История знаменитого памятника петру первому придумать вопросы
Памятник Петру I («Медный всадник») находится в сердце Петербурга — на Сенатской площади.
Место расположения памятника Петру I выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство и здание главного законодательного органа царской России — Сената. Петр I указывает в сторону Швеции, а в центре Стокгольма стоит Карл XII (главный противник Петра I в Северной войне), указательный палец которого показывает в направлении России.
В 1710 году на месте нынешнего Медного всадника в помещении «чертежного анбара» была находилась самая первая деревянная Исаакиевская церковь.
Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры, Этьен-Морис Фальконе, поступил по своему, установив «Медный всадник» ближе к Неве.
Фальконе пригласил в Санкт-Петербург князь Голицын. Советовали обратиться именно к этому мастеру профессора Парижской академии живописи Дидро и Вольтер, вкусу которых Екатерина II доверяла.
Фальконе было уже пятьдесят лет. Он работал на фарфоровом заводе, но мечтал о большом и монументальном искусстве. Когда поступило приглашение о возведении в России памятника, Фальконе не раздумывая 6 сентября 1766 года подписал контракт. Его условия определяли: памятник Петру должен состоять из «главным образом конной статуи колоссального размера». Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше.
В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло. Скорее всего она помогала ему еще и в постели, но история это умалчивает.
Видение памятника Петру I автором скульптуры разительно отличалось от желания императрицы и большинства русской знати. Екатерина II ожидала увидеть Петра I с жезлом или скипетром в руке, восседающим на коне подобно римскому императору. Статский советник Штелин видел фигуру Петра в окружении аллегорий Благоразумия, Трудолюбия, Правосудия и Победы. И. И. Бецкой, руководивший работами по сооружению памятника, представлял его фигурой во весь рост, с удерживаемым в руке полководческим жезлом.
Фальконе советовали направить правый глаз императора на Адмиралтейство, а левый — на здание Двенадцати коллегий. Посетивший в 1773 году Санкт-Петербург Дидро задумывал памятник в виде фонтана, украшенного аллегорическими фигурами.
Фальконе же задумал совсем иное. Он оказался упрям и настойчив. Скульптор писал:
«Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемую им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, — это эмблема побеждённых им трудностей».
Отстаивая право на своё мнение относительно облика памятника Фальконе писал И. И. Бецкому:
«Могли ли Вы себе представить, чтобы скульптор, избранный для создания столь значительного памятника, был бы лишён способности думать и чтобы движениями его рук управляла чужая голова, а не его собственная?»
Споры возникали и вокруг одежды Петра I. Скульптор писал Дидро:
«Вы знаете, что я не одену его по-римски, точно так же, как не одел бы Юлия Цезаря или Сципиона по-русски».
Над моделью памятника в натуральную величину Фальконе работал три года. Работа над «Медным всадником» велась на участке бывшего временного Зимнего дворца Елизаветы Петровны.
В 1769 году прохожие могли здесь наблюдать, как гвардейский офицер взлетал на лошади на деревянный помост и ставил её на дыбы. Так продолжалось по несколько часов в день. У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. Кони для работы над памятником были взяты из императорских конюшен: скакуны Бриллиант и Каприз. Скульптор избрал для памятника русскую «орловскую» породу.
Ученица Фальконе Мари-Анн Колло вылепила голову «Медного всадника». Сам скульптор трижды брался за эту работу, но каждый раз Екатерина II советовала переделать модель. Мари сама предложила свой эскиз, который оказался принят императрицей. За свою работу девушка была принята в члены Российской Академии художеств, Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10000 ливров.
Змею под ногой коня изваял русский скульптор Ф. Г. Гордеев.
Слева на фото бюст Фальконе Мари-Анн Колло 1773г.
Долгое время никто не хотел браться за отливку статуи. Иностранные мастера требовали слишком большую сумму, а местных умельцев пугал её размер и сложность работы. По расчётам скульптора для сохранения равновесия монумента передние стенки памятника должны были быть выполнены очень тонкими — не более сантиметра. От такой работы отказался даже специально приглашённый литейщик из Франции. Он называл Фальконе сумасшедшим и говорил, что в мире не существует подобного примера отливки, что она не удастся.
Наконец нашёлся литейщик — пушечных дел мастер Емельян Хайлов. Вместе с ним Фальконе подбирал сплав, делал пробы. За три года скульптор в совершенстве овладел литьём. Начали отливать «Медного всадника» в 1774 году.
Технология была очень сложна. Толщина передних стенок обязательно должна была быть меньше толщины задних. При этом задняя часть становилась тяжелее, что придавало устойчивость статуе, опирающейся всего на две точки опоры (змея не точка опоры, об этом ниже).
Одной заливкой, которая началась 25 августа 1775 года, дело не обошлось. Надзор за ней поручили Хайлову. Было заготовлено 1 350 пудов бронзы, и когда вся она, расплавленная, потекла в форму, форма треснула, и металл хлынул на пол. Начался пожар. Фальконе от ужаса выбежал из мастерской, за ним побежали рабочие, и только Хайлов остался на месте. Рискуя жизнью, он обмотал форму своей сермягой и обмазал глиной, подобрал растекшуюся бронзу и влил ее обратно в форму. Памятник был спасен, а возникшие из-за аварии погрешности, позже были исправлены при полировке статуи.
Об этих событиях Санкт-Петербургские ведомости писали:
«Литьё удалось кроме местах в двух фута на два вверху. Сия сожалительная неудача произошла через случай, который предвидеть, а значит, и предотвратить возможности вовсе не было. Вышеупомянутый случай казался столь страшен, что опасались, дабы всё здание не занялось пожаром, а, следовательно, всё бы дело не провалилось. Хайлов остался неподвижен и проводил расплавленный металл в форму, не теряя бодрости своей нимало при предоставляющейся ему опасности для жизни. Такой смелостью Фальконе тронутый по окончании дела бросился к нему и от всего сердца целовал и дарил его от себя деньгами».
Однако в результате аварии образовались многочисленные крупные дефекты (недоливы, спаи) в голове лошади и фигуре всадника выше пояса.
Был разработан смелый план спасения статуи. Было решено было дефектную часть статуи срезать и вновь долить ее, нарастив новую форму непосредственно на сохранившиеся части монумента. С помощью кусков гипсовой формы была получена восковая модель верха отливки, являющаяся продолжением стенки отлитой ранее части статуи.
Вторую заливку произвели в ноябре 1777 г., и она полностью удалась. В память об этой уникальной операции, на одной из складок плаща Петра I скульптор оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года». О Хайлове ни слова.
По замыслу скульптора основанием памятника служит естественная скала в виде волны. Форма волны служит напоминанием о том, что именно Пётр I вывел Россию к морю. Поиском камня-монолита Академия художеств занялась когда ещё не была даже готова модель памятника. Нужен был камень, высота которого составила бы 11,2 метра.
Гранитный монолит был найден в районе Лахты, в двенадцати верстах от Санкт-Петербурга.
Когда-то по местным преданиям в скалу попала молния, образовав в ней трещину. Среди местных жителей скалу называли «Гром-камень». Здесь писал «О Гром камне»
Источник
Медный всадник
Петр I — наиболее значимая фигура в российской истории последних веков. Он стал основателем нескольких городов и «прорубил» окно в Европу. Он стал «злым гением» для Швеции, покорившей значительную часть мира. Он попытался старую Русь, ходившую в лаптях, сделать европейским государством. Удалось не все, и не в той мере, как он хотел. Дело Петра было продолжено Екатериной I, дочерью Елизаветой Петровной и Екатериной II — немкой, сделавшей для страны больше, чем многие русские.
Петру I за его заслуги перед Россией и в соответствии с императорским статусом было поставлено много памятников, из которых наиболее известным является Медный всадник, разместившийся по заказу Екатерины Великой на Сенатской площади Санкт-Петербурга.
Важно подчеркнуть, что монумент и сам по себе является значимым событием в мировой архитектуре, и расположен среди зданий, сыгравших в судьбе страны значительную роль.
Современная панорама памятника:
Как создавался медный всадник
Инициатором возведения столь грандиозного медного, а точнее, бронзового, памятника стала императрица Екатерина ii. По ее распоряжению князем А. Голицыным приглашения взять работу на себя были отправлены Дидро и Вольтеру. Важно отметить, что с последним Екатерина долгое время переписывалась лично и очень ему доверяла.
Профессора лично не стали заниматься решением данного вопроса, но посоветовали обратиться к Этьену-Морису Фальконе. По рекомендации Вольтера, скульптор отличался тонким вкусом и умом. И не требовал с работодателей большой оплаты за свой труд.
Фальконе мечтал перейти от фарфоровых кувшинов и тарелок к монументальной скульптуре. Он не раздумывал, когда ему поступило предложение поработать над скульптурой всадника, изображавшей русского царя. Он согласился на оплату 200 тыс. ливров и переехал в Россию.
Ему пришлось столкнуться с тем, что единства мнений по поводу памятника и облика великого Петра I нет. Екатерина хотела видеть его на коне, И. Бельский, возглавлявший Императорскую Академию искусств, предпочитал более «классическое» воплощение — без лошади. Единственное, что хотели видеть все — жезл или скипетр в руке. Дидро предлагал вообще отойти от канонов создания памятников и отдать предпочтение фонтану. Штелин отдавал предпочтение аллегориям, но не вокруг фонтана, а вокруг Петра I. Скульптуры должны ассоциироваться с Благоразумием, Трудолюбием, Правосудием и Победой. А под ногами самодержца должны были пасть пороки человека, олицетворяющие лень, нежелание учиться, стремление к обману себе подобных и зависть к окружающим
Этьен Фальконе отказался реализовывать любой из предложенных вариантов. Он полагал, что скульптура должна быть одна, и обязана олицетворять и человека, и благодетеля, и самодержца.
Под работу по приказу Екатерины был выделен Зимний дворец, занимаемый в свое время Елизаветой Петровной. Модель лошади создавалась по эскизам, зарисованным с жеребцов Каприз и Бриллиант. В задачу гвардейских офицеров входило ставить коня на дыбы и удерживать его в таком положении, как можно дольше.
Фальконе не удалось вылепить голову Петра I так, как этого хотелось Екатерине. В итоге эта работа была перепоручена помощнице мастера Мари-Анн Колло. Ей удалось получить нужное сочетание мужественности, воли и разума. Девушка, прибывшая в Россию вместе с Фальконе, в одночасье стала членом Императорской Академии искусств за свою работу. А от императрицы ей пожалована пенсия в размере 10 тыс. ливров. Получать деньги Мари должна была пожизненно. Федору Гордееву — скульптору из России — поручено создать змею, попираемую Петром.
К середине 1778 года гипсовая модель готова. Екатерина II не одобрила облик, предложенный Фальконе, но не отобранный ею лично.
Как отливался Медный всадник
Важно подчеркнуть, что памятники таких размеров ранее не делались и не отливались. Никто из литейщиков того времени не гарантировал ни качество, ни сроки изготовления. При этом за отливку с Фальконе запрашивали значительные суммы денег.
По итогам поисков к работе был подключен Емельян Хайлов, ранее занимавшийся отливкой пушек. Долгое время подбирался нужный состав. Скульптура императора имеет значительные размеры, но при этом опирается только на три точки. Значительная часть статуи для облегчения веса должна была стать полой, а толщина стенок не должна превышать сантиметра.
Первая попытка отлить оказалась неудачной. Лопнула труба, по которой подавалась бронза. Практически ценой своей жизни Хайлов предотвратил пожар. Памятник был испорчен. На подготовку новой модели ушло почти три года. Отливка завершилась успешно. Автор не смог избежать искушения и оставил надпись на плаще о том, что над данной скульптурой работал Этьен Фальконе.
Как проходила установка монумента
По первоначальному замыслу скульптора постамент предстояло вытесать в форме волны, используя природный камень. Но найти обломок скалы высотой более 11 метров долго не удавалось. В итоге решили обратиться к горожанам, и в газете «Санкт-Петербургские новости» опубликовали просьбу указать, где можно найти нужный камень, чтобы установить памятник.
Вскоре поступила информация от крестьянина Семена Вишнякова, что подходящая скала обнаружена в непосредственной близости от деревни Лахта. Обломок получил название Гром-камня.
Его доставка стала целым событием. Первоначально на специальных платформах перекатили к водам Финского залива. От места находки к воде прокопали специальные желоба, в которые уложили шары из медного сплава. По шарам и катили платформу с камнем. Далее уже по воде на выстроенной только для камня барже везли к Сенатской площади. Во всех операциях, связанных с доставкой, было занято свыше 1000 человек.
Процесс извлечения Гром-камня из земли был начат 15 ноября 1769 года и только осенью 1770 года его удалось погрузить на борт баржи, специально для этого выстроенной на верфях города. 25 сентября 1770 года камень был перевезен на Сенатскую площадь.
Размах операции был столь велик, что за ее ходом следили даже в Европе. Ранее ничего подобного в современной истории не было (если не считать Египетские пирамиды). Екатерина II для наиболее активных участников учредила награду «Дерзновению подобно. Генваря, 20, 1770»
Важно подчеркнуть, что Екатерина II так и не одобрила проект памятника. Ее отношение к скульптору ухудшалось с каждым годом и днем. До конца 1778 года Фальконе, не завершив работу, покидает Россию. Вместе с ним уезжает и Мари-Анн Колло. Далее операцией по установке руководил Федор Гордеев.
Открытие монумента
Зрители были приглашены на открытие Медного всадника 07 августа 1782 года. По различным причинам скульптор Фальконе так и не получил приглашения на парад по случаю окончанию отливки и монтажа памятника.
В честь данного события был проведен военный парад под руководством князя Голицына. Екатерина почтила своим присутствием балкон Сената. По взмаху руки императрицы с монумента удалена ткань, Петр I предстал перед изумленной публикой.
Если говорить о технических параметрах Медного всадника, то его вес превысил 8 тонн, высота непосредственно Петра I, восседающего на лошади, 5 метров. С лицевой стороны на постаменте высекли посвящение «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782». Такая же надпись, но уже на латыни, была сделана на реверсе памятника.
Важно подчеркнуть, что название Медный всадник не появилось сразу. Тем более что скульптура отлита из сплавов бронзы. Устоявшееся современное название неофициально присвоено скульптуре только после выхода в свет произведения А. С. Пушкина «Медный всадник».
Медный всадник: мифы, небылицы и легенды
Среди наиболее востребованных у туристов мифов можно выделить следующие:
— Петр I отлично управлялся с лошадьми, сам не раз скакал во главе войск. Любил и похвастаться своей выправкой и выездкой. Один раз, приняв на грудь лишнего, решил показать, что может перепрыгнуть через Неву. Первые два раза ему это удалось. Но на третий раз он опрометчиво произнес фразу «Все мое и божье» по время прыжка. Наказание от господа последовало немедленно. И всадник, и конь окаменели там, где стояли. Так и появился памятник;
— Петр I тяжко заболел. В бреду ему показалось, что шведские войска штурмуют его любимый город — Санкт-Петербург. Петр в горячке сел на коня и хотел ехать шведам наперерез, но ему не дала этого сделать змея, опутавшая ноги лошади. А памятник был поставлен там, где змея стала спасительницей всадника — русского императора.
Некоторые летописцы приписывают Петру I фразу о том, что городу некого бояться, пока он взирает на город со своего места Сенатской площади. И эта легенда отчасти сбывается. В памятник не попадали снаряды в годы Великой Отечественной Войны, не смотря на то, что его не убирали с постамента. Все, что могли сделать горожане, это обложить его мешками, засыпанными песком и землей.
Согласно еще одной легенде памятник Петру I в Санкт-Петербурге смотрит в сторону монумента, возведенного в Стокгольме в честь Карла XII. А знатоки говорят, что в свою очередь рука шведского правителя направлена в сторону его непримиримого врага — великого Петра I.
Изначально вокруг памятника была выставлена ограда. За несколько веков от нее ничего не осталось. Нынешние власти Санкт-Петербурга всерьез раздумывают над тем, чтобы ограждение восстановить и даже выставить охрану. Слишком много туристов желает оставить на постаменте сообщение о том, что и они здесь были с указанием даты и года.
На сегодняшний день побывать в Санкт-Петербурге — городе на Неве и не увидеть Медного всадника, Петра I в бронзе на Сенатской площади, значит не видеть вообще ничего.
Источник
10 самых известных памятников Петру Великому в Санкт-Петербурге
Петр Первый – бесспорно ключевая фигура для Санкт-Петербурга, обязанного своим рождением Российскому Царю. Поэтому, горожане трепетно относятся к памяти Великого Петра, образ которого увековечен многими архитекторами.
Медный всадник
Безусловно, самый известный памятник Петру Первому, который был воздвигнут по приказу Екатерины Второй, чтившей и приклонявшейся перед величием императора.
На постаменте по приказу императрица была выполнена надпись «Петру Первому Екатерина Вторая лѣта 1782», Конная статуя была выполнена скульптором Этьеном Фальконе, а голову императора исполнила его ученица Мари Анн Колло. Петр I изображен в динамике, на вздыбленной лошади. Тем самым Фальконе хотел показать силу императора, его рвение двигаться только вперед и вести страну к светлому будущему.
Змея под копытами лошади императора символизирует победу Петра Великого над его врагами и противниками его реформ. Постамент был задуман скульптором в виде волны. Для него потребовалась огромная глыба высотой в 11,2 метра. Нужная глыба была найдена крестьянином Семеном Вишняковым недалеко от деревни Лахта. Существует поверье, что пока Петр Первый находится на своем месте, с Санкт-Петербургом будет все хорошо…
Месторасположение: Сенатская площадь
Памятник Петру I у Инженерного замка
Еще при жизни Петра Первого скульптор Бартоломео Карло Растрелли (отец знаменитого архитектора Бартоломео Франческо Растрелли) начал создание этого памятника – первой конной статуи в России. Однако, памятник был отлит лишь к 1747 году и еще долгое время не мог обрести своего места. Первоначально планировалось установить его на Дворцовой площади после завершения строительства Зимнего дворца. Однако, после смерти Елизаветы, интерес к творению Растрелли был потерян, а памятник был закрыт в амбаре Литейного двора на Васильевском острове. Несколько десятков лет о нем никто не вспоминал. Лишь Павел I вспомнил о величественном монументе и по его приказу он был установлен перед Михайловским (Инженерным) замком.
Торжественное открытие памятника Петру Первому состоялось в 1800 году. На пьедестале монумента Павел I велел сделать надпись «Прадеду – правнук», как бы в противовес надписи на Медном всаднике: «Петру Первому – Екатерина Вторая».
Местоположение: площадь перед Инженерным замком, Садовая ул., 2
Памятник «Царь-плотник»
Памятник «Царь-плотник» является копией памятника Петру Великому, установленного в 1911 году в Нидерландах. Однако, история не так проста….
Всем известно, что Петр I увлекался ремеслами и корабельным делам. Отсюда и появилась идея у скульптура Л.А. Бернштама изобразить русского императора за любимым делом — строительством нового судна. В 1907 году Николай Второй заинтересовался двумя гипсовыми макетами памятников Леопольда Бернштама, представленными на выставке в Париже.
Один макет носил название “Петр, спасающий рыбаков близ Лахты”, другой — “Петр, обучающийся корабельному мастерству в Саардаме”.
По указу Николая Второго в 1910 году с макетов были отлиты бронзовые памятники и установлены на Адмиралтейской набережной Петербурга. Они стали подарком императора на его двухсотлетие Северной столицы. В 1911 году по распоряжению Николая II с памятника “Царь-плотник” отлили две бронзовые копии. Одна, меньшего размера, была установлена в Летнем саду в 1913 году.
Другая, точная копия памятника, российское правительство передало в дар старинному Саардаму (Ниделанды). Однако, после революции памятники Петру Первому-реформатору были отмечены, как не представляющие художественной ценности и отправлены на переплавку. Лишь в 1996 году правительство Королевства Нидерланды презентовало Санкт- Петербургу копию памятника “Царь-плотник”. Считается, что пришедший к памятнику может попросить императора помочь в поиске работы или продвижении по карьерной лестнице.
Месторасположение: Адмиралтейская набережная
Бюст Петр I на Московском вокзале
Приезжающих на Московский вокзал встречает сам император – основатель Петербурга! В центре светового зала Московского вокзала установлен бюст Петра Первого. Бюст был выполнен скульптором А.С. Чаркиным, который взял за основу бюст Петра I, созданный в 20-х года 18 века К.Б. Растрелли. Установка бюста в 1993 году прошла без пышной церемонии открытия и была приурочена к возвращению города его исторического названия.
Местоположение: Площадь Восстания, Московский вокзал
Бюст Петра I у домика Петра I
История города неразрывно связано в первой скромной обителью императора Петра Первого – скромным домиком, расположенным на Петровской набережной. В 1875 году в честь 150-ти летней годовщины со дня смерти Петра Первого был установлен памятник Петру I работы скульптора Николя-Франсуа Жилле. Он представляет собой бюст, установленный на высокий постамент, выполненный из красного гранита.
Местоположение: Петровская наб. дом 6
Памятник Петру I работы Шемякина
В 1991 года на территории Петропавловской крепости перед зданием бывшей гауптвахты был открыт памятник Петру I, который до сих пор вызывает у многих не однозначные эмоции…
Скульптура является работой петербургского художника Михаила Шемякина. Считается, что автору удалось достичь максимальной схожести с реальным лицом Петра Первого благодаря использованию при его создании подлинной посмертной восковой маски императора, снятой Растрелли. Однако, весь образ Петра первого выполнен в гротескной манере, свойственной автору.
Местоположение: Петропавловская крепость
Памятник Петр I в аэропорту Пулково
Скульптор Михаил Дронов представил Петра Первого в образе современного пассажира аэропорта, который спешит в путешествие по России. Благодаря этому, в зоне внутренних рейсов, каждый может попросить у Петра Первого благословения в добрый путь! Император облечен в одежду того времени, однако с одной руке он держит смартфон, а другой тянет за ручку чемодан. Статуя выполнена из Пулковской глины и отлита в бронзе. Высота статуи соответствует историческому росту императора и составляет 2 метра 20 сантиметров.
Местоположение: «Пулково», зона внутренних рейсов
Бюст Петра I на фасаде Нахимовского училища
Здание Нахимовского училища является одной из визитных карточек Санкт-Петербурга. Оно было построено в 1910-1912 годах по проекту А. И. Дмитриева для Городского училищного дома имени Петра Великого. С 1944 года в здании размещается военно- морское училище. Замысел строительства Училищного дома имени Петра Великого был приурочен к 200-летию Санкт-Петербурга.
Так как здание изначально планировалось не только как учебное заведение, но и как памятник архитектуры в стиле ретроспективизма, оно получило изысканный и запоминающийся облик. Место для него было выбрано вблизи домика Петра Первого. Бюст Петру I работы скульптора В.В.Кузнецова был установлен на уровне 3-го этажа фасада Нахимовского училища в проеме, имеющем декоративное оформление.
Местоположение: Петроградская набережная, дом 2
Памятник Петру I З.К. Церетели
В 2006 году на площади перед гостиницей Прибалтийская, расположенной на Васильевском острове, был открыт памятник Петру Первому работы скульптора З.К. Церетели. Первоначально памятник был представлен на персональной выставке Зураба Церетели, проходившей в петербургском Манеже в 2005 году. Статуя выполнена из бронзы, а постамент из красно-вишневого полированного гранита. Высота пьедестала памятника составила 8 метров, благодаря чему Петр Первый возвышается над своим городом.
Местоположение: ул. Кораблестроителей, д. 14
Бюст Петра I в Ботаническом саду
В 2014 году в Ботаническом саду состоялось торжественное открытие бронзового бюста Петра первого, работы скульптора Олега Сатина. Открытие памятника было приурочено к 300-летию Ботанического института им. В.Л.Комарова РАН. А как мы с Вами знаем, Ботанический сад именовали Аптекарским огородом Петра Первого. Бюст установлен на необычный постамент в форме дерева, растущего из земли, автором которого стала архитектор Александра Бочарова.
Местоположение: Ботанический сад, ул. Профессора Попова, 2
Обратившись к нам, будьте уверены, что мы сможем составить программу посещения всех знаменитых памятников Петербурга с учетом ваших интересов и пожеланий.
Полюбуйтесь памятниками великого императора России — Петра I, а так же познакомьтесь с их необычными историями создания, посетите интересные места где установлены монументы.
- Почему вам стоит обратиться к нам
- Уровень сервиса
- Интересная культурная программа
- Оперативность предоставления услуг
- Скорость ответа
- Квалификация гидов
- Нет очередям!
- Доверие
Источник
60 интересных фактов о Великом Российском Императоре и Реформаторе Петре 1 (12 фото)
Личность Петра 1 связана со многими важными для нашего государства историческими событиями.
Неудивительно, что почти каждый факт из жизни и деятельности Петра 1 становится объектом жарких дебатов историков: что из известных фактов об этом неординарном человеке достоверно, а что является вымыслом? Важные факты биографии Петра 1 дошли до нас, они раскрывают все его положительные и отрицательные стороны, как царя, так и простого человека. Важными фактами являются факты деятельности Петра І, который оставил серьезный след в истории Российской империи. Интересные факты о Петре 1 составили не один том научных исследований и заполнили собой страницы многочисленных популярных изданий.
1.Великий русский царь, а впоследствии Император, Петр 1 взошел на престол 18 августа 1682 года и с тех пор начинается его долгий период правления. Петр I успешно правил страной более 43-х лет.
2.Пётр 1 царём России стал в 1682 году. А с 1721 года — Великий Пётр — первый Российский Император.
3. Едва ли среди российских императоров найдется более неоднозначная и загадочная фигура, чем Петр Великий. Этот правитель зарекомендовал себя как талантливый, энергичный и вместе с тем безжалостный государственный деятель.
4. Взойдя на Российский престол, Пётр 1 сумел отсталую и патриархальную страну вывести в число европейских лидеров. Его роль в истории нашей Родины неоценима, а жизнь полна удивительных событий.
5.Император Пётр Великий, заслуживший этот титул благодаря выдающейся роли, которую он сыграл в истории России, родился 30 мая (9 июня) 1672 года. Родителями будущего императора были правивший в те годы царь Алексей Михайлович Романов и его вторая жена Наталья Кирилловна Нарышкина.
6. Всех предыдущих детей его отца природа обделила здоровьем, тогда как Пётр рос крепким и никогда не знал болезней. Это даже давало повод злым языкам ставить под сомнение отцовство Алексея Михайловича.
7.Когда мальчику исполнилось 4 года, скончался отец, и опустевший трон занял его старший брат, сын Алексея Михайловича от первого брака с Марией Ильиничной Милославской ─ Фёдор Алексеевич, вошедший в отечественную историю как государь Всея Руси Фёдор III.
8.В результате его воцарения мать Петра в значительной степени утратила своё влияние при дворе и была вынуждена вместе с сыном, покинув столицу, отправиться в подмосковное село Преображенское.
9. В Преображенском и прошли детство и юность Петра 1, который, в отличие от наследников европейских престолов, с ранних лет окружённых самыми выдающимися педагогами своего времени, получал образование, общаясь с полуграмотными дядьками. Однако неизбежный в подобных случаях пробел знаний компенсировался обилием его врождённых талантов.
10. В этот период государь жить не мог без шумных игр, которым уделял большую часть своего дня. Он мог настолько увлечься, что отказывался прерываться на еду и питье.
11. Именно в детстве царь подружился с тем, кто в течение всей жизни будет его преданным сподвижником и доверенным лицом. Речь идет об Александре Меншикове, участвовавшем во всех ребяческих забавах будущего императора. Интересно, что правителя абсолютно не смущало отсутствие хорошего образования у государственного деятеля.
12.Что касается его личной жизни. В 17-летнем возрасте Пётр, взяв за обыкновение посещать Немецкую слободу, завёл роман с Анной Монс, его мать, чтобы прервать ненавистную ей связь, насильно женила сына на дочери окольничего Евдокии Лопухиной.
13.Этот брак, в который молодые вступили по принуждению, оказался крайне несчастливым, особенно для Евдокии, которую Пётр в итоге приказал постричь в монахини. Может быть, именно угрызения совести заставили его впоследствии издать указ, запрещающий выдавать девушек замуж без их согласия.
14.Как известно, царь был женат дважды. Первой его супругой стала девица благородного происхождения, тогда как второй – крестьянская дочь. Екатерина I — вторая жена Петра была низко родной по происхождению.
15.Императрицу Екатерину в действительности звали Мартой Самуиловной Скавронской. Матерью и отцом государыни были простые ливонские крестьяне, а сама она успела потрудиться прачкой. От рождения Марта была блондинкой, она всю жизнь красила волосы в темный цвет. Такое низкое происхождение жены не имело для правителя значения. Екатерина I – первая женщина, которую полюбил Император. Царь нередко обсуждал с ней важные государственные дела и прислушивался к ее советам.
16. Первым, кто приклепал коньки к обуви, был Петр Великий. Дело в том, что раньше коньки просто привязывали к обуви верёвками и ремнями. А идею привычных теперь для нас коньков, прикрепленных к подошве ботинок, Пётр I привез из Голландии во время своего путешествия по западным странам.
17. Для того, чтобы бойцы его войска различали правую и левую стороны, царь приказал привязывать им на левую ногу сено, а на правую — солому. Фельдфебель при занятиях строевой подготовкой отдавал команды: «сено — солома, сено – солома», тогда рота печатала шаг. Между тем у многих европейских народов еще три столетия назад понятия «правый» и «левый» различали только образованные люди. Крестьяне этого не умели.
18. Из Голландии Петр I привез много интересных вещей в Россию. Среди них и тюльпаны. Луковицы этих растений появились в России в 1702 году. Реформатор был настолько очарован растущими в дворцовых садах, растениями, что учредил «садовую контору» специально для выписки заморских цветов.
19. Во времена Петра фальшивомонетчики работали на государственных монетных дворах в качестве наказания. Фальшивомонетчиков вычисляли по наличию у него «до одного рубля пяти алтын серебряных денег одной чеканки». В те времена даже государственные монетные дворы не могли выпускать единообразные деньги. А те, у кото они были — стопроцентный фальшивомонетчик. Эту способность преступников — качественно изготавливать единообразные монеты Петр решил использовать во благо государства. Горе-преступника в качестве наказания отправляли на один из монетных дворов, чтобы он там чеканил монеты. Так, в одном только 1712 году на монетные дворы было прислано тринадцать таких «умельцев».
20. Пётр I – очень интересная и противоречивая историческая личность. Кстати сказать, акцент, делавшийся в течение последовавших веков именно на физических особенностях государя. Он был во многом обусловлен легендой о его подмене, якобы происшедшей во время заграничного путешествия в страны Западной Европы (1697 ─ 1698). В те годы упорно ходили слухи, подогреваемые тайными оппозиционерами о его подмене во время поездки молодого Петра с Великим посольством. Так, современники писали, что с посольством уезжал молодой человек двадцати шести лет, выше среднего роста, плотного сложения, физически здоровый, имеющий родинку на левой щеке и волнистые волосы, прекрасно образованный, любящий всё русское, православный христианин, знающий библию наизусть и так далее. Но через два года возвратился совершенно другой человек — практически не говорящий по-русски, ненавидящий всё русское, до конца жизни так и не научившийся писать по-русски, забыв всё, что умел до отъезда в Великое посольство и удивительным образом приобретший новые навыки и умения. И, наконец, он разительно изменился внешне. Его рост увеличился настолько, что пришлось заново шить весь его гардероб, а родинка на левой щеке бесследно исчезла. В целом же, вернувшись в Москву, он выглядел как 40-летний мужчина, хотя к тому времени ему едва минуло 28 лет. Все это яко бы произошло за два года отсутствия Петра в России.
21.Если исторические документы не врут, император обладал ростом, которому могут позавидовать многие современные баскетболисты – больше 2-х метров.
22.При таком высоком росте, тем более удивительно, что он имел «скромный» размер обуви: 38-й.
23.Странно, что легендарный правитель Российской империи не мог похвастаться и крепким телосложением. Как удалось выяснить историкам, Пётр 1 носил одежду 48-го размера. Описания внешности самодержца, оставленные его современниками, свидетельствуют, что он был узкоплечим и имел непропорционально маленькую голову.
24.Царь Пётр 1 принадлежал к числу яростных противников алкоголизма. К борьбе с пьянством своих подданных владыка в 1714 году приступил с присущим ему юмором. Он придумал «награждать» неисправимых алкоголиков медалями. Пожалуй, мировая история не знала более тяжелой медали, чем та, которая была изобретена императором-шутником. Для ее создания использовался чугун, даже без цепи подобное изделие весило около 7 кг или даже чуть больше. Награда вручалась в полицейском участке, куда доставляли алкоголиков. Ее водружали на шею, используя цепи. Причем надежно закрепляли, исключая самостоятельное снятие. Награжденный пьяница должен был проходить в таком виде на протяжении недели.
25.Усомниться в достоверности того, что Пётр 1 был высокого роста, заставляет ряд вполне очевидных фактов. Посетив музеи страны, в экспозициях которых представлены личные вещи, одежда (48 размера!) и обувь государя, нетрудно убедиться в том, что ими невозможно было бы пользоваться, будь рост Петр 1 действительно столь значительного роста. Они были бы попросту малы. На ту же мысль наводят и несколько сохранившихся его кроватей, на которых при росте, превышавшем 2 м, пришлось бы спать сидя. Кстати, подлинные образцы обуви царя позволяют с абсолютной точностью определить размер ноги Петра 1. Так вот, установлено, что в наши дни он бы покупал себе обувь… 39 размера! Ещё одним аргументом, косвенно опровергающим общепринятое представление о росте царя, может служить чучело его любимой лошади Лизетты, представленное в Санкт-Петербургском зоологическом музее. Лошадка была довольно приземистой, и высокому наезднику на ней было бы неудобно. И, наконец, последнее: мог ли Пётр 1 генетически достигнуть такого роста, если все его предки, о которых имеются достаточно полные сведения, не отличались особыми физическими параметрами?
26.Что могло породить легенду об уникальном росте царя? Научно доказано, что в процессе эволюции за последние 300 лет рост людей увеличился в среднем на 10-15 см. Это позволяет предположить, что государь был действительно значительно выше окружающих и считался необычайно рослым мужчиной, но не по нынешним, а по тем, давно ушедшим в прошлое меркам, когда вполне нормальным считался рост в 155 см. Сегодня же размер ноги Петра 1, установленный по образцам обуви, приводит к выводу, что едва ли его рост превышал 170-180 см.
27.Издав в октябре 1696 года свой знаменитый указ «Морским судам быть», он очень быстро убедился в том, что, кроме энтузиазма и денежных вложений, для успеха начатого дела требуются знания в области судостроения и судовождения. Именно по этой причине в составе российского посольства (но инкогнито) он отправился в Голландию, входившую тогда в число ведущих морских держав мира. Там, в небольшом портовом городе Саардаме, Петр 1 прошел курс плотничества и судостроения, вполне резонно рассудив, что прежде чем требовать от других, надо самому постичь секреты ремесла.
28. Так, в августе 1697 года на верфи, принадлежавшей голландскому судостроителю Линстру Рогге, появился новый рабочий Пётр Михайлов, чертами лица и молодецкой осанкой необычайно похожий на русского царя. Впрочем, подозрений ни у кого не возникло, тем более что голландцы едва ли могли представить себе монарха в рабочем фартуке и с топором в руках.
29.Этот зарубежный вояж государя значительно обогатил палитру российской жизни, поскольку многое из того, что ему довелось там увидеть, он постарался перенести в Россию. Например, Голландия была именно той страной, откуда Петр 1 привез картофель. Кроме того, из этого небольшого государства, омываемого Северным морем, в Россию тех лет попали табак, кофе, луковицы тюльпанов, а также огромный набор хирургических инструментов. Кстати, идея заставить подданных брить бороды родилась у государя также во время посещения Голландии.
30. Следует отметить пристрастие царя к целому ряду занятий, не характерных для прочих августейших особ. Общеизвестна, например, его страсть к токарному делу. До сих пор посетители Санкт-Петербургского музея «Домик Петра I» могут увидеть станок, на котором государь собственноручно вытачивал различные деревянные поделки.
31.Важным шагом на пути приобщения России к стандартам, принятым в Европе, стало введение при Петре 1 юлианского календаря. Прежнее летоисчисление, берущее начало от сотворения мира, стало весьма неудобным в реалиях жизни наступавшего XVIII века. В связи с этим 15 декабря 1699 года царь издал Указ, в соответствии с которым счёт годам стали вести в соответствии с общепринятым за рубежом календарём, введённым в употребление ещё римским императором Юлием Цезарем. Таким образом, 1 января Россия вместе со всем цивилизованным миром вступила не в 7208 год от Сотворения мира, а в 1700-й от Рождества Христова.
32.Тогда же вышел и Указ Петра 1 о праздновании Нового года в первый день января, а не в сентябре, как это было прежде. Одним из нововведений стал и обычай украшать дома новогодними ёлками.
33.Многие интересные факты про Петра 1 связаны с его увлечениями, среди которых попадались и весьма необычные. Петр I увлекался медициной. Он пробовал себя в хирургии и активно изучал анатомию человеческого тела. Но больше всего царя увлекала стоматология. Ему нравилось выдирать больные зубы. Известно, что с помощью инструментов, привезённых из Голландии, он нередко удалял больные зубы своим царедворцам. При этом иногда царь увлекался. Тогда под раздачу могли попасть и их здоровые зубы.
34. Император в совершенстве владел четырнадцатью ремеслами. Однако далеко не все ремесла, которые пытался за свою долгую жизнь освоить Петр, ему покорялись. Одно время император пытался научиться плести лапти, но у него ничего не вышло. С тех пор он почтительно относился к «мудрецам», сумевшим овладеть наукой, показавшейся ему такой сложной.
35.Поведение, внешний вид, привычки подданных – едва ли осталась сфера человеческой жизни, которую своими указами не затронул Петр 1.
36.Наибольшее возмущение бояр вызвало его распоряжение, касающееся бород. Правитель, желавший установить в России европейские порядки, безапелляционно повелел сбривать растительность на лице. Протестующие вынуждены были со временем покориться, так как в противном случае их ждал огромный налог.
37. Издал самый знаменитый царь и множество других юмористических указов. К примеру, одним из его распоряжений оказался запрет назначать людей с рыжими волосами на государственные посты.
38.Сумел он прославиться и в качестве борца с национальными костюмами. Интересные факты из жизни государя подтверждают, что среди его указов присутствует распоряжение о ношении европейской одежды. Именно он вынудил прекрасный пол облачиться в декольтированные платья взамен сарафанов, а мужчин — в камзолы и укороченные штаны.
39.Многие замечательные вещи никогда бы не появились в России, если бы не Петр 1. Интересные факты связаны с картошкой. Обитатели нашей страны не были знакомы с этим овощем, пока царь не привез его из Голландии. Первые попытки внедрить картошку в качестве повседневной пищи оказались провальными. Крестьяне пытались есть ее в сыром виде, не догадываясь запечь или сварить, и в результате отказывались от этого вкусного и питательного овоща. Также во времена Петра I впервые завезен на территорию России рис.
40.Тюльпаны – красивые цветы, выращивание которых в государстве также началось по желанию Петра Великого. Луковицы этих растений самодержец доставил в страну из Голландии, где он провел достаточно много времени. Императором даже была организована «садовая контора», главной целью которой было внедрение заморских цветов.
41. Первый музей Кунсткамера был основан Петром, где содержатся его личные коллекции, привезенные из разных уголков мира. В Летний дворец были перевезены все коллекции царя в 1714 году. Так был создан музей Кунсткамера. Все, кто посещали Кунсткамеру, бесплатно получали спиртное.
42. Екатерина І имела множество интрижек и часто изменяла царю. Любовнику жены царя, Виллиму Монсу, 13 ноября 1724 был вынесен смертный приговор — он казнён через отсечение головы 16 ноября в Петербурге, а его голову заспиртовали и поставили в спальне царицы.
43.Царь издал указ: всех воров, которые украли из государственной казны больше стоимости веревки, должны были повесить на этой веревке.
44. Пётр 1 на приеме в Германии не умел пользоваться салфетками и ел все руками, чем поразил принцесс своей неуклюжестью.
45. Петр сумел сделать отличную военную карьеру и в результате стать адмиралом российского, голландского, английского и датского флотов.
46. Морское и военное дело были любимыми сферами царя. Петр основал в России регулярный флот и армию. Он постоянно учился и получал новые знания в этих областях. Морская академия в России была основана царем в 1714 году.
47. Царь ввел налог на бани, которые находились в частной собственности. При этом поощрялось развитие бань общего пользования.
48. В 1702 году Петру I удалось взять мощные шведские крепости. В 1705 году благодаря усилиям царя Россия получила выход в Балтийское море. В 1709 году состоялась легендарная Полтавская битва, которая принесла большую славу Петру 1.
49. Усиление военной мощи российского государства являлось делом всей жизни императора. За правление Петра I была введена обязательная воинская повинность. Для создания армии проводился сбор налогов с местных жителей. Регулярная армия начали действовать в России с 1699 года.
50. Император достиг больших успехов в навигации и судостроении. Также он был прекрасным садовником, каменщиком, умел делать часы и рисовать. Ещё Петр 1 часто удивлял всех своей виртуозной игрой на фортепиано.
51. Царем была выдана грамота, которой запрещалось женам забирать пьяных мужчин с пивнушек. Кроме того, царь был против женщин на корабле, и брали их только в крайнем случае.
52. При Великом Петре было проведено несколько успешных реформ в образовании, медицине, промышленной и финансовой сфере. Была открыта первая гимназия и множество школ для детей за время правления Петра I.
53. Петр был первым, кто совершил далекое путешествие в западноевропейские страны. Петр 1 позволил России в дальнейшем вести полноценную внешнеэкономическую политику благодаря его прогрессивным реформам.
54. Одним из направлений деятельности Петра I было создание мощного флота на Азовском море, что в результате удалось ему. Выход к Балтийскому морю специально был построен для развития торговли. Императору удалось завоевать берег Каспийского моря и присоединить Камчатку.
55. Строительство Санкт-Петербурга было начато в 1703 году по приказу царя. Только в Петербурге было разрешено строить каменные дома с 1703 года. Император приложил много усилий, чтобы превратить Санкт-Петербург в культурную столицу России.
56. Царю было предложено выбрать титул «император Востока», от которого он отказался.
57. Сегодня не известна точная причина смерти царя. По одним данным Пётр страдал заболеванием мочевого пузыря. По другим – он заболел тяжёлой пневмонией. Царь до последнего дня продолжал править государством, несмотря на сильную болезнь. Пётр 1 умер в 1725 году. Он похоронен в Петропавловском соборе.
58. Царь не успел написать завещание, при этом оставил серьезный след в истории Российской империи. Екатерине 1 перешло правление Российской империей после смерти Петра. После смерти царя началась эпоха дворцовых переворотов.
59. Во многих ведущих странах были возведены памятники Петру 1. Медный всадник в Санкт-Петербурге является одним из известных памятников Петру 1.
Источник