Оценка по шкале
В этом блоке пользователь может оценить какой-либо предмет или событие по заданной шкале. Например, если вы хотите собрать отзывы о мероприятии, можно попросить пользователя оценить по пятибалльной шкале качество организации, темы докладов, работу ведущего.
Введите формулировку вопроса, например просьбу поставить оценки.
В разделе Ответы задайте шкалу оценки. Пользователю нужно будет выбрать один из заданных вариантов ответа для каждого критерия. Например, для оценки по пятибалльной шкале можно задать в качестве ответов числа от 1 до 5. Либо можно задать три уровня оценки: «хорошо» , «удовлетворительно» , «плохо» .
Используйте идентификатор вопроса для предзаполнения формы.
Идентификатор можно редактировать. Все вопросы в одной форме должны иметь уникальные идентификаторы.
Включите эту опцию, чтобы пометить вопрос «звездочкой» как обязательный. Без ответа на этот вопрос пользователь не сможет отправить заполненную форму.
Включите эту опцию, чтобы не отображать вопрос на форме. Скрытые вопросы можно использовать для передачи служебных или вспомогательных параметров.
Оценка по шкале
В этом блоке пользователь может оценить какой-либо предмет или событие по заданной шкале. Например, если вы хотите собрать отзывы о мероприятии, можно попросить пользователя оценить по пятибалльной шкале качество организации, темы докладов, работу ведущего.
Введите формулировку вопроса, например просьбу поставить оценки.
Чтобы добавить к тексту вопроса рисунок, нажмите значок .
Чтобы изменить положение критерия в списке, перетащите его за значок .
Чтобы удалить критерий, нажмите значок .
В разделе Ответы задайте шкалу оценки. Пользователю нужно будет выбрать один из заданных вариантов ответа для каждого критерия. Например, для оценки по пятибалльной шкале можно задать в качестве ответов числа от 1 до 5. Либо можно задать три уровня оценки: «хорошо» , «удовлетворительно» , «плохо» .
Чтобы изменить положение варианта в списке, перетащите его за значок .
Используйте идентификатор вопроса для предзаполнения формы.
Идентификатор можно редактировать. Все вопросы в одной форме должны иметь уникальные идентификаторы.
Включите эту опцию, чтобы пометить вопрос «звездочкой» как обязательный. Без ответа на этот вопрос пользователь не сможет отправить заполненную форму.
Включите эту опцию, чтобы не отображать вопрос на форме. Скрытые вопросы можно использовать для передачи служебных или вспомогательных параметров.
Источник
Методы и формы оценивания
Процесс оценивания деятельности учащихся является важной составляющей образовательного процесса. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли обучающихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.
Новый стандарт ставит перед учителем и обучающимися новые требования. Обучающиеся начальной школы учатся оценивать себя, свои успехи в учёбе, анализируют новую информацию, оценивают не только свои результаты учёбы, но и работу одноклассников.
Предлагается внедрить в практику новую систему оценивания результатов, построенную на следующих основаниях:
Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательный процесс. Оценивание осуществляется практически на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года.
Оценивание может быть только критериальным. Критериями выступают результаты, соответствующие учебным целям.
Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны педагогам и учащимся и могут вырабатываться ими совместно.
Учащиеся должны включаться в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Принципы современной системы оценивания:
в центре оценивания – ученик;
учитель определяет что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию;
оценивание – непрерывный процесс, запускающий механизм обратной связи, с помощью которой учитель получает информацию о том, чему ученики обучились, в какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели.
Цель оценивания – улучшать качество учения.
Процесс оценивания — один из самых важных в нашей работе. От правильного оценивания зависит отношение ученика к изучаемому предмету, взаимоотношения между учеником и учителем, между учениками внутри группы. Правильное оценивание — залог успешной работы, как ученика, так и учителя.
Я считаю, что оценивание на уроке может быть и процессом и результатом. Оценивание является процессом, т.к. учитель самостоятельно или совместно с учащимися разрабатывает различные критерии, по которым в дальнейшем будет оценивать работу учащихся.
Оценивание также является и результатом, показателем,на сколько полно, правильно усвоены знания, какие умения приобретены, какие навыки развиты. Несомненно, оценивание может стимулировать учебный процесс. Через оценивание учащиеся видят свой прогресс, оценивание "подогревает" стремление узнать больше.
Методы и приемы, которые использует учитель для вовлечения учащихся в процесс оценивания, имеют универсальный характер и могут быть адаптированы к потребностям учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям.
В своей работе я использую критериальные модели оценивания:самооценивание, взаимооценивание, рефлексию.
Начиная с января 1 класса, ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».
1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
3. Задание выполнено верно или не совсем верно? (Учимся находить и признавать ошибки.)
4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
В начальной школе дети очень любят оценивать себя. Поэтому вместе с детьми разрабатываем критерии к разным видам деятельности. Мои учащиеся имеют лист самооценки (возможны разные варианты), который мы заполняем при работе дома и на уроке:
Критерии для самоанализа деятельности ученика на уроке и дома
На сколько баллов я оцениваю свою работу (от 1 до 5)
1. готовясь к уроку дома, я поработал на …
2. я выучил (повторил) необходимую лексику, грамматику на …
3. я выполнил письменное задание на …
4. я работал со словарём на …
5. я использовал дополнительный материал на …
6. я подготовил устное задание на …
7. моё участие в работе на уроке можно оценить на …
8. моя реальная отметка за урок
9. какую отметку в журнал я бы сам себе поставил …
Что я могу сделать, чтобы улучшить свой результат:
1. быть внимательнее на уроке
2. активнее работать на уроке
3. сразу просить объяснить то, что непонятно
4. получить консультацию учителя
5. воспользоваться помощью товарищей
6. увеличить количество времени на подготовку к уроку дома
Лист самооценивания работы на уроке литературного чтения
Что делаем на уроке
Отметка о выполнении:
«!» — всё верно,
«+» — есть ошибки,
« –» — не справились.
Дополнение учителя
Скороговорка
Игра «Составь слова»
Работа с текстом.
Вставь пропущенные слова и вспомни авторов произведений.
6. Общий итог по уроку.
Следующий лист оценивания использую на разных этапах урока по математике. На листе указаны задания, которые взяты под контроль.
Источник
Формы оценивания на уроках в начальной школе
Система оценивания в начальной школе считается одной из самых важных, но в то же время и самых проблематичных областей. Система оценивания для малышей призвана помочь ребенку обрести уверенность в себе и здоровую самокритичность или другими словами здоровую самооценку. Учителя оценивают своих учеников не полностью объективно, не как роботы, а как справедливые и доброжелательные люди, учитывающие индивидуальные особенности ребенка (внимание, память, мышление, воображение, восприятие, речь….)
- помочь ребенку обрести уверенность в себе и здоровую самооценку;
- создание оптимальных педагогических условий для формирования основ учебной деятельности.
Задачи:
- вырастить в школьниках учебную самостоятельность как умение расширять свои знания, умение и способности по собственной инициативе.
Ожидаемый результат: Успешный ученик.
Теоретическое обобщение темы:
Оценивание, это один из основных компонентов процесса обучения.
Функция оценивания — получить, оценить и показать результат обучения.
В современной образовательной системе наметились два подхода к оцениванию:
- оценивание для оценивания
- оценивание для обучения
Оценивание для оценивания является контролирующей функцией, признанной определить что изучил ученик на конкретный момент.
При данной форме оценивания достижений ученика сравниваются с установленными нормами, что соответствует заключению: соответствует/не соответствует стандарту, уровню, утвержденной бальной шкале.
Оценивание для обучения является функцией системы обучения, содействующей процессу обучения и направленной в первую очередь на определение возможностей и потенциала обучающегося в своем обучении.
Это инструмент, применяемый одновременно и для определения качественных характеристик образования обучающегося и прогресса деятельности учителя и установления уровня достигнутого в обучении обучающимся, учителем и образовательным учреждением.
Это способ коррекции программы обучения самим обучающимся и деятельности учителя по организации работы с обучающимся.
Рассмотрим процесс оценивания проводимый учителем с целью определения результативности деятельности обучающихся.
В этом процессе участвуют обучающийся, демонстрирующий знания и навыки и учитель, организовавший наблюдение, обеспечивший сбор, проводящий анализ соответствия оцениваемых показателей заданным критериям и мониторинг результатов.
Условия проведения процесса оценивания, обуславливаются различными формами и методами обучения.
Однако, когда встает вопрос об измерении достижений с целью сравнения, то в этом случае не подходит тестирование.
Здесь требуется иная форма, такая как, например, аутентичное оценивание результативности обучения.
Аутентичное оценивание – это оценивание процесса развития и прогресса обучающегося, в его реальных достижениях. Оно ни в коей мере не может быть субъективным, занимает достаточно большое количество времени на подготовку, проведение и подведение итогов, поэтому проводится в небольших группах или индивидуально.
Учитель, проводящий аутентичное оценивание, четко должен представлять что будет оценивать еще до начала процесса оценивания.
Аутентичное оценивание имеет еще одну особенность, оно проводится сразу же по завершении выполнения задания, потому что здесь более важен процесс выполнения, нежели его результат.
Данные, полученные в результате множественных наблюдений, а также всевозможные виды работы обучающихся накапливаются в портфолио. Портфолио вносит существенный вклад в оценивание и является аутентичным подтверждением успеваемости обучающегося, характеризующим его сильные и слабые стороны.
Умение объективно оценивать собственную деятельность и достижения для современного человека становится таким же необходимым умением, как и процесс приобретения и использования новых знаний. Помимо качественной и количественной (балльной) самооценки работы обучающийся важно получать качественную и количественную оценку собственных достижений.
Ее получение это специально организованный учителем процесс самооценки, когда обучающийся сам оценивает собственную работу, либо процесс взаимной оценки, когда обучающиеся оценивают работу других участников.
На каждом этапе обучения учитель организовывает процесс обсуждения вопросов, которые он заранее подготавливает; осуществляется разбор и комментирование выполненных обучающимися практических заданий; проводится экспертная оценка полученных обучающимися итоговых результатов.
Цель такого оценивания – получить комплексную характеристику работы обучающегося, дать ему возможность посмотреть на свою работу со стороны и в результате — понять, осознать и освоить изучаемую тему и осознать уровень, которого он достиг в обучении.
При такой организации процесса оценивания, наблюдаем значительное снижение его функций контроля и следующего за ним наказания и ярко выраженный рост мотивации, направленной на совершенствование и рост личной компетентности.
Кейс 1
В работе с учащимися начальных классов, мыиспользуем следующие виды оценивания:
Неформальное оценивание – это система наблюдений и сбор данных о том, что из себя представляет ученик в нормальных условиях обучения.
Цель неформального оценивания в том, чтобы заметить даже маленький прогресс и постараться усилить его путем похвалы и поддержки.
Это может быть сделано разными способами:
- не скупиться на устную похвалу при хороших результатах;
- давать дружелюбные письменные комментарии (в рабочих тетрадях)
- рисовать или штамповать веселые или грустные лица (1 класс)
- создавать папки с индивидуальными работами и контрольными работами детей.
Неформальное оценивание несет скрытый характер и поэтому не пугает детей и помогает избежать стресса, который неизбежен при отметочном использовании.
Оценивание для обучения содействует всестороннему развитию обучающегося, не отталкивая его от обучения, заменяет критику на заинтересованную обратную связь.
Одновременно с оцениванием, в ходе обсуждения работы и результатов деятельности обучающегося и команды накапливаются мнения, суждения, комментарии. Эта совокупность данных создает базу данных — Базу Углубленных Коллективных Знаний (БУКЗ).
Использовать БУКЗ, вы будете для формирования новых ЗУН и компетенций, обучающихся. В рамках существующей стандартной модели урока оценить, как это требует ФГОС, УУД, инициативу, творчество, взаимодействие обучающихся при командной работе, нравственные качества, развить умение достаточно объективно оценивать себя – свои возможности, свои достижения, свое поведение, все это учитель может реально получить применяя оценивание для обучения и проводя оценку результатов.
Проведя самооценку, взаимную оценку, обеспечив наблюдение и обратную связь, учитель получает возможность определить объективную комплексную оценку эффективности качества достижений обучающегося.
Комплексная итоговая оценка, состоит из оценки процесса работы обучающегося и оценки полученных им результатов. Причем, процесс оценивает сам обучающийся, а результаты его работы будет оценивать члены команды. И для самооценки и для оценки коллег необходимы критерии и таблицы оценивания.
В современных технологиях значительное изменение претерпели формы и методы работы с обучающимися. Учитель, в зависимости от целей обучения может применить и классно-урочную систему с фронтальной формой общения, организовать индивидуальную работу с обучающимся, работу в парах или групповую работу.
Многообразие форм накладывает свои особенности на организацию оценивания результатов. полученных обучающимися при индивидуальной и групповой работе. На нашем курсе далее мы подробно рассмотрим технологию работы в группах и систему оценивания индивидуальных достижений обучающегося в групповой работе.
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/
Кейс 2
2. Самооценивание — это оценивание, проводимое самим ребенком, с целью измерить собственный успех.
Этот вид оценивания особенно важен для данного возраста в силу следующих причин:
- он обеспечивает детскую психологическую безопасность и автономию;
- это необходимый компонент концепции, которая предполагает обучение в течении всей жизни, т.к. в будущем большинство сегодняшних учеников, работая независимо, будут вынуждены оценивать себя и свою компетентность правильно и справедливо.
Цели самооценивания:
- представить детям полную картину их достижений;
- показать совпадают ли личностная и учительская оценки;
- сформировать правильное отношение к оцениванию.
Использование шкал самооценки может помочь учителям и младшим школьникам сделать процедуру оценивания прозрачной, ясной, объективной и безболезненной.
Учитель и ученик вместе имеют шанс оценить достижения, сравнить оценку, проанализировать ее и понять свои недочеты.
Выполняя такой вид оценивания ученики:
- Учатся взаимодействию, стремясь к одной цели;
- Учатся уважать и принимать мнение другого человека;
- Становятся партнерами, что сводит к минимуму негативный аспект соревновательности;
- Начинают доверять друг другу;
- Чувствуют себя более защищенными, чем работая в одиночку.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/
Формальное оценивание – это выставление оценок при наличии определенных критериев в условиях, которые обеспечивают оценивание коммуникативных знаний, умений, навыков в даннойо бласти.
Кейс 3
Критериальное оценивание — способствует снижению тревожности ученика, формированию положительной мотивации. То обстоятельство, что оценки, получаемые за промежуточную работу, не выставляются в журнал, превращает эту работу в осмысленную деятельность по наращиванию своих знаний. Учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультанта. Между учителем и учеником исчезает закон конфликта, оценивание превращается в совместную работу по критериям принятым обеими сторонами. Открытость. Прозрачность самого процесса оценивания, возможность высказать свою точку зрения помогают ученику стать настоящим субъектом своего обучения.
Мы не должны забывать, что дети хотят, чтобы их оценили, а не наказали. И если их все же следует покритиковать, то делать это нужно дружелюбно, корректно, с помощью обратной связи:
- Индивидуально с каждым ребенком;
- С группой детей;
- В краткой письменной форме;
- В доброжелательной беседе.
Обратная связь помогает детям проанализировать свои сильные и слабые стороны безболезненно для ребенка.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/
Кейс 4
Критериальное самооценивание
Основной смысл критериального самооценивания, как и многих других техник формирующего самооценивая, заключается в том, что в процессе познавательной деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности (который оно, безусловно, тоже анализирует), но и пароцесс работы, приводящей к этому результату.
Учащимся изначально известны критерии, по которым будет оцениваться работа, они являются неотъемлемой частью задания, изложены письменно и доступны для всех.
Основой для дальнейшей успешной и продуктивной работы по самооцениванию является первый этап урока, на котором вводятся критерии оценивания. Наиболее полезным способом ввести эти критерии является общее обсуждение, в котором все учащиеся и учитель приходят к единому пониманию того, что будет оцениваться и зачем.
После того как критерии определены, целесообразно на конкретных примерах показать, что степень достижений по каждому критерию может быть различной, и ввести показатели, по которым она будет определяться.
Следующим этапом должно стать подробное ознакомление учащихся с бальной шкалой, по которой будет проводиться оценивание.
Можно порекомендовать провести несколько проб совместного оценивания, когда на примере чьей-либо работы ученики потренируются в применении критериев и показателей оценки и убедятся в том, что понимают их сходным образом.
После того как дети оценят свои работы, полезно обсудить результаты их оценивания и сравнить с тем, как оценивает эти же работы учитель.
Правильно подготовленные и регулярно проводящиеся критериальные оценивание и самооценивание:
- Дают учителю возможность точно оценить не только реальные, но и потенциальные достижения учеников, отраженные в их стремлении двигаться в перед;
- Формируют ученическую самоорганизацию, предоставляя ученику возможность построить план дальнейших действий по собственному продвижению;
- Предоставляют учителю и ученикам не размытые, объективные критерии оценки, пригодные для интерпретации, анализа и непосредственного использования во взаимодействии с учащимися и родителями;
- Обеспечивают преемственность в работе разных учителей-предметников и создают основание для их коллективно распределенной работы;
- Дают общие основания для оценки достижений учащихся на разных этапах учебного процесса применительно к разным задачам и ситуациями;
- Формируют и поддерживают заинтересованность и уровень компетентностного участия родителей в учебном процессе;
- Критериальное оценивание является основной практически всех оценочных методик.
Наиболее простым инструментом можно считать знакомую многим методику цветовых дорожек или светофора.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/
Кейс 5
«Критерии оценивания в начальной школе 1-4 класс. ОК Илим.»
Источник
Оценивание результатов обучения
Оценивание результатов обучения – это установление соответствия между уровнем выполненных учащимися задач и теми, что были поставлены перед ними в начале учебного процесса.
Шкалы оценивания результатов обучения
Оценивание результатов обучения является одним из этапов диагностики успешности реализуемого образовательного процесса. Процесс оценивания представляет собой измерение результатов учебной работы. Для измерения используются соответствующие измерительные шкалы.
В настоящее время различают следующие виды шкал.
Количественная шкала – предусматривает получение конкретной оценки результатов обучения, представленной в виде числа. Непосредственно в нашей стране используется пятибалльная шкала оценивания уровня знаний.
Готовые работы на аналогичную тему
Количественные шкалы бывают следующих видов:
- Абсолютная количественная шкала – шкала, в которой начало отчета находится вне зависимости от положения учащегося, который занимает в ней определенное место в соответствии с собственным уровнем знаний. Недостатком данного вида шкалы является то, что она не учитывает индивидуальные особенности и возможности учащихся. Например учащийся в процессе выполнения задания проявил титанические усилия, но его результат оказался значительно ниже, чем результат отличника, обладающего хорошей памятью и способностью легко усваивать учебный материал. Именно в данных случаях и возникает впечатление о несправедливости оценивания.
- Относительная количественная шкала – предусматривает сравнение текущего состояния учащегося с его же состоянием, но в некоторое время назад. То есть, относительная шкала, в отличие от абсолютной шкалы, находится во взаимосвязи с учащимся, отражает его изменения и развитие. Несмотря на то, что относительная шкала более точно отражает уровень развития ребенка, она, тем не менее, конфликтогенна в условиях совместного обучения группы людей.
Таким образом, применение абсолютной шкалы уместнее в случае контроля итоговых результатов конкретного периода обучения. Контроль же внутри процесса обучения целесообразнее осуществлять с помощью относительной шкалы.
Порядковая шкала – предусматривает определенное упорядочивание измеряемых объектов на основании конкретных признакам.
К порядковым шкалам относят:
- Ранговые шкалы – предполагают оценку результатов по определенным критериям, установленным вначале обучения.
- Рейтинговые шкалы – это шкалы, разрабатываемые на основании рейтинга, который получается посредством проведения публичного опроса или субъективного мнения экспертов. Кроме того рейтинг может быть набран с помощью очков, получаемых учащимися в ходе учебного занятия, при выполнении различного рода занятий и т.д. Недостаток такого оценивания заключается в том, что количество набираемых учащимися рейтинговых очков может быть различным в разных образовательных учреждениях. Например, в одной школе рейтинг в 70 баллов будет считаться достаточно высоким, в то время как в другой эти же баллы могут относиться к низкому рейтингу. Достоинство рейтинговой шкалы является то, что набор баллов зависит только от способностей учащихся и не зависит от межличностных отношений между педагогом и учениками.
- Дескриптивные (описательные) шкалы – в основе данной шкалы оценивания лежит портфолио учащегося, которое наглядно описывает его успехи и достижения. Данная шкала относится к безотметочным методам оценивания.
Критерии оценивания результатов обучения
С целью проведения объективного оценивания результатов обучения, помимо шкал оценивания, используются различные критерии, которые в свою очередь делятся на два основных вида:
К количественным критериям относят:
- Объем знаний – может быть измерен посредством количества правильно решенных задач, выполненных упражнений, тестов и т.п.
- Коэффициент усвоения учебного материала – это соотношение скорости усвоения учебного материла, к скорости с которой педагог его излагает.
- Коэффициент прочности знаний – это соотношение объема усвоенного учебного материала к объему, который педагог сообщил учащимся за определенный промежуток времени.
Качественными критериями оценивания результатов обучения являются:
- Полнота знаний – это определенный учебной программой минимальный объем знаний, необходимый для понимания сущность изучаемого объекта и осознание связанных с ним явлений.
- Глубина знаний – предполагает осознание учащимся связей и соотношений между имеющимися у него знаниями о различных объектах и связях. В отличие от полноты, глубина знаний не допускает изолированность знаний об объектах и явлениях друг о друга, напротив она представляется их совокупностью.
- Системность знаний – это понимание учащимся места имеющихся у него знаний в научной иерархии.
- Оперативность знаний – определяется количеством ситуаций, в которых учащийся заведомо сможет применить те или иные знания, либо их совокупность для их успешного разрешения.
- Гибкость знаний – это готовность учащегося самостоятельно находить способы применения знаний в практической деятельности, для разрешения жизненных ситуаций и т.д.
- Осознанность знаний – проявляется в понимании учащимися путей получения необходимых знаний, их значимости в жизни, умении использовать их, понимать принцип действия механизмов и связей их становления.
К качественным критериям оценивания результатов обучения относят уровни усвоения учащимися учебного материала. Каждый уровень представлен конкретной учебно-познавательной задачей, направленной на проектирование и выполнение определенных видов учебной деятельности.
Учебные задачи выступают как разновидность опережающего управления когнитивной деятельностью, как «проект будущего учебного действия», определяющий интеллектуальное пространство, в котором учащиеся будут выполнять мыслительные действия.
Источник
Новые подходы к оцениванию образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС. Критериальное оценивание
«В современной школе все направлено на то, чтобы разъединять учеников, а не сближать их. Отметки, соревнования – все это ведет к развитию зависимости тщеславия», – утверждала Н.К. Крупская в 1911 году. Наш современник Ш.А. Амонашвили писал: «Отметка, которой приписывается лишь невинная роль простого отражателя и фиксатора результата оценки, на практике становится для ребенка источником радости или горя».
Сегодня в России в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к оценке образовательных результатов учащихся.
Традиционно в дидактике под оценкой понимается процесс соотношения реальных результатов образования учащихся с планируемыми целями.
[Педагогика: для бакалавров и специалистов / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Питер, 2013. – 304 с. ]
Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса.
Основные функции оценки –нормативная функция, информативно-диагностическая, карательно-поощрительная функция.
Нормативная функция включает в себя, с одной стороны, фиксирование
достижений конкретного учащегося относительно утвержденного государством эталона с тем, чтобы для него наступили все правовые последствия, соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного заведения, а с другой стороны — административное отслеживание успеваемости отдельных учеников, школьных классов, уровня их подготовки и качества работы учителя.
Информативно-диагностическая функция, включающая основополагающие моменты содержательной связи между всеми участниками образовательного процесса, содержательную и эмоциональную рефлексию учащихся, а также педагогическую рефлексию учителей. Ведь именно оценивание в первую очередь дает пищу для размышлений на тему, все ли в порядке с образовательным процессом в конкретном классе, как и по поводу школьного благополучия отдельных учеников.
Карательно-поощрительная функция, связанная с мотивацией деятельности учащихся, не требует дополнительных пояснений.
Рассматривая отметочную (количественную) систему оценивания, господствующую в современной российской школе, мы должны констатировать, что она не выполняет перечисленные функции. Причины этого следует искать не в способе формального выражения результатов оценивания (отметке), а в подходах к самому оцениванию: в школе оценка выполняет «карательно- управленческие» функции, что приводит к снижению у учащихся мотивации к обучению, к появлению стойкого страха или неприязни к школе и к самому процессу образования, то есть использование оценивания, которое не имеет четких критериев, отсутствие целостной системы оценивания отрицательно влияют на весь образовательный процесс.
Оценивание на уроке, проводимого в рамках системно-деятельностного подхода, реализуемого в рамках ФГОС ООО, является постоянным процессом, который естественным образом интегрируется в урок. Оценивание должно быть критериальным, где основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
Несмотря на все достоинства существующей системы оценивания наблюдаются существенные недостатки :
Отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;
Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев;
Существующая система оценивания отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения.
Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика.
Отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению.
Трудность ранжирования результатов средствами пятибалльной оценки.
Таким образом, существующая практика оценивания не соответствует требованиям ФГОС ООО.
Это несоответствие практики и новых требований стандарта к проведению оценивания приводит к следующимпротиворечиям:
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. А оцениваются только предметные; [Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009 ]
развитие школьника происходит в учебное (уроки) и внеучебное время (дополнительные занятия, внеурочная деятельность), а оцениваются достижения школьника только во время урока;
цель оценивания – способствовать развитию ребенка, но реально проводится оно с целью констатации факта его обученности.
Исходя из вышеперечисленного и анализируя сложившуюся ситуацию, была создана рабочая группа по изучению и внедрению критериального оценивания в учебный процесс экспериментальных классов. В 2016-2017 учебном в 1 г классе осуществлялось формирующее оценивание, а в 2017-2018 учебном году Ольга Владимировна работала в экспериментальном классе, в котором осуществлялось критериальное оценивание по 10-балльной системе по авторсокой методике педагога.
Востребованным оказался такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.
Критериальное оценивание — процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными критериями, соответствующими целям и содержанию образования и понятными для учащихся, родителей и педагогов. Критериальное оценивание делится на два вида: формативное и суммативное. [Критериальное оценивание в начальной школе. Пособие для учителя (из опыта работы)/ Матвеева Елена Ивановна, Патрикеева Ирина Евгеньевна, Панкова Ольга Борисовна]
В последнее время все чаще говорят о таких понятиях как оценивание для обучения и оценивание обучения. Чем же они отличается друг от друга? Могут ли суммативные данные использоваться формативно?
Если представить, что дети — цветы …
Суммативная оценка растений – это просто их измерение. Может быть
интересно сравнить и проанализировать результаты измерений, но это никак не влияет на рост растений.
Формативная оценка — эквивалент уходу и поливу, соответствующему
потребностям растений, что непосредственно влияет на их рост.
(Министерство образования Новой Зеландии, 2009) .
Формативное (формирующее) оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Формативное оценивание является «неформальным» (чаще всего безотметочным) оцениванием. Под формирующим оцениванием понимается оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь учитель – ученик [Логинова И., Рождественская Л. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника. , с. 10].
Основная цель данного вида оценивания – мотивировать учащегося на планирование целей и путей достижения образовательных результатов, т.е. на дельнейшее обучение и развитие.
Оно вовлекает учеников в самооценивание или партнерское оценивание; обеспечивает обратную связь, которая помогает ученикам осознавать, какие следующие шаги в учении им предстоит сделать; укрепляет уверенность ученика в том, что он может достичь прогресса в учебе; вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания [Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. , с. 18–19].
Общая логика оценивания может быть представлена следующим образом [Битянова М.Р. Развитие универсальных учебных действий в школе (теория и практика) / М.Р. Битянова, Т.В Меркулова., Т.В. Беглова [и др.]. –М.: Сентябрь, 2015. – 208 с]
Педагог описывает
Ученик понимает
Критерий и его содержание
(Какой результат оцениваю?)
Чему учусь? Что развиваю?
Уровни (Какой шкалой пользуюсь?)
Как фиксируются мои результаты?
Характеристику каждого уровня (По каким признакам я определяю проявление того или иного уровня?)
Как я пойму, что нахожусь на том или ином уровне развития этого умения? Как я пойму, что я этому научился?
Как я пойму, что нахожусь на том или ином уровне развития этого умения? Как я пойму, что я этому научился?
В результате применения формирующего оценивания в 1-г классе, в котором Яковлева О.В работала учителем и классным руководителем, появилась возможность отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование. Появилась возможность корректировать деятельность учителя и учащихся в процессе обучения.
С учащимися 1 –г класса, в котором безотметочное обучение, были проведены диагностические работы, по окончании которых учащиеся могли по дескрипторам в упрощенной системе, соответствующей возрастной категории детей, оценивать свои умения и навыки. Данный вид деятельности позволил внести в процесс оценивания знаний учащихся информационно-диагностическую функцию.
Обобщая полученный опыт, мною была введена упрощенная система оценки устных ответов учащихся на уроках по следующим критериям:
Таким образом, использование критериального оценивания позволяет перейти к самооцениванию: основной функцией оценивания становится обратная связь и коррекция учебной деятельности. Самооценивание способствует приобретению опыта через развитие рефлексивных способностей.
Мной были разработаны листы самооценки для учащихся: лист самооценки устного ответа на уроке, прочтения стихотворения, листы самооценки различных видов работ на уроке (парная, групповая), листы самооценки к контрольной работе. А также разработаны критерии оценивания различных видов деятельности учащихся на уроке и оценочные карты по предметам за год.
Данный вид работы на каждом уроке позволил первоклассникам адекватно оценивать свои ответы и возможности, увидеть и проанализировать ошибки и недочеты. В результате такой многогранной работы в конце года были получены следующие итоги по диагностическим работам:
Анализ диагностических работ по литературному чтению
в 1-г классе
Анализ диагностических работ по литературному чтению
в 1-г классе
Анализ диагностических работ по русскому языку
в 1-г классе.
Как видно из сравнительной характеристики результатов, количество учащихся с низким уровнем усвоения программных требований стало меньше.
Таким образом мы увидели практическую значимость критериального оценивания.
Правила критериального оценивания
1.Базовый уровень (безошибочно) – максимально – 8 баллов;
2.50% задания повышенного уровня –– 9 баллов;
3.Задания творческого характера, 100% задания повышенного уровня – максимально – 10 баллов;
4.Учительский +1 балл к отметке за ответ;
5.Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге;
6.За задания, на первичное закрепление при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще овладевает знаниями и умениями по теме и имеет право на ошибку;
7.За проверочную (контрольную) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку;
8.Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную отметку;
9.В дескрипторах избегаем отрицательной приставки, не- (не выполнил, не смог). Заменяем на «испытывает трудности», «проблемы», «в ответе отсутствует»;
10. Возможность получения и накопления бонусных баллов за нестандартный подход к выполнению заданий и привлечение внепрограммных материалов, участие в олимпиадах, научно-практических конференциях;
11.Оценивается только работа учащегося.
12.Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее.
13.Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;
14.Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.
Работая над проблемой введения критериального оценивания в своем классе, Яковлева О. В. как учитель столкнулась с рядомпроблем.
При условии соблюдения всех этапов критериального оценивания трудоёмкость и издержки адаптационного периода окупаются повышением качества знаний у учащихся.
Преимущества критериального оценивания.
Сравнение собственных достижений с эталоном.
Возможность самооценки, самоанализа, самоконтроля
Такая система оценивания исключает неудовлетворительные оценки.
Критериальное оценивание позволяет:
Учителям:
разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;
иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
улучшить качество преподавания;
выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.
Учащимся:
использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;
знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;
участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
Родителям:
получать доказательства уровня обученности ребенка;
отслеживать прогресс в обучении ребенка;
обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.
видеть динамику успешности отдельных учащихся и класса в целом.
Завучу:
анализировать результативность педагогической деятельности учителей и динамику успешности учащихся.
Директору:
получать разноплановую информацию о ходе учебного процесса в образовательном учреждении.
Сущность оценивания и в том числе критериального в образовательном процессе должна быть прежде всего нацелена на то, чтобы способствовать возможности ученика улучшению своего обучения. Мы привыкли к ситуации, когда оценивание традиционно осуществляется в два шага. Работа сначала условно оценивается в пять баллов, которые потом начинают снижаться (минус за каждую обнаруженную ошибку). В критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу. При этом оценивается приращение: ты что-то сделал, пусть не много, но это уже хорошо, и ты получаешь за это балл. Важно, что все балльные шкалы начинаются с нуля. Это делает очевидным, что оценивается не личность ученика, а его деятельность. Прибавление, а не уменьшение.
Запись результатов оценки должна помогать учителям, учащимся и родителям ответить на следующие вопросы:
• Что изучил учащийся?
• Что еще он должен изучать?
• Какие шаги он должен принимать для развития? Стимулирующая и контрольная функция отметки должна быть в тесном единстве. Если это единство нарушается, то отметка перестает регулировать учебное поведение ученика. Ученик тогда не реагирует на плохие отметки, всячески подчеркивает к ним свое безразличие, теряет интерес к учению и стремится найти себя в других видах деятельности. В этих условиях контролирующая и стимулирующая функции отметки порождают либо боязнь плохой отметки, либо пренебрежение к ней. Совершенно очевидно, что и в том и в другом случае отметка перестает играть свою основную роль.
Ученик больше ценит процесс работы, а учитель — ее конечный результат. Конечно, процесс подчинен результату. Если ученик мучительно думал над задачей (что для него ценно), но все-таки ее не решил, то учитель не может выставить ему высокую отметку. Но вот оценить это мучительное раздумье, поиск путей решения задачи — необходимо.
Необходимо содействовать пониманию учителями характеристик и особенностей различных видов оценивания, способствовать умению разрабатывать критерии и дескрипторы. Придерживаться единых дескрипторов для каждой возрастной группы учащихся.
Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому себе. Оценка должна стать инструментом в руках учителя, который будет направлять, открывать новые возможности ученику на пути познания. В рамках этой системы стало возможным.
заседания кафедры учителей начальных классов, воспитателей ГПД
от 24.01.2018 года
Присутствуют: 19 человек
Повестка дня:
Переход на 10-балльную критериальную систему оценивания во 2-8 классах в 2018-2019 учебном году.
1.Воскобойникову И.В. – руководителя кафедры учителей начальных классов и воспитателей ГПД. Она представила личный опыт внедрения 10-балльной критериальной системы оценивания во 2-б классе в 2017-2018 учебном году. Озвучила преимущества критериального оценивания.
Яковлеву О.В.- учителя начальных классов. Она представила личный опыт внедрения 10-балльной критериальной системы оценивания во 2-г классе в 2017-2018 учебном году. Презентовала методическое пособие по критериальному оцениванию, для работы и использования учителями начальных классов в 2018-2019 учебном году. Коллегам были представлены разработанные критериальные листы оценивания по предметам: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир.
Никитину А.А. – учителя начальных классов. Она представила шкалу соответствия и перевода баллов:
Источник