Глагол. Задания и занимательный материал
Глагол говорить имеет один из богатейших синонимических рядов. Подберите к нему как можно больше синонимов. (Выражаться. Изъясняться, разглагольствовать, ораторствовать, шептать, твердить, бормотать, объяснять, проворчать, намекать, замечать, угрожать, растолковать, пролепетать, уверять и др.)
Игра «Конструктор»
Составь предложения со следующими глаголами:
Кружиться – кружится; лечиться – лечится; беспокоиться — беспокоится.
Графический диктант.
Ставим «плюс» если не с глаголом пишется раздельно, «минус» – если слитно.
1.Ненавидеть, 2.не видеть, 3.не любить, 4.невзлюбить, 5. не доставать (в значении «не дотягиваться»), 6. недоставать (в значении «быть в недостаточном количестве»), 7. не был, 8.несдобровать, 9. не угодить, 10. неволить.
Подберите форму несовершенного вида к глаголам.
Закопать и закапать – закапывать
Заснуть и засыпать – засыпать
Засолить и засалить – засаливать
Отрыть и оторвать — отрывать
Образуйте глаголы совершенного вида.
Расти, касаться, брать, дуть, срезать, решать, рассыпать, беречь, замечать, говорить.
Выделите в глаголах окончание. Вставьте пропущенные буквы.
Ветер стон…т, уха…т.
Листья верт…тся, порха…т.
Котёнок мурлыч…т, сворачива…тся клубочком.
Мальчик насвистыва…т, хохоч…т, дразн…тся.
Девочка причесыва…тся, смотр…тся в зеркало, прихорашива…тся
Игра «Пять минут со звездой»
Представьте себя ведущим программы «Пять минут со звездой». Героем программы может быть актер, спортсмен, писатель, политик, учитель и т.д. из вашего интервью остались только глаголы (необходимо придумать ведущему), которые отражают специфику его работы. Одноклассникам необходимо отгадать, кто был в гостях (род деятельности).
Ира «Корректор»
Помогите учителю исправить ошибки нерадивых учеников.
Ляжь в постель. Бежите скорее к врачу. Вылазь из воды скорее. Не ложи локти на стол. Едь летом на юг. Не одевай сегодня теплую шапку. Ездь в школу не на троллейбусе, а на автобусе. Я хотел закричать, но язык мой словно остолбенел. Я хочу написать самый памятный день в жизни. Следователь сказал версию. Повар делает обед. Телевидение играет большое значение в нашей жизни. Я очень люблю любоваться и рисовать природу.
Замените личные предложения безличными.
В этот день все работали хорошо. Мы не хотим уходить из весеннего леса. От волнения я долго не спал.
Лото «Антонимы»
Закончите пословицы антонимами-глаголами. Объясните смысл пословиц.
Мир строит, а война……..(разрушает).
Смелый побеждает, а трус…….(погибает).
Труд кормит, а лень……..(портит).
Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).
Лето припасает, а зима…….(подъедает).
Лентяй ест – греется, а работает -……..(мёрзнет).
Сумел завязать, сумей и …….(развязать).
Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).
Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).
Легко друга потерять, но трудно …..(найти).
По одёжке встречают, а по уму ……(провожают).
Запишите данные словосочетания, изменив вид глагола. Выделите суффиксы.
Преодолеть препятствия, укоротить платье, подыскать примеры, опрокинуть парты, рассмотреть картину, восстановить силы, раскрасить узор, запеть песню.
Орфоэпический бой
Баловаться, заняла, черпать, кашлянуть, начал, ободрил, поняла, ходатайствовать, закупорить, баловал, пломбировать, премировать, звонит, облегчить, дождалась, пережила, проспала, осведомиться.
Узелки на память
Рукопашному, кулачному бою русский язык обязан многими выражениями. Например, пословица лежачего не бьют, которая сейчас употребляется чаще всего в переносном значении, в «Указе» 1726 года еще формулируется как конкретное постановление любителям кулачных боев: «Кто упадет, лежащих никого не били бы».
Глагол быть
Всем известен этот глагол. Но вот употребляем мы его чаще всего в прошедшем времени: я был дома, мы были в зоопарке, она была занята. А в настоящем времени глагол быть мы почти никогда не употребляем, мы его пропускаем: я — спортсмен, ты — ученик, оно — насекомое. Правда, этот глагол встречается в изречениях вроде чревоугодие есть грех или это есть наш последний и решительный бой. Философы и математики тоже любят это слово: человек есть существо разумное, квадрат есть прямоугольник с равными сторонами. А во множественном числе они употребляют слово суть: люди суть разумные существа, квадраты суть прямоугольники. Слово суть, конечно, очень устаревшее слово, даже незнакомое для многих, а слово есть употребляется чаще: у меня есть собака, у них есть предложение, у нас есть родственники, и даже "спасибо мне, что есть я у тебя" (В. Вишневский). В общем, всё настоящее время глагола быть мы выражаем одной распространённой формой: есть. Все глаголы несовершенного вида при образовании будущего времени требуют, как правило, вспомогательного глагола: я буду ехать, ты будешь учиться. А глагол быть — единственный глагол несовершенного вида, который образует будущее время без вспомогательного глагола: я буду, ты будешь, они будут и т. д.
Глагол, в котором нет корня
Такой глагол существует в русском языке! Это глагол вынуть. В нём есть приставка вы-, формообразовательный суффикс -ть и словообразовательный суффикс -ну- (выражает однократность действия), а корня, как видите, нет! Он исчез в результате звуковых изменений, которые претерпело слово.
Недостаточные глаголы
Каждый, кто пользовался когда-нибудь глаголом победить, помнит своё недоумение: он победит, ты победишь, я. победю? Побежу? Побежду? Приходится употреблять заменяющую словесную конструкцию: я одержу победу или я стану победителем. У этого глагола отсутствует форма первого лица единственного числа, поэтому глагол является недостаточным. А недостаточным глагол победить стал по закону благозвучия. Но есть недостаточные глаголы, ставшие такими из-за смысла. Например, глагол вызревать. Мы можем сказать, что сыры вызревают, арбузы на бахче вызревают, но не можем — мы вызреваем, а значит, все личные формы этого глагола, кроме третьего лица, будут невозможны. И этот глагол недостаточный. В русском языке есть также глагол, который употребляется всегда только в одной форме — это глагол неймётся. У него нет никакого другого времени, и даже неопределённой формы.
Источник
Викторина по русскому языку "Глагол".
Глагол — одна из частей речи русского языка, описывающая действие.
В викторине всего 10 вопросов.
Проверьте себя, ответьте самостоятельно. После этого можете посмотреть правильные ответы.
Глагол — одна из частей речи русского языка, описывающая действие.
В русском языке у глаголов имеются следующие признаки:
- лицо
- число
- время
- наклонение
- род
- спряжение
В викторине всего 10 вопросов.
Проверьте себя, ответьте самостоятельно. После этого можете посмотреть правильные ответы.
Если знаний по русскому языку у вас не хватает, вполне можно записаться на курсы русского языка в академии семейного развития Р.И.Т.А.
Загляните на сайт академии и вы обязательно найдете занятие по душе для своего ребенка.
1.
Глагол — это часть речи, обозначающая .
а. признаки предметов
б. действие предметов
в. название предметов
2.
В неопределённой форме глагол отвечает на вопросы .
а. Что делал? Что сделал?
б. Что делаю? Что сделаю?
в. Что делать? Что сделать?
3.
Глагол настоящего времени отвечает на вопросы .
а. Что делал?
б. Что будет делать?
в. Что делает?
4.
Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы .
а. Что делал?
б. Что будет делать?
в. Что делает?
5.
Найди строку, в которой все глаголы первого лица.
а. Бегаешь, прыгаешь, скачешь
б. Бегает, прыгает, скачет
в. Бегаю, прыгаю, скачу
6.
Укажи строку, в которой все глаголы второго лица единственного числа.
а. Работаешь, загадывать, летел
б. Работаешь, загадываешь, летишь
в. Работает, загадывает, летит
7.
Выбери строку, в которой все глаголы третьего лица, единственного числа в настоящем времени.
а. Рисуешь, смотришь, веселишься
б. Рисую, смотрю, веселюсь
в. Рисует, смотрит, веселится
8.
Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по .
а. падежам
б. лицам и числам
в. по родам
9.
Изменение глаголов по лицам и числам — это .
а. изменение
б. спряжение
в. склонение
10.
Лицо и число глаголов можно определить по .
а. прилагательному
б. местоимению
в. другому глаголу.
Правильные ответы: ЗДЕСЬ. НАВЕДИТЕ КУРСОР.
Уважаемые читатели!
Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.
Материалы в архиве не помечены водяными знаками!
Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.
Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо.
Источник
Вопросы про глагол
Глагол интересные факты. «Глагол — удивительная часть речи»
Опубликовано СКВОРЦОВА СВЕТЛАНА ВИТАЛЬЕВНА вкл 26.09.2017 — 18:57
Данная работа была представлена на окружную конференцию «Я-личность». Заняли 1 место.
Скачать:ВложениеРазмер glagol-udivitelnaya_chast_rechi.docx 39.6 КБПредварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
Центральный Образовательный Округ №1
МБОУ «Хоринская СОШ №1 им Д.Ж.Жанаева»
конференция учащихся 4,5,6 классов
Интересные истории по всемирной истории. Для тех, кто совсем ничего не помнит
Игорь Данилов, Феликс Лурье «Всемирная история в таблицах: синхронистические таблицы, географические карты»
Для начала восстановления памяти об истории идеально подойдут различные хронологические таблицы. С их помощью будет удобно сопоставлять различные события, происходившие в одно и то же время. И тем самым учиться представлять мировую историю цельно. Такой подход не только удобен и интересен, но и помогает заложить основу: всё, что вы будете узнавать позже, вам будет проще встроить в собственную систему знаний об истории.
Чем дополнить. Ирина Трещёткина «Всемирная история в таблицах и схемах» — неплохой сборник разнообразных объяснительных схем, которые помогут лучше понять мировую историю.
Библия интересные моменты. 10 моментов из Библии, которые вызывают много споров
Пожалуй, в мире нет другой такой книги, в которой находят столько противоречий, как в Библии. Между атеистами, археологами и религиоведами постоянно ведутся бурные споры, и главный из них – можно ли расценивать Книгу Книг как достоверный исторический источник.
Вопросы и ответы о COVID-19. Как долго SARS-CoV-2 живет на поверхностях? Могу ли я получать посылки по почте?
Ответ на этот вопрос менялся за последние недели, но, согласно последним публикациям, вирус сохраняет жизнеспособность в течение трех часов в воздухе, до одного дня на картоне и до трех (и даже более) дней на некоторых твердых поверхностях вроде пластика и нержавеющей стали. Также показано, что SARS-CoV-2 эффективно инактивируют рекомендованные ВОЗ спиртосодержащие гели для дезинфекции рук (статья пока находится на сайте препринтов bioRxiv ). То, что человек может заразиться при контакте с поверхностью, на которой есть вирус, пока не доказано, поскольку основным методом распространения является непосредственное заражение от другого человека. На всякий случай рекомендуется дезинфицировать различные поверхности. Сколько вирус «живет» на ткани (например, на одежде), пока не ясно.
Источник
Викторина по теме "Глагол" 6 класс
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)
Цели: Расширять знания детей в области русского языка, повышать уровень языкового развития детей; приобщать детей к умению работать с большими толковыми словарями; развивать творческую инициативу каждого участника игры, совершенствовать коллективный навык работы; развивать интерес к русскому языку, как предмету.
Оборудование: Плакаты с изображением лиц мальчика и девочки; плакаты с изображением Инфинитива; таблички со словами; листы бумаги, ручки.
Учитель: Ребята, освоить знания о глаголе — трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Сегодня мы проведем с вами конкурс знатоков русского языка , который поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словом «глагол». (Ребят разделить на две команды, выбрать капитанов, жюри- учащихся отличников)
1 этап «Ум, хорошо, а два лучше».
Игроки каждой команды по цепочке передаёт друг другу листок бумаги, на котором записаны глаголы, и образовывают от данных глаголов 2-е лицо и неопределенную форму. Например: стираю-стираешь-стирать. Кому попадает выделенное слово, должен с ним составить предложение.
1 команда: Жгу, пеку, охочусь, подойду, выращиваю, ухаживаю, оберегаю, привлеку, благодарю, забочусь.
2 команда: Кладу, принесу, надеваю, приеду, припасу, смеюсь, одеваю, отвлеку, переплету, сею.
2 этап «Поиграем в обгонялки».
Игроки по очереди выходят к доске, записывают слово, делают его разбор по составу и образуют от них 3-е лицо единственного числа и неопределенную форму. Поставить ударения.
1 команда: Кружишься, держишься, стараешься, надеешься, сомневаешься.
2 команда: Борешься, занимаешься, отправляешься, заботишься, наслаждаешься.
3 этап — конкурс капитанов «Спрятанное слово».
Впишите по горизонтали глаголы в неопределенной форме согласно кратким толкованиям, и в выделенном вертикальном столбике вы прочитаете название этой части речи.
1. Обнести оградой; защитить от чего-либо. 2. Зачерпнув жидкости, брызнуть на кого-либо. 3. Антоним слова расплести . 4. Синоним слова попотчевать . 5. Убрать сор веником. 6. Синоним слов сверкать, светиться .
Учитель: А пока наши капитаны трудятся , мы с вами посмотрим сказку об Инфинитиве.
АВТОР: В некотором царстве, языковом государстве жил был Инфинитив. Лежал он веками на полатях в своем тереме, время шло, а он о нем и понятия не имел, о лицах — тоже. Никто к нему на огонек не заглядывал, ни с кем он дружбу не водил. Были когда-то, правда, у него друзья – Имя существительное и местоимение, с которыми он даже в родстве состоял. Но потом отдалился от них, перестал общаться, а сейчас и вовсе не признает их родственниками. Не с кем Инфинитиву и словом перемолвиться. Была когда-то в тереме Печь, да и та однажды сбежала, не вынесла скуки».
ПЕЧЬ: Я жить хочу! Хочу пироги печь, гостей принимать, своим пеплом людей согревать, а не влачить жалкое существование! Люди надо мною смеяться начали, потому как я невольно на тебя, лежебоку — Инфинитива, похожа стала! Вот, извольте, я уже могу выражаться только в вашей неопределенной форме, совсем разучились разговаривать».
АВТОР: И с этими словами ушла Печь, куда глаза глядят.
Много ли, мало ли времени прошло, но стал Инфинитив тосковать да на судьбу свою сетовать:
ИНФИНИТИВ: Есть у меня и совершенный вид, и несовершенный, да что толку? Совершать-то нечего, да и не с кем!. Я и переходным быть могу, и непереходным, а какой в том прок? Переходить-то не на что! Разве что от скуки возвратным сделаться могу.
АВТОР: И так Инфинитиву стало жалко самого себя, что от жалости этой он горько заплакать… то бишь, заплакал.
И вот в одно прекрасное утро слышит Инфинитив за окном стук да гром великий.
ИНФИНИТИВ: Кто стучать? Что греметь?
ПЕЧЬ: Здравствуй, лежебока! Узнаешь меня? Говорить то совсем уж разучился? Лопочешь, ровно иноземец. Да выходи на двор, не бойся! Гляди, хорошо-то, как: солнышко светит, трава растет, цветы цветут…
ИНФИНИТИВ: Как это- растут… цветут… Расти, цвести – ты хотеть говорить, сказать?
ПЕЧЬ (Грустно) : Ну вот, и наклонения свои забыл уже начисто. Да ведь цветы действительно растут, и цветут сейчас, и всегда расти, и цвести будут. Да ты наклонись, понюхай — как они прекрасно пахнут!
ИНФИНИТИВ: Как это – наклонись? Я не понимаю!
ПЕЧЬ: Вот задача! Ну, как тебе объяснить повелительное наклонение? Я велю тебе: наклонись, а ты не наклоняешься. Тогда я прошу тебя: наклонись, пожалуйста! И ты, если не забыл вежливые формы обращения, теперь уж должен наклониться. Наклониться и понюхать цветы.
ИНФИНИТИВ: (Смущённо). Я бы наклонился, да… отвык уже.
ПЕЧЬ: Отвык! Еще бы не отвык! Ты посмотри на себя! На кого похож?! Толстый. Неповоротливый стал от лени. Какая-то неопределенная форма! Будут теперь тебя звать Инфинитив — Неопределенная форма!
ИНФИНИТИВ: Да я бы… я бы… с удовольствием наклонился…
ПЕЧЬ: Ну вот! Ты уже сослагательное наклонение вспомнил, молодец! Знаешь что: бросай ты свой старый терем, поедем по белу свету! Емеля на царевне женился, у меня теперь свободное место. Но учти: рассиживаться на себе долго я не дам. Поездишь, бел свет повидаешь, с другими частями речи познакомишься – за работу. Идет?
ИНФИНИТИВ: Кто идет? Куда идет?
ПЕЧЬ: Поглупел ты, однако, в одиночестве да в безделии. «Идет»- это значит «согласен». Ясно?
ИНФИНИТИВ: Ясно! Согласен! Пора мне, действительно, определяться да за дело приниматься. Поехали!
АВТОР: И поехал Инфинитив в люди. Давно уже его перестали лежебокой считать. Таким работягой стал, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
Учитель: Вот и мы с вами сейчас будем работать! Итак, начнем!
4 этап «По щучьему велению, по моему хотению…»
Игроки по очереди тянут карточки со словами и у доски выполняют задание:
« Превратите с помощью приставок непереходные глаголы в переходные и подберите к ним подходящие по смыслу существительные в винительном падеже без предлога. Например: работать — обработать деталь»
Плыть, ехать, спать, бежать, лететь, лежать.
5 этап «Будьте внимательны. »
Команды получают листочки с заданием и в течение 1 минуты выполняют.
« Исправьте ошибки глагольного управления в словосочетаниях и с исправленными составьте краткие предложения»
Настоять на пересмотре дела, призывать о помощи, смириться перед неудачей, разъяснить о вреде курения, отдать все силы для работы, преклоняться его авторитету.
6 этап «Кто больше?»
За 1 минуту команды должнв подобрать и записать как можно больше возвратных глаголов по каждой из смысловых групп.
- Действие совершает над собой само лицо.
- Взаимность действия.
- Свойства живых существ и растений.
1)Различные чувства, переживания
2)Процессы и свойства предметов
3) Различные состояния человека
7 этап «Сказано – сделано»
Какая команда запишите больше глагольных пар, вид которых различается:
1) — ва-; (Например: наливать- налить)
2) — ыва- (-ива-) — -и- (Например: отвинчивать- отвинтить);
1) — а- ( Например: спать- спасти);
2) — ыва-(-ива-)- -а- ( Например: рассказывать- рассказать)
8 этап «Кто грамоте горазд, тому не пропасть!»
Раскройте скобки, вставьте пропущенную букву.
Если наука (н..) приносит пользы, она похожа на лекарство, которое (н..) излечивает.
Худо тому, кто ( н..) делает добра (н..) кому.
Преподаватель географии (н..) мог (н..) поделиться в классе впечатлениями о своей поездке.
(Н..) льзя было (н..) признать в нем хорошо воспитанного человека.
Заключительное слово учителя:
Глагол – очень важная часть речи. Она стоит на 3 месте после существительных и прилагательных по частоте употребления. Без глаголов наша речь будет неполной и бедной. Я думаю наш сегодняшний конкурс закрепил ваши знания. Умения и навки по теме «Глагол».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математическая викторина 9-10 классы
Занимательные вопросы по истории математики для недели математики.
Данная викторина может использоваться для учащихся 6 – 8 классов Предполагается наличие жюри, которое можно составить из одноклассников или учащихся старших классов. По усмотрению учител.
Викторина по растениям для учащихся 6-ых классов. Конкурсы включают как учебный материал, так и вопросы, находящиеся за рамками учебной программы, расчитанные не только на знание биологии, но и на лог.
Урок-викторина по теме «Класс Млекопитающие».
Урок обобщения в 7 классе по теме «Класс Млекопитающие» в игровой форме.
Разработка содержит материалы для проведения математической викторины в 5 классе.
Презентация ( викторина 5-6 классы) » Здоровье и спорт во Франции», 7-9 классы » Спорт во Франции»
Материал можно использовать на уроках в рамках темы » Спорт» или » Здоровый образ жизни» , а также как внеклассное мероприятие для 5-6 и 7-9 классов.
Викторина для 6 класса по теме «Великобритания» ( учебнику Вербицкой для 6 класса Forward Part 1 Unit 3)
Источник
Что такое глагол – объясняю простыми словами, что это за часть речи, какие у нее есть постоянные и непостоянные признаки
Глагол – это самостоятельная часть речи, то есть к нему всегда можно задать вопрос и у него есть лексическое значение.
Глаголы обозначают действия в широком смысле.
- Действие, которое кто-то делает: читать, работать, играть.
- Мысли и чувства: думать, тосковать, надеяться, восхищаться,
- Состояния природы: вечереет, смеркается, светает.
Содержание
Постоянные морфологические признаки глаголов
Вид. Он бывает совершенный и несовершенный. Вид обозначает отношение действия к его пределу. Несовершенный вид – это когда действия «бесконечные». Смотрите: читать, плавать, выть, молиться, дремать – ни о какой «предельности» речи нет.
А вот у глаголов совершенного вида действие всегда «конечное»: прочитать, помолиться, проплыть, взвыть, подремать. Чувствуете «конечность», «предельность» этих действий? Прочитал и всё. Взвыл и всё. Подремал и всё.
Как быстро запомнить
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»: ждать, думать, верить. Глаголы Совершенного – «что Сделать?»: переждать, поверить, передумать. Если в вопросе есть буква «с» – значит вид совершенный.
Спряжение. Глагол относится либо к первому, либо ко второму спряжению. Определяйте всегда вот по такому плану:
- Посмотреть на личное окончание (не на окончание инфинитива), если оно ударное.
- Если там -ит, -ишь, -им, -ите, -ат, -ят – второе спряжение.
- Если там -ет, -ешь, -ем, -ете, -ут, -ют – первое.
- Посмотреть на окончание инфинитива, если личное безударное.
- Если там есть -и (вопить, грустить) – спряжение второе. Если там другая буква – первое (читать, петь).
К первому спряжению еще относятся глаголы брить, стелить. А ко второму – вот эти 11 исключений:
Слышать, видеть и обидеть,
Гнать, держать и ненавидеть,
И дышать, смотреть, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Переходность. Если у глагола есть зависимое слово в винительном падеже без предлога – он переходный. В остальных случаях непереходный. Примеры:
- Читать (что?) книгу – есть дополнение в винительном падеже без предлога, глагол переходный.
- Смотреть в окно – есть предлог, поэтому сразу непереходный.
- Сидеть на скамейке – здесь и предлог, и существительное в предложном падеже, поэтому о переходности вообще речи нет.
Про падежи
Вот статья про косвенные падежи существительных – загляните, она очень маленькая. Я там рассказываю, как их легко запомнить, чтобы не путать.
Возвратность. Если есть постфикс -ся – глагол будет возвратным. То есть он «возвращает» действие на того, кто его производит: кот умывается, девочка причесывается. Подробнее – в статье про возвратные глаголы.
Непостоянные признаки
Наклонение. Одно из трех: изъявительное, сослагательное, повелительное. Изъявительное – обозначает действие, которое происходит «наяву», то есть реально: мальчик читает, дельфин прыгает, дюймовочка спит.
Два других обозначают «ирреальные» действия – то есть в реальности ничего не происходит.
Сослагательное – это глагол с частицей «бы»: «проработал бы, но…» – то есть в реальности никто так и не работал.
Повелительное – кто-то кому-то приказал, повелел что-то сделать. Но это не значит, что действие реально сделано: читай – не факт, что он прочитает, наливай – не факт, что нальет, пойте – не факт, что они будут петь.
Время. Оно есть только у глаголов в изъявительном наклонении. Потому что если действия как такового нет (в сослагательном и повелительном наклонении), то не может быть и времени. В изъявительном наклонении время может быть настоящим, прошедшим и будущим.
Про синтаксическое и морфологическое время
В школе этого нет, но на олимпиадах может быть. Морфологическое время – это время глагола, например прошедшее – читал, будущее – буду читать, настоящее – читаю.
Синтаксическое – это время, на которое указывает предложение в целом. Морфологическое время может быть прошедшим, а синтаксическое настоящим: «Вот вчера иду я, значит, по улице, смотрю по сторонам…» – морфологическое время настоящее (иду, смотрю), а синтаксическое – прошедшее, потому что «вчера». То есть я вчера шел и смотрел.
Число. Может быть множественным или единственным: я ем – единственное, они едят – множественное.
Лицо. Лиц три:
- Первое – Я, Мы.
- Второе – Ты, Вы.
- Третье – Он, Она, Оно, Они.
Чтобы определить лицо, надо подставить нужное местоимение: «Хорошо поете» – «Хорошо Вы поете» – второе лицо. «Сегодня весь день работаю, устал уже» – «Сегодня Я весь день работаю, Я устал уже» – первое.
Про безличные глаголы
Это когда лица нет и никакое местоимение подставить нельзя: тошнит, знобит, мутит. Это происходит как-то само собой, никто конкретно действия не производит. Или: вечереет, смеркается – то же самое. Или из Лермонтова: «И верится, и плачется» – он подчеркивает, что действия совершаются как-то сами по себе, без его на то воли.
Род. Мужской, женский или средний. Есть только у глаголов в прошедшем времени: он читал, она читала, оно читало. В настоящем и будущем временах род определить нельзя. Смотрите: он/она/оно читает, будет читать.
Чем глагол является в предложении
Может быть очень разными членами предложения:
- : Жить – Родине служить. Жить – подлежащее, отвечает на вопрос «О чем говорится в предложении?» : самая частая синтаксическая роль: Я жду, Я устал ждать. Жду, устал ждать – сказуемые. : Он попросил меня (о чем?) принести воды. «Принести» здесь не будет сказуемым, потому что попросил он, а нести буду я – разные лица выполняют действия.
Это была общая статья про глагол. Я скоро выпишу много других текстов про глаголы и поставлю сюда ссылки.
Уже сейчас можете читать статьи про две формы глагола: причастие и деепричастие.
Источник