В жизни нас окружают разнообразные предметы. Есть живые и неживые предметы. Все они имеют свою форму – прямоугольные, круглые, овальные, треугольные и так далее. Сравни, формы живых и неживых предметов, окружающих именно тебя. Каких форм больше в живой природе, а каких в неживой природе? Как ты думаешь, почему это так?
- Ты любишь читать стихи? А вот придумывать их не менее интересно! Попробуйте сочинить стихотворение, в основе которого – один из столбиков таблицы умножения.
- Если взять самого обычного человека, то он живёт примерно 90 лет. Из них: 7 часов в день – спит, 8 часов работает (кроме выходных), 1 час в сутки занимается собственной гигиеной, за весь день 2 часа (в сумме) ест, 1 час добирается с работы и на работу, 2 часа делает дела по дому или готовит уроки с детьми. Сколько же времени он за свою жизнь просто отдыхает: гуляет, занимается спортом или хобби, если у него бывают праздники и выходные дни?
- Есть интересные наблюдения: в холодную погоду кошки сворачиваются в «клубок», самый лучший заварочный чайник – круглый чайник, даже НЛО представляют собой сферы. Так почему же форма – ШАР, так часто встречается в нашей жизни?
- Людей, живущих на нашей планете очень часто делят на какие-то группы: по цвету кожи (европеец, негр), по разговорному языку (англоязычные, франкоязычные, славяноязычные) , по месту проживания (Москвичи, Лондонцы, Парижане) и т.д. А можно ли разделить людей, используя числовые характеристики? Придумай как можно больше видов такого деления.
- Наверное, нет такого человека, который хоть раз не играл бы в настольную игру – с фишками и кубиком. Чем игра интереснее, тем чаще в неё будут играть. А самые любимые игры – это игры сделанные своими руками. Придумайте настольную игру, посвящённую предмету математике в вашем классе. Игровое поле нарисуйте сами, маршруты пусть идут от одной темы к другой, на самых сложных – чёрные кружочки, на интересных и простых – красные. Правила «лишнего» хода и «пропуска» хода введите сами. Пусть игровое поле будет красочным, ведь так интереснее.
- Представьте, что вам нужно вымостить плиткой дорожку во дворе. Какой формы может быть плитка, чтобы дорожка была ровной, без промежутков, при условии, что вся она должна быть одинаковой формы?
- Проведите комплексное исследование двух объектов: 1) слова «частное»; 2) компонента математического действия «частное»;
- Ты, наверняка наблюдательный и творческий человек, а ещё знаешь все основные правила действий с дробями: сложение, вычитание, умножение, деление. Предложите свои правила для этих действий так, чтобы они приводили к верным результатам.
- Вы любите стихи? А если алгоритм вынесения общего множителя за скобку представить в виде стихотворения? Придумайте такое стихотворение.
- Ты наверняка любишь фотографироваться или фотографировать. Рассмотри свои фотографии. Каким ты был, когда только родился, когда тебе исполнился 1 годик, когда ты пошёл в детский сад, когда ты пошёл в школу. Посмотри, как изменялись размеры и пропорции твоего тела. Проведи исследование над собой – как изменяются пропорции тела человека в зависимости от возраста.
- Вы любите стихи? А знаете, как решить систему уравнений методом подстановки или сложения? Придумайте, как написать в стихах алгоритм решения системы уравнений.
- В твоём гардеробе наверняка найдётся хоть одна вещь в полоску. Задумывался ли ты над тем, как ты в ней выглядишь? «Стройнит» она тебя или «полнит»? Исследуйте влияние расположения параллельных линий в одежде на форму фигуры. Представьте рекомендации для модельеров, использующих ткани с параллельными полосами, для разных видов фигур.
- Чтобы решить одно квадратное уравнение, мы проделываем очень большую работу. Ведь сначала надо выяснить полное оно или нет, то есть, каким способом его решать. Даже, уже решая полное уравнение, когда находим дискриминант, приходится проверять некоторые условия. Вся эта большая работа проходит в нашей голове и поэтому никто не может увидеть и оценить её объём. Составьте блок-схему решения квадратного уравнения, используя алгоритмы ветвления и цикла, тогда весь объём проделываемой нами работы будет виден и оценён.
- В математике, для удобства, используются «короткие» записи:
5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 = 5 * 7
5 * 5 * 5 * 5 * 5 * 5 * 5 = 5 7
1 * 2 * 3 * 4 * 5 = 5!
Какие «короткие» записи ты бы ещё ввёл для удобства в математике? - В геометрии определение любой фигуры даётся через «ближайшего родственника» и с выделением существенных признаков этой фигуры. Например:
Создайте такую логическую цепочку определений по любой теме алгебры.
- Составьте кроссворд, посвящённый числу π.
- БАСНЯ — краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ. Героями басен могут быть не только люди, но и животные, растения, предметы, наделяемые теми или иными человеческими качествами. Басенное повествование иносказательно, что, однако, не противоречит его нравоучительному характеру. Басенная нравоучительность подчеркивается тем, что в начале или конце обычно формулируется мораль — поучение, ради которого басня и писалась.
Придумайте басню, в которой главными героями были бы геометрические фигуры – треугольник, квадрат и круг. - Говорят, что если у обоих родителей дни рождения в тёплое время года, то у их детей – в холодное время года, и наоборот – если мама и папа родились в холодное время года, то дети будут рождаться в тёплый сезон. Неужели действует такая «противоположная» зависимость? Проведите опрос-исследование по этому вопросу.
- Какие листовки, плакаты и презентации можно создать в целях рекламы по привлечению учеников на элективный курс «Комплексные числа»?
- Комфортно ли наше жильё?
Оказывается, существует зависимость между комфортом нашего дома и его объёмом и площадью. Формула вычисления комфортности жилища: То есть удобно нам или нет, можно просто высчитать, если знаешь V – объём своего жилища (например, твоей комнаты) и S – полную поверхность жилища, включая пол! Самым комфортным считается жильё, когда коэффициент k = 1.
Здесь даны стандартные размеры некоторых жилых построек мира, определите, какое из этих жилищ самое комфортное?
- Напишите оду математической БЕСКОНЕЧНОСТИ .
- Хорошо известно выражение: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!». Придумайте поучительную сказку, где главными героями были бы геометрические фигуры – треугольник, квадрат и круг.
- Какой может быть рекламная акция, проведённая по привлечению учеников на факультативный курс «Статистика, комбинаторика и теория вероятности»?
- Каждую осень мы переводим стрелки часов на час назад, а весной – на час вперёд. Сколько мы сэкономим электроэнергии за один год на одной настольной лампе? А, если вместо мощной лампочки в 100 Вт будем использовать энергосберегающую лампу в 20Вт?
- Каким будет наше жильё в будущем?
Оказывается, существует зависимость между комфортом нашего дома и его объёмом и площадью. Формула вычисления комфортности жилища: То есть удобно нам или нет, можно просто высчитать, если знаешь V – объём своего жилища (например, твоей комнаты) и S – полную поверхность жилища, включая пол! Самым комфортным считается жильё, когда коэффициент k = 1.
Здесь даны стандартные размеры некоторых жилых построек мира, определите, какое из этих жилищ самое комфортное:
Сделайте прогноз развития архитектуры в будущем с учётом комфортности жилища. Изобразите, как это может выглядеть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наши дети, да и мы сами привыкли к олимпиадам совершенно определенного типа. Их главный принцип: знаешь – напишешь. В этих олимпиадах не оценивается способность участника находить выход из нестандартн.
Задания на эвристическую олимпиаду по немецкому языку во 2 классе.
Эвристическая олимпиада 3 класс
Данная эвристическая олимпиада рассчитана на учащихся 3 класса, была разработана мною в январе 2013г.
В данной папке можно ознакомиться с материалами олимпиады для учащихся 2-4 классов с аудиоприложениями по аудированию.
На данной странице можно ознакомиться с материалами эвристической олимпиады по французскому языку с аудиоприложениями по аудированию. Файл для аудирования в 5 классе можно скачать по ссылке.
Формирование образовательных компетенций обучающихся при участии в дистанционных эвристических олимпиадах.
Дистанционная эвристическая олимпиада- На сегодняшний день мы имеем опыт участия в некоторых из них. Поскольку в минувшем учебном году этот опыт принёс положительные результаты, то мы решили проа.
Дистанционные эвристические олимпиады как средство развития творческих способностей школьников.
Источник
Эвристические задачи
1. Все ученики вашего класса пойдут завтра в кино. Пойдешь ли в кино ты?
2. В парке растут деревья и кустарники. Сирень – кустарник. Растет ли в парке сирень?
3. На дереве сидели 4 синицы и 6 воробьев. 5 птиц улетело. Был ли среди них хотя бы 1 воробей? Объясни.
Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений
Примеры задач данного вида:
1. Сережа считал, что пришел на футбольный матч за 15 мин до начала, но его часы отстали на 10 мин, а проведение матча задержалось на 20 мин. Сколько времени ждал Сережа начала матча?
2. Деревянный окрашенный кубик распилили пополам. Сколько стало окрашенных и неокрашенных граней у каждой половины?
3. Бревно длиной 6 м распилили на 6 равных частей. Сколько раз пришлось распиливать бревно?
4. Как отмерить 3 л воды, если есть кружки 7 л и 2 л?
5. Коля живет на 6 этаже, а Петя на 3 этаже этого же подъезда. Сколько ступенек до Петиной квартиры, если до Колиной 60?
Задачи на придумывание способов обозначения схематизации и символизации различных отношений
1. Вырази схематически отношения, в которых находятся:
а) город, поселок, деревня;
б) море, озеро, лужа;
в) солдат, сержант, офицер;
г) лето, зима, весна, осень;
д) город, улица в нем и дом на этой улице.
2. Даны три отрезка. Обозначь их и запиши несколько равенств, связывающих длины этих отрезков:
Задачи на комбинаторные действия
1. Петя (П), Коля (К) и Вася (В) хотят сесть на скамейку. Как можно их рассадить? Сколько всевозможных вариантов посадки ты можешь указать? Запиши их.
2. Составь как можно больше примеров, используя цифры 2, 4, 8.
3. Во дворе гуляли куры и собаки. Мальчик посчитал их лапы, получилось 10 лап. Сколько могло быть кур и сколько собак?
4. Во дворе стояли мотоциклы, легковые машины и мотоциклы с колясками. Мальчик насчитал всего 13 колес. Сколько могло стоять во дворе машин, мотоциклов и мотоциклов с колясками?
5. Составь всевозможные фигуры из четырех одинаковых элементов:
6. Покажи, как из данной фигуры можно получить прямоугольник.
Задачи на установление сходства и соответствия
Это задачи на придумывание слова, соответствующего по значению данному; на определение предметов, содержащих данную геометрическую фигуру; на придумывание пар предметов, находящихся в таких же отношениях, как предметы данной пары; на выделение из группы предметов тех, которым присущ общий признак, и т.п. Вот примеры таких задач:
1. Придумай свои пары предметов, которые находятся в таких же отношениях, как предметы в следующих парах:
а) колесо – машина,
машина – шофер;б) топор – дерево,
дерево – кровать;
2. Найди лишнее слово в ряду: сливки, сало, сметана, творог. Объясни, почему оно лишнее.
3. Допиши еще несколько слов в ряду:
а) лужа, пруд, озеро.
б) солдат, сержант, офицер.
4. Определи, какая фигура лишняя и почему.
Задачи на активный перебор вариантов отношений
1. Как разделить 6 яблок на 6 человек, чтобы каждый получил по одному яблоку и одно осталось в корзинке?
2. Из каких знакомых тебе фигур состоит эта фигура:
3. Заполни цифрами квадрат так, чтобы сумма чисел по всем направлениям была равна 15.
4. Нарисуй такую же фигуру без отрыва карандаша от бумаги и не проводя два раза одну и ту же линию.
При подборе задач каждого вида мы придерживались следующих принципов:
Задачи должны:
соответствовать возможностям учащихся как по объему элементов, так и по сложности их отношений;
быть близкими жизненному (но не обязательно учебному) опыту ребенка и в то же время содержать элемент новизны, необычности формулировки, нестандартности решения;
стимулировать прежде всего самостоятельные умственные усилия каждого ученика, способствовать раскрытию его творческой индивидуальности.
Внеклассные занятия проводились один раз в неделю по 45 мин. На каждом занятии дети получали для решения по 6–7 задач разных видов. Степень трудности задач каждого вида как по объему, так и по сложности отношений возрастала по мере приобретения детьми умения анализировать и решать их. Решение каждой задачи, особенно на первых занятиях, мы подробно анализировали, давая возможность высказаться всем желающим, чтобы каждому было интересно и понятно, где и что он решил правильно, а где ошибался и почему.
Работа началась с решения задачи, не содержащей числовых данных: "Все ученики вашего класса идут завтра в кино. Пойдешь ли в кино ты?" Дети по распространенной в быту привычке восприняли слово "все" в условии задачи как "большинство" или "все", "кроме меня", и в ответе учитывали только свое желание или нежелание пойти в кино, то есть исключали себя из множества учащихся своего класса. Потребовалось дополнительное разъяснение значения слова "все" по сравнению со словами "часть", "некоторые", "отдельные".
Немалые затруднения вызвала у детей и другая задача, не требовавшая выполнения арифметических действий: "На дереве сидели 4 синицы и 6 воробьев. 5 птиц улетело. Улетел ли среди них хотя бы один воробей?" Большинство учащихся по опыту решения обычных задач решили и эту задачу двумя арифметическими действиями (4 + 6 = 10; 10 – 5 = 5) и записали в ответе: "Один воробей улетел".
Только трое учеников сразу дали правильное решение и записали, что 5 птиц больше, чем 4 синицы, значит, хотя бы один воробей улетел.
Анализируя решение, мы предлагали рассказать, как дети рассуждали, как представляли себе то, что описано в задаче. Кроме того, детям предложили перечислить все возможные варианты состава улетевших птиц. При этом было выяснено, что наименьшее число улетевших воробьев может быть только 1 и что для этого достаточно сравнить числа 4 и 5 в условии задачи.
Самыми трудными на первых занятиях оказались задачи на установление пространственных отношений, как, например: "Деревянный окрашенный кубик распилили пополам. Сколько окрашенных и неокрашенных сторон (граней) оказалось у каждой половины?" Мы считали, что, опираясь на образное представление хорошо знакомого предмета, дети быстро решат эту задачу. Поэтому, не показывая кубика, предложили представить окрашенный кубик, мысленно распилить его пополам и посчитать, сколько будет окрашенных и неокрашенных сторон у каждой половины. Однако только один ученик ответил, что у каждой половины будет 5 окрашенных и одна неокрашенная сторона, то есть имел одно из двух возможных решений. Остальные не смогли дать и этого решения. Активное манипулирование образом только во внутреннем плане оказалось непосильным для учащихся. Только наглядный показ распиливания кубика на объемной модели и практический подсчет окрашенных и неокрашенных граней после распиливания по диагональному сечению, и по сечению, параллельному одной из граней, помогли детям убедиться в возможности двух решений этой задачи.
Вызвала затруднения и одна из первых задач на комбинаторные действия: "Во дворе стояли легковые машины, мотоциклы и мотоциклы с колясками. Мальчик насчитал всего 13 колес. Сколько могло быть машин, мотоциклов и мотоциклов с колясками?"
Затруднение вызвало то, что в данной задаче три неизвестных, а явно обозначенных числовых данных только одно (13 колес). В результате беседы было выяснено, что в условии задачи не одно, а четыре числовых данных, так как кроме общего числа колес известно, что у мотоцикла 2 колеса, у мотоцикла с коляской – 3, а у машины – 4. Но и после этого оказалось, что решить задачу обычным путем с помощью арифметических действий трудно. Мы предложили детям использовать для обозначения условия задачи круги. Учащиеся легко догадались сделать такие обозначения:
Опираясь на условные обозначения, многие пришли к правильному решению. Однако при его анализе выяснилось, что учащиеся решали задачу не рассуждая, путем простого перебора разных сочетаний машин с последующим подсчетом общего числа колес. В дальнейшей беседе мы показали два возможных пути рассуждения при решении данной задачи.
1. Сколько могло быть легковых машин? Выяснили, что число колес машины (4 колеса) укладывается в общем числе колес 3 раза, но тогда на все мотоциклы остается только 1 колесо, что невозможно. Значит, машин могло быть 2 или 1. Если машин было 2 (8 колес), то оставшиеся 5 колес могут приходиться только на 1 мотоцикл и 1 мотоцикл с коляской. Если машина была 1, то освободившиеся 4 колеса могут приходиться только на 2 мотоцикла.
2. Сколько будет колес, если предположить, что во дворе было по одной машине каждого вида? Выяснили, что 1 машина, 1 мотоцикл и 1 мотоцикл с коляской будут иметь вместе 9 колес, что при этом до 13 колес не хватило бы 4 колеса. А отсюда легко установить, что эти 4 колеса могут приходиться или на 1 машину, или на 2 мотоцикла.
Так дети познакомились с решением задачи с помощью схем и опорой на свой жизненный опыт, а также с помощью рассуждений и некоторых предположений.
Учитывая важность схематизации и символизации для выражения различных отношений, на одном из первых занятий мы предложили для решения только с помощью схем такую задачу. "Изобрази условными знаками свой город, свою улицу и дом, в котором ты живешь".
Учащиеся предложили изобразить данные отношения в виде отрезков разной длины: большой отрезок – город, поменьше – улица, еще меньше – дом. Это свидетельствовало о том, что дети имеют правильное представление о соразмерности элементов данного отношения. Но было необходимо, чтобы дети установили и выразили и другую особенность данного отношения – включение элементов одного множества в другое. Для этого в беседе было выяснено, что улица находится в городе и является его частью, а дом – частью улицы. После этого учащиеся сами предложили изобразить город и улицу в нем в виде включенных друг в друга геометрических фигур, например, в виде круга и расположенного внутри него квадрата, а дом – в виде треугольника внутри квадрата. В результате решение было выражено схемой.
Решение этой задачи потребовало от учащихся анализа жизненной ситуации, сравнения элементов множеств, установление факта включения элементов одного множества в другое, придумывания своих средств схематизации, что развивает творческое воображение детей.
Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызвали у детей большой интерес. Они с нетерпением ждали каждого занятия и активно участвовали в работе.
На первых занятиях для самостоятельного решения всем детям предлагалась одна и та же задача. После того как дети познакомились с особенностями условия и решения задач каждого вида, методика работы была изменена. На последующих занятиях раздавались индивидуальные карточки-задания, состоящие из 6–7 задач различных видов.
Карточки-задания составлялись с таким расчетом, чтобы в каждой из них было хотя бы два-три задания, посильных для всех учащихся. Поэтому каждый ученик обязательно находил в полученной карточке задания, с которыми он справлялся самостоятельно, испытывая радость успеха.
Ответы решенных задач учащиеся записывали на отдельных листках и сдавали на проверку. После проверки подробно анализировались допущенные ошибки и различные способы решения задач по вариантам карточек-заданий. Через несколько занятий дети освоились с новыми условиями работы и начали увереннее представлять свои действия.
Наиболее успешно дети справлялись с решением задач логического типа, особенно тех, в которых им был хорошо знаком или материал (числа, геометрические фигуры, конкретные предметы), или операции (анализ признаков геометрических фигур, продолжение последовательности чисел с определенной закономерностью чередования и др.). Задачи, требующие исключительно внутреннего плана действий, установления сложных отношений, перестановки и комбинирования простых элементов, перебора вариантов, решались на первых порах с большим трудом. Однако следует отметить, что именно эти действия особенно заметно прогрессировали у детей в процессе внеклассной работы.
За время занятий произошли заметные изменения в отношении детей к эвристическим задачам, а также к выполнению других заданий по математике. Об этом свидетельствуют не только наши наблюдения и анализ детских работ, но и сравнительная оценка деятельности учащихся учителями этих классов. Значительно повысился интерес детей к обучению. Они стали более самостоятельными в способах оформления работ, нахождения и использования вспомогательных приемов и средств. В целом подход к решению любых задач стал более гибким. Возросла самостоятельность и изобретательность учащихся в способах обозначения элементов задачи и их отношений. Рассуждения их стали более последовательными и доказательными. Особенно заметно развился навык учащихся по решению задач, имеющих несколько вариантов правильных ответов, и задач, решаемых методом перебора вариантов отношений.
Проведенная работа и ее результаты позволяют сделать вывод о том, что систематическое решение эвристических задач на внеклассных занятиях является эффективным средством повышения интереса детей к обучению математике, развития их умственной инициативы и творческой активности.
Карточка-задание 1
1. В доме живут Коля и Наташа. Около дома гуляет только Наташа. Где Коля?
2. Сережа считал, что пришел на футбольный матч за 15 мин до начала, но его часы отставали на 10 мин, а начало матча на 20 мин задержалось. Сколько времени ждал Сережа начала матча?
3. У Толи на 8 яблок больше, чем у Оли. Сколько яблок должен Толя отдать Оле, чтобы яблок у них стало поровну?
4. Как отмерить 1 л воды, если есть кружки 5 л и 2 л?
5. Какое слово "лишнее" и почему?
а) лошадь, корова, волк, кошка, собака;
б) молоко, масло, сало, сливки, простокваша.
6. Нарисуй отдельно простые фигуры, из которых состоит эта фигура:
7. Найди закономерность и более легкий способ вычисления:
1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9.
Карточка-задание 2
1. Пианино – музыкальный инструмент. У Ивановых есть музыкальный инструмент. Какой?
2. Лена подарила несколько открыток подруге, и у нее осталось столько же. Потом она подарила брату половину оставшихся. Брат получил 5. Сколько открыток было у Лены?
3. На двух полках одинаковое число книг. С первой полки переложили на вторую 3 книги. На какой полке стало книг больше и на сколько?
4. Какое слово "лишнее" и почему?
а) лошадь, корова, волк, кошка, собака;
б) сон, нос, сом, кот, мак.
5. Одна часть ребят вашего класса пошла в лес, а другая – на реку. Оля не пошла ни в лес, ни на реку. Учится ли Оля в вашем классе?
6. На чертеже изображены 9 кружочков. Перечеркни все кружочки четырьмя прямыми линиями, не отрывая карандаша от бумаги.
7. Напиши хотя бы одно следующее число в каждой последовательности чисел:
а) 15, 20, 25, 30, .
б) 3, 6, 12, 24, 48, .
в) 1, 2, 1, 1, 3, 1, .
Источник
Эвристические задачи с ответами
Человек-облако (эвристическое задание по физике). Взгляните на фотографию. Как вы думаете, а возможно ли это? Может данный фотоснимок всего лишь шутка фотографа, или на нем запечатлена реальная ситуация, которая вполне могла произойти в природе? Для ответа на вопрос вам предлагается сформулировать собственное мнение относительно «человека-облака»: выскажите гипотезу, приведите аргументы, подтверждающие возможность существования «человека-облака».
Друг – это … (эвристическое задание для классного часа). А в самом деле, кто такой настоящий друг? Придумайте как можно больше вариантов (не менее 30) продолжения фразы «Друг – это…» Например, «Друг – это тот, который в большой шумной компании заметил, что ты ушел».
Коллаж из улыбок (эвристическое задание для классного часа). Согласитесь, что именно с улыбки начинается дружба. А какие улыбки у ваших одноклассников? Сделайте коллаж фотоснимков улыбок ваших друзей. Выберите из улыбок: самую зажигательную, самую милую, самую веселую и др.
Разместите «коллаж» из улыбок ваших друзей на информационном стенде вашего кабинета, либо на странице класса официального сайта вашей школы.
Задайте вопросы сами (эвристическое задание по биологии).
Составьте не менее 10 вопросов о бабочках. Предложите свои вопросы одноклассникам. Выясните, какие вопросы вызвали наибольшее затруднение у ваших сверстников, а какие показались наиболее простыми. С чем, по-вашему, это может быть связано?
Эмоции ребенка (эвристическое задание для факультатива «Введение в педагогическую профессию»). В.А. Сухомлинский писал «Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, — ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. Нравственное невежество, как и дикость в любви, приносит людям много горя и обществу – вред». А будущему учителю, тем более, необходимо уметь видеть и понимать эмоциональное состояние каждого ученика. Используя приведенный рисунок, опишите те эмоции, которые испытывает ребенок в каждом конкретном случае. Ответ аргументируйте.
Чудеса Беларуси (эвристическое задание по географии). Составьте свой вариант списка 7 чудес Беларуси. Какие объекты историко-культурного наследия белорусского народа, а также природы Беларуси вы включите и почему. Ответ аргументируйте.
Прекрасно и/или безобразно (эвристическое задание для классного часа).
Перед вами представлен продукт своеобразного творчества. Приведите как можно больше аргументов/контраргументов, что представленное на рисунке прекрасно или безобразно.
Фигура (эвристическое задание по физике). Используя имеющиеся в вашем распоряжении школьные принадлежности (калькулятор, карандаш, резиновый ластик, точилку, набор фломастеров и маркеров, линейку, другое), придумайте и постройте из них наиболее устойчивую фигуру. Сделайте фотографию получившейся у вас фигуры из ученических принадлежностей или ее схематический рисунок. От чего может зависеть устойчивость данной фигуры? Как полученные вами выводы об устойчивости фигуры можно использовать в повседневной жизни? Аргументируйте свой ответ.
Время жизни мыльного пузыря (эвристическое задание по физике). Как вы думаете, от каких факторов зависит длительность существования мыльного пузыря, которого вы выдули из мыльного раствора? Дайте ответ на этот вопрос на основе выполненного эксперимента: поставьте гипотезу, подберите необходимое оборудование для проведения опытов, выполните эти опыты, проведите сравнение «времени жизни» мыльного пузыря при различных условиях. Сделайте вывод от каких условий и факторов зависит время существования мыльного пузыря.
Формула успеха (эвристическое задание для классного часа). Есть личности, гениальность которых невозможно даже оспаривать. К ряду таких личностей можно отнести Сальвадора Дали. Выставки картин данного художника имеют колоссальный успех! Как ему это удаётся? В чём основные компетенции творческого успеха Сальвадора Дали? Предложите свой вариант формулы успеха Сальвадора Дали. Ответ аргументируйте.
Эксперимент с одуванчиком (эвристическое задание по биологии). Весной в наших дворах расцветают желтые одуванчики. Сегодня одуванчик для вас будет не просто известным растением-сорняком, а объектом новых открытий. Придумайте и проведите несколько опытов с одуванчиками. Каждый опыт опишите, руководствуясь следующим планом:
- Цель.
- Гипотеза.
- Что и как делал.
- Что получилось.
- Выводы.
Назовите свои открытия, которые вам помогли сделать одуванчики. Где и как эти открытия могут пригодиться вам в жизни?
Прическа «Ежик» (эвристическое задание по физике). Взгляните на фотографию. Как вы думаете, можно ли самому сделать такую прическу? Какими способами? Для ответа на вопрос проведите несколько опытов: придумайте разные способы создания эффекта торчащих волос. Опишите проведенные вами опыты по плану:
3) фотография получившейся прически;
4) вывод из опыта.
В каком случае и почему ваша прическа оказалась пышнее всего?
«А что лучше в человеке?» (эвристическое задание по обществоведению). Римский государственный деятель, писатель и философ Сенека рассуждал об отличии человека от животных: «А что лучше в человеке? Человек силен? И львы тоже. Он красив? И павлины красивы. Он проворен? И лошади проворны… Он может двигаться и произвольно направлять движения? Но также и зверь, и черви! У него есть голос? Но у собак голос звонче, у орлов – пронзительнее, у быков гуще, у соловьев – приятней. Что же присуще именно человеку. » Предложите несколько версий ответа на этот вопрос.
«Капля» (эвристическое задание по физике). Исследуйте поведение капли воды в различных условиях, например, на разных типах поверхностей, в различных типах движений, в разных температурных режимах (например, на раскаленной сковородке). Ваша задача – обнаружить неизвестные для вас необычные явления и факты. Опишите проведенные опыты по плану: 1) что делаю; 2) что происходит; 3) версия объяснения происходящего языком физики; 4) выводы. Попытайтесь обобщить проведенное исследование в форме обнаруженной закономерности, проблемы или гипотезы.
Классификация книг (эвристическое задание по русской литературе). Книги, которые стоят у нас на полках в домашней библиотеке можно классифицировать по разным основаниям. Например, художественная литература, научно-популярная литература, публицистическая литература и др. Предложите свой вариант классификации книг. Приведите конкретные примеры прочитанных вами к них, имеющих отношение к тому или иному типу в вашей классификации. Ответ аргументируйте.
Источник
Эвристические задания, задачи и беседы
учебное задание, имеющее целью создание учеником личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности (А.В.Хуторской).
Главный признак эвристического задания —
его открытость, т.е. отсутствие заранее известного результата его выполнения. Поэтому другое название эвристических заданий — открытые задания .
Признаки эвристического задания:
Критерии оценки заданий
Особенность эвристического задания в том, что ответ на него заранее не знает даже преподаватель
Качества личности, мобилизуемые у обучающихся при выполнении эвристических заданий:
умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.)
Когнитивные
вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей и чувств, движений; прогностичность; наличие своего мнения и др.)
способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление; коммуникативные качества
Оргдеятель-
ностные
Алгоритм создания эвристических заданий:
Фундаментальные образовательные объекты (тема,
раздел, модуль)
Название задания (яркое, образное, интригующее)
а. когнитивные
б. креативные
в. оргдеятель-
ностные
Виды деятельности (по А.В.Хуторскому):
Текст задания
Образовательный продукт
(таблица, рассказ,
схема, ребус, кроссворд, рисунок, сочинение, ответ на вопрос, и т.д.)
Методы выполнения задания
а . прочитай
б.заполни таблицу
Примеры эвристических заданий:
Тема урока: «Вода. Растворы» 1.Название задания: «Эта удивительная вода»
Текст задания: Вода. Её можно назвать как угодно – от романтического «источник жизни» до сухого и научного «H 2 O»…Многим вода кажется самой простой субстанцией, которую только можно себе представить. Однако, в действительности вода является крайне таинственным веществом. Ведь она скрывает много загадочного, и многие её свойства не изучены до сих пор. Придумайте и проведите исследование свойств водопроводной воды доступными вам методами. Результаты исследования оформите в виде небольшого отчета по плану: — Цель исследования; — Гипотеза; — Оборудование, реактивы; — Какие опыты проводил; — Результаты исследования; — Выводы.
Тема: «Основные классы неорганических соединений»
Тост Клеопатры
Римский историк Кай Плиний Старший (23 – 79 гг.н.э.) пересказал легенду о жемчужинах Клеопатры. Египетская царица устроила пир в честь римского полководца Марка Антония. А надо сказать, что среди сокровищ сказочно богатой Клеопатры больше всего славились серьги с огромными грушевидными жемчужинами, массу которых историки оценивали в 40,2г. Желая поразить римского гостя, Клеопатра растворила одну из жемчужин в кубке с вином и выпила это вино за здоровье Антония. В течение 5минут обсудите в группе достоверность предлагаемой легенды с точки зрения химического процесса растворения. Выскажите мнение от группы. Предложите название жидкости, которая, могла бы содержаться в кубке, чтобы растворить жемчужину. Составьте молекулярную формулу основного вещества, составляющего жемчуг и перламутр на основе данных о массовых долях элементов в веществе: 40% кальция, 12% углерода, 48% кислорода. Дополнительные сведения: Жемчуг – это округлые, с перламутровым отливом образования из минерала арагонита. Основное вещество в его составе – карбонат кальция. Жемчуг может образовываться в раковинах моллюсков, которые выделяют перламутр. По составу жемчуг и перламутр одинаковы. Растворимость жемчуга в вине такая же, как в воде.
Преимущества выполнения эвристического задания обучающимися
он основывался на своем жизненном опыте, на ситуациях и примерах, которые ему близки, понятны и интересны
сконструировал свое новое знание, а не получил его из готового источника
произошло личное приращение студента, его знаний, чувств, способностей, опыта
он высказал свое мнение, продемонстрировал свою креативность и неповторимость
он реально ощутил, что знания, которые дает ему учебное заведение, основаны на его жизни и к его же жизни имеют применение
Классификация методов решения эвристических задач:
Метод «вживания»
Посредством чувственно-образных и мысленных представлений студент пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
«Представьте себе, что вы то растение, которое стоит перед вами, ваша голова — это цветок, туловище — стебель, руки — листья, ноги — корни…»
Метод смыслового видения
Метод видения заключается в нахождении или построении студентом связей между объектом и его символом. После выяснения характера отношений символа и его объекта (например, свет— символ добра, спираль—символ бесконечности, голубь — символ мира, блин — символ Масленицы)
Метод придумывания
Сущность метода: создание нового, неизвестного ранее продукта, в результате определённых умственных действий. Используются такие приёмы, как замещение качеств одного объекта качествами другого; поиск свойств объекта в иной среде; изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, изменённого
Метод «Если бы»
Сущность метода: составляется описание или рисуется картина о том, что произойдёт, если в мире что-то изменится, если с объектом произойдут изменения. Подобный метод не только развивает способность воображения, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, его фундаментальные физические основы.
Метод гиперболизации
Сущность метода: мысленно увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества. Новые свойства объекта приводят иногда к необычным идеям и решениям задачи
Метод «Мозговой штурм»
Сущность метода «мозговой штурм»: коллективный сбор как можно большего числа идей, в результате освобождения участников от инерции мышления и стереотипов в непринуждённой обстановке. Работа происходит в нескольких группах по схеме: выдвижение гипотез, проверка гипотез и их критическое оценивание, представление группой наиболее оптимального способа решения. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты.
Пример использования метода «Мозговой штурм»
В городе Россошь в 1978 году был построен химический завод по производству минеральных азотных удобрений. Разработайте предложения по охране природы города и здоровья его жителей
Примером использования метода «Если бы…» является эвристическое задание «Ох уж эта Репка» при изучении тем по биологии: «Пластический обмен. Фотосинтез», «Изменчивость»
состоящая из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом на пути к решению проблемы и большинство которых требует от учащихся не только воспроизведения своих знаний, но и осуществления небольшого поиска.
Фрагмент эвристической беседы по дисциплине «Биология» при изучении темы: «Борьба за существование»
Постановка проблемы
В природе рождается гораздо больше особей, чем может выжить. Например, одуванчик дает 100 семян. Из них на следующий год могло бы вырасти 100 растений, каждое из которых дало бы по 100 семян, следовательно, при беспрепятственном размножении число потомков одного одуванчика заняло бы площадь в 15 раз больше всей суши Земли через 30 лет. Но такого числа потомков никогда не бывает. Как вы это объясните?
- Обучающийся: Вероятно, велика гибель организмов.
- Преподаватель: Верно. С чем это связано?
- Обучающийся: Растениям не хватает территории, воды и минеральных веществ.
- Преподаватель: Это одна из причин — недостаток ресурсов. Какие еще причины можете назвать?
- Обучающийся: Растения поедают животные. Их вытесняют другие, более «сильные» растения.
- Преподаватель: Верно. Вторая причина — отношения с другими видами. Еще есть причины?
- Обучающийся: Может, из-за резкого изменения климата?
- Преподаватель: Таким образом, третья причина — влияние неблагоприятных условий среды. Подведите итог вышесказанному и дайте название процессу, постоянно происходящему в природе, в результате которого большая часть потомства может погибнуть?
- Обучающийся: Борьба за существование.
- Преподаватель: Что же приводит к ее возникновению?
- Обучающийся: К возникновению борьбы за существование приводят отношения особей внутри вида, между разными видами и неблагоприятными условиями среды.
- Преподаватель: Ч. Дарвин пришел к тем же выводам, на их основе выделил три формы борьбы за существование. Можете ли вы предположить, как он их назвал?
- Обучающийся: Внутривидовая, межвидовая и с неблагоприятными условиями среды.
- Преподаватель: Верно. Какую из этих форм борьбы за существование Дарвин называл самой острой и почему?
- Обучающиеся высказывают предположения, а затем приходят к выводу, что самая острая внутривидовая борьба, так как особи одного вида используют одинаковые ресурсы и приспособлены к одинаковым условиям среды.
- облегчает процесс творческой деятельности,
- способствует непроизвольному формированию памяти, то есть обучающиеся способны не только воспроизводить формулировки понятий, но и анализировать и преобразовывать их.
Овладев педагогическим инструментарием эвристического обучения, Вы сможете на качественно новом уровне решать задачи развития у обучающихся познавательных интересов к изучению учебного предмета, раскрытия их творческой индивидуальности. Вполне вероятно, что среди Ваших учеников будущие Менделеевы, Эйнштейны и Ньютоны!
Помогите им раскрыться и реализовать свой творческий потенциал на Ваших уроках!
«Знания — это дети удивления и любопытства». Луи де Бройль
-80%
Источник
Эвристический метод и примеры его использования в условиях ДОУ
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.
Под методами обучения понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».
Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, и по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы, а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т. п., выделяют методы:
Это традиционная классификация.
В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются Лернер И. Я., Скаткин М. Н. она включает следующие методы обучения:
• эвристический;
• метод проблемного изложения материала.
Остановимся более подробно на эвристическом методе и примерах его использования в условиях ДОУ.
Эвристика (от греч. heurisko – нахожу) – методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке. Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии.
В чём же заключается суть данного метода?
При эвристическом методе обучения воспитатель не знает заранее, к какому решению поставленной задачи придут дети. Используя данный метод, перед ребятами ставятся задачи, не имеющие однозначного решения и они должны самостоятельно выдвинуть возможные способы решения проблемы, подтвердить их или опровергнуть, и достичь в итоге неожиданного зачастую результата. То есть дети не получают готового набора знаний, который им необходимо запомнить, а достигают его самостоятельно путем постановки и нахождения ответов на проблемные вопросы.
Главная особенность эвристического метода заключатся в том, что сначала ребёнок самостоятельно достигает своего результата, а потом уже сравнивает его с общеизвестными аналогами. Но чтобы ребёнку достичь «своего результата», педагогу необходимо развивать у детей творческие, креативные способности, воспитывать активную личности, формировать способность работать самостоятельно.
Л. С.Выготский дает следующее определение творческой деятельности: “Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущем и обнаруживающимся только в самом человеке” [1, с. 3].И далее: “Всякая такая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к роду творческого или комбинирующего поведения” [1, с. 5].
Д. Б.Богоявленская выделяет воспитательный аспект данного вопроса: “Системный подход в исследовании творчества представляется нам важным не только и даже не столько в теоретическом отношении, сколько в плане чисто практическом – воспитательном. Мы имеем в виду проблему формирования всесторонне развитой личности, развитой не только познавательно и интеллектуально, но и нравственно-эстетически, духовно богатой и творчески окрыленной” [2, с. 40].
По мнению В. А. Хуторского,обучение и развитие человека связаны с его творчеством: развивается лишь тот, кто создает и творит новое (для себя или для других, кто выходит за рамки предопределенного, реализует потенциальные возможности своего внутреннего мира [3, с. 32]. Специалисты в области педагогической психологии утверждают, что информация становится знанием лишь тогда, когда вступает в контакт с прежним опытом человека.
Задатки творческих способностей присущи абсолютно любому ребёнку, необходимо только их суметь раскрыть и развить. Ребята должны не только овладевать знаниями, умениями, навыками, но также и уметь творчески применять их, уметь находить решения различных проблем. Развить данные умения возможно только в результате педагогической деятельности, которая создаёт условия для творческого развития дошкольников. Таким образом, проблема развития творческих способностей дошкольников посредством эвристических приёмов обучения является одной из наиболее актуальных.
Насколько же реально эвристическое обучение в дошкольном учреждении и нужно ли оно в свете новых федеральных требований в дошкольном образовании? Использование эвристических методов в детском саду просто необходимо. С помощью этих методов мы научим детей выходить из трудных ситуаций, мыслить глубоко, дети смогут изобретать что-то новое, фантастическое, может быть нереальное в этом мире. Известно, что в трудной ситуации человек действует типичным для него способом, который закладывается в детстве, а данный метод раскрывает перед ребёнком новые пути выхода из ситуаций, мыслить нестандартно, по творчески, изобретательно.
Какие эвристические приёмы можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста? Задания могут быть самыми разнообразными, например:
— «внедрение» в хорошо известную сказку другого сказочного персонажа и помочь ему выйти из различных ситуаций в данном произведении;
— придумывание счастливого продолжения к печальной сказке (на примере сказки «Колобок»);
— перемещение в сказку современных предметов (телефон, экскаватор и т. д.) и получение новой сказки или её изменение («сказка на новый лад»);
— придумывание загадок, небылиц;
— придумывание новых слов; фигур; цифр; животных; планет (а потом их зарисовать или изобразить) и т. д.
Задания могут быть различными – это и придумывание нового, видоизменяя или улучшая привычный реальный объект; рассматривание предмета с необычной стороны; составление рассказа, придумывание сказки о рассматриваемом объекте; использование найденных определений на речевых занятиях. На занятиях с продуктивными видами деятельности (лепка, рисование, аппликация) — использование творческих заданий. Главное, в использовании эвристического метода – это активизация творческого воображения и креативного мышления детей.
Ценность использования эвристического метода в работе заключается в том, что дети самостоятельно учатся применять свои знания, умения, исходя из уже имеющегося опыта, педагог лишь подводит их к правильному решению. Таким образом, данный метод способствует формированию своей точки зрения у детей, своей позиции, своего миропонимания.
1. Выготский Л. С.Воображение и творчество в детском возрасте: Психол.очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 1991. – 93 с.
2. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. – М. : Знание, 1981. – 96 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. “Педагогика и психология”; №10.).
3. Хуторской А. В.Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб. : Питер, 2001. – 544 с.
4. Кулюткин Ю. Н., Сухобская, Г. С. Развитие творческого мышления школьников. – Л. : 1967.
Широкое использования народного фольклора во всех его проявлениях (в устном народном творчестве) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Веточка» городского поселения «Рабочий.
Консультация для педагогов «Необходимость использования современных педагогических технологий в ДОУ» НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ Педагоги дошкольного образования в последнее время все чаще сетуют.
Консультация для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ в условиях ФГОС ДО» Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение Г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 44» Консультация для педагогов.
Проектно-исследовательский метод в деятельности ДОУ Отечественные педагогика и педагогическая психология разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске.
Образование и его значимость в условиях информационного общества Образование — результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, условие подготовки человека к жизни. Цель образования: приобщение.
Презентация для метод объединения «Инновационность в разработках ДОУ» Здравствуйте уважаемые коллеги! Я хочу поделиться опытом в разработках нашего ДОУ. Эту презентацию и выступление я готовила на метод.
Примеры использования ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и развития детей. Презентация Актуальность Использование информационных компьютерных технологий, при работе с детьми раннего возраста, достаточно спорная тема. У многих.
Семинар на тему «Метод проектов в ДОУ» Цели: повышение профессиональной компетентности педагогов; обучение педагогов проектной деятельности; внедрение в педагогический процесс.
Система работы ДОУ для художественно-эстетического развития детей и актуальность использования ИКТ в современных условиях Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам.
Преимущества использования системы Тиса в практике современного ДОУ Тренажерно-инфомационая система ТИСА – это уникальный тренажерный комплекс. Все элементы собраны из дерева (массив сосны, в каждый вмонтирован.
Источник