Индивидуальная воспитательная работа с учащимися
Главная задача работы с подростками состоит в умении понять новые требования общества к вступающим в самостоятельную жизнь подросткам, помочь им найти свое достойное место в мире взрослых, минимизировать трудности приспособления, уберечь от неверного пути.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная воспитательная работа с учащимися»
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ,
Главная задача работы с подростками состоит в умении понять новые требования общества к вступающим в самостоятельную жизнь подросткам, помочь им найти свое достойное место в мире взрослых, минимизировать трудности приспособления, уберечь от неверного пути.
Ребенок – центральная фигура в любом образовательном учреждении. От его духовных, морально-нравственных, деловых качеств зависит его дальнейшая жизнь. В связи с этим возрастает значение и необходимость активной, действенной, целенаправленной и систематической воспитательной работы
Одной из составляющих в воспитательном процессе является индивидуально-воспитательная работа. В этом важном деле каждый педагог должен определить степень своего участия в воспитательном процессе, в работе с подростками.
Индивидуальный подход в воспитательной работе – это не простое общение с детьми, это педагогической искусство, педагогическое мастерство. Выполнение этой задачи во многом зависит от умения педагога организовать и вести индивидуально-воспитательную работу, терпения и желания достичь конкретного результата. Знание индивидуальных особенностей подростков помогают качественно решить воспитательные задачи. Правильно организованная индивидуальная работа способствует формированию нравственной культуры, способности к самоорганизации.
Для умелого прогнозирования воспитательного процесса, достижения определенного уровня воспитанности подростков необходимо изучить и знать причины их поступков, научиться управлять их поведением. Успех в воспитательной работе зависит во многом от того, сумеет ли педагог при выборе средств воздействия на подростка найти ключ к уму и сердцу, учесть присущие конкретному подростку черты характера, психологические особенности, жизненный опыт, помочь раскрыть и реализовать свои возможности.
Под индивидуально-воспитательной работой понимается система психолого-педагогических воздействий по отношению к каждому подростку, направленная на максимально целесообразный учет его возрастных, социальных и индивидуально-психологических особенностей в целях всестороннего развития.
Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы формируются:
на основе всестороннего знания и учета индивидуальных особенностей воспитанников, изучения его личностных качеств, его сильных и слабых сторон (психолого-педагогическая характеристика, наблюдение, беседы с учеником, тренером, родителями);
осуществляется выбор оптимальных форм, методов, приемов психолого-педагогического воздействия в целях формирования у подростка необходимых положительных качеств и их дальнейшего развития, оказания помощи в выявлении причин имеющихся у них недостатков;
систематический анализ достигнутых результатов.
Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы:
Создать психолого-социальные условия для успешной адаптации воспитанников училища.
Выявление психологических и социальных причин нарушения межличностных отношений воспитанников (если такие имеются).
Организация и проведение мероприятий по коррекции нравственных представлений воспитанников, изучение особенностей личности:
Изучение личностных особенностей учащихся
Диагностика развития личности.
Коррекция чувства неполноценности, неуверенности в своих силах, стабилизация самооценки.
Помощь в преодоление проблем, связанных с особенностями подросткового возраста.
Помощь в овладении методами самовоспитания, развития самостоятельности.
Развитие форм, средств и способов общения.
Работа по преодолению детских поведенческих проявлений в раннем юношеском возрасте.
Повышение мотивации к учебе и умственному труду.
Помощь в повышении уровня воспитанности
Помощь в овладении новыми знаниями.
Тесная работа с тренером и учеником, взявшим обязательства по предметам.
Психолого-педагогическое просвещение родителей и тренеров.
Консультационная работа с педагогами, родителями, тренерами, воспитанниками.
Основные принципы индивидуальной воспитательной работы:
Повседневное внимание каждому подростку, сочетаемое с высокой требовательностью и заботой о его жизни, быте, досуге. Все требования должны быть конкретными, понятными и определенными.
Органически сочетаться с уважением к воспитанникам
Соблюдение чувства меры в критике недостатков воспитанника и опора на его положительные качества. Критика должна быть принципиальной, доброжелательной. Критиковать можно поступки, но не личность.
Подход к подростку должен быть с “оптимистической гипотезой”, глубокой верой в него.
Недопущение стихийности и самотека в отборе и использовании путей и средств в решении воспитательных задач.
Оперативно реагировать на поведение каждого воспитанника.
Оперативно изменять формы и методы воздействия на личность при необходимости;
Планомерность в деле оказания воспитательного влияния на подростка.
Преемственность и согласованность воспитательных воздействий.
Методы и формы индивидуальной воспитательной работы.
Методы воспитательного воздействия – это конкретные пути и способы достижения определенной цели, совокупность средств, приемов, способов воздействия на сознание, чувства, волю, поведение с целью формирования необходимых качеств.
Индивидуальная воспитательная работа ведется по следующим направлениям:
Изучение документов личного дела.
Ознакомительная беседа. В ходе беседы необходимо показать дружеское расположение к воспитаннику, проявить искренний интерес, поощрять стремление подростка рассказать о себе.
Непосредственное изучение осуществляется в ходе беседы, наблюдения, смоделированной ситуации, совместной деятельности.
Психологическое изучение и рекомендации по совместной воспитательной работе с подростком.
Использование наказаний: порицание, выговор.
Учет нарушений ПВР.
Немедленное реагирование на нарушения поведения.
Использование поощрений: благодарность, похвальная грамота, звонки тренеру и родителям.
Групповые психологические (с психологом) и воспитательные занятия (тематические классные часы, диспуты, общешкольные мероприятия)
Вовлечение в занятия по интересам (поручения).
Моделирование проблемных ситуаций.
Общие классные: дела: трудовые дела, культурно-массовые мероприятия, проведение досуга.
Характер бесед зависит от обстоятельств: ознакомительная, решающая воспитательные задачи, экстренная. Ознакомительную беседу проводит психолог, воспитатель. У каждого педагога свои цели беседы: получить впечатление о семье, уровне семейных отношений, о сформированности познавательных способностей, уровне воспитанности, состоянии психо-эмоциональной сферы, личностных качеств воспитанника, мотивации к учебе.
Индивидуальная работа ведется планово. Это позволяет систематизировать работу с воспитанниками, не упустить из поля индивидуального воздействия ни одного подростка. Индивидуальная работа ведется в соответствии с определенными маршрутами для каждого воспитанника, графиком индивидуальной работы. Попутно идет и групповая работа по привитию нравственных качеств, обучение этическим нормам, воспитание правовой культуры, сотрудничества, осуществляется патриотическое воспитание во время групповых воспитательных мероприятий.
Воспитатель прослеживают динамику изменений в поведении, эмоциональном состоянии, развитии познавательных способностей, повышению уровня воспитанности и т.д. Такие характеристики вносятся в журнал индивидуальной работы с воспитанником. Воспитатели в характеристике учитывают следующие результаты наблюдений, изменений личностного роста:
Взаимоотношения в коллективе, с воспитателем, культура общения.
Отношение к внешнему облику, речевая культура.
Как ориентируется в различных жизненных ситуациях.
Как адаптировался в коллективе.
Преобладающие эмоциональные состояния.
Развитие волевых качеств.
Отношение к порученному делу
Отношение к учебе.
Отношение к родителям, родным.
Отношение к самому себе.
Изменения в поведении, достижения, что не удалось сделать.
Нарушения в поведении.
Воспитатель в своей характеристике, которая также заносится в журнал индивидуальной работы с воспитанником, учитывает следующее:
Как относится к учению? Проявляет ли интерес к занятиям, любознательность, творческий подход в учении.
Уровень развития познавательных способностей.
Способность работать самостоятельно
Причины плохой успеваемости: запущенность материала, неумение учиться, нежелание, отсутствие силы воли, лень.
Работоспособность на уроке.
Устойчивость познавательных интересов.
Методы коррекции на следующий период.
Психологическая характеристика ученика составляется по следующим направлениям:
Источник
Инструкция: составляем протокол беседы с родителями и учеником в школе
Протокол беседы с родителями в школе — это документ, фиксирующий ход встречи преподавателя школы с родственниками учащегося. Чаще всего причиной общения становятся проблемы с поведением или учебой.
Когда нужно беседовать с учеником
Это один из самых известных методов обучения и воспитания, применяемых в процессе обучения. Основная задача — побудить ученика уделять больше внимания учебному процессу или внеклассным мероприятиям.
- вводной;
- дающей новые знания;
- закрепляющей;
- контрольно-корректирующей.
Используемая в воспитательных целях, она носит название этической. Задача — оценить поступки, события, факты жизни и на их основе выработать определенное отношение к окружающему миру, к собственным нравственным, гражданским обязанностям учащегося.
Когда нужна встреча с родителями
Родителей приглашают на встречу, когда для корректировки поведения или успеваемости ребенка необходимо объединить усилия школы и семьи. Работая совместно с родными ребенка, учитель решает задачи:
- организации педагогической помощи в воспитании;
- контроля успеваемости;
- получения помощи в организации и проведении школьных мероприятий.
Индивидуальный разговор — наиболее эффективный способ работы. В его процессе можно наладить контакт и совместно найти способы влияния на ребенка. Протоколы бесед с родителями учащихся фиксируют процесс общения, возникающие вопросы и ответы на них.
Правила
Индивидуальное общение — сложный вариант, ведь в процессе решаются проблемы, связанные с нарушениями дисциплины, конфликтами. Метод делится на этапы:
- Педагог обосновывает тему для обсуждения.
- Предоставляется материал для обсуждения (выписка из журнала, рассказ о происшествии).
- Вопросы педагога, помогающие высказывать свое мнение, обобщать и делать выводы.
- Формулировка решения проблемы.
Правила проведения следующие. Беседа:
- должна носить проблемный характер;
- помогать искать ответы на проблемные вопросы;
- не превращаться в лекцию, когда говорит только учитель;
- давать возможность честно обозначать свое мнение;
- выявить имеющиеся мнения;
- помочь сделать правильный вывод.
Целесообразно проводить встречи вне уроков.
Кто и когда их составляет
Протокол индивидуальной беседы с родителями неуспевающего ученика и другие становятся документом:
- первичным, помогающим требовать воплощения упомянутых в нем мероприятий;
- оправдательным — в конфликтных ситуациях.
Оформляется в свободной форме. Нужно отразить информацию о:
- вопросах, которые обсуждались;
- предложениях;
- выработанных решениях.
Составляет протокол учитель, который проводит встречу.
Как составлять
Составить образец заполнения протокола беседы с учащимися или родителями — несложно. Строгой формы законодательно не установлено. Учитель может писать на листах А4 от руки или заполнять документ на компьютере.
«Шапка» включает информацию о:
- наименовании учебной организации;
- наименовании мероприятия;
- дате и месте проведения;
- ФИО участников как со стороны школы, так и со стороны семьи.
Раздел «Содержание беседы» включает сведения о вопросах, обсуждаемых на встрече, и выработанных предложениях. Сюда же включается информация о запланированных шагах.
Заключительная часть состоит из:
- подписей участников мероприятия;
- информации о лице, записавшем ход процедуры;
- сведения о количестве страниц и экземпляров.
Готовый документ подписывают представитель учебного учреждения и представитель семьи.
Как и сколько хранить
Приказ Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 (пункт 18 перечня) устанавливает необходимость хранить протоколы постоянно.
Их оформляют в отдельную папку, брошюруют, сшивают. Располагаются они снизу-вверх, то есть по датам — новые будут находиться сверху.
Необходимо оформить титульный лист с наименованием папки, указанием числа листов в ней.
В течение учебного года протоколы хранит учитель, по окончании оформляет в один документ, который заверяется печатью и подписью директора.
Образец протокола беседы с учеником
Образец протокола беседы с неуспевающим учеником
с учащимся ________ класса
Ф. И. __________________________________________________________
Дата _________________ Классный руководитель ____________________
Отсутствие успеваемости по основным учебным предметам: на уроках не работает, не имеет тетрадей для работы на уроке, не выполняет домашние задания, учебников на уроке не имеет.
Регулярные опоздания, пропуски занятий по неуважительной причине.
Получить консультативную помощь преподавателей, дополнительные задания по указанным предметам в течение двух учебных дней.
Установить со стороны родителей й контроль качества учебной деятельности, обеспечить контроль систематического выполнения домашних заданий.
Источник
"Индивидуальная работа с учащимися как средство повышения качества обучения "
Теоретический материал для методического объединения учителей начальных классов, по теме " Неуспевающие дети". Приложение: план работы со слабоуспевающимиуспевающими, анкета анализа успеваемости.
Просмотр содержимого документа
«»Индивидуальная работа с учащимися как средство повышения качества обучения «»
Индивидуальная работа с учащимися как средство повышения качества обучения
Неуспеваемость – это результативность школьного обучения, несоответствующая нормативным критериям и являющаяся следствием неспособности ребенка полноценно освоить учебный материал и выполнять учебные задания.
Русский советский философ, педагог и психолог Павел Петрович Блонский, составляя общую типологию школьников, выделил типы неуспевающих школьников.
Первый тип он назвал «плохой ученик». Для учеников данного типа характерны следующие черты:
1) ученик задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит;
2) работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы);
3) не подмечает своих неудач и трудностей;
4) не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу;
5) либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно;
6) индифферентно относится к результатам работы. Указанные черты неуспевающего школьника характеризуют его деятельность в учебном процессе, поэтому могут быть использованы в определении неуспеваемости.
Другой выделенный тип назван патологическим – это эмоциональные, часто имеющие неудачи в учении школьники, встречающие специфическое к себе отношение окружающих.
Они заявляют «не могу» до начала работы, нуждаются в одобрении со стороны окружающих, тяжело переносят трудности и неудачи.
Жалобы неуспевающих детей:
1. Хроническая усталость.
2. Сонливость в дневные часы.
3. Пассивность на уроках из-за плохой подготовки дома.
4. Отказ от умственного напряжения.
5. Нестойкость интересов.
Среди психологических причин неуспеваемости выделяются следующие:
несформированность приемов учебной деятельности;
недостаточное развитие психических процессов (главным образом – мыслительной сферы).
Ребенок приходит в школу и сталкивается с необходимостью выполнять новую для себя учебную деятельность.
Он не всегда готов самостоятельно найти правильные приемы работы.
Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:
1) не способен устанавливать причинно-следственные связи;
2) не может организовать свое время;
3) не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.
Неуспевающие дети часто отвлекаются, очень подвижны, неусидчивы, быстро утомляются и у них медленный темп работы; они часто конфликтуют со сверстниками, учителями, отказываются от усилий в учебной деятельности.
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
Программа работы с неуспевающими детьми
ЦЕЛЬ: Повышение качества образования отдельных учащихся и школы в целом, защита прав учащихся,педагога, создание благоприятного микроклимата школы.
Выявление возможных причин снижения успеваемости и качества ЗУН учащихся.
Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости.
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ.
Проводить диагностику учащегося в начале учебного года с целью выявления уровня обучаемости ребенка.
Использовать на уроке различные виды опроса (устный, индивидуальный, письменный и т.д.) для объективности результата.
Регулярно и систематически опрашивать, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.
Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки ответа, чтобы учащийся мог их устранять в дальнейшем).
Учитель после первичного контроля знаний должен отрабатывать тему на уроке с учащимися, показавшими низкий результат, после чего можно проводить повторный контроль;
Учитель не должен опрашивать ученика или давать ему контрольную работу в первый день занятий ( после отсутствия в школе по болезни или уважительной причине)
Учитель должен в случае затруднения дать ему консультации.
Учитель должен выставлять полученные учащимися неудовлетворительные оценки в дневник с целью своевременного контроля со стороны родителей.
Учитель должен дать возможность учащимся сдать пройденный материал в виде проверочной работы или собеседования не менее чем за неделю до окончания четверти;
Учитель должен поставит в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о понижении успеваемости учащегося;
Учитель не должен снижать оценку ученику за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия на ученика;
Только при выполнении всех пунктов учитель имеет право выставить учащемуся за четверть неудовлетворительную оценку.
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося.
(методы работы: анкетирование ученика, анкетирование родителей, собеседование)
-Возможные причины неуспеваемости:
-Недостаточная работа дома
-Нежелание учить предмет
-Недостаточная работа на уроке
-Необъективность выставления оценок на уроке
-Предвзятое отношение учителя на уроке
-Большой объем домашнего задания
-Недостаточное внимание учителя
-Высокий уровень сложности материала
Другие причины
В случае пропуска учеником уроков классный руководитель должен провести с ним индивидуальную работу по выявлению причин отсутствия, немедленно проинформировать родителей об успеваемости ученика через запись в ученическом дневнике или иным способом.
В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или недостаточной работы на уроке классный руководитель обязан провести профилактическую работу с родителями.
В случае указания учащимся на завышение объема домашнего задания классный руководитель обязан решить этот вопрос.
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА.
Ученик обязан выполнять домашние задания, письменные задания своевременно представлять учителю на проверку.
Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.
Ученик, пропустивший урок без уважительной причины, обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения может обратиться к учителю за консультацией.
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником, его посещаемость.
Родители обязаны помогать ребенку в случае его длительного отсутствия по болезни или другим уважительным причинам в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем
Родители ученика в случае затруднения имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, администрации школы, психологу
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Повышение уровня успеваемости учащихся.
Повышение качества знаний учащихся.
Повышение мотивации к учению.
Для мотивации, для того, чтобы вызвать у младших школьников неподдельный интерес к уроку, помогает использование разнообразных дидактических игр
должны учитывать дидактические требования к уроку, а именно должна носить обучающий характер, иметь дидактическую цель и быть связанной с материалом урока.
Для развития интеллекта используются интеллектуально-развивающие игры — разного рода головоломки, шарады, ребусы. Среди подобных игр наиболее популярны у учеников начальной школы игры в загадки.
Игры «на превращение слов». ( из большого слова составить другие слова, поменять местами слоги, убрать звук, или добавить для образования нового)
Такие игры развивают у учеников орфографическое чутьё, позволяют предупредить некоторые ошибки, и, конечно же, даёт возможность повторить и закрепить правила грамматики. Подобные игры направлены и на развитие речи.
С целью повышения эффективности обучения, для предупреждения отставания в учёбе и неуспеваемости учитель должен придавать особое значение целенаправленному развитию познавательного интереса.
Особенно важен для формирования познавательного интереса у учащихся подбор образного, яркого, занимательного учебного материала, добавление этого материала к общему роду учебных примеров и заданий. Использование этого метода позволяет создать в классе атмосферу эмоциональной приподнятости, которая возбуждает положительное отношение к учебной деятельности. Помогает и проведение уроков в необычной форме, с использованием раздаточного материала, разрезных карточек, презентаций.
Формирование проблемных ситуаций делает учебное занятие интересным и занимательным.
Значительно стимулирует желание учиться интересные практические занятия, экскурсии, наблюдения, а также активное участие детей
На занятиях очень важно организовывать различные виды самоконтроля и взаимоконтроля: предоставлять учащимся право спрашивать своих одноклассников. Можно дать возможность ученикам составлять самим тексты диктантов, диктовать их, проверять самостоятельные работы друг друга, давать задания соседу по парте, объяснять задания, составлять презентации и делать сообщения. Соревновательный момент тоже может побудить учеников, например, диктант составляет тот, кто лучше выполнил какое-либо задание.
Большую помощь в организации индивидуальной работы оказывают карточки разной сложности, памятки, карточки-помогайки, алгоритмы по всем изучаемым темам уроков русского языка, математики, окружающего мира. Использование карточек повышает не только интерес детей к работе на уроке, но и помогает систематически учитывать уровень знаний школьника, характер их затруднений в изучении учебного материала.
Рекомендации, которые необходимо помнить при работе со слабоуспевающими учениками:
1. Во время опроса «слабоуспевающих» учеников необходимо дать им алгоритм ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при выполнении домашнего задания; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать краткие предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.
2. Помогать последовательно изложить материал, задавая ученикам наводящие вопросы, если есть такая возможность.
3. В обязательном порядке проверять усвоение материала по темам тех уроков, на которых ученик отсутствовал по какой-либо причине.
4. Создавать атмосферу доброжелательности в ходе опроса и при анализе его результатов.
5. Учитывая особенность «слабоуспевающих» учеников, а именно, нежелание задавать вопросы тогда, когда что-то неясно, в процессе изучения нового материала следует обращать внимание учеников на наиболее сложные разделы изучаемой темы. Необходимо чаще обращаться к ним с вопросами для выяснения понимания им учебного материала, стимулировать вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
6. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим ученикам рекомендуется давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при устных ответах или в письменных работах.
7. Почаще хвалите учеников, особенно это важно эмоционально-зависимым ученикам. Необходимо отмечать положительные моменты в их работе, затруднения и указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
Источник
Индивидуальная воспитательная работа с учащимися
Главная задача работы с подростками состоит в умении понять новые требования общества к вступающим в самостоятельную жизнь подросткам, помочь им найти свое достойное место в мире взрослых, минимизировать трудности приспособления, уберечь от неверного пути.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная воспитательная работа с учащимися»
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ,
Главная задача работы с подростками состоит в умении понять новые требования общества к вступающим в самостоятельную жизнь подросткам, помочь им найти свое достойное место в мире взрослых, минимизировать трудности приспособления, уберечь от неверного пути.
Ребенок – центральная фигура в любом образовательном учреждении. От его духовных, морально-нравственных, деловых качеств зависит его дальнейшая жизнь. В связи с этим возрастает значение и необходимость активной, действенной, целенаправленной и систематической воспитательной работы
Одной из составляющих в воспитательном процессе является индивидуально-воспитательная работа. В этом важном деле каждый педагог должен определить степень своего участия в воспитательном процессе, в работе с подростками.
Индивидуальный подход в воспитательной работе – это не простое общение с детьми, это педагогической искусство, педагогическое мастерство. Выполнение этой задачи во многом зависит от умения педагога организовать и вести индивидуально-воспитательную работу, терпения и желания достичь конкретного результата. Знание индивидуальных особенностей подростков помогают качественно решить воспитательные задачи. Правильно организованная индивидуальная работа способствует формированию нравственной культуры, способности к самоорганизации.
Для умелого прогнозирования воспитательного процесса, достижения определенного уровня воспитанности подростков необходимо изучить и знать причины их поступков, научиться управлять их поведением. Успех в воспитательной работе зависит во многом от того, сумеет ли педагог при выборе средств воздействия на подростка найти ключ к уму и сердцу, учесть присущие конкретному подростку черты характера, психологические особенности, жизненный опыт, помочь раскрыть и реализовать свои возможности.
Под индивидуально-воспитательной работой понимается система психолого-педагогических воздействий по отношению к каждому подростку, направленная на максимально целесообразный учет его возрастных, социальных и индивидуально-психологических особенностей в целях всестороннего развития.
Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы формируются:
на основе всестороннего знания и учета индивидуальных особенностей воспитанников, изучения его личностных качеств, его сильных и слабых сторон (психолого-педагогическая характеристика, наблюдение, беседы с учеником, тренером, родителями);
осуществляется выбор оптимальных форм, методов, приемов психолого-педагогического воздействия в целях формирования у подростка необходимых положительных качеств и их дальнейшего развития, оказания помощи в выявлении причин имеющихся у них недостатков;
систематический анализ достигнутых результатов.
Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы:
Создать психолого-социальные условия для успешной адаптации воспитанников училища.
Выявление психологических и социальных причин нарушения межличностных отношений воспитанников (если такие имеются).
Организация и проведение мероприятий по коррекции нравственных представлений воспитанников, изучение особенностей личности:
Изучение личностных особенностей учащихся
Диагностика развития личности.
Коррекция чувства неполноценности, неуверенности в своих силах, стабилизация самооценки.
Помощь в преодоление проблем, связанных с особенностями подросткового возраста.
Помощь в овладении методами самовоспитания, развития самостоятельности.
Развитие форм, средств и способов общения.
Работа по преодолению детских поведенческих проявлений в раннем юношеском возрасте.
Повышение мотивации к учебе и умственному труду.
Помощь в повышении уровня воспитанности
Помощь в овладении новыми знаниями.
Тесная работа с тренером и учеником, взявшим обязательства по предметам.
Психолого-педагогическое просвещение родителей и тренеров.
Консультационная работа с педагогами, родителями, тренерами, воспитанниками.
Основные принципы индивидуальной воспитательной работы:
Повседневное внимание каждому подростку, сочетаемое с высокой требовательностью и заботой о его жизни, быте, досуге. Все требования должны быть конкретными, понятными и определенными.
Органически сочетаться с уважением к воспитанникам
Соблюдение чувства меры в критике недостатков воспитанника и опора на его положительные качества. Критика должна быть принципиальной, доброжелательной. Критиковать можно поступки, но не личность.
Подход к подростку должен быть с “оптимистической гипотезой”, глубокой верой в него.
Недопущение стихийности и самотека в отборе и использовании путей и средств в решении воспитательных задач.
Оперативно реагировать на поведение каждого воспитанника.
Оперативно изменять формы и методы воздействия на личность при необходимости;
Планомерность в деле оказания воспитательного влияния на подростка.
Преемственность и согласованность воспитательных воздействий.
Методы и формы индивидуальной воспитательной работы.
Методы воспитательного воздействия – это конкретные пути и способы достижения определенной цели, совокупность средств, приемов, способов воздействия на сознание, чувства, волю, поведение с целью формирования необходимых качеств.
Индивидуальная воспитательная работа ведется по следующим направлениям:
Изучение документов личного дела.
Ознакомительная беседа. В ходе беседы необходимо показать дружеское расположение к воспитаннику, проявить искренний интерес, поощрять стремление подростка рассказать о себе.
Непосредственное изучение осуществляется в ходе беседы, наблюдения, смоделированной ситуации, совместной деятельности.
Психологическое изучение и рекомендации по совместной воспитательной работе с подростком.
Использование наказаний: порицание, выговор.
Учет нарушений ПВР.
Немедленное реагирование на нарушения поведения.
Использование поощрений: благодарность, похвальная грамота, звонки тренеру и родителям.
Групповые психологические (с психологом) и воспитательные занятия (тематические классные часы, диспуты, общешкольные мероприятия)
Вовлечение в занятия по интересам (поручения).
Моделирование проблемных ситуаций.
Общие классные: дела: трудовые дела, культурно-массовые мероприятия, проведение досуга.
Характер бесед зависит от обстоятельств: ознакомительная, решающая воспитательные задачи, экстренная. Ознакомительную беседу проводит психолог, воспитатель. У каждого педагога свои цели беседы: получить впечатление о семье, уровне семейных отношений, о сформированности познавательных способностей, уровне воспитанности, состоянии психо-эмоциональной сферы, личностных качеств воспитанника, мотивации к учебе.
Индивидуальная работа ведется планово. Это позволяет систематизировать работу с воспитанниками, не упустить из поля индивидуального воздействия ни одного подростка. Индивидуальная работа ведется в соответствии с определенными маршрутами для каждого воспитанника, графиком индивидуальной работы. Попутно идет и групповая работа по привитию нравственных качеств, обучение этическим нормам, воспитание правовой культуры, сотрудничества, осуществляется патриотическое воспитание во время групповых воспитательных мероприятий.
Воспитатель прослеживают динамику изменений в поведении, эмоциональном состоянии, развитии познавательных способностей, повышению уровня воспитанности и т.д. Такие характеристики вносятся в журнал индивидуальной работы с воспитанником. Воспитатели в характеристике учитывают следующие результаты наблюдений, изменений личностного роста:
Взаимоотношения в коллективе, с воспитателем, культура общения.
Отношение к внешнему облику, речевая культура.
Как ориентируется в различных жизненных ситуациях.
Как адаптировался в коллективе.
Преобладающие эмоциональные состояния.
Развитие волевых качеств.
Отношение к порученному делу
Отношение к учебе.
Отношение к родителям, родным.
Отношение к самому себе.
Изменения в поведении, достижения, что не удалось сделать.
Нарушения в поведении.
Воспитатель в своей характеристике, которая также заносится в журнал индивидуальной работы с воспитанником, учитывает следующее:
Как относится к учению? Проявляет ли интерес к занятиям, любознательность, творческий подход в учении.
Уровень развития познавательных способностей.
Способность работать самостоятельно
Причины плохой успеваемости: запущенность материала, неумение учиться, нежелание, отсутствие силы воли, лень.
Работоспособность на уроке.
Устойчивость познавательных интересов.
Методы коррекции на следующий период.
Психологическая характеристика ученика составляется по следующим направлениям:
Источник