Как научит детей задавать вопросы
Уважаемые участники дискуссии, возможно, вам будет полезно почитать о практике так называемых "коммуникативных соблазнов", применяемых АВА терапии.
Суть заключается в том, что взрослый умышленно создает ситуацию, в которой "соблазняет" ребенка проявить инициативу, и развить продолжительную коммуникацию между ними. Этот способ побуждает ребенка искать выход из необычной для него ситуации, развивает мышление, подходит для обучения ребенка удерживать внимание на одной теме, учит задавать вопросы и расширяет словарный запас. Привожу частичный список ситуаций, которые можно использовать для побуждения ("соблазна") ребенка к интеракции:
1. Дать ребенка играть в любимую игру, в которой не хватает какой либо части.
2. Ходить за ребенком и закрывать ему глаза руками и говорить "Кто это?". Постепенно убрать вопрос, что бы ребенок начал спрашивать сам.
3. Сказать ребенку "Улыбайся!" перед фотоаппаратом, но не нажимать на кнопку.
4. Дать ребенку слушать музыку в наушниках, но отключить звук.
5. В процессе чтения сказки внезапно остановиться.
6. Сказать ребенку, что идем в парк, но остаться сидеть в кресле.
7. В процессе чтения сказки, которую ребенок очень хорошо знает, неправильно произнести имя героя или неправильно прочитать строку.
8. Дать невыполнимую инструкцию "Принеси мне холодильник!"
9. Позвать ребенка рисовать гуашью, но не налить воды в стаканчик.
10. Когда ребенок просит пить, налить ему совсем чуть-чуть.
11. При одевании ребенка надеть ему одежду/обувь другого члена семьи.
12. Сказать ребенку включить телевизор, или переключить канал, и спрятать пульт.
13. Дать ребенку тарелку хлопьев и ложку, но не дать молока, или дать пустой молочный пакет/картон.
14. Включить любимый мультик, но не включить звук.
Разрешить ребенку играть в компьютер, но спрятать мышку.
15. Вытащить батарейки у любимой игрушки.
16. Когда ребенок просит одну игрушку — дать ему другую.
17. Покрасить волосы в яркий цвет одноразовой краской.
18. Дать ребенку бумагу для вырезания, но не дать ножниц.
19. Начать петь любимую песенку, и внезапно перестать.
20. Сказать ребенку, что сейчас нарисуете собаку, а на самом деле нарисовать цветок.
Этот список можно продолжать до бесконечности, т.к. практически в любой повседневной ситуации можно найти вещи которыми можно удивить ребенка. Конечно, не всем детям подходят некоторые из вышеприведенных примеров, т. к. не все дети любят хлопья, или обратят внимание на то, что надели обувь своего брата. Но важно помнить об общем принципе, и подбирать те ситуации, которые подойдут индивидуально. К тому же, очень важно при обучении не приводить к срыву/фрустрации ребенка — не скупиться на подсказки и словесные поощрения, иначе может возникнуть неприятная ситуация, в которой ребенок будет разочарован и не сможет учиться.
Источник
Обучение детей задавать вопросы. Консультация для педагогов
Для любого исследователя важно уметь задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высокого уровня в этом искусстве. Для того чтобы понять, как помочь формированию этой важной составляющей исследовательских способностей, кратко рассмотрим теоретические аспекты и методику работы с вопросами.
Логическая структура вопроса. В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет ключевую роль. Можно сказать, и это не будет преувеличением, что познание начинается с вопроса.Термины: «проблема», «вопрос», «проблемная ситуация», обозначают нетождественные, но тесно связанные между собой понятия. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, в то время как гипотеза – это способ решения проблемы. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.
Любой вопрос, как утверждают специалисты в области логики, можно условно разделить на две части – базисная, исходная информация и указание на её недостаточность.
Какими могут быть вопросы. Вопросыможно поделить на две большие группы:
1. Уточняющие (прямые «ли»-вопросы). Верно ли, что… Надо ли создавать… Должен ли… Уточняющие вопросы могут быть простыми и сложными. Сложными называют вопросы, состоящие фактически из нескольких вопросов. Простые вопросыможно поделить на две группы: условные и безусловные. Приведём примеры: «Правда ли, что у тебя дома живёт котёнок?» — простой безусловный вопрос. «Верно ли, что если щенок отказывается от еды и не играет, то он болен?» — простой условный вопрос.
Встречаются и сложные вопросы, которые можно разбить на несколько простых.Например: «Будешь ли ты играть в компьютерные игры с ребятами или тебе больше нравится играть в них одному»?
2. Восполняющие (или неопределённые, непрямые «к»-вопросы).Они обычно включают в свой состав слова: «где», «когда», «кто», «что», «почему», «какие» и др.
Эти вопросы также могут быть простыми и сложными.
Например: «Где можно построить нарисованный тобой дом?» — перед нами простой, направленный на восполнение недостающего знания вопрос.
«Кто, когда и где может построить этот дом?» — пример сложного вопроса. Как видим, его без труда можно разделить на три самостоятельных вопроса.
В познании необходимо, чтобы вопросы предваряли ответы. Стимулировать способность задавать вопросы чрезвычайно важно. Обучая детей этому умению, можно, в частности, познакомить их с интересным переводом высказывания писателя Р. Киплинга, сделанным А. Маршаком. Киплинг утверждал, что у нас умный дух. Но ему нужно задавать вопросы. Вот как замечательно он говорит о вопросах:
Есть у меня шестёрка слуг,
И всё, что вижу я вокруг,
Всё знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде,
Зовут их Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.
Предпосылкой или, как говорят специалисты в области логики, базисом вопроса являются исходные знания. Они в явной или неявной форме могут быть отражены в вопросе. Неполноту, неопределённость этих базовых знаний требуется устранить.
На это обычно и указывают слова «кто», «что», «когда», «почему» и другие аналогичные им. Они обычно называются операторами вопроса.
Вопросы могут быть корректными и некорректными. Первые – это вопросы, которые покоятся на истинных суждениях. Логически некорректными называются вопросы в тех случаях, когда спрашивающий не знает о ложности базиса своего вопроса. Если же спрашивающий знает об этом и всё равно задаёт вопрос с целью провокации, то вопрос называется провокационным. Людей, задающих такие вопросы, ещё в древности философы именовали «софистами», а сам приём задавания таких вопросов софистическим приёмом.
Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения. Например, известный американский психолог Э. П. Торранс давал своим ученикам картинки с изображениями людей, животных и предлагал задавать вопросы тому, кто изображён. Либо попытаться ответить на вопрос о том, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображён на рисунке.
Другое задание – «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете лежащем на столе?» Мы кладём на столик, например, игрушечный автомобиль, куклу и т. п.
Опыт показывает что в этих целях можно с успехом применять и упражнения, заимствованные из набора методик лабораторных работ для студентов педагогических университетов [Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М., 1995]. Ребёнку предлагается такая ситуация: «Представь, что к тебе подошёл взрослый незнакомый человек. Какие три вопроса он бы задал тебе?» Наша экспериментальная работа показала, что дошкольники дают массу интересной информации, выполняя это задание. И учатся при этом тому, как задавать вопросы от имени другого (в данном случае взрослого) человека.
Вот ещё одно интересное упражнение. Подберём и прочитаем детям короткие детские стихотворения с большим количеством разных героев. Например. Прочитаем детям стихотворение Г. Комаровского и Г.Ладонщикова:
У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала:
Я не дам ей утонуть!
Я спасу подружку Тоню:
Теперь задание: давайте зададим по одному вопросу каждому герою стихотворения.
В науке логике выделено много видов и типов вопросов. Это вопросы установления сходства и различия; вопросы установления причинно-следственных связей и др. Есть группа вопросов предполагающих действие выбора, основанного на взвешивании и сопоставлении друг с другом различных вариантов. Этот материал слишком сложен для детей младшего школьного возраста, поэтому рассмотрим более простые варианты.
К таковым, например, относятся вопросы, требующие выбора из багажа самых разнообразных знаний тех единственных, которые необходимы в данной ситуации. В основном это вопросы, в которых требуется подтвердить собственными примерами физические, химические, биологические, грамматические и другие закономерности.
Для тренировки могут быть использованы задания,предполагающие исправление чьих-то ошибок: логических, стилистических, фактических. Приведём смешной детский словарик, содержащий массу ошибок, которые можно поправить в ходе проведения специального коллективного занятия. Список этот взят из книги К. И. Чуковского «От двух до пяти»:
«Строганок – то, чем строгают.
Копатка – то, чем копают.
Колоток – то, чем колотят.
Цепля – то, чем цепляют.
Вертуция – то, что вертится.
Лизык – то, что лижет.
Мазелин – то, чем мажут.
Кусарики – то, что кусают»
[Чуковский К. И. От двух до пяти. М., 1990. с. 30].
Другой пример, тоже содержащий вопросы с ошибками – весёлое задание – «Вопросы и ответы».Читаем детям:
Говорите все в ответ
Только «да» и только «нет».
У луны горячий свет?
Повар шьёт себе обед?
Мчат по морю поезда?
А по суше никогда?
Надо брать в кино билет?
У луны холодный свет?
В качестве упражнения для тренировки умения задавать вопросы вполне пригодно задание «найди загадочное слово». Его можно проводить в разных вариантах. Вот наиболее простой. Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что?», «как?», «почему?», «зачем?». Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например, в вопросах об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?».
Возможен и более сложный вариант. Один из детей загадывает слово. Слово это он держит в тайне, но сообщает всем только первый звук (букву). Допустим, что это – «М». Кто-нибудь из участников задаёт вопрос,например: «Это то, что находится в доме?»; «Этот предмет оранжевого цвета?»; «Используют ли этот предмет для перевозки грузов?»; «Это не животное?». Ребёнок, загадавший слово, отвечает «да» либо «нет». После этого вопросы продолжаются. Ограничение только одно – нельзя задавать вопросы, рассчитанные на прямое угадывание. Например,такие: «Это не мышь?» или «Это мост?».
Игра – «угадай, о чём спросили». Ученику, вышедшему к доске, даётся несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает за него. Например,на карточке написано: «Вы любите спорт?». Ребёнок отвечает: «Я люблю спорт». Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос.
Образцы вопросов:
Какой окрас имеют обычно лисы?
Почему совы охотятся ночью?
Есть ли в природе живые существа, похожие на дракона?
Почему космонавт надевает в космосе скафандр?
Чем питаются в космосе космонавты?
Почему пригородные поезда называются «электричками»?
Что такое конвейер?
Почему главную площадь страны называют Красной?
Прежде чем выполнять задание, надо договориться с отвечающими детьми о том, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.
Найдите причину события с помощью вопросов. Педагог-психолог предлагает детям ситуацию.Например: «Девочка вышла из класса до окончания урока. Как ты думаешь, что произошло?» («Дети слепили из снега двух снеговиков. Один растаял через день, второй – стоял до конца зимы. Как вы думаете, почему так получилось?»; «Серёжа готовился к уроку, но, когда учительница вызвала его к доске, он не мог сказать не слова. Как вы думаете, почему?»; «Милицейский вертолёт целый день летал над Кольцевой автодорогой. Как вы думаете, почему?»). Первое задание лучше выполнять коллективно, называя вопросы вслух. Затем лучше всего писать свои вопросы в тетрадях. Задача усложнится, если попросить детей достичь правильного ответа минимальным количеством вопросов.
Литература (рекомендованная)
1. Запорожец А. В. Развитие рассуждений у ребенка -дошкольника // Избранные психологические труды / Под ред. Давыдова В. В., Зинченко В. П., — М., Педагогика, 1986, т. 1 ,т. 2
2. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. — М., Педагогика, 1975.
3. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. — М., Просвещение, 1975.
4. Нечаева О. А. Функционально — смысловые типы речи. -Улан-Удэ, 1974.
5. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка, -Санкт-Петербург, Союз, 1997.
6. Речь. Речь. Речь. / Под ред. Ладыженской Т. А. — М., Педагогика, 1990.
Предлагаем вам серию игр, которые условно названы «тренингом умения задавать вопросы».
Цель — знакомство с вопросом как формой приобретения информации, знаний, активизация речевой поисковой активности. На этом этапе в раз-личных играх детям предлагается задавать вопросы в свободной форме. За каждый заданный вопрос дети получают фишку.
Цель — формировать умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание. В играх используются 14 пиктограмм, которые вводятся постепенно на протяжении восьми игр. Пиктограммы изображены на карточках квадратной формы размером 15×15 см; каждая имеет свой цвет. Каждая пиктограмма обозначает местоимение с которого необходимо начать вопрос
Предлагаемые пиктограммы могут быть — по усмотрению воспитателя — заменены на другие. Хороший эффект дает предварительное обсуждение с детьми тех знаков, которые будут затем изображены на карточках. Это поможет быстрее запомнить соответствующие слова и словосочетания, с которых должен начинаться вопрос.
3-й этап. Цель — формирование умения осуществлять целенаправленный поиск неизвестного с помощью вопросов. В ходе игр дети без опоры на наглядные символы отгадывают какой предмет спрятан. Число игр на этом этапе определяется степенью успешности освоения стратегии поиска, направленной от выяснения существенных характеристик вещи (ее назначения, функции и т. п.) к выявлению внешних свойств. Игры этого этапа однотипны, поэтому для примера приведены лишь три.
Педагог по своему желанию может модифицировать игры всех этапов, вводить собственные варианты, изменять число игр на каждом из этапов, но при одном условии — сохранении предлагаемой поэтапности в формировании у детей умения задавать вопросы.
Непременными условиями проведения всех игр-занятий являются также создание дружелюбной, раскованной обстановки, поощрение не только активно участвующих в деятельности, но и тех, кто не проявляет в данный момент необходимую инициативу, отсутствие какой бы то ни было критики в адрес детей. Это позволяет каждому ребенку почувствовать уверенность в том, что над его вопросами не будут смеяться и что он обязательно сможет проявить себя, пусть в следующий раз.
Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.
Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы» Всем известен возраст «почемучек»-это дошкольники 5 лет,в этом возрасте у детей возникают постоянные вопросы «Почему?», «Зачем?» и «Как?».
Консультация для родителей «Детские вопросы и как на них отвечать» .
Консультация для воспитателей «Диалогическое общение детей: обучение и самонаучение» Говоря о диалогическом общении, диалоге, мы имеем в виду личностно значимое для детей речевое общение. Диалог понимается нами не только.
Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы» Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы»Цель: — Обратить внимание родителей на значение детских вопросов в развитии.
Консультация для родителей «Обучение детей работе в тетради в клетку» «Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь» учат не только в школе, но и детском саду. Сейчас учителя желают получить первоклассников,.
Консультация для воспитателей «Организация и обучение детей играм с правилами» Консультация для воспитателей «Организация и обучение детей играм с правилами» Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольника.
Источник
Учим детей задавать вопросы
Он взрослых изводил вопросом «Почему?»
Его прозвали «Маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «Почему?».
Самуил Яковлевич Маршак
Любознательность у детей — это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. В этом случае надо серьезно разобраться в причинах.
На все вопросы детей надо отвечать по научному точно и доступно, как бы вы заняты ни были. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать. Но еще лучше, если вы будете, с пониманием относясь к незнанию ребенка, побуждать его самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах.
Каждый вопрос ребенка — это прекрасная возможность научить его самому находить ответ, пользоваться словарями и книгами, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ.
Если терпеливо не отвечать на все вопросы детей, может случиться ситуация подобная той, которую описал В. Вересаев в «Рассказах о детях».
Мальчик Игорь изводил всех вопросом «Почему?». Знакомый профессор психологии (!) посоветовал родителям: «Когда вам надоест, отвечайте ему «Потому что перпендикуляр», — увидите, скоро он отвыкнет».
Родители так и сделали. Через короткое время наступила непредвиденная реакция. Игорь на все затруднительные для себя вопросы стал отвечать: «Потому что перпендикуляр».
— Ты почему не одел калоши?
— Потому что перпендикуляр.
— Почему грубишь?
— Потому что перпендикуляр.
Так закладываются «перпендикулярные» отношения, может быть, на всю жизнь.
Отметим еще одну проблему наших детей. В школе им отвечают на вопросы, которых они не задавали. И дети перестают задавать вопросы. Они знают, что им будут что-то рассказывать, часто то, что им неинтересно или непонятно, зачем им это надо знать?
Идеально, когда ребенок сам задает вопросы, сам хочет что-то знать. Приведем притчу об умении задавать вопросы:
Говорят, монахи одного монастыря послали в свою епархию прошение с вопросом:
— Можно ли во время моления курить?
Монахов наказали за дерзость.
Монахи другого монастыря послали прошение с иначе сформулированным вопросом:
— Могут ли монахи во время курения молиться?
Им ответили: «Могут».
Как научить детей задавать вопросы?
Чтобы дети не боялись задавать вопросы, надо убедить их в том, что не знать что-то не позорно: позорно не узнать, если можно узнать. Надо убедить детей, что задавать вопросы — это полезно: больше узнаешь по ответам. Не задать вопрос, когда не понял, это не позор, а трусость. Надо поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты следишь за ходом мысли, думаешь». Можно ставить оценки не только за хорошие ответы, но и за хорошие вопросы. Кто ничего не спрашивает, тот ничему не научится. Хочешь быть умным — научись задавать вопросы.
Нельзя смеяться над ребенком, задавшим слабый вопрос. Дети имеют право на ошибку. Научите детей уточнять ситуацию — это, как отмечалось, называется задать вопрос на понимание.
Упражнение
Детей делят на две группы. Каждой группе показывают свою репродукцию столько времени, сколько они попросят. Затем репродукцию первой команды показывают детям второй команды и просят задавать вопросы по репродукции о всех деталях детям первой команды. Потом делают наоборот. Та команда, которая ответила на все вопросы, считается выигравшей.
Предложите ребенку составить списки вопросов для решения его ежедневных проблем.
Список «утренних» вопросов.
Взял ли я ключи, часы? Куда мне надо зайти? Что взять с собой? Непрерывно совершенствуйте этот список.
Составьте список «вечерних» вопросов.
Что мне надо сделать завтра? Каков у меня план на завтра? Что мне надо подготовить сегодня вечером, чтобы завтра утром не забыть и не суетиться? Кому позвонить, с кем встретиться, что сделать?
Список «дачных» вопросов.
Какие дела надо сделать на даче? Что взять с собой? Что купить? Когда отходят «обратные» автобусы?
Игра «Интервью»
Сначала познакомьте детей с новыми словами.
Интервью — беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете.
Репортер — тот, кто задает вопросы.
Респондент — тот, кто отвечает на вопросы.
Сначала надо научить детей смело говорить в микрофон. Для этого попросите детей по очереди что-нибудь сказать в микрофон, хотя бы сосчитать до 10 прямым и обратным счетом. Затем между детьми распределяются роли. Обсуждаются возможные темы. Настраивается магнитофон.
Репортеры начинают задавать вопросы. Потом беседу коллективно прослушивают и обсуждают.
Возможные темы: обсуждение похода в театр и просмотренной пьесы; обсуждение праздника, выставки рисунков, интересной книги, самого интересного события за неделю.
Варианты игры: 1) воспитатель интервьюирует ребят, 2) дети берут интервью у воспитателя.
Как отвечать на вопросы?
Сначала разберем, почему дети не отвечают на вопросы или отвечают плохо:
1. Не знают ответа и боятся это показать.
2. Знают, но боятся ошибиться; не знают, с чего начать ответ; долго думают, а взрослый этого не хочет ни понимать, ни принимать.
3. Ребенку совершенно неинтересен вопрос.
Основной подход к обучению детей отвечать на вопросы заключается в создании дружелюбной, раскованной обстановки, которая дает ребенку абсолютную уверенность, что над ним не будут смеяться. Как при сеансе мозгового штурма. Непринужденные беседы, с большим количеством вопросов и ответов.
Например, можно проводить беседы на такие темы.
— Чего ты больше всего хочешь?
— Кого (чего) ты больше всего боишься?
— Чему бы ты хотел научиться?
— Учат ли звери и птицы своих детей?
— Что тебе хотелось бы изобрести?
— Что такое зло?
Хорошим ответом на этот трудный вопрос является ответ на древний вопрос: чего бы ты не хотел, чтобы с тобой произошло? Это и есть зло.
Уместно вспомнить «золотое правило»: не делай другому того, чего бы ты не хотел, чтобы это делали тебе.
Отвечать желательно точно и кратко. Ребенку нужно объяснить, что если он не знает ответа, надо так и сказать: «Не знаю». Это тоже ответ.
Но лучше сказать: «Сейчас не знаю, но узнаю (или: подумаю) и отвечу».
Беседа «Вопрос — ответ».
Детям читают рассказ. Затем ребята делятся на две команды. Одной команде предлагают задавать вопросы для выяснения того, как вторая команда поняла рассказ. Руководитель вместе с детьми определяют лучший вопрос и лучший ответ. Потом команды меняются ролями.
С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства. Ждем их на почту Late-maestro@ukr.net
Решетова Алена Валерьевна по материалам книги Тамберг Ю. Г. «Развитие творческого мышления ребенка»
28.01.2014 277988 вопросы, развитие детей
Источник
Как научит детей задавать вопросы
Уважаемые участники дискуссии, возможно, вам будет полезно почитать о практике так называемых "коммуникативных соблазнов", применяемых АВА терапии.
Суть заключается в том, что взрослый умышленно создает ситуацию, в которой "соблазняет" ребенка проявить инициативу, и развить продолжительную коммуникацию между ними. Этот способ побуждает ребенка искать выход из необычной для него ситуации, развивает мышление, подходит для обучения ребенка удерживать внимание на одной теме, учит задавать вопросы и расширяет словарный запас. Привожу частичный список ситуаций, которые можно использовать для побуждения ("соблазна") ребенка к интеракции:
1. Дать ребенка играть в любимую игру, в которой не хватает какой либо части.
2. Ходить за ребенком и закрывать ему глаза руками и говорить "Кто это?". Постепенно убрать вопрос, что бы ребенок начал спрашивать сам.
3. Сказать ребенку "Улыбайся!" перед фотоаппаратом, но не нажимать на кнопку.
4. Дать ребенку слушать музыку в наушниках, но отключить звук.
5. В процессе чтения сказки внезапно остановиться.
6. Сказать ребенку, что идем в парк, но остаться сидеть в кресле.
7. В процессе чтения сказки, которую ребенок очень хорошо знает, неправильно произнести имя героя или неправильно прочитать строку.
8. Дать невыполнимую инструкцию "Принеси мне холодильник!"
9. Позвать ребенка рисовать гуашью, но не налить воды в стаканчик.
10. Когда ребенок просит пить, налить ему совсем чуть-чуть.
11. При одевании ребенка надеть ему одежду/обувь другого члена семьи.
12. Сказать ребенку включить телевизор, или переключить канал, и спрятать пульт.
13. Дать ребенку тарелку хлопьев и ложку, но не дать молока, или дать пустой молочный пакет/картон.
14. Включить любимый мультик, но не включить звук.
Разрешить ребенку играть в компьютер, но спрятать мышку.
15. Вытащить батарейки у любимой игрушки.
16. Когда ребенок просит одну игрушку — дать ему другую.
17. Покрасить волосы в яркий цвет одноразовой краской.
18. Дать ребенку бумагу для вырезания, но не дать ножниц.
19. Начать петь любимую песенку, и внезапно перестать.
20. Сказать ребенку, что сейчас нарисуете собаку, а на самом деле нарисовать цветок.
Этот список можно продолжать до бесконечности, т.к. практически в любой повседневной ситуации можно найти вещи которыми можно удивить ребенка. Конечно, не всем детям подходят некоторые из вышеприведенных примеров, т. к. не все дети любят хлопья, или обратят внимание на то, что надели обувь своего брата. Но важно помнить об общем принципе, и подбирать те ситуации, которые подойдут индивидуально. К тому же, очень важно при обучении не приводить к срыву/фрустрации ребенка — не скупиться на подсказки и словесные поощрения, иначе может возникнуть неприятная ситуация, в которой ребенок будет разочарован и не сможет учиться.
Источник
Учим детей задавать вопросы. Примеры и приемы работы
Педагоги всех уровней отмечают, что учащиеся и студенты не умеют задавать вопросы. Точнее, вопросы, задаваемые учащимися, являются односложными, в лучшем случае опирающимися только на факты. Но ведь не зря же вопросительный знак похож на рыболовный крючок. Значит, на него можно что-то поймать. Что же это может быть? Правильно — информацию. Логично предположить, что на тоненький вопросик может «клюнуть» информация самая общая, а вот на толстый вопрос можно поймать информацию неординарную, расширенную. Какие же вопросы называют толстыми, а какие тонкими?
Зачем нужны вопросы?
«Хороший вопрос» — это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив», — приходит к выводу русский психолог В.М. Снетков. Он также указывает на несколько функций вопросов:
- С помощью вопроса можно получить новую информацию.
- Правильно задав вопрос, можно уточнить уже имеющуюся информацию.
- Можно использовать вопрос для перевода разговора в другое русло.
- Задавая вопрос, можно продемонстрировать свое мнение, обозначить свою позицию.
- Правильно заданный вопрос может подсказать ответ.
- С помощью вопросов можно настроить собеседника на нужный вам темп, лад речи.
«Жить — значит иметь проблемы, а решать их — значит расти интеллектуально», — писал американский исследователь интеллекта Джой Пол Гилфорд. С этим трудно не согласиться, жизнь перед всеми ставит свои вопросы. Но именно вопрос ведет нашу познавательную деятельность к решению проблем.
Многие педагоги определяют уровень мыслительной деятельности учащихся по тому, как и какие вопросы они задают. Большинство людей ограничивается примитивными вопросами, умению задавать продуманные вопросы — это тот навык, которому следует уделять больше внимания в процессе обучения. Умеющий задавать вопросы будет лучше ориентироваться в окружающем пространстве, чем тот, кто не умеет.
Новые стандарты в обучении направлены на формирование универсальных видов учебной деятельности, так необходимых для развития личности, готовой к постоянному самообразованию, способной ставить цели и искать пути их достижения.
Образовательные технологии развития критического мышления готовы в этом помочь учителю.
Критическое мышление — способность анализировать информацию с позиции логики, умение находить обоснованные решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Именно с помощью этих образовательных технологий можно научить детей не бояться задавать вопросы различного характера. Но сначала — несколько советов о создании условий для задавания вопросов.
Необходимые условия для обучения постановке правильных вопросов
- Не делайте трагедии, если ученик не может ответить на поставленный вопрос. Это нормальная ситуация — он же ученик, он учится. Учитель рядом, чтобы помочь.
- Задавайте больше творческих вопросов, на которые можно дать несколько правильных ответов и которые могут продлить диалог.
- Рекомендуется начинать вопросы со слов: «Кстати, интересно…», которые обращены как бы ни к кому.
- Вы можете поделиться своими проблемами у учащихся, но только настоящими, не выдуманными.
- Вопросы, которые начинаются со слова «Почему», да еще при соответствующей интонации, вызывают у ученика желание обороняться.
- Дайте учащимся составить банк вопросов, направленный на изучение материала.
Стратегии и приемы, позволяющие развивать умение задавать вопросы
- Стратегия «Вопросительные слова»
Учащиеся по просьбе учителя записывают в таблицу, состоящую из двух колонок, слова. В правую колонку пишут понятия, связанные с изучаемой темой, а в левую пишут вопросительные слова. Не менее 8-10. После этого ученикам предлагается за 5-7 минут сформулировать как можно больше вопросов, складывая по смыслу слова из двух колонок. Работа может быть как индивидуальная, так и парная.
Лучшие вопросы отмечаются, ученики поощряются.
- «Толстый и тонкий вопросы»
Этот прием довольно простой. Составляется таблица из двух колонок:
- Левая колонка — толстые вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые могут быть развернутыми, подробными, более наполненными, обстоятельными и длинными. Например, «какие факторы повлияли на выбор этого места под строительство столицы?».
- Правая колонка — тонкие вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые обычно получаются однозначными, короткими, по факту. Например, «Какой ваш любимый праздник?».
Прием используется в следующих обучающих ситуациях:
- Для моделирования диалогов взаимоопросного характера. Учащиеся по изучаемой теме задают друг другу по 2-3 тонких и толстых вопроса, предварительно записанных в таблицу.
- При анонсе новой темы, можно попросить учащихся сформулировать разные вопросы, возникшие у них и записать их в таблицу. Это даст представление учителю о качестве уже имеющихся знаний по теме и поможет ему сориентироваться с объяснением новой темы.
- Можно дать детям задание уже после прохождения темы и выяснить, какие толстые и тонкие вопросы остались без ответов. Это даст учителю понять, что тема изучена не досконально и требует более тщательной проработки.
- «Ромашка вопросов», или «Ромашка Блума» (по имени американского психолога и педагога Бенджамина Блума)
Шесть лепестков — шесть типов вопросов
- Простые вопросы. Вопросы, ответами на которые будут какие-либо факты.
- Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?». Обычно задаются, чтобы уточнить подразумевающую информацию, но не названную по каким-то причинам.
- Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой.
- Творческие вопросы. Обычно с частицей «бы». Как изменился бы мир, если бы все ледники растаяли? Что бы ты сделал, если бы прилетел на Марс?
- Оценочные вопросы. Нужны для выяснения оценочных критериев каких-либо событий. Почему умным быть лучше? Почему знание языков ценится высоко?
- Практические вопросы. Если речь идет о связи теории и практики. Как посадить семена цветов? Как работает пылесос?
Учащиеся абсолютно всех возрастов, начиная с первоклассников, понимают значение всех типов вопросов. В любом возрасте дети могут привести свои примеры по каждому типу вопросов. Учащиеся любят такого рода занятия, похожие на игру, а игровая деятельность в процессе обучения является движущим фактором в познании
В технологии критического мышления есть очень много стратегий, позволяющих вести обучающую деятельность более интересно и эффективно.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник