Использование электронных систем контроля и оценки знаний обучающихся на уроке информатики
Пашкова, Т. С. Использование электронных систем контроля и оценки знаний обучающихся на уроке информатики / Т. С. Пашкова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 129-131. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11067/ (дата обращения: 08.07.2021).
В многочисленных публикациях, как в нашей стране, так и за рубежом отмечается, что компьютер может выполнять функции информационной системы, банка данных, автоматизированного справочника, а также использоваться в качестве контроля знаний обучающихся. Указываются и многие другие возможности применения компьютеров в учебном процессе.
Считается, что одним из наиболее перспективных средств разработки и использования тестов являются системы компьютерного тестирования (СКТ). Таких систем, обеспечивающих процесс тестирования, великое множество, и фактически нет ни одного учебного заведения, в рамках которого подобные системы не создаются и/или не используются.
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность учащихся, дает возможность быстрой обратной связи преподавателя с обучаемым.
В основе методов измерения и оценки результативности проведения контроля в образовательном процессе учебных заведений начального и среднего образования, базирующемся на использовании современных технических средств, могут лежать различные подходы. Выбор таких подходов осуществляется конкретным педагогом. В этом случае преподаватель описывает методику и технологию измерения результативности обучения учащихся, отражающую специфику преподаваемой дисциплины и позволяющую организовать эффективное обучение и педагогическое измерение. [2, c.12–15].
Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях учителя за учебно-познавательной деятельностью учащегося на каждом уроке. Главное его назначение — оперативное получение объективных данных об уровне знаний учеников и качестве учебно-воспитательной работы на уроке. Полученная во время поурочного наблюдения информация о том, как ученики усваивают учебный материал, как формируются их умения и навыки, помогает учителю наметить рациональные методы и приемы учебной работы. Правильно дозировать материал, находить оптимальные формы учебной работы учеников, осуществлять постоянное руководство их учебной деятельностью, активизировать внимание и пробуждать интерес к изучаемому учебному материалу. Отличительной особенностью текущего контроля является его проведение на всех этапах изучения темы или раздела: ознакомления с учебным материалом, формирования и развития знаний и умений, их закрепления и углубления. В процессе текущего контроля от учащихся можно требовать знания только на том познавательном уровне, какой предусматривается определенным этапом овладения учебным материалом.
Рубежный контроль осуществляется в рамках контрольных работ. Рубежный контроль осуществляется по окончании периода обучения, его также рекомендуется проводить в тестовой форме.
Рубежный контроль осуществляется за определенный учебный отрезок времени. Назначение данного вида контроля — проверка усвоения и оценка результатов каждой темы, постоянное изучение учителем работы всего класса и отдельных учеников. По результатам этого контроля учитель выясняет, готовы ли учащиеся к усвоению последующего учебного материала. Наиболее часто встречающимся недостатком является сосредоточение внимания учителя на отстающих учениках.
Заключительный контроль проводится в форме компьютерного теста в рамках экзамена или зачета в конце изучения курса с целью выявления, насколько полны и глубоки приобретенные учащимися знания, соответствуют ли они их содержанию обязательного минимума, насколько полно могут быть использованы в практической деятельности и при изучении нового материала. [4,c.45–46].
Заключительная оценка отражает результаты работы учащихся за четверть или учебный год. Однако она не представляет собой среднее арифметическое всех оценок, полученных учеником за год. Учитель должен хорошо представлять процесс овладения каждым учащимся знаниями и умениями, видеть успехи и неудачи, отношение к ним учащихся. Только при соблюдении всех этих условий учитель может объективно оценить работу учащихся.
Заключительный контроль производится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения. Его задача — зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение. Знания по итогам изучения темы могут быть оценены положительно, если учащиеся овладели всеми основными элементами программного материала.
Так как тесты являются той формой контроля, которая наиболее просто поддается автоматизации, то остановимся на этой форме более подробно.
Одна из важных задач квалиметрии — быстрая и надежная оценка знаний человека. Теория педагогических тестов рассматривается как часть педагогической квалиметрии. Исследовалось состояние контроля знаний учащихся школ с применением тестовых измерителей и выявлялись основные проблемы при использовании тестов: качество и валидность содержания тестовых заданий, надежность результатов тестирования, недостатки обработки результатов по классической теории тестов, отсутствие использования современной теории обработки тестовых материалов с применением вычислительной техники. Высокая погрешность измерения тестовых результатов не позволяет говорить о высокой надежности результатов измерения.
Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. В этом смысле ни одна из известных форм контроля знаний учащихся с тестированием сравниться не может. Но и абсолютизировать возможности тестовой формы нет никаких оснований. [1,c.14–18].
Широкое распространение получили диагностические тесты школьной успеваемости, использующие форму альтернативного выбора правильного ответа из нескольких правдоподобных, написания очень краткого ответа (заполнения пропусков), дописывания букв, цифр, слов, частей формул и т. п. С помощью этих несложных заданий удается накапливать значительный статистический материал, подвергать его математической обработке, получать объективные выводы в пределах тех задач, которые предъявляются к тестовой проверке. Тесты печатаются в виде сборников, прилагаются к учебникам, распространяются на компьютерных дискетах.
При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться следующих основных правил:
– Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися.
Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.
– Правильные ответы среди всех предлагаемых ответов должны размещаться в случайном порядке.
– Вопросы не должны повторять формулировки учебника.
– Ответы на одни вопросы не должны быть подсказками для ответов на другие.
– Вопросы не должны содержать «ловушки».
Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается текущий, рубежный и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений. [3,c.34–35]
Тесты обученности все больше проникают в массовую практику. Ныне кратковременный опрос всех учащихся на каждом уроке с помощью тестов используют почти все педагоги. Преимущество такой проверки в том, что одновременно занят и продуктивно работает весь класс и за несколько минут можно получить срез обученности всех учащихся. Это вынуждает их готовиться к каждому уроку, работать систематически, чем и решается проблема эффективности и необходимой прочности знаний. При проверке определяются прежде всего пробелы в знаниях, что очень важно для продуктивного самообучения. Индивидуальная и дифференцированная работа с обучаемыми по предупреждению неуспеваемости также основывается на текущем тестировании.
К наиболее значимым преимуществам IRT относят измерение значений параметров испытуемых и заданий теста в одной и той же шкале, что позволяет соотнести уровень знаний любого испытуемого с мерой трудности каждого задания теста. Критики тестов интуитивно осознавали невозможность точного измерения знаний испытуемых различного уровня подготовки с помощью одного и того же теста. Это одна из причин того, что в практике стремились обычно создавать тесты, рассчитанные на измерение знаний испытуемых самого многочисленного, среднего уровня подготовленности. Естественно, что при такой ориентации теста знания у сильных и слабых испытуемых измерялись с меньшей точностью.
Чтобы довести тест до полной готовности к применению необходимо несколько лет собирать статистические данные. Возможно возникновение и других трудностей. Довольно часто встречается значительный субъективизм в формировании содержания самих тестов, в отборе и формулировке тестовых вопросов, многое также зависит от конкретной тестовой системы, от того, сколько времени отводится на контроль знаний, от структуры включенных в тестовое задание вопросов и т. д.
В итоге следует заметить, что использование тестирования учащихся поможет объективно провести проверку знаний учащихся, которая проводится с целью установления соответствия содержания, уровня и качества подготовки учащихся требованиям государственных образовательных программ и успешности усвоения знаний. [5,c.56–57].
Оценить качество обучения, очевидно, можно за счет сопоставления результативности педагогической деятельности преподавателей, работающих в рамках одной и той же предметной дисциплины. Кроме того, из-за разного базового уровня знаний обучаемых наиболее значима разность между знаниями до и после прохождения обучения. Существуют и очевидные субъективные факторы, влияющие на оценивание качества обучения. Так, например, преподаватель на результирующем экзамене вряд ли поставит плохие оценки, зная, что они будут использоваться для определения качества его педагогического труда. Проблема субъективности актуальна и в том случае, когда в приеме экзаменов задействовано несколько педагогов, поскольку произвести в течение короткого времени, отведенного на экзамен, по всем разделам практически невозможно. Различным учащимся, как правило, задаются различные по сложности и тематике вопросы. Подведение под процесс оценки качества обучения некоторой научной основы позволит не только минимизировать влияние субъективных факторов но и выработать единую, научно обоснованную меру для измерения качественных показателей.
Источник
Использование ИКТ для контроля знаний обучающихся
Существует большое множество различных видов контроля.В условиях начальной школы возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности, а именно, при контроле и учете знаний учащихся
Содержимое разработки
Использование ИКТ для контроля знаний обучающихся
«Чтобы стоять на месте, нужно все время бежать,
а чтобы двигаться вперед, нужно бежать
Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Стремительный скачок в развитии компьютеров и прочих технических устройств сделал эту технику достаточно доступной. Современные социально-экономические условия выдвигают новые требования к обучающимся. Для их достижения необходимо новое качество обучения, которое во многом связано с информатизацией образования. Именно информационные технологии могут оказать большую помощь в подготовке ученика к жизни в информационном обществе и сделать более эффективной учебно-педагогическую деятельность.
Я работаю с детьми младшего школьного возраста, а в этот период лучше развито наглядно-образное мышление. И для успешного обучения должны быть задействованы различные каналы восприятия и переработки информации. Мультимедийные средства объединяют в единое целое информацию разной природы. Кроме того, ИТ позволяют моделировать процессы, которые сложно наблюдать в реальной жизни. С помощью ИТ их можно многократно просматривать, останавливая в нужные моменты, делать акценты, анализировать, прогнозировать развитие событий и проверять свои гипотезы.
Таким образом, использование компьютера оправдано на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.
Вопросам использования средств информационных и коммуникационных технологий посвящены работы Г.А. Кручининой, И.В. Роберт, Г.В. Рубиной, И.Д. Рудинского, Б.Е. Стариченко, Н.Ф. Талызиной, М.С. Чвановой и др.
Таким образом, миссию данного проекта мы видим в том, чтобы показать, что в условиях начальной школы возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности, а именно, при контроле и учете знаний учащихся.
Существует большое множество различных видов контроля, я хочу остановиться на таком виде как тестирование. Введение тестирования в школьную практику обусловлено тем, что все чаще нашим ученикам предлагают именно такие формы проверочных заданий при итоговой аттестации.
Тест– краткое испытание, которое отличается от других форм контроля формализованностью, более высокой степенью объективности оценивания, использованием математического инструментария для оценки полученных результатов.
Тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами контроля. Она позволяет более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы.
Тестовое испытание имеет ряд достоинств. Но, наряду с положительными, есть и отрицательные стороны в применении тестов.
Создание тестов- это непростое дело. Для создания адекватного и эффективного теста нужно затратить много труда. Компьютер может оказать в этом деле немалую помощь.
Рассмотрим типы тестовых заданий: тестовые задания могут быть открытого и закрытого типа.
Задания открытой формы. Задания сформулированы так, что готового ответа нет; нужно сформулировать и вписать ответ самому, в отведенном для этого месте.
Задания закрытого типа включают задания четырёх видов: альтернативных ответов, множественного выбора, восстановления соответствия и восстановления последовательности.
Тестовые задания закрытого типа предусматривают различные варианты ответа на поставленный вопрос: из ряда предлагаемых выбираются один или несколько правильных (или неправильных) ответов.
Перечисленные формы компьютерного представления тестовых заданий не исчерпывают их многообразия. Многое зависит от мастерства и изобретательности учителя.
Самым лучшим можно считать тест, в котором заложено широкое содержание, и оно охватывает более глубокие уровни знаний. Поэтому при разработке тестов я опираюсь на ряд важных принципов.
В начале любого теста дается краткая инструкция по выполнению задания. Текст заданий (и ответов!) компьютерных тестов необходимо делать кратким и лаконичным. Одно из важных требований при тестировании — наличие заранее разработанных правил выставления баллов.
Оснащение нашей школы персональными компьютерами, подключение их к сети Интернет, предоставило мне возможность создавать собственные тесты различной сложности. Оформить тест можно в течение получаса.
Тесты могут проводиться в режиме on- line и в режиме off-line . Мои ученики уже имеют такой опыт.
Существует много тестирующих программ с готовыми тестами, но для повседневной работы они не удобны, так не учитывают специфику конкретной школы и конкретного класса.
Поэтому нужна программа конструктор тестов (оболочка тестов).Таких программ очень много. В своей работе я использую программы: MyTest,Tester, Master test.
MyTest это система программ, в которую входятпрограмма тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов .
Программа легка и удобна в использовании.
Программа MyTest работает с семью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении.
И, наконец, при правильном отборе контрольного материала содержание теста может быть использовано не только для контроля, но и для обучения. При включении обучающего режима учащийся получает информацию об своих ошибках и верных ответах.
Tester . Средство для создания тестов и проведения универсального тестирования с простым конструированием тестов различной степени сложности, с последующим выводом результирующих оценок.
Master test. Оболочка состоит только из одной программы, которая объединяет в себе редактор тестов, тестирующую программу и просмотр результатов.
Хотя количество вопросов не ограничено, количество ответов при этом ограничено (не более 6) и только одного типа (выбор одного правильного ответа). Зато текст вопросов и ответы могут сопровождаться изображением и комментариями.
Программа позволяет установить общее время на прохождение теста, а так же указать порядок вывода вопросов во время тестирования: по порядку или случайным образом. После того как тестирование пройдено автоматически открывается окно результатов.
Кроме того, для создания тестов могут быть использована программа Microsoft Office Power Point, Flash редактор от MX (6 версия) и выше. В распоряжении учителей имеется также ряд готовых шаблонов для интерактивных тестов.
Тесты, созданные в программе Power Point, пользуются большой любовьюу ребят, привлекая своей красочностью, возможностью исправить неверные ответы.
Интерактивные тесты созданные в среде Flash можно разнообразить анимацией, которая снижает напряжение у детей, является дополнительным стимулом.
В отличие от других шаблонов позволяет создать тест с использованием всей площади экрана и детализирует результат (конкретно по каждому вопросу выдает информацию о правильности ответа).
Для проверки скорости и техники чтения я использую программу, созданную Зубриным С.В.
Работать с этой программой очень просто.
Дети садятся за компьютеры и надевают наушники (наличие наушников желательно, но не обязательно). Учитель выбирает класс, начало, середину или конец учебного года и, наконец, выбирает текст.
После того, как ученик прочитает последнее слово, он должен еще раз нажать любую клавишу. На экране появляется результат проверки.
Удобство этой программы заключается в том, что проверить скорость чтения можно одновременно у группы учеников (количество одновременно проверяемых детей зависит от количества компьютеров в классе).
Эти и другие подобные программы позволяют установить необходимую обратную связь в процессе обучения, способствуют накопляемости оценок. Такой вид деятельности позволяет не только выявить уровень знаний детей по изученной теме, но вызывает огромный интерес к познанию, повышает мотивацию обучения. Работа организуется как на уроке, так и во внеурочное время (дистанционное обучение, когда дети выполняют тест дома).
Компьютер естественно вписывается в обучающий процесс и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.
Для внедрения информационных технологий в практику работы я непрерывно повышаю свой уровень образования в области компьютерных технологий. Ученики моего класса активно и с удовольствием участвуют в различных интернет- конкурсах, являются активными участниками детских интернет-сайтов.
Применение программированного контроля знаний учащихся, особенно с применением компьютерной техники позволяет избежать возможности подсказок и списывания; повысить объективность оценки знаний; увеличить познавательную активность учащихся. Так, по завершении контрольного мероприятия правильность ответа на заданные вопросы проверяется учениками с использованием учебника или в общении между собой. Изменяется и роль учителя: он освобождается от «карательных» функций, связанных с контролем знаний и проставлением оценок, перестаёт быть источником отрицательных эмоций, связанных с оцениванием знаний. Новые технологии — это дополнительная мотивация к обучению.
-82%
Источник
Доклад на тему: Использование компьютерных технологий для оценки уровня знаний учащихся
статья
Большое значение в образовательном процессе имеет контроль качества получаемых учеником знаний и умений. Важность функции контроля в процессе обучения не ограничивается только лишь простой оценкой факта знания, но также помогает управлять учебным процессом с точки зрения возможности его оценки и корректировки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_kompyuternyh_tehnologiy_dlya_otsenki_urovnya_znaniy_uchashchihsya.docx | 26.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование компьютерных технологий для оценки
уровня знаний учащихся
1.1 Виды проверки знаний, используемые в образовательном процессе
Большое значение в образовательном процессе имеет контроль качества получаемых учеником знаний и умений. Важность функции контроля в процессе обучения не ограничивается только лишь простой оценкой факта знания, но также помогает управлять учебным процессом с точки зрения возможности его оценки и корректировки.
Выделяют несколько видов контроля знаний:
традиционный контроль. Наиболее часто используемая форма контроля в современных образовательных учреждениях. В этом случае, для оценивания уровня знаний обучающихся применяются такие формы контроля как самостоятельные, курсовые и контрольные работы.
- контроль с использованием не компьютерных средств. Для проведения подобной формы контроля преподаватели используют специальные бланки, в которых содержаться тестовые вопросы. Проверка осуществляется с использованием таблиц с правильными ответами или трафаретов.
- контроль с использованием компьютера. В этом случае контроль знаний производится с помощью специальных компьютерных программ. Для каждого ученика может быть сформирован индивидуальный набор тестовых заданий. Удобство такого вида контроля знаний обеспечивается за счет возможности быстрого анализа правильности ответов и хранения результатов о работе учеников.
- удаленный контроль. Данный вид контроля качества обучения особенно интенсивно развивается в последнее время в связи с широким использованием сети Internet в школах. Главной особенностью удаленного контроля знаний является относительная свобода в выборе подходящего времени и места для прохождения тестирования.
В последнее десятилетие четко прослеживается переход от традиционных форм контроля знаний к компьютерной их оценке. Эффективность применения компьютеров для этих задач в значительной мере зависит от особенностей изучаемого предмета и целей обучения. Коме того, важно понимать насколько уместно использование компьютерной проверки знаний для каждой конкретной дисциплины.
С точки зрения использования компьютера как инструмента контроля знаний акцент делается на педагогическое тестирование – совокупность педагогических и организационных мероприятий, обеспечивающих разработку педагогических тестов, подготовку и проведение стандартизованной процедуры измерения уровня подготовленности испытуемых, а также обработку и анализ результатов. [1]
При создании педагогических тестов необходимо учитывать, что задания должны быть составлены таким образом, чтобы это позволило проверить степень освоения учащимся знаний. Можно выделить несколько уровней владения материалом:
- знание основных понятий и определений по изучаемой теме;
- возможность применять полученные знания при решении стандартных задач;
- способность к анализу нестандартных проблем;
- умение обобщать изученный материал и находить связь с уже имеющимися данными.
Как правило, тестирование является одним из наиболее популярных инструментов оценки уровня образования с использованием компьютерных технологий. Основной задачей компьютерного тестирования является выявление несоответствия знаний учащихся определенному образовательному стандарту. Главная цель тестирования — обнаружение несоответствия этих моделей, оценка уровня их несоответствия в количественной форме. Такая форма контроля подразумевает использование заранее подготовленного набора тестовых заданий. Таким образом, применение компьютерного контроля знаний позволяет не только добиться простоты и легкости в оценке степени подготовленности учеников, но и является основой для получения объективной и независимой характеристики уровня учебных достижений.
1.2. Основные свойства компьютерных тестов
При создании программ для проверки знаний с помощью компьютерного технологий необходимо обозначить ряд свойств, которыми должен обладать современный программный комплекс тестирования:
- универсальность. Под универсальностью имеется ввиду возможность абстрагирования от теоретического содержания, уровня сложности, типа задаваемых вопросов, особенностей контента и т.д. Такого рода универсальность комплексов тестирования позволяет учителю с легкостью создавать разнообразные тестовые задания без обращения к услугам специалистов. Постепенно освоившись в системе, преподаватель может без труда наполнять ее содержательную часть по различным дисциплинам на основе общих принципов;
- модульность. Это свойство обеспечивается наличием в системе определенных взаимосвязанных блоков для создания тестовых заданий. Можно выделить следующие основные модули: проектирование тестов, проверка и хранение результатов, проведения тестирования;
- централизованность. Под этим свойством подразумевается то, что все данные, которые обеспечивают работу программы хранятся централизованно ну удаленном сервере;
- защищенность. Работа программы должна быть построена таким образом, чтобы мог осуществляться контроль прав пользователей. В основном эта функция системы необходима для предотвращения доступа учащихся к верным ответам теста;
- адаптивность. Программа для создания компьютерных тестов должна иметь возможность использоваться в условиях различных моделей диагностики знаний;
- возможность автоматической обработки результатов тестов.
Кроме того, необходимо отметить ряд важных особенностей компьютерных программ по созданию тестов, которые могут значительно облегчить, как и само проектирование заданий, так и непосредственное тестирование:
- интерфейс программы должен быть интуитивно понятен как учителю, так и ученику;
- возможность ввода различных форм ответов позволит сделать тестовые задачи более ясными;
- легкость в создании тестовых заданий;
- различные режимы работы при выполнении тестирования (локально независимый или сетевой);
- статистическая обработка и сохранение результатов работы пользователей;
- создание возможности отсроченного ответа на вопрос при тестировании;
1.3. Обзор возможностей программ для создания компьютерных тестов
Анализ существующих компьютерных программ, которые дают современному учителю создавать тесты, позволит пользователю выбрать нужный программный пакет, наиболее подходящий для конкретных учебных целей.
На настоящий момент имеется много тестирующих программ, которые содержат уже готовые вопросы для контроля. Однако их использование не всегда актуально, поскольку такие комплексы, очень часто, не учитывают специфику конкретной школы и конкретного класса.
С этой точки зрения, предпочтение отдается программам, которые позволяют конструировать свои собственные тесты. Существует большое множество таких конструкторов тестов. Рассмотрим основные из них.
MyTest это система программ, состоящая из программы тестирования учащихся, редактора тестов и журнала результатов.
MyTest имеет интуитивно понятный интерфейс, благодаря сему может с легкостью быть использована не только опытными пользователями, но и учениками. программа легка и удобна в использовании.
Другая программа Tester служит для создания контрольных тестов различного уровня сложности. Программа достаточно проста в использовании.
Master test. Программа включает в себя редактор тестовых заданий, саму программу для проведения контроля и просмотр результатов. Количество вопросов в Master test не ограничено, хотя, с другой стороны, количество вариантов ответа для одного задания не должно превышать шести. Тип заданий здесь также используется только один: выбор одного варианта ответа. К плюсам этой программы можно отнести возможность сопровождать вопросы изображениями и комментариями.
Также, для создания тестов могут быть использованы: PowerPoint и Flash редактор. В этих программах предусмотрены заранее подготовленные шаблоны, которые помогут учителю создать учебные тесты различного уровня сложности.
При подготовке тестов в программе PowerPoint имеется возможность добавлять в них всевозможные мультимедийные файлы (изображения, видео, аудио), а также оформить тест в более приятной для ученика форме.
Использование Flash редактора с целью создания тестов позволяет добавлять в них анимацию, что значительно облегчает восприятие информации.
В заключение отметим, что использование компьютерных программ позволяет избежать возможности списывания и подсказок, повысить объективность в оценке результата, усилить мотивацию и интерес учащихся.
Источник
Тема 13. Диагностика, контроль и оценивание в обучении
Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагностика, с помощью которой определяется достижение поставленных целей. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом. Диагностика процесса и результатов обучения – система действий, которая включает в себя проверку, контроль, учет, оценку, выставление отметки, накопление статистических данных, их анализ; прогнозирование, выявление динамики, тенденций дидактического процесса.
Проверка —процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижения целей обучения (В.И. Загвязинский); система действий и операций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков (Л.П. Крившенко).
Контроль – операция сопоставления сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами (В.И. Загвязинский); наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков (Л.П. Крившенко).
Учет– фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития обучаемых (В.И. Загвязинский).
Оценка– суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся (В.И. Загвязинский); определение степени усвоения знаний, умений и навыков (Л.П. Крившенко).
Отметка – условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или в баллах (Л.П. Крившенко).
Выставление отметки – определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности (В.И. Загвязинский).
Функции контроля(по В.И. Загвязинскому):
· образовательная (не только выявить уровень обученности, но и способствовать научению);
· стимулирующая (учитель вдохновляет ученика, вселяя уверенность в достижимости новых целей);
· аналитико-корректирующая (связана с самоанализом учителя);
· воспитывающая и развивающая (формирование адекватной самооценки, ответственности);
· контрольная (фиксирование уровня достижений, его соответствие нормам и стандартам).
Виды контроля(по Л.П. Крившенко):
· предварительный (выявление знаний, умений и навыков к началу обучения);
· текущий (проверка по ходу обучения, позволяет определить степень сформированности знаний, умений и навыков);
· периодический (подводит итоги работы за определенный период времени, осуществляется в конце четверти, полугодия);
· тематический (проверка по определенным темам, систематизация знаний);
· итоговый (конечные результаты обучения);
· отсроченный (контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса, от 3 месяцев до 6 и более).
Формы контроля:
· индивидуальный контроль(учитель выдает индивидуальные задания, устный ответ у доски);
· групповой контроль(работа в группах);
· фронтальный контроль(учитель работает со всем классом).
Методы контроля —способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности, обучаемых и педагогической работы обучающих. Методами контроля являются:
· устный контрольосуществляется в процессе устного опроса обучаемых, позволяет выявить знания обучаемых, проследить логику изложения ими материала, умения использовать знания для описания или объяснения процессов и происходящих событий, для опровержения неверного мнения и т.д.;
· письменный контрольпредполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т.д.), позволяет проверить знания всех обучаемых одновременно, но требует больших временных затрат на проверку письменных заданий;
· практический контрольприменяется для выявления сформированности умений и навыков практической работы или двигательных навыков;
· машинный контроль– контроль с использованием машин, экономит время учащихся и учителя. Результаты контроля легко поддаются статистической обработке. Устраняется субъективизм учителя при оценивании знаний;
· комбинированный (уплотненный) контроль– сочетание различных методов контроля (устного и письменного), позволяет провести основательную проверку сразу нескольких учащихся за небольшой промежуток времени;
· тестовый контрольпредусматривает выполнение стандартизированных заданий (закрытых, открытых, на установление последовательности и соотнесение);
· самоконтроль предполагает систему действий ученика по проверке собственных знаний, умений, навыков.
Требования к контролю и оцениванию:
· индивидуальный характер (контроль за работой каждого ученика класса);
· систематичность, регулярность на всех этапах процесса обучения;
· разнообразие форм проведения контроля;
· всесторонность контроля (проверка теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков);
· объективность (оценивание действительных успехов и недостатков работы учащихся, отсутствие предвзятости в оценке);
· субъективность (гуманистический подход, учет реальных возможностей, здоровья учащихся);
· дифференцированный подход (с учетом индивидуальных личностных качеств обучаемых);
· единство требований учителей, осуществляющих контроль в данном классе;
· открытость (гласность) и обоснованность оценки и выставленной отметки;
· действенность (выражается в советах о том, как улучить достижения, на что обратить внимание).
До настоящего времени не только в педагогической практике, в дидактической и методической литературе термины «оценка» и «отметка» иногда понимаются как синонимы. Между тем «оценка» и «отметка» — понятияхотя и близкие,но далеко не идентичные.
Оценка – это процесс, деятельность оценивания, осуществляемая человеком. Функции оценки не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка – одно из действенных средств стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам.
Отметка (балл) является результатом процесса оценивания. Отождествление оценки и отметки равносильно отождествлению процесса решения задачи и ее результата.
Оцениваться результаты обучения могутне только отметкой, но и другими средствами. Например, это может быть словесное одобрение и неодобрение, вынесение благодарности, награждение грамотами и медалями и т. д.
Функции оценки:
· самоутверждение;
· определение степени творческого подхода к выполнению заданий;
· констатация уровня обученности;
· поддержка уровня знаний;
· формирование базы оценок для определения рейтинга обучения.
Ошибки оценивания (субъективные):
· великодушие, снисходительность;
· перенос симпатии или антипатии с ученика на оценку (отметку);
· оценка по настроению;
· отсутствие твердых критериев;
· центральная тенденция;
· неустойчивость системы;
· близость оценки (той, которая была выставлена ранее);
· перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету.
Современные системы оценивания:
· пятибалльная шкала (на самом деле 4-балльная) проста в употреблении и поэтому очень популярна;
· десятибалльная шкала вводится с целью повышения стимулирующей роли оценки и введения более дифференцированного учета текущей и итоговой успеваемости;
· рейтинговая системасвязана с определением удельного веса (рейтинга) каждого предмета по итогам его изучения или успешно завершенного вида заданий. Рейтинговые баллы суммируются, и определяется общий кумулятивный балл, характеризующий успехи обучающегося (чаще применяется в высшей школе);
· безотметочное обучение(Ш.А. Амонашвили) – замена отметки на развернутую характеристику, более информативную для учеников и родителей.
Тема 14. Технологии обучения
Технологический подход к обучению – это качественно новый этап в развитии педагогической практики и науки, характерной особенностью которого является научное обоснование деятельности субъектов образовательного процесса и принципов их взаимодействия.
Идея технологизации обучения является не новой. Еще Я.А. Коменский ратовал за технологизацию обучения. Он призывал к тому, чтобы обучение стало «механическим» (т.е. «технологическим»), стремился отыскать такой порядок обучения, который неминуемо приводил бы к положительным результатам. Я.А. Коменский писал: «Для дидактической машины необходимо отыскать: 1) твердо установленные цели; 2) средства, точно приспособленные для достижения этих целей; 3) твердые правила, как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели».
Со времен Я.А. Коменского в педагогике было немало попыток сделать обучение похожим на хорошо налаженный механизм. Впоследствии многие представления о технологизации обучения существенно дополнялись и конкретизировались. Особенно идея технологизации обучения актуализировалась с внедрением достижений технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности.
Массовое внедрение технологий обучения исследователи относят к началу 60-х гг. ХХ столетия и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Б. Блум, Д. Брунер, Г. Гейс, В. Коскарелли и др. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, П.М. Эрдиева и др.
Педагогическая технология– это такое построение деятельности педагога, в котором все действия находятся в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер.
Педагогическая технология – последовательная система действий педагога, связанная с решением педагогических задач, планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
Педагогическая технология характеризуется рядомпризнаков(по В.П. Беспалько):
· четкая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания;
· структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению;
· комплексное применение дидактических, технических, в том числе и компьютерных, средств обучения и контроля;
· усиление, насколько это возможно, диагностических функций обучения и воспитания;
· гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения.
В структуру педагогической технологиивходят:
· концептуальная основа;
· содержательная часть:
— цели обучения: общие и конкретные;
— содержание учебного материала;
· процессуальная часть – технологический процесс:
— организация учебного процесса;
— методы и формы учебной деятельности школьников;
— методы и формы работы учителя;
— деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
— диагностика учебного процесса.
Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям (критериям технологичности):
1. Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
2. Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
3. Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
4. Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
5. Инструментальность (алгоритмизация, стандартизация и структурирование учебного материала),создающая возможность упорядочения совместной деятельности преподавателя и обучаемых для достижения гарантированного результата учебного занятия в целостном процессе обучения.
6. Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
7. Измеримость, предполагающая, что все, о чем заявляется в технологии, можно измерить количественными показателями.
Следует отличать педагогическую технологию от методики обучения. Отличие заключается в том, что педагогические технологии удается воспроизводить и тиражировать и при этом гарантировать высокое качество учебно-воспитательного процесса или решение тех педагогических задач, которые заложены в педагогической технологии. Методики часто не гарантируют должного качества. Кроме того, отличие заключается в том, что методика предполагает творчество педагога, а технология – нет.
Источник