Формулировка планируемого образовательного результата
8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
Перечень планируемых метапредметных результатов освоения образовательной программы
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (ФГОС ООО п. 10). Таким образом, в качестве планируемых метапредметных результатов возможен, но не ограничивается следующим, перечень того, что обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (ФГОС ООО п. 10). Обучающийся сможет:
- определять действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (ФГОС ООО п. 10). Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности, по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (ФГОС ООО п. 10). Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности (ФГОС ООО п. 10). Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы (ФГОС ООО п. 10). Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства (под-идеи);
- выстраивать логическую цепь ключевого слова и соподчинённых ему слов;
- выделять признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные причины/наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (ФГОС ООО п. 10). Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа решения задачи;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение (ФГОС ООО п. 10). Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
- критически оценивать содержание и форму текста.
Коммуникативные УУД
9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (ФГОС ООО п. 10). Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (ФГОС ООО п. 10). Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнёра в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ-компетенции) (ФГОС ООО п. 10). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Познавательные УУД
12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации (ФГОС ООО п. 10). Обучающийся сможет:
Источник
Планируемые результаты как инструментарий реализации ФГОС
В документах ФГОС подчеркивается, что “планируемые результаты должны обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки” достижений учащихся.
Для осуществления такой связи необходима конкретизация результатов применительно к содержанию предметных курсов, а также с учетом возраста учащихся.
Планируемые результаты определяются в соответствии с концептуальными положениями Стандарта. Среди таких положений системно-деятельностный, компетентностный, дифференцированный подходы.
Системно-деятельностный и компетентностный подходы в данном случае выражаются в том, что сами результаты характеризуют систему действий школьников с учебным материалом, способность применять знания и умения для решения учебных и учебно-практических задач; в них находят отражение как собственно познавательные, так и регулятивные, коммуникативные и личностно-мотивированные действия, а, следовательно, рассматриваются личностные, метапредметные, предметные результаты; учитывается динамика и перспективы развития школьников по мере их продвижения по ступеням обучения.
В соответствии с дифференцированным подходом выделяются разноуровневые результаты освоения знаний, умений и навыков:
1) на базовом, опорном уровне (выпускник научится)
2) на углубленном уровне, с элементами подготовки к дальнейшему изучению предмета (выпускник получит возможность научиться)
Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями- личностными, регулятивными, коммуникативными, познавательными, преломленными через специфику содержания того или иного предмета овладеют учащиеся в ходе образовательного процесса. При этом в соответствии с требованиями ФГОС в системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, служащий основой, опорой для последующего обучения и подлежащий освоению всеми учащимися.
В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваиваются учащимися в ходе обучения.
Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий — универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных с учебным материалом, и, прежде всего, с опорным учебным материалом.
Фактически личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие классы учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Обобщенные классы учебно-познавательных и учебно-практических задач:
1. Задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний;
2. Задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса, интеграции знаний;
3. Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем;
4. Учебно-практические задачи ,направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества; навыка коммуникации; навыка саморегуляции и самоорганизации; навыка рефлексии;
5. Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок;
6. Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ИКТ компетентности обучающихся;
В соответствии с реализуемой Стандартом деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития это позволяет:
- определять динамическую картину развития обучающихся;
- поощрять продвижение обучающихся;
- выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
В структуре планируемых результатов выделяются:
1. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего образования. Этот блок результатов отражает такие общие цели образования ,как формирование ценностно-смысловых установок. Развитие интереса, целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами различных предметов.
К общим предметным результатам изучения истории в 5-9 классах относятся:
— овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;
— способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа;
— умения изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
— расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
— готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
2. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ. Эти результаты приводятся в блоках “Выпускник научится” и “Выпускник получит возможность научиться”.
Приведу пример из раздела “История Древнего мира”-
— определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов;
— применять знание фактов для характеристики ключевых событий и явлений древней истории;
Источник
Формулировка планируемого образовательного результата
Размер файла: 39.88 кб
Пример проектирования образовательных результатов по образовательным областям для старшего дошкольного возраста
Образовательные результаты
«Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее — дети с ограниченными возможностями здоровья).Проектирование данного раздела ООП ДО должно дать ответы на следующие вопросы:
К каким результатам образования (развития) детей мы хотим прийти?
Что для этого нужно сделать?
Чем при этом необходимо руководствоваться?
Что необходимо учитывать?
Определение планируемых результатов освоения программы и дальнейшее проектирование программы невозможны без определения принципов и походов к формированию программы. По сути, это самый первый шаг в проектировании, который определяет все дальнейшее содержание образовательных программ.»
Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ в группах компенсирующей направленности. Модель и методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Под ред. О.В. Солнцевой.- СПб.: «Детство-Пресс», 2015, 180 с.
Презентация «Образовательные результаты как основа проектирования ООП ДО» . Авторы: О.В. Солнцева, В.А. Новицкая
Быстрова Л.Б., Шакурова Г.В. Опыт определения планируемых педагогических образовательных результатов в компенсирующей группе (образовательная область «Речевое развитие») / Электронный журнал «Экстернат РФ» Св-во о регистрации СМИ Эл. № ФС 77-44758от 25 апреля 2011 г. http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/7536-2015-04-06-07-35-27.html
Солнцева О.В., Семенова Л.И., Сабурова С.А.Проектирование планируемых результатов социально-коммуникативного развития детей в образовательной программе дошкольного образования // Конференция ИМЦ Фрунзенского района «Воспитание и здоровая личность. Системообразующие компоненты развития личности обучающихся в русле образовательной реформы», 28 января 2016.
Проектирование образовательной программы дошкольного образования является актуальной задачей для дошкольных образовательных организаций. В рамках проектирования образовательной программы важным этапом является уточнение планируемых результатов дошкольного образования, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом. Уточнение планируемых результатов отражает направленность современного дошкольного образования на индивидуализацию развития ребенка, выстраивание индивидуальных траекторий его развития.Определяя необходимость уточнения планируемых результатов дошкольного образования, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования не предписывает конкретного пути, который позволяет произвести данное действие. Соответственно, одной из целей опытно-экспериментальной работы является поиск алгоритма уточнения планируемых результатов дошкольного образования.
Основой алгоритма уточнения планируемых результатов дошкольного образования может являться деятельностный подход как основополагающий принцип Федерального государственного образовательного стандарта. Реализация в программе деятельностного подхода находит свое выражение в ориентации образовательного содержания на развитие субъектных проявлений ребенка в разных видах деятельности. При этом образовательные области основной образовательной программы выступают как сферы развития ребенка, внутри которых идет развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Следовательно, знания, умения и навыки в содержании образовательных областей образовательной программы дошкольного образования должны быть заложены с ориентацией на формирование у ребенка компетенций как характеристик его личности, которые проявляют себя через результаты деятельности ребенка.
Анализ опыта проектирования основных образовательных программ общего образования показывает, что проектирование планируемых (образовательных) результатов идет по пути выделения диагностируемых и не диагностируемых результатов освоения образовательных программ. Для дошкольной ступени общего образования функция обратной связи является ведущей и единственной при проектировании планируемых результатов. Данная функция обеспечивает индивидуализацию дошкольного образования, позволяет оценивать эффективность образовательного процесса. При этом планируемые результаты дошкольного образования не являются основанием для оценки достижений ребенка. В тоже время они выступают как основа для проведения педагогической диагностики, которая позволяет оценивать качества образовательного процесса в детском саду и осуществлять своевременную корректировку способов его реализации.Конкретизированный планируемый результат может выступать как деятельностная характеристика ребенка – его компетенция, под которой понимается способность ребенка решать задачи образовательной деятельности. В содержательной характеристике компетенций проявляются индивидуальные различия детей (способности к решению задач образовательной деятельности). Компетенции имеют несколько ступеней проявления, которые выступают не как уровневые характеристики, а как проявления индивидуальных различий. Основания для выстраивания ступеней – это нарастание проявлений ребенком самостоятельности, инициативности и творчества. В компетенциях важно отразить как способность ребенка к решению задач в рамках индивидуальной деятельности, так и в сотрудничестве со сверстниками, основанном на следовании социальных нормам.При выявлении компетенций важно отделять готовность ребенка к решению задач образовательной деятельности от результатов общего развития ребенка, которые не всегда являются результатами образовательной деятельности и не могут быть предметом педагогической диагностики.
Алгоритм проектирования планируемых результатов (компетенций) может быть слудующим:
1.Определение критериев оценки достижений детей на основе наиболее значимых задач, которые ребенок решает в деятельности при реализации соответствующей образовательной области.
2.Конкретизация критериев в соответствии с возрастной нормой освоения деятельности при реализации соответствующей образовательной области.
3.Уточнение критериев и формулирование индикаторов на основе этапов освоения ребенком действия: этап поддержки действия взрослым, этап самостоятельности, этап инициативности и творчества.
Рассмотрим планируемые результаты дошкольного образования на примере образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». В рамках первого шага необходимо было определить критерии оценки достижений детей.
Ребенок соблюдает основные правила культуры поведения в детском саду.
Ребенок проявляет интерес к сотрудничеству и взаимодействию, стремится установить взаимодействие и налаживать контакты со сверстниками и взрослыми в детском саду.
В рамках второго шага необходимо осуществить конкретизацию критерия в соответствии с возрастной нормой освоения деятельности при реализации соответствующей образовательной области. Рассмотрим данный шаг на примере выделенных критериев.
Критерий: «Ребенок соблюдает основные правила культуры поведения в детском саду».Конкретизация в соответствии с возрастной нормой развития:Младшая группа (3-4 года). В знакомых ситуациях ребенок соблюдает основные правила культуры поведения в детском саду.Средняя группа (4-5 лет). Ребенок соблюдает основные правила культуры поведения в детском саду и стремится к одобряемому взрослыми поведению.Старшая и подготовительная группа (5-7 лет). Ребенок выполняет основные нормы и правила культуры поведения в детском саду, может объяснить последствия поступков, стремится исправить нарушения в поведении.
Критерий «Ребенок проявляет интерес к сотрудничеству и взаимодействию, стремится установить взаимодействие и налаживать контакты со сверстниками и взрослыми в детском саду».Конкретизация в соответствии с возрастной нормой развития:Младшая группа (3-4 года). При помощи взрослого ребенок принимает участие в контактах и действиях со сверстниками, испытывает интерес к действиям сверстников. Принимает участие в практической и игровой деятельности со взрослыми.Средняя группа (4-5 лет). В некоторых ситуациях ребенок становится инициатором общения со сверстниками, в основном во время игр. Общение со взрослыми становится ведущей потребностью. Взрослый выступает в качестве источника знаний.Старшая и подготовительная группа (5-7 лет). Ребенок умеет договариваться, слушает и понимает партнеров по общению. Стремится к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, к достижению общей цели.
Третий шаг уточнения планируемых результатов заключается в формулировании индикаторов на основе этапов освоения ребенком действия: этап поддержки деятельности взрослым, этап самостоятельности, этап инициативности и творчества.
Приведем пример к критерию «Ребенок умеет договариваться, слушает и понимает партнеров по общению. Стремится к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, к достижению общей цели» (старшая и подготовительная группа).
Этап поддержки деятельности взрослым. Общение со взрослыми проявляется у ребенка как потребность в доброжелательном внимании. Потребность в общении со сверстниками явно не проявляется или требуется участие взрослого в установлении контактов со сверстниками. Ребенок нарушает правила в играх, не ориентируется на интересы других детей.
Этап самостоятельности. Ребенок стремится к общению, пытается договориться со взрослым. Стремится к сотрудничеству со сверстниками в личных интересах, может поставить цель, построить простую последовательность действий для ее достижения. Стремится соблюдать нормы и правила культуры общения.
Этап инициативности. Ребенок проявляет стремление к общению, инициативно договаривается об общих делах со сверстниками и взрослыми. Стремится к сотрудничеству со сверстниками, к достижению общей цели, строит логическую последовательность действий для ее достижения. Знает и соблюдает нормы и правила культуры общения.
Дальнейшее использование планируемых результатов в педагогической диагностике позволяет педагогу определять возможности ребёнка по каждому критерию в интервале от 1 до 12. Интервал может быть большим и меньшим, при этом количество индикаторов основано на удобстве и простоте использования Числовые значения сопровождаются описанием индикаторов-проявлений, которые педагог может наблюдать у ребёнка на протяжении младенчества, раннего возраста и дошкольного детства (от двух месяцев до 8 лет).
Условно представленные индикаторы можно разделить на четыре группы:
— 1-3 балла – I группа индикаторов отражает возможности ребёнка в младенчестве и раннем возрасте;
— 4-6 баллов – II группа, в которую включены индикаторы, отражающие возможности ребёнка младшего дошкольного возраста;
— 7-9 баллов – III группа, в которой раскрываются уровень индикаторы, отражающие возможности ребёнка среднего дошкольного возраста;
— 10-12 баллов – IV группа индикаторов отражает возможности ребёнка старшего дошкольного возраста.
Закрепление указанных проявлений за возрастной нормой является условным и предназначено, прежде всего, для определения отправной точки развития ребёнка при освоении образовательной программы и оценке динамики развития как показателя качества образовательного процесса. Каждое из проявлений, которое находит отражение в соответствующем индикаторе, может рассматриваться как индивидуальная возрастная норма, которая не требует активного вмешательства со стороны взрослых. Но может выступать и как проблема, которая служит основанием для индивидуализации педагогического процесса. Таким образом, планируемые результаты выступают как инструмент оценки качества образовательного процесса и его своевременной коррекции.
Источник
Создание педагогических условий для достижения планируемых личностных результатов в образовательном процессе
«Создание педагогических условий для достижения планируемых личностных результатов в образовательном процессе».
«Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому и я научусь.»
Докладчик Инусова П. М. – учитель русского языка и литературы.
Как добиться достижения планируемых образовательных результатов на любой ступени общего образования и не подорвать физического и психологического здоровья учащихся, не потерять их положительного мотивационного настроя? Этот вопрос разрешит системно-деятельностный подход, задача которого развивать гармоничную, нравственно-совершен-ную, социально-активную, компетентную и саморазвивающуюся личность посредством активизации её внутренних резервов. И я имею в виду не только систему образования, но и саму деятельность педагога, являющегося основным проводником к планируемым результатам. В основу процесса его работы тоже должен быть положен системно-деятель-ностный подход. Педагогу, работающему по новым стандартам, так же как и его ученикам, необходимо активизировать свои внутренние резервы и саморазвиваться, быть социально-активным и профессионально-компе-тентным, идти в ногу со временем. Он должен научиться организовывать учебный процесс, уметь проектировать и реализовывать программу развития универсальных учебных действий учащихся, уметь исследовать уровень достижения не только предметных, но и личностных результатов.
Ему нужно соединить в себе качества воспитателя, дидакта, методиста и психотерапевта. Опираясь на передовые достижения в педагогике, психологии и методике преподавания предмета, учитель все многообразие приемов и методов обучения подчиняет главной цели – научить учиться, свободно ориентироваться в огромном потоке информации, выделять главное, излагать свои мысли. А для этого необходимо хорошо ориентироваться и владеть педагогическими технологиями, цель которых гарантировать достижение запланированных результатов обучения.
Реализация технологии деятельностного метода обеспечивается системой дидактических принципов:
— Принцип деятельности заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознавая при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимая и принимая систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
— Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на технологическом, содержательном и методическом уровне с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей.
— Принцип целостности дает учащимся обобщенное системное представление о мире (природе, обществе, самом себе).
— Принцип минимакса предполагает возможность освоения содержанием образования на максимальном для учащегося уровне (зона ближайшего развития) и обеспечить при этом усвоение на уровне социально безопасного минимума (Гос. стандарт).
— Принцип психологической комфортности призван снимать все стрессообразующие факторы учебного процесса, создавая в школе и на уроках доброжелательную атмосферу, ориентированную на реализацию сотрудничества.
— Принцип вариативности предполагает формирование способности систематически находиться в ситуации выбора и принимать правильные решения.
— Принцип творчества ориентирован на творческое начало в образовательном процессе и приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.
Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: информационно-коммуникационными, коммуникативными, проектными, исследовательскими, технологией проблемного обучения, критического мышления, контрольно-оценочной деятельности и др. и способствует развитию универсальных учебных действий.
В сфере личностных универсальных учебных действий формируется внутренняя позиция учащегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладевают умением организовывать свою деятельность в школе и вне ее, ставить цели и задачи, планировать её реализацию, контролировать и
оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий школьники учатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладевают действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретают умения учитывать позицию собеседника (партнёра, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Деятельность учителя по формированию УУД должна быть основана на дифференцированном обучении, где каждый учащийся, включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, может иметь возможность развиваться, повышать свой творческий потенциал, познавательные мотивы, участвовать в разных формах учебного сотрудничества и расширять зону своего ближайшего развития. Основой дифференциации должен быть мониторинг учебной деятельности школьника, знание учителем того, какие ее компоненты у учащегося не развиты, и на этой основе обеспечение восполнения пробелов и устранение возникших трудностей. Естественно, такого рода дифференциация требует специальных методических и технологических приемов, учебных заданий и упражнений. Задания должны быть разноуровневые, позволяющие повысить уровень развития сильных учащихся и помочь слабым преодолеть трудности в обучении.
И это очень актуально в современном образовании, т. к. по данным психологов в школу приходят дети более тревожные и агрессивные, практичные и гиперактивные, имеющие задержку психического и речевого развития, но открытые для любой информации, смелые и стремительные, коммуникабельные и настойчивые. Психологи утверждают, что способности ребенка можно развить, если создать условия, учитывающие его возможности, пристрастия и интересы. Одним из главных условий, обеспечивающих развитие личности, является психологический комфорт. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой
раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для деятельности, раскрывает потенциальные возможности личности. На его фоне ребенок раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и сверстниками.
Реализации всех данных задач в обучении в полной мере способствует системно-деятельностный подход. Можно утверждать, что системно-деятельностный подход является фундаментальным современным подходом для достижения образовательных результатов, который заложен в ФГОС нового поколения.
Школа на сегодняшний день обеспечена ИКТ. Кабинеты биологии, химии, русского языка, истории, географии, компьютерные классы русского языка и математики оснащены всей необходимой технологией для достижения планируемых результатов обучения. Кроме того в школе имеется доступ к интернету.
Для обеспечения достижения педагогических результатов школа снабжена телевизорами, ДВД с приставками и с дисками к ним, о которых в последнее время почти забыли. Хотя в библиотеке очень много дисков, их очень редко используют на уроках. Большим удобством являются10 принтеров, из которых не все работают должным образом.
У учителей начальных классов в кабинетах имеются ноутбуки, проекторы,двд и телевизоры, которые необходимы для достижения планируемых результатов по ООП ФГОС 2 поколения.
Для всестороннего развития учащихся на уроках технологии учащиеся получают возможность работать на швейных машинках,а также на станках и использовать разнообразные инструменты создавать что — либо свое.
Школьный спортзал обеспечен спортивным инвентарём. Имеется новое футбольное поле, стол для развития армрестлинга, тренажер, брусья, турники и др.
Для обеспечения качественного образования и для успешного сдачи ЕГЭ и ОГЭ учителями совместно с родителями приобрели рабочие тетради и брошюры по разным предметам.
Для достижения планируемых результатовпрактикуется внеурочная деятельность по разным предметам: кружки, секции, работа с одаренными детьми, а также дополнительные занятия с отстающими учащимися. К каждому празднику, юбилейным датам, историческим событиям учителя и предметники при взаимодействии с учащимися
готовят интересные выступления, сценарии, читательские конференции, игры, конкурсы, которые способствуют всестороннему развитию учащихся.
В этом учебном году были проведены праздничные выступления «День учителя», «День единства народов Дагестана», 120 лет со дня рождения Есенина, «День Матери», «Мы ищем таланты», литературно – музыкальные конференции, посвященные юбилярам. Для эффективного прохождения всех этих праздников были созданы все имеющиеся условия учителями начальных классов, Абдулаевой П., Абдурахмановой А., Магомедовой Х. А., Омаргаджиевой П. ,Инусовой П. М. и т. д.
На конкурсы были представлены работы учительницы начальных классов Магомедовой А., учительницы технологии Инусовой П., учительницы русского языка Абдурахмановой А., учителя истории Ахбердилова А.
По желанию классных руководителей 5 класса Магомедовой Х., и 7 класса Абдурахмановой А. с привлечением родителей были проведены открытые часы, посвященные «Дню Матери» и «Новому году», которые заслужили восторг родителей и хорошую оценку со стороны дирекции и учителей. О прохождении таких мероприятий было отмечено в районных и республиканских газетах.
В работе с одаренными детьми на высшем уровне используется все коммуникативные технологии. На уроках у детей имеется огромный материал, скачанный из разных источников, дополнительной литературы, подготовленный самим руководителем. Во время подготовки к олимпиадам учащиеся занимаются по школьным ноутбукам, что намного улучшает качество знаний.
Одним из условий для реализации успешной подготовки детей к олимпиадам, конкурсам, к сдаче ЕГЭ является занятия на дому. Так, у Абдулбутаевой П. С., Абдурахмановой А., Магомедовой П., Магомедовой Х. учащиеся занимаются на дому.
Вся эта внеклассная работа способствует нравственному и интеллектуальному развитию детей.
А какие же условия издает учитель на уроке, чтобы достичь планируемых образовательных результатов?
С этой целью я посетил 22 урока у разных учителей и обнаружил следующее:
1. Почти все учителя на всех уроках используют ИКТ,а именно: интернет – ресурсы (телефон, ноутбук, планшет)
2. Особо следует отметить работу с ИКТ учителя биологии Абдулаева М., русский язык Абдурахмановой А., Инусовой П., Магомедовой П. Г. Магомедовой Х. А., Гаджиева М. Г., Абдулаевой П. М. Универсальные учебные действия (УДД) наиболее удачно проходят на уроках Инусовой П. М., Абдулаева М. М., Гаджимагомедовой Н., Магомедовой А. М. ,Абдурахмановой А. И.
Оригинальных моментов на посещённых мною уроках было много: оригинальное приветствие дежурного Магомедова Мансура, дифференцированное оценивание знаний у Магомедовой Х. А., физкультминутку у Гаджиева М. Г., рабочие тетради эффективно используются на уроках английского языка у Омаргаджиевой П. Р.
Проектная деятельность хорошо поставлена у учителей начальных классов, у Инусовой П. М., Гаджиевой Х., Абдурахмановой А., Магомедовой Х. Четкая постановка цели и достижение поставленной цели к концу урока выявлены на уроках Гаджимагомедовой Н., Магомедовой А., Инусовой П., Абдурахмановой А., Гаджиева М., Умахмадова Ш., Абдулаевой П.
Для физического развития учащихся учитель физкультуры Умахмадов Ш. М. организует разные спортивные мероприятия.
Хороший итог урока проводится у Магомедовой А. А., Инусовой П., Ахбердилова А., Абдурахмановой А. Помимо всей огромной работы учителей для достижения планируемых образовательных результатов на ступени общего образования следует обратитьвнимание на следующие моменты :
1. Посещать уроки у тех предметников, кто в совершенстве владеет методикой ФГОС.
2. В планах самообразования записать форму подготовки по программе ФГОС.
3. Создать банк данных наиболее удачных методах уроков. И распространить на уровне республиканской газеты.
4. В школе сделать стенд и папку, где учителя могут расширить свой опыт.
5. Разработать и ознакомить всех педагогов с основной образовательной программой для школы на семинаре.
6. Использовать на уроках и во внеклассной деятельности телевизоры, ДВД – проекторы.
1. Посещать уроки у тех предметников, кто в совершенстве владеет методикой ФГОС.
2. В планах самообразования записать форму подготовки по программе ФГОС.
3. Создать банк данных наиболее удачных методов уроков и распространить на уровне республиканской газеты.
4. В школе сделать стенд и папку, где учителя могут расширить свой опыт.
5. Разработать и ознакомить всех педагогов с основной образовательной программой для школы на семинаре.
6. Использовать на уроках и во внеклассной деятельности телевизоры, ДВД – проекторы.
Завуч и организатор, систематически
Система педагогической диагностики достижения детьми планируемых результатов освоения основной адаптированной программы 2.2. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения основной адаптированной программы.
Аналитическая справка по результатам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы Аналитическая справка по результатам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы на конец 2018-2019 учебного.
Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения образовательных областей во второй младшей группе Уровень овладения навыками по образовательным областям Во второй младшей группе Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие.
Отчет по мониторингу достижения планируемых результатов освоения образовательной программы для детей от 5 до 6 лет Количество обследованных детей: 28 человек Частота проведения мониторинга: 2 раза в год (сентябрь, май). Методика: диагностический инструментарий.
Расширение образовательной среды для достижения новых образовательных результатов в области физической культуры Расширение образовательной среды для достижения новых образовательных результатов в области физической культуры (из опыта работы) В соответствии.
Реализация педагогических условий, как способ развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста Реализация педагогических условий как способ развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста Возрастные особенности.
Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов.
Роль организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту Аннотация. Статья посвящена роли организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего.
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 97» Компьютерная презентация практических достижений профессиональной.
Источник
«Определение и анализ планируемых образовательных результатов»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Березовская основная образовательная школа
«Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде»
Тема выступления:
«Определение и анализ планируемых образовательных результатов»
Подготовила: учитель начальных классов
Лангер Ольга Федоровна
Переход к работе в информационной образовательной среде предполагает изучение и анализ педагогом возможностей, методов, форм и средств обучения, характерных для этой среды, а также видов учебной деятельности школьников, обеспечивающих получение ожидаемых результатов. Поэтому основополагающим в цепочке компонентов профессиональной деятельности педагога становится проектированный компонент, который предполагает: анализ планируемых результатов обучения, целей и задач учебного процесса, выстраивание содержательных линий изучения предмета, разработку педагогического сценария, проектирование новых видов учебной деятельности, планирование и подбор учебных ситуаций, методов, организационных форм, разработку учебных задач, а также определение средств ИКТ для осуществления планируемой учебной деятельности.
Как мы уже знаем, учебный процесс, построенный в информационной образовательной среде, имеет свои актуальные особенности. Они объясняются в первую очередь современными дидактическими возможностями информационной образовательной среды (гибкость, адаптивность, вариативность среды, её трансформируемое из одной «версии» в другую, настраиваемость под решение различных учебных задач и др.) на базе использования средств ИКТ, которых раньше не было в арсенале учителя.
Проектирование учебного процесса в информационной образовательной среде представляет собой реализацию определённой последовательности этапов:
Рис. Этапы подготовки урока в информационной образовательной среде
В соответствии с идеологией новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования во многом меняется смысл понятия образовательные результаты.
Сегодня под образовательными результатами понимаются «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем.
Личностные ресурсы можно разделить на:
— мотивационные (ценностные ориентации, потребности, запросы, которые конкретизируются в мотивах деятельности);
— инструментальные или операциональные (освоенные универсальные способы деятельности);
— когнитивные (знания, обеспечивающие возможность ориентации в явлениях действительности, предметные умения и навыки).
Развитию мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности соответствуют планируемые результаты образования: личностные, метапредметные ипредметные.Личностные результаты являются фактором развития мотивационных ресурсов учащихся, метапредметные — инструментальных, предметные — когнитивных.
Личностные результаты — это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащегося к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т. д.
Метапредметные результаты — это освоенные обучающимся на базе нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметные результаты выражаются в усвоении учащимся конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.
В ходе определения планируемых образовательных результатов важно помнить, что существуют результаты, которые не подлежат итоговой аттестации, в том числе:
— ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.);
— характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
— индивидуальные психологические характеристики личности.
Эти результаты образования выявляются в ходе массовых мониторинговых социологических и других исследований и служат одним из средств оценки эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
К результатам, которые подлежат проверке и аттестации, относятся:
— научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
— умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщённые способы деятельности;
— коммуникативные и информационные умения;
— умение оценивать объекты окружающей действительности с определённых позиций;
— способность к контролю и самоконтролю;
— способность к творческому решению учебных и практических задач.
На этапе определения планируемых образовательных результатов учителю следует проанализировать все три группы образовательных результатов.
Предметные образовательные результаты могут быть представлены как результат освоения ряда предметных образовательных программ. В связи с этим предметные результаты будут проанализированы через совокупность следующих компонентов:
• базовые категории предмета и его ключевые понятия;
• ведущие научные идеи и теории;
• законы, закономерности, правила;
• методы решения задач;
• культурологический компонент (идеи, традиции и ценности);
• проблемы и гипотезы.
Например, анализ планируемого образовательного результата можно провести, используя следующую цепочку элементов (Приложение №1)
Рис. Схема анализа образовательного предметного результата
Анализируя предметные результаты, необходимо руководствоваться принципом обучения через деятельность. В логике другого принципа процесс анализа планируемых предметных результатов предполагает: ответы на вопросы: «Что сможет сделать ученик, успешно освоивший тот или иной предмет?». «На какие вопросы сможет ответить ученик?», «Какие задачи сможет решать ученик?».
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
конструирования урока в современной информационной образовательной среде
Источник