Эвристика
Практически каждый из нас слышал или непосредственно сам употреблял фразу «методом проб и ошибок», не задумываясь, что под этим тривиальным выражением, плотно вошедшим в обиход, подразумевается научный эвристический метод. Психологи (например, Д. Халперн) уверены, что благодаря эвристическому познанию люди научились эффективно разбираться с проблемами и быстро принимать решения. Это не значит, что человек учится избегать ошибочных решений. Напротив, эвристический метод как раз и призван помочь в выборе стратегии действий в ситуации, когда исходных данных недостаточно для выработки единого правильного ответа, что в свою очередь не гарантирует абсолютной правильности. Особенность эвристической деятельности в том, что она характерна только для человека, что отличает его от искусственного интеллекта. Следовательно, многие гениальные и творческие решения – это, по сути, сумасбродные идеи, своеобразные «сбои», которые и приводят к оригинальности.
Эвристика: история и современность
Как наука, изучающая творческое, неосознанное мышление человека, эвристика еще полностью не сформировалась. Ее предмет, методы тесно связаны с психологией, философией, физиологией высшей нервной деятельности и другими. Мы не будем сосредотачиваться на применении этого термина в конкретных отраслях науки, а предпримем попытку выяснить какие суждения, явления, смыслы исторически пребывали в центре понятия «эвристика».
По легенде, Архимед, принимая ванную, открыл один из главных законов гидростатики – закон вытеснения (названный позже в его честь). Следуя общепринятому мнению, после своего открытия он выкрикнул: «Эврика», что стало причиной привязки этого слова к открытию. Не будем судить о правдивости этой истории, достоверно известно другое. Именно в Древней Греции зародилась система обучения, называемая эвристикой. Ее автором был Сократ, а сводилась она к сократическим беседам (диалогу, в педагогике – сократический метод) – разговор учителя с учеником, в результате которого путем постановки наводящих вопросов, обучающийся самостоятельно приходит к нужному результату, находит решение задачи, что позволяет также развивать критическое мышление. В то же время, понятие «эвристика» употреблялось и в трактатах древнегреческих математиков (в особенности, Паппа Александрийского, которому многие приписывают первое упоминание этого термина), исходя из чего, можно судить о довольно широкой основе предмета этой отрасли.
В средние века значительный вклад в развитие эвристики внес Раймонд Луллий, который известен благодаря своей идее создания машины для решения самых разных задач на основе всеобщей классификации понятий.
Примерно до середины XIX века представления об эвристике как методе творчества и познания в целом сводились к уже упомянутому методу проб и ошибок. В Википедии приводится любопытная статистика: Томас Эдисон, работая над устройством щелочного аккумулятора, провел около 50 тыс. экспериментов!
Выделение эвристики из системы логического знания началось в 1850-1860-х гг. До этого попытки выделить эвристику в отдельную науку предпринимались Эвклидом, Р. Декартом, Г. Лейбницем. Но лишь в обозначенный период в науке начал формироваться подход к эвристике как своеобразному междисциплинарному методу со своими правилами, уверены канадские ученые М. Романисия и Ф. Пелатье, разрабатывающие данную проблематику.
Дальнейшее развитие эвристики связано с развитием в области других наук, в первую очередь психологии творчества и физиологии мозга. Современная психология и эвристика тесно связаны: они сосредотачиваются на задаче определения механизма принятия человеком решения в условиях недостаточности информации. Несовершенство эвристических методов приводит к ошибкам познания, которые в психологии принято называть когнитивными искажениями.
В ХХ веке основные успехи в развитии эвристики как науки были сопряжены с успехами ученых-психологов. Так, роль эвристики в принятии решений одними из первых изучили израильские психологи А. Тверски и Д. Канеман в 1973 г., но наибольшие достижения области связаны с именем нобелевского лауреата Г. Саймона. Он ввел понятие ограниченной реальности, которая отображает природу эвристической деятельности человеческого мозга. Суть идеи в том, что на выработку человеком решения влияют такие факторы как ограниченность имеющейся информации, познавательные границы разума и время.
Учение настолько прогрессивно, что в процессе его развития в современной психологии утвердилось такое понятие как «эвристика доступности», которым объясняются модели человеческого поведения. Если опустить научное определение этого термина и сформулировать его простыми словами, то эвристика доступности – это оценка реальности возникновения ситуации или явления на основе легкости приведения примеров для подтверждения. Важную роль в этом процессе играют СМИ. Например, увидев новости о кризисе и утрате рабочих мест, человек может начать думать, что тенденция глобальная и станет больше переживать по этому поводу, плохо спать, хуже справляться со своими обязанностями и в результате будет уволен. Прочитав в газете статью о победителе лотереи, может сложиться превратное мнение о том, что такое случается гораздо чаще, чем все привыкли думать, после чего последует желание потратить больше, чем обычно, денег на лотерейные билеты. Эвристика доступности – двустороннее явление, которое может быть как полезным (в плане быстродействия и реакции на проблему), так и негативным (в силу того, что может возникнуть заблуждение, которое приведет к недостаточной информированности или наоборот – значительной гиперболизации).
Эвристические методы
По сути, сама эвристика является методом, инструментом познания и поиска решения. Научное определение следующее: эвристические методы – логические приемы и методические правила научного исследования и изобретательского творчества, которые способны приводить к цели в условиях неполноты исходной информации и отсутствия четкой программы управления процессом решения задач.
При этом стоит помнить, что эвристика – молодая наука, поэтому не все понятия и правила в ней четко сформированные. В первую очередь это касается определения эвристического метода. Мы не будем глубоко вдаваться в общенаучную терминологию, а рассмотрим лишь те методы, которые пригодятся многим людям (в первую очередь менеджерам, управленцам, всем, чья деятельность связана с творчеством, принятием решений) в практической сфере.
Мозговой штурм – метод решения задачи путем внедрения процедуры группового креативного мышления. Разработан и описан психологом из США А. Осборном. Он вывел правило, что в любой компании есть люди, которые лучше генерируют идеи, но не склонны к анализу, и наоборот – есть люди, которые лучше детально осмысливают предложенное решение, но не в состоянии выработать его самостоятельно. На этом наблюдении и зиждется метод мозгового штурма – для решения поставленной задачи придумывается огромное количество возможных вариантов, без отбора хороших и плохих. Позже, на основе критического подхода, разработанные решения тщательно анализируются и оцениваются, после чего наиболее оригинальные и жизнеспособные воплощаются жизнь. Схематически работу метода можно описать так: отбор участников – постановка проблемы – штурм (выработка решения) – анализ полученного материала. Казалось бы, что может быть проще, но именно эта простота является и плюсом, и минусом данного метода. Помимо призыва быть оригинальным и выйти за рамки привычного образа мышления, точных методологических указаний в практике мозгового штурма нет.
Метод синектики родился из исследований практического применения метода мозгового штурма. Его автор, Дж. Гордон, профессор Гарвардского и Калифорнийского университетов, немного по-другому подошел к процессу отбора участников группы для решения проблемы и их работы. Суть метода в том, что члены группы (синекторы) проходят тщательный процесс отбора: 1 этап – оценка знаний, потенциала, опыта, 2 – потенциал творчества (эмоциональный фон, система ценностей), 3 – коммуникативные способности. После того как группа сформирована, она начинает работу также в видоизмененном ключе если сравнивать с предыдущим методом. Применение метода синектики подразумевает высказывание не идей в их завершенном виде, а разработку варианта сообща на основе знаний, эмоциональных ощущений, представлений каждого участника, которые становятся пищей для коллективного мышления. Преимущества данного метода состоят в том, что в таких условиях наиболее часто рождаются самые оригинальные решения. Из негативных сторон – падение продуктивности через небольшой период времени, когда группа входит в зону комфорта, а синекторы привыкают друг к другу.
Метод многомерных матриц (метод «морфологического ящика»). В качестве инструмента для повышения эффективности производства впервые был применен в Германии в 1907 г. неким Бернсом. Но детальный анализ был проведен в 1942 г. американским физиком швейцарского происхождения Ф. Цвикки. Идея метода в том, что новое – это либо другая комбинация известных составляющих старого, либо комбинация известного с пока еще неизвестным. В основе исследования или изобретения – не метод проб и ошибок, а комплексный анализ связей, которые можно просчитать с помощью матричного анализа проблематики. Несомненным преимуществом такого подхода является возможность открытия нового, оригинального решения. Но метод не лишен и недостатков: чем более трудоемкая задача – тем больше вариантов ее решения может быть в матрице, что осложняет поиск оптимального варианта.
Метод инверсии – эвристический метод, предполагающий поиск решения в новых, неожиданных, противоположных направлениях. В основу метода положена диалектика Гегеля, когда любой предмет или явление познаются через применение противоположных процедур творческого мышления: анализа и синтеза, логического и интуитивного, статики и динамики. Использование этого метода требует довольно развитых специальных навыков, базисных знаний и опыта, но при всем этом дает возможность найти самые неожиданные и оригинальные решения для поставленных задач.
8 практических эвристических правил
Эти правила пригодятся каждому, чья работа или увлечения связаны с творчеством. Их автор – Пол Плшек – консультант, тренер, автор с международным опытом. В поле зрения его интересов пребывают вопросы развития лидерских навыков, творчества, внедрения инноваций.
Исследования показывают, что эвристика – это ключ к развитию мышления. Нижеприведенные правила могут быть полезными практически для всех, кто хочет выйти за привычные рамки суждений.
Правило 1. Сделайте привычкой целенаправленно замечать то, что происходит вокруг.
Автоматические процессы восприятия работают так, что многое из происходящего остается незамеченным. Важно научиться воспринимать мир свежим взглядом и без деталей здесь не обойтись. Это утверждение является частью общепринятой теории творческого мышления.
Правило 2. Сосредоточьте свои творческие силы на нескольких областях.
Целенаправленно исследуйте наследие великих творцов (скульпторов, живописцев, изобретателей – что вам интереснее и ближе, но не одну область). Хорошие идеи редко приходят внезапно, нужно усердно работать.
Правило 3. Избегайте слишком узких рамок.
Говоря журналистскими штампами – оставляйте простор для творческого маневра. Широкое определение темы не только даст возможность позже выделить более конкретную цель, но и собрать больше разной информации.
Правило 4. Ассоциации.
Попробуйте найти необычное применение окружающим вещам, придумывайте в теории оригинальные и полезные идеи, переносите их с одной области в другую.
Правило 5. Психическая механика: внимание, нестандартность, движение.
Для того, чтоб быть креативным нужно уметь сосредотачивать внимание на проблеме, избегать стандартных представлений о ее решении, продвигаться в процессе мышления с целью избежать преждевременных выводов.
Правило 6. Изучайте идеи, которые заставляют смеяться.
Смех – физиологическая реакция, вызывающая положительные эмоции. Работа с идеями, которые заставляют улыбаться – одна из самых продуктивных.
Правило 7. Идеи не абсолютны.
Ваши мысли и суждения не являются по сути правильными или неправильными. В творчестве важно проявлять гибкость, быть открытым для нового.
Правило 8. Воплощайте некоторые из своих идей.
Настоящие новаторы не просто генерируют идею, но и практически воплощают ее. Это дает возможность осознать разницу между креативностью и практической инновацией.
Отзывы и комментарии
Если этот материал был для вас полезен, а также, если вы хотите поделиться собственным опытом или представлениями об эвристике, ее методах, их практическому применению, оставьте комментарий в специальном поле ниже.
Источник
Практика применения эвристического метода в анализе хозяйственной деятельности
Их еще называют эмпирическими стратегиями, потому что они позволяют человеку принимать быстрые и действенные решения, не обдумывая долго и мучительно каждый шаг.
Во многих случаях эвристические методы чрезвычайно полезны, но они нередко приводят к ошибкам, которые психологи называют предубеждениями. В 1974 году Дэниел Канеман и Амос Тверски выделили три вида эвристических суждений; эта классификация используется в психологии и сегодня.
Эвристика: история и современность
Эвристика (от древнегреческого ευρίσκω – «отыскиваю», «открываю») – совокупность логических приемов, методов и правил, облегчающих и упрощающих решение познавательных, конструктивных, практических задач. Эвристика – это момент открытия нового, а также методы, которые используются в процессе этого открытия. Эвристикой еще называют науку, которая имеет дело с изучением творческой деятельности. В педагогике под этой категорией подразумевается метод обучения.
Как наука, изучающая творческое, неосознанное мышление человека, эвристика еще полностью не сформировалась. Ее предмет, методы тесно связаны с психологией, философией, физиологией высшей нервной деятельности и другими. Мы не будем сосредотачиваться на применении этого термина в конкретных отраслях науки, а предпримем попытку выяснить какие суждения, явления, смыслы исторически пребывали в .
По легенде, Архимед, принимая ванную, открыл один из главных законов гидростатики – закон вытеснения (названный позже в его честь). Следуя общепринятому мнению, после своего открытия он выкрикнул: «Эврика», что стало причиной привязки этого слова к открытию. Не будем судить о правдивости этой истории, достоверно известно другое. Именно в Древней Греции зародилась система обучения, называемая эвристикой. Ее автором был Сократ, а сводилась она к сократическим беседам (диалогу, в педагогике – сократический метод) – разговор учителя с учеником, в результате которого путем постановки наводящих вопросов, обучающийся самостоятельно приходит к нужному результату, находит решение задачи, что позволяет также развивать критическое мышление. В то же время, понятие «эвристика» употреблялось и в трактатах древнегреческих математиков (в особенности, Паппа Александрийского, которому многие приписывают первое упоминание этого термина), исходя из чего, можно судить о довольно широкой основе предмета этой отрасли.
В средние века значительный вклад в развитие эвристики внес Раймонд Луллий, который известен благодаря своей идее создания машины для решения самых разных задач на основе всеобщей классификации понятий.
Примерно до середины XIX века представления об эвристике как методе творчества и познания в целом сводились к уже упомянутому методу проб и ошибок. В Википедии приводится любопытная статистика: Томас Эдисон, работая над устройством щелочного аккумулятора, провел около 50 тыс. экспериментов!
Выделение эвристики из системы логического знания началось в 1850-1860-х гг. До этого попытки выделить эвристику в отдельную науку предпринимались Эвклидом, Р. Декартом, Г. Лейбницем. Но лишь в обозначенный период в науке начал формироваться подход к эвристике как своеобразному междисциплинарному методу со своими правилами, уверены канадские ученые М. Романисия и Ф. Пелатье, разрабатывающие данную проблематику.
Дальнейшее развитие эвристики связано с развитием в области других наук, в первую очередь психологии творчества и физиологии мозга. Современная психология и эвристика тесно связаны: они сосредотачиваются на задаче определения механизма принятия человеком решения в условиях недостаточности информации. Несовершенство эвристических методов приводит к ошибкам познания, которые в психологии принято называть когнитивными искажениями.
В ХХ веке основные успехи в развитии эвристики как науки были сопряжены с успехами ученых-психологов. Так, роль эвристики в принятии решений одними из первых изучили израильские психологи А. Тверски и Д. Канеман в 1973 г., но наибольшие достижения области связаны с именем нобелевского лауреата Г. Саймона. Он ввел понятие ограниченной реальности, которая отображает природу эвристической деятельности человеческого мозга. Суть идеи в том, что на выработку человеком решения влияют такие факторы как ограниченность имеющейся информации, познавательные границы разума и время.
Учение настолько прогрессивно, что в процессе его развития в современной психологии утвердилось такое понятие как «эвристика доступности», которым объясняются модели человеческого поведения. Если опустить научное определение этого термина и сформулировать его простыми словами, то эвристика доступности – это оценка реальности возникновения ситуации или явления на основе легкости приведения примеров для подтверждения. Важную роль в этом процессе играют СМИ. Например, увидев новости о кризисе и утрате рабочих мест, человек может начать думать, что тенденция глобальная и станет больше переживать по этому поводу, плохо спать, хуже справляться со своими обязанностями и в результате будет уволен. Прочитав в газете статью о победителе лотереи, может сложиться превратное мнение о том, что такое случается гораздо чаще, чем все привыкли думать, после чего последует желание потратить больше, чем обычно, денег на лотерейные билеты. Эвристика доступности – двустороннее явление, которое может быть как полезным (в плане быстродействия и реакции на проблему), так и негативным (в силу того, что может возникнуть заблуждение, которое приведет к недостаточной информированности или наоборот – значительной гиперболизации).
Нестандартный метод
Кстати, о нестандартности мышления. В ароматерапии, например, считается, что уникальный аромат розы, снимает нервное напряжение, вселяет уверенность, насыщает ум и помогает в принятии решений и завершении каких-то начинаний, проектов.
В теории у каждого из перечисленных методов есть как неоспоримые преимущества перед другими, так и недостатки. А на практике для решения конкретной задачи – творческой или бытовой – можете воспользоваться всеми способами и получить на выходе в три раза больше вариантов!
Эвристические методы
По сути, сама эвристика является методом, инструментом познания и поиска решения. Научное определение следующее: эвристические методы – логические приемы и методические правила научного исследования и изобретательского творчества, которые способны приводить к цели в условиях неполноты исходной информации и отсутствия четкой программы управления процессом решения задач.
При этом стоит помнить, что эвристика – молодая наука, поэтому не все понятия и правила в ней четко сформированные. В первую очередь это касается определения эвристического метода. Мы не будем глубоко вдаваться в общенаучную терминологию, а рассмотрим лишь те методы, которые пригодятся многим людям (в первую очередь менеджерам, управленцам, всем, чья деятельность связана с творчеством, принятием решений) в практической сфере.
Мозговой штурм –
метод решения задачи путем внедрения процедуры группового креативного мышления. Разработан и описан психологом из США А. Осборном. Он вывел правило, что в любой компании есть люди, которые лучше генерируют идеи, но не склонны к анализу, и наоборот – есть люди, которые лучше детально осмысливают предложенное решение, но не в состоянии выработать его самостоятельно. На этом наблюдении и зиждется метод мозгового штурма – для решения поставленной задачи придумывается огромное количество возможных вариантов, без отбора хороших и плохих. Позже, на основе критического подхода, разработанные решения тщательно анализируются и оцениваются, после чего наиболее оригинальные и жизнеспособные воплощаются жизнь. Схематически работу метода можно описать так:
отбор участников – постановка проблемы – штурм (выработка решения) – анализ полученного материала
. Казалось бы, что может быть проще, но именно эта простота является и плюсом, и минусом данного метода. Помимо призыва быть оригинальным и выйти за рамки привычного образа мышления, точных методологических указаний в практике мозгового штурма нет.
Метод синектики
родился из исследований практического применения метода мозгового штурма. Его автор, Дж. Гордон, профессор Гарвардского и Калифорнийского университетов, немного по-другому подошел к процессу отбора участников группы для решения проблемы и их работы. Суть метода в том, что члены группы (синекторы) проходят тщательный процесс отбора: 1 этап – оценка знаний, потенциала, опыта, 2 – потенциал творчества (эмоциональный фон, система ценностей), 3 – коммуникативные способности. После того как группа сформирована, она начинает работу также в видоизмененном ключе если сравнивать с предыдущим методом. Применение метода синектики подразумевает высказывание не идей в их завершенном виде, а разработку варианта сообща на основе знаний, эмоциональных ощущений, представлений каждого участника, которые становятся пищей для коллективного мышления. Преимущества данного метода состоят в том, что в таких условиях наиболее часто рождаются самые оригинальные решения. Из негативных сторон – падение продуктивности через небольшой период времени, когда группа входит в зону комфорта, а синекторы привыкают друг к другу.
Метод многомерных матриц (метод «морфологического ящика»).
В качестве инструмента для повышения эффективности производства впервые был применен в Германии в 1907 г. неким Бернсом. Но детальный анализ был проведен в 1942 г. американским физиком швейцарского происхождения Ф. Цвикки. Идея метода в том, что новое – это либо другая комбинация известных составляющих старого, либо комбинация известного с пока еще неизвестным. В основе исследования или изобретения – не метод проб и ошибок, а комплексный анализ связей, которые можно просчитать с помощью матричного анализа проблематики. Несомненным преимуществом такого подхода является возможность открытия нового, оригинального решения. Но метод не лишен и недостатков: чем более трудоемкая задача – тем больше вариантов ее решения может быть в матрице, что осложняет поиск оптимального варианта.
Метод инверсии
– эвристический метод, предполагающий поиск решения в новых, неожиданных, противоположных направлениях. В основу метода положена диалектика Гегеля, когда любой предмет или явление познаются через применение противоположных процедур творческого мышления: анализа и синтеза, логического и интуитивного, статики и динамики. Использование этого метода требует довольно развитых специальных навыков, базисных знаний и опыта, но при всем этом дает возможность найти самые неожиданные и оригинальные решения для поставленных задач.
Тактика эвристических вопросов
Также имеет назание – метод «ключевых вопросов». Его хорошо использовать для сбора дополнительной информации или для упорядочения уже имеющейся. Эвристические вопросы неспроста называют наводящими – грамотно поставленный вопрос наводит на идею правильного решения. Этот метод используют психологи при беседе с клиентом. Они ведь не выдают готовых рецептов по решению той или иной проблемы, а просто, умело формулируя вопросы, помогают человеку разобраться в себе и понять, в чем корень зла. Поэтому если вам не дает покоя некая личная проблема, а посещать психолога вы не хотите – по идейным, материальным или каким другим соображениям – попробуйте воспользоваться методом эвристических вопросов наедине с собой. Есть все шансы разобраться с проблемой самостоятельно и найти выход из сложившейся ситуации.
Самое главное достоинство этого метода в его универсальности: он подходит для решения любых задач. Недостаток же в том, что он не дает каких-то оригинальных идей и решений, но ведь порой сложность совсем не в поиске оригинального решения, а в поиске решения вообще.
Отзывы и комментарии
Если этот материал был для вас полезен, а также, если вы хотите поделиться собственным опытом или представлениями об эвристике, ее методах, их практическому применению, оставьте комментарий в специальном поле ниже.
Источник
Эвристика
Эвристика (от др.-греч. ευρίσκω (heuristiko) , лат. Evrica — «отыскиваю», «открываю») — отрасль знания, изучающая творческое, неосознанное мышление человека.
Эвристика связана с психологией, физиологией высшей нервной деятельности, кибернетикой и другими науками, но сама как наука ещё полностью не сформировалась.
Содержание
История возникновения
В Древней Греции под эвристикой понимали систему обучения, практикуемую Сократом, когда учитель приводит ученика к самостоятельному решению какой-либо задачи, задавая ему наводящие вопросы. Понятие «эвристика» встречается в трактате греческого математика Паппа «Искусство решать задачи» (300 год н. э.).
Долгое время в основе творчества лежали методы проб и ошибок, перебора возможных вариантов, ожидание озарения и работа по аналогии. Так, Томас Эдисон провел около 50 тысяч опытов, пока разрабатывал устройство щелочного аккумулятора. А об изобретателе вулканизированной резины Чарльзе Гудиер (Goodyear) писали, что он смешивал сырую резину (каучук) с любым попадавшимся ему под руку веществом: солью, перцем, сахаром, песком, касторовым маслом, даже с супом. Он следовал логическому заключению, что рано или поздно перепробует всё, что есть на земле и, наконец, наткнется на удачное сочетание. [1]
Однако со временем такие методы начали приходить в противоречие с темпами создания и масштабами современных объектов. Наиболее интенсивно поиском и разработкой эвристических методов занялись со второй половины 20 века, причём не только посредством изучения приемов и последовательности действий инженеров и других творческих работников, но и на основе достижений психологии и физиологии мозга.
Эвристические методы
В узком смысле слова под эвристикой понимают интуитивные (неосознанные) методы решения задач, в том числе:
- систему обучения, берущую свои истоки от сократовской майевтики (т. н. сократические беседы),
- эвристические методы проектирования,
- методы инженерного (изобретательного) творчества, , представляющий совокупность приёмов в поиске решения задачи, которые позволяют ограничить перебор.
В настоящее время разработано и эффективно используется несколько десятков эвристических методов. Универсальных среди них нет, и в каждой конкретной ситуации рекомендуют пробовать применять ряд методов, поскольку основное их предназначение заключается в активизации творческой деятельности. Это достигается следующими мерами:
- преодоление психологической инерции, обусловленной привычными образом мышления и типовыми методами решения задач определенного класса. Замечено, что около 80 % нововведений вначале специалистами отрицается как нереальные. Инерцию развивают и усиливают:
- рецептурное обучение и проектирование по аналогии;
- подсознательная вера в то, что каждая вещь и явление служат строго определенной цели;
- (техническая) терминология. Ф.Энгельс писал: «В науке каждая новая точка зрения влечет за собою революцию в технических терминах»;
Эвристические модели
Эвристика как наука занимается построением эвристических моделей процесса поиска оригинального решения задачи. Существует следующие типы таких моделей:
- модель слепого поиска, которая опирается на метод проб и ошибок;
- лабиринтная модель, в которой решаемая задача рассматривается как лабиринт, а процесс поиска решения — как блуждание по лабиринту;
- структурно-семантическая модель, которая исходит из того, что в основе эвристической деятельности по решению задачи лежит принцип построения системы моделей, которая отражает семантические отношения между объектами, входящими в задачу.
Особенности эвристической деятельности
Эвристические методы и моделирование присущи только человеку и отличают его от искусственных интеллектуальных (мыслящих) систем. В настоящее время к сфере человеческой деятельности относят:
- постановку задачи;
- выбор методов её решений и построение (разработка) моделей и алгоритмов, выдвижение гипотез и предположений;
- осмысление результатов и принятие решений.
Стоит отметить, что важной особенностью именно человеческой деятельности является наличие в ней элемента случайности: необъяснимые поступки и сумасбродные решения часто лежат в основе оригинальных и неожиданных идей.
Однако с развитием вычислительной техники выполнение всё большего числа функций берут на себя автоматические системы, при этом выполняя работу быстрее и эффективнее человека. Задача человека как homo sapiens, прежде всего, совершенствоваться в эвристических процедурах, а не в выполнении алгоритмизированных операций, чтобы впоследствии не оказаться вытесненным «разумной» техникой.
Результаты эвристической деятельности
В науке и технике выделяют следующие результаты эвристической (творческой) деятельности:
Источник
Что такое эвристика: как найти нестандартное решение неразрешимой ситуации
Ты наверняка не раз встречала людей, которые поражают своим развитым воображением, неординарными мыслями и суждениями. Они являются творческими личностями, которые отличаются способностью генерировать свежие идеи. Быть может, ты сама – такой человек?
Творческий процесс требует решения задач нетиповыми неординарными методами. Это могут быть как логические пути решения проблемы с помощью анализа, синтеза, обобщающих приемов, метода индукции и дедукции, так и эвристические, т.е. основанные на работе интуиции, на иррациональных подходах.
Эвристика как наука изучает суть творческой деятельности. Психология объясняет эвристический путь познания как способ получить ответ творческой задачи путем метода проб и ошибок.
Эвристическое познание способствует лучшему пониманию индивидом сути проблемы и поиска путей ее решения.
На самом деле, человеком опытным путем либо доказывается информация, либо отвергается. Эвристика подвластна только человеческому сознанию, то есть ее методы не могут быть использованы искусственным интеллектом.
Ведь творчество предполагает некие «отклонения» в решении задач, но они приводят к гениальным результатам.
Какие эвристические методы можно применять на практике
Вот тебе несколько «рабочих» схем, которые могут пригодиться:
Применение данного метода предполагает внедрение группового творческого мышления. По мнению американского психолога А. Осборна, есть люди, которым подвластна генерация оригинальных идей, но они испытывают сложности с их анализом. И, наоборот, некоторым индивидам легко отрабатывать чужие идеи, в то время как с выработкой собственных идей у них возникают затруднения.
Эвристика доступности
Метод «мозгового штурма» – это предложение множества разных идей, из которых методом анализа можно выделить наиболее действенные креативные примеры. Поэтому мысли оригинально, игнорируя стандарты мышления, чтобы получить неординарные решения.
Согласно этому методу, который образовался в результате использования мозгового штурма в практической деятельности, происходит отбор среди участников группы (синекторов).
На первом этапе осуществляют оценку знаний и рассматривается опыт индивида; второй этап – анализ творческого потенциала; третий этап – рассмотрение коммуникативных способностей. Прохождение этих этапов необходимо для того, чтобы сделать выбор участников, которые будут задействованы в применении метода синектики.
Далее происходит разработка разных вариантов идей, которые формируются благодаря знаниям и эмоциональному опыту. Такая коллективная работа порождает оригинальные идеи, однако возможно быстрое привыкание участников группы друг к другу, что снижает общую продуктивность метода.
Метод основан на том, что создание нового – это комбинирование имеющегося старого, либо комплект из известного с неизвестным. То есть в данном случае рассматривается целостный комплекс связей, который подвергается тщательному анализу.
С помощью этого метода рождаются оригинальные и разнонаправленные идеи. Явления в данном случае рассматриваются со всех сторон, с применением как логического, так и интуитивного мышления, аналитического и синтетического, статистического и динамического методов. Применение данного метода требует определенного опыта, знаний и навыков, но результат его использования дает креативные необычные решения.
Как применять методы эвристики на практике
Если ты занимаешься творческой деятельностью, то тебе пригодятся следующие правила для развития творческого мышления и формирования личности:
- Замечать внешнюю среду. Многое из того, что нас окружает, мы зачастую не замечаем. Особенно следует обращать внимание на детали.
- Изучать несколько областей знания. Это может быть математика, музыка, живопись, поэзия – не следует останавливаться на какой-либо узкой специализации, рассматривай все области познания для развития творческого потенциала.
- Устанавливать ассоциации. Изучая окружающий мир, находи новые способы применения предметам и вещам.
- Нестандартные решения. Концентрируйся на проблеме, но не ищи типовых решений.
- Идеи и смех. Смех вызывает позитивный отклик. Если твоя идея вызывает смех, то ее применение будет продуктивным.
- Идеи и жизнь. Творческая идея должна быть воплощена в жизнь. Только практика может подтвердить инновационное значение теоретической оригинальности.
Несколько эффективных методик поиска нестандартного решения
Семья, личная жизнь, бизнес – часто в твоей жизни возникают ситуации, которые встают перед тобой как непреодолимая стена. Если возникла проблема, то ее нужно решать, и, желательно, скоро и легко.
Для этого можно применить известную методику мозгового штурма. На практике ее использование заключается в том, что ты берешь несколько разных любых предметов и пытаешься связать их со своей проблемой. Записывай все, что приходит в голову – все это касается решения твоей задачи. Проанализируй результаты, и ты найдешь творческое решение.
Воспользуйся другим эффективным способом решения творческих задач. Это понимание того, что ты решаешь не проблему, а ставишь перед собой цель. То есть у тебя есть цель вместо проблемы. Когда ты четко определишь себе цель, то творческие решения появятся непременно.
Попробуй применить метод «преобразующего мышления». Задается комплекс вопросов. Отвечая на них, можно вывести творческую мысль и идею. Итак, предлагаем вопросы:
- Каким другим способом можно заменить данный процесс, методику, технологию?
- Возможно ли сравнение данного процесса, деятельности, подхода, методики с чем-нибудь похожим?
- Можно ли что-либо изменить: возможно ли добавление, акцентирование на чем-то или отказ от чего-либо, можно ли увеличить, уменьшить?
- Возможно ли посмотреть на проблему с другого ракурса или использовать ее для решения другой задачи?
- Что можно устранить без существенных потерь?
- Есть ли возможность переформулировки проблемы, ее преобразования?
Отвечая на эти, казалось бы, несложные вопросы, можно пошагово прийти к новым оригинальным решениям. И суть методики заключается в новом, не узком, а широком взгляде на вещи и ситуации.
Эвристика и жизнь
Эвристическим приемам творческого мышления обучаются постепенно. Они не приходят к человеку с самого детства. Если у тебя нет креативного мышления, это не повод для переживаний. Творческую мысль можно развивать. Для этого необходимо ставить цели и четко понимать, к чему ты стремишься и чего добиваешься. Если цель определена, то вслед за ней ты получишь мотивацию.
Эвристическое учение стало прогрессивной частью современной психологии. С помощью эвристических методов человек ставит цели в условиях обладания неполноценной информацией и при отсутствии определенной программы по решению творческой задачи.
Эвристика – молодая наука, поэтому на многие вопросы ответы все еще не найдены. Однако ее методы эффективно применяются многими людьми, чья жизнь и профессия тесно связаны с творческой деятельностью.
Методы эвристики помогают принимать нестандартные креативные решения в практической сфере, улучшают качество жизни, расширяют сознание и познавательные границы человеческого разума.
Источник