Диплом бакалавра и специалиста: в чем разница?
Далеко не все абитуриенты понимают, чем отличается бакалавр от специалиста. Вокруг этой темы много домыслов и слухов. Мы во всем разобрались и теперь делимся с вами.
Что такое бакалавриат?
Это базовая ступень высшего образования. Следующий уровень – магистратура. Такая двухуровневая система была утверждена в 1999 году в ходе Болонского процесса, цель которого – создание единого образовательного пространства по всей Европе. Для присоединения стране-участнице нужно подписать декларацию, в которой расписаны общие стандарты обучения студентов.
Россия подписала Болонское соглашение только в 2003 году. После чего началось внедрение новой системы образования. Одними из первых ее приняли такие топовые вузы страны, как МГИМО, РУДН, МГТУ им. Н. Э. Баумана, НИУ ВШЭ. С каждым годом количество вузов возрастало. Но при этом в некоторых вузах осталась и классическая система – специалитет. В ближайшее время Россия планирует полностью перейти на двухуровневую систему. Специалитет оставят лишь на некоторых специальностях: медицинских, военных и инженерных.
Поступить в аспирантуру бакалавр сможет только после окончания магистратуры
Чем отличается бакалавриат от специалитета
Прежде всего нужно понимать, что это две разные программы обучения. Бакалавриат – это высшее образование по ускоренной программе, которое дает общие базовые знания по выбранному направлению. Срок обучения – 4 года.
Для получения углубленных знаний по специальности нужно поступать в магистратуру, где срок обучения – 2 года. Повысить уровень образования можно в любом вузе, где есть магистерские программы. При этом можно поступать на другое направление. При успешном прохождении вступительных испытаний можно рассчитывать на бюджетное место. Однако в магистратуре их гораздо меньше, чем на бакалавриате.
Специалитет дает углубленное образование по определенному профилю. Общий срок обучения 5–6 лет. Первые два года вы проходите общую базовую подготовку по направлению, затем получаете расширенные знания по конкретной специализации. Имея диплом специалиста, вы сможете поступить в аспирантуру. Бакалавры могут стать аспирантами только после окончания магистратуры.
Еще одно отличие – диплом бакалавра признается за границей. Вы даже сможете поступить там в магистратуру. С дипломом специалиста могут возникнуть трудности. Его готовы принять далеко не все зарубежные работодатели.
Источник
Даны рекомендации абитуриентам, набравшим низкие баллы по ЕГЭ
Отволновались родители и выпускники, отшумела пора ЕГЭ. Наступает не менее волнительный период, суматоха с подачей документов – пройдешь, не пройдешь по баллам в желанный вуз? Не всех обрадовали результаты ЕГЭ, но отчаиваться ни в коем случае не надо. «МК» выяснил особенности нынешней приемной кампании и обобщил варианты, каким образом абитуриенты, набравшие недостаточное количество баллов, могут тем не менее попасть в вуз своей мечты, да еще и на бюджет.
Фото: Наталья Мущинкина
Главная особенность приемной кампании в вузах в этом году – отсутствие второй волны поступления. Эксперты говорят, что обновленный порядок приема абитуриентов в текущем году повышает риски не пройти на бюджет в заветный университет.
– Самое главное отличие – это именно отсутствие второй попытки, – объясняет выпускник мехмата МГУ, преподаватель математики и физики, эксперт ЕГЭ Михаил Ланцман. – Раньше в первую волну зачислялось подавляющее большинство абитуриентов – 80%, а оставшиеся 20% шли во вторую волну. Таким, образом, конкурирование за бюджетные места было разделено на два этапа. В этом году впервые за всю историю поступления по баллам ЕГЭ все абитуриенты будут иметь только один шанс попасть на бюджет. Необходимость этой меры никто из чиновников толком не объяснил. Еще одна особенность приемной кампании-2021 – это анонимизация конкурсных списков. Теперь вместо ФИО будет либо номер СНИЛС, либо индивидуальный номер.
И все же, несмотря на новый порядок, причин упасть духом нет. Всегда есть варианты для тех абитуриентов, которые сдали экзамен хуже, чем ожидали, и боятся не пройти с первой и единственной попытки в выбранный институт: «запасных аэродромов» очень много.
Вариант, который лежит на поверхности, – рассмотреть поступление не в основной институт, а в его филиал, где проходные баллы чуть ниже. Но всем ли молодым людям он подходит? Ведь для этого человеку нужно будет переехать в другой город (хотя можно посмотреть филиал поближе). Многие к тому же опасаются, что в филиале качество образования окажется ниже, чем в головном университете, и диплом будет не так котироваться на рынке труда.
– Для целеустремленного абитуриента переезд в другой город не должен представлять проблемы, – считает Ланцман. – Во всем мире практика поступления в университет чаще всего предполагает, что подросток покидает семейное гнездо и ныряет в море студенческой жизни. Подача документов переезд не предполагает – в этом году все будет проходить онлайн: подали документы через Интернет, потом отметили согласие о зачислении в личном кабинете абитуриента, и всё. Оригиналы студенты будут приносить в вузы в течение первого года обучения.
Если говорить о дипломе филиалов вузов, то, во-первых, топовый вуз, например, МГУ, МГИМО или МИФИ, – это всегда бренд. Безусловно, проходные баллы при поступлении будут ниже в связи с тем, что статус филиала пониже. Но говорить о низком качестве образования в филиалах топовых вузов не приходится. Не все знают, кстати, что на выходе студенты филиалов получат точно такой же диплом бакалавра или специалиста, что и студенты из головного вуза. Нигде пометки «филиал» в дипломе не будет.
– Что можете еще посоветовать?
– Можно подавать документы сразу в пять вузов. Обязательно, помимо топового университета, подайте документы в вуз попроще. Часто абитуриенты, не прошедшие на бюджет, заключают договора на платное обучение. Но не надо торопиться нести деньги и заключать договор. Этот вариант от вас точно не убежит. Можно поступить на бюджет хорошего вуза на очно-заочное отделение. Там тоже есть бюджетные места. При зачислении вы можете учиться и работать.
Эксперт поясняет, что есть вариант посложнее: поступить на бюджет или платное в тот вуз, где вы прошли по баллам, а затем на первом или втором курсе перевестись в вуз своей мечты. Бюджетные места ежегодно освобождаются почти во всех университетах. Если студент успешно сдаст вступительные испытания, то это место достанется ему. Важно, что юноши при таком переводе не потеряют отсрочку от армии (речь об очном обучении). Если не хотите переводиться или нет вакантных мест, всегда можно перепоступать на следующий год на бюджет. За год можно получше подготовиться к ЕГЭ и улучшить свои результаты, сдав экзамены как выпускник прошлых лет.
– Какие вузы, кроме ЕГЭ, проводят свои внутренние испытания?
– Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) есть в топовых вузах: МГУ, МГИМО, СПбГУ. В этом году их либо отменили, либо будут проводить онлайн с использованием проторинга (системы слежения за списыванием). Также ДВИ проводят творческие вузы. Традиционно дополнительные экзамены (письменные или устные – вуз выбирает сам) проводятся на направлении «журналистика». Во всех этих вузах нужно не только иметь результаты ЕГЭ, но и сдать дополнительные экзамены. Эти ДВИ пройдут в этом году в первой половине июля.
Напомним, что приемная кампания-2021 уже началась, прием документов стартовал в большинстве университетов 20 июня (в некоторых еще раньше).
Источник
Общество
Этим летом объем продаж капель валерьяны наверняка увеличится. На экзаменах на степень бакалавра выпускников проверяли на стойкость, испытывая их терпение. То, что ребята решали тесты в спортзалах и всем потоком, только цветочки. Весь процесс от получения пароля для директора, открытия сайта, до непосредственно распечатывания тестов проходил на глазах учеников. Все бы ничего, если бы эта церемония не длилась более двух часов.
Как рассказала корреспонденту «МВ» Марьяна Першко, завкафедрой естественных наук столичного лицея имени Б.П.Хашдеу, экзамен должен был начаться в полдевятого. Дети пришли к восьми утра. Пропустив их в лицей, закрыли двери школы, чтобы больше никто не мог зайти. Все прошли на свои места в спортзал. И тут начинается самое интересное. «Первый час мы просидели на своих местах, наблюдая за тем, как приходит конверт с паролем для директора лицея, — говорит Алексей Соколюк, выпускник лицея имени Б. П. Хашдеу, — затем по радио объясняют, с какой стороны открывать конверт. Получив свой логин и пароль, директор пробует открыть сайт, чтобы распечатать на принтере тесты». Пока распечатывался первый лист теста, все ученики гадали, сколько же их всего. Оказалось, что на каждый экзамен было около 5 листов с заданиями.
Прошло около часа, когда, наконец, все тесты были распечатаны. А ведь их еще надо скрепить степлером. Потом наклеить на работу каждого ученика соответствующий штрихкод. Пока все это делали наблюдатели, ребята просто сидели и ждали. Можно представить, какой стресс они испытали, приступая к работе после двухчасового ожидания.
Пока дети решали тесты, родители ожидали их у входа в школу. По словам Нины Соколюк, представителя родительского комитета, на экзамен родители пришли вместе со своими детьми. В этом году от родителей немало потребовалось: купили детям ручки, с пастой одного цвета, бумагу, воду и соответственно стаканчики. Родительский комитет к тому же должен был найти три принтера и ксерокопийный аппарат.
На экзаменах в качестве наблюдателей присутствовали родители, правда, учеников из 5-го класса. А родители выпускников болели за своих чад на улице, что было для них тяжелым испытанием. Ведь начало экзаменов должно было быть в полдевятого, а прошло уже более трех часов, но дети все не выходили.
Только к 10 часам раздали тесты. «Обычно в тестах около 10-12 заданий, — рассказывает Наталья Семенович, выпускница лицея имени Василия Лупу. — Идут по нарастающей, от легкого к сложному. Экзамены мы писали в спортзале, а там очень хорошая слышимость. Когда кто-то пытался достать шпаргалку, эхо разворачивающегося листка разносилось по всему залу. Говорят, что некоторым ребятам из других лицеев не повезло, их выгоняли за подобные вещи. Многие готовят шпаргалки на экзамены, но не обязательно ими пользуются. Жаль ребят, кого выставили за двери. Я все экзамены писала сама, не могу сказать, что было трудно, никаких подсказок не понадобилось».
«Как такового страха перед экзаменами не было, — объясняет Алексей Соколюк, выпускник лицея имени Б.П.Хашдеу, — только перед первым экзаменом, как страх перед неизвестностью. Каких-то неожиданностей в заданиях не было. Учителя хорошо нас подготовили. Помог также предэкзаменационный тест, как пробный. Последние задания в тестах были самыми сложными. Не обошлось без казусов. Так, в тесте по географии в русском варианте был вопрос: «Какой самый дешевый вид транспорта?». Но, как потом выяснилось, в румынском варианте этот вопрос звучал иначе: «Самый дешевый вид транспортировки». Еще одна ситуация с тестом по английскому языку: в задании требовалось подобрать синонимы к словам. Как оказалось, никто из потока так и не сумел подобрать синонимы».
Как поведали родители, к часу дня дети выходили после экзаменов из школы. Домой приходили уставшими, расклеенными. Учитывая, что на завтрак мало, что можно съесть, голова у детей к обеду уже не работала. Они не хотели ни есть, ни разговаривать, только отдохнуть.
Оказывается, как говорят сами выпускники, им еще повезло, что всеэкзамены сдавали в назначенный день. В некоторых лицеях не удалось открыть сайт, ребятам пришлось сдавать экзамен на следующий день. Теперь все волнения уже позади. Все экзамены сдали.
«Результатов, сказали, придется ждать долго, — говорит Марьяна Першко, завкафедрой естественных наук лицея имени Б. П. Хашдеу, — все работы уже проверены, учителя ушли в отпуск, а итоги экзаменов мы узнаем после 25 июня».
«Сейчас будет проводиться еще одна сессия для тех выпускников, кто был за границей, в больнице, — объясняет Майя Добзеу, заместитель генерального директора главного управления образования, молодежи и спорта муниципия Кишинев, — это те, выпускники, кто заранее написал заявление с просьбой сдавать экзамены на степень бакалавра позже. Те, кто не сдал, хотя бы один предмет в этом году, пересдавать будут уже в будущем. А сейчас мы ждем приказа от министерства образования. Результаты экзаменов будут переданы по электронной почте в каждый центр соответственно. То, что были некоторые неполадки во время экзаменов, естественно, ведь это техника. Однако, нынешний опыт проведения экзаменов признан неплохим».
Само министерство образования предательски молчит, не выдавая никаких дат и сроков, делая из экзаменов государственную тайну. Работы уже проверены. Причем, в этом году к проверке работ была подключена и техника. Сами учителя пока не представляют, что из этого получилось и каких результатов следует ожидать. Ребятам же осталось только одно, дождаться момента, когда можно будет прийти и забрать небольшую синюю книжечку — свидетельство о первой научной степени.
Источник
Приложение. Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры
Настоящий Порядок с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 20 апреля 2018 г. N 290, применяется при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета начиная с 2019/20 учебного года
Порядок
приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2015 г. N 1147)
С изменениями и дополнениями от:
30 ноября 2015 г., 30 марта, 29 июля 2016 г., 31 июля 2017 г., 11 января, 20 апреля, 31 августа 2018 г.
ГАРАНТ:
При приеме на обучение начиная с 2021/22 учебного года применяется Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 21 августа 2020 г. N 1076
Настоящий Порядок в 2020/21 учебному году в части способов представления документов, необходимых для поступления на обучение, сроков завершения приема указанных документов, сроков проведения вступительных испытаний, сроков размещения списков поступающих на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», сроков зачисления на обучение не применяется
См. Особенности приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на 2020/21 учебный год, утвержденные приказом Минобрнауки России от 15 июня 2020 г. N 726
Согласно письму Минобрнауки России от 29 июня 2018 г. N 05-6417 нормы Порядка, которые обусловлены ограничением поступления в одну образовательную организацию высшего образования на одну образовательную программу высшего образования, не подлежат применению в отношении лиц, поступающих на обучение в пределах особой квоты
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (далее — Порядок) регламентирует прием граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — поступающие) на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата и программам специалитета (далее соответственно — программы бакалавриата, программы специалитета) в образовательные организации высшего образования (далее — организации высшего образования), на обучение по образовательным программам высшего образования — программам магистратуры (далее — программы магистратуры) в организации высшего образования и научные организации (далее вместе — организации).
2. Организация объявляет прием на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (далее соответственно — прием на обучение, образовательные программы) при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам.
3. Порядок и условия приема в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ), устанавливаются указанными федеральными государственными органами*(1).
4. Правила приема (в том числе процедуры зачисления) в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно*(2). Правила приема (в том числе процедуры зачисления) регламентируются локальным нормативным актом организации*(3).
Информация об изменениях:
Пункт 5 изменен с 16 февраля 2018 г. — Приказ Минобрнауки России от 11 января 2018 г. N 24
5. К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование*(4). К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня*(5).
К освоению образовательных программ допускаются лица, имеющие образование соответствующего уровня, подтвержденное:
при поступлении на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета — документом о среднем общем образовании или документом о среднем профессиональном образовании, или документом о высшем образовании и о квалификации;
при поступлении на обучение по программам магистратуры — документом о высшем образовании и о квалификации.
Поступающий представляет документ, удостоверяющий образование соответствующего уровня (далее — документ установленного образца):
документ об образовании или об образовании и о квалификации образца, установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры*(6);
документ государственного образца об уровне образования или об уровне образования и о квалификации, полученный до 1 января 2014 г. (документ о начальном профессиональном образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, и документ о начальном профессиональном образовании, полученном на базе среднего (полного) общего образования, приравниваются к документу о среднем профессиональном образовании*(7));
документ об образовании и о квалификации образца, установленного федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» (далее — Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова) и федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет» (далее — Санкт-Петербургский государственный университет), или документ об образовании и о квалификации образца, установленного по решению коллегиального органа управления образовательной организации, если указанный документ выдан лицу, успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию*(8);
документ об образовании или об образовании и о квалификации, выданный частной организацией, осуществляющей образовательную деятельность на территории инновационного центра «Сколково», или предусмотренными частью 3 статьи 21 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4765) организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории инновационного научно-технологического центра*(9);
документ (документы) иностранного государства об образовании или об образовании и о квалификации, если указанное в нем образование признается в Российской Федерации на уровне соответствующего образования (далее — документ иностранного государства об образовании).
6. Прием на обучение осуществляется на первый курс.
Информация об изменениях:
Пункт 7 изменен с 1 января 2019 г. — Приказ Минобрнауки России от 31 августа 2018 г. N 36Н
7. Прием на обучение осуществляется в рамках контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (далее соответственно — контрольные цифры, бюджетные ассигнования) и по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц (далее — договоры об оказании платных образовательных услуг).
В рамках контрольных цифр выделяются:
ГАРАНТ:
Второе предложение абзаца 3 (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 июля 2017 г. N 715) применяется при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры начиная с 2018/19 учебного года
квота приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета за счет бюджетных ассигнований детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее — особая квота). Особая квота устанавливается организацией высшего образования в размере не менее чем 10% от объема контрольных цифр по каждой совокупности условий поступления на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета, указанных в пункте 11 Порядка;
квота приема на целевое обучение (далее — целевая квота).
8. Прием на обучение за счет бюджетных ассигнований проводится на конкурсной основе, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 273-ФЗ*(10).
Прием на обучение на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами проводится на условиях, определяемых локальными нормативными актами организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации*(11).
9. Условиями приема на обучение по основным профессиональным образовательным программам должны быть гарантированы соблюдение права на образование и зачисление из числа поступающих, имеющих соответствующий уровень образования, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и соответствующей направленности лиц*(12).
10. Прием на обучение проводится:
1) по программам бакалавриата и программам специалитета (за исключением приема лиц, имеющих право на прием на обучение без вступительных испытаний):
на базе среднего общего образования — на основании оцениваемых по стобалльной шкале результатов единого государственного экзамена (далее — ЕГЭ), которые признаются в качестве результатов вступительных испытаний, и (или) по результатам вступительных испытаний, проводимых организацией высшего образования самостоятельно в случаях, установленных Порядком;
на базе среднего профессионального или высшего образования (далее — профессиональное образование) — по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются организацией высшего образования*(13);
2) по программам магистратуры — по результатам вступительных испытаний, установление перечня и проведение которых осуществляется организацией самостоятельно.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 29 июля 2016 г. N 921 пункт 10.1 изложен в новой редакции
10.1. Лица, указанные в частях 3.1 и 3.3 статьи 5 и статье 6 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 84-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 19, ст. 2289; 2015, N 1, ст. 42; N 44, ст. 6048; 2016, N 27, ст. 4240; ст. 4241) (далее — Федеральный закон N 84-ФЗ), принимаются на обучение в организации, расположенные как на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (далее — территория Крыма), так и за пределами территории Крыма, в соответствии с особенностями, установленными Порядком.
11. Организация проводит прием по следующим условиям поступления на обучение (далее — условия поступления):
1) по организации в целом, включая все ее филиалы, или раздельно для обучения в организации и для обучения в каждом из ее филиалов;
2) раздельно по очной, очно-заочной, заочной формам обучения;
3) раздельно по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры в зависимости от их направленности (профиля) в соответствии с правилами, указанными в пункте 13 Порядка;
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 30 ноября 2015 г. N 1387 пункт 11 дополнен подпунктом 4
4) раздельно в рамках контрольных цифр и по договорам об оказании платных образовательных услуг;
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 30 ноября 2015 г. N 1387 пункт 12 изложен в новой редакции
12. По каждой совокупности условий поступления организация проводит отдельный конкурс. В рамках контрольных цифр проводится отдельный конкурс по каждой совокупности условий поступления и каждому из следующих оснований приема на обучение (далее — основания приема):
на места в пределах особой квоты;
на места в пределах целевой квоты;
на места в рамках контрольных цифр за вычетом особой квоты и целевой квоты (далее — основные места в рамках контрольных цифр).
Для поступающих на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета на базе различных уровней образования проводится единый конкурс по одинаковым условиям поступления и одному и тому же основанию приема (при его наличии).
13. Прием на обучение в зависимости от направленности (профиля) образовательных программ (подпункт 3 пункта 11 Порядка) проводится следующими способами:
по программам бакалавриата по каждому направлению подготовки в целом, по программам специалитета по каждой специальности в целом, по программам магистратуры по каждому направлению подготовки в целом;
по каждой программе бакалавриата в пределах направления подготовки, по каждой программе специалитета в пределах специальности, по каждой программе магистратуры в пределах направления подготовки;
по совокупности программ бакалавриата в пределах направления подготовки, по совокупности программ специалитета в пределах специальности, по совокупности программ магистратуры в пределах направления подготовки.
По различным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры прием на обучение может проводиться различными способами.
14. Для поступления на обучение поступающие подают заявление о приеме с приложением необходимых документов (далее вместе — документы, необходимые для поступления; документы, подаваемые для поступления; поданные документы).
15. Лицо, которому поступающим предоставлены соответствующие полномочия (далее — доверенное лицо), может осуществлять действия, в отношении которых Порядком установлено, что они выполняются поступающим, и которые не требуют личного присутствия поступающего (в том числе представлять в организацию документы, необходимые для поступления, отзывать поданные документы). Доверенное лицо осуществляет указанные действия при предъявлении выданной поступающим и оформленной в установленном порядке доверенности на осуществление соответствующих действий.
16. При посещении организации и (или) очном взаимодействии с уполномоченными должностными лицами организации поступающий (доверенное лицо) предъявляет оригинал документа, удостоверяющего личность.
17. Организационное обеспечение проведения приема на обучение, в том числе для обучения в филиале (филиалах) организации, осуществляется приемной комиссией, создаваемой организацией. Председателем приемной комиссии является руководитель организации высшего образования, руководитель или заместитель руководителя научной организации. Председатель приемной комиссии назначает ответственного секретаря приемной комиссии, который организует работу приемной комиссии, а также личный прием поступающих, их родителей (законных представителей), доверенных лиц.
Для проведения вступительных испытаний организация создает в определяемом ею порядке экзаменационные и апелляционные комиссии.
Полномочия и порядок деятельности приемной комиссии определяются положением о ней, утверждаемым руководителем организации высшего образования, руководителем или заместителем руководителя научной организации. Полномочия и порядок деятельности экзаменационных и апелляционных комиссий определяются положениями о них, утверждаемыми председателем приемной комиссии.
18. При приеме на обучение в рамках контрольных цифр по очной и очно-заочной формам обучения устанавливаются следующие сроки приема:
1) по программам бакалавриата, программам специалитета:
срок начала приема документов, необходимых для поступления, — не позднее 20 июня;
срок завершения приема документов, необходимых для поступления, от лиц, поступающих на обучение по результатам дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности, — не ранее 7 июля;
срок завершения приема документов, необходимых для поступления, от лиц, поступающих на обучение по результатам иных вступительных испытаний, проводимых организацией высшего образования самостоятельно, — не ранее 10 июля;
срок завершения проводимых организацией высшего образования самостоятельно вступительных испытаний, завершения приема документов, необходимых для поступления, от лиц, поступающих на обучение без прохождения указанных вступительных испытаний (далее — день завершения приема документов и вступительных испытаний), — 26 июля;
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 29 июля 2016 г. N 921 в подпункт 2 внесены изменения
2) по программам магистратуры:
срок начала приема документов, необходимых для поступления, — в соответствии с правилами приема, утвержденными организацией самостоятельно;
срок завершения приема документов, необходимых для поступления, — не ранее 20 июля;
срок завершения вступительных испытаний — в соответствии с правилами приема, утвержденными организацией самостоятельно.
Источник