Структура и механизмы творческой деятельности
Для того чтобы рассмотреть методы, разработанные за многовековую историю развития науки и познания человеком природы, методы и алгоритмы, применяемые в процессе получения и передачи знаний, необходимо хотя бы кратко изложить современные представления о структуре и механизмах творческой деятельности.
Творческая деятельность – одно из самых интересных, наиболее слож-ных и наименее изученных психологических явлений. Основным элементом творческой деятельности является творческое мышление, кроме того, творческая деятельность включает в себя и другие психические явления: мотивы, эмоции, память, волю, способности и др.
Творчествоначинается в тот момент, когда существующие логические методы решения задач оказываются недостаточными: либо решение натолкнулось на препятствие, либо результат не удовлетворил поставленным изначально требованиям, либо возникла новая задача, для которой недостаточно существующих средств решения, либо просто появляется перспектива нового решения, которое лучше прежнего.
Творчество проявляется как внезапное озарение, как неизвестно откуда взявшаяся ключевая идея, как усмотрение нового. В этой спонтанности, в отсутствии видимой сознательной регуляции творчество порой кажется божественным предначертанием.
Творческийакт происходит мгновенно, никакая новая информация в короткий миг творчества не поступает. Ближе всего к акту творчества стоит понимание (акт понимания). Недаром говорят, что открыть закон – это понять язык природы. Понимание содержит определенный момент творчества, но он в нем завуалирован.
Основными компонентами творческой деятельности являются цель, способы и условия действия. Цель действия характеризуется как представление человека о результате действия, отвечающем определенным требованиям (пот- ребностям человека); способы действия – как система операций, с помощью которых человек осуществляет преобразование предмета действия для достижения цели; условия действия – как неспецифические особенности предмета, которые непосредственно не связаны с достижением цели. Отдельно выделяют орудия действия и результат. Важной характеристикой структуры творческой деятельности является закономерность смены целей деятельности при поэтапном достижении конечной цели через промежуточные.
Под предметом (объектом) деятельности часто понимают ситуацию (например, шахматную), под орудиями деятельности – знания, которые входят в состав эвристических приемов, используемых для решения задач. В качестве средств творческой деятельности выступают особенные связи: порождения, управления, регулирования, корректировки.
В работах, посвященных вопросам психологии творчества, выделяются стадии творческого процесса: подготовка, созревание, вдохновение, проверка, а также «единицы деятельности» – обследование и переобследование ситуации.
Важными компонентами творческой деятельности являются отдельные обобщенные действия и операции, приемы, одним из которых является подведение явлений, данных в условии, под понятие, представленное в требовании. Этот прием включает в себя воспроизведение признаков, проверку наличия или отсутствия признаков, осуществление вывода о принадлежности явления к понятию. Приемы делятся на «узкие» – предметно-специфические, которые действуют только в одной предметной области, и «широкие», например, логические, которые действуют в самых различных предметных областях. Особенность «узких» приемов заключается в том, что они позволяют обучаемым самостоятельно синтезировать явления, традиционно предлагаемые в готовом виде. Среди «широких» приемов особенно важными являются следующие три.
П е р в ы й прием – установление взаимосвязей между явлениями, например, между известным и неизвестным, что позволяет отыскать неизвестное. Ведь неизвестное не изолировано какой-то абсолютной пустотой, с которой вообще невозможно оперировать, оно всегда так или иначе связано с чем-то известным (исходные условия и требования, вопрос задачи). На основании связи и отношений между неизвестным и известным становится возможным искать и находить нечто новое, до того скрытое, неизвестное.
В т о р о й обобщенный прием – рассмотрение предмета с разных точек зрения – обеспечивает возможность выявления его новых свойств.
Т р е т ь я группа приемов включает в себя абстракцию, обобщение, анализ. В последнее время выделяют не только обобщенные предметные приемы, но и методологические, например, прием системного анализа явлений. Методологические приемы существенно улучшают способность сравнивать, систематизировать, абстрагировать, обобщать.
В психологических исследованиях кроме указанных вышеструктурных компонентов деятельности и ее операционального состава установлены и функциональные части деятельности: ориентировочная, вспомогательная, контрольная. Ориентировочнаячасть действия связана с отражением человеком совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения заданного действия. В свою очередь исполнительнаячасть обеспечивает заданные преобразования в объекте действия (идеальные или материальные). Контрольнаячасть действия направлена на слежение за ходом действия, на сопоставление полученных результатов с заданными образцами.
Совокупное использование перечисленных приемов позволяет получить результат быстрее и качественнее, нежели методом проб и ошибок. Важным условием эффективности процессов обучения и исследования является усвоение основных механизмов творческой деятельности. К настоящему времени выявлено пять основных групп механизмов творческой деятельности.
1. Поиск неизвестного с помощью механизма анализа через синтез, когда выявление новых свойств объекта осуществляется через установление его взаимосвязи с другими объектами. Главная закономерность обнаружения нового свойства в проблемной ситуации состоит во включении исследуемого объекта в новую систему связей.
Механизм анализа через синтез можно показать на примере ответа на вопрос: «Будет ли гореть свеча в космическом корабле?». Для этого необходимо выявить общие свойства горящей свечи, а затем соотнести их с конкретными условиями – пребыванием в космическом корабле. В свою очередь для выявления указанных общих свойств нужно включить свечу в соотношение с другими явлениями, в частности, с законом конвекции. Обращение к указанному закону позволяет установить механизм горения свечи (в земных условиях вокруг нее имеет место циркуляция воздуха), а затем и сформулировать ответ на поставленный вопрос – в космическом корабле свеча гореть не будет, ибо вследствие невесомости нет циркуляции воздуха и подачи новых порций кислорода.
2. Поиск неизвестного на основе взаимодействия интуитивного и логического начал. Интеллектуальная интуиция включает в себя различные механизмы: догадки, бессознательную психическую активность, неосознанное отражение объективной логики вещей, интеллектуальные эмоции. Логическое же решение творческой задачи возникает на базе интуитивного, полученного за счет перечисленных механизмов, т. е. тогда, когда задача фактически уже решена. Логическое решение побуждается потребностью передать интуитивно найденное решение другому человеку, обосновать, доказать правомерность такого решения, использовать его для решения более сложной однотипной задачи.
3. Получение неизвестного за счет использования ассоциаций. Под ассоциациями понимается установление взаимосвязей между явлениями на основе наличия у них сходных или различных признаков. Различают три вида ассоциаций: по смежности, по сходству, по контрасту. Ассоциации по смежности– установление взаимосвязей между явлениями на основе их близкого расположения в пространстве или во времени. Ассоциация по сходству – установление взаимосвязей на основе сходных или идентичных признаков (сюда относятся все виды аналогий). Ассоциации по контрасту – установление взаимосвязей между явлениями на основе контрастных противоречащих признаков.
4. Получение неизвестного с использованием обратной связи (в виде информации о неправильном решении задачи – так называемое «доказательство от противного»).
5. Эвристические приемы и методы мышления. Эвристики представляют собой определенные процедуры, приводящие к правдоподобным решениям и выводам лишь с известной степенью вероятности, но не всегда, в отличие от алгоритмов, гарантирующих успех. Таким образом, эвристические приемы определенным образом сокращают перебор вариантов на пути к решению. Цель эвристики заключается в исследовании методов и правил, указывающих, как делать открытия и изобретения (прилагательное «эвристический» значит «служащий для открытия»).
Приемы, основанные на эмпирических знаниях (житейских или научных), представляют собой различные рекомендации, советы, например, типа «…де-лить каждую из рассматриваемых трудностей на столько частей, на сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить».
Приемы, основанные на теоретических знаниях, представляют собой группы действий, проистекающих из определенных общенаучных принципов. К ним можно отнести приемы рассмотрения крайних случаев и аналогии, составления уравнения подобия, использования вспомогательных фигур и т. д.
Пример эвристических приемов, открывающих возможность планомерной разработки способов решения определенных научных задач на основе исследовательской деятельности, представляют общенаучные принципы, применяемые в естествознании (принципы наименьшего действия, возможных перемещений Бернулли, сил инерции Д’Аламбера, наименьшего принуждения Гаусса, прямейшего пути Герца и т. д.).
Эвристические приемы могут составлять простую их совокупность или определенную систему. Совокупность эвристических приемов – это группа действий, в которой каждый прием при решении задач выступает независимо от другого. Система приемов – это иерархически взаимосвязанный комплекс, где каждый прием при решении задач имеет значение лишь в составе с остальными. Рассмотренные эвристические приемы могут быть основаны на предметных или на методологических знаниях. Методологические эвристики обеспечивают исследователю возможность большей саморегуляции творческой деятельности, большую меру обобщенности творческой деятельности – возможность решать разные творческие задачи и притом в разных научных областях. Последнее объясняется известным «безразличием» методологических знаний по отношению к предметной специфике (примером могут служить «алгоритмы решения изобретательских задач» (АРИЗ), «теория решения изобретательских задач» (ТРИЗ) и др.).
Источник
Тест по теме «Основы проектной деятельности» 10 класс
а. Проект — уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определенного результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги при заданных ограничениях по ресурсам и срокам;
б. Проект — совокупность заранее запланированных действий для достижения какой-либо цели;
в. Проект — процесс создания реально возможных объектов будущего или процесс создания реально возможных вариантов продуктов будущего;
г. Проект — совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей.
3. Соотнесите определения и типы проектов:
Типы проектов:
1. социальный проект;
2. учебный проект;
3. телекоммуникационный проект.
Определения:
а. совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные
методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для
б. это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе ресурсов
информационно-коммуникационных технологий (например, Интернет), имеющая общую цель, согласованные методы и способы
деятельности, и направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
в. самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на практическое решение общественно-значимой проблемы,
способствующая взаимодействию школьного сообщества с властными структурами и общественностью;
4. Со слова какой части речи формулируется цель проекта:
5. Задачи проекта — это:
а. Шаги, которые необходимо сделать для достижения цели;
в. Результат проекта
г. Путь создания проектной папки.
6. Соотнесите этапы работы над проектом с содержанием деятельности:
Содержание деятельности:
2. Поиск необходимой информации; сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач; изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т. д.; изготовление продукта;
3. Формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности;
4. Способы обработки полученных данных; демонстрация творческой работы;
5. Определение направления работы, распределение ролей; формулировка задачи для каждой группы; способы источников информации по каждому направлению; составление детального плана работы.
Этапы работы над проектом:
а. Погружение в проект;
в. Осуществление деятельности;
г. Оформление результатов проекта и презентация;
д. Обсуждение полученных результатов.
7. Выберите лишнее. Типы проектов по продолжительности:
8. Результатами (результатом) осуществления проекта является (являются):
а. Формирование специфических умений и навыков проектирования;
б. Личностное развитие обучающихся (проектантов);
в. Подготовленный продукт работы над проектом;
г. Все вышеназванные варианты.
9. Непосредственное решение реальной прикладной задачи и получение социально- значимого результата — это особенности…
а. прикладного проекта,
б. информационного проекта
в. исследовательского проекта
10. Назовите типовую ошибку при формулировании цели проекта
а. цель включает много задач,
б. цель не предполагает результат,
в. цель не содержит научных терминов.
1. Деятельность — связанная с решением творческих исследовательских задач, с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов — это…?
а. исследовательская деятельность
б. научная деятельность
в. проектная работа
г. познавательная деятельность
2. Слово «проект» в буквальном переводе обозначает:
а. самый главный,
б. предшествующий действию,
в. брошенный вперед.
3. Сбор информации о каком-либо объекте или явлении, анализ, обобщение информации включает:
а. прикладной проект,
б. информационный проект
в. творческий проект
4. Установите, к какому этапу работы над творческим проектом относятся перечисленные виды деятельности.
Деятельность:
1.Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив;
2.Постановка проблемы, определение темы и целей проекта;
3.Обработка полученной информации, отбор. Решение промежуточных задач. Формулировка выводов;
4.Обсуждение плана действий. Обмен мнениями и согласование интересов. Выдвижение первичных идей и разрешение спорных вопросов; распределение ролей;
5.Анализ выполнения проекта;
6.Представление полученных результатов, демонстрация приобретенных знаний и умений.
г. Выполнение проекта;
д. Заключительный (защита проекта);
5. Выберите лишнее. Виды проектов по доминирующей роли обучающихся:
6. Установите последовательность деятельности в процессе работы над проектом.
а. исправлять ошибки;
б. выдвигать идеи и выполнять эскизы;
в. подбирать материалы и инструменты;
г. подсчитывать затраты;
д. оценивать свою работу;
е. организовывать своё рабочее место;
ж. изготовлять вещи своими руками.
7. Выберите правильное выражение:
а. цель проекта может быть неконкретной и иметь различное понимание;
б. ошибка в постановке цели проекта не влияет на результат;
в. достижимость цели проекта обозначает, что она должна быть реалистичной.
8. Соотнесите определения и типы проектов:
Типы проектов:
1. социальный проект;
2. учебный проект;
3. телекоммуникационный проект.
Определения:
а. совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные
методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для
б. это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе ресурсов
информационно-коммуникационных технологий (например, Интернет), имеющая общую цель, согласованные методы и способы
деятельности, и направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
в. самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на практическое решение общественно-значимой проблемы,
способствующая взаимодействию школьного сообщества с властными структурами и общественностью;
9. Компонентами творческой деятельности являются:
г. строгое следование инструкции.
10. Выберите лишнее. Типы проектов по содержанию:
Источник
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
На главную Лекции и практикум по психологии
Конференции и доклады по психологии
Теоретические и эмпирические подходы к исследованию творческой деятельности и личностных детерминант ее эффективности — Компоненты творческой деятельности и их взаимосвязь
Теоретические и эмпирические подходы к исследованию творческой деятельности и личностных детерминант ее эффективности — Компоненты творческой деятельности и их взаимосвязь |
Лекции и практикум по психологии — Конференции и доклады по психологии | ||||||||||
1.1.2. Компоненты творческой деятельности и их взаимосвязьПроблематика данного раздела включает в себя вопросы: Каковы структурные компоненты творческой деятельности? Из каких этапов и стадий состоит творческий процесс? Какие из этих этапов являются системообразующими, определяющими творческое решение проблемы, а какие являются вторичными? Каким образом из репродуктивного мыслительного процесса возникает продуктивный, и как эти два процесса между собой взаимодействуют? цели, предмета, орудий и операций. Для творческой деятельности ориентировочный рефлекс чрезвычайно важен, ведь на его основе развивается такое свойство творческой личности, как любознательность. Источник Компоненты творческой деятельности учащихсяРахимов, Б. Р. Компоненты творческой деятельности учащихся / Б. Р. Рахимов, Д. Б. Зарипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 845-846. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32004/ (дата обращения: 13.07.2021). Сегодня перед учителем поставлена одна из главных задач, которую требует решить само время. Потому что развитие информационно-коммуникативных технологий требует украсить учебную деятельность самыми яркими красками, видеороликами, картинками, а главное, инновационными технологиями, чтобы у учащихся возникало желание творческой деятельности. Нельзя представить творческий опыт без способности творчески мыслить, способности к сотрудничеству. Последнее одно из важных компонентов творческой деятельности, ей свойственны умение сформулировать свою мысль, вникнуть в суть предложений партнера, аргументированно критиковать свои и чужие идеи. Развитие у учащихся способности к сотрудничеству эффективно сказывается на их творческой результативности. Эта способность встречается не у всех учащихся. Например, она присутствует у учащихся, которые имеют хорошую память и логическое мышление, то есть у них изначально есть высокий интеллект и большое самомнение. Они не умеют слушать других, тех, чьи успехи в учебе оставляют желать лучшего. Они пренебрежительно относятся к их идеям. Чаще всего это приводит к конфликту во время работы в команде. У неуспевающих учащихся также отсутствует способность к сотрудничеству, потому что они боятся сделать какой-либо вывод или высказать свою идею, то есть боятся выглядеть некомпетентными перед своими сверстниками. Другим компонентом опыта творческой деятельности является мотивация творчества, которая считается качеством личности. Если она сформирована у учащихся, это может повысить у них желание решать творческие задачи. Это зависит от мнения родителей, одноклассников, учителя учащегося. На появление желания решать самостоятельную работу заметное влияние оказывает мотив самоутверждения. У учащихся, изучающих определенный предмет по профильной, углубленной программе, этот мотив достаточно распространен. Они решают творческие задачи нередко для того, чтобы утвердиться в правильности выбора профиля обучения, а также для самоутверждения как личности. Мотивацию творчества существенно повышает также удовлетворение, полученное от решения творческих задач. Творческое мышление также является одним из компонентов опыта творческой деятельности. Оно зависит от качеств личности учащегося, его мотивации и целеустремленности. Творчество имеет содержательный характер. Творческое мышление имеет ряд специфических черт одной, из которых будет рефлексия, способность к осмыслению и переосмыслению. Без рефлексии невозможно преодолеть стереотипы мышления. В данной статье приводим несколько примеров к творческим задачам:
а) У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; (А. С. Пушкин) б) И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском (А. С. Пушкин) в) Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума. В первый раз я в себе заметил — Так я еще никогда не думал. Жить нужно легче, жить нужно проще, Все принимая, что есть на свете. Вот почему, обалдев, над рощей Свищет ветер, серебряный ветер. (С.Есенина) г) Сверкнула в темноте ночной краса ее чела — свеча, И словно солнце вдруг взошло — светлее звезд была свеча! Ей голову сжигает страсть, а ноги держит медь оков, — Не потому ли от безумств себя уберегла свеча? (А.Навои)
Сказка осере Жила-была красавица Сера. Все ее любили, потому что она была такая хрупкая, желтенькая, ну просто загляденье. Сера обожала ходить в бассейн. А как она плавала, класс! И воды не боялась, а почему бы ей воды бояться? Ведь она нерастворима в воде. Зато терпеть не могла сероуглерод и анилин. Всегда ругалась с ними, чтобы они к ней близко не подходили. И вот однажды в жаркий день повстречала Сера Водород и влюбилась. Да так влюбилась, что жить без него не может. И Водороду она понравилась. Решили они пожениться. Но вздумалось Сере перед свадьбой сходить на кладбище к своей маме (серосодержащему органическому веществу). Идет по кладбищу, ищет могилу матери. Но что это за запах! Такой неприятный, жуткий. Дышать невозможно. И вдруг вспомнила, что мать ей перед смертью наказывала не выходить замуж за водород, так как родится у них ребенок, имя которого — Сероводород. Будет он бесцветный и такой же, как водород – газ. Но любить его никто не будет. Все будут сторониться его. Расплакалась Сера. Не может выдержать она этого. Так и осталась Сера одна и всю жизнь, любила лишь одного водорода.
Также можно составить примеры, используя химические элементы периодической системы так, чтобы разница их электроотрицательности равнялась 2 Задачу можно усложнить. Характерной чертой творческого мышления является способность к преодолению трудностей. Задача, решение которой требует творческого подхода, должна быть не простой, но в то же время и не сложной. Если задача легкая, то учащийся не сможет интеллектуально расти. То есть творческое решение появляется после нескольких попыток. В голове ученика решение должно появляться неожиданно, словно его озарила идея. Чем больше решенных учащимися проблем, тем богаче содержание опыта его учебного творчества, которое во многом связано с тем учебным материалом, который им использовался. Источник Компоненты творчестваВ прошлой публикации «Творчество, инновации и предпринимательство» я упомянул компоненты творчества [Teresa M. Amabile]. Поступили просьбы рассказать об этой теории подробней. Теория интересна в практическом смысле слова, однако подробно описывается только в специальной литературе, которая не всегда понятна и не всегда доступна. Имеющиеся публикации в Интернет, большей частью носят поверхностный характер. Данное описании базируется на издании Harvard Business School 2012 года (Componential Theory of Creativity). Теория описывает творческий процесс и различные факторы, влияющие на процесс и его результаты. В основе теории лежат два важных предположения: Во-первых, существует континуум от низких, обычных уровней творчества, которые проявляются в повседневной жизни, до самых высоких уровней творчества. Такой уровень соответствует научным открытиям, значимым изобретениям и признанным произведениям искусства. Во-вторых, степень творчества любого отдельного человека, даже в пределах одной отрасли знаний, зависит от компонентов творчества этого человека. Общая схема компонентной теории творчества на рисунке. Компонентная теория творчества [Teresa M. Amabile] Творчество предопределяются тремя компонентами, характерными человеку: предметные знания и навыки (экспертные знания в соответствующей области или областях); соответствующие процессы творчества (когнитивные, познавательные процессы личности, способствующие нетрадиционному мышлению); мотивация к цели (в частности, внутренняя мотивация к участию в деятельности из интереса, удовольствия, или самовыражения). Есть еще один компонент, вне индивида, которым является окружающая среда – в частности, социальная среда. Теория указывает, что творчество требует слияния всех компонентов. Творческие достижения возможны, когда человек внутренне мотивирован, обладает обширными предметными знаниями и навыками в определенной области и обладает способностью к нетрадиционному мышлению. Кроме того, внешняя среда позволяет ему проявлять свое творчество. Остановимся подробней на каждом компоненте творчества. Предметные знания и навыки включают в себя общий интеллект, знания, опыт, техническое навыки в конкретной предметной области, в которой и решаются творческие задачи. Все это представляют собой некое сырье, которое человек может привлечь во время творческого процесса. Все эти элементы в совокупности помогают создавать возможные ответы, а также позволяют судить о жизнеспособности идеи и возможности её реализации. Процессы творчества. Мыслительные процессы, включающие в себя когнитивный стиль и личностные характеристики, которые способствует независимости, риску, принятию не традиционных перспектив проблемы. Кроме того, это также дисциплинированность и стиль работы, навыки в генерации идей. Эти когнитивные процессы включают в себя возможность использовать широкие, гибкие категории для обобщения информации и возможность вырваться из шаблонов восприятия. Мотивация к цели. Внутренняя мотивация: мотивация брать на себя задачу или решать проблему, потому что это сложно, интересно или принесет удовлетворение. Творческие люди, мотивированы, прежде всего, самим творчеством. Тем не менее, существуют и внешние стимулы, заключающиеся в наградах, денежных выплатах или требованиях по предлагаемому результату. Исследования показывают, что внешние стимулы далеко не всегда способствуют творчеству. Важным, в связи с этим, является наличие или отсутствие сил, которые могут поддерживать внутреннюю мотивацию. Что бы как-то разбавить эту важную, но скучную информацию приведу анекдот по теме. Парадокс творчества: Аванс получен и пропит, а муза все не приходит. Как видите, перечисленные компоненты творчества дают внятные намеки на то, что надо делать для стимулирования творчества. Как и в прошлый раз предлагаю подумать над этим. Мнения пишите в комментариях. Свое мнение изложу в последующих публикациях. Источник Adblockdetector |