‘Косыгинская реформа’ — историческая справка
Алексея Косыгина считают не только опытным хозяйственником и умелым, энергичным организатором, но и самым интеллигентным и умным председателем правительства за весь послевоенный период СССР.
Этому немало способствовала и «косыгинская реформа» — первая после войны попытка перехода советской экономики в рыночную плоскость. Она охватила не только все отрасли промышленности и сельского хозяйства, но и практически все сферы жизни.
«Косыгинская реформа» была направлена на увеличение экономического стимулирования и самостоятельности организаций. По решению Пленума КПСС 1965 года было принято решение реформировать все промышленные предприятия. Основной целью данного решения являлось в конечном итоге повышение эффективности их работы.
Предусматривалось, помимо валового показателя, ввести понятие стоимости реализованной продукции, создание общего фонда зарплаты, общей суммы централизованных капвложений. С целью стимуляции деятельности предприятий предусматривалось часть дохода оставлять им.
«Косыгинская реформа» имела несколько задач: усилить вертикаль власти, восстановить центральные министерства промышленности, упразднить совнархозы.
Внедрялась реформа 1965 года уже при Генсеке Л. И. Брежневе. И если бы он осмелился приостановить маховик преобразований, запущенный еще при своем предшественнике – Хрущеве, то экономическая реформа Косыгина скорее всего бы прошла. Хотя никакая смена власти, ни один «дворцовый» переворот не в силах были разом отменить актуальные тогда требования экономики.
До принятия реформы каждый шаг коллектива предприятия регламентировался до мелочей, блокировалась любая попытка хозяйственных маневров. По всей стране действовала военно-штабная система со своим доминантным лозунгом: «любой ценой давать план».
В стране «косыгинская реформа» была встречена неоднозначно. Многие из хозяйственников увидели в ней неплохую возможность подзаработать, другие прочили экономике окончательный развал.
Предприятия получили возможность стать хозяйственно самостоятельными, и поэтому искали возможности для увеличения своей прибыли. В то же время переход на прибыльный показатель подстегнул в стране инфляцию.
Тем не менее, по мнению многих экономистов, период «косыгинской реформы» по своим экономическим и социальным показателям стал лучшим за все годы послевоенного периода.
Однако реформа не была совершенна: она представляла из себя набор противоречивых и разрозненных решений, т.к. расширение самостоятельности предприятий сочеталось с усилением полномочий министерств.
Все дело было в том, что внедрив отдельные рыночные регуляторы в нерыночную командно-административную систему, «косыгинская реформа» не давала самого главного для рыночной экономики – свободно регулируемой цены. А это, в свою очередь, ограничивало действие таких движущих рычагов, как рентабельность и прибыль. И в результате в стране началась скрытая инфляция, прибыль, получаемая не за счет повышения эффективности производства, а из-за искусственного завышения цен, и многие другие серьезные проблемы.
Вот почему очень скоро высшее партийное руководство почувствовало, что над их безраздельной властью стала нависать угроза. И уже к середине 70-х годов реформа была свернута, при этом цели ее достигнуты не были.
Реформаторы, в том числе и сам А. Косыгин, понимали, что реформировать необходимо не экономику Советского Союза, а основы общественного строя, образ жизни страны. Однако они не представляли механизма, по которому это нужно осуществить, хотя и осознавали, что созданное ими «детище» может реально расшатать государственные устои и нарушить стабильность в стране.
Источник
Экономическая реформа А. Н. Косыгина
Термином «реформа А.Н. Косыгина» в истории принято обозначать преобразования в сфере экономики, которые проводило руководство СССР начиная с 1965-го до начала 1970-х годов. Своё название она получила по фамилии контролировавшего её проведение Алексея Николаевича Косыгина. Он, занимая на тот момент один из высших постов в стране – председателя Совета Министров, был, фактически, вторым лицом в государстве.
Однако, на практике реформу разрабатывал целый коллектив, а в её основе лежали идеи известного экономиста того времени – профессора Е. Г. Либермана.
Главные цели и первый этап реформы
Введение реформы было связано с изменениями в органах власти страны. В конце 1964 года был насильно отправлен в отставку глава государства – Н. С. Хрущёв, а его место занял Л. И. Брежнев. Анализируя недостатки политики Хрущёва, новое руководство пришло к выводу о необходимости экономической реформы.
Главные цели реформы:
- ускорение темпов роста экономики;
- увеличение её эффективности;
- повышение жизненного уровня населения.
Основной идеей реформы стала мысль о необходимости использовать в руководстве хозяйством страны не только характерное для советской власти административное давление, но и экономические стимулы. Для этого предполагалось дать предприятиям некоторую экономическую самостоятельность и возможность самим распоряжаться частью своей прибыли.
Первый этап реформы проходил в 1965 году и заключался, прежде всего, в перестройке центральных органов управления:
Были ликвидированы территориальные органы управления, находившиеся за пределами столицы – введённые Хрущёвым Советы народного хозяйства. Взамен были восстановлены министерства, каждое из которых отвечало за развитие конкретной отрасли хозяйства по всей стране.
Были созданы особые комитеты, централизованно занимавшиеся определённым вопросом экономики на территории государства:
- Госкомцен;
- Госснаб.
Непосредственное осуществление реформы началось после принятия ряда постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Ее основной этап проходил с 1966 по 1970 годы – в течение восьмой пятилетки.
Мероприятия реформы, проводившиеся в сфере промышленности
Количество показателей, обязательных для исполнения предприятиями (согласно пятилетнему плану) было сокращено от тридцати до девяти.
Предприятиям давалась определённая хозяйственная самостоятельность. Теперь они могли:
сами определять ассортимент производимой продукции;
оставлять себе часть прибыли и распоряжаться ею, вкладывая в специальные фонды, которые занимались материальным стимулированием работников, социально-культурной сферой и строительством жилья;
по своему усмотрению направлять часть доходов на совершенствование материальной базы через фонд развития производства;
заключать договора и вести оптовую торговлю непосредственно между предприятиями, без привычного участия государства;
определять необходимое количество работников, вплоть до сокращения излишнего персонала.
- Работа предприятий оценивалась не по количеству выпущенной ими валовой продукции, а по показателю её реализации и сумме полученной прибыли.
Мероприятия реформы, проводившиеся в сфере сельского хозяйства
Повышение закупочных цен на продукцию сельского хозяйства в 1,5 – 2 раза.
При выполнении плана, доходы за сверхплановую продукцию оставались в распоряжении колхозов и могли направляться, так же как и в промышленности, в социальную, культурную, жилищную сферы.
Уменьшение размеров обязательных поставок по основным видам продукции сельского хозяйства.
Цены за поставки сверхплановой продукции повышались на 50%.
Отмена оплаты труда колхозников из расчёта отработанных трудодней. С 1966 года они начали получать реальную зарплату согласно тарифным ставкам.
Введение выборности председателей колхозов, бригадиров и других должностей.
Были отменены ограничения на личные подсобные хозяйства колхозников.
Результаты реформы
Восьмую пятилетку принято называть «золотой» в силу того, что экономическая реформа Косыгина в годы ее осуществления дала кратковременный положительный эффект.
Объём промышленного производства увеличился на 50%. В стране было создано около двух тысяч новых предприятий. На них начала вводится автоматизированная система управления. Интенсивно развивалось жилищное строительство. Увеличилась заработная плата населения. Валовой общественный продукт и национальный доход в этот период достигли 6,5%. Темпы роста экономики достигли максимальных размеров.
Но после 1975 года рекордные показатели пошли на спад. Официально реформа государственными органами не отменялась, но постепенно, во второй половине 1970-х годов была свёрнута. Поэтому в целом, с учётом её последствий для дальнейшего развития страны, реформа Косыгина считается неудачной.
Причины неудачи реформы
Реформа была половинчатой, для её успешного продолжения необходимо было изменить основы плановой экономики страны и переориентироваться на рыночную, что было невозможно в условиях тоталитарного режима.
Важнейшей причиной является противодействие реформе высших бюрократических партийных кругов. Многие руководители Коммунистической партии и члены правительства, а также представители чиновничества на местах, противодействовали продолжению реформы. Они не привыкли и не хотели работать без директивных методов.
Подобные экономические свободы в Чехословакии привели к Пражской весне и попыткам смены социалистического режима. Это вызвало небезосновательные опасения руководства СССР, что углубление реформы приведёт к демократизации общества и необходимости изменения политического строя.
В 1960-70-х годах наша страна начала получать основную часть своих доходов от экспорта нефти. Данное обстоятельство позволяло отложить попытки получения больших доходов за счёт реформы собственной экономики.
Тем не менее, основные идеи реформы Косыгина – Либермана были использованы в эпоху «перестройки» Горбачева и привели к последствиям, которых так опасалось советское руководство. Коммунистический режим и плановая экономика исчезли, а на смену им пришли демократия и рыночная экономика, основанная на принципах конкуренции.
Плюсы и минусы реформы А. Н. Косыгина
После отставки Н. С. Хрущёва, правительство Л. И. Брежнева начало спешно разрабатывать план по преобразованию экономической системы, которая на данный момент находилась в тупике. Главной целью правительства стало стимулирование производства путём внедрения капиталистических методов в социалистическую экономическую систему. Историки по-разному оценивают результаты косыгинской реформы.
Положительные стороны реформы
Реформа Косыгина на какое-то время действительно дала положительный эффект, поэтому восьмилетку, за которую проводилась реформа, принято называть «золотой». В основном положительные моменты коснулись сельского хозяйства и состояли они в следующем:
- Увеличились доходы колхозов на 15%. Это был хороший шаг в сторону развития сельскохозяйственного производства;
- Объём с/х производства вырос на 21%;
- Простили долги колхозов и совхозов;
- Снизили цены на технику;
- Трудодни были заменены на заработную плату и продукты;
- Работники колхоза начали получать пенсию;
- Повысились закупочные цены в 1,5 раза;
- Запустили единую систему электроснабжения. Теперь техника могла работать на электричестве, что увеличило производительность;
- Кратковременный, но стремительный положительный эффект произошёл и в сфере промышленности. Так, объём промышленного производства возрос на 50%, что обеспечило стабильную заработную плату;
- Интенсивное жилищное строительство;
Отрицательные стороны реформы
После 1975 года развитие экономики прекратилось, а потом начало стремительно падать. Отрицательные стороны коснулись в основном промышленности, которая, вопреки ожиданиям правительства начала развиваться при помощи экстенсивных методов.
Таким образом, причинами провала реформы стали:
Противоречия между экономическим курсом и политическим режимом. Для дальнейшей успешной реализации экономической программы необходимо было отойти от плановой экономики, но такая стратегия исключалась при тоталитарном режиме;
Негативное отношение бюрократии, которой не нравилось, что распределение дохода колхозов теперь зависит не от неё;
Производители скоро поняли, что намного быстрее и проще будет получать прибыль путём экономии на качественном сырье. Это привело к несоответствию цены товара и его качества;
Предприятия, производившие некачественный продукт, устранялись, что повлекло за собой массовую безработицу;
Возникла угроза социалистическому режиму, который показал свою несостоятельность в борьбе с экономическим кризисом. В обществе начались волнения, апогеем которых стала печально известная Пражская весна – бунт в Чехословакии;
Последствия реформы
Реформа А.Н. Косыгина не добилась значительных перемен в лучшую сторону, но положила начало новой экономический системе. Последствия реформы состояли в следующем:
В плановую экономику активно входили элементы рыночной. В 1977 году была выпущена новая Конституция СССР, в которой прописывалась новая система экономического планирования. Согласно этой системе, управление экономикой всё ещё находилось во власти государственного аппарата, однако, допускалось активное функционирование и даже стимулирование частного предпринимательства.
Дефицит и инфляция. Из-за стремительного увеличения зарплат рабочим, у населения в скором времени появилось на руках слишком много свободных денег, которые просто обесценивались. К дефициту на рынке привела невозможность предприятий удовлетворять потребности населения.
Дефицит государственного бюджета. Большая часть денег сосредоточилась в руках частных предпринимателей, в то время как казна стремительно пустела.
Быстрыми темпами росла безработица, поскольку множество государственных предприятий начали закрываться из-за недостатка финансов.
Интегрируя вышеперечисленные последствия, можно сделать вывод о том, что СССР переживал острый кризис, который в дальнейшем привёл к развалу Союза.
Это была попытка при социализме внедрить капиталистические элементы. Таким образом, товары стали бы более конкурентоспособными и востребованными. Мне кажется, что СССР дошел бы до такой формы хозяйствования, если бы не произошло свержение власти. Но реформы не прижились при Косыгине из-за нежелания руководства менять стиль ведения хозяйствования.
Есть мнение, что реформу не удалось осуществить полностью, по двум причинам. Первая это отсутствие денег у государства. И вторая это из-за не состыковок в его программе. Да и все новое, в то время воспринималось не очень позитивно.
Все как всегда. Сами по себе реформы хорошие, но когда оказывается, что надо что-то менять, руководство начинает перекладывать решение вопросов друг на друга. В итоге получается то, что получается.
Правительство никогда не будет готово к новым реформам, ведь всегда трудно что-то менять, особенно если какая-либо система уже давно укоренилась. Однако, это неизменное условие прогресса, нужно все время двигаться дальше, чтобы достигать поставленные перед государством цели. Плох тот правитель, который не готов к переменам.
Хотели ускорения экономики, а получили «теневиков», которые позже, успешно разрушили советскую экономику.
Сколько было попыток усовершенствования экономики? Правильно — много. Чем всё заканчивалось? Сворачиванием. Только причины для этого были разные, но в большинстве случаев чиновники просто ничего не хотели менять, особенно при Брежневе.
Реформа-то неплоха, но нежелание руководящих особ что-либо менять, не позволило выжать из неё желаемый результат.
Меня это немного смутило «что было невозможно в условиях тоталитарного режима». Тоталитарный режим ведь был только до смерти Сталина. Или я ошибаюсь?
Товарищи! Суть коммунизма состоит в том, что бы пролетариат был правящим классом, а значит владел средствами производства… Таким образом значение денег сходит до ничтожного значения. Проблема крылась в крайне слабой теоретической подготовленности партийного аппарата. Во времена революции пролетарий хотел, что бы не было бедных, однако пролетарий в период стагнации захотел, что бы все были богатыми… Выводы из вышесказанного воплотились в «святые» девяностые…
Я считаю, что косыгинские реформы стали началом конца для советской социалистической экономики.
Гибельной проблемой для советской экономики стало отставание экономической науки и, в первую очередь, политэкономической науки. Советская экономическая наука из-за ее игнорирования Хрущевым, его безграмотности и волюнтаризма, отстала от масштабов и темпов производства, что позволило сторонникам сращивания капитализма с социализмом навязать свою точку зрения руководству государства. Что создало почву для появления коммунистической буржуазии -«теневиков», которые начали свою скрытую деятельность по компрометации КПСС и с «низов» и изнутри КПСС. Вспомните откровения Горбачева о его тридцатилетней борьбе с КПСС, чтобы развалить ее изнутри. Подобное же высказывание Хасбулатова о том, что он гордился тем, что он с Ельциным тридцать лет боролись с КПСС.
Верно. Необходимо было идти по пути преодоления товарного производства и заниматься разрабатыванием методов внеэкономического стимулирования.
Какие «частные предприниматели»? Какое закрытие предприятий? Какая безработица? Кто это писал и сколько ему лет?
Партаппарат победил. Партаппарат КПСС, это были новоявленные клирикалы. Церковь вон до сих пор живёт тысячелетними заветами. Но Царьков это про душу, а КПСС добралась до экономики. По этому Ленин был прим’ерминистром, а не председателем партии. Руководить государством должен светский. До чего слава Богу и дожили.
Добавить комментарий Отменить ответ
Histerl © 2014-2021 :: Контакты :: Карта сайта :: Дворцовые перевороты :: Романовы :: Войны :: Правители :: ВОВ :: Все даты по истории ::
Источник
Экономическая реформа 1965 года
Что этот Косыгин придумал? Какие реформы? Зачем они нужны? Кому это надо? Кто это понимает? Работать нужно лучше, вот и вся проблема.
Брежнев Л.И.
Сразу после прихода к власти Брежнева перед ним встал острый вопрос – нужна была экономическая реформа, поскольку последние 5 лет деятельности Хрущева привели к ужасающим последствиям. Поэтому буквально все, начиная от простых граждан, и заканчивая руководителями ЦК, понимали – реформы нужны. Но почему экономическая реформа 1965 года не дала ожидаемых результатов? Для ответа на этот вопрос нужно рассмотреть все нюансы проводимых изменений в сельском хозяйстве и в промышленности.
Экономическая реформа 1965 года делала главную ставку на модернизацию сельского хозяйства и промышленности. Занялся ей Косыгин, которого убрали после первых положительных результатов, после чего началось падение экономики СССР.
Аграрная реформа 1965 года и ее результаты
В марте 1965 года руководство СССР объявляется о начале реформы в аграрном секторе. Основные идеи данной реформы были следующими:
- Государство повысило закупочные цены для совхозов и колхозов.
- За перевыполнение плана выращивания сельхоз продукции государство устанавливало надбавку к закупочной стоимости +50%.
- Закупочные цены утверждались на 10 лет, что давало аграриям гарантии.
- Колхозникам теперь выплачивалось гарантированное жалование, а не трудодни, как то было раньше.
- Государство направляло большие суммы денег на оснащение колхозов и совхозов материально-технической базой.
- Снятие всех ограничений на ведение подсобного хозяйства.
Сами идеи реформы были здравыми, руководство партии хотело не просто улучшить положение сельского хозяйства, но и усилить контроль над ним со стороны Министерств. В результате получилось немного не то, о чем изначально говорил Брежнев. Достаточно посмотреть на список выше, чтобы понять, что там есть как положительные, так и отрицательные стороны, которые в дальнейшем проявились в полном объеме.
Положительные моменты аграрной реформы
Безусловно, увеличение закупочной стоимости, дополнительная плата за перевыполнение плана и длительные гарантии на закупку – это то, что колхозам было необходимо. Об этом мало говорят, но факт заключается в том, что все совхозы и колхозы были убыточными. У всех были долги. Не случайно ведь и реформы Хрущева и реформы Брежнева во главу угла ставили то, что долги с колхозов должны списываться. Откуда взялись эти долги? Главная причина в том, что долгие годы государство фактически обворовывало крестьян, выкупая их продукцию за бесценок. Начиная с 1965 года эта тенденция ломалась.
Отрицательные моменты аграрной реформы
Но было в аграрной реформе и то, что привело к «застою» — фиксированная оплата труда колхозникам. Раньше колхозник получал деньги за трудодни, а также имел доплаты за выполнение плана производства (выращивания). Например, человеку было нужно отработать 20 дней, собрать 250 килограмм картошки, а государство за это ему платило 50 рублей (цифры приведены только для примера). Теперь же картина менялась. Человек получал свои 50 рублей вне зависимости от того сколько он соберет картошки за 20 дней работы. Даже если он соберет не 250 килограмм, а 10 – он в любом случае получит свои 50 рублей. С одной стороны это давало гарантии и социальную обеспеченность колхозникам, но с другой стороны это напрочь убивало мотивацию работать и добиваться результатов.
Результаты экономической реформы в аграрном секторе
Главная ставка в экономическом развитии сельского хозяйства руководство страны сделало на полное обеспечение своей страны зерном и продуктами питания. Но сделать этого не удалось, более того остальные показатели были не менее «впечатлительными»:
- Удалось повисеть рентабельность аграрного сектора. Для совхозов она стала 22%, а для колхозов – 34%.
- Сокращение пахотных земель. Начиная с 1965 и о момента развала СССР пахотные земли сократились на 22 млн гектар.
- Хозяйство велось крайне неэффективно. В некоторых областях потери продукции составляли до 40%. Минимальный порог – 20%. То есть 1/5 часть всей продукции просто пропадала.
- Ошибки в руководстве привели к обострению экологических проблем внутри страны.
В итоге СССР, у которого было больше всех черноземных земель для пашни среди всех стран мира стал закупать зерно и продукцию питания за границей! Эти элементы начались при Хрущеве, а при Брежневе негативную тенденцию переломить не смогли.
Реформы в промышленности: замыслы и результаты
Предыдущие поколения коммунистов всегда выбирали для реформирования одно из дух направлений:
- Совершенствование производства.
- Стимулирование работников.
Правительство Брежнева решило поступить иначе, выбирая не один из пунктов, а оба. Сама реформа промышленности СССР началась в 1965 году и была обусловлена тем, что Хрущев и эту отрасль экономики довел до плачевного состояния. Экономическая реформа 1965 года в сфере промышленности имела гораздо более позитивные результаты, чем реформирование сельского хозяйства.
Ключевые аспекты реформы:
- Поощрение предприятий. Для этого часть прибыли оставлялась на развитие самому предприятию. При этом деньги делились в 3 фонда: материальное стимулирование (выплата премий), социально-культурное развитие (путевки рабочим, билеты и так далее) и бытовое развитие (строительство жилья, объектов досуга).
- Совнархозы заменены Министерствами. Решения в экономике должны были принимать отраслевые министерства. Они создавали планы, которые предприятия могли корректировать под свои возможности.
- Изменение системы планирования производства. Во-первых, было существенно сокращено количество плановых показателей. Во-вторых, результат работы теперь мерялся не по производимой продукции, а по реализованной. То есть количество заменялось качеством.
- Предприятия наделялись элементами самостоятельности. Кроме того, что им оставляли часть доходов, предприятия получали право производить хозрасчет между собой.
- Увеличение премий работникам. Предприятия финансово мотивировали сотрудников увеличивать результаты.
Это ключевые аспекты реформы. Даже глядя на них очевидно, что экономическая реформа 1965 года была достаточно ограничена. Тем не менее она очень скоро дала положительный результат. Уже к 1970 году уровень промышленного производства вырос на 50%, было построено порядка 1900 новых предприятий. Но вместе с тем стало очевидно, что дальше улучшить эти показатели СССР не может. Более того экономика страны перешла к упадку, который лучше всего демонстрирует следующий график.
Возникает вопрос – почему все ключевые показатели развития экономики после 1970 года пошли на спад? Тут все просто – число трудоспособного населения снижалось с каждым годом, добыча полезных ископаемых становилась все дороже, оборудование устаревало физически и морально, увеличивались расходы на оборону.
Основная причина того, что экономическая реформа 1965 года не дала ожидаемых результатов заключается в том, что экономическая модель СССР себя изжила. В основе этой модели лежало отрицание всего нового. Поэтому локальные результаты были неплохими, но на длительном временном интервале – отрицательными.
Историческая справка
Почему экономические реформы 1965 г не дали ожидаемых результатов?
Есть целый комплекс причины, из-за которых это произошло:
- Экономические основы изменены не были. Брежнев пытался поверхностными изменениями решить глобальные проблемы, но, увы, это невозможно.
- Противоречия в партии. Для решения глобальных задач должно быть единство, но его не было и каждый тянул одеяло в с вою сторону.
- Экономика для ЦК КПСС была менее важна, чем идеология. Даже когда стало очевидно, что экономика СССР в очень плачевном положении, все равно речь была примерно такой – как-нибудь проживем, главное не трогать постулаты социализма и партийной гегемонии.
- Противоречия. Предприятия наделили элементами самостоятельности, но зачастую их самостоятельные решения шли в противоречие с мнением Министерств.
Одной из причин было то, что в СССР существовало (строилось) большое количество гигантских заводов. В результате они имели монопольное положение в стране. В следствии же того, что предприятиям давались экономические послабления, страдало качество продукции в виду отсутствия конкуренции. В ответ на это правительство ужесточило нормы проверки качества продукции. На первый взгляд это шаг абсолютно правильный, но на практике он привел к тому, что продукция подорожала, а также наступил ее дефицит. В итоге реформа развивалась, но результатов положительных не было. Более того ежегодно все большее число товаров привозились из заграницы, поскольку промышленность СССР не могла обеспечить граждан всем необходимым. Ведь не решалась одна из главных проблем – недостаток продукции массового потребления. Вот, что по этому поводу писал А.А. Громыко.
Многие члены Политбюро искренне убеждены, что монопольные предприятия, гигантские стройки и тяжелая промышленность требуют неоправданных затрат, в то время, как предприятия, работающие на массовое потребление, оказываются в изоляции.
А.А. Громыко
Причины увеличения отрыва экономики СССР от экономики западных стран в 1970-х – начале 1980-х гг
Причины этого отрыва понятны – в СССР делалось все для тяжелой промышленности и военной техники, по показателям развития которых страна была впереди своих западных «партнеров». Но делалось это за счет экономии на нуждах граждан, ведь в СССР был дефицит практически со всем. Все, кто жил в ту эпоху, рассказывает, что очереди были за товарами из Югославии, Чехословакии, Польши и других стран. Были и собственные товары, но их крайне не хватало. Это и есть явный признак перекоса экономики к тяжелой промышленности. У западных стран этого перекоса не было, поэтому они начали понемногу в этом отношении отставать от СССР.
Кроме того был еще 1 момент, который затормозил развитие экономики СССР и привел к отставке Косыгина – увеличение цены на нефть и газ. Брежнев со своим окружением решили, что экономическая реформа 1965 года уже свое отжила, а дальше страна будет жить за счет продажи топлива. Косыгина убрали, кризис усилился. Поэтому причины того, что экономическая реформа 1965 года не дала ожидаемых результатов следует искать в решениях ЦК, где си дели люди искренне убежденные, что реформы не нужны, что можно обойтись не реформированием, а небольшим косметическим ремонтом. Но они очень сильно ошибались…
Источник
История России. Правление Л.И. Брежнева. Экономическая реформа А.Н. Косыгина.
Косыгинская реформа 1965 г. – это совокупность мер, направленных на повышение эффективности экономики. Осуществлялась по инициативе и под руководством А. Н. Косыгина.
В разработке реформы участвовали Н. К. Байбаков, А. В. Бачурин, Л. И. Абалкин, А. И. Анчишкин, Л. М. Гатовский, Р. А. Белоусов, В. С. Немчинов, Л. В. Канторович, С. С. Шаталин и др.
- Решения Пленума ЦК КПСС (сент. 1965),
- постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» от 4.10.1965,
- «Положении о социалистическом государственном предприятии», 1965 г.
Начало экономической реформы: 1965 г.
- повышение эффективности управления экономикой,
- интенсификация производства в рамках командно-административной экономики,
- увеличение материальной заинтересованности работников в результатах своего труда,
- преодоление негативных последствий хрущёвских реформ в сфере управления.
Суть реформы.
- восстановление отраслевых министерств, которые должны были стать координаторами деятельности подотчётных предприятий,
- предоставление большей самостоятельности предприятиям,
- сокращение планируемых показателей до минимума,
- деятельность предприятий должна была оцениваться не по валовым показателям произведённой продукции, а по её реализации,
- ведение «бригадного подряда», при ко ром повышалась личная ответственность работника в бригаде,
- обеспечение финансовой устойчивости предприятий: создание на каждом предприятии трёх фондов: самофинансирования производства, материального поощрения и культурно-бытового назначения (использование средств одного фонда на цели другого запрещалось,
- внедрение в производство достижений научно-технического прогресса.
- увеличение капитальных вложений,
- создание крупных агропромышленных комплексов,
- повышение закупочных цен сельхозпродукции,
- введение надбавок ц ценам за сверхплановую продукцию,
- увеличение посевных площадей под пшеницу и рожь,
- повышение зарплаты и пенсии колхозникам,
- разрешение личного подсобного хозяйства.
ИТОГИ.
- способствовала вскрытию и использованию внутренних резервов предприятий (при прежней хозяйств. системе в этом не были заинтересованы ни руководители, ни коллективы);
- к 1970 году на новые условия работы перешло свыше 90% предприятий ведущих отраслей промышленности, а также 40% совхозов;
- повышение производительности труда,
- промышленный рост, восьмая пятилетка (1966-1970) стала самой успешной за послевоенные годы: объём промышленного производства вырос на 50%, производительность труда – на 39%, среднегодовые темпы прироста национального дохода составили 7,7%;
- именно с этим периодом связано массовое строительство жилья и объектов социального значения в СССР, позволившее значительно повысить уровень жизни миллионов Советских граждан;
- была создана мощная автомобильная промышленность, не уступающей на тот момент лучшим мировом образцам;
- гигантское строительство, развернувшееся в Сибири и на Дальнем востоке: строительство Байкало-амурской магистрали, Саяно-Шушенской ГЭС, считающейся одной из самых мощных в мире, строительство автомобильных дорог, прочно связывающих разные регионы страны;
- была проведена масштабная механизация сельского хозяйства – перевод колхозов и совхозов на более современные типы сельскохозяйственной техники.
- реформа не была доведена до конца, а после чехословацких событий 1968 года фактически свёрнута;
- отраслевая система управления через министерства, главки, объединения (которых со временем становилось всё больше) искусственно разрывала единую народно-хозяйственную систему, не позволяя осуществлять программно-целевое управление ресурсами;
- в отраслевой системе управления часто игнорировались территориальные проблемы, не обеспечивалось рациональное сочетание отраслевого и территориального аспектов управления экономикой;
- увеличилось число долгостроев, срывались планы технического перевооружения предприятий и отраслей, несмотря на крупные закупки современного оборудования за рубежом;
- глубинная проблема — в попытке соединить противоречивые, взаимоисключающие элементы рыночной и административной системы организации экономики.
Уже через 3–4 года эффективность косыгинской реформы стала снижаться, и вскоре реформа была свёрнута, за исключением отдельных, в сущности формальных, элементов (сохранение фондов поощрения, платы за фонды и др.)
Источник