Как используются результаты мониторинга педагогической диагностики
Автор: Сурьяк Лариса Валентиновна
Организация: МБДОУ ДС комбинированного вида
Населенный пункт: Магаданская область, п.Усть- Омчуг
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Но управление современным образовательным учреждением сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи. А средством такой информации может служить диагностика и мониторинг.
Сегодня мы поговорим о мониторинге как показателе качественного процесса воспитательной работы в условиях реализации инновационной деятельности в дошкольном учреждении.
Нужен ли мониторинг?
Мониторинг воспитания, конечно же, необходим. Необходим хотя бы потому, что в современном обществе никакая профессиональная деятельность (в том числе и воспитание) не может считаться таковой, если отсутствует простой и чёткий механизм отслеживания эффективности этой деятельности.
Мониторинг воспитания необходим самым разным категориям работников сферы образования, органов управления образованием, то есть тем, кто осуществляет контроль и ресурсное обеспечение процесса воспитания в образовательных учреждениях. Наконец, и это самое важное, мониторинг необходим самим педагогам, то есть тем, кто непосредственно осуществляет процесс воспитания.
Аспекты интересующей нас проблемы, а именно мониторинга воспитанности, нашли отражение в работах В.А. Караковского, Н.Л. Селивановой, П.В. Степанова, И.В. Никишеной, З.И. Васильевой, А.А. Орлова, А.С. Белкина.
В работе «Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания» Н. Михайленко и Н. Короткова выделяют диагностическое сопровождение образовательного процесса как возможность обнаружения и решения наиболее острых проблем процесса воспитания.
Что такое мониторинг?
«Мониторинг – постоянное наблюдение за нормированной деятельностью объектов инспектирования; сбор, системный учёт, обработка и анализ, хранение, обновление и накопление информации для формирования необходимых решений по объекту инспектирования».
- постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функции слежения;
- изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;
- компактность, минимальность измерительных процедур и их включённость в педагогический процесс.
Под критерием понимается признак, на основании которого производится оценка, определение и квалификация чего либо; критерий – это мерило суждения, оценки. Критерий указывает на наличие того или иного свойства объекта, явления или процесса.
Следующим шагом после выработки критериев мониторинга является определение методов, применение которых позволит получить необходимый объём информации в оптимальные сроки.
Рассмотрим характеристики данных методов и особенности их использования.
К формализованным методам относятся тесты, опросники, методы проективной техники и психофизиологические методы. Для них характерны определённая регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определённые способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и другое), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), надёжность.
В рамках мониторинга достижений детей в детском саду специалистами могут быть использованы тесты и методы проективной техники.
Кратко охарактеризуем возможность их использования в деятельности воспитателя.
Тестирование. Тесты (в переводе с английского – «испытание», «проверка», «проба») – это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных индивидуально-психологических различий между детьми. Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от ребёнка нужно получить правильный ответ.
Реализация тестовых методик в психолого-педагогической работе может быть осуществлена как воспитателем, так и педагогом-психологом. Это определяется направленностью теста (на измерение какого качества он направлен) и готовностью специалиста к использованию тестовых методик.
Так, для изучения степени освоения детьми образовательной области «Познание» воспитателями могут широко использоваться предметные тесты, где материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур и т.д. Предметные тесты позволяют получить информацию по таким критериям математического образования старших дошкольников, как степень освоения ребёнком геометрических фигур, параметров величины, умений сосчитывать и сравнивать группы предметов по числу, составлять (практически) числа из двух меньших в пределах 10, решать простые логические и арифметические задачи.
Существенным признаком проективных методов является использование в них неопределённых стимулов, которые ребёнок должен сам дополнять, интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределённых очертаний и т.п. В этой группе методов ответы на задания также не могут быть правильными или неправильными – возможен широкий диапазон разнообразных решений.
К малоформализованным методам относятся наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности. Эти методы дают очень ценные сведения о ребёнке, особенно когда предметом их изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации (например, ценностные ориентации, отношение ребёнка к различным явлениям) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т.д.). Следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоёмки; только наличие высокого уровня культуры проведения при наблюдении, беседах с детьми помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания.
Наблюдение является незаменимым при первичной ориентировке в реальности. Поскольку этот метод по сути своей направлен на изучение индивидуального, уникального в психике, он даёт преимущественно качественные характеристики. Наблюдение позволяет описать конкретную картинку проявлений развития ребёнка.
Каким образом должен быть организован мониторинг в детском саду?
Определение мониторинга как постоянного наблюдения, слежения за развитием ребёнка может ошибочно сформировать представление у воспитателей, что чем чаще проводятся измерения, тем лучше. Однако мониторинг не должен приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход педагогического процесса ,поэтому периодичность мониторига может устанавливаться образовавтельным учреждением самостоятельно и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей.
На наш взгляд, наиболее оптимальным режимом организации системы мониторинга будет включение первичного (в начале учебного года) и итогового (в конце учебного года) диагностических измерений.
Для того чтобы провести педагогическую диагностику, необходимо определить её цель. В соответствии с целью определяются критерии, по которым будет проводиться оценка результатов диагностики.
Далее определяются методы педагогической диагностики. Выбор методов зависит от цели диагностирования. Вместе с тем педагогическая диагностика не предполагает сложного инструментария. По своей сути это экспресс-диагностика. Преимущественно следует использовать метод систематического включения наблюдения. Он является незамеченным при определении первичного диагноза и даёт возможность увидеть общую картину эмоционально-психологического климата в группе, определить уровень общего развития и освоения детьми отдельных видов деятельности, выявить особенности поведения каждого ребёнка.
Данный материал может помочь педагогу-практику провести основную первичную диагностику, на основе которой и будет спроектирована работа с детьми.
Основной метод проведения данной диагностики – метод включенного наблюдения, дополненный рядом других методов.
При проведении мониторинга следует опираться на следующие принципы:
соответствие содержания программы критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, при реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей в данный возрастной период;
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями развития воспитанников, спецификой образовательных областей, предметом их изучения и характеристикой соответствующих видов детской деятельности;
комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми; основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Итак, целеполагающие идеи развития дошкольного образования аккумулируются вокруг принципа интеграции.
Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребёнку в педагогическом процессе. Результаты диагностики не должны получать в мнении педагога о ребёнке эмоциональную или этическую окраску («Это плохо, а это — хорошо»). Результаты диагностики должны рассматриваться как конфиденциальная информация.
Педагогическая диагностика должна осуществляться в привычной для ребёнка обстановке. Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или занятиях воспитатель наблюдает за поведением заинтересованности или скуки, радости или огорчения, обращает внимание на достижения ребёнка и т.п.
При проведении наблюдения происходит процесс сравнения проявлений конкретного ребёнка и идеальной нормы развития. Это сравнение помогает воспитателю понять, в чём могут проявляться проблемы ребёнка, какие достижения для него характерны, мешает ли ребёнку недостаточное развитие какой-либо характеристики, какие качества целесообразно развивать у ребёнка.
Представление воспитателя о развитии ребёнка складывается из множества частных оценок. Кроме собственного наблюдения, воспитатель может получить информацию о ребёнке из бесед с родителями, сотрудниками детского сада. Важно собрать информацию о склонностях, интересах, увлечениях ребёнка, о его особенностях общения и познания. Надо не только фиксировать какой-либо факт, но и попытаться понять его причины (анализировать факты).
Результатом совместного обсуждения будет заполненная диагностическая карта, в которой отражена оценка по каждому показателю диагностики каждого ребёнка. Обсуждение результатов диагностики проводится на заседаниях педагогического совета и совещаниях. Это позволит каждому педагогу иметь представление о состоянии и направлениях совершенствования воспитательной деятельности.
Изучение и анализ эффективности воспитательного процесса позволит:
корректировать цели воспитательной работы, дифференцированно подойти к детям с разным уровнем воспитанности, обеспечить индивидуальный подход к личности каждого дошкольника, обосновать выбор содержания и методов воспитания, видеть близкие и более отдалённые результаты воспитательной системы, способствовать росту положительных изменений в инновационной деятельности коллектива; выполнить требования стандарта к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Богославец Л.Г., Майер А.А. Управление качеством дошкольного образования – М.: ТЦ Сфера, 2009-128с.
Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным процессом/Часть 1. М.: УЦ Перспектива, 2008.-160с.
Никишина И.В., Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях/Волгоград: Учитель, 2007.-156с.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования»
Степанов Е.Н., Лузина Л.М.Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания/М.: ЦТ Сфера, 2002.-160с.
Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду/М., Просвещение, 2002.-144с.
Источник
Школа молодого воспитателя: "Педагогическая диагностика и мониторинг в ДОУ"
консультация на тему
Данная консультация может быть использована старшими воспитателями для педагогов ДОУ, проводивших мониторинг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_diagnostika_i_monitoring_v_dou.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Старший воспитатель Калиянц Л.С.
МБДОУ д/с № 1 г.Кропоткин
Школа молодого воспитателя:
Педагогическая диагностика и мониторинг в ДОУ
Что такое мониторинг и диагностика?
Мониторинг – длящийся процесс наблюдения за объектом, который включает в себя периодическое снятие интересующих параметров, их регистрацию, хранение и анализ. Комплекс мероприятий всегда растянут во времени и позволяет изучить свойства объекта в динамике, понять направления его развития, выявить скрытые проблемы.
Диагностика – поверхностное или полное изучение состояния объекта, предполагающее активное взаимодействие с ним .
Мониторинг – это наблюдение со стороны, а диагностика – активное тестирование. Могу добавить, что мониторинг состоит из 3 этапов: сбора информации, анализа полученной информации и принятия решения на основе анализа. Диагностику можно считать одним из способов сбора информации.
Во всех Программах, существующих до введения ФГОС, существовал критерий оценки знаний, умений и навыков (ЗУН) детей на начало и конец учебного года
Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО), были введены целевые ориентиры ( их 7 для раннего возраста и 7 для завершения дошкольного образования), т.е. на момент окончания детского сада ребенок должен соответствовать тем критериям, которые прописаны в ФГОС.
Это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования, которые « не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей» . Таким образом, мониторинг развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями и документами.
Но в том же документе ФГОС, в п. 3.2.3 сказано, что «при реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей . Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики(мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития;
2) оптимизации работы с группой детей .
Рассмотрим эти задачи более подробно.
Что значит «построить образовательную траекторию развития ребенка» (другими словами «образовательный маршрут индивидуального развития ребенка»)?
Индивидуализация достигается за счет учета уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Иными словами, ребенок при окончании дошкольного образования должен достигнуть того уровня развития, чтобы наравне со всеми быть готовым к учебной деятельности в школе. Именно для этого и требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень его физического и эмоционального, а также когнитивного развития . ( Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже )
Когнитивное развитие – процесс формирования и развития восприятия, внимания, воображения, памяти, речи, мышления . Т.е. формирования всего того, что ребенку нужно будет освоить к моменту его перехода в школу.
Таким образом, воспитатель для дальнейшей работы с ребенком должен собрать как можно больше информации о развитии ребенка на сегодняшний день, чтобы знать, как его развивать завтра и далее в течение учебного года.
Что для этого нужно? И как воспитателю спланировать свою работу, чтобы и от стандартов не отойти и подобрать к каждому ребенку свой оптимальный уровень развития? Для этого воспитателю прежде всего нужно знать средние показатели развития ребенка данного возраста . Это основные, усредненные оценки развития по каждому виду детской деятельности: физические, речевые, познавательные, математические, художественные, сенсорные и даже игровые.
Для это воспитатель и проводит педагогическую диагностику (не путать с психолого-педагогической, которую должен проводить психолог ДОУ!).
Диагностика – очень ответственное мероприятие, которое требует продуманного отбора научно обоснованных критериев и показателей, а не случайно пришедших в голову тому или иному специалисту заданий. И ни в коем случае задания не должны выходить за рамки знаний и умений, усваиваемых дошкольниками в определенный возрастной период.
Оценка должна быть представлена не в описательном виде (хотя текстовая оценка тоже может быть использована) – необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми на основе методик, специально разработанных диагностических заданий, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности, способностей и анализа их выполнения.
Педагогическая диагностика должна быть не обременительной, простой и доступной для понимания, проведения воспитателем (а также старшим воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, врачом) и обработки полученных данных.
Диагностические задания должны быть четкими, показательными и сопоставимыми, позволяющими точно определять уровень проявления искомого качества, сравнивать индивидуальные результаты отдельных детей, группы детей одного возраста, в одном и в разных дошкольных учреждениях.
Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается также авторами примерных основных образовательных программ дошкольного образования, в частности в программах: "От рождения до школы" (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой), "Истоки" (под ред. Л. А. Парамоновой), "Детство" (под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой), "Тропинки" (под ред. В. Т. Кудрявцева), "На крыльях детства" (под ред. Н. В. Микляевой), "Детский сад – дом радости" (автор – Н. М. Крылова), "Мозаика" (авторы – В. Ю. Белькович, Н. В. Гребенкина, И. А. Кильдышева).
Педагог-воспитатель использует при этом разные методы диагностики: это и наблюдения (например, для оценки игровой деятельности или личностных качеств ребенка, например, самостоятельности, любознательности, доброжелательности), это и анализ детских работ (для оценки художественной деятельности – рисования, лепки, аппликации), это тестовые методики (для оценки физического здоровья: выносливости, силы, ловкости, гибкости, равновесия), это и специальная диагностическая методика или скрининг-тесты (для оценки речевой деятельности или математических представлений или оценки готовности к школе), это и беседы (например, для оценки познавательного развития – нравственно-патриотическое воспитание, мир природы, окружающий мир). Единственное требование к проведению педагогической диагностики: на нее не отводятся специальные дни, диагностика проходит в течение обычных занятий, игр, дидактических игр с подгруппой детей или во время индивидуальной работы, во время этических бесед или рассмотрения ситуаций.
Для фиксации результатов мониторинга предлагается составлять диагностические карты по всем образовательным областям на все возрастные группы на начало и конец года. Критерии будут соответствовать содержанию программ, реализуемым в детском саду. К диагностическим картам обязательно должны прилагаться диагностические задания, разработанные авторами тех программ и методик по которым осуществляется мониторинг (или разработанные и утвержденные в ДОУ).
Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом. Подводить некие «реперные точки» предлагается в середине (декабрь) и конце учебного года (май).
Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме:
находится в стадии становления;
Для диагностики готовности к школе есть хороший скрининг-тест Е.А. Екжановой
Данный набор позволяет педагогу получить достаточно полные представления о развитии у ребенка предпосылок к учебной деятельности (умении самостоятельно проанализировать образец и действовать по образцу, осуществлять самоконтроль в моторной деятельности, довести начатое дело до конца, вовремя прекратить выполнение действия, переключиться на выполнение другого задания, умение последовательно выделять звуки в слове, сформированное зрительно-пространствеиное восприятие и развитая продуктивная деятельность), об уровне развития его интеллекта, о его обучаемости, визуальных представлениях об окружающем мире, о работоспособности, утомляемости и других психо-физиологических составляющих психической деятельности ребенка.
Полученные результаты достаточно наглядны, легко обсчитываются по 10-балльной системе, а главное, показывают педагогу необходимое направление коррекционно-развивающей работы с каждым конкретным ребенком. Кроме того, результаты проведения подобного исследования в конце учебного года позволяют судить и об индивидуальной динамике развития ребенка, и об общегрупповых тенденциях, наметившихся в результате проведенного обучения и/или коррекционно-развивающей работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Школа молодого воспитателя», как одна из форм работы с молодыми воспитателями
Современное дошкольное образование переживает сложный период своего развития.С одной стороны, общественность предъявляет все более высокие требования к воспитанию и развитию будущего школьника, с друг.
«Школа молодого специалиста», организационные проекты мероприятий для молодых специалистов ДОУ
Организационные проеты мероприятий для молодых специалистов ДОУ, для преодоления возникших затруднений в педагогической деятельности и социальной аддаптации начинающих педагогов в коллективе ДОО.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, построения образовательной траектории дошкольников в контексте ФГОС ДО.
Управление качеством образования – это важнейшее направлениедеятельности в целостной системе управления образовательнымучреждением. Качес.
Консультация для воспитателей «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
В настоящее время формирование организационной структуры управления ДОУ, как и повышение качества образования, является важной задачей, стоящей перед каждым руководителем. Качество образования.
Семинар-практикум в рамках работы Школы молодого педагога «Проведение педагогической диагностики в ДОУ»
Педагогическая диагностика осуществляется на основе результатов наблюдения педагога за детьми в разных видах деятельности, анализа продуктов их творчества (рисунков, работапо лепке и аппликации, постр.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Цель мониторинга: выявление степени соответствия результатовдеятельности ДОУ ФГОС дошкольного образования.Необходимо постоянное изучение и оценка развития каждого воспитанника ДОУ на основе инфор.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Педагогический мониторинг как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, построения образовательной траектории дошкольников в контексте ФГОС ДО.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙПедагогический мониторинг как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, построения образовательной траектории дошкольников в контексте ФГОС ДО.В соответс.
Источник
Педагогическая диагностика (мониторинг) в дошкольном учреждении в свете ФГОС ДО
Автор: Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Колокольчик» р. п. Духовницкое Саратовской области
Описание материала:
В связи с введением ФГОС ДО возникла необходимость оформления результатов педагогической диагностики (мониторинга) по-новому. Как это делать правильно никто не знает. Предлагаю коллегам, воспитателям ДОУ, образец «Аналитической справки», разработанной нами по итогам диагностики на примере одной группы. Буду очень рада, если кому-то пригодится данная разработка, а также с интересом выслушаю какие-либо замечания…
Аналитическая справка
по результатам педагогической диагностики
2015 – 2016 учебный год
Группа № . . (2 младшая)
Количество диагностируемых детей: 26
Дата проведения: сентябрь 2015 г.
Статус мониторинга: на начало учебного года
Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории);
2) оптимизации работы с группой детей.
Задачи: Изучение результатов усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и детского развития.
Методы мониторинга: регулярные наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.
Работа с детьми велась в соответствии с «Рабочей программой воспитателя», созданной на основе «Основной образовательной программы МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области».
В ДОУ реализуется «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад-2100» под редакцией О.В. Чиндиловой.
В работе с детьми использовались следующие технологии:
1. здоровьесберегающие технологии;
2. технологии проектной деятельности;
3. технология исследовательской деятельности;
4. информационно-коммуникационные технологии;
5. личностно-ориентированные технологии;
6. игровые технологии.
Характеристика детей за анализируемый период:
Средний возраст детей: 2 года 10 месяцев
Всего детей в группе: 27 человек
Диагностируемые дети: 26 человек
Мальчиков: 7 человек
Девочек: 19 человек
Количество недиагностируемых детей: 1 ребенок, который не посещает детский сад более 3 месяцев.
Педагогическая диагностика за анализируемый период проводилась по двум направлениям:
• педагогическая диагностика качества образования в группе (через реализацию образовательных областей);
• педагогическая диагностика детского развития.
Диагностика оценивалась тремя уровнями: высокий, средний, низкий.
По итогам диагностики качества образования (через реализацию образовательных областей) «на начало учебного года» выявлены следующие результаты: трое детей имеют высокий уровень по направлениям:
. И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы
Средний уровень по определённым Образовательным областям и направлениям имеют:
. И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы
Низкий уровень: по всем образовательным областям имеют:
. И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы.
Низкий уровень по определённым образовательным областям и направлениям имеют:
. И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы.
Вывод (примерный):
Анализируя итоги диагностики можно сделать вывод, что усвоили программный материал частично три ребёнка.
По образовательным областям и направлениям количественный состав детей со средним уровнем и низким практически равны:
средний уровень – 22 ребёнка
низкий уровень – 23 ребёнка
Преимущественно нужно обратить внимание на образовательные области «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».
Чуть выше показатель в образовательных областях «Художественно-эстетическое развитие» — у детей достаточно сформированы навыки продуктивной деятельности, развита мелкая моторика рук воспитанников, но не в полном объёме развита аккуратность, последовательность действий и вариативности мышления. Отсутствует должное внимание со стороны родителей к образовательному процессу, также недостаточно развито слуховое и зрительное внимание и желание проявлять интерес к окружающей среде.
Сравнительные данные приведены в таблице Приложение 1
Рекомендации:
1. Сформировать следующую подгруппу для оптимизации работы:
подгруппа № 1, направление работы – «Речевое развитие»
. И.Ф. детей
2. Сформировать следующую подгруппу для оптимизации работы:
подгруппа № 2, направление работы – «Познавательное развитие»
. И.Ф. детей
По итогам диагностики детского развития «на начало учебного года» выявлены следующие результаты:
Высокий уровень:
. И.Ф. детей, направления.
Средний уровень:
. И.Ф. детей, направления.
Низкий уровень:
. И.Ф. детей, направления.
Сравнительные данные приведены в таблице Приложение 2
Вывод (примерный):
Анализируя итоги диагностики детского развития можно сделать вывод, что в основном преобладает средний уровень развития детей (17 детей) по шести направлениям. У детей сформированы основные культурные способы деятельности, они проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении.
С высоким уровнем – один ребёнок.
С низким уровнем – 8 детей. Это дети, которые не стремятся участвовать в совместной со взрослым практической и игровой деятельностити, испытывают неустойчивый интерес к действиям ровесников, не могут подчинять своё поведение правилам общения.
Объяснения таким низким результатам следующие: длительная адаптация некоторых детей, частые отсутствия по причине и без неё, из-за ограничения речевых контактов недостаточно сформированы социально–коммуникативные качества, нежелание подчиняться общим правилам.
Рекомендации:
Создать индивидуальную образовательную траекторию (маршрут) для следующих детей:
. И.Ф. детей, причина определения индивидуальной образовательной траектории
Источник
Педагогический мониторинг
В соответствии с ФГОС ДО (Раздел IV . Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, п. 4.3) освоение ООП ДО не должно сопровождаться проведением промежуточных и итоговых аттестаций воспитанников. Целевые ориентиры реализации Программы не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Однако, ФГОС ДО (Раздел III . Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, п. 3.2.3) допускает, что в Организации (группе) может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.
Следовательно, результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения образовательных задач:
• индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
• оптимизации работы с группой детей.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы является частью внутренней системы оценки качества образования дошкольной организации и представляет собой важную часть образовательной деятельности, направленную на её анализ и совершенствование.
Целью педагогического мониторинга является определение динамики развития детей, которая проявляется в виде достижений ребенка в разных видах детской деятельности. Мониторинг обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей.
На основе целевых ориентиров ФГОС ДО в Программе сформулированы предполагаемые результаты её освоения детьми разных возрастных групп (см. раздел «Пояснительная записка»). Произведена дифференциация данных целевых ориентиров по возрастам и направлениям организации жизнедеятельности детей (в виде показателей развития) в соответствии с направлениями развития и образования детей (образовательными областями): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Данные показатели развития ребёнка в соответствии с возрастом становятся содержательными критериями педагогической диагностики.
Достижение детьми промежуточных результатов оценивается путём наблюдений, анализа детских работ, эпизодов из жизни группы, игр, тренингов, непосредственного общения, создания педагогических ситуаций, бесед с родителями (низкоформализованные методы оценки, доступные педагогам, непосредственно работающим с детьми). Высокоформализованные методы оценки используются специалистами: педагогами-психологами, логопедами.
Система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанна на методе педагогического наблюдения и включает:
– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
– детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;
– карты развития ребенка;
– различные шкалы индивидуального развития.
Программа предоставляет Организации право самостоятельного выбора инструментов педагогической и психологической диагностики развития детей, в том числе, его динамики.
Требования к проведению диагностики:
• создание эмоционального комфорта ребёнка;
• индивидуальный подход к ребёнку, уважение его личности;
• учёт интересов и уровня развития ребёнка;
• отбор материалов для каждого ребёнка в зависимости от индивидуальной ситуации развития.
Педагогический мониторинг в МАДОУ представляет собой непрерывный в течение всего пребывания воспитанников в МАДОУ процесс наблюдения достижений детского развития в сравнении с критериями и показателями (приложение 1), разработанными на основе Закона «Об образовании в Российской Федерации», целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ.
Система мониторинга включает сбор, регистрацию, анализ и хранение материалов, отражающих освоение образовательной программы дошкольного образования воспитанниками на каждом возрастном этапе.
Целью организации педагогического мониторинга является анализ исполнения законодательства в области образования и качественная оценка образовательной деятельности МАДОУ в части освоения основной образовательной программы дошкольного образования в МАДОУ.
Задачи мониторинга:
— Получение объективной информации о реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
— Организационное и методическое обеспечение сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике достижений развития воспитанников дошкольного учреждения.
— Принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образовательного процесса в МАДОУ.
— Планирование образовательного процесса и разработка основной образовательной программы дошкольного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, динамики их развития.
Педагогический мониторинг включает объективную оценку достижений развития воспитанниками в процессе освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования (динамика развития и итоговый результат).
Педагогический мониторинг основывается на принципах гуманности,
объективности, достаточности, оптимальности обобщения, оперативности (своевременности) и технологичности.
При реализации образовательной программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Организация мониторинга
Мониторинг осуществляется в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ один раз в год (в конце учебного года).
В работе по проведению педагогического мониторинга используются следующие методы:
— наблюдение (целенаправленное и систематическое изучение, сбор информации, фиксация достижений детского развития);
— анализ продуктов деятельности детей;
— беседа с родителями;
— специальные исследования, опросы, тесты (на усмотрение воспитателя).
Мониторинг освоения образовательной программы осуществляется в несколько этапов:
— сбор информации (наблюдение, анализ продуктов деятельности) и её регистрация; срок – в течение года, исполнители – воспитатели групп, педагоги-специалисты;
— анализ результатов мониторинга по группам, составление аналитических справок; срок – завершение учебного года, исполнители – старший воспитатель, педагоги-специалисты.
— анализ результатов по МАДОУ, представление результатов в отчетных документах; срок – отчетный период по итогам учебного года; исполнитель – старший воспитатель МАДОУ.
Длительность мониторинга составляет 1-2 рабочих недели. Педагоги заполняют данные по каждому воспитаннику по всем образовательным областям в формате электронной таблицы Microsoft Excel.
Формой отчета педагогов МАДОУ по проведению мониторинга являются сводные данные по каждой возрастной группе и аналитическая справка, которая составляется по завершении анализа результатов мониторинга в конце каждого учебного года и подается старшему воспитателю для дальнейшей работы по определению уровня оценки качества образования в МАДОУ.
Персональные данные об освоении воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования являются строго конфиденциальными. Они не подлежат разглашению и могут быть доступны для ознакомления воспитателям и педагогам, работающим с ребенком, родителям воспитанников и администрации МАДОУ. Формализованные (обезличенные) данные, полученные в результате педагогического мониторинга, отражаются в аналитических справках о профессиональной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива в целом, в отчетах о результатах самообследования и иных отчетных документах МАДОУ.
Результаты педагогического мониторинга в виде средних показателей рассматриваются на заседаниях Педагогического Совета, родительских собраниях, могут быть предоставлены по запросу в вышестоящие органы управления образования.
По окончании учебного года, на основании аналитических справок по итогам
педагогического мониторинга, определяется эффективность образовательной деятельности, сопоставление с нормативными показателями, вырабатываются и определяются проблемы, пути их решения и приоритетные задачи МАДОУ для реализации в новом учебном году.
Документация
Должностное лицо, ответственное за осуществление педагогического мониторинга в МАДОУ (старший воспитатель), составляет:
— план проведения мониторинговых мероприятий с воспитанниками МАДОУ (программа мониторинга);
— сообщения для выступления на методическом планерном совещании, педагогическом совете;
— общую справку по итогам обследования в течение трех дней после
проведения мониторинговых мероприятий, которую предоставляет заведующему МАДОУ.
Источник