Особенности лепки и её влияние на развитие ребёнка
Купальная, Е. В. Особенности лепки и её влияние на развитие ребёнка / Е. В. Купальная, Н. А. Цуканова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 211-213. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46645/ (дата обращения: 12.07.2021).
Одним из любимых и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста является лепка. Лепка даёт возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Это самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.
Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.
В лепке масштаб поделок не задан форматом листа как в рисовании и аппликации или размером кубиков как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей.
Лепка — вид художественной деятельности, имеющий много аспектов.
По содержанию и тематике различают сюжетную, предметную, декоративную и комплексную лепку.
В сюжетнойлепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы так или иначе связаны между собой.
В предметнойлепке дети лепят отдельные конкретные изображения.
В декоративнойлепке дети создают декоративные или декорированные изделия.
Вкомплексной лепке дети произвольно или для решения поставленной художественной задачи комбинируют разные способы лепки.
По способу создания образа выделяют следующие виды лепки: по памяти, по представлению, по замыслу, с натуры, по схеме, по рисунку, по словесному описанию.
По способу организации детей и характеру их деятельности лепка может быть: индивидуальной, коллективной — в сотворчестве со взрослыми или сверстниками, комплексной (интегрированной), когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности, а также с разными играми.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:
‒ повышают сенсорную чувствительность, т. е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
‒ развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
‒ синхронизируют работу обеих рук;
‒ формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Самое важное и ценное в том, что лепка развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Все большую популярность в наше время набирает такой вид декоративно — прикладного творчества, как лепка из соленого теста.
Лепка из соленого теста — это создание творческих работ разного уровня сложности из специально приготовленного теста, с последующей его художественной обработкой.
Лепка из соленого теста — вид творчества, которым могут заниматься как взрослые, так и дети, начиная с двухлетнего возраста.
Лепка из этого материала позволяет человеку самостоятельно создавать нечто новое и интересное, а не только наслаждаться чужими изобретениями. Человек-творец получает радость и от результата, и от самого процесса творчества.
Лепка из соленого теста развивает:
‒ моторику рук и пальцев,
‒ внимательность, концентрацию внимания, его произвольность,
‒ образное мышление, фантазию,
‒ креативность, творческие способности,
‒ эстетический, художественный вкус,
‒ интеллект (в том числе эмоциональный интеллект),
‒ рефлексию и многое другое.
Такой вид творческой деятельности незаменим для детей дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте особый акцент в развитии детей делается на мелкую моторику рук. Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи. Следовательно, и процесс обучения, и процесс социализации ребенка проходят более успешно.
Если вместе с дошкольником будут заниматься его мама или папа, то творчество превратится в приятное и полезное общение родителей с ребенком. Совместная творческая деятельность, как любой грамотно спланированный совместный труд, позволяет установить более доверительные отношения между родителями и детьми. В процесс лепки из соленого теста можно включать воспитательные, обучающие, развивающие элементы.
Отдельно хочется отметить полезность лепки как процесса, имеющего психотерапевтический эффект. Лепка из соленого теста — одна из техник арт-терапии. Этот вид творчества дает возможность выразить эмоции, переживания, страхи, изобразить проблемы в условной форме. Процесс работы с тестом снимает напряжение, успокаивает, уравновешивает нервную систему.
Соленое тесто — приятный на ощупь, мягкий, эластичный, «живой» материал. С ним обращаться легче, чем с пластилином или глиной. Важно соблюдать все правила работы с тестом, чтобы достичь наилучшего вида готового изделия.
Процесс лепки из солёного теста включает в себя пять этапов:
- Приготовление соленого теста
- Собственно творческая работа с тестом — лепка.
- Высыхание или сушка работы. Тесто высохнет самостоятельно в теплом и сухом месте в течение одной недели.
- Нанесение художественных красок (обычно используют гуашь, акварель) с последующим их высыханием.
- Нанесение лака (подходит любой бесцветный, нетоксичный лак) и высыхание уже полностью готовой работы.
Рецепт приготовления теста определяет то, насколько пригодным для работы окажется тесто и насколько качественной будет готовая работа.
Есть множество рецептов приготовления соленого теста и несколько вариаций самого теста. Чтобы найти самое приятное и удобное для работы тесто, нужно не бояться экспериментировать с ним, находить и изобретать новые рецепты его приготовления.
В работе используют как белое (оттенок белого зависит от сорта муки), так и цветное соленое тесто. Цветное тесто получается при добавлении в тесто красителя или краски.
Приведем самый простой и проверенный рецепт приготовления соленого теста.
Для приготовления теста для лепки понадобятся:
‒ Мука пшеничная. Чем выше сорт муки, тем лучше, но подойдет мука любого сорта (200 грамм).
Некоторые добавляют дополнительные ингредиенты:
Растительное масло (подсолнечное или оливковое). Для большей эластичности добавляют в тесто пол чайной ложки и хорошо вымешивают.
Пищевой краситель или краска для рисования (если необходимо сделать цветное тесто).
Важно! Соотношение муки, воды и соли в рецепте примерно определяется как 2:1:1, но любая хозяйка знает, что в работе с тестом точные параметры соблюсти трудно. Нужно смотреть на то, сколько муки и воды «попросит» тесто, прежде чем стать тугим.
Вот из таких трех простых шагов состоит рецепт соленого теста!
Готовое тесто быстро высыхает, в процессе работы его следует держать в полиэтиленовом пакете. В холодильнике тесто может сохраняться от двух дней до недели, позже становится непригодным для использования.
Если с тестом работают маленькие детки, взрослому нужно следить за этим процессом и за соблюдением техники безопасности. Детям очень нравится соленое тесто, они его любят трогать, гладить, мять в ручках. Совсем маленькие детки (от года до трех лет) пробуют его на вкус, едят, могут засовывать в носик или ушки. Даже старшие дошкольники, испытывая интерес, хотят попробовать тесто на вкус. Это может быть опасно для здоровья ребенка
Примеры поделок из соленого теста.
Из соленого теста делают как чрезвычайно простые поделки, так и очень сложные, масштабные работы: от желтого шарика из теста с тремя точками в виде глаз и ротика, названного «Колобком», до картин формата А 1 — натюрмортов, пейзажей и портретов.
‒ объемные фигурки предметов, животных, растений, людей, персонажей,
‒ всевозможные рельефные изображения на плоскости,
‒ рамки для фотографий, подставки для карандашей и тому подобные бытовые приспособления,
‒ елочные игрушки, значки, медали и другие сувениры.
Варианты работы с тестом безграничны, как и фантазия творческого человека!
Начинать работать с тестом лучше с самых простых поделок. Поделки из соленого теста могут выполнять дети от двух лет самостоятельно или с помощью взрослого.
Источник
Методика обучения лепке в каждой возрастной группе.
1 Предметная лепка – это изображение отдельного предмета. Обычно проводится тогда, когда дети знакомятся с новым способом лепки, лепят новый предмет. Это может быть снеговик, неваляшка, разнообразные животные и человек.
2 Сюжетная лепка – это изображение нескольких предметов, связанных между собой. Обычно проводится тогда, когда дети уже умеют лепить отдельные предметы. Сюжетами могут быть: Дед Мороз и Снегурочка, дети играют в мяч, птицы клюют зерна и др.
3 Декоративная лепка – это лепка посуды и предметов декоративного искусства (свистульки, матрешки и др.). К декоративной лепке относят и создание рельсов, т.е. украшение плоской формы разнообразными объемными деталями
Способы и приёмы лепки:
Младшая группа – раскатывание палочек продольными движениями о доску, между ладонями; скатывание шариков вращательными движениями; сплющивание.
Применяется информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения. Значение имеет не только показ, но и объяснение.
В мл гр дети лепят: палочки, столбики, колечки, яблоки, колобок, печенье.
Средняя группа – добавляются новые способы: вдавливание, растягивание (оттягивание), прищипывание, сглаживание (примазывание)
Используется полный или частичный показ с объяснением. Используются приёмы, расширяющие представления об окружающем: рассматривание предметов, наблюдение явлений окр. жизни. Приём обыгрывания темы и результата. Приём сравнения помогает детям правильно передавать пропорции.
Педагог должен научить детей вычленять форму предмета с помощью обследующего жеста, формировать способы обследования, сравнивать предметы между собой, определяя сходства и отличия.
Старшая группа — добавляются способы: вытягивание деталей из целого куска; ленточный способ, скульптурный способ изображения, лепка из целого куска (пластический).
Приёмы: заглаживание поверхности, налепливание, углубления, рельефы, вытягивание
Дети должны уметь пользоваться стеками, уметь передавать движение. Используется частичный показ, рассматривание предметов, наблюдение, беседы.
Первые занятия по лепке проводят в течение 5–8 мин с каждой подгруппой.
После ознакомления с материалом (с глиной) приступают к фронтальным занятиям со всей группой. На данном этапе применяется информационно-рецептивный метод, т. е. подражательный, повторяющий формообразующие движения. Значение имеет не только показ, но и объяснение. Поэтому воспитатель поясняет каждое свое действие.
Длительность таких занятий со всей группой – не более 10— 12 мин. Воспитатель сидит за столом, перед ним – доска с подготовленной глиной. Дети располагаются на стульях, поставленных полукругом. Воспитатель лепит не более 2–3 предметов, чтобы детям не надоело наблюдать за работой. Занятие заканчивается чтением потешки или пением.
Необходимое условие при обучении малышей – введение игровых приемов, обыгрывание тех предметов, которые они будут лепить.
По мере приобретения навыков работы с глиной дети могут лепить и по собственному замыслу, но эти занятия сложны для малышей; поэтому подводить детей к лепке по собственному замыслу надо постепенно.
Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Педагог обязательно рассказывает детям, как они работали во время занятия и как выполняли правила лепки, в целом занятию дает положительную оценку.
Для успешного прохождения и закрепления программы в течение года воспитатель отбирает соответствующие приемы обучения. Используют приемы, активизирующие внимание ребят во время лепки, а также приемы, расширяющие представления об окружающем.
Чтобы дети запомнили строение предмета, проводится обследование. Наглядные объяснения педагога (где туловище, где голова и т. д.) повторяют дети. У них должно сложиться представление о предмете в целом: форма, ее части, пропорциональные соотношения. Тогда, выполняя задание, дети осознанно будут решать поставленную задачу.
Особого внимания требуют занятия по замыслу, которые подготавливаются всей предшествующей работой. В начале занятия воспитатель подводит детей к выбору темы. Для этого он просит вспомнить, что они видели на прогулке, о ком им читали и т. д. После определении темы, начала работы воспитатель вопросами, советами направляет внимание детей на выразительность изображения. «Что делает твой зайка? – спрашивает воспитатель.– Сделай так, чтобы всем было ясно, что зайка сидит». Так педагог активизирует мыслительную деятельность, учит детей работать над образом.
Расширяя представления детей о форме, пропорциях предмета, способах лепки, педагог, анализируя результаты работы,проводит короткую беседу, с тем, чтобы ребята задумались над конечным результатом. Воспитатель дополняет ответы детей, обращая внимание на форму, пропорции и строение, прочность соединения частей.
С первых этапов обучения используется натура, что для детей довольно сложно, так как все время приходится сравнивать с образцом свое изделие.
Полный показ приемов в старшей группе почти не применяется, так как дети знакомы с изображением исходных форм. Показа требуют лишь те способы изображения, с которыми дети еще не встречались.
Дети лепят по представлению. Основная задача этих занятий – развивать самостоятельность в решении образа, воспринятого ранее, творческая активность в способах лепки.
Сюжетная лепка также требует особых приемов обучения. Как правило, сюжет, который дают детям для лепки, включает знакомые предметы.
В связи с этим показ способов лепки и объяснение последовательности изображения отпадают, а предварительная подготовка к занятию может заключаться в рассматривании предметов, чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций, картин. Внимание детей обращается на форму предметов.
Анализ работ в конце занятия проходит в виде беседы. Воспитатель задает вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов
Источник
Статья «Лепка — как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»
Основы формирования художественного видения мира закладывается с самого раннего детства. В изобразительной деятельности дошкольного возраста творчество играет огромную роль. Это связано с развитием личности ребёнка.
В процессе рисования, лепки, аппликации ребёнок испытывает разнообразные чувства : радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над изображением ребёнок приобретает различные знания : углубляются и уточняются его представления об окружающем мире. Создавая изображения, ребёнок осмысливает качество предметов, запоминает их характерные особенности, детали, овладевает изобразительными умениями и навыками, учится осознанно их использовать.
Лепка — самый динамичный, жизнерадостный и осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит, то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.
Лепка — один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные формы, образы или целые композиции. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных отношений.
Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь герои сюжеты будущих работ находятся вместе с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребёнку их отыскать. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук.
Уникальная методика лепки из глины проста в освоении и ни с чем не сравнима по воздействию на творческое развитие человека любого возраста. Древнейшие чувства, которые, к сожалению, в условиях современной городской жизни практически полностью угасают (особенно у взрослых, с помощью лепки начинают восстанавливаться и приводят не только к развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливают внутренний баланс организма и душевное равновесие, т. е. оказывают на человека определенное психотерапевтическое воздействие.
Как указывают В. В. Косминская и Н. Б. Халезова «руки и пальцы с их тонкой моторикой (от которой, кстати, зависит развитие речи ) учатся с помощью тактильных ощущений, координации с глазами и включения в работу сразу двух полушарий (левого — рационального, анализирующего и правого — интуитивного, эмоционального) воссоздавать мир из целого». Лепка — один из видов изобразительного искусства, создание скульптуры из мягких материалов. Этот вид искусства доступен для занятий как в детском саду и школе, так и в клубной работе. Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.
По мнению Г. Г. Григорьевой только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка. Лепка — самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Даже маленьких детей привлекает возможность слепить «настоящие» орешки и кормить ими белку. Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых ситуациях значительно обогащают жизненный опыт дошкольников. Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Ребенок ставит перед собой серьезные задачи, и у него развивается конструктивная мысль, ведь, изображая человека в рисунке, достаточно только пририсовать ему две ноги, а в лепке задача сложнее — нужно, чтобы человек стоял на этих ногах. Требуется большая сообразительность, а мозг также, как и мускулы, развивается, когда его тренируют.
Своеобразие лепки заключается в том, что дети учатся объемному способу изображения предметов. Вылепленные предметы можно использовать в игре, они являются как бы маленькими копиями настоящих вещей и в игре используются как их заместители. Дети эмоционально воспринимают вылепленные ими вещи и тут же принимаются с ними играть. Даже пейзаж воспринимается ими «как настоящий», если вылеплен, а не нарисован.
Основным изобразительным средством лепки является пластичность, передача формы и движения. Форма иногда воспринимается как застывшее движение. Нужно, чтобы дети увидели и почувствовали эту пластичность, иначе потом они будут не в состоянии оценить хорошую скульптуру. При изображении живых существ нужно учить детей даже младшего дошкольного возраста передавать движение. После лепки им легче будет изображать движение при рисовании. И глина, и пластилин позволяют изгибать вылепленную фигурку, добиваясь изображения более точного и выразительного движения, поэтому ребенок учится передавать движение в лепке более продуктивно, чем в других видах изобразительной деятельности — рисовании, аппликации. И только в конструировании из природного материала — веточек, сучков — глазу ребенка вдруг может открыться изумительно пластичное движение, если у него к этому времени развита ассоциативная фантазия. Такие открытия необыкновенно быстро развивают у детей творческие способности.
Цвет так же, как форма и движение, является средством выразительности в лепке. Никому из детей не приходит в голову лепить Бабу Ягу из розового пластилина, а деревья в саду Кощея Бессмертного они лепят черного цвета. Для лепки кукол ребята выбирают приятные для глаза цвета. Цвет является ярчайшим выразительным средством даже в лепке. Если представится выбор — лепить из однотонного пластилина или из цветного, ребенок всегда предпочтет цветной.
Самые младшие дошкольники — двухлетки — находятся еще в до изобразительном периоде развития, и в манипуляциях с глиной их привлекает только самостоятельность действия.
Изобразительный период начинается у большинства детей с трех лет, когда появляется образное мышление. В этом возрасте ребенок осваивает основные приемы лепки и у него начинают формироваться навыки работы с пластическим материалом и изобразительные замыслы. Это самое удачное время для развития у ребенка изобразительных способностей. Но они не разовьются или разовьются очень слабо без грамотного руководства взрослых.
Два самых основных условия развития способностей в том, чтобы ребенок с близкого расстояния и без торопливости увидел, что происходит с пластическим материалом, когда он в руках взрослого, и чтобы этот материал всегда находился в доступном для него месте.
К пяти годам ( средний дошкольный возраст ) ребенок осваивает необходимые умения и навыки, он уже научился изображать некоторых животных, игрушки, несложные предметы, но самое главное, у него появляется умение эстетически оценивать свои изображения. Только на основе этих умений ребенок начинает видеть некоторые характерные стороны предметов и эмоционально реагировать на них.
Лепка детей в старшем дошкольном возрасте иногда поражает интересным замыслом, а иногда каким-то фантастическим переосмыслением реальной действительности. Старшие дошкольники — большие фантазеры и очень смело принимаются воплощать свои замыслы, если их не останавливает трезвое вмешательство взрослого. Обучающий должен быть очень чуток, чтобы живое творчество не превратилось в скучный урок. Для старшего дошкольника характерно игровое отношение к образу, который он создает в лепке. Воспитателю нужно находить интересные приемы работы, чтобы подвести старшего дошкольника к реалистическому изображению и его эстетической оценке .
Многие авторы, среди которых В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова, Г. Г. Григорьева, Т. Г. Казакова рекомендуют в детском саду проводить лепку с натуры, лепку по памяти и лепку по замыслу. Каждый из видов лепки имеет свои учебные и творческие задачи.
В процессе лепки с натуры надо научить видеть предмет, выделять его основную форму, строение и пропорции, уметь передавать все эти особенности в скульптуре. Не всякая игрушка или скульптура может быть натурой для лепки, только те, которые дадут отчетливое представление о форме, строении и пропорциях предмета. Специфика лепки требует, чтобы окраска натуры была спокойной и ровной; пестрая окраска мешает воспринимать общую форму предмета и его пропорции.
В лепке по памяти надо уметь иногда в очень короткий промежуток времени рассмотреть предмет, запомнить характерные особенности, а потом воспроизвести его.
В лепке по замыслу стоит задача, самостоятельно опираясь на свои впечатления от увиденного или прочитанного, выбрать тему, продумать ее сточки зрения выразительности образов, композиции, определить последовательность и приемы выполнения.
Современная промышленность предлагает несколько видов пластических масс для детского творчества, но все они являются искусственными материалами и, кроме того, мало применимы в массовой работе с детьми.
Вспомогательные материалы. К ним, прежде всего, относятся каркасы, которые применяются для того, чтобы придать вещи большую прочность, легкость или для экономии материала. К каркасам относятся тонкие, заостренные палочки, которые скрепляют детали, полая яичная скорлупа, бумажная масса, бумажные стаканчики, вырезанные формочки из яичной тары, скорлупа орехов, целлулоидные формочки для конфет и другой пригодный материал. Детей нужно приучать к экономному использованию материалов.
Иногда вылепленные работы украшаются инкрустацией. Это может быть бисер, гранулы цветного полиэтилена, бусинки, семена растений. Во время лепки возникает необходимость в дополнительных материалах — нужны «волосы» для Бабы Яги, иголки для ежика и пр. Воспитатель должен иметь коробку, где хранятся мотки мочалки, проволока, различные формочки, пуговицы, сосновые иглы. Все это должно храниться в порядке, чтобы у детейвоспитывалась культура труда.
Таким образом, лепка в детском саду одно из средств художественно — эстетического развития ребенка – дошкольника.
Источник
Образовательный портал
- Лепка в жизне ребенка
Лепка в жизне ребенка
ЛЕПКА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Петросян Рипсиме Вараговна,
воспитатель, СПб ГБДОУ д/с 72
Кировского района Санкт-Петербурга
Истоки способностей и дарований детей
– на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли
В.А. Сухомлинский
В современном мире, где рядом с надеждами живёт тревога о судьбах человечества и планеты, наиболее прогрессивно мыслящие люди видят всю важность воспитания будущих поколений в духе гуманизма. Доктор философских наук, эстетик Е.М. Торшилова показывает, что приоритет общечеловеческих ценностей связан с таким более широким и более универсальным, чем идеология, пониманием человека и единства человеческого рода, которое в равной мере базируется на его биологическом, психофизиологическом и культурном единстве. В условиях эстетического развития и эстетического воспитания, в отличие от других форм воспитания, задействованы все эти уровни развития человека как представителя рода.
Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. «Я убеждён, — пишет один из крупнейших представителей английской теоретической мысли Херберт Рид, — что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет. Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как цивилизованная нация, не развивая в значительной мере эстетический элемент жизни».
Эстетическая деятельность – это духовно-практическая, эмоционально-рациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создание выразительных художественных образов, а целью — гармонизация своих отношений с миром, моделирование образа «Я», формирование «Я — концепции творца».
«Танец пальцев» придает материи форму, заданную нашим воображением, а название этому «танцу рук» – ЛЕПКА.
Благодаря этому виду творческой деятельности у ребёнка формируется образное мышление, развивается память, зрительное восприятие объектов, тренируется мелкая моторика, что особенно важно для подготовки руки к письму. Также неоспорима роль лепки в развитии у малыша чувства прекрасного, его эстетическом воспитании. Работая над объёмными образами, дети изучают характерные особенности предметов, уточняют определённые детали, осмысливают основные качества объектов. Созидая, ребенок учится общаться с окружающим миром, видеть его красоту, замечать мелочи и нюансы. Занимаясь творчеством, дети обучаются работе с различными материалами, узнают их специфику, а также развивают образное мышление, овладевают элементарными навыками обучения. Знакомясь с произведениями искусства, ребенок приобщается к культурной традиции своего народа и других стран.
Постепенно происходит углубление знаний и представлений о свойствах и законах окружающего мира, ребёнок осваивает простейшие изобразительные навыки и пытается осознанно их использовать. Сегодня тема для статьи — лепка в жизни ребенка.
Однако мало кто из родителей отдаёт себе отчёт в том, что, являясь видом изобразительной деятельности для ребенка, лепка оказывает выраженное влияние на эмоциональное состояние, вызывает положительные эмоции, интересует и волнует его. В процессе лепки каждый ребёнок испытывает целую гамму разнообразных чувств. Безусловно, любой малыш радуется, если задуманное получается, и огорчается, если что-то идёт не так, как он задумал. Для нас, взрослых, мир детских эмоций — сложный и непонятный. Обожая своих детей, мы часто не можем определить, какие именно эмоции испытывает наш ребёнок. Дети, сильнее взрослых переживающие радость побед и горечь неудач, самостоятельно не способны справиться со шквалом эмоций, которые их обуревают. Именно творческие занятия, в частности лепка, способны помочь ребёнку выразить те чувства, которые накопились в его душе, в том числе и те, наличие которых он даже не осознаёт.
Именно творческая деятельность и польза лепки для организма позволяет детям невербально выразить существующие внутренние конфликты. При помощи лепки малыш имеет возможность «отработать» боль и злость, страх и тревогу, которые присутствуют в его жизни. Этот вид изобразительного творчества позволяет проявить эмоции в социально приемлемой манере. Ребёнку, как, впрочем, и взрослому, лепка даёт возможность самым безопасным способом снять напряжение, проявить свои чувства, осознать ценность своей личности. Лепка — простой и эффективный способ выявить и развить скрытые способности и навыки, осознать свою уникальность, своё творческое начало. Для многих детей лепка становится своеобразным мостом между миром реальности и фантазий. Благодаря этому мосту многие из маленьких мечтателей способны перейти из мира своих грёз в существующий мир, свыкнуться с его несовершенством.
Сегодня психологи активно используют лепку для организма ребенка в качестве одного из направлений арттерапии, потому что этот самовыражения наиболее доступен детям всех возрастов, начиная от двух-трёхгодовалых малышей и заканчивая детьми 8-10 лет. Лепка как направление арт-терапии обращается к внутренним скрытым самоисцеляющим ресурсам ребёнка. Как и любой взрослый, ребёнок хочет быть услышанным и понятым. К сожалению, дети далеко не всегда способны найти нужные слова, чтобы описать своё внутреннее состояние, рассказать о своих переживаниях, горестях и сомнениях. Мы привыкли представлять жизнь ребёнка как безоблачное существование, которое не омрачают и не затрудняют какие-либо проблемы и сомнения. Вместе с тем современные дети порой слишком остро воспринимают привычные для нас жизненные ситуации. В копилке их детского опыта пока слишком мало знаний, чтобы ответить на все вопросы и разрешить все внутренние конфликты. Лепка здесь идеальный помощник, способный не только ощутить свою уникальность и личностную ценность, но и адаптироваться к изменяющемуся миру, понять своё место в жизни и оставить видимый след.
Таким образом, лепка способствует выражению чувств и эмоций, перенесению внутренних переживаний на объекты окружающей среды, поиску новых невербальных форм взаимодействия с предметами окружающего мира. Если родители и воспитатели будут с должным уважением относиться к работам, созданным ребёнком, он перестанет сомневаться в своей значительности и «нужности». Опыт создания шедевров из обычных материалов постепенно научит малыша смотреть на вещи под другим углом, находя оригинальные решения даже в безвыходных ситуациях.
Особенно полезна лепка для гиперактивных детей, сверхнапряженных, агрессивных.
Так как любой предмет имеет объем, он воспринимается ребенком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Лепка, как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предметов между собой, определяют их размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путем. Занятие лепкой способствуем развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаше всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи. Еще одна специфическая черта лепки — ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.
Чтобы научиться более точно передавать форму и строение предметов, ребенок должен обучаться многим техническим приемам лепки, способам передачи строения предметов. Задача взрослых — педагогов, воспитателей, родителей — облегчить этот путь изучения нового материала, помочь детям освоить основные приемы работы с ним, научить лепить знакомые предметы реального мира, выражать свое отношение к миру и его явлениям.
Чтобы научить ребенка лепить, воспитатель и родители должны сами тренироваться в лепке, осваивать все технические приемы работы с пластилином, тестом, глиной. Самостоятельная неоднократная лепка воспитателем предмета позволяет ему продумать всю методику обучения, избежать серьезных затруднений в работе, заранее предусмотреть, какая помощь может понадобиться детям, и быть в состоянии помочь каждому.
Для занятий с детьми применяются три вида лепки:
- предметную;
- сюжетную;
- декоративную.
Предметная лепка в детском садупредназначена для воссоздания отдельных предметов. Дети с увлечением лепят фигурки людей и животных. Только быстрее всего они овладевают изображением предметов растительной и конструктивной формы. В связи с этим фактом перед воспитателями детского сада появляется задание обучить детей способности изображать ключевую форму предметов в лепке и наиболее яркие, свойственные им признаки.
Сюжетная лепка в детском садусопровождается большим объемом работы, потому что необходимо вылепить каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, после чего дополнить лепку некоторыми деталями.
Воспитателю необходимо обучить детей умению изготавливать плотную, довольно объемную подставку и логично, красиво распределять предметы на ней. Это даст возможность успешно выполнить задачу создания композиционного сюжета.
Чаще всего сюжетом для лепки служат эпизоды из окружающей обстановки, отдельные эпизоды некоторых сказок, повествований. Выразительность сюжетным композициям придает не только то, как умело дети изображают форму, но и то, как они объединяют фигуры в одну композицию изображением действия.
Декоративная лепка в детском саду.Знакомство малышей с народным прикладным искусством является одним из способов эстетического воспитания, в процессе познания различных его видов, в частности и мелкой декоративной пластики народных умельцев, дети могут приобрести много полезных навыков. К примеру, красивые собранные формы, представляющие зверей, кукол, птиц с обусловленной красочной росписью, веселят детей и позитивно влияют на формирование их художественного вкуса, обогащают детские суждения и фантазию.
Хорошо и с удовольствием малыши лепят бусы и другие украшения для кукол, изготавливают декоративные сосуды: подставки для яиц, солонки и вазы для небольших весенних цветов, подносы и стаканы для ручек и карандашей. Такие изделия могут обладать формой листьев, зверей, цветов, их можно красочно расписать гуашью и ангобами.
Декоративная лепка в детском садуспособствует обучению детей предварительному обдумыванию темы работы, созданию заранее эскиза в качестве рисунка, обучает условно подбирать роспись и форму предмета. К примеру, солонка в форме цветка, крылья жука или птицы расписываются геометрическим или растительным орнаментом. В процессе работы над декоративной пластинкой дети обучаются правилам обращения с инструментом, различным приемам лепки, а что более важно — красивому декоративному наполнению пространства.
Для лепки в детском саду могут быть использованы мягкие пластические материалы — глина, детский цветной пластилин, технический пластилин. Также возможно использование нетрадиционных пластических материалов собственного изготовления — это тесто и бумажная масса. Каждый из перечисленных материалов обладает своими особенностями, которые необходимо учитывать при создании детских творческих работ на занятиях по лепке.
Особенности работы с глиной.
Традиционно считается, что лучшим материалом для лепки в детском саду является глина. Предметы, вылепленные из нее, быстро высыхают, готовые изделия можно закалить до определенной степени твердости, а затем окрасить, покрыть росписью. Главное же состоит в том, что глина одноцветна и, работая с нею, ребенок основное внимание направляет на создание образа, пролепливание формы предмета в целом, в то время как при работе с детским цветным пластилином, окрашенным в активные цвета, дети зачастую лишь приближенно передают форму, удовлетворяясь яркостью цветового решения, цветовой выразительностью. Из глины и технического пластилина дети лепят с большей последовательностью и внимательнее следят за превращениями куска пластичного материала в готовый предмет.Одним из достоинств глины является то, что она попадает ребенку в руки в том состоянии, которое позволяет сразу начать лепку.Навыки, полученные при лепке из глины, могут быть легко перенесены на лепку из пластилина, а такие необходимые при работе с глиной приемы, как примазывание при соединении деталей, заделка трещин, почти не нужны при работе с пластилином.
Пластика.
На прилавках магазинов появился, не так давно, новый материал для работы с детьми — пластика. Он предназначен для занятий в ДОУ лепкой, и является аналогом глины, имеющим ряд положительных сторон, не присущих глине:
Имеет светло-серый цвет, а при высыхании становится почти белым и не требует в дальнейшем грунтовки. При росписи -краска ложится ровно, сохраняя яркость цветов.
Данный материал не требует подготовки, так как продается уже в готовом виде в вакуумной упаковке.
Пластика — материал очень пластичный, податливый, при этом не требует специального оборудования для сушки и обжига.
с различными материалами, а особенно будет удобно использовать пластику для изготовления атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
Тестопластика.
Одним из доступнейших материалов для развития детского творчества в лепке является тесто.
Приемы и технология работы с тестом во многом похожи на работу с глиной. При лепке из теста необходима сырая салфетка для заглаживания неровностей и стыков. Однако есть определенные отличия — тесто не столь эластично, изделие большой толщины очень плохо высыхает (внутренняя часть остается сырой и ломкой). Поэтому для теста больше подойдет работа над небольшими скульптурами или над рельефом. Сушить тесто лучше всего в естественных условиях, положив на солнце. Однако, если это необходимо, можно воспользоваться духовкой. Изделия из теста сушат на медленном огне, иначе на поверхности могут появиться трещины.
Бумажная масса.
Бумажная масса потребует от педагога определенной подготовки к занятию. Однако данный материал позволит расширить представление детей о возможностях хорошо знакомой бумаги и позволит использовать в работе.
Бумажную массу можно использовать в работе над декоративными панно, рельефами, для украшения детских костюмов. Накладывать массу нужно на картонную основу, постепенно увеличивая толщину слоя, максимальная высота которого может составлять 1,5 см. Высыхая, работа становится легкой, что позволит оформить ее, например, как картину.
Но помните — не принуждайте лепить. Если вы будете лепить с увлечением, оберегать сделанное ребенком, поддерживать его идеи, обыгрывать поделки, то он и сам будет с большим удовольствием это делать.
Ребенок открывает глаза и созерцает мир — незнакомый, удивительный и таинственный. Малышу еще предстоит ощутить свою принадлежность к этому большому, прекрасному миру, раствориться в нем, но при этом остаться индивидуальностью и стать творческой личностью, созидателем. Без помощи взрослого здесь не обойтись. Именно взрослые должны пробудить интерес к познанию, помочь усвоить опыт предшествующих поколений, научить приемам изучения и отражения окружающего мира.
Наиболее естественным выражением своих впечатлений об окружающем мире для малыша является изобразительная деятельность. Как легко и просто провести карандашом по листу бумаги — и вот перед тобой мяч или цветок. Но куда интереснее суметь сделать собственными руками все, что видишь.
Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой является осязание предмета. И.М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно не доступны». Что может дать лучшее представление о предмете, чем самому, из невзрачного кусочка глины или пластилина создать этот предмет, сделать его узнаваемым и привлекательным. Этим объясняется огромный интерес малышей разного возраста к лепке.
Милосердова Н.Е. Обучение дошкольников технике лепки. М.: ЦПО, 2008.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: «Карапуз — дидактика», 2007.
Источник