Бюджетирование и управленческий учет в бюджетных организациях
Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях ведется согласно специфическому плану счетов бюджетной организации. План счетов бюджетного учреждения поддерживается программными продуктами 1С для бюджетных учреждений. При этом для программных продуктов 1С для бюджетных учреждений необходимые изменения, согласно законодательству, вносятся автоматически
Параллельно бухгалтерскому учету зачастую существует необходимость развивать управленческий учет в бюджетных организациях, что связано со спецификой их деятельности. На основании бухгалтерского учета сложно сформировать единую финансовую отчетность, служащую для целей управления. Такая консолидированная отчетность должна отвечать требованиям полноты и прозрачности по всем ресурсам учреждения. Она должна отражать не только поступление, но и эффективность использования всех ресурсов, а также финансовый результат. Руководителям сложно принимать решения на основании только бухгалтерской отчетности, их информационные запросы для принятия управленческих решений обычно шире.
С помощью управленческого учета есть возможность обеспечить оперативной информацией все уровни руководства. При этом возможности и проблемы организации выявляются на более ранних этапах. В современных условиях очевидно, что для максимальной эффективности деятельности учреждения вести внутренний управленческий учет необходимо. В число навыков каждого руководителя должно входить использование управленческих отчетов как механизма управления деятельностью учреждения, направленного на сокращение затрат при повышении качества оказываемых услуг.
Одной из важнейших функций управленческого учета в бюджетных учреждениях является планирование бюджетных расходов. Задачи планирования состоят в том, чтобы предвидеть проблемы в деятельности учреждения еще до того, как они возникнут, исключить вероятность поспешных решений. Основная цель планирования — определение необходимых ресурсов и источников финансирования, обеспечивающих реализацию поставленных целей.
Одной из эффективных технологий управленческого учета, решающей обозначенные выше проблемы, является бюджетирование.
Процесс внедрения бюджетирования в бюджетном учреждении может быть построен аналогично такому процессу в коммерческих организациях, с учетом некоторых особенностей.
Основными целями системы бюджетирования в бюджетных учреждениях могут быть:
- повышение эффективности использования имеющихся в распоряжении учреждения ресурсов;
- повышение финансовой устойчивости;
- обеспечение оптимальных взаимосвязей между интересами отдельных ЦФО и интересами учреждения в целом;
- создание необходимого информационной основы для принятия управленческих решений.
Задачами системы бюджетирования могут являться:
- обеспечение прозрачности доходов и расходов, поступлений и выплат для повышения качества управления финансовыми ресурсами;
- контроль обоснованности выделения и использования финансовых ресурсов по видам деятельности;
- повышение эффективности деятельности структурных подразделений;
- определение наиболее эффективных (с учетом сложившейся конъюнктуры и других факторов) видов и направлений деятельности;
- повышение финансовой дисциплины руководителей и сотрудников.
Бюджетирование деятельности бюджетного учреждения обеспечивает взаимосвязи целей, видов деятельности, мероприятий, финансовых и операционных показателей.
Основными элементами системы бюджетирования являются:
- субъекты бюджетирования: например, руководители центров финансовой ответственности(ЦФО)/ функциональных направлений, руководитель учреждения;
- объекты бюджетирования: например, виды деятельности, функциональные направления, ЦФО, финансовые показатели, проекты/программы;
- модель бюджетирования;
- планы и их взаимосвязь в процессе бюджетирования;
- локальные нормативные акты, регламентирующие процесс планирования и бюджетирования.
В зависимости от задач, целей деятельности, экономической роли в бюджетном учреждении, как правило, выделяют четыре основных типа ЦФО:
- Центр дохода – ЦФО, руководитель которого отвечает за реализацию услуг/работ по основной/ иной деятельности в запланированных объемах и получение запланированного дохода, находящихся в зоне ответственности ЦФО.
- Центр расхода – ЦФО, руководитель которого отвечает за обеспечение запланированных операционных показателей при соблюдении заданного уровня расходов (в т.ч. инвестиционного характера), находящихся в зоне ответственности ЦФО.
- Центр финансового результата – ЦФО, руководитель которого отвечает за достижение запланированного финансового результата и оказывает управляющее воздействия на различные факторы деятельности ЦФО (в т.ч. на объемы и стоимость услуг/работ, расходы), находящихся в зоне его ответственности.
- Центр развития – ЦФО, руководитель которого отвечает за достижение запланированного финансового результата и принимает решение об инвестировании и изъятии средств. Центр развития имеет право управлять основными средствами и оказывать управляющее воздействия на различные факторы деятельности, находящихся в зоне его ответственности.
Как правило, Центром развития является бюджетное учреждение в целом, если оно наделена полномочиями по распоряжению имуществом, находящимся в его собственности, и финансового результата, полученного им в результате приносящей доход деятельности.
Для каждого ЦФО определяется зона ответственности, объем прав и обязанностей, механизмы их реализации, а также устанавливаются:
- доходные и(или) расходные статьи в пределах компетенции ЦФО;
- планы, находящиеся в пределах компетенции ЦФО;
- ключевые показатели, за которые ЦФО несут ответственность (не допускается установление показателей, которые выходят за границы полномочий и компетенции центра ответственности);
- перечень проектов/программ, в реализации которых ЦФО участвует.
Процесс бюджетирования в бюджетной организации при планировании методом «сверху вниз» может состоять из следующих этапов:
Анализ итогов деятельности периода, предшествующего планируемому. Фактические финансовые и операционные показатели ЦФО, на основании которых проводится анализ, позволяют оценить результаты деятельности ЦФО, выявить недостатки, скрытые резервы. Анализ итогов деятельности позволяет понять, насколько отчетные данные могут быть использованы для составления планов на следующий период.
Формирование целей и задач на плановый период. В рамках данной задачи обеспечивается: взаимосвязь и непротиворечивость стратегическим целям, задачам, ключевым показателям эффективности и возможностям ЦФО и организации в целом, с точки зрения объемов, финансирования, трудовых, материальных и иных ресурсов; определение приоритетных видов деятельности на предстоящий период планирования; обоснование планируемых показателей, необходимых для достижения планового финансового результата.
Определение величины основных операционных показателей, необходимых для планирования и бюджетирования: план приема, перечень образовательных программ, учебная нагрузка, контингент обучающихся и др.
Формирование Бюджета доходов и расходов.
Формирование Бюджета движения денежных средств. Осуществляется балансировка планов в соответствии с заданными ограничениями и целевыми показателями деятельности.
Формирование бюджетов ЦФО.
Пример. Состав бюджетов для различных ЦФО в программном продукте «WA: Финансист» со статусами утверждения документов
Источник
Бухучет в бюджетных учреждениях
Функционирование бюджетных организаций во многом специфично. Свои особенности имеет и бухгалтерский учет. Он регулируется общими и профильными нормативно-правовыми актами. В бюджетных организациях применяется сложная система кодировки счетов. Давайте рассмотрим учетную специфику таких учреждений, ключевые нюансы бухучета.
Кто получает бюджетное финансирование?
Бюджетными принято считать организации, созданные государством. Функционировать они могут на федеральном, региональном уровнях. Основные понятия по учреждениям закреплены ФЗ №7 (12.01.1996), регулирующим работу некоммерческих организаций.
Согласно указанному документу, государственные организации бывают казенными, бюджетными, автономными. Первые создаются для выполнения государственных функций и используют в качестве источника
финансирования бюджетную смету. Деятельность таких организаций регулируется преимущественно Бюджетным кодексом. Автономные и бюджетные учреждения работают в сферах медицины, образования, науки,
социальной защиты населения, культуры, физического воспитания, спорта и т.п. Они получают финансирование в виде субсидий (БК РФ, ст. 78.1).
Рассмотрим специфику бухгалтерского учета бюджетных и автономных организаций
Основные требования к бухучету
Бюджетные организации обязаны вести полноценный бухгалтерский учет в соответствии с требованиями ФЗ №402 (06.12.2011) в актуальной редакции. В число основных требований к бухучету входят:
- Обязательное формирование учетной политики, ведение учета в соответствии с ее положениями.
- Регистрация экономических событий в бухгалтерской первичке с последующим занесением данных из нее в регистры учета.
- Периодический пересчет активов и обязательств.
- Регистрация данных учета в национальной валюте.
- Составление и сдача отчетности в контролирующие структуры.
- Создание системы внутреннего контроля.
Что касается плана счетов, он для бюджетных организаций является единым. Инструкция по формированию общего плана счетов утверждена Минфином в 2010
году (приказ №157н). Дополнительно для каждой категории государственных организаций существует частный план счетов. Бюджетные учреждения пользуются планом, утвержденным приказом Минфина
№174н (16.12.2010), автономные – документом, утвержденным приказом №183н (23.12.2010).
Стандартный план счетов организации, финансируемой из бюджета, содержит 5 разделов:
1. Нефинансовые активы.
2. Финансовые активы.
4. Финансовый результат.
5. Санкционирование расходов.
Первый и последний имеют особенности, отличающие бухучет бюджетной организации от классического.
Специфика разделов плана счетов
В нефинансовые активы бюджетной организации входят основные средства, НМА, расходы, вложения в нефинансовые активы, амортизация, производственные запасы, готовая продукция, товары,
непроизведенные активы. Новой для бухгалтера, знакомого только с классическим бухучетом, является последняя составляющая. Непроизведенные активы не являются результатами производства. К
данной категории относят землю, ресурсы недр и т.п. В учете такие активы отражаются по первоначальной стоимости (за исключением земли). Земля
оценивается по кадастровой стоимости.
Финансовые активы бюджетной организации учитываются точно так же, как в коммерческой. В данный раздел плана счетов входят вложения в финансовые активы, авансы контрагентам, работникам, дебиторская задолженность, финансовые вложения (покупка ценных бумаг, вклады в уставный капитал других организаций и т.п.), денежные средства.
В разделе «Обязательства» бухгалтеру бюджетной организации следует отражать кредиторскую задолженность. Сюда входят недоимки по налогам, социальным выплатам, непогашенные финансовые обязательства перед другими организациями, долги за выполненные работы, оказанные услуги, поставленные товары, кредитная задолженность.
Раздел «Финансовый результат» практически идентичен таковому в плане счетов внебюджетной организации.
«Санкционирование расходов» – специфический раздел, актуальный для госучреждений. Он отражает получение субсидирования, лимиты обязательств и их использование, планируемые доходы, расходы.
Также следует отметить использование бухгалтерией бюджетного учреждения 30 забалансовых счетов. Принцип их ведения идентичен таковому в коммерческой организации. Допускается открытие
дополнительных забалансовых счетов. Использоваться они могут для отражения объектов, которые на балансе числиться не должны. К числу таких объектов относятся
гарантии, награды, имущество, не находящееся в оперативном управлении, и многое другое.
Первичные документы
Особого внимания заслуживает и бюджетная бухгалтерская первичка. Оформление первичными документами любых операций, которые проводит организация, – стандартное требование. Что касается видов первички, здесь есть некоторые особенности.
В бюджетных организациях применяются унифицированные формы классов 03 и 05 (всего более 40 форм) из Общероссийского классификатора управленческих документов. Среди
них есть первичные документы, качество которых должно контролироваться специалистами бухгалтерии особенно тщательно. Это формы, подтверждающие кассовые операции, имеющие отношение к
зарплатному учету, учету материальных объектов.
Отчетность бюджетной организации
Учреждения, получающие бюджетное финансирование, как и другие налогоплательщики, обязаны отчитываться по результатам финансово-хозяйственной деятельности. Помимо основной отчетности такие структуры сдают
отчеты о движении денежных средств, об исполнении бюджета. Часто информацию, указанную в отчетных формах, нужно уточнять. Бухгалтерией бюджетной организации для
этого формируется пояснительная записка. Отсутствие последней в пакете отчетных документов – скорее исключение, чем правило.
Для уточнения отдельных моментов, цифр, особенностей деятельности бюджетной организации контролирующая структура может затребовать дополнительные документы (балансовые ведомости, декларации, расчеты и т.п.). Субсидиант и налогоплательщик обязан представить их в установленные сроки.
Три задачи эффективного учета
Бухучет в бюджетной организации должен быть полноценным, систематическим и качественным. В противном случае не избежать претензий со стороны контролирующих структур, негативных юридических и финансовых последствий.
Оптимальный учет эффективно решает 3 задачи:
1. Формирует корректные, максимально полные сведения по операциям в соответствии с нормами действующего законодательства.
2. Обеспечивает внутренних, внешних пользователей достоверными сведениями о финансово-хозяйственной деятельности организации.
3. Предотвращает риск снижения финансовых результатов деятельности компании по результатам налоговых и других проверок, обеспечивает выявление финансовых резервов.
Специфика и сложность бухучета в бюджетных структурах требует грамотного подхода к формированию штата бухгалтерии.
Источник
Учет финансовых результатов и использования прибыли
Одной из главных задач деятельности организации является получение прибыли. Однако не всегда финансовый результат работы предприятия является положительным. Учет финансовых результатов и использования прибыли позволяет организации контролировать текущую деятельность и планировать дальнейшую работу.
Что такое финансовый результат
Каждая организация для внутреннего контроля подводит итоги своей деятельности. Такие итоги называются финансовым результатом. Он может оказаться положительным или отрицательным. Положительный результат также называют прибылью предприятия. Она возникает в ситуации, когда доходы превышают расходы. Иными словами, организация работает «в плюс». Прибыль в целом сигнализирует об эффективности деятельности, однако если анализировать ее динамику (статистику за несколько лет), то можно выявить рост или падение ее размера, что говорит о результативности работы.
Убыток появляется в ситуации, когда доходы не перекрывают расходы и предприятие функционирует «в минус». Возникновение этого показателя является тревожным сигналом для руководства, говорящим о неэффективности и требующим принятия мер по улучшению работы.
Осуществление учета финансовых результатов и использования прибыли необходимо для контроля деятельности фирмы, тактического и стратегического планирования, а также для внешних пользователей, которые могут применять ее для принятия решения о вложении денежных средств инвесторами либо о выдаче кредита банковской организацией. Учет предоставляет данные для анализа итогов работы.
Бухгалтерский учет финансовых результатов
Для учета результатов деятельности существует несколько счетов, и их применение зависит от того, от какой деятельности получены доходы и понесены расходы. Доходы и расходы разделяют на две группы:
- от обычной деятельности;
- от прочей деятельности.
Деятельность, прописанная в учредительных документах и характерная для организации, является обычной. Для учета финансовых результатов от обычной деятельности применяются счет 90 и субсчета к нему. Прибыль или убыток от обычной деятельности отражаются записями:
Проводка | Содержание |
---|---|
Дт 90.9 Кт 99 | отражена прибыль организации |
Дт 99 Кт 90.9 | организацией получен убыток |
К прочим видам деятельности относятся те, которые не являются характерными в работе фирмы. Их можно назвать побочными доходами или расходами, поскольку организация изначально не планировала нести эти расходы или получать такие доходы.
К прочим доходам можно отнести:
- выгода от вложений в ценные бумаги;
- положительные разницы, возникающие при росте курса валюты;
- излишки, выявленные в ходе инвентаризации имущества;
- кредиторская задолженность, списанная в связи с истечением срока давности взыскания, и др.
Под прочими расходами понимают:
- штрафы, пени, неустойки, уплачиваемые контрагентам или в бюджет государства;
- отрицательные разницы, появляющиеся в связи с падением курса валюты;
- дебиторская задолженность за истечением срока давности и др.
Для учета прочих доходов и расходов предусмотрены счет 91 и субсчета к нему. Прибыль или убыток от прочей деятельности отражаются записями:
Проводка | Содержание |
---|---|
Дт 91.9 Кт 99 | отражена прибыль по прочей деятельности |
Дт 99 Кт 91.9 | получен убыток по прочей деятельности |
Учет финансовых результатов и использования прибыли
Итоговый финансовый результат определяется по окончании года и отражается по счетам 99 и 84:
Проводка | Содержание |
---|---|
Дт 99 Кт 84 | получена чистая прибыль |
Дт 84 Кт 99 | зафиксирован убыток по итогам года |
Прибыль является отличным результатом деятельности фирмы. Но ее получения недостаточно для дальнейшего роста. В связи с этим необходим учет рационального использования прибыли. Чистая прибыль отражается по счету 84 и возникает после уплаты налога на прибыль. В дальнейшем чистая прибыль распределяется. Направления чистой прибыли определяет руководство, к ним относятся:
Источник
Бюджетирование и управленческий учет в бюджетных организациях
Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях ведется согласно специфическому плану счетов бюджетной организации. План счетов бюджетного учреждения поддерживается программными продуктами 1С для бюджетных учреждений. При этом для программных продуктов 1С для бюджетных учреждений необходимые изменения, согласно законодательству, вносятся автоматически
Параллельно бухгалтерскому учету зачастую существует необходимость развивать управленческий учет в бюджетных организациях, что связано со спецификой их деятельности. На основании бухгалтерского учета сложно сформировать единую финансовую отчетность, служащую для целей управления. Такая консолидированная отчетность должна отвечать требованиям полноты и прозрачности по всем ресурсам учреждения. Она должна отражать не только поступление, но и эффективность использования всех ресурсов, а также финансовый результат. Руководителям сложно принимать решения на основании только бухгалтерской отчетности, их информационные запросы для принятия управленческих решений обычно шире.
С помощью управленческого учета есть возможность обеспечить оперативной информацией все уровни руководства. При этом возможности и проблемы организации выявляются на более ранних этапах. В современных условиях очевидно, что для максимальной эффективности деятельности учреждения вести внутренний управленческий учет необходимо. В число навыков каждого руководителя должно входить использование управленческих отчетов как механизма управления деятельностью учреждения, направленного на сокращение затрат при повышении качества оказываемых услуг.
Одной из важнейших функций управленческого учета в бюджетных учреждениях является планирование бюджетных расходов. Задачи планирования состоят в том, чтобы предвидеть проблемы в деятельности учреждения еще до того, как они возникнут, исключить вероятность поспешных решений. Основная цель планирования — определение необходимых ресурсов и источников финансирования, обеспечивающих реализацию поставленных целей.
Одной из эффективных технологий управленческого учета, решающей обозначенные выше проблемы, является бюджетирование.
Процесс внедрения бюджетирования в бюджетном учреждении может быть построен аналогично такому процессу в коммерческих организациях, с учетом некоторых особенностей.
Основными целями системы бюджетирования в бюджетных учреждениях могут быть:
- повышение эффективности использования имеющихся в распоряжении учреждения ресурсов;
- повышение финансовой устойчивости;
- обеспечение оптимальных взаимосвязей между интересами отдельных ЦФО и интересами учреждения в целом;
- создание необходимого информационной основы для принятия управленческих решений.
Задачами системы бюджетирования могут являться:
- обеспечение прозрачности доходов и расходов, поступлений и выплат для повышения качества управления финансовыми ресурсами;
- контроль обоснованности выделения и использования финансовых ресурсов по видам деятельности;
- повышение эффективности деятельности структурных подразделений;
- определение наиболее эффективных (с учетом сложившейся конъюнктуры и других факторов) видов и направлений деятельности;
- повышение финансовой дисциплины руководителей и сотрудников.
Бюджетирование деятельности бюджетного учреждения обеспечивает взаимосвязи целей, видов деятельности, мероприятий, финансовых и операционных показателей.
Основными элементами системы бюджетирования являются:
- субъекты бюджетирования: например, руководители центров финансовой ответственности(ЦФО)/ функциональных направлений, руководитель учреждения;
- объекты бюджетирования: например, виды деятельности, функциональные направления, ЦФО, финансовые показатели, проекты/программы;
- модель бюджетирования;
- планы и их взаимосвязь в процессе бюджетирования;
- локальные нормативные акты, регламентирующие процесс планирования и бюджетирования.
В зависимости от задач, целей деятельности, экономической роли в бюджетном учреждении, как правило, выделяют четыре основных типа ЦФО:
- Центр дохода – ЦФО, руководитель которого отвечает за реализацию услуг/работ по основной/ иной деятельности в запланированных объемах и получение запланированного дохода, находящихся в зоне ответственности ЦФО.
- Центр расхода – ЦФО, руководитель которого отвечает за обеспечение запланированных операционных показателей при соблюдении заданного уровня расходов (в т.ч. инвестиционного характера), находящихся в зоне ответственности ЦФО.
- Центр финансового результата – ЦФО, руководитель которого отвечает за достижение запланированного финансового результата и оказывает управляющее воздействия на различные факторы деятельности ЦФО (в т.ч. на объемы и стоимость услуг/работ, расходы), находящихся в зоне его ответственности.
- Центр развития – ЦФО, руководитель которого отвечает за достижение запланированного финансового результата и принимает решение об инвестировании и изъятии средств. Центр развития имеет право управлять основными средствами и оказывать управляющее воздействия на различные факторы деятельности, находящихся в зоне его ответственности.
Как правило, Центром развития является бюджетное учреждение в целом, если оно наделена полномочиями по распоряжению имуществом, находящимся в его собственности, и финансового результата, полученного им в результате приносящей доход деятельности.
Для каждого ЦФО определяется зона ответственности, объем прав и обязанностей, механизмы их реализации, а также устанавливаются:
- доходные и(или) расходные статьи в пределах компетенции ЦФО;
- планы, находящиеся в пределах компетенции ЦФО;
- ключевые показатели, за которые ЦФО несут ответственность (не допускается установление показателей, которые выходят за границы полномочий и компетенции центра ответственности);
- перечень проектов/программ, в реализации которых ЦФО участвует.
Процесс бюджетирования в бюджетной организации при планировании методом «сверху вниз» может состоять из следующих этапов:
Анализ итогов деятельности периода, предшествующего планируемому. Фактические финансовые и операционные показатели ЦФО, на основании которых проводится анализ, позволяют оценить результаты деятельности ЦФО, выявить недостатки, скрытые резервы. Анализ итогов деятельности позволяет понять, насколько отчетные данные могут быть использованы для составления планов на следующий период.
Формирование целей и задач на плановый период. В рамках данной задачи обеспечивается: взаимосвязь и непротиворечивость стратегическим целям, задачам, ключевым показателям эффективности и возможностям ЦФО и организации в целом, с точки зрения объемов, финансирования, трудовых, материальных и иных ресурсов; определение приоритетных видов деятельности на предстоящий период планирования; обоснование планируемых показателей, необходимых для достижения планового финансового результата.
Определение величины основных операционных показателей, необходимых для планирования и бюджетирования: план приема, перечень образовательных программ, учебная нагрузка, контингент обучающихся и др.
Формирование Бюджета доходов и расходов.
Формирование Бюджета движения денежных средств. Осуществляется балансировка планов в соответствии с заданными ограничениями и целевыми показателями деятельности.
Формирование бюджетов ЦФО.
Пример. Состав бюджетов для различных ЦФО в программном продукте «WA: Финансист» со статусами утверждения документов
Источник