Концептуализация: как делать и использовать
При погружении в когнитивно-поведенческую психотерапию сразу сталкиваешься с понятием когнитивная концептуализация. Без неё тут никак: собрался на супервизию — неси концептуализацию. Хочешь работать по протоколу — тоже составляй концептуализацию.
В начале практики я думала, что я никогда не пойму, что это такое, как делать концептуализацию, а главное — зачем. Было неясно, как её использовать, и почему я должна тратить время на непонятные упражнения.
TL;DR / Вы прочитаете здесь:
- Когнитивная концептуализация — описание проблемы клиента его словами в схематичном виде
- Концептуализацию можно делать (1) быстро на сессии, (2) на базе когнитивной модели, (3) по общему шаблону по Беку — подробности
- Скачать шаблон концептуализации по Беку для Evernote или Google Doc
- Применение концептуализаций
Концептуализация = описание кейса
Когнитивная концептуализация, простыми словами — диаграмма, которую составляют клиент и терапевт совместно, и которая иллюстрирует психологические проблемы клиента.
Если ещё проще, то концептуализация описывает, ЧТО происходит у клиента, КОГДА, ПОЧЕМУ и ЧТО происходит потом.
Помните, как ослик Иа-Иа? «А всё почему? И по какой причине? И какой из этого следует вывод?»
Важно подчеркнуть 2 момента:
- Клиент и терапевт вместе составляют концептуализацию. Если терапевт самостоятельно составит концептуализацию, теоретически или на основании того, что рассказал клиент, это тоже полезно для понимания, с чем имеешь дело. Но понимание улучшается только для терапевта, на клиента это не распространяется.
- Концептуализация иллюстрирует проблемы клиента — она чётко соотносится с тем, с чем столкнулся клиент. Мы ничего не приписываем и не додумываем. Концептуализация хорошая, если она соответствует опыту клиента, не упускает важные моменты, в ней есть смысл.
Три варианта концептуализаций
Концептуализации можно делать:
- быстрым способом
- на базе когнитивной модели
- по общей схеме, например, по Беку
Быстрый способ — самый простой и понятный. Зарисуйте то, на что жалуется клиент, его собственными словами в виде схемы: что следует за чем и что происходит потом. Обращайте внимание на мысли, эмоции, поведение и последствия. Покажите клиенту и спросите, всё ли так, ничего важное не упущено? Дополните, если надо.
Пример быстрой концептуализации
Клиент рассказывает: «Когда я замечаю, что у меня как-то странно бьётся сердце, мне становится страшно. У меня же может быть сердечный приступ! Мне становится ещё страшнее, я пью успокоительные, гуглю симптомы. Через некоторое время проходит, конечно, но…Я хожу по врачам, но никто ничего не может найти, а мне реально плохо. Я стараюсь без лишней необходимости не выходить из дома — вдруг приступ случится, когда я буду на улице. Если так пойдет и дальше, то я буду сидеть дома, не смогу ездить на работу и буду только тратить деньги на врачей.»
Вот быстрая концептуализация словами клиента.
Когнитивная концептуализация — развивающаяся вещь. Со временем станут известны другие факты или обстоятельства. Например, что клиент постоянно сканирует своё тело на предмет, не появились ли симптомы сердечного приступа, или что его дядя по матери умер от сердечного приступа прямо в электричке, а клиенту было тогда всего 6 лет, и это событие произвело на него огромное впечатление. Тогда это можно будет добавить в концептуализацию.
Концептуализировать можно весь кейс в целом, отдельный эпизод или даже отдельную типичную автоматическую мысль. Но это может быть избыточно.
Пример концептуализации на базе когнитивной модели
Мы все знаем, что разработана куча когнитивных моделей, то есть теоретических предположений, как функционирует то или иное расстройство. Например, к той же панике ⏫ когнитивная модель такова:
Держа её в голове, можно точно так же найти ключевые пункты в рассказе клиента и записать их по этой схеме.
Когнитивные модели и порочные круги разработаны для панического расстройства и эпизода паники, для социальной тревоги, для общей тревоги, депрессии, управления гневом, расстройств пищевого поведения и т.п. Но для неклинических запросов их нет — поэтому используем первый быстрый способ, записывая со слов клиента, что происходит.
Пример концептуализации по Беку
И последний вариант когнитивной концептуализации, подойдет под любой случай, но занимает время, да и думать надо. На сессии гораздо лучше использовать быстрый способ.
Значимые события из прошлого или из детства — не значит все события, а только те, которые непосредственно связаны с заявленной проблемой.
Глубинные убеждения — устойчивые представления клиента о себе, например, «Я недостоин любви» или «Я плохой».
Промежуточные убеждения — сопутствующие убеждения и предположения, дополняющие глубинные. Обычно формулируются в связке «если-то» и словами «нужно или должно». Например: «Если тебя кто-то негативно оценивает — это ужасно» или «Если задача слишком трудная, я должен отказаться, и тогда всё будет ок».
Копинг-стратегии — правила поведения, которые помогают клиенту справляться со всей этой историей. Например, «Я перепроверяю всё по несколько раз» или «Я не хожу на вечеринки, где больше 3-х человек народу».
Дальше расписываем конкретные ситуации, которые могут быть разные.
❗️Для проверки концептуализации взгляните на связанные блоки «Глубинные убеждения» & «Значение автоматической мысли», а также «Копинг-стратегии» & «Поведение» (видите, я их отдельными цветами отметила) — если всё сделано правильно, то между ними есть понятная логическая связь. Если глубинное убеждение никак не соотносится со значением АМ, значит, тут что-то неправильно.
Скачать шаблон когнитивной концептуализации по Беку
Кнопка для донейшена за шаблоны и картинки ⏬
И ещё раз: невозможно с первой встречи с клиентом заполнить концептуализацию на 100%. Она будет уточняться и дополняться, и это правильный путь. Мы возвращаемся и дописываем когнитивную концептуализацию после каждой сессии.
Использование концептуализации
Теперь важный вопрос — и куда её прикладывать, эту концептуализацию?
- Обсуждаем с клиентом. Сам факт того, что есть понимание и какая-то схема, уже снимает часть тревог клиента по поводу его проблемы. «О, ну когда вы вот так всё расписали, мне стало уже полегче, и правда, ведь это именно так и работает. А я никогда не смотрел на ситуацию с такой стороны».
- Составляем терапевтический план. Под каждый блок в когнитивной концептуализации подбираем соответствующие интервенции.
- Используем на супервизии или интервизии, когда представляем кейс коллегам или супервизору.
- Если кейс оказался трудным, то возвращаемся к концептуализации и смотрим, что мы упустили или в чём ошиблись.
Начинайте с быстрого способа — прямо на сессии записывая словами клиента ЧТО, КОГДА и ПОЧЕМУ происходит, и ЧТО ПОТОМ.
Источник
Концептуализация
В совместной проектной деятельности особую роль играет процедура концептуализации, включающая мыслительную деятельность по поиску оснований для формирования идеального представления о будущем состоянии объекта (предмета) и способе его проектирования.
Концепция (лат. conceptio — понимание, система) — определенный способ понимания, трактовки, интерпретации какого-либо явления, предмета, процесса, основная точка зрения, руководящая идея для их систематического освещения. Ведущий замысел, конструктивный принцип для осуществления различных видов деятельности. В проектной культуре 70 — 80-х годов термины «концепция», «концепт», «концептуальность» приобрели широкое распространение, вызванное, прежде всего, необходимостью мировоззренческого и ценностного самоопределения субъекта деятельности в условиях множественности возможных точек зрения и подходов.
Концепция является своего рода информационной системой, содержащей сведения о цели, принципах, методах, условиях деятельности. В ходе концептуализации идет разработка стратегии и принципов проектирования; выявляется структура проектируемого объекта; определяются характеристики нового объекта в целом и отдельных его элементов; уточняются цели и формулируются задачи проектирования; выбираются критерии оценки успешности проектной деятельности.
Концептуализация связана с необходимостью формирования системно-целостного представления о природе объекта проектирования и тенденциях его развития. Она помогает в более четком обозначении проектного замысла, в поддержании высокого уровня проектной активности за счет разворачивания и языкового опредмечивания этого замысла, подготовки его публичного представления (социализации).
Методологи выделяют ряд ключевых понятий, связанных с процедурой концептуализации. Проектным дискурсом обозначается процесс мыслительного и знакового оформления проекта как текста, выполненного на определенном профессиональном языке проектирования. Языковые средства, которые для этого используются, могут быть разнообразными: вербальное описание, рисунок, система дифференциальных уравнений, создание компьютерной программы. Если это действительно проектирование, а не какой-то другой иной вид активности, при построении текста будут учтены природа среды, а также образ жизни и деятельности пользователей проектного продукта.
В ходе концептуализации происходит выбор участниками проектной позиции из имеющихся различных подходов и точек зрения, которые предварительно подвергаются критическому анализу. Критическое отнесение к проекту формируется на основе альтернативных взглядов и концепций. Это не оценка и не экспертиза проекта в общепринятом смысле, но длительный процесс углубления в его смысл и содержание на основе «ценностного прочувствования»; соотнесения возможных последствий проектирования с ценностями и смыслами ее непосредственных участников, с ценностными рядами той области действительности, куда входит проектируемый объект.
По замечанию методологов, негативная эвристика в нормально развитой проектной культуре не менее важна, нежели «позитивное» проектирование, и имеет свою инфраструктуру с не менее развитым концептуальным обеспечением. Она позволяет выя явить противоречия, риски, негативные эффекты и последействия проекта. Для смягчения психологических реакций на негативную информацию в педагогическом проектировании можно использовать некоторые игротехнические приемы, например «черное и белое» оппонирование, ролевое отнесение, метод Делфи и др.
Полезно на этапе концептуализации прогнозировать «сопротивление материала» и среды. Иначе говоря, того воздействия и противодействия, которое неизбежно возникнет по ходу осуществления проекта. Источниками такого сопротивления могут стать предполагаемые пользователи проектных продуктов, обитатели среды, воспринимающие происходящие изменения под влиянием устоявшихся взглядов и принятого уклада жизни; конкурирующие социально-педагогические и образовательные системы.
Концептуализация относится к методологическим процедурам. В данном случае источником методологических знаний для педагога являются философские, общенаучные, междисциплинарные, собственно педагогические идеи, положения, подходы, принципы, а также результаты рефлексии. Для учащихся это обычно положения, формирующиеся на основе интерпретации результатов их диагностических исследований, а также рефлексии по поводу той или иной проектной проблемы.
Важнейшей педагогической задачей при организации процедуры концептуализации является создание предпосылок для дальнейшего развития, оформления и правильной постановки целей. Цели, как предполагаемые идеальные результаты, должны быть конкретны, реальны и направлены на разрешение противоречий (проблем), вызвавших необходимость проектирования и являющихся исходным моментом в рождении проектного замысла. На этом этапе представление о цели проектирования обогащается представлением о возможных конечных результатах проекта. Параллельно с прогнозированием результатов идет формирование критериев их оценки.
Критерий — в переводе с греческого «признак, на основании которого производится оценка чего-либо». Прогностически задавая характеристики проектируемого объекта, необходимо подумать, на основании чего можно будет их в итоге оценить. Выделенные основания и станут критериями. Они должны соответствовать выбранным целям и принципам проектной деятельности. Наличие, степень сформированности или отсутствие того или иного критерия на практике фиксируются с помощью определенных признаков (индикаторов). Их также определяют на этапе концептуализации.
В зависимости от уровня методологической грамотности участников проектирования источники, из которых будет черпаться необходимая информация, характер и используемые формы мыследеятельности могут значительно отличаться. Людям, изначально имеющим достаточную теоретическую подготовку и опыт проектной деятельности, легче сориентироваться в имеющихся концепциях и подходах, чем новичкам. Для тех, кто впервые приступает к проектной деятельности, на этапе концептуализации, как правило, начинают «работать» здравый смысл и интуиция. С их помощью иногда удается выйти на уровень прозрений, которые под силу сделать только «в позиции дилетанта». Если в проекте принимают участие дети, его осмысление лучше организовать с опорой на их естественную способность к целостному восприятию ситуации и творческой интерпретации окружающих явлений и фактов.
В любом случае для успешной концептуализации необходимо обеспечить нахождение участниками проекта своего смысла в предстоящей совместной деятельности. На этом фоне значительно проще происходит осознание природы и механизмов способа реализации проекта. Для осмысления предстоящей деятельности могут быть использованы различные формы и приемы. Например, постановка серии достаточно простых вопросов в духе сократическом беседы. Из ответов рождается некий новый взгляд на проблему и порождающие ее причины.
Содержательная сторона концептуализации зависит от предмета проектирования. Это может быть осмысление природы человека, процесса познания или общения. Проникновение в глубины системного, синергетического, деятельностного или иного подхода; выяснение того, что же подразумевается под принципом, функцией, моделью, образовательной системой и т.д.
В рамках процедуры концептуализации важную роль играет категориальный анализ. Только на основе единого понимания природы преобразуемого объекта на начальном этапе возможно осознанное включение в совместную проектную деятельность и принятие ее ценностей. Поэтому проектирование требует от его участников выработки единого языка общения, согласования ценностей, выполнения мыслительных процедур на основе категорий и понятий.
Например, желание спроектировать образовательный стандарт или процедуру тестирования требует совершенно четкого теоретического представления о том, что такое тест или стандарт в их общепринятом понимании. Только после этого имеет смысл говорить о концепции создании образа будущего их состояния. В противном случае можно в очередной раз изобрести велосипед или вечный двигатель.
Важным моментом концептуализации становится проникновение в закономерности и логику построения (развития) объекта проектирования. Это требует специальной теоретической подготовки. Например, если внутри сложных социально-педагогических систем заложена определенная логика, являющаяся ресурсом их развития, на этапе концептуализации возникает необходимость выявить эту логику, скажем, с помощью анализа мониторинговых данных.
Обращение к имеющемуся в науке знанию не исключает его последующую авторскую интерпретацию участниками проекта. Подобное толкование возможно и желательно именно на этапе концептуализации. В связи с этим одно из возможных направлений работы на этапе концептуализации — это определение границ и содержания категориального поля, актуального (доступного, активизированного) для участников проектной деятельности. От четкого представления круга категорий, понятий, определений, которыми будут описываться происходящие в рамках проекта явления и процессы, зависит «прозрачность» языка, на котором будет впоследствии составлен проектный текст. Так, например, если проектируется процедура управления качеством образования, на этапе концептуализации появляется необходимость определить следующие ключевые понятия: «качество», «образование», «управление». В данном случае можно выбрать вариант из уже существующих определений и трактовок или же сформулировать собственное рабочее понимание.
Конкретизация цели. По мере концептуализации поначалу предельно обобщенный и выраженный преимущественно в эмоциональной форме «образ будущего трансформируется (оформляется) в совместных дискуссиях в конкретные идеальные формы существования проектируемой реальности». Такими формами могут выступать нравственный, гражданский, эстетический, профессионально-педагогический, управленческий идеал; общегуманистические, профессиональные, социально-педагогические ценности; личные, производственные цели участников и прогнозируемые цели функционирования проектируемого объекта системы.
Цель играет в проекте стимулирующую (по отношению к участникам), преобразующую (по отношению к предмету проектирования и его участникам), нормирующую (по отношению к деятельности и результату проекта), ориентационную (по отношению к конечному продукту) роли. Следует также подчеркнуть поисковый характер проектной перспективы в целом. Это замечание касается не только целе-ценностного представления настоящего и будущего состояния объекта, но и установки участников проектирования на (само)изменение. Для каждого из них оказывается необходимым ценностно-смысловое самоопределение, соотнесение индивидуальных возможностей и устремлений с социальной миссией и целями проекта. Для этого важно представлять:
· границы и уровень собственной компетентности в рамках целей проекта;
· необходимые приоритеты развития проекта и себя как его участника;
· сильные стороны личного опыта, на которые можно будет опереться;
· области своих возможных затруднений в проекте.
После конкретизации целей разрабатывается стратегия проектной деятельности, определяющая общую направленность и характер достижения цели. В специальной литературе сформировалось понятие о восходящей и нисходящей стратегии проектирования. По-другому они могут быть обозначены как движение от внешнего к внутреннему (от видения целостного образа к проработке его конструктивных деталей) и от внутреннего к внешнему (соединение, увязка разрозненных компонентов воедино). Представляется, что вариантов развития проекта несколько больше. Среди них можно выделить:
· линейный (последовательные шаги к получению желаемого продукта на основании постоянной обратной связи);
· зонтичный (проектирование модели-инварианта, на основе которой с учетом локальной специфики «веером» выстраиваются варианты ее существования и применения);
· системный (в соответствии с разработанным четким замыслом, планом, охватывающим и контролирующий изменения во всех компонентах образовательной или социально-педагогической системы);
· синергетический («выращивание» продукта на основе улавливания тенденций развития, синтеза спонтанно поступающей ин формации с последующим ее упорядочиванием).
Таким образом, в результате концептуализации должна возникнуть общая для участников данной проектной работы мотивационная, ценностно-смысловая, целевая и стратегическая платформа всех последующих действий. Скажем, в результате анализа ситуации и обсуждения замысла участники приходят к выводу, что проект должен носить личностно-ориентированный характер. Или договориться о том, что проект будет иметь гуманитарную основу. Параллельно оформляется то, что можно назвать тезаурусом (рабочим словарем, языком) проекта.
Результатом концептуализации становится выработка некой согласованной и понятной всем участникам проектирования теоретической позиции, основанной на осознанном отборе подходов, идей, теоретических положений, принципов, на которых будет строиться проектная деятельность или на интерпретации имеющихся исследовательских (диагностических) данных. В содержательном отношении полученная концепция проекта может включать:
· описание и ценностно-смысловую оценку сформированного на основании анализа или исследования проблемного поля проектирования;
· ценностные основания проектной деятельности;
· цели проекта с описанием конечного продукта;
· совокупность теоретических положений, на основании которых был сформирован замысел;
· подход, стратегию и принципы проектирования.
Процедура концептуализации помогает более глубоко осмыслить ценности и смыслы преобразования действительности, первоначально заложенные на уровне образа цели проекта. Без этого затруднительно говорить о целесообразности и достижимости предлагаемых проектных действий. По справедливому замечанию В. П. Бедерхановой, если общность взгляда на предстоящую проектную работу не рождается, переход к дальнейшим стадиям проектирования теряет смысл, поскольку участники имеют разное представление о конечном результате и разную Мотивацию ответственности относительно проектной деятельности.
Источник
Концептуализация как процесс и его результаты
В статье рассматривается репрезентация концепта «отец» в рассказе Т. Толстой «Про отца». Дается общая характеристика специфики вербализации концепта «отец» в языковой картине мира русского народа. Проводится сравнение репрезентации данного концепта в национальной и индивидуально-авторской картине мира.
Ключевые слова: концепт, концептуализация, отец, художественная картина мира.
Один из центральных вопросов современной когнитивной лингвистики – выявление природы концептуализации как одного из важнейших процессов познавательной деятельности человека, заключающегося в осмыслении поступающей к нему информации и приводящего к образованию концептов, концептуальных структур и всей концептуальной системы в мозгу человека [5, с. 93]. Концептуализация понимается как процесс и результат [4; 8], связанный с вербализацией и осмыслением явлений действительности и закреплением их в сознании в объекты из мира «Идеальное», имеющие имена и отражающие определенные культурно-обусловленные представления человека о мире действительности [2, c. 23].
Особый интерес представляет репрезентация концептов-универсалий в художественной картине мира, являющейся отражением индивидуально-авторского сознания, поскольку, как отмечает О.А. Фещенко, в тексте присутствует не одна картина мира, а несколько, складывающихся в некое целое и образующих даже не авторскую, а именно художественную картину мира [6, с. 22].
Художественное и публицистическое творчество Т. Толстой − одного из самых видных представителей современного национального литературного процесса, создает особенную полифоническую художественную картину мира, поскольку тексты, образующие ее, «ведут диалог с читателем на несколько голосов, не выделяя в этом хоре ни одного из них» (обладают свойством полифонии) [1, с. 288].
Полифоничность художественной картины мира Т. Толстой реализуется в мерцании смыслов, в столкновении национальной и индивидуально-авторских картин мира. Столкновение двух картин мира становится основой не только выделения авторских концептов, но и необычной репрезентации универсальных концептов, к которым относится концепт «отец».
Концепт «отец» является ключевым общекультурным концептом, отражающим культурно-историческое развитие народа, его ценностную систему, особенности миропонимания, выступающие составляющими национальной языковой картины мира. Р.Х. Хайруллина в статье «Универсальные культурные концепты в контексте межкультурной коммуникации» связывает данный концепт с более «широким» универсальным общекультурным концептом «мужчина». Концепт «мужчина» репрезентуется в терминах родства − отец, сын, муж, брат, дядя. Данные единицы входят в структуру концепта «семья» [7, с. 197].
В рамках национальной языковой картины мира русского народа специфика репрезентации концепта «отец» наиболее полно реализуется в пословицах и поговорках, в которых употребляется имя данного концепта (ни отец до детей, как Бог до людей; в дороге и отец сыну товарищ; хлеб – дар божий, отец, кормилец; гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной и т.д.) [3].
В пределах своего паремиологического фона концепт «отец» репрезентуется такими единицами, как «кормилец», «хлеб», «Бог» и т.д. Анализ русских паремий, в которых употребляется лексема «отец» и ее словоформы, позволяет выделить когнитивный признак «главенствующая роль в семье» и наличие в связи с этим некой дистанции, что является отражением сформировавшегося в сознании русского народа патриархального уклада семьи.
В данной статье рассматриваются особенности репрезентации концепта «отец» на примере рассказа Т. Толстой «Про отца», входящего в сборник 2014 года «Легкие миры». Повесть, давшая название сборнику, была удостоена Премии Ивана Петровича Белкина в 2013 году.
В рассказе «Про отца» лексема «отец», выступающая именем исследуемого концепта, помещена в сильную позицию текста, что свидетельствует о высоком уровне ее авторской концептуализации. Структурный анализ текста подтверждает данную центричность, что объясняется связью данной лексемы с такими текстовыми категориями, как связность и цельность. Лексема «отец» в рассказе выступает важной частью содержательно-фактуального и содержательно-концептуального информационного пласта.
В центре повествования находится героиня, от лица которой ведется повествование. Перебирая старые вещи, она погружается в «легкий мир» воспоминаний об отце. Воспоминания составляют основу сюжета рассказа.
Концепт «отец» репрезентирован единицами, связанными с обозначением внешнего вида отца, запечатленного в сознании героини: «заячья ушанка», «черное драповое пальто», «колючий шарф в красную клетку» «довоенная рубашка, надувавшаяся на спине парусом», «брюки из твида» и т.д. Данные единицы имеют широкий историко-культурный контекст, формирующий определенный распространенный типаж, поскольку вещи, которые номинируются данными языковыми единицами, являются признаками послевоенного времени. Репрезентация концепта «отец» этими единицами позволяет расширить его понимание читателем и вызвать его личную реакцию. Следует отметить, что данные лексемы описывают некий застывший образ отца, который, как отмечает героиня в самом начале рассказа, «взял манеру приходить» именно в таком виде, однако далее читатель узнает о том, что вещи, в которых видит героиня отца, к примеру, упомянутую голубую довоенную рубашку, героиня находит в старом чемодане. В данном случае мы можем говорить о сложности пространственно-временных отношений рассказа «Про отца», которая проявляется в многоуровневом переплетении времен и пространств в рассказе (реальное и ирреальнее пространство), поскольку повествование об отце ведется в контексте реального прошедшего времени и в контексте сна как особого концептуализированного в русской литературе таинственного пространства, напрямую связанного с внутренним миром героя («…ему, наверно, лет тридцать пять, в сумерках сна не разглядеть возраста, но эта послевоенная худоба и общая ободранность, эта небрежность и беспечность, или, как он сам сказал бы, ноншалантность»).
Репрезентация образа отца в реальном времени, на которое автор выходит, используя сюжет перебирания его вещей, обеспечивает связь концепта «отец» с концептуализированной в данном рассказе лексемой «чемодан» (особенно в его отношении интересны замечания автора по поводу «другой моли», «основательной, со старыми манерами», словно даже старая моль лучше, потому что она жила в то время, когда был жив отец). Для героини память об отце аккумулируется в этом «чемодане с уголками», который становится для нее символом вечного, «светом», целым миром, в котором в переплетении серой и зеленой ниток твидовой ткани отражаются «маслянистый блеск тяжелой воды в Темзе, и жидкий, пляшущий отблеск фонаря на волне, и звук плеска, и сырой воздух, и шелковая плесень на бревнах». Данный чемодан становится в исследуемом рассказе «легким миром», под которым в пределах всего сборника понимается сложнопереплетенный трансцендентный мир воспоминаний и воображения, дверь в который человеку способна открыть музыка, вещи, книги и т.д. («Легкий мир», «На вечном огне» и т.д.).
Концепт «отец» в рассказе «Про отца» входит в концептосферу концепта «мир», являющегося составной частью центрального для всего сборника «Легкие миры» одноименного концепта. Данная связь представлена в описании спора о мире, возникшем между еще юной героиней и еще живым отцом («Мне было лет десять, и я спрашивала: но из чего сделан мир?»). В сознании отца мир связан с энергией, теорией относительности, искривлением пространства, силой и полями. Данное представление о мире реализует концепцию, связанную с естественными науками, что дает основание отождествлять отца героини рассказа с реальным отцом Т. Толстой, который, по воспоминаниям самой писательницы, был физиком.
Мир в сознании героини состоит из завесы, за которой находится другой свет, «сложный и прекрасный», бесконечно членящийся на новые миры и включающий в себя дороги и реки («…а потом еще один, а потом еще; там дороги, там реки»). Для героини мир является тем самым бесконечным легким миром, который представляется светом воспоминаний, в котором нет смерти. Отец становится частью этого мира. Его образ формируется в сознании уже взрослой героини в легкий мир, свет, способный к вечной жизни, к которой не способно тело («Телу нельзя, а свету – можно»). Для героини в конце рассказа мир представляется сложенным в чемодан с накладными уголками, именно тогда он становится легким миром, в котором живет память об отце.
Вечность, с которой связан концепт «отец», реализуется в «любимой» голубой рубашке, в чем проявляется связь с общекультурным концептом «небо», в чемодане, «капустном соке», из которого, по шуточному замечанию отца, сделан мир, во «внимательном и дружелюбном» взгляде приходящего во сне отца, совмещающего в себе жизнь и сон («. я знаю этот взгляд, я узнаю его в живущих людях, узнаю и в снящихся, на этот взгляд я отзовусь всегда, встану и пойду ему навстречу»).
Концепт «отец» связан в рассказе и с ожиданием вести, «особого знака», который должен отправить отец «оттуда», для того чтобы рассказать, как устроен мир («…может быть, оказалось, что мир и правда сделан из меди и капустного сока, сложен в чемодан с накладными уголками и пересыпан нафталиновыми шариками, и это ничему не мешает — ни алмазному свету миллиардов звезд, ни кривому пространству, ни неподвижному времени, ни плеску волн, ни дорогам, ни любви»).
Таким образом, концепт «отец» в рассказе Т. Толстой «Про отца» приобретает особую разветвленную цепочечную репрезентацию, поскольку он в данном рассказе напрямую связан с такими концептами, как «мир», «чемодан». К тому же сложность репрезентации концепта «отец» связана и со сложностью пространственно-временного континуума исследуемого рассказа.
Концепт «отец» в пределах рассказа Т. Толстой «Про отца» приобретает особые индивидуально-авторские приращения, такие, как мир, чемодан, сон, твид, заячья шапка и т.д. В художественном мире Т. Толстой концепт «отец» получает особую сложную метафоричность и образность. Данная авторская репрезентация проявляет значительные отличия от представлений об отце, сформированных в национальной картине мира русского народа. Однако следует отметить сохранение у исследуемого нами концепта такого концептуального признака, как «наличие дистанции». Анализ содержательно-концептуальной информации рассказа Т. Толстой «Про отца» позволяет утверждать, что дистанция между отцом и героиней обусловлена не особенностью семейных отношений, построенных на патриархальных принципах, а трансцендентными силами «другого» мира, в который ушел отец и из которого является его образ во снах («…кажется, подошвы его не касаются пола, он словно бы висит в воздухе, словно бы покачивается, но я не уверена — там темно и плохо видно»).
Библиографический список
1. Бахтин Н.Б. История цветообозначений в русском языке. М., 1975.
2. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М., 1999.
3. Даль В.И. Пословицы русского народа. М., 2007.
4. Концептуализация как процесс и его результаты: национально-культурные и индивидуально-авторские особенности / под ред. Л.А. Исаевой. Краснодар, 2008.
5. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е.С. Кубряковой. М., 1996.
6. Фещенко О.А. Концепт «Дом» в художественной картине мира М.И. Цветаевой (на материале прозаических текстов): автореф. дис. … канд. филол. наук. Новосибирск, 2005.
7. Хайруллина Р.Х. Универсальные культурные концепты в контексте межкультурной коммуникации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Филология и искусствоведение». Майкоп, 2011. Вып.3.
8. Щибря О.Ю. Художественная концептуализация: процесс и результат // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Филология и искусствоведение». Майкоп, 2010. Вып. 4.
Дата добавления: 2019-09-08 ; просмотров: 156 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ — процедура введения онтологических представлений в накопленный массив эмпирических данных; первичная теоретическая форма, обеспечивающая теоретическую организацию материала; схема связи понятий, отображающих возможные тенденции изменения референтного поля объектов, позволяющая продуцировать гипотезы об их природе и характере взаимосвязей; способ организации мыслительной работы, позволяющей двигаться от материала и первичных теоретических концептов ко все более и более абстрактным конструктам, отображающим в пределе допущения, положенные в основание построения картины видения исследуемого сегмента реальности. В первых трех случаях можно говорить о первичном концептуальном объяснении, вводящем в работу с имеющимися данными интерпретационный (распознающий) фактор, отсутствующий в простых первичных эмпирических генерализациях, закрепленный в специально-изобретенном понятии — концепте (типа: «сплоченность», «фрустрация», «конфликт» и т.д.), разворачивающем возможную (ранее по поводу концепта разработанную) объяснительную стратегию. В последнем случае речь идет о выработке концептуальной схемы (модели, знаковой системы) изучаемой области, отражающей лишь самые существенные ее стороны (минимально-необходимый набор исходных концептов-конструктов, позволяющий задавать картину научной реальности). В этом отношении она соотносима с интерпретационной схемой, обеспечивающей движение от концептуальной схемы к эмпирическому базису (введение фактора первичного концептуального объяснения), и обратное движение от уровня данных к их К. в определенной модели. К. как движение в направлении абстрактного соотносится с операционализацией как движением к конкретному. К. позволяет: двигаться ко все более объемлющему объясняемые области фактору (»ослабленный» и «сциен-тизированный» вариант ее понимания); вписывать одно знание в другое, более общее, а в конечном итоге — и в культуру. Концептуальная схема задает теоретическое понимание целостности объекта, поддерживает системные представления о нем в исследовательских процедурах, удерживает смысловое единство внутри научно исследовательского сообщества. Проблематизация или (и) дискредитация сложившейся системы представлений происходит не только под воздействием новых данных, им противоречащих (что ведет скорее к уточнениям концептуальной схемы), но, главным образом, через разрушение задаваемых концептуальной схемой предметностей (а, следовательно, и ее самой). В концептуальных допущениях выявляются неясности, допущения и противоречия, требующие построения нового предмета и он тологизирующей его новой концептуальной схемы (в этом смысле нахождение предмета изучения и исследования есть видение объекта в свете концептуальных предпосылок, вытекающих из накопленного знания, или обнаруженного незнания). Цель К. — обозначить универсум возможных на данный момент способов работы на теоретическом уровне (в том числе обеспечение внутренней связности используемых концептов и конструктов), предложить «оптику», т.е. видение предметных полей работы в исследовательском режиме, а также задать представление об уровневой организации знания. Сама концептуальная схема имеет как правило, многоуровневый характер, внутри нее складывается сложная сеть взаимоотношений концептов, не обязательно непосредственно связанных между собой. Таким образом, концептуальную схему можно определить как определенную совокупность гипотез и предложений (допущений) о природе исследуемых объектов, основанную на имеющихся теоретических выводах и заключениях, схватывающую тенденции и зависимости (законы) между отдельными компонентами исследуемой области и соответствующую сложившейся системе понятий и позволяющую выходить (через интерпретационную схему) на уровень эмпирической работы с заданными предметами (установление внешних связей понятий). Большинство стан дартных теоретических проблем формируется и так или ина че разрешается преимущественно на уровне концептуальных схем (с подключением схем интерпретационных), служащих универсальным средством теоретического описания (изложения). В рамках структуры научной теории концептуальная схема переформулируется как фундаментальная (или частная) теоретическая схема. Хорошая теоретическая (концептуальная в целом) схема должна иметь минимум исходных концептов и утверждений и продуцировать из себя максимально много следствий. Как предельно широкую концептуальную схему в принципе можно трактовать и научную картину мира.
Источник