Юридический справочник
Физические лица в международном частном праве — это субъекты частноправовых отношений с иностранным элементом. Физические лица в международном частном праве — это иностранные граждане, апатриды, бипатриды и беженцы.
Иностранные граждане – это лица имеющие юридическую связь с каким-либо государством. Бипатриды – это лица имеющие правовую связь с двумя или несколькими государствами. Апатриды – это лица не имеющие юридической связи ни с каким государством.
Беженцы – это лица вынужденные по причинам указанным в законе покинуть территорию своего государства и получившие убежище на территории другого.
Иностранные граждане подчиняются двум правопорядкам – правопорядку государства места пребывания и правопорядку государства своего гражданства. Во многих зарубежных правовых системах существует специальная отрасль права – право иностранцев.
Лица, постоянно или временно пребывающие на территории иностранного государства обязаны соблюдать его законы и подчиняться местному правопорядку, однако отдельные вопросы правового статуса таких лиц определяются их личным законом. Генеральная коллизионная привязка личного закона – это закон государства гражданства, а субсидиарная – право государства места жительства.
Гражданская правоспособность физических лиц – это способность индивида иметь права и обязанности. В сфере гражданской правоспособности иностранцы пользуются национальным режимом, однако отдельные вопросы правоспособности имеют коллизионное регулирование и определяются по личному закону индивида.
Гражданская дееспособность физического лица – это способность своими действиями осуществлять гражданские права и обязанности. Законодательство всех стран устанавливает, что полностью дееспособным в публичном и частном праве индивид становится по достижении установленного в законе возраста. Общепризнанным является положение, что вопросы гражданской дееспособности индивидов подчиняются коллизионному регулированию.
Физическое лицо не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности по его личному закону, если такое лицо является дееспособным по праву государства места совершения сделки.
Источник
23. Физические лица как субъекты мчп: категории иностранцев, личный закон, коллизионные вопросы праводееспособности иностранцев.
— лицо без гражданства (апатрид) – лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.
— временно пребывающие в РФ – лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание. Срок пребывания такого лица в РФ определяется сроком действия выданной ему визы;
— временно проживающий – лицо, получившее разрешение на временное проживание. Такое разрешение выдается в пределах квоты, утвержденной Правительством, составляющей 3 года;
— постоянно проживающий в РФ – лицо, получившее вид на жительство (на 5 лет, может быть продлен). (Нешатаева)
Правовое положение апатридов и бипатридов формируется в целом на основе общепризнанных норм и принципов МП, МД, права страны гражданства (страны места жительства) лица, права страны его пребывания. (Марышева)
У нас законодательство весьма разрознено. Публичный порядок РФ в отношении прав иностранцев основан на следующих принципах:
1) равенство всех иностранцев перед законом;
2) на применении реторсий (государственных ответных ограничений) в отношении граж-дан тех гос-в, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод граждан РФ (дискриминационные ограничения). Реторсия характеризуется адекватностью (98 год – ограничение права собственности в России из-за кризиса, а Европа не смогла ввести ре-торсии в отношении наших граждан) и соразмерностью (89 год – Англия отослала 11 дипломатов наших и мы их отправили, тоже 11 человек в Англию);
3) ненарушение интересов граждан РФ при реализации иностранными гражданами своих прав и свобод в России;
4) принцип всеобщего равенства (полов, рас, национальностей).
Большую роль играет установление безусловного правового режима. Нацправовой режим – иностранцы пользуются тем же объемом прав и обязанностей, что и граждане РФ. Режим наибольшего благоприятности – граждане РФ обязаны предоставить те же права и обязанности иностранцам, как и третьей стороне.
Установление гражданской дееспособности и правоспособности у иностранцев – каким правом будут урегулированы отношения. Договор о правовой помощи – вид междуна-родного договора, в котором и содержатся ответы на вопросы для суда.
Виды правовых режимов:
1) Национальный правовой режим, когда иностранцам предоставляется объем прав, аналогичный российским гражданам;
2) Режим наиболее благоприятствуемой нации – когда иностранные юр/физ лица уравнены в объеме предоставляемых им прав и свобод.
В КРФ в отношении иностранцев предусмотрен безусловный национальный правовой режим.
Личный закон физического лица – определяется по двум коллизионным привязкам: (1) закону места гражданства и (2) домицилию (место жительства, преимущественного пре-бывания). Для целей налогообложения резидентство определяется местом гражданства, смотрим на место проживания или место деятельности или, наконец, центр жизненных интересов (где дом, семья, дети). (лекции Седовой)
В России правоспособность иностранцев и апатридов, объем и содержание их гражданских прав и обязанностей традиционно регламентируются на основе начала национального режима. Ст. 1196 – иностранцы и апатриды пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами. В коллизионном праве вопросы правоспособности и дееспособности физического лица решаются на основе его личного закона, как это предусмотрено статьей 1196 и ст. 1197 ГК РФ. Личному закону физического лица ГК РФ подчиняет, кроме того, определение права лица на имя, его пользование и защиту (ст. 1198), а также регулирование некоторых вопросов опеки и попечительства.
Стоит отметить, что, например, признание физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим и объявление умершим в России подчиняются российскому праву. (Марышева)
В РФ сложилась смешанная система личного закона: одни вопросы статуса физического лица решаются на основе закона местожительства, в то время как другие подчиняются вопросу гражданства.
Источник
Коллизионные вопросы право- и дееспособности иностранцев, ограничение и лишение дееспособности, объявление лица безвестно отсутствующим и умершим
Коллизионные вопросы право- и дееспособности иностранцев
Коллизионные вопросы правоспособности иностранцев
Вопросы гражданско-правового статуса иностранцев на территории конкретного государства издавна являлись краеугольными в международном частном праве. Первоначально именно отношения, связанные с правовым положением иностранных купцов, по русской терминологии того времени — «заморских гостей», составляли основную сферу действия международного частного права.
Для международного частного права характерен дифференцированный подход к физическим лицам , находящимся в пределах юрисдикции конкретного государства, основанный:
1) на разделении на соответствующие категории:
- собственные (отечественные) граждане данного государства;
- иностранные граждане;
- лица без гражданства (в последние годы все более актуально выделение в отдельную группу беженцев).
2) на установлении определенного правового режима в отношении каждой из них.
Иностранный гражданин — это лицо, имеющее особую правовую связь — гражданство — с определенным государством. В связи с этим на гражданина любого государства, находящегося вне пределов юрисдикции своего отечества, распространяется по крайней мере два правопорядка: своего государства и иностранного, на территории которого лицо находится.
По общему правилу гражданская правоспособность лица — это его способность иметь гражданские права и обязанности, возникающая с момента рождения и устанавливаемая законом (апример, ст. 18 Гражданского кодекса РФ раскрывает содержание гражданской правоспособности в российском праве).
В практике международного частного права сложилось такое положение, когда иностранные граждане, обладая определенным объемом правоспособности, которая предоставлена им собственным (отечественным) правопорядком, во время своего пребывания на территории другого государства не вправе ссылаться на тот объем правомочий, которыми они располагают в своем государстве. В то же время объем прав, которыми наделены иностранные граждане в государстве пребывания, зачастую может быть более значительным, нежели тот, который они имеют в своем отечестве.
Иностранные граждане, пребывающие на территории других стран, обладают правоспособностью, определяемой местным правопорядком . Преимущественно это осуществляется на основе принципа национального режима. Национальный режим может быть установлен внутригосударственным актом или международным договором.
В новейшем российском законодательстве коллизионный аспект определения гражданской правоспособности физического лица соединен с материально-правовой нормой, устанавливающей общие рамки объемов правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ на основе принципа национального режима, закрепленного во многих других предписаниях отечественного правопорядка. Так, в части третьей ГК (ст. 1196 ГК РФ) предусматривается, что «гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом».
Таким образом, действующее коллизионное право Российской Федерации, помимо закрепления коллизионного принципа (личного закона), применительно к вопросам правоспособности позволяет говорить о двух аспектах проблемы:
- правоспособности как таковой, определяемой на основе отсылки к личному закону лица;
- объеме правоспособности, обусловленном принципом национального режима.
Основные изъятия из национального режима — практически повсеместно иностранные граждане не могут:
- занимать высшие государственные должности;
- избирать и быть избранными в представительные органы власти;
- исполнять воинскую обязанность;
- быть судьями, прокурорами, нотариусами, командирами экипажей речных, морских и воздушных судов, машинистами железнодорожных локомотивов и т.д.
Предписания об уравнивании в правах граждан договаривающихся государств содержатся в двусторонних соглашениях о правовой помощи (например, в Договоре о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 19 июня 1992 г., ст. 1).
Согласно Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (СНГ) принцип национального режима имеет еще большую сферу действия, ибо он распространяется не только на граждан договаривающихся государств, но также и на другие категории субъектов, т.е. лиц, постоянно проживающих на территории соответствующей договаривающейся стороны.
Следовательно, если гражданин Болгарии постоянно проживает на территории Российской Федерации, определение его правового статуса, скажем, в Республике Молдова или Украине должно подчиняться принципу национального режима, т.е. он должен быть уравнен в правах с собственными гражданами соответственно либо Молдовы, либо Украины.
Правоспособность иностранных физических лиц может ограничиваться также и посредством установления перечня секторов экономики, в которых не может быть занят иностранец. Например, в РФ архитектурная деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется наравне с гражданами РФ, если это предусмотрено международным договором РФ. Однако при отсутствии соответствующего международного договора указанные категории лиц могут принимать участие в архитектурной деятельности на территории России только совместно с архитектором — гражданином РФ или юридическим лицом, имеющими лицензию (ст. 10 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» 1995 г.).
В принципе наиболее общей для многих государств сферой, в которой действуют ограничения правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства, являются трудовые отношения, а также отношения собственности, особенно в том, что касается вещных прав на недвижимость. В последнее время в научный и правовой оборот вошло понятие «экономическая иммиграция». Следует отметить, что многие европейские государства (ФРГ, Испания, Франция) в целях запрещения либо ограничения «экономической иммиграции» вводят вышеуказанные требования к въезду иностранцев на свои территории и их дифференциацию на соответствующие группы.
В Российской Федерации изъятия из принципа национального режима установлены федеральным законодательством:
- ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» 1999 г.;
- Ст. 1, 2 Закона РФ «О недрах» 1992 г.;
- ст. 7 Закона РФ «О континентальном шельфе Российской Федерации» 1995 г.;
- ст. 22 Лесного кодекса РФ 1997 г.;
- Земельный кодекс РФ.
Коллизионные вопросы дееспособности иностранцев
Вопросы дееспособности в международном частном праве традиционно определяются в основном по личному закону (lex personalis) в двух разновидностях:
- закона гражданства (lex nationalis, или lex patriae);
- закона местожительства (lex domicilii).
После введения в действие третьей части ГК РФ отечественное право также стало использовать общепринятую в международной практике обобщающую разновидность коллизионной формулы определения дееспособности физического лица — lex personalis, т.е. в праве России «личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет» (п. 1 ст. 1195 ГК). Статья 1195 содержит разветвленную систему норм, позволяющих в разнообразных по фактическому составу отношениях установить, право какой страны будет выступать в качестве личного закона гражданина или лица без гражданства.
В судебной практике, и в «писаном праве» различных государств стал формироваться следующий подход: дееспособность лица подчиняется закону его отечественного государства; в то же время, если лицо, обладающее полной дееспособностью согласно иностранному закону, даже будучи недееспособным по своему национальному закону, совершает юридический акт на территории иностранного государства, оно будет рассматриваться как полностью дееспособное.
Однако при рассмотрении затронутой проблемы существенно одно немаловажное обстоятельство — речь идет преимущественно о дееспособности в рамках обязательственных отношений, ибо в иных областях, например в брачных отношениях, дееспособность представляет собой отдельный вопрос, решение которого целесообразно осветить в разделе, посвященном брачно-семейным отношениям.
Таким образом, в сегодняшней правовой действительности рассмотренный подход стал преобладающим не только в национально-правовых системах, но и в международных договорах.
Известное исключение из него существует для сделок с недвижимостью: в этом случае приведенные акты перечисленных выше и прочих государств уточняют, что способность лица заключить сделку по поводу недвижимой собственности подчиняется закону места нахождения недвижимости (lex rei sitae).
В действующем праве Российской Федерации определение дееспособности предпринимателя осуществляется по закону того государства, в котором лицо зарегистрировано в качестве такового: «Право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности» (ст. 1201 ГК РФ).
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. стран СНГ являет собой исключительно важный документ с точки зрения полноты освещения и решения анализируемой части вопросов, так как впервые в многостороннем масштабе закреплены унифицированные нормы в области определения
Источник
Особенности правового статуса иностранного юридического лица
Аннотация. В данной статье рассматривается положение иностранных организаций в международном частном праве как субъектов различных правоотношений, исследуется специфика международных организаций, являющихся субъектами в международных договорах, соглашениях и т.д. Также будут рассмотрены нормы международного и отечественного законодательства, регулирующие международные частно-правовые отношения между такими юридическими лицами и коллизии, существующие в международном праве.
В международном праве, как и во внутреннем праве каждого государства, существуют нормы, регулирующие правовое положение юридических лиц. Однако, в отличие от внутригосударственного права, специфика такого регулирования имеет свои особенности: ее определяет государственная принадлежность юридического лица, т.е. в какой стране зарегистрирована та или иная организация. Право, которое регулирует вопросы положения юридического лица как субъекта, называют его личным законом.
Особенностью правового положения юридических лиц на международной арене является его двухуровневое регулирование: оно определено как международными договорами, таки внутренним национальным правом. Последнее, как правило, содержит различные законодательные акты, регулирующие иностранные инвестиции и правовое положение инвесторов.
Первый уровень представлен коллизионными нормами российского гражданского законодательства: п. 1 ст. 1202 Гражданского кодекса РФ имеет новую редакцию (изменения внесены на основании Федерального закона от 05.05.2014 № 124-ФЗ).[2] Указанное положение регламентирует правило личного закона юридического лица: так, право страны-учредителя юридического лица, по общему правилу, является его личным статутом.[3]
Второй уровень регулирования правосубъектности иностранных юридических лиц составляют нормы двусторонних договоров о правовой помощи. Примером является договор России и Польши об определении право- и дееспособности юридического лица законодательством договаривающейся стороны, на основе норм которого данное юридическое лицо было создано.
И, наконец, третья группа представлена коллизионными нормами многосторонних договоров о правовой помощи. Примером выступают нормы Минской конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам [1]. Указанный документ содержит нормы об определении правоспособности юридического лица: так, в соответствии с названной выше статьей, она будет определяться законодательством государства, по чьим законам юридическое лицо было учреждено.
Полагаем необходимым рассмотреть понятие правового статуса юридических лиц применительно к международному частному праву. Если мы говорим о его содержании в МЧП, то здесь подразумевается совокупность отношений, участником которых данное юридическое лицо выступает, и в которых присутствует иностранный элемент. [7] Однако, не стоит упускать и такой важный момент, что решающую роль в определении правового статуса в конкретном государстве могут играть отношения в сфере банкротства, а также отношения, касающиеся инвестиций и налогов. Таким образом, очевидно, что в регулировании таких отношений участвуют нормы как национального законодательства, таки международных договоров, следовательно, существуют значительные различия между юридическими лицами, которые были созданы на основе права одного государства, и юридическими лицами, в основе создания которых — международный договор, либо межведомственное соглашение или законодательство нескольких государств.
Но поскольку международные юридические лица по своей сути являются транснациональными объединениями, вполне логично, что их личный закон – право сразу нескольких государств. Рассмотрим далее виды юридических лиц.
Самыми типичными и традиционными являются международные межправительственные организации (ММПО). Данный вид организаций образуется путем заключения международного соглашения, которое является многосторонним. По сути — это объединение государств, созданное на постоянной основе для решения международных проблем и развития равноправного межгосударственного сотрудничества, согласно международно-правовым принципам и нормам [6].
Выступая в качестве субъекта гражданских международных отношений, ММПО являются в них юридическими лицами. Данное положение отражается в следующих документах: в ст. 39 Устава Международной организации груда, в ст. 16 Устава Международного агентства по атомной энергии, и в ст. 9 Устава Международного валютного фонда. [5] Законодательство некоторых стран построено таким образом, что на их территории разрешается деятельность международных организаций как юридических лиц (данное положение можно найти и в российском законодательстве).
Продолжая рассматривать правовой статус международных юридических лиц, следует отметить, что такие организации обладают гражданскими правами и несут обязанности, имеют обособленное имущество. Но это не полный перечень их правомочий: так же, как и отечественные организации и учреждения, они вправе права, нести обязанности, защищать свои интересы в судебном порядке, выступая сторонами – истцом и ответчиком в различных частноправовых спорах.
Наибольший интерес, по нашему мнению, представляет специфика гражданской правоспособности международных межправительственных организаций. С одной стороны, являясь субъектом МПП, международная межправительственная организация наделена иммунитетами и различными привилегиями, но с другой стороны, получается, что при вступлении ММПО в частноправовые отношения, она должна отказаться от данных привилегий и иммунитетов. Все это указывает двойственную природу их правового статуса.
Еще одной противоречивой проблемой, заслуживающей внимания, является выбор права, которое будет применяться в гражданско-правовой сделке. Данный опрос связан с деятельностью ММПО, причем он может затрагивать непосредственно как форму сделки, так и ее содержание. Это обусловлено отсутствием регламентации многих гражданско-правовых вопросов внутренними нормами ММПО, а также нормами международных договоров [4]. Данное обстоятельство вызывает необходимость решения специфических вопросов, например, вопрос о выборе компетентного правопорядка.
Выше нами была рассмотрена такая категория юридических лиц, как международные организации, однако это далеко не полный перечень субъектного состава международных гражданско-правовых отношений. К категории международных юридических лиц относятся наряду с ММПО, транснациональные корпорации и пр.
На современном этапе значительный интерес представляют именно ТНК, так как их роль в экономике, и особенно, в производстве и торговле значительно возросла и укрепилась. Что касается разновидностей ТНК, то, по мнению большинства экспертов в сфере международных отношений, существуют следующие виды ТНК:
1) Институциональные. В основе данных ТНК лежит система участия в уставных капиталах юридических лиц.
2) Договорные. Участники данного вида ТНК имеют между собой договорные отношения.
Но вышеприведенная классификация транснациональных корпораций не единственно верная: в соответствии с критериями формы собственности, ТНК подразделяются также на частные, государственные и смешанные.
Подводя итоги, на основании рассмотренных нами правовых международных норм, регулирующих положение международных юридических лиц, мы можем сделать выводы:
— система международного гражданско-правового законодательства на сегодняшний день значительно развита: в области международных отношений существует множество конвенций, соглашений, договоренностей, регулирующих вопросы взаимоотношений юридических лиц в международном пространстве;
— разнообразие критериев, по которым могут классифицироваться юридические лица, довольно велико: это и формы собственности, и способы создания. Отличаются своей спецификой национальные юридические лица, учрежденные внутри одного государства, а также международные, которые созданы на основании международного договора или иного акта, причем такие договоры могут быть как двусторонними, таки многосторонними.
Источник