Классификация вопросов для дошкольников
В той же беседе о зиме они могут звучать так: почему реки и пруды замерзают зимой? Как люди спасаются от холода? А не знаете ли вы, что изменилось в природе в феврале? Почему вы любите зиму?
Вместе с тем надо учитывать, что ребенок способен самостоятельно обобщить, сделать вывод, высказать суждение лишь в том случае, если еще до беседы получил достаточный запас конкретных представлений по данной теме. В противном случае поисковые вопросы окажутся для него непосильными. Вопросы, требующие умозаключений, выводов, обобщений, нуждаются в тщательной, точной формулировке.
В зависимости от полноты и степени самостоятельности раскрытия темы можно выделить основные и вспомогательные вопросы. Основные вопросы – это стержень беседы. Важнейшее требование к ним – логическая связь друг с другом и последовательность в постановке. Они могут быть и репродуктивными, направленными на то, чтобы выявить имеющиеся у детей представления, и поисковыми, требующими установления связей и умозаключений.
Если дети самостоятельно не справляются с ответом на основной вопрос, им можно задать вспомогательный вопрос – наводящий или подсказывающий. Ребенок не улавливает смысл вопроса иногда из-за недостаточно конкретной, общей его постановки (Что вы знаете о корове?), а иногда из-за наличия в вопросе непонятных слов (Как называется должность у тети Кати?). Наводящие вопросы помогают ребенку не только понять смысл вопроса, но и отыскать правильный ответ. Они активизируют мысль, помогают ответить на сложные вопросы, требующие выводов, суждений, обобщений,
В беседе «Кто строит дом?» воспитатель задает очередной вопрос: «Мы забыли что-то еще, без чего не может быть хорошего дома. Что это?» Дети молчат. Тогда задается наводящий вопрос: «Что нужно для того, чтобы дождик не лил в комнаты?» (Крыша)
Подсказывающие вопросы уже содержат в себе ответ. Применение их оправданно по отношению к неуверенным в себе, недостаточно развитым детям. Подобные вопросы не только не тормозят развитие ребенка, но порой даже подталкивают на самостоятельные высказывания.
Источник
Для вас родители! Вопросы детей как показатель развития познавательных интересов
консультация
Познавательный интерес — интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.
Таким образом, «познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности».
В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает дальнейшее умственное развитие ребёнка. Дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии человека.
Умственное воспитание — это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие с целью развития ума подрастающего человека.
Основными задачами умственного воспитания являются:
- Формирование системы научных знаний о природе и обществе.
- Развитие умственной деятельности: познавательных процессов и способностей, разнообразных способов умственной деятельности.
- Развитие способностей к самостоятельному познанию, формирование культуры умственного труда.
- Воспитание познавательных интересов.
Умственная деятельность включает целый ряд познавательных процессов.
Умственное развитие — это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего поколения во всех её проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др.
Необходимо воспитывать широкие познавательные интересы, а на их основе развивать интересы, отличающиеся большей целенаправленностью, активностью и глубиной.
- Характеристика стадий формирования познавательных интересов (по В.А. Онищук, Г. А. Щукиной).
Развитие познавательного интереса осуществляется поэтапно.
- Любопытство — элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание ребёнка. На стадии любопытства ребёнок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию
- Любознательность — ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. Для этой стадии развития интереса характерны достаточно сильное проявление эмоций (удивление, радость познания, удовлетворённость деятельностью). Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности.
- Теоретический интерес продиктован как стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и их использованием как инструмента познания. Это — стадия активного воздействия человека на мир, на его переустройство, которая непосредственно связана с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки.
- Познавательный интерес может рассматриваться как один из важнейших мотивов учения, как устойчивая черта личности и как эффективное средство обучения. Педагоги должны знать особенности, признаки различных стадий/этапов развития познавательного интереса, уметь разглядеть у дошкольника малейшую искру интереса к какому-либо виду деятельности, создавать все условия для того, чтобы разжечь её и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.
- Почему дети задают вопросы? Типы (виды) детских вопросов.
Примерно в 2,5 года у ребенка начинается новый период в жизни – время открытий и интересных фактов. Первое время малыш пытается сам во всем разобраться. Но это длится недолго. И начинают сыпаться вопросы «почему…». Дети задают вопросы постоянно, и с каждым новым днем их количество растет. Чем больше ребёнок знает, тем больше спрашивает. И его не устраивают отговорки.
Почему дети задают вопросы? Ребенку нужна информация, и он будет прилагать максимум усилий, чтобы получит ее.
Типы (виды) детских вопросов.
Поисковые вопросы – вербальная поисковая активность, возникающая при дефиците информации об объекте и направленная на получение информации о нем.
Продуктивные – направлены на получение сведений и требуют ответа, выделяются:
Идентификационные — выражены в форме предложения вопросительного характера, направлены на идентификацию объекта и его характеристик.
Вопросы – дефиниции – выдвижение конкретных версий по поводу самого объекта и его характеристик (это то?)
Гипотетико-определительные – выдвижение предположений относительно свойств и характеристик неизвестного объекта (это такого цвета? это растет там?)
Вопросы – подсказки — нацелены на восполнение информации подсказывающего характера. (с какой буквы? Сколько кружков?)
Вопросы – уточнения – стоящей перед ребенком поисковой задачи (что нужно сделать? какие вопросы можно задать?)
Коммуникативные – общение, установление контакта
Оценочные – оценка и осмысление собственных действий, процесса и результатов работы других детей (А я смогу? А Коля угадал?)
Отвлеченные На данный момент большинство ученых отмечают снижение количества детских вопросов и именно познавательного характера. По мнению Бабич Н. виновны в этом систематические формы обучения, практикуемые в ДОУ, что снижает любознательность и уверенность детей в себе. Полноценная познавательная активность ребенка и мышление развиваются при благоприятных условиях, которые необходимо создавать. Значительным фактором, влияющим на развитие вопросительной активности ребенка, является стиль взаимодействия взрослого с детьми. В этом смысле понятно, что демократический стиль предпочтительнее.
- Характеристика вопросов дошкольников младшего среднего, старшего дошкольного возраста (с примерами).
- Младший дошкольник (3-4) – отмечается большое количество вопросов, связанных с практической деятельностью и общением, они не всегда носят познавательный характер. Вопросы бесконечно повторяются.
- Средний возраст (4-5) – интересуются внешними признаками предмета, их названием, и размерами. Интерес направлен на обозначение объекта словом. По форме вопросы могут иметь поисковый характер, но без познания причин и зависимостей. В 5 лет интерес ребенка выходит за рамки ситуации и его начинает интересовать окружающий мир, однако число явлений окружающего превосходит возможности ребенка в познании, многие явления ребенок самостоятельно не может объяснить отсюда появляются вопросы требующие выяснения связи и зависимостей, сходства и различий.
- Старший дошкольный возраст – у детей появляется потребность в познании тех предметов и явлений, которые находятся за пределами их непосредственного восприятия. По форме вопросы усложняются «зачем? для чего, почему). По сути, ребенок пытается соотнести имеющийся опыт и знания с незнакомым явлением и объектом. В 6-7 лет большее количество вопросов адресовано не взрослому, а сверстнику. Вопросы старше7го дошкольника свидетельствуют о появлении способности к более обобщенному познанию, склонности к абстракции, умственной переработке впечатлений. А это первый признак того, что детские вопросы превращаются из средства познания в звено самостоятельного мышления.
- Как ответить на детские вопросы.
- Нужно отвечать по-научному точно и доступно.
- Не следует давать формальные ответы.
- Не нужно бояться признаться в том, что взрослый затрудняется ответить и ему нужна справочная литература.
- Не стоит давать исчерпывающий ответ. Можно задать встречный вопрос «А как ты сам думаешь?»
- Ответ на вопрос следует сопровождать краткой беседой, рассказывая о разных сторонах действительности «А еще есть мнение…»
- Если возможно, то для ответа на вопрос можно организовать эксперимент или наблюдение (почему снег грязный?).
Отвечая на вопросы, нужно помнить: основная задача взрослых заключается в том, чтобы поддержать любознательность ребенка, вызвать у него новый вопрос, на который он сам искал бы ответ, пользуясь подсказкой взрослого. Необходимо, чтобы оставалось маленькое место для усилия мысли самого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно — исследовательский проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра.
Роль родителей в развитии познавательного интереса и познавательно — исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности
Детско — родительский проект по опытно — эксприментальной деятельности. Тема: «Школа Профессора Знай Знайкина».
Автором представлен материал по организации прогулки с целью развития у детей познавательного интереса к окружающему.
Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»
Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн.
Перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие познавательного интерес и познавательных действий детей среднего дошкольного возраста в исследовательской деятельности»
Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса ребёнка к вопросу финансовой грамотности».
Целью обучения детей финансовой грамотности является:содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.В самом р.
Экспериментальная деятельность детей как средство развития познавательного интереса.
Источник
ДЕТСТВО-ГИД
2 апреля, 2018
admin
В педагогике выделяют три вида вопросов:
1.Репродуктивные (констатирующие) вопросы наиболее легкие, доступные, требующие простых ответов. Начинаются они вопросительными местоимениями: кто? кто это? что? что это? что делает?
Ответы на репродуктивные вопросы, как правило, однословные:
Кто это? — Девочка.
Что делает кот? — Спит.
Репродуктивные вопросы (и ответы на них) помогают удерживать последовательность высказывания, повествования и способствуют развитию памяти.
2.Поисковые вопросы более сложные и предполагают использование в ответах распространенные предложения.
Составной частью поисковых вопросов являются вопросительные местоимения или наречия, с которых начинается вопрос: где? куда? откуда? как? когда? сколько? какой?
Например: Где спит кот? — Кот спит на диване.
Поисковые вопросы развивают наблюдательность и внимание;
3.Проблемные вопросы начинаются с вопросительных наречий: почему? зачем?
Эти вопросы требуют определенной мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций и, следовательно, непосредственно связаны с развитием логического мышления.
Ответы на проблемные вопросы представляют собой сложноподчиненные предложения.
Проблемные вопросы помогают устанавливать причинно-следственные связи и смысловые ассоциации, развивают логическое мышление и способствуют выстраиванию смысловой связи между отдельными предложениями и объединению их в связный контекст.
Проблемные и, в некоторой степени, поисковые вопросы относят к развивающим вопросам.
Я писала о проблемных и поисковых вопросах в этой статье.
Как формулировать развивающие вопросы?
Возьмем, для примера, тему «Транспорт».
Алгоритм развивающего диалога такой:
Сначала задаются вопросы на восстановление опыта: «На чем вы сегодня приехали в детский сад или вы пришли или приехали?». Этот вопрос требует воспоминания.
Затем вопросы на осмысление: «Почему приехали, а не пришли пешком?». Или: «Почему ваши мамы поехали на работу, а не пошли пешком?». Это вопросы, требующие анализа ситуации.
Далее задается обобщающий вопрос, который подводит детей к формулированию выводов: «Так для чего же людям в городе нужен транспорт?».
О том, кто должен больше говорить в процессе НОД, воспитатель или дети, я написала в группе нашего сайта в ВКонтакте
Становитесь участником этой группы! Пишите свои предложения и педагогические находки!
Уважаемые коллеги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта,
доцент, кандидат педагогических наук.
Опубликовано в рубрике Методические подсказки
Источник
Классификация вопросов для дошкольников
В той же беседе о зиме они могут звучать так: почему реки и пруды замерзают зимой? Как люди спасаются от холода? А не знаете ли вы, что изменилось в природе в феврале? Почему вы любите зиму?
Вместе с тем надо учитывать, что ребенок способен самостоятельно обобщить, сделать вывод, высказать суждение лишь в том случае, если еще до беседы получил достаточный запас конкретных представлений по данной теме. В противном случае поисковые вопросы окажутся для него непосильными. Вопросы, требующие умозаключений, выводов, обобщений, нуждаются в тщательной, точной формулировке.
В зависимости от полноты и степени самостоятельности раскрытия темы можно выделить основные и вспомогательные вопросы. Основные вопросы – это стержень беседы. Важнейшее требование к ним – логическая связь друг с другом и последовательность в постановке. Они могут быть и репродуктивными, направленными на то, чтобы выявить имеющиеся у детей представления, и поисковыми, требующими установления связей и умозаключений.
Если дети самостоятельно не справляются с ответом на основной вопрос, им можно задать вспомогательный вопрос – наводящий или подсказывающий. Ребенок не улавливает смысл вопроса иногда из-за недостаточно конкретной, общей его постановки (Что вы знаете о корове?), а иногда из-за наличия в вопросе непонятных слов (Как называется должность у тети Кати?). Наводящие вопросы помогают ребенку не только понять смысл вопроса, но и отыскать правильный ответ. Они активизируют мысль, помогают ответить на сложные вопросы, требующие выводов, суждений, обобщений,
В беседе «Кто строит дом?» воспитатель задает очередной вопрос: «Мы забыли что-то еще, без чего не может быть хорошего дома. Что это?» Дети молчат. Тогда задается наводящий вопрос: «Что нужно для того, чтобы дождик не лил в комнаты?» (Крыша)
Подсказывающие вопросы уже содержат в себе ответ. Применение их оправданно по отношению к неуверенным в себе, недостаточно развитым детям. Подобные вопросы не только не тормозят развитие ребенка, но порой даже подталкивают на самостоятельные высказывания.
Источник