Форма фиксирования результатов наблюдения
Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти — двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках.
Процедура фиксации наблюдений является для детей сложным делом. Не говоря уже о низком уровне сформированности трудовых и изобразительных навыков, дети зачастую не понимают смысла совершаемых операций и не всегда могут соотнести изображение с теми реальными событиями, которые они наблюдали. Однако, высказанные замечания не должны приводить в отказу от данной формы работы; напротив, следует постепенно приучать детей к фиксированию увиденно-го, и тогда эксперимент приобретает завершенность.
Во время фиксации наблюдений воспитатель широко применяет индивидуальный подход к детям. Давая соответствующие поручения,он учитывает многие факторы: желание ребенка заниматься данным видом деятельности, его самочувствие, умение выполнить необходимые операции, способность впоследствии расшифровать зарисованное и многое другое. Данная работа в отличие от других видов труда (например, гигиенического и обслуживающего, является сугубо добровольной. Воспитатель не имеет права обязать ребенка экспериментировать и фиксировать результаты. Задача воспитателя заключается в том, чтобы ребенок сам захотел все это сделать.
Для фиксации наблюденийсуществует три вида документов: календарь погоды, календарь природы, альбом или дневник наблюдений.
Календарь погоды представляет собой лист бумаги, разграфленный по дням; в каждую графу с помощью условных знаков заносятся сведения о погоде, т. е. о состоянии неба, ветре, осадках и температуре. Если к работе планируется привлекать всю группу, для календаря берется большой лист бумаги.
Периодичность внесения данных в календарь погоды определяется целями и задачами, которые намечает педагог на данный отрезок времени. При отсутствии специальных задач можно заполнять календарь в течение одной недели в месяц. В таком случае за сезон накапливается 2-3 календаря, а на их основе проводится иго-вое занятие по обобщению сведений о сезонных изменениях в природе.
Заполнять календарь ежедневно в течение нескольких месяцев нерационально, так как однообразная работа утомляет детей, а полученный большой объем материала затрудняет его анализ.
Однако, если дети продолжают проявлять интерес к данному виду деятельности, имеет смысл продолжить фиксацию погодных условий. Наблюдения за погодой можно продолжать до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к этому виду деятельности.
Календарь природы можно назвать усложненным вариантом календаря погоды. В нем тоже отражаются сведения о погоде, но, кроме того, здесь представлены фотографии, репродукции, рисунки детей и любые необходимые справочные материалы, характеризующие особенности сезона, а иногда даже каждого его месяца. Последнее особенно важно весной и осенью, когда различия между месяцами выражены сильнее, чем зимой и летом.
Календарь природы может быть постоянным, но может пополняться материалами по мере необходимости. Иногда в нем создаются новые рубрики, такие как «Это случилось сегодня», «Новости природы», «Кого (или что) мы видели на прогулке?» и т. п.
Внешнее оформление календаря целиком определяется самим педагогом. Сезонные календари сохраняют в течение года и используют на обобщающих занятиях.
Дневник (альбом) наблюдений служит для регистрации одиночных явлений, а также динамики изменений какого-то объекта. В последнем случае это могут быть не только сезонные, но и любые другие изменения. В частности, в дневнике регистрируются результаты экспериментов, проводимых с растениями, животными и объектами неживой природы. Никаких особенных требований к дневнику природы не предъявляется (кроме обычных — аккуратности, точности воспроизведения деталей).
Форма и размер дневника, способ регистрации наблюдений определяются педагогом. Данный вид деятельности для детей весьма сложен. От них требуется не только сформированность технических навыков, но и понимание смысла проводимых операций. Фактически любой способ фиксирования результатов наблюдений является их зашифровыванием в некую условную систему, а работа с полученными материалами — их расшифровыванием.
Обучая детей регистрации наблюдаемых явлений, следует начинать с самых простых форм — с использования готовых фото
графий и картинок, например, при ознакомлении с весенними явлениями в природедетям младшей группы предлагаются две фотографии: на одной изображено цветущее дерево, на другой — голое, потерявшее листья. Малыши должны определить, на какое из них похоже дерево, которое стоит перед нами.
В конце младшей группы — начале средней группы можно использовать циферблат, стрелку которого дети самостоятельно переводят на нужную картинку.
Начиная со средней группы, вводятся схематические зарисовки. На первых порах основную работу выполняет педагог, дети только следят за его действиями и выполняют по его просьбе отдельные операции. Чтобы они не оставались сторонними наблюдателями, воспитатель постоянно обращается к ним за советом, просит уточнить увиденное, нарочно совершает ошибки, позволяя детям проявить свою наблюдательность.
По завершении работы он дает возможность детям окончательно проверить ее правильность. Постепенно роль детей возрастает, а воспитателя уменьшается. В конце средней группы педагог позволяет делать зарисовки тем детям, у которых соответствующие навыки сформированы лучше, чем у остальных.
В старшей и подготовительной группе календари природы и дневники заполняются всеми детьми по очереди; эту работу могут выполнять дежурные по уголку природы.
Непосредственный контроль со стороны педагога в первом полугодии обязателен. Во втором полугодии начинают практиковать заполнение названных документов под неявным контролем педагога, когда детям кажется, что они работают самостоятельно.
Когда необходимые навыки станут достаточно прочными, и большинство детей осознают смысл производимых операций, можно переходить к следующей сложной схеме — ведению индивидуальных календарей и дневников. На первых порах их заполнение ведется коллективно, и руководящую роль выполняет педагог.
Когда же дети в совершенстве овладеют этими умениями,вводится самая высшая форма работы: дети и воспитатель ведут свои дневники порознь и только раз в неделю сверяют их, проверяя совпадение полученных данных.
Указанные этапы соблюдаются не только при переходе детей из одной возрастной группы в другую, но и в том случае, если воспитатель принял новую группу или нового ребенка, не имеющего соответствующих навыков.
Источник
В какой форме фиксируются данные наблюдения
В целях последующей обработки и анализа результаты наблюдения должны быть зафиксированы в форме протокола, карточки наблюдения, таблицы наблюдения и т. п. Основное требование к фиксации результатов наблюдения состоит в том, что запись, по возможности, должна вестись одновременно с самим наблюдением. Наличие записи результатов позволяет контролировать работу наблюдателя, фиксировать изменения в наблюдаемой ситуации (объекте наблюдения) и сравнивать результаты наблюдения с данными, которые могут быть получены с помощью др. методов сбора данных.
При неконтролируемом и неструктурализованном наблюдении результаты обычно предстают в виде развернутого описания событий, явлений, ситуаций, которые служат объектом наблюдения. При этом необходимо указывать, что является только результатом наблюдения, а что интерпретацией событий наблюдателем, чтобы избежать смешения данных наблюдения с выводами исследователя. Строгая форма записи не задается. При контролируемом и структурализованном наблюдении исследователь должен заранее сконструировать документ наблюдения (карточку, таблицу, план), в котором фиксируются элементы ситуации, наиболее значимые задач исследования.
В том случае, когда цели исследования требуют только фиксации наличия тех или иных элементов ситуации, той или иной формы поведения, запись результатов наблюдения может вестись заранее обусловленными знаками (напр., "говорит" — 1, "не говорит" — 0). Может применяться и такой способ, при котором наблюдатель фиксирует образцы поведения через "соц. роль" индивида. Напр., индивид действует так, как если бы он был: учителем — 1; врачом — 2; родственником — 3; соседом — 4 и т. д. Такой способ часто применяется при исследовании проблем лидерства в малых группах.
При контролируемом и структурализованном наблюдении исследователь должен предварительно формализовать объект наблюдения. В процессе составления документа наблюдения, необходимо соблюдать условия, которые должны гарантировать надежность и достоверность получаемой информации:
а) расчленение объекта наблюдения на составляющие элементы должно быть логичным, соответствовать органической природе объекта и позволять воссоздание (реконструкцию) из частей целого;
б) термины, используемые при расчленении объекта на элементы, и термины, в которых будет вестись последующий анализ, должны быть адекватны; в) выделенные элементы объекта наблюдения (образцы поведения) должны интерпретироваться однозначно. Для обработки данных, полученных в результате структурализованного наблюдения и зафиксированных в карточке, составляется код для шифровки. Затем результаты наблюдения (их цифровые обозначения) переносятся на карточки машинного счета или на перфокарты и в зависимости от массива (числа проведенных наблюдений) обрабатываются либо вручную либо с помощью машины по заранее составленной программе.
Тема 2. Общая характеристика метода беседы.
Что такое беседа как метод исследования.
Беседа — один из основных методов психологии и педагогики, который предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме, как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей. В последнем случае беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик. Научная ценность метода заключается в установлении личного контакта с объектом исследования, возможности получить данные оперативно, уточнить их в виде собеседования. Беседа широко применяется в медицинской, возрастной, юридической, политической и в других отраслях психологии.
Обоснуйте важность наблюдения в процессе беседы.
В рамках проведения беседы закономерно открывается возможность для включенного наблюдения. Для того чтобы оказывать позитивное воздействие на пациента при проведении беседы, собеседник должен быть диагностом, в руках которого из всех других методов получения психологических данных находится, по преимуществу, метод наблюдения. При этом в качестве критериев, с помощью которых организуется подобное наблюдение, выступают особые психологические феномены. То, насколько собеседник откликается на пробные вмешательства, отражает его уровень открытости или закрытости, способность входить в контакт со своими чувствами, умение использовать иную точку зрения для понимания своих проблем и тому подобные важные факторы. Все это необходимо, чтобы оценить уместность того или иного вида психологической помощи.
При этом диагностическую оценку необходимо рассматривать как непрерывный процесс умозаключения, расширяющий текущее знание о пациенте. Этот процесс запускается уже в течение первых минут беседы, заканчивается же он лишь с завершением отношений. На основе наблюдений за поведением пациента и собственных субъективных впечатлений от взаимодействия с ним, а также анализа содержания рассказанных им историй сотрудник начинает выстраивать рабочую модель внутреннего мира пациента и пригодную для данного случая психотерапевтическую стратегию.
Внимательное слушание изложения собеседником собственных проблем и понимание их субъективной картины, то есть того, как пациент воспринимает и объясняет проблему, является одной из основных задач начальной стадии беседы.
Каждой новой жалобе или измерению проблемы следует уделить специальное внимание. Отмечая, проясняя и связывая между собой жалобы и детали проблемы, пациент и медицинский работник совместно продвигаются к ее более обобщенной формулировке, которая вберет в себя все, о чем говорилось ранее.
Прежде всего, медицинский работник должен — с помощью первоначального наблюдения, используя реакции пациента в качестве обратной связи относительно оптимальной физической дистанции и психологической близости, — определить психологические границы другого человека. Важно быть внимательным к расстоянию, комфортному для него.
Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 1487 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Фиксация результатов. Подготовка наблюдателя
Основное требование к фиксации результатов наблюдения состоит в том, что запись должна вестись на месте наблюдения и в момент совершения наблюдаемого события. Эта запись одновременно является средством двойного контроля: за наблюдателем и за возможными отклонениями в рамках наблюдаемой ситуации или процесса.
Универсального способа записи, годного на все случаи жизни, фактически не существует. Очевидно, следует применять самые простые, экономичные и надежные способы записи. Конкретный выбор того или иного способа ведения записи прямо зависит от того, какое наблюдение используется. Неконтролируемое наблюдение, ставящее своей целью описание широкого круга явлений, чаще всего не имеет жестких форм записи. Здесь прежде всего важно, чтобы запись давала возможность определить, что является только наблюдением, а что — в какой-то мере интерпретацией наблюдаемых событий. Это нелегко, но необходимо, потому что в противном случае данные наблюдения смешаются с выводом.
При контролируемом наблюдении еще до его начала имеются четкий план и система категорий, с помощью которых будет описываться наблюдаемое явлений или процесс. Система категорий оформляется в виде таблицы, карточки или протокола. В этом случае запись результатов сводится к тому, что заранее обусловленным знаком (плюс, минус, цифровой или буквенный индекс и т. д.) наблюдатель отмечает проявление той или иной формы поведения или фиксирует ее отсутствие.
И в случае контролируемого, и в случае неконтролируемого наблюдения для фиксации информации может использоваться видео-, кино-, фото- и звукозаписывающая аппаратура.
Для обработки результатов наблюдения, проведенного по структурализованной карточке, составляется код для шифровки, затем результаты наблюдения (их цифровые обозначения) переносятся на карточку машинного счета и обрабатываются в зависимости от величины массива (числа проведенных наблюдений) либо с помощью машины, либо вручную.
Источник
Консультация для воспитателей «Фиксация результатов наблюдений в календаре природы»
Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти — двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках.
Процедура фиксации наблюдений является для детей сложным делом. Не говоря уже о низком уровне сформированности трудовых и изобразительных навыков, дети зачастую не понимают смысла совершаемых операций и не всегда могут соотнести изображение с теми реальными событиями, которые они наблюдали. Однако, высказанные замечания не должны приводить в отказу от данной формы работы; напротив, следует постепенно приучать детей к фиксированию увиденно-го, и тогда эксперимент приобретает завершенность.
Во время фиксации наблюдений воспитатель широко применяет индивидуальный подход к детям. Давая соответствующие поручения,он учитывает многие факторы: желание ребенка заниматься данным видом деятельности, его самочувствие, умение выполнить необходимые операции, способность впоследствии расшифровать зарисованное и многое другое. Данная работа в отличие от других видов труда (например, гигиенического и обслуживающего, является сугубо добровольной. Воспитатель не имеет права обязать ребенка экспериментировать и фиксировать результаты. Задача воспитателя заключается в том, чтобы ребенок сам захотел все это сделать.
Для фиксации наблюденийсуществует три вида документов: календарь погоды, календарь природы, альбом или дневник наблюдений.
Календарь погоды представляет собой лист бумаги, разграфленный по дням; в каждую графу с помощью условных знаков заносятся сведения о погоде, т. е. о состоянии неба, ветре, осадках и температуре. Если к работе планируется привлекать всю группу, для календаря берется большой лист бумаги.
Периодичность внесения данных в календарь погоды определяется целями и задачами, которые намечает педагог на данный отрезок времени. При отсутствии специальных задач можно заполнять календарь в течение одной недели в месяц. В таком случае за сезон накапливается 2-3 календаря, а на их основе проводится иго-вое занятие по обобщению сведений о сезонных изменениях в природе.
Заполнять календарь ежедневно в течение нескольких месяцев нерационально, так как однообразная работа утомляет детей, а полученный большой объем материала затрудняет его анализ.
Однако, если дети продолжают проявлять интерес к данному виду деятельности, имеет смысл продолжить фиксацию погодных условий. Наблюдения за погодой можно продолжать до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к этому виду деятельности.
Календарь природы можно назвать усложненным вариантом календаря погоды. В нем тоже отражаются сведения о погоде, но, кроме того, здесь представлены фотографии, репродукции, рисунки детей и любые необходимые справочные материалы, характеризующие особенности сезона, а иногда даже каждого его месяца. Последнее особенно важно весной и осенью, когда различия между месяцами выражены сильнее, чем зимой и летом.
Календарь природы может быть постоянным, но может пополняться материалами по мере необходимости. Иногда в нем создаются новые рубрики, такие как «Это случилось сегодня», «Новости природы», «Кого (или что) мы видели на прогулке?» и т. п.
Внешнее оформление календаря целиком определяется самим педагогом. Сезонные календари сохраняют в течение года и используют на обобщающих занятиях.
Дневник (альбом) наблюдений служит для регистрации одиночных явлений, а также динамики изменений какого-то объекта. В последнем случае это могут быть не только сезонные, но и любые другие изменения. В частности, в дневнике регистрируются результаты экспериментов, проводимых с растениями, животными и объектами неживой природы. Никаких особенных требований к дневнику природы не предъявляется (кроме обычных — аккуратности, точности воспроизведения деталей).
Форма и размер дневника, способ регистрации наблюдений определяются педагогом. Данный вид деятельности для детей весьма сложен. От них требуется не только сформированность технических навыков, но и понимание смысла проводимых операций. Фактически любой способ фиксирования результатов наблюдений является их зашифровыванием в некую условную систему, а работа с полученными материалами — их расшифровыванием.
Обучая детей регистрации наблюдаемых явлений, следует начинать с самых простых форм — с использования готовых фото
графий и картинок, например, при ознакомлении с весенними явлениями в природедетям младшей группы предлагаются две фотографии: на одной изображено цветущее дерево, на другой — голое, потерявшее листья. Малыши должны определить, на какое из них похоже дерево, которое стоит перед нами.
В конце младшей группы — начале средней группы можно использовать циферблат, стрелку которого дети самостоятельно переводят на нужную картинку.
Начиная со средней группы, вводятся схематические зарисовки. На первых порах основную работу выполняет педагог, дети только следят за его действиями и выполняют по его просьбе отдельные операции. Чтобы они не оставались сторонними наблюдателями, воспитатель постоянно обращается к ним за советом, просит уточнить увиденное, нарочно совершает ошибки, позволяя детям проявить свою наблюдательность.
По завершении работы он дает возможность детям окончательно проверить ее правильность. Постепенно роль детей возрастает, а воспитателя уменьшается. В конце средней группы педагог позволяет делать зарисовки тем детям, у которых соответствующие навыки сформированы лучше, чем у остальных.
В старшей и подготовительной группе календари природы и дневники заполняются всеми детьми по очереди; эту работу могут выполнять дежурные по уголку природы.
Непосредственный контроль со стороны педагога в первом полугодии обязателен. Во втором полугодии начинают практиковать заполнение названных документов под неявным контролем педагога, когда детям кажется, что они работают самостоятельно.
Когда необходимые навыки станут достаточно прочными, и большинство детей осознают смысл производимых операций, можно переходить к следующей сложной схеме — ведению индивидуальных календарей и дневников. На первых порах их заполнение ведется коллективно, и руководящую роль выполняет педагог.
Когда же дети в совершенстве овладеют этими умениями,вводится самая высшая форма работы: дети и воспитатель ведут свои дневники порознь и только раз в неделю сверяют их, проверяя совпадение полученных данных.
Указанные этапы соблюдаются не только при переходе детей из одной возрастной группы в другую, но и в том случае, если воспитатель принял новую группу или нового ребенка, не имеющего соответствующих навыков.
Источник