Skip to content
Menu
Тесты и Конкурсы
  • Главная
  • Вопрос
  • Ответ
  • Результат
  • Контакты
Тесты и Конкурсы

Компонентами творческой деятельности являются несколько ответов

Опубликовано 14 февраля, 2019

Структура и механизмы творческой деятельности

Для того чтобы рассмотреть методы, разработанные за многовековую историю развития науки и познания человеком природы, методы и алгоритмы, применяемые в процессе получения и передачи знаний, необходимо хотя бы кратко изложить современные представления о структуре и механизмах творческой деятельности.

Творческая деятельность – одно из самых интересных, наиболее слож-ных и наименее изученных психологических явлений. Основным элементом творческой деятельности является творческое мышление, кроме того, творческая деятельность включает в себя и другие психические явления: мотивы, эмоции, память, волю, способности и др.

Творчествоначинается в тот момент, когда существующие логические методы решения задач оказываются недостаточными: либо решение натолк­нулось на препятствие, либо результат не удовлетворил поставленным изна­чально требованиям, либо возникла новая задача, для которой недостаточно существующих средств решения, либо просто появляется перспектива нового решения, которое лучше прежнего.

Творчество проявляется как внезапное озарение, как неизвестно откуда взявшаяся ключевая идея, как усмотрение нового. В этой спонтанности, в отсутствии видимой сознательной регуляции творчество порой кажется божественным предначертанием.

Творческийакт происходит мгновенно, никакая новая информация в короткий миг творчества не поступает. Ближе всего к акту творчества стоит понимание (акт понимания). Недаром говорят, что открыть закон – это понять язык природы. Понимание содержит определенный момент творчества, но он в нем завуалирован.

Основными компонентами творческой деятельности являются цель, способы и условия действия. Цель действия характеризует­ся как представление человека о результате действия, отвечающем опреде­ленным требованиям (пот- ребностям человека); способы действия – как сис­тема операций, с помощью которых человек осуществляет преобразование предмета действия для достижения цели; условия действия – как неспецифи­ческие особенности предмета, которые непосредственно не связаны с дости­жением цели. Отдельно выделяют орудия действия и результат. Важной ха­рактеристикой структуры творческой деятельности является закономерность смены целей деятельности при поэтапном достижении конечной цели через промежуточные.

Под предметом (объектом) деятельности часто понимают ситуацию (на­пример, шахматную), под орудиями деятельности – знания, которые входят в состав эвристических приемов, используемых для решения задач. В качестве средств творческой деятельности выступают особенные связи: порождения, управления, регулирования, корректировки.

В работах, посвященных вопросам психологии творчества, выделяются стадии творческого процесса: подготовка, созревание, вдохновение, проверка, а также «единицы деятельности» – обследование и переобследование ситуа­ции.

Важными компонентами творческой деятельности являются отдельные обобщенные действия и операции, приемы, одним из которых является подве­дение явлений, данных в условии, под понятие, представленное в требовании. Этот прием включает в себя воспроизведение признаков, проверку наличия или от­сутствия признаков, осуществление вывода о принадлежности явления к поня­тию. Приемы делятся на «узкие» – предметно-специфические, которые дейст­вуют только в одной предметной области, и «широкие», например, логические, которые действуют в самых различных предметных областях. Особенность «узких» приемов заключается в том, что они позволяют обучаемым самостоятельно синтезировать явления, традиционно предлагаемые в готовом виде. Среди «широких» приемов особенно важными являются следующие три.

П е р в ы й прием – установление взаимосвязей между явлениями, на­пример, между известным и неизвестным, что позволяет отыскать неизвест­ное. Ведь неизвестное не изолировано какой-то абсолютной пустотой, с которой вообще невозможно оперировать, оно всегда так или иначе связано с чем-то известным (исходные условия и требования, вопрос задачи). На основании связи и от­ношений между неизвестным и известным становится возможным искать и находить нечто новое, до того скрытое, неизвестное.

В т о р о й обобщенный прием – рассмотрение предмета с разных точек зрения – обеспечивает возможность выявления его новых свойств.

Т р е т ь я группа приемов включает в себя абстракцию, обобщение, анализ. В последнее время выделяют не только обобщенные предметные приемы, но и методологические, например, прием системного анализа явлений. Методоло­гические приемы существенно улучшают способность сравнивать, систематизировать, аб­страгировать, обобщать.

В психологических исследованиях кроме указанных вышеструктурных компонентов деятельности и ее операционального состава установлены и функциональные части деятельности: ориентировочная, вспомогательная, контрольная. Ориентировочнаячасть действия связана с отражением челове­ком совокупности объективных условий, необходимых для успешного выпол­нения заданного действия. В свою очередь исполнительнаячасть обеспечивает заданные пре­образования в объекте действия (идеальные или материальные). Контрольнаячасть действия направлена на слежение за ходом действия, на сопоставление полученных результатов с заданными образцами.

Совокупное использование перечисленных приемов позволяет получить результат быстрее и качественнее, нежели методом проб и ошибок. Важным условием эффективности процессов обучения и исследования являет­ся усвоение основных механизмов творческой деятельности. К настоящему времени выявлено пять основных групп механизмов творческой деятельности.

1. Поиск неизвестного с помощью механизма анализа через синтез, ко­гда выявление новых свойств объекта осуществляется через установление его взаимосвязи с другими объектами. Главная закономерность обнаружения но­вого свойства в проблемной ситуации состоит во включении исследуемого объекта в новую систему связей.

Механизм анализа через синтез можно показать на примере ответа на вопрос: «Бу­дет ли гореть свеча в космическом корабле?». Для этого необходимо вы­явить общие свойства горящей свечи, а затем соотнести их с конкретными ус­ловиями – пребыванием в космическом корабле. В свою очередь для выявления указанных общих свойств нужно включить свечу в соотношение с други­ми явлениями, в частности, с законом конвекции. Обращение к указанному за­кону позволяет установить механизм горения свечи (в земных условиях вокруг нее имеет место циркуляция воздуха), а затем и сформулировать ответ на поставленный во­прос – в космическом корабле свеча гореть не будет, ибо вследствие не­весомости нет циркуляции воздуха и подачи новых порций кислорода.

2. Поиск неизвестного на основе взаимодействия интуитивного и логического начал. Интеллектуальная интуиция включает в себя различные меха­низмы: догадки, бессознательную психическую активность, неосознанное отражение объективной логики вещей, интеллектуальные эмоции. Логическое же решение творческой задачи возникает на базе интуитивного, полученного за счет перечисленных механизмов, т. е. тогда, ко­гда задача фактически уже решена. Логическое решение побуждается потребностью передать интуитивно найденное решение другому человеку, обосно­вать, доказать правомерность такого решения, использовать его для решения более сложной однотипной задачи.

3. Получение неизвестного за счет использования ассоциаций. Под ассо­циациями понимается установление взаимосвязей между явлениями на основе наличия у них сходных или различных признаков. Различают три вида ассо­циаций: по смежности, по сходству, по контрасту. Ассоциации по смежности– установление взаимосвязей между явлениями на основе их близкого расположения в пространстве или во времени. Ассоциация по сходству – установление взаимосвязей на основе сходных или идентичных признаков (сюда от­носятся все виды аналогий). Ассоциации по контрасту – установление взаи­мосвязей между явлениями на основе контрастных противоречащих призна­ков.

4. Получение неизвестного с использованием обратной связи (в виде информации о неправильном решении задачи – так называемое «доказательст­во от противного»).

5. Эвристические приемы и методы мышления. Эвристики представляют собой определенные процедуры, приводящие к правдоподобным решениям и выводам лишь с известной степенью вероятности, но не всегда, в отличие от алгоритмов, гарантирующих успех. Таким образом, эвристические приемы определенным образом сокращают перебор вариантов на пу­ти к решению. Цель эвристики заключается в исследовании методов и правил, указывающих, как делать открытия и изобретения (прилагательное «эвристический» значит «служащий для открытия»).

Читайте также:  Судоку для печати средней сложности с ответами

Приемы, основанные на эмпирических знаниях (житейских или научных), представляют собой различные рекомендации, советы, например, типа «…де-лить каждую из рассматриваемых трудностей на столько частей, на сколько потре­буется, чтобы лучше их разрешить».

Приемы, основанные на теоретических знаниях, представляют собой группы действий, проистекающих из определенных общенаучных принципов. К ним можно отнести приемы рассмотрения край­них случаев и аналогии, составления уравнения подобия, использования вспомогательных фигур и т. д.

Пример эвристических приемов, открывающих возможность планомер­ной разработки способов решения определенных научных задач на основе ис­следовательской деятельности, представляют общенаучные принципы, приме­няемые в естествознании (принципы наименьшего действия, возможных перемещений Бернулли, сил инерции Д’Аламбера, наименьшего принуждения Гаусса, прямейшего пути Герца и т. д.).

Эвристические приемы могут составлять простую их совокупность или определенную систему. Совокупность эвристических приемов – это группа действий, в которой каждый прием при решении задач выступает независимо от другого. Система приемов – это иерархически взаимосвязанный комплекс, где каждый прием при решении задач имеет значение лишь в составе с остальными. Рас­смотренные эвристические приемы могут быть основаны на предметных или на методологических знаниях. Методологические эвристики обеспечивают исследователю возможность большей саморегуляции творче­ской деятельности, большую меру обобщенности творческой деятельности – возможность решать разные творческие задачи и притом в разных научных областях. Последнее объясняется известным «безразличием» методологиче­ских знаний по отношению к предметной специфике (примером могут слу­жить «алгоритмы решения изобретательских задач» (АРИЗ), «теория реше­ния изобретательских задач» (ТРИЗ) и др.).

Источник



Тест по теме «Основы проектной деятельности» 10 класс

а. Проект — уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определенного результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги при заданных ограничениях по ресурсам и срокам;

б. Проект — совокупность заранее запланированных действий для достижения какой-либо цели;

в. Проект — процесс создания реально возможных объектов будущего или процесс создания реально возможных вариантов продуктов будущего;

г. Проект — совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей.

3. Соотнесите определения и типы проектов:

Типы проектов:

1. социальный проект;

2. учебный проект;

3. телекоммуникационный проект.

Определения:

а. совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные

методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для

б. это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе ресурсов

информационно-коммуникационных технологий (например, Интернет), имеющая общую цель, согласованные методы и способы

деятельности, и направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

в. самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на практическое решение общественно-значимой проблемы,

способствующая взаимодействию школьного сообщества с властными структурами и общественностью;

4. Со слова какой части речи формулируется цель проекта:

5. Задачи проекта — это:

а. Шаги, которые необходимо сделать для достижения цели;

в. Результат проекта

г. Путь создания проектной папки.

6. Соотнесите этапы работы над проектом с содержанием деятельности:

Содержание деятельности:

2. Поиск необходимой информации; сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач; изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т. д.; изготовление продукта;

3. Формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности;

4. Способы обработки полученных данных; демонстрация творческой работы;

5. Определение направления работы, распределение ролей; формулировка задачи для каждой группы; способы источников информации по каждому направлению; составление детального плана работы.

Этапы работы над проектом:

а. Погружение в проект;

в. Осуществление деятельности;

г. Оформление результатов проекта и презентация;

д. Обсуждение полученных результатов.

7. Выберите лишнее. Типы проектов по продолжительности:

8. Результатами (результатом) осуществления проекта является (являются):

а. Формирование специфических умений и навыков проектирования;

б. Личностное развитие обучающихся (проектантов);

в. Подготовленный продукт работы над проектом;

г. Все вышеназванные варианты.

9. Непосредственное решение реальной прикладной задачи и получение социально- значимого результата — это особенности…

а. прикладного проекта,

б. информационного проекта

в. исследовательского проекта

10. Назовите типовую ошибку при формулировании цели проекта

а. цель включает много задач,

б. цель не предполагает результат,

в. цель не содержит научных терминов.

1. Деятельность — связанная с решением творческих исследовательских задач, с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов — это…?

а. исследовательская деятельность

б. научная деятельность

в. проектная работа

г. познавательная деятельность

2. Слово «проект» в буквальном переводе обозначает:

а. самый главный,

б. предшествующий действию,

в. брошенный вперед.

3. Сбор информации о каком-либо объекте или явлении, анализ, обобщение информации включает:

а. прикладной проект,

б. информационный проект

в. творческий проект

4. Установите, к какому этапу работы над творческим проектом относятся перечисленные виды деятельности.

Деятельность:

1.Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив;

2.Постановка проблемы, определение темы и целей проекта;

3.Обработка полученной информации, отбор. Решение промежуточных задач. Формулировка выводов;

4.Обсуждение плана действий. Обмен мнениями и согласование интересов. Выдвижение первичных идей и разрешение спорных вопросов; распределение ролей;

5.Анализ выполнения проекта;

6.Представление полученных результатов, демонстрация приобретенных знаний и умений.

г. Выполнение проекта;

д. Заключительный (защита проекта);

5. Выберите лишнее. Виды проектов по доминирующей роли обучающихся:

6. Установите последовательность деятельности в процессе работы над проектом.

а. исправлять ошибки;

б. выдвигать идеи и выполнять эскизы;

в. подбирать материалы и инструменты;

г. подсчитывать затраты;

д. оценивать свою работу;

е. организовывать своё рабочее место;

ж. изготовлять вещи своими руками.

7. Выберите правильное выражение:

а. цель проекта может быть неконкретной и иметь различное понимание;

б. ошибка в постановке цели проекта не влияет на результат;

в. достижимость цели проекта обозначает, что она должна быть реалистичной.

8. Соотнесите определения и типы проектов:

Типы проектов:

1. социальный проект;

2. учебный проект;

3. телекоммуникационный проект.

Определения:

а. совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные

методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для

б. это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе ресурсов

информационно-коммуникационных технологий (например, Интернет), имеющая общую цель, согласованные методы и способы

деятельности, и направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

в. самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на практическое решение общественно-значимой проблемы,

способствующая взаимодействию школьного сообщества с властными структурами и общественностью;

9. Компонентами творческой деятельности являются:

г. строгое следование инструкции.

10. Выберите лишнее. Типы проектов по содержанию:

Источник

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Теоретические и эмпирические подходы к исследованию творческой деятельности и личностных детерминант ее эффективности — Компоненты творческой деятельности и их взаимосвязь

Теоретические и эмпирические подходы к исследованию творческой деятельности и личностных детерминант ее эффективности — Компоненты творческой деятельности и их взаимосвязь
Читайте также:  Кроссворд возвышение москвы с ответами 6 класс
Лекции и практикум по психологии — Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Теоретические и эмпирические подходы к исследованию творческой деятельности и личностных детерминант ее эффективности
Компоненты творческой деятельности и их взаимосвязь
Этапы и стадии творческого процесса
Психологические механизмы творческой деятельности
Методы исследования творческой деятельности и креативной личности
Исследование психологического механизма творческой деятельности
Прикладная психология творчества
Креативность в профессиональной деятельности руководителя, менеджера
Все страницы

1.1.2. Компоненты творческой деятельности и их взаимосвязь

Проблематика данного раздела включает в себя вопросы: Каковы структурные компоненты творческой деятельности? Из каких этапов и стадий состоит творческий процесс? Какие из этих этапов являются системообразующими, определяющими творческое решение проблемы, а какие являются вторичными? Каким образом из репродуктивного мыслительного процесса возникает продуктивный, и как эти два процесса между собой взаимодействуют?
Вновь следует отметить, что на большинство поставленных здесь вопросов у исследователей нет единой точки зрения. Каждый из них по-своему видит решение этих вопросов и акцентирует внимание на тех или иных аспектах данных проблем.
В работах известного отечественного психолога А.Н. Леонтьева установлена следующая система компонентов деятельности: цель, предмет, средства, мотив, действия и операции деятельности. При этом он отмечал, что мотив может либо совпадать с основной целью деятельности, либо не совпадать. При их совпадении имеет место деятельность, при несовпадении — действие. А.Н. Леонтьевым были исследованы особенности проявлений активности личности в состоянии сверхмотивации. Согласно закону Еркеса-Додсона, чем сильнее мотивация, тем выше результативность деятельности, но лишь до определенного предела и если мотивация проходит это пиковое значение, то результативность деятельности начинает снижаться. А.Н. Леонтьев экспериментально доказал, что в минуты чрезвычайного напряжения у некоторых людей появляется всплеск активности, причем амплитуда его бывает довольно высока. Аналогичные явления могут наблюдаться в состоянии творческого озарения «инсайта».
На важность потребностей и влечений в структуре творческой деятельности обращал внимание в своих работах известный отечественный психолог А.Н. Лук [25]. По мнению данного автора, творческая деятельность возникает из общественных потребностей, Социальные воздействия превращают врожденные влечения и задатки в систему творческих способностей. Потребности отражают социальный опыт и формируются на основе влечений, но уже, будучи сформированными, воздействуют на человека наравне с влечениями и даже приобретают главенствующую роль.
Другой исследователь творческой деятельности А.В. Матюшкин [27] выделил следующие ее компоненты: 1. Цель действия. 2. Способы действия. 3. Условия действия.
Первая является представлением человека о результате действия, вторые являются системой операций, с помощью которых человек осуществляет преобразование предмета действия для достижения цели, третьи представляют собой неспецифические особенности предмета, которые непосредственно не связаны с достижением цели, но являются тем фоном, на котором разворачивается сама эта деятельность.
П.Я Гальперин и В.Л. Данилова [11] вводят в систему компонентов деятельности ориентировочную основу действия, которая представляет собой отражение субъектом деятельности ее компонентов

цели, предмета, орудий и операций. Для творческой деятельности ориентировочный рефлекс чрезвычайно важен, ведь на его основе развивается такое свойство творческой личности, как любознательность.
В работах О.К. Тихомирова [31] и его сотрудников была установлена динамика целей, их движение и развитие, что является чрезвычайно важным вкладом в изучение компонентов деятельности. В его работах выделяется также такой компонент деятельности, как продукт, показывается взаимосвязь между целью деятельности и ее результатом.
Развернутая схема компонентного состава творческой деятельности представлена в работах И.П. Калошиной [19]:
1. Наличие цели, которая должна быть достигнута и наличием исходного материала, который должен быть преобразован и использован.
2. Изначальным отсутствием орудий и операций, непосредственно предназначенных для воздействия на этот предмет и достижения цели (первый уровень обобщения).
3. Изначальным отсутствием орудий и операций второго уровня обобщения, предназначенных для разработки орудий и операций
первого уровня обобщений.
4. Изначальным отсутствием орудий и операций третьего уровня обобщения, предназначенных для разработки орудий и операций второго уровня обобщений.
Под первым уровнем обобщений автор понимает частные методики решения творческих задач, под вторым уровнем — специально-научных методологических положений, под третьим — общенаучные знания. Под операционным составом творческой деятельности И.П. Калошина понимает группы действий по созданию недостающих компонентов деятельности того или иного уровня обобщения. В него включены стадии:
1. Актуализация орудий и операций третьего порядка обобщения: выбор общенаучных методологических знаний для разработки специально-научных методологических положений.
2. Разработка орудий и операций второго порядка обобщения: создание специально-научных методологических положений.
3. Разработка орудий и операций первого порядка обобщений: создание методики (способа) решения творческих задач
4. Применение методики к решению задачи и получение продукта деятельности.
Таким образом, анализ вышеперечисленных первоисточников заставляет обратить особое внимание в структуре творческой деятельности на процессы ее мотивации и целеполагания как системообразующих характеристик, а также ряду дополнительных факторов (средства, условия, действия и операции) которые могут стать или благоприятными, или неблагоприятными для ее оптимального протекания.

Источник

Компоненты творческой деятельности учащихся

Рахимов, Б. Р. Компоненты творческой деятельности учащихся / Б. Р. Рахимов, Д. Б. Зарипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 845-846. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32004/ (дата обращения: 13.07.2021).

Сегодня перед учителем поставлена одна из главных задач, которую требует решить само время. Потому что развитие информационно-коммуникативных технологий требует украсить учебную деятельность самыми яркими красками, видеороликами, картинками, а главное, инновационными технологиями, чтобы у учащихся возникало желание творческой деятельности.

Нельзя представить творческий опыт без способности творчески мыслить, способности к сотрудничеству. Последнее одно из важных компонентов творческой деятельности, ей свойственны умение сформулировать свою мысль, вникнуть в суть предложений партнера, аргументированно критиковать свои и чужие идеи. Развитие у учащихся способности к сотрудничеству эффективно сказывается на их творческой результативности. Эта способность встречается не у всех учащихся. Например, она присутствует у учащихся, которые имеют хорошую память и логическое мышление, то есть у них изначально есть высокий интеллект и большое самомнение. Они не умеют слушать других, тех, чьи успехи в учебе оставляют желать лучшего. Они пренебрежительно относятся к их идеям. Чаще всего это приводит к конфликту во время работы в команде. У неуспевающих учащихся также отсутствует способность к сотрудничеству, потому что они боятся сделать какой-либо вывод или высказать свою идею, то есть боятся выглядеть некомпетентными перед своими сверстниками.

Другим компонентом опыта творческой деятельности является мотивация творчества, которая считается качеством личности. Если она сформирована у учащихся, это может повысить у них желание решать творческие задачи. Это зависит от мнения родителей, одноклассников, учителя учащегося. На появление желания решать самостоятельную работу заметное влияние оказывает мотив самоутверждения. У учащихся, изучающих определенный предмет по профильной, углубленной программе, этот мотив достаточно распространен. Они решают творческие задачи нередко для того, чтобы утвердиться в правильности выбора профиля обучения, а также для самоутверждения как личности.

Мотивацию творчества существенно повышает также удовлетворение, полученное от решения творческих задач.

Творческое мышление также является одним из компонентов опыта творческой деятельности. Оно зависит от качеств личности учащегося, его мотивации и целеустремленности. Творчество имеет содержательный характер. Творческое мышление имеет ряд специфических черт одной, из которых будет рефлексия, способность к осмыслению и переосмыслению. Без рефлексии невозможно преодолеть стереотипы мышления.

В данной статье приводим несколько примеров к творческим задачам:

  1. Составьте четверостишие, используя знаки химических элементов
  2. Составьте десять прилагательных, используя названия химических элементов — золото (золотой), серебро (серебристый), железо (железный), и т. п.
  3. Составьте радугу из веществ, используя их физические свойства (цвет) – йод (фиолетовый), диоксид азота, дихромат аммония (оранжевый), хлор (зелёный), фосфор (красный) и т. п.
  4. Найдите стихотворение великих поэтов, где можно встретить названия химических элементов — например:

а) У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом; (А. С. Пушкин)

б) И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском (А. С. Пушкин)

в) Свищет ветер, серебряный ветер,

В шелковом шелесте снежного шума.

В первый раз я в себе заметил —

Так я еще никогда не думал.

Жить нужно легче, жить нужно проще,

Все принимая, что есть на свете.

Вот почему, обалдев, над рощей

Свищет ветер, серебряный ветер. (С.Есенина)

г) Сверкнула в темноте ночной краса ее чела — свеча,

И словно солнце вдруг взошло — светлее звезд была свеча!

Ей голову сжигает страсть, а ноги держит медь оков, —

Не потому ли от безумств себя уберегла свеча? (А.Навои)

  1. Составьте загадку о свойствах какого-либо вещества.

Сказка осере

Жила-была красавица Сера. Все ее любили, потому что она была такая хрупкая, желтенькая, ну просто загляденье. Сера обожала ходить в бассейн. А как она плавала, класс! И воды не боялась, а почему бы ей воды бояться? Ведь она нерастворима в воде. Зато терпеть не могла сероуглерод и анилин. Всегда ругалась с ними, чтобы они к ней близко не подходили.

И вот однажды в жаркий день повстречала Сера Водород и влюбилась. Да так влюбилась, что жить без него не может. И Водороду она понравилась. Решили они пожениться. Но вздумалось Сере перед свадьбой сходить на кладбище к своей маме (серосодержащему органическому веществу). Идет по кладбищу, ищет могилу матери. Но что это за запах! Такой неприятный, жуткий. Дышать невозможно. И вдруг вспомнила, что мать ей перед смертью наказывала не выходить замуж за водород, так как родится у них ребенок, имя которого — Сероводород. Будет он бесцветный и такой же, как водород – газ. Но любить его никто не будет. Все будут сторониться его. Расплакалась Сера. Не может выдержать она этого. Так и осталась Сера одна и всю жизнь, любила лишь одного водорода.

  1. Составьте примеры, используя химические элементы периодической системы так, чтобы разница их электроотрицательности равнялась 1

Также можно составить примеры, используя химические элементы периодической системы так, чтобы разница их электроотрицательности равнялась 2

Задачу можно усложнить.

Характерной чертой творческого мышления является способность к преодолению трудностей. Задача, решение которой требует творческого подхода, должна быть не простой, но в то же время и не сложной. Если задача легкая, то учащийся не сможет интеллектуально расти. То есть творческое решение появляется после нескольких попыток. В голове ученика решение должно появляться неожиданно, словно его озарила идея. Чем больше решенных учащимися проблем, тем богаче содержание опыта его учебного творчества, которое во многом связано с тем учебным материалом, который им использовался.

Источник

Компоненты творчества

В прошлой публикации «Творчество, инновации и предпринимательство» я упомянул компоненты творчества [Teresa M. Amabile]. Поступили просьбы рассказать об этой теории подробней. Теория интересна в практическом смысле слова, однако подробно описывается только в специальной литературе, которая не всегда понятна и не всегда доступна. Имеющиеся публикации в Интернет, большей частью носят поверхностный характер. Данное описании базируется на издании Harvard Business School 2012 года (Componential Theory of Creativity).

Теория описывает творческий процесс и различные факторы, влияющие на процесс и его результаты. В основе теории лежат два важных предположения:

Во-первых, существует континуум от низких, обычных уровней творчества, которые проявляются в повседневной жизни, до самых высоких уровней творчества. Такой уровень соответствует научным открытиям, значимым изобретениям и признанным произведениям искусства. Во-вторых, степень творчества любого отдельного человека, даже в пределах одной отрасли знаний, зависит от компонентов творчества этого человека. Общая схема компонентной теории творчества на рисунке.

Компоненты творчества [Teresa M. Amabile]

Компонентная теория творчества [Teresa M. Amabile]

Творчество предопределяются тремя компонентами, характерными человеку: предметные знания и навыки (экспертные знания в соответствующей области или областях); соответствующие процессы творчества (когнитивные, познавательные процессы личности, способствующие нетрадиционному мышлению); мотивация к цели (в частности, внутренняя мотивация к участию в деятельности из интереса, удовольствия, или самовыражения). Есть еще один компонент, вне индивида, которым является окружающая среда – в частности, социальная среда.

Теория указывает, что творчество требует слияния всех компонентов. Творческие достижения возможны, когда человек внутренне мотивирован, обладает обширными предметными знаниями и навыками в определенной области и обладает способностью к нетрадиционному мышлению. Кроме того, внешняя среда позволяет ему проявлять свое творчество. Остановимся подробней на каждом компоненте творчества.

Предметные знания и навыки включают в себя общий интеллект, знания, опыт, техническое навыки в конкретной предметной области, в которой и решаются творческие задачи. Все это представляют собой некое сырье, которое человек может привлечь во время творческого процесса. Все эти элементы в совокупности помогают создавать возможные ответы, а также позволяют судить о жизнеспособности идеи и возможности её реализации.

Процессы творчества. Мыслительные процессы, включающие в себя когнитивный стиль и личностные характеристики, которые способствует независимости, риску, принятию не традиционных перспектив проблемы. Кроме того, это также дисциплинированность и стиль работы, навыки в генерации идей. Эти когнитивные процессы включают в себя возможность использовать широкие, гибкие категории для обобщения информации и возможность вырваться из шаблонов восприятия.

Мотивация к цели. Внутренняя мотивация: мотивация брать на себя задачу или решать проблему, потому что это сложно, интересно или принесет удовлетворение. Творческие люди, мотивированы, прежде всего, самим творчеством. Тем не менее, существуют и внешние стимулы, заключающиеся в наградах, денежных выплатах или требованиях по предлагаемому результату. Исследования показывают, что внешние стимулы далеко не всегда способствуют творчеству. Важным, в связи с этим, является наличие или отсутствие сил, которые могут поддерживать внутреннюю мотивацию.

Что бы как-то разбавить эту важную, но скучную информацию приведу анекдот по теме. Парадокс творчества: Аванс получен и пропит, а муза все не приходит.

Как видите, перечисленные компоненты творчества дают внятные намеки на то, что надо делать для стимулирования творчества. Как и в прошлый раз предлагаю подумать над этим. Мнения пишите в комментариях. Свое мнение изложу в последующих публикациях.

Источник

  • Политика конфиденциальности
  • Правообладателям
  • Контакты
©2021 Тесты и Конкурсы
Adblock
detector