«Использование результатов оценочных процедур (ГИА, ВПР) в повышении качества образования, в совершенствовании основных образовательных программ»
Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что измерение учебных достижений учащихся необходимо не только для целей мониторинга, но и для повышения качества образования. Данные о достижениях учащихся могут быть использованы для принятия решений, обеспечивающих выработку разнообразных образовательных стратегий, направленных на обеспечение равных возможностей обучения всем учащимся. К таким стратегиям могут быть отнесены: разработка и внедрение программ повышения эффективности преподавания и обучения в общеобразовательных учреждениях, выявление наименее подготовленных учащихся в целях предоставления им необходимой помощи, оказание соответствующей ресурсной, организационной и методической поддержки неэффективно работающим учителям.
Закон “Об образовании в Российской Федерации” (ст. 89, ст. 97), Государственная программа Российской федерации “Развитие образования” на 2013-2020 годы задают необходимость проведения мониторингов обучения, в том числе обеспечение функционирования внутренней оценки качества образования. Таким образом, оценочные процедуры должны быть внешними и внутренними.
Внешними процедурами ОКО являются:
1. Государственная итоговая аттестация (ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ-9, ГВЭ-11);
2. Всероссийские проверочные работы;
3. Международные исследования;
4. Национальные исследования качества образования – НИКО;
5. Исследования компетенции учителей;
6. Оценка директоров;
7. Мониторинговые исследования, проводимые региональными и муниципальными отделами качества образования (комплексные работы, контрольные работы по предметам, диагностические работы УО).
Все внешние процедуры ОКО являются четко регламентированными, их оценка независима, то есть эти процедуры — объективны. Один из ключевых вопросов при проведении оценки учебных достижений учащихся — это вопрос о том, каким образом могут быть использованы результаты различных программ оценки для повышения качества деятельности образовательной системы и улучшения результатов обучения школьников. Результаты оценочных процедур должны служить основанием для совершенствования преподавания учебных предметов; для повышения информированности, развития моделей родительского оценивания, принятия обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка. Внутренними процедурами ОКО являются:
1. процедуры, проводимые в рамках внутришкольного контроля;
2. анкетирование, опросы по удовлетворенности качеством образования участников образовательного процесса;
3. участие в дистанционных мониторинговых конкурсах
4. портфолио учащихся, педагогических работников.
Основным принципом системы оценки, форм и порядка оценивания качества образования обучающихся школы является сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования. Результаты внешней и внутренней оценок должны совпадать.
Общая схема оценки деятельности представляет собой цикл следующих последовательных действий:
1. Проведение оценочной процедуры. В школе №3 такие процедуры планируются ежегодно, вносятся в общий план школы и рабочие программы учителей. Для согласованности действий всех учителей создана система составления графика контрольных работ с использованием облачных технологий. В случае внутренней ОКО источниками контрольно-измерительных материалов являются диагностические работы сайта Статград, методические пособия к УМК, открытый банк заданий fipi.ru.
2. Анализ результатов. Подготовку школьного отчёта по итогам проведения оценки качества образования в соответствии с государственными образовательными стандартами проводит заместитель директора по УВР. Отчет содержит:
● краткую характеристику инструментария;
● характеристику популяции учащихся школы, принимающих участие в оценке;
● обобщённые результаты оценки достижений учащихся школы, в сравнение со средними показателями по муниципалитету и региону;
● результаты оценки индивидуальных достижений учащихся;
● анализ факторов, обуславливающих низкий результат;
● фиксацию основных проблем и обнаруженные тенденции.
В итоговом (годовом) анализе школы отслеживается результаты промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации, что позволяет выявить положительные тенденции и систему работы отдельных учителей, показывающих стабильные высокие результаты обучения.
3. Выявление учащихся, классов, демонстрирующих низкие результаты. Определение пробелов в знаниях по предмету. На основе школьного отчёта по итогам процедуры оценивания Школьные методические объединения учителей, учитель-предметник:
● проводят поэлементный анализ результатов выполнения учащимися заданий оценки
● выявляют пробелы в знаниях и умениях каждого учащегося
● формируют предложения по индивидуальной поддержке учащихся.
4. следующим шагом является Выработка и реализация мер поддержки, которые в результате должны привести к повышения качества знаний учащихся.
Администрация школы на основе поэлементного анализа результатов корректирует план методической работы и план повышения квалификации учителей; определяет возможные направления ресурсных вложений для поддержки качества обучения; учитывает полученные данные при проведении самооценки (самоанализа) и в обобщённом виде представляет данные в публичном докладе школы. Особое внимание уделяется корректировке плана внутришкольного контроля для отслеживания результативности работы учителя по ликвидации выявленных проблем. Социально-психологическая служба совместно с классным руководителем проводит обследование учащихся, оказывает содействие в решении проблем детям и подросткам, имеющим трудности в обучении, держит на контроле выполнение домашних заданий, посещаемость занятий, не реже одного раза в неделю осуществляет взаимодействие с родителями.
Учитель знакомит родителей обучающихся с проведённым поэлементным анализом результатов выполнения заданий оценки и выявленными пробелами в знаниях и умениях; и они совместно определяют, какую поддержку может оказать семья для восполнения выявленных пробелов и успешного обучения в школе.
Учитель планирует индивидуальную работы с учащимися, которая проводится в виде:
● индивидуальных дополнительных занятий;
● корректировки рабочей программы (в случае необходимости);
● выдачи дифференцированных домашних заданий, в том числе с использованием открытого банка заданий ГИА;
● проведения проверочных мероприятий по ликвидации проблемных моментов.
Учитель должен обратить внимание на проблемы в преподавании предмета и находиться в состоянии постоянного профессионального совершенствования. Учителя нашей школы используют такие формы повышения профессиональных компетенций, как дистанционные курсы повышения квалификации, внедряют в свою работу информационно-коммуникационные технологии при взаимодействии с родителями и учащимися, используют электронные формы учебников.
На сегодняшний день выявилась такая проблема. Количество внешних процедур ОКО ежегодно увеличивается, что позволяет провести качественный анализ состояния системы образования в школе. Поэтому необходимо говорить о корректировке планов оценочных процедур на муниципальном и школьном уровнях.
Система работы нашей школы, представленная кратко в докладе, позволяет нам повышать качество знаний учащихся и стремиться к высоким результатам.
-82%
Источник
Использование результатов процедур оценки ВПР в повышении качества школьного образования
Иванова, Г. Б. Использование результатов процедур оценки ВПР в повышении качества школьного образования / Г. Б. Иванова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14777/ (дата обращения: 09.07.2021).
Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Измерение учебных достижений учащихся необходимо не только для целей мониторинга, но и для повышения качества образования, совершенствования преподавания учебных предметов, для принятия решений о выборе образовательной траектории ребенка. Результаты оценочных процедур используются для решения задач, отражённых в основной образовательной программе школы, а также в целях повышения эффективности деятельности всего коллектива.
Среди процедур оценки качества школьного образования особое место занимает Всероссийская проверочная работа. Она подводит учебный материал к единому модулю. Преподавание в школах ведется по различным программам, но к концу учебного года все обучающиеся 5 класса должны выполнить единые нормативные задания.
Задания ВПР проверяют знания детей в различных областях языкознания. Это орфография, пунктуация, владение нормами каллиграфии.
Первое задание проверочной работы по критериям оценивания дает ученику наибольшее количество баллов — 9. Но, как показывают результаты выполнения данного задания, справляются с ним в полной мере не все. Максимальный балл в прошедшем учебном коду получили лишь около 20 % учеников класса. При списывании текста дети сталкиваются с различными видами орфограмм, изученными в школе к этому времени. Хорошо справляются с заданием те, у которых отработан навык вдумчивого отношения к написанию слова, которые умеют применять изученное правило на письме. В результате выполнения всей ВПР наибольшее количество баллов наберут ученики, получившие за первое задание наибольшее количество баллов. Таким образом, акцент в оценке данной работы сделан на грамотность ученика. Такой же принцип лежит и в оценке результатов ОГЭ по русскому языку: как бы хорошо ученик ни справился с заданиями, при наличии достаточно большого количества орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок он получит оценку не выше трех баллов.
Работая над повышением качества образования своих учеников, педагог должен помнить, что грамотное письмо лежит в основе всей его преподавательской деятельности.
Второе задание ВПР требует от ученика владения различными видами разбора: фонетическим, морфемным, морфологическим, синтаксическим. Каждый из этих разборов требует от ученика немалого объема знаний по данным разделам курса русского языка. Как показывают детские работы, преподавателю важно добиться от учащихся соблюдения единой формы в оформлении своих работ. Особенно это касается фонетического разбора, который может быть достаточно ясным и простым при определенных требованиях. Эти правила оформления хорошо известны преподавателям, знакомым с методикой Ю. Поташкиной, которая предложила такое сжатое оформление фонетического разбора. Сложен для детей и морфологический, и синтаксический разборы. Максимальные 3 балла за каждый вид этой работы получают не все. Улучшить результат по данному заданию поможет постоянный тренинг учеников на уроках. Лучше всего как можно чаще включать в домашние задания различные виды разборов. Осуществлять их коллективную проверку на уроках, грамотное проговаривание. Только систематическое повторение данной работы позволит детям уверенно подойти к выполнению заданий ВПР.
Среди заданий ВПР присутствует задание по орфоэпическим нормам. Результаты проверочной работы по данному заданию достаточно хорошие. Так в прошедшем учебном году 90 % учеников 5 кл. выполнили его правильно. Это одно из самых легких и одновременно самых уязвимых заданий. Уязвимое, потому что как жители сельской местности дети просто «окружены» местным диалектом и разговорными словами. Читательский опыт учеников еще мал, поэтому они привыкли воспринимать многие слова с нарушением орфоэпической нормы как правильные, верные. В учебниках русского языка немало слов, которые предлагаются для запоминания. Они помещены в рамки, выделены особым шрифтом. Но ученики потом легко их забывают и возвращаются к своему варианту произношения слова. Практика преподавания показывает, что хороший способ запоминания этих слов — проговаривание определенных стихотворных двустиший, куда включены «опасные» слова. Эти минуты проговаривания воспринимаются детьми как своеобразные веселые паузы в ходе урока. Стихи легко запоминаются, и дети без труда вставляют нужное слово для рифмовки строк. Хорошим подспорьем являются материалы О. В. Загоровской в сборнике «Культура речи в рифму».
Оценивая детские работы, учитель видит слабые места своих учеников и понимает, в каком направлении нужно ему усилить работу. Так задание 4 ВПР оказывается для многих детей непростым. Максимальный балл за него 5, но при написании ВПР такой результат показывают немногие. В нем требуется указать части речи слов в предложении, назвать отсутствующие части речи. С самостоятельными частями речи ученики справляются хорошо. Не ошибаются в определении имени существительного, глагола, местоимения, имени прилагательного. Трудность вызывает наречие и служебные части речи. По критериям оценивания необязательным является указание на числительное и междометие, все перечисленные выше части речи ученики знать должны. Здесь возникает противоречие между изучаемым программным материалом и материалом, включенным в задания ВПР. По программе Т. А. Ладыженской в начале года ученики вспоминают местоимение и его признаки, а потом подробно изучают имя существительное, прилагательное, глагол. Эти же части речи они хорошо помнят из начальной школы. О наречии в программе 5 класса не говорится ничего, о служебных частях тоже. Следовательно, учителю для получения хороших результатов по ВПР в течение учебного года нужно дать ученикам понятие о наречии, научить вычленять его среди других частей речи. Служебные части речи тоже пугают детей. Они с трудом различают их друг от друга, не видят их отличительных признаков и часто дают определение наугад. Поэтому на уроках учителю необходимо постоянно дополнять учебный материал теми вопросами, на которые делается акцент на ВПР.
Подготовка к ВПР должна осуществляться не накануне её написания, когда ученики обнаруживают в своих знаниях массу пробелов, а постоянно, ненавязчиво. На каждом уроке необходимо включать какую-то дополнительную учебную информацию, чтобы знания детей стали устойчивыми и прочными.
Среди заданий ВПР присутствует задание на умение отличать прямую речь от косвенной, видеть в предложении слова автора и собственно прямую речь. Данную тему ученики изучают в ноябре месяце. По программе отведен один час на прямую речь, один — на диалог. Поэтому перед учителем стоит задача сделать так, чтобы ученики к моменту написания ВПР в мае месяце помнили о том, как составляется схема такого предложения, как ставятся знаки препинания. Здесь хорошо помогает привлечение зрительной памяти детей, когда на последующих уроках на экране воспроизводятся красочные схемы с прямой речью, подкрепленные примерами. Данное задание как лакмусовая бумага, оно делит учеников на тех, кому от природы дано лингвистическое чутье и понимание языка, и тех, кому изучение родного языка дается с трудом. Такие дети теряются в предложенных им примерах, делают выбор наугад. Здесь требуется проведение индивидуальной работы во внеурочное время, на уроках же таким детям предлагаются отдельные задания.
Таким образом, многие темы, на которые отводится совсем мало часов по программе (среди них и тема «Обращение», на неё отведен один час), проверяются на ВПР и выделены в отдельные задания. Поэтому, подготавливая детей к данной проверочной работе, преподаватель обязательно должен это учитывать. Программный материал пятого класса очень насыщен. Детям предложен большой объём учебного материала, в котором им следует не растеряться.
Седьмое задание связано с синтаксисом и пунктуацией. Оно оценивается тремя баллами, и многие ученики с ним справляются. Здесь преподаватель видит уже другое: кому при изучении синтаксиса в 8–9 класса будет легко, а кому трудно.
Все проверочные работы нацелены на успешное прохождение учениками итоговой аттестации при сдаче ОГЭ в основной школе, а затем ЕГЭ в средней.
8–12 задания ВПР для многих учеников непростые. Здесь проверяются способность извлекать информацию из прочитанного текста, определять его основную мысль. Ученик должен владеть приёмами отбора и систематизации материала, правильно излагать свои мысли в письменной форме. Ученику предложен многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка. Здесь достаточно ясно просматриваются метапредметные связи. И прежде всего с таким предметом, как литература. Ученики, которые могут на уроках литературы вникать в содержание прочитанного, излагать свои мысли в устной форме, не испытывают затруднений при выполнении данных заданий. Задания, связанные с лексикой, также даются им легко. Подбор синонимов и антонимов к словам они делают без труда, что нельзя сказать о детях, у которых к концу 5-го класса еще слаба техника чтения, затруднено понимание прочитанного.
Таким образом, каждый ученик, готовящийся к ВПР, должен добиться личностных, метапредметных и предметных результатов в освоении программы по русскому языку. Оценивая результаты ВПР, преподаватель должен обратить внимание на типичные ошибки, их причины и возможные пути устранения. Повысить свою персональную ответственность за результаты работы по овладению учащимися основными знаниями, умениями и навыками, определяемыми программой и образовательными стандартами по русскому языку. Необходимо объективно оценивать работы учащихся, руководствуясь принятыми нормами оценивания. Подготовить индивидуальные программы (траектории развития) для обучающихся, которые выполнили ВПР с очень низкими результатами, и для обучающихся, которые выполнили ВПР с достаточно высокими результатами. Проводить репетиционные работы по материалам открытого банка заданий ВПР с последующим анализом результатов (выявление динамики результатов обучения).
Источник
Использование результатов оценочных процедур в повышении качества образования
статья на тему
Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что измерение учебных достижений учащихся необходимо не только для целей мониторинга, но и для повышения качества образования.
Как же необходимо использовать результаты оценочных процедур в управлении качеством образования?
Результаты оценочных процедур должны служить основанием для совершенствования преподавания учебных предметов; для повышения информированности, развития моделей родительского оценивания, принятия обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка.
Каждая образовательная организация имеет в настоящее время основную образовательную программу, которая и определяет для педагогического коллектива главные ориентиры в достижении качества. Результаты оценочных процедур мы используем для решения задач, отражённых в основной образовательной программе школы, а также в целях повышения эффективности деятельности всего коллектива.
Сегодня в системе образования формируется комплексная система оценки качества образования, включающая ОГЭ, ЕГЭ, Всероссийские проверочные работы, национальные и международные исследования качества образования, а также исследования компетенций учителей.
В начальной школе оценочные процедуры проводятся в виде комплексных работ, позволяющих выявить уровень сформированности универсальных учебных действий.
Комплексные срезовые работы писали учащиеся 1-3 классов. Учащиеся 4 класса стали участниками Всероссийской проверочной работы.
Данная оценочная процедура проводилась с целью оценки качества начального образования в школе. Главная особенность ВПР заключается в том, что она комплексно позволяет взглянуть на результаты образования: оцениваются не только достижения планируемых результатов по отдельным предметам, но и основные метапредметные результаты, важные для оценки готовности продолжать образование в основной школе.
Обучающиеся МБОУ «Южно-Подольская СОШ» показали высокое качество знаний по всем предметам: по русскому языку – 88% при 100% успеваемости, по математике – 66% при успеваемости 88%, по окружающему миру – 66% при 100% успеваемости. По итогам работы было принято решение о продолжении обучения школьников на уровне основного общего образования, а также были сформированы педагогические рекомендации для индивидуальной поддержки учащихся уже в 5 классе. Результаты ВПР могут быть использованы в качестве материалов при оформлении представлений работодателем на педагогических работников для проведения аттестации.
Результаты ВПР 2016 года несколько отличаются от результатов промежуточной аттестации, особенно по окружающему миру.
Учителям начальных классов принимается во внимание такое расхождение в результатах с целью определения системы мер по повышению объективности оценивания знаний учащихся, они сосредоточивают свои усилия на более активном изучении методических рекомендаций по подготовке к итоговой аттестации по предметам, активном использовании тренировочных материалов на уроках, но главное – используют более продуктивные методы работы по закладыванию у ребёнка прочных стабильных знаний по предметам.
Учителям начальных классов по результатам ВПР были даны следующие рекомендации:
1. Обратить внимание на типичные ошибки, их причины и возможные пути устранения.
2. Повысить персональную ответственность каждого учителя в результате работы по овладению учащимися основными знаниями, умения и навыками, определяемыми программой и образовательными стандартами по русскому языку.
3. Объективно оценивать работы учащихся, руководствуясь принятыми нормами оценивания.
4. Подготовить индивидуальные программы (траектории развития) для обучающихся, которые выполнили ВПР с очень низкими результатами, и для обучающихся, которые выполнили ВПР с достаточно высокими результатами.
5. Проводить репетиционные работы по материалам открытого банка заданий НИКО, ВПР с последующим анализом результатов (выявление динамики результатов обучения).
Другой важный элемент системы оценки качества образования — государственная итоговая аттестация.
Результаты ОГЭ и ЕГЭ являются и средством подведения итогов, и основой для ежегодного анализа качества образования в разрезе общеобразовательных предметов в школе. В протоколах с результатами ОГЭ и ЕГЭ представлены индивидуальные предметные результаты, решаемость каждого задания, первичные и итоговые баллы. Мы подвергаем их всесторонней обработке и формируем статистическую информацию по предметам, по темам.
Выбор выпускниками того или иного предмета позволяет нам определить профессиональную ориентацию выпускников.
Общие результаты государственной итоговой аттестации выпускников 9,11 классов включают показатели, на основе которых мы определяем уровень общеобразовательной подготовки наших выпускников.
Результаты школы мы сравниваем с показателями по району и области. В 2015-2016 учебном году в государственной итоговой аттестации приняли участие 24 обучающихся: 15 девятиклассников и 9 выпускников 11 класса.
1 обучающийся 9 класса получил аттестат об основном общем образовании с отличием, 2 выпускника награждены медалями РФ «За особые успехи в учении».
Многие выпускники имеют две независимые экспертные оценки по обязательным предметам (так как ЕГЭ сдают те одиннадцатиклассники, которые два года назад сдавали ОГЭ). Следовательно, это можно использовать для определения индивидуальной динамики каждого ученика по математике или русскому языку.
Также мы проводим исследование по сопоставлению текущего и внешнего оценивания. Статистика данных по этому направлению позволяет увидеть систему текущего оценивания учителя в рамках единых оценочных эталонов. Выставляемые учителем четвертные, полугодовые, годовые оценки по предмету соотносятся с баллами ОГЭ и ЕГЭ. Таким образом, в школе сформирована система эффективного использования статистического анализа результатов государственной итоговой аттестации, составляющего элемента оценки качества образования.
Рассмотрим некоторые результаты ЕГЭ и ОГЭ за несколько лет.
1. Результаты ЕГЭ и профессиональное самоопределение выпускников :
Исследуя предпочтение выбора общеобразовательных дисциплин выпускниками МБОУ «Южно-Подольская СОШ», можно определить тенденции формирования социального заказа и реструктуризации рынка образовательных услуг в системе единого государственного экзамена. Статистические данные ЕГЭ показывают, что большая часть выпускников выбирает ЕГЭ по обществознанию, на втором месте – история России , биология, физика.
Следовательно, необходимо по этим предметам не только усилить уровень подготовленности на уроке, но и оказывать дополнительные образовательные услуги, что будет способствовать реализации принципа достижения качества – «Ориентация на потребителя». Результаты диагностики показали, что выпускники 11 классов МБОУ «Южно-Подольская СОШ» за последние несколько лет в основном выбирают специальности педагогических и технических вузов, выпускники 9 классов поступают в учреждения СПО в основном по специальностям «повар», «автомеханик», «машинист-тракторист». Проанализировав наши результаты и сравнив результаты ЕГЭ 2016 года с результатами ОГЭ 2015 года, мы понимаем, что необходимо выстраивать работу по формированию единого образовательного пространства в рамках развития агропромышленного кластера. В настоящее время именно здесь мы видим для себя «проблемные вопросы», которые выражаются не только в снижении результатов ЕГЭ и низком рейтинге при выборе выпускниками таких предметов, как география и химия, но и в целом в накоплении кадрового потенциала для сельского хозяйства. Это является особо актуальным для нашего региона. Поэтому задача развития 2017 года – это повышение профильной подготовки выпускников 9, 11 классов по данным предметам.
2. Выявление уровня усвоенности тем по отдельным предметам (на основе статистических данных контрольно-измерительных материалов, ЕГЭ позволяет изучить уровень усвоения тем по предметам):
В процессе проведения данной работы мы пришли к выводу, что единый государственный экзамен позволяет получить информацию не только об уровне образовательной подготовки выпускников по отдельным предметам, но и о качестве работы учителя.В частности, в МБОУ «Южно-Подольская СОШ» стабильно на протяжении нескольких лет наблюдается значительное расхождение среднего балла по математике между средним по школе и по району. То есть средний балл по школе значительно ниже районного, что говорит о недостаточно серьезной работе учителей математики. По данному факту регулярно принимаются управленческие решения, результаты данной работы уже можно видеть при сдаче выпускниками 9 классов ОГЭ по математике, где средний балл по школе незначительно отличается от среднего по району.
3. Определение рейтинга по учащимся, учителям.
Сравнительные данные, полученные в результате мониторинговых исследований результатов ЕГЭ, позволяют определить рейтинг выпускников и учителей. На заседаниях ШМО выявляются причины успешной и неуспешной сдачи выпускниками экзаменов, планируются мероприятия по повышению качества образования, оказанию методической помощи учителям. К основным формам организации работы на основе диагностики профессиональных затруднений педагогов, анализа и мониторинга результатов ЕГЭ относим:
-составление программы по методическому сопровождению образовательного процесса с целью оказания методической помощи и поддержки учителям по формированию качественной системы подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ;
-формирование банка данных используемых УМК;
-использование педагогических технологий, организация элективных курсов по подготовке к ЕГЭ.
Каждый из этих вопросов рассматривается на заседаниях методических объединений в начале нового учебного года, разработан алгоритм подготовки обучающихся к ГИА – 2017. Уверена, что независимая оценка индивидуальных образовательных достижений также позволит учителю корректировать применяемую им систему текущего оценивания с учетом требований внешней оценки.
Современные подходы к оценке качества образования пугают родителей, у них возникает много вопросов, их беспокоит то, как помочь собственному ребенку в период подготовки к ответственному испытанию. Поскольку сегодня предусматриваются конкретные формы реализации прав родителей на соуправление образовательным процессом через деятельность Совета школы, как никогда необходима многоаспектность сотрудничества семьи и школы.
В нашей школе с целью вовлечения родителей в образовательный процесс проводятся дни открытых дверей, родители принимают участие в ГИА, ВПР в качестве общественных наблюдателей. Вопросы мониторинговых исследований различного уровня рассматриваются на заседаниях Совета школы. Постоянно проводится информирование родителей через информационный стенд и официальный сайт о предстоящих мониторинговых исследованиях, работает телефон «горячей» линии по вопросам ГИА.
Несомненно, в проведении оценочных процедур возможны риски и противоречия:
-неосознанная позиция определенной части родителей к образованию;
-недостаточная мотивация обучающихся к учебной деятельности;
-мониторинговые исследования могут быть не востребованы и не системны;
-неправильное использование и интерпретация результатов проведения оценочных процедур;
-частота, объем оценочных процедур должны быть оптимальными, исследования не должны дублировать друг друга.
На основе результатов ЕГЭ и ОГЭ в школе применянтся следующая модель оценки качества образования: организация образовательной среды – использование современных педагогических технологий – создание системы оценки качества результата и мониторинг личных достижений выпускника – оценка качества образования через характеристики процесса и соответствие результата модели выпускника.
Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что использование результатов оценочных процедур позволяет администрации школы:
-разработать и внедрить программы повышения эффективности преподавания и обучения, внести изменения в основную образовательную программу;
-определить узкие места деятельности педколлектива и разработать соответствующие рекомендации для каждого педагога;
-выявить наименее подготовленных учащихся в целях предоставления им необходимой помощи;
-оказать соответствующую ресурсную, организационную и методическую поддержки неэффективно работающим учителям;
-иметь независимую оценку деятельности отдельного педагога, группы педагогов для организации работы с педкадрами.
Педагоги же используют результаты оценочных процедур для корректировки своих рабочих программ, а также при подготовке к прохождению аттестации в целях установления квалификационной категории.
Обучающиеся и их родители на основе результатов оценочных процедур получают рекомендации по формированию индивидуального учебного плана, внесению изменений в индивидуальный учебный план, а также перспективам получения дальнейшего профессионального образования.
Именно такая слаженная работа по использованию результатов оценочных процедур всеми участниками образовательного процесса и приводит к ежегодному повышению качества образования в школе.
1.Болотов В.А., Вальдман И.А., Горбовский Р.В., Захир Ю.С., Мерцалова Т.А. Ключевые вопросы развития национальных и региональных систем оценки качества образования (экспертный обзор), – М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. – 380 с.
2.Вальдман И.А. Модель использования результатов мониторинговых исследований для повышения качества обучения и обеспечения эффективного управления образовательными системами. Управление образованием: теория и практика №1 (17) – 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Повышение качества образования в школе, находящейся в сложном социальном контексте, на основе создания школьной системы управления качеством образования (ШС УКО)»
Наименование ПроектаПовышение качества образования в школе, находящейся в сложном социальном контексте, на основе создания школьной системы управления качеством образования (ШС УКО)12Срок реализации П.
«Система работы учителя по использованию результатов оценочных процедур для повышения качества математического образования».
В статье рассматриваются приемы формирующего оценивания, используемые в практике обучения математике.
Использование результатов оценочных процедур в управлении качеством образования
В презентации представлены основные подходы использования результатов оценочных процедур.
Система работы учителя по использованию результатов оценочных процедур (контрольных, проверочных работ, ОГЭ) для повышения качества образования
Доклад на педагогический совет "Система работы учителя по использованию результатов оценочных процедур (контрольных, проверочных работ, ОГЭ) для повышения качества образования".
«Использование результатов оценочных процедур (ГИА, ВПР) в повышении качества образования, в совершенствовании основных образовательных программ»
laquo;Использование результатов оценочных процедур (ГИА, ВПР) в повышении качества образования, в совершенствовании основных образовательных программ».
Доклад на педагогическом совете «Использование оценочных процедур (ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, НИКО и др.) в повышении качества образования»
В докладе говорится об использовании оценочных процедур для повышения качества образования, с целью выявления проблем ОО, а также с целью создания условий для доступноступного качественного образовани.
Педагогический совет «Качество образования» «Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ»
Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи.
Источник
Доклад на педагогическом совете "Использование оценочных процедур (ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, НИКО и др.) в повышении качества образования"
материал
В докладе говорится об использовании оценочных процедур для повышения качества образования, с целью выявления проблем ОО, а также с целью создания условий для доступноступного качественного образования детей с различным образовательным потенциалом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ispolzovanie_otsenochnyh_protsedur.word_2.docx | 28.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области
«Использование оценочных процедур (ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, НИКО и др.) в повышении качества образовательного процесса»
зам. директора по УВР
Мы должны научиться измерять то, что считаем важным,ането,чтолегкоизмерить
Измеряй измеримое и делай неизмеримое измеримым
Проблема качества образования всегда была в центре внимания российской педагогики. Управление качеством образования невозможно без адекватной его оценки. В последнее десятилетие разработка подходов к оценке качества образования осуществляется посредством участия в международных сопоставительных исследованиях качества образования (PIRL, TIMSS, PISA; ICILS, ICCS, AHELO, PIAAC, TALIS и др.), осуществления всероссийских, региональных мониторингов системы образования, государственной итоговой аттестации обучающихся основной и средней школы, реализации мероприятий национальных исследований качества образования (НИКО), в рамках введения Всероссийский проверочных работ, а также посредством научно-практических разработок, осуществляемых как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Система оценки качества образованиявключает внутреннюю и внешнюю системы оценивания, которые взаимодействуют, взаимодополняют, взаимо обуславливают друг друга. Внешняя система оценивания качества образования служит обеспечению гарантии качества образования посредством проведения государственной аккредитации, лицензирования, государственного контроля качества образования, государственного надзора в образовании, педагогической экспертизы, независимой оценки качества образования, общественной и общественно-профессиональной аккредитации, государственной итоговой аттестации, а также посредством обеспечения информационной открытости системы.
Общероссийская система оценки качества общего образования (ОСОКОО) регламентирует создание внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО), определяя одним из базовых принципов оценки качества в общем образовании – сопоставление внешней оценки и самооценки субъекта образовательной деятельности. В Концепции ОСОКОО впервые введено понятие внутришкольное и внутриклассное оценивание, включающее такие оценочные процедуры как критериальное оценивание, накопительное оценивание, оценка индивидуального прогресса обучающихся. Формирование системы оценки качества образования на уровне образовательной организации становится первоочередной задачей образовательной практики.
Создание общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) принадлежит к числу приоритетных задач национальной образовательной политики, направленной на интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и профессиональное развитие человека. ОСОКО служит совершенствованию системы управления качеством образования, обеспечению участников образовательного процесса и общества в целом объективной информацией о состоянии системы образования на различных уровнях и тенденциях ее развития.
Под общероссийской системой оценки качества образования понимается совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, качества образовательных программ с учётом запросов основных потребителей образовательных услуг.
Исследователи проблемы создания, функционирования и развития общероссийской системы оценки качества образования В.А. Болотов, И.А. Вальдман, Г.С. Ковалева, М.А. Пинская называют следующие задачи ОСОКО:
• обеспечение объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения;
• формирование единого образовательного пространства;
• повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений (по продолжению образования или трудоустройству);
• принятие обоснованных управленческих решений по повышению качества образования органами управления образованием различных уровней;
• создание системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области педагогических измерений и оценки качества образования.
В рамках создания ОСОКО значительная роль отводится совершенствованию системы оценки образовательных достижений учащихся. В настоящее время в России оценка образовательных достижений учащихся осуществляется в ходе:
• государственной итоговой аттестации выпускников средней школы в форме единого государственного экзамена, ЕГЭ;
• государственной итоговой аттестации выпускников основной школы в новой независимой форме (ГИА- 9);
• международных сравнительных исследований (PISA, PIRLS, TIMSS и др.);
• мониторинговых исследований федерального и регионального уровней;
• различных исследовательских проектов, проводимых отдельными научными коллективами и организациями страны;
• промежуточной аттестации учащихся, организуемой на уровне класса и школы.
С 2017 по 2019 год в РФ будет проведена работапо созданию Единой системы оценки качества образования (ЕСОКО).
Процедуры оценки качества образования (ОКО):
. Международные сравнительные исследования (PISA,
PIRLS, TIMSS, ICCS, TALIS);
• Национальные исследования качества образования;
• Всероссийские проверочные работы;
• Исследование профессиональных компетенций учителей;
• Региональные мониторинговые исследования;
• Региональные социологические исследования.
Использование результатов международных сравнительных исследований
. Введение образовательных стандартов нового поколения;
• разработка примерных образовательных программ;
• создание новых учебников;
• обновление программ повышения квалификации учителей;
• проведение углублённых исследований.
Основным элементом, связанным с проведением комплексных изменений в системе образования в России, ориентированной на повышение доступности, качества и эффективности образования, является единый государственный экзамен (ЕГЭ). Он заложил основы создания национальной системы оценки качества образования, использующей независимые и объективные формы оценки учебных достижений. Основой разработки содержания и технологии проведения Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и ряда мониторинговых исследований стал:
• Опыт участия в международных программах оценки качества образования;
• Опыт проведения Всероссийского централизованного тестирования (с 1986 года).
Курс на введение системы внешней оценки, независимой от школы, был поддержан введением в рамках ещё одного экзамена — государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений в новой форме.
ЕГЭ стал реальным механизмом обеспечения демократизации образования. У выпускников школ появилась возможность реального выбора вуза. Каждый школьник, независимо от социального положения и места проживания, получил возможность послать в любой университет (или сразу в несколько учебных заведений) свидетельство с баллами по ЕГЭ и принять участие в конкурсе. В Москве, Петербурге и других крупных городах выросла доля поступающих из регионов. Ведущие вузы начали работать для всей страны.
В то же время ЕГЭ поставил ряд проблем и стал причиной некоторых негативных тенденций.
Во-первых, с переходом к ЕГЭ образовательный процесс в старших классах явно переориентировался на подготовку к этому экзамену. Школьники стали уделять основное внимание предметам, по которым они собирались сдавать экзамен (математика, русский язык, предметы по выбору), у них ощутимо снизилась мотивация к изучению других учебных дисциплин. По естественнонаучным предметам значительно сократилась доля практикумов и лабораторных работ, так как навыки организации исследования и эксперимента не проверялись в ЕГЭ. Стала активно развиваться такая форма обучения, как экстернат, когда школьники проходили программу 10-11-х классов за один год, зачастую формально и поверхностно, а затем в течение последующего года усердно готовились к ЕГЭ, посещая подготовительные курсы или используя услуги репетиторов.
Во-вторых, ЕГЭ ориентирован в основном на проверку академических результатов (знаний, умений и навыков) по конкретному школьному предмету. Более сложные образовательные результаты (общеучебные умения, исследовательские навыки, компетентности, творческие навыки, физическое развитие и т.п.) не оцениваются в рамках экзамена. В связи с этим для поступления на специальности, связанные с культурой, искусством и спортом, кроме ЕГЭ были введены дополнительные испытания, оценивающие творческие и спортивные достижения. Кроме того, победители и призёры всероссийских олимпиад получили возможность поступать на профильные специальности без сдачи ЕГЭ. Также наиболее сильным вузам страны предоставлено право проведения дополнительного экзамена профильной направленности для отбора наиболее подготовленных абитуриентов.
Ещё одна проблема, снижающая доверие к экзамену, связана с вопросами информационной безопасности ЕГЭ. В этой связи с особой остротой встают вопросы об общественном контроле проведения ЕГЭ, открытости и прозрачности его процедуры.
Использование результатов ЕГЭ и ОГЭ
. Определение качества подготовки выпускника и качество обучающей деятельности учителя;
• усиление внутришкольного контроля за выполнением единых требований к оцениванию ответа учащихся;
• обновление программ повышения квалификации учителей, в том числе по оцениванию развёрнутых ответов учащихся на основе стандартизированных критериев;
• организация индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, определение индивидуальной образовательной траектории школьников;
• определение направлений профильного обучения, расширение спектра дополнительных образовательных услуг.
Некоторые из проблем, возникающих в связи с введением ЕГЭ, могут быть решены за счёт введения всероссийских проверочных работ (ВПР) и системы внутриклассного оценивания.
Всероссийские проверочные работы (ВПР): задачи проведения
Задачи ВПР направлены на выявление сильных и слабых мест в преподавании предмета и корректировку процесса обучения (в частности, с целью работы с отстающими обучающимися); планирование обучения педагогов на курсах повышения квалификации; оказание помощи детям в целях предупреждения лишних стрессов наГИА; определение учителю и родителю образовательной траекторииребенка; определение, на каком реальном образовательном уровне по отношению к требованиям ФГОС находится школа, класс иребенок.
Использование результатов ВПР
на федеральном уровне:
• мониторинг результатов введения ФГОС;
• формирование базы результатов обучающихся, в перспективе – обеспечение возможности учёта результатов в качестве портфолио;
на региональном уровне:
• своевременная корректировка отдельных аспектов в системе общего образования;
• основание для планирования контрольно-надзорной деятельности;
на институциональном уровне:
• корректировка образовательного процесса.
Использование результатов НИКО
на федеральном уровне:
• для разработки конкретных мер по реализации сформированных направлений;
на региональном и муниципальном уровнях:
• для совершенствования преподавания учебных предметов, программ повышения квалификации учителей;
на институциональном уровне:
• для совершенствования преподавания учебных предметов;
на уровне учащихся и их родителей:
• для повышения информированности.
Текущее оценивание учебных достижений (текущий контроль) школьников проводится учителем и предусматривает систематическую проверку, учет и оценку письменных работ и устных ответов ученика.
Текущее оценивание является частью системы оценки качества образования. Однако для целого ряда учителей оценивание учебных достижений обучающихся зачастую ограничивается выставлением отметок и информированием родителей об успехах ученика. Значительно реже полученная информация используется учителем для корректировки преподавания или определения индивидуальных потребностей учеников, организации учебных групп и дифференциации учебных задач. Менее всего оценивание учителем учебныхдостижений обучающихся является источником данных для школьных, муниципальных или региональных мониторингов качества обучения, направленных на выявление приоритетных направлений развития образовательных систем. Не всегда оценивание служит стимулированию интереса обучающихся к учебе, развитию их познавательных способностей. Важным шагом в преодолении существующих недостатков текущего оценивания является его интеграция в систему оценки качества.
Использование результатов оценочных процедур в контрольно-надзорной деятельности
Результаты государственной итоговой аттестации, Национальных исследований качества образования, Всероссийских проверочных работ используются в контрольно-надзорной деятельности при
• лицензировании образовательной деятельности;
• государственной аккредитации образовательной организации;
• разработке методических рекомендаций.
Использование результатов региональных мониторингов и социальных исследований
на региональном уровне:
• оценка эффективности управления региональной образовательной системой;
• выявление уровня освоения образовательной программы и оценка муниципальных образовательных систем;
• система подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;
• оценка деятельности учителя при аттестации на квалификационную категорию;
• целевая методическая поддержка образовательной организации.
Использование результатов оценочных процедур
Учащиеся и их родители:
• индивидуальная образовательная траектория;
• возможность выбора образовательной программы и образовательной организации.
• самооценка профессиональной деятельности;
• формирование направлений совершенствования.
• совершенствование образовательных программ, методик, технологий обучения;
• определение направлений совершенствования, программ развития.
• адресная работа с образовательными организациями и учителями;
• определение направлений совершенствования, программы развития.
• Планирование контрольно-надзорной деятельности;
• мониторинг введения ФГОС;
• адресная работа с муниципалитетами;
• планирование потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров;
• определение направлений совершенствования, программы развития.
• планирование контрольно-надзорной деятельности;
• мониторинг введения ФГОС;
• создание центров анализа и интерпретации результатов процедур оценки качества образования;
• обеспечение методического и аналитического сопровождения процедур;
• развитие модели ОСОКО.
Очень важно, чтобы результаты оценочных процедур в образовании использовались для повышения качества образования, а не служили формальным элементом управления. Тем самым оценочные процедуры должны выявлять те проблемы, которые есть в образовательной организации и результаты оценивания необходимо использовать в целях создания условий доступного качественного образования для детей с различным образовательными потенциалом.
Стремление к повышению качества – это норма жизни, а не дополнительная нагрузка.
Источник