Краеведческие игры и викторины
Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья. Добро пожаловать юные путешественники на игру «Знатоки родной природы». Сегодня вы должны проявить свою находчивость, смекалку и сообразительность. В конце нашего увлекательного путешествия выявим самого лучшего знатока родного края. Всем удачи! Вперёд!
2. Игра- путешествие «Знатоки родной природы».
1. Этап «Переправа через болото».
Перед участниками соревнований импровизированное «болото» (нарисованные на земле «кочки» 10 кругов на расстоянии друг от друга 50-60 см. Расстояние может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от детей. Круги можно также выложить из подручного материала. Команде предлагается преодолеть «болото». Участники перепрыгивают с кочки на кочку, не касаясь «болота» ногами. Если произошло касание, или оказались двое на этапе, участнику дается штрафной балл.
Все члены команды ждут, когда последний преодолеет болото, судья выставит результат, и все продолжают путь к следующему этапу.
Оценка этапа: 10 баллов (за касание ногой «болота» штраф — минус 1 балл).
2. Этап «Поляна загадок».
На этом этапе команде предлагается отгадать загадки, могут быть на тему: «Птицы», «Деревья», «Животные» и т.д. Судья оценивает каждый правильный ответ и ставит результат.
Оценка этапа: за каждый правильный ответ 1 балл. Максимальная оценка на этом этапе 0т 10 до 20 баллов (1 балл за каждый правильный ответ).
ЗАГАДКИ О РАСТЕНИЯХ
Царства темного жильцы
Ползут в разные концы,
Неустанно влагу пьют,
Всем растеньям жизнь дают
Уселись на веточках весной подружки
И что-то лопочут при встрече друг дружке.
Весной и летом сидят, не слетая,
Зимой посмотришь — исчезла вся стая
Дарит время молодцу
ежегодно по кольцу
В тюбетейках детки
Кто ни прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки
(Репейник)
Нет грибов дружней, чем эти, —
Знают взрослые и дети, —
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу
(Опята)
и зиму, и лето зелено?
(Сосна, ель)
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает
(Дерево)
Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
(Береза)
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
(Береза)
Посадили зернышко —
Вырастили солнышко.
(Подсолнух)
Стоит в саду кудряшка — белая рубашка.
Сердечко золотое, что это такое?
(Ромашка)
Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла. (Рябина)
Никто не пугает, а вся дрожит.
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем грустит, никому не говорит.
(Ива)
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть — нет головы. (Гриб)
Удивительное солнце:
В этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят
Сотни маленьких галчат.
(Подсолнух)
Растут зеленеют,
Упадут пожелтеют,
Полежат почернеют.
ЗАГАДКИ О ПТИЦАХ
Самая болтливая. (Сорока)
И полоска шарфика. (Синица)
Хоть я не молоток –
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Ты его узнаешь сразу:
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней.
Кто на елке, на суку
Счет ведет: ку-ку, ку-ку?
(Кукушка)
На шесте — дворец, во дворце — певец.
(Скворец)
Всю ночь летает — мышей добывает.
А станет светло — спать летит в дупло.
(Сова)
Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой —
Все равно он будет мой!
(Дятел)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это .
(Снегири)
Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует — коноплю ворует.
(Воробей)
ЗАГАДКИ О ДИКИХ ЖИВОТНЫХ
Кто по елкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в лесу
У ствола грызет кору. (Заяц)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
Носится весь день
Живет в глуши лесной
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Еж)
Рыжая птичница
В курятник пришла,
Всех кур перечла
И с собой унесла. (Лиса)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (Заяц)
ЗАГАДКИ О НАСЕКОМЫХ
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел.
Погляди на молодцов:
Волокут со всех сторон
Материал для стройки.
Чёрен, а не ворон,
С крыльями, а не птица. (Жук)
С ветки — на тропинку
С травки – на былинку.
Зеленая спинка. (Кузнечик)
Пролетала над лужайкой…
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела)
В ярком платье модница
От цветка к цветку порхает
Не зверь, не птица,
Носок, как спица.
Сядет – молчит. (Комар)
Красненькие крылышки, черные горошки.
Кто это гуляет по моей ладошке?
(Божья коровка)
летит за сладеньким. (Шмель)
Сядет и добычи ждет. (Паук)
Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может.
Его фигура подвела
Гораздо толще,
Чем пчела.
Полоски — словно у осы,
На брюшке — капельки росы.
Смотри, он плюхнулся на хмель —
Большой, мохнатый, толстый. (Шмель)
ЗАГАДКИ О ЯВЛЕНИЯХ ПРИРОДЫ
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем — не найдем.
(Роса)
Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облака)
Живет без тела,
Языка не имеет,
А всем ответит.
(Эхо)
В сыру землю увяз
Ну-ка кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет?
Гуляю в поле, летаю на воле,
Кричу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Висит за окошком
Он полон капели
И пахнет весной
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу
Крашенное коромысло через реку повисло.
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
(Лед)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем — не найдем.
(Роса)
Шар воздушный золотой
Над рекой остановился,
Покачался над водой,
А потом за лесом скрылся.
(Солнце)
Говорю я брату:
— Ох, с неба сыплется горох!
— Вот чудак, — смеется брат, —
Твой горох ведь это .
(Град)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет.
(Сосулька)
Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок.
(Туман)
Зимой — звезда,
Весной — вода.
(Снежинка)
Раскаленная стрела
Дуб свалила у села.
(Молния)
Бел, да не сахар,
Ног нет, а идет.
(Снег)
Не колючий, светло-синий
По кустам развешен .
(Иней)
Живет без тела,
Языка не имеет,
А всем ответит. (Эхо)
Бежал по тропке луговой —
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой —
Речка сделалась рябой.
(Ветер)
От кого, мои друзья,
Убежать никак нельзя?
Неотвязно в ясный день
Рядом с нами бродит .
(Тень)
Без рук рисует,
Без зубов кусает.
Не огонь, а жжется.
(Мороз)
Вился, вился белый рой,
Сел на землю — стал горой.
3. Этап «Правила поведения в природе» или «В гостях у Старичка-Лесовичка».
А кто в дверь стучит, ребята? Давайте посмотрит. К нам в гости пришел «Старичок — Лесовичок». Он приветливо здоровается и жалуется: Эх, ребята, засоряют все леса, а ведь лес- это мой дом, совсем тяжело жить стало. А вы ребята, умеете вести себя в природе: в лесу, в поле, на водоеме? . Почему нельзя разорять муравейники? Почему нельзя бросать стекло в водоёмы, засорять их? А нука ребята посмотрим как вы знаете природные знки(Затем «Старичок–Лесовичок» предлагает команде 3-4 плаката с изображением запрещающих знаков в презентации) Дети, в соответствии с изображением на знаке дают ответ (например: рвать ландыши нельзя, потому, что их мало осталось в природе, они внесены в Красную книгу) и т. д. Также на этом этапе можно дать задание выполнить соответствия (нужно вписать номера правильных ответов в таблицу).
Запомните дети, что:
— брошенная бумага лежит, не сгнивая, 2-3 года;
— полиэтиленовые пакеты не разлагаются, под ними гибнет все живое;
— стекло может «сработать» как линза, и в лесу возникает пожар.
— не ломать ветки деревьев:
— не разорять муравейников и птичьих гнезд:
— не причинять вред насекомым;
— не срывать цветы;
— не бить стеклянную посуду;
— не бросать консервные банки.
Осколок бутылки, консервная банка могут поранить ногу и через много лет!
Лес – наше богатство и наше здоровье. Сокращение количества лесов уменьшает содержание кислорода в атмосфере, ведет к обмелению рек и озер.
Найди соответствия:
1. Пусть красивые цветы остаются в природе 1. Муравьи – санитары леса.
2. Не нужно разорять муравейники 2. Они защищают наши сады.
3. Не нужно ловить стрекоз 3. Без цветов не будет многих
4. Старайся не тревожить жалящих насекомых 4. Многие из них являются
5. Не следует собирать божьих коровок 5. Их следует беречь, чтобы комаров
Источник
Разработка викторины по краеведению «Самый умный краевед»
14-03-2015, 22:49
Предлагаю вам разработку викторины по краеведению для детей 13-14 лет (учащихся 7-8 классов) «Самый умный краевед». Данная работа будет полезной учителям истории и краеведения и педагогам дополнительного образования, организаторам. Данная работа для тех ребят, кто интересуется вопросами краеведения. Она поможет проверить, систематизировать и пополнить свои знания по родному краю. Викторина проводится в форме игры по станциям.
Интеграция образовательных областей «Социализация», «Коммуникация», «Познание».
Цель: повторить, обобщить и расширить ранее полученные знания по краеведению Чесменского муниципального района.
Задачи:
- Образовательная: формирование у школьников системы знаний об истории развития края.
- Развивающая: развитие умений и навыков, необходимых для активной, творческой жизнедеятельности в современных условиях для успешной социализации молодёжи.
- Воспитательная: воспитание чувства сопричастности к событиям и процессам, происходящим в районе, области, стране.
Оборудование: 7 кабинетов с названиями станций.
Раздаточный материал:
- путеводные листы,
- журнал команды,
- тесты,
- контурные карты Чесменского муниципального района,
- ребусы,
- фотографии,
- кроссворды.
Викторина «Самый умный краевед»
Все ребята делятся на небольшие группы по 3-4 человека и получают путеводные листы с указанной последовательностью прохождения станций и журнал команды: Вступительное слово:
Здравствуйте уважаемые участники викторины по краеведению «Самый умный краевед» — 2015 года! Она пройдет в форме игры по станциям. Это своеобразное закрепление полученных знаний и умений на занятиях по краеведению. Викторина проводится в семь этапов:
1-я станция «Географическая», 2-я станция «История в ребусах», 3-я станция «История в фотографиях», 4-я станция «История в лицах», 5-я станция «Историческая», 6-я станция «Военные страницы истории», 7-я станция «Архитекторы».
Внимание, условия викторины: Каждой команде выдается путеводный лист, в котором по порядку прописаны станции, которые необходимо пройти. Порядок прохождения станций строго соблюдается членами команды. Также каждой команде выдается журнал, в котором фиксируются все их набранные баллы за каждую пройденную станцию. По завершению прохождения всех станций в журнале команды должны быть заполнены все строки документа. В противном случае журнал не рассматривается. Время выполнение задания на каждой станции ограниченно.
Общее количество балов _________________ Оно составляет строго 10 минут. В них входят: до 1 минуты объяснение задания, 8 минут на выполнение задания и 1 минута на обработку результатов и выставления баллов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Побеждает та команда, которая наберет большее количество баллов. У вас есть ко мне вопросы? (вопросы детей). Если ко мне больше не имеется вопросов, то команды могут пройти на свои станции. Желаю всем удачи!
Задания:
1 станция. Географическая. (Работа с контурной картой муниципального района)
На контурной карте обозначьте: — место расположения юга, севера, запада, востока — районы, с которыми граничит Чесменский муниципальный район — населенные пункты, расположенные на территории Чесменского муниципального района.
2 станция. История в ребусах.
(Работа с зашифрованными терминами по краеведению) — дайте определение следующим терминам (курган, тогузак, кочевники, правила о переселении)
3 станция. История в фотографиях. (Работа с фотографиями) — Назови, что изображено на фотографии (красный угол, рушник, кочерга, сундук, прялка, маслобойка, женская рубаха, чугунок, шашка).
4 станция. История в лицах. (Работа с кроссвордом) — Разгадай кроссворд (Беликов, Анищенко, Кривенко, Волков, Брябрин, Бекеев, Уржумов).
1. Назовите фамилию заслуженного учителя школы РСФСР, краеведа, почетного гражданина Чесменского района, основавшего Чесменский историко-краеведческий музей.
2. Назовите фамилию участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза, именем которого названа улица в с.Чесма.
3. Назовите фамилию поэта, члена Союза писателей России, уроженца Чесменского района, автора нескольких сборников стихов и прозы «Всяк по всякому», «Закваска», «Черный бор» и др. Его брату принадлежит авторство таких книг как «Златовласка», «Вечерний свет».
4. Назовите фамилию участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза имя, которого присвоено школе в пос.Новоукраинском Чесменского района (2005) и улице в районном центре.
5. Назовите фамилию отличника физической культуры, почетного гражданина Чесменского района, имя которого по решению совета депутатов Чесменского муниципального района, присвоено муниципальному учреждению «Физкультурно-оздоровительный комплекс».
6. Назовите фамилию хорунжия, уроженца станицы Алексеевской, руководящего строительством военного поселения №27 на Новой пограничной линии (Новолинейный район) в 1843 году.
7. Назовите фамилию механизатора, уроженца пос. Черноречье, хозяйственного руководителя, почетного гражданина Чесменского района, который в 1950 г. за 35 рабочих дней намолотил 7 тыс. ц. зерна, за что и был удостоен звания Герой Социалистического Труда.
8. Назовите фамилию уроженца пос. Березинский, воина-интернационалиста, погибшего при взятии президентского дворца в г. Грозном (Чеченская республика), награжденным орденом Мужества (посмертно). На доме в котором он жил установлена мемориальная доска.
9. Назовите фамилию отличника здравоохранения, почетного гражданина Чесменского района, врача-отоларинголога, ушедшего из жизни от остановки сердца на работе.
5 станция. Историческая. (Работа с тестами)
— Ответьте на 19 вопросов по краеведению. (каждый правильный ответ – 1 балл)
Тестовые задания по курсу «Краеведение»
1. Древнейший человек на Земле появился около 3 млн. лет назад. Когда появились первые люди на Урале?
А) 1 млн. лет назад; Б) 300 тыс. лет назад; В) около 150 тыс. лет назад.
2. Коренным населением Южного Урала являются:
А) русские; Б) башкиры; В) монголы-татары.
3. Что изображено на гербе Челябинской области:
А) Серп и молот; Б) Верблюд; В) Сноп зерна
4. В 2003 и 2006 годах Чесменский район был признан:
А) Лучшим аграрным районом в Челябинской области
Б) Лучшим сельскохозяйственным районом в Челябинской области
В) Лучшим промышленным районом в Челябинской области
5. Назовите первые станицы, появившиеся на территории Новолинейного района:
А) Чесменская, Наталинская
Б) Чесменская, Беловская
В) Березинская, Новоукраинская.
6. Назовите Героев Советского Союза, уроженцев Чесменского муниципального района:
А) Волошин М.Е., Карташов А.Е., Ситников В.И.
Б) Беликов А.Н., Волошин М.Е., Ситников В.И.
В) Волошин М.Е., Кривенко Ф.П., Ситников В.И.
7. Сколько Героев Социалистического Труда, уроженцев Чесменского муниципального района, трудилось на его полях?
А) 3; Б) 5; В) 6
8. «Почетный гражданин Чесменского муниципального района» — это:
А) заслуженное звание, жителя Чесменского муниципального района за личный вклад в развитии сельского хозяйства района
Б) заслуженное звание, жителя Чесменского муниципального района за личный вклад в развитии животноводства района
В) заслуженное звание, жителя Чесменского муниципального района за личный вклад в развитии Чесменского муниципального района.
9. В каком году был образован Чесменский муниципальный район?
А) 1843; Б) 1935; В) 1940
10. Что изображено на гербе Чесменского муниципального района?
А) Серп и молот; Б) Верблюд; В) Сноп зерна
11. Какое название носило территориальное объединение в границах Чесменского муниципального района в конце ХIХ века?
А) Троицкий район
Б) Варненский район
В) Новолинейный район
12. Назовите сословие, основавшее станицы в территориальных границах Чесменского муниципального района в конце ХIХ века
А) Украинцы; Б) Казаки; В) Холопы
13. Назовите национальный поселок в Чесменском муниципальном районе:
А) Новоеткульский; Б) Редутово; В) Беловка
14. Назовите Героя Советского Союза имя, которого носит улица и школа в селе Чесма
А) Кривенко Ф.П.; Б) Ситников В.И.; В) Волошин М.Е.
15. В честь какого исторического события была названа станица Чесменская?
А) Чесменское морское сражение 1770г.
Б) Основание села Чешма в Болгарии
В) Не имеет связи с историческим событием
16. Что такое «генеалогия»?
А) перечень поколений одного рода
Б) перечень членов своей семьи, живущих на одной территории
В) наука о родственных связях.
17. Что такое «поколение»?
А) совокупность близких родственников, живущих вместе
Б) совокупность родственников всех родов
В) группа людей, близких по возрасту, объединенных общей деятельностью.
18. Кто такие «потомки»?
А) люди будущих поколений
Б) Совокупность родственников всех поколений
В) группа людей, близких по возрасту, объединенных общей деятельностью
19. Кто такие «предки»? А) люди будущих поколений
Б) люди, которые жили на нашей земле много веков назад
В) группа людей, близких по возрасту, объединенных общей деятельностью.
6 станция. Военные страницы истории. (Работа с научной литературой)
— Приготовьте сообщение по заданной теме.
Примерные варианты сообщений:
1. Охарактеризуйте материально-бытовое положение жителей Чесменского района в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 2. Охарактеризуйте работу системы образования Чесменского района в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 3. Охарактеризуйте работу системы здравоохранения Чесменского района в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 4. Охарактеризуйте деятельность правоохранительных органов Чесменского района в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 5. В чем заключалась помощь сельских тружеников Чесменского района фронту. 6. Охарактеризуйте деятельность районных органов власти Чесменского района в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 7. Как повлияла эвакуация населения на жизнь местных жителей Чесменского района в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Источник
Краеведческая викторина "Своя игра"
Изучение регионального компонента предусматривается в содержании многих школьных дисциплин. Однако с переходом на концентрическую систему из-за большого объема учебного материала не всегда на уроке можно использовать дополнительные сведения при изучении тех или иных вопросов.
Данная викторина предназначена для внеклассной работы с учащимися 8–9-х классов. Викторина предполагает одновременно и получение школьниками новой информации, и актуализацию уже имеющихся знаний. Она может быть использована для проведения классных часов, общественного смотра знаний, методических недель, школьных вечеров туристско-краеведческой направленности.
Подготовительная работа к данному мероприятию незатруднительна и не требует больших затрат времени. Необходимо подготовить ведущих для информационной части, за одну-две недели до проведения викторины объявить ребятам о ее проведении, порекомендовать:
– дополнительную литературу для чтения;
– организовать фотовыставку “Удивительные жители Земли”, “Красота природы нашего края”, “Полезные ископаемые”;
– устроить выставку книг по теме викторины;
– если в школе есть музей, то провести экскурсию по теме “Люди земли Кузнецкой”.
При проведении викторины можно использовать карту Кемеровской области, на которой болельщики или участники команд могут показать реки, населенные пункты, месторождения полезных ископаемых Кемеровской области.
Для проведения викторины необходимо приготовить сводную ведомость для оценки ответов команд. Для подведения итогов викторины можно также на доске вывесить или нарисовать мелом сводную ведомость результатов участия команд в викторине.
1. В викторине принимают участие три команды произвольной численности, которые, пользуясь приведенной схемой, выбирают тему вопроса и его стоимость.
Удивительные животные | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Удивительные растения | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Мир минералов | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Другими словами | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Реки | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Горы | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Люди Земли Кузнецкой | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
2. Право ответа принадлежит команде, первой поднявшей табличку со своим названием. В случае верного ответа на счет команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если дан неправильный ответ, та же сумма снимается со счета команды, и право ответа на этот вопрос переходит к другим командам.
3. В игре встречаются следующие сектора:
– “Кот в мешке”: вопрос должен быть передан любой другой команде;
– “Своя игра”: стоимость вопроса может быть увеличена в пределах всей суммы баллов, которой на данный момент располагает команда. Соперники могут «выкупить” право ответа на этот вопрос, поставив на кон большее количество баллов. Право ответа на этот вопрос принадлежит только выигравшей торги команде. Если одна из команд идет “ва-банк”, то есть ставит на кон всю имеющуюся на ее счету сумму баллов, другие участники могут перекупить вопрос только своим “ва-банком”, если сумма баллов у них больше. В этом случае при неправильном ответе на счету команды остается ноль баллов, а при правильном – сумма баллов удваивается.
4. Игру завершает раунд “Своя игра”. Команды делают ставки, исходя из имеющихся баллов на своем счету. Ведущий зачитывает задание. После минуты обсуждения команды дают ответы. При правильном ответе сумма ставки поступает на счет команды, при неправильном – списывается со счета. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
5. По окончанию викторины команда, показавшая лучшие результаты, награждается призами и грамотами.
– развитие познавательного интереса к истории и природе родного края;
– расширение кругозора учащихся;
– развитие навыков работы в группах, коммуникативных способностей;
– развитие памяти, образного и логического мышления учащихся.
Тема “Удивительные животные”.
10 баллов. Это небольшое животное очень ценится за вещество, небольшое количество которого на международном рынке стоит больше, чем новенький автомобиль. И поэтому ни в чем неповинный зверек нещадно истребляется браконьерами. (Кабарга.)
20 баллов. За проворство и умение быстро передвигаться по деревьям этого зверька называют “северной обезьяной”. Они хорошо приспособлены к древесному образу жизни – в этом им помогают коготки, расположенные на лапках, и длинный пышный хвост, служащий рулем и парашютом. Время от времени они предпринимают длительные путешествия, преодолевая препятствия, встречающиеся на пути: водоемы, безлесные пространства и даже населенные пункты. Причина таких массовых переселений – неурожаи основных кормов. В старину в народе говорили, что один леший другому их в карты проиграл, вот они и перекочевывают во владения своего нового хозяина. (Белки.)
30 баллов. С самого детства эта птица питается кедровыми орехами. А если выпадают неурожайные годы, то птицам приходится объединяться в стаи и лететь, куда глаза глядят. По сути, она выполняет роль садовника, так как часть запасов, сделанных ею, прорастает. Тем самым она способствует расселению кедра на новые территории. Также запасами этой птицы охотно пользуются бурундуки, соболь. (Кедровка.)
40 баллов. В мировых масштабах эта птица встречается еще довольно часто, в Европе же ее численность заметно сократилась. Она является настоящим гурманом, питается исключительно рыбой и не может перестроиться на другие источники питания. Эта редкая птица представляет интерес для коллекционеров, которые разоряют ее кладки.
(Скопа питается исключительно рыбой: не более 2–3 кг в сутки. Численность скопы стала восстанавливаться, благодаря созданию заповедника “ Кузнецкий Алатау”, восстановлению запасов хариуса, ленка и тайменя в горных реках.)
50 баллов. В Красную книгу Кемеровской области занесено три вида птиц, носящих название гриба. (Поганки: черношейная, красношейная и большая поганка (чомга).)
Тема “Удивительные растения”.
10 баллов. Это дерево растет не только у нас, оно очень популярно в Средиземноморье, где его нередко называют деревом Аполлона в честь древнегреческого бога красоты. Это растение также называют деревом троянского коня.
По легенде из древесины именно этого дерева был построен знаменитый троянский конь. Из коры этого дерева получают смолу – живицу – сырье для производства “бальзама”. Из ветвей добывают эфирное масло. (Пихта.)
20 баллов. В России это дерево издавна считалось символом счастья и мира в семье. По народной традиции, молодожены в начале семейной жизни должны были посадить это дерево перед своим домом. Оно было частью многих обрядов и обычаев.
Также считали, что если ветви дерева прикрепить к дому и воротам, злые духи обойдут жилище стороной. Позднее на Руси распространился обычай выносить под это дерево больных. Считалось, что аромат дерева способен изгнать болезнь.
С древности пришел также обычай бросать в воду ветки этого дерева. Тогда качество питьевой воды сохранялось на долгое время. (Рябина.)
30 баллов. Этот цветок активно выделяет нектар, что привлекает к нему жучков. Научное название цветка происходит от греческого: “врачующий, целебный”. Древняя греческая легенда объясняет происхождение этого слова так: врач Пэон исцелил от ран бога подземного царства Плутона, раненного Геркулесом. В знак благодарности боги спасли Пэона от смерти и превратили его в цветок. А еще это растение известно своими бактерицидными свойствами, а также тем, что из него изготавливают лекарственные препараты. (Марьин корень.)
40 баллов. Давно возникло красивое сказание, что это растение или, как его еще называли, перунов огнецвет, жар-цвет, кочедыжник цветет только в ночь на Ивана Купалу – старинный славянский праздник в честь бога плодов, отмечавшийся в старину 23 июня. В этот день устраивали игры, жгли костры, водили хороводы, выкрикивая при этом имя Купалы, от которого зависел урожай. А ночью накануне праздника, особо удачливые якобы видели в лесу волшебный цветок кочедыжника. И происходило это будто бы так. Между листьями, похожими на листья орла, поднимался светящийся цветок, озарявший все вокруг, и при этом раздавался гром, и сотрясалась земля. Человеку, овладевшему цветком кочедыжника, были подвластны все тайны и чары. (Папоротник.)
50 баллов. “Кот в мешке”. Согласно древней легенде, гномы лишились своих жилищ в лесах, так как люди, в поисках накопленных сказочным народом сокровищ, потревожили вечный покой лесного храма. Несчастные гномы нашли приют под небольшим кустом, который и приютил их. В знак своей благодарности к нему, гномы расселили этот кустарник по всему свету.
Исследования ученых показали, что у больных, которым в рацион включали ягоды этого растения, улучшилось зрение. Иногда клоны этого кустарника занимают территорию до 2 км в поперечнике, а их возраст достигает от 100 до 300 лет. (Черника.)
Тема “Мир минералов”.
10 баллов. В переводе с греческого название этого минерала означает “черный янтарь”. Он был известен римлянам со времен захвата Британии. Черный цвет камня – цвет печали – явился причиной того, что из камня изготавливали похоронные ювелирные изделия и разнообразные атрибуты. По поверьям, минерал укрепляет зрение, оберегает от сглаза. Ожерелья из этого минерала надевали на детей, чтобы уберечь их от плохих людей. Данный минерал был и остается самым дешевым и красивым из поделочных камней. (Гагат.)
20 баллов. В переводе с латинского название этого минерала означает зерно. Данный минерал использовали в качестве строительного минерала еще во времена до нашей эры. Так, древние египтяне и греки применяли его при сооружении статуй и гробниц. Благодаря способности минерала не разрушаться на протяжении очень долгого времени, его использовали для изготовления надгробий, могильный плит и памятников. (Гранит.)
30 баллов. В названии этого минерала – металла наши предки отразили сияние солнечного света. В переводе с латинского название этого минерала означает “солнечный восход”. Поклонники Солнца инки, жившие на территории Перу, считали этот минерал священным воплощением солнца на Земле. Они построили при храме символ минерала – Солнца – … сад, в котором были рассажены кустарники, деревья, цветы, птицы, изготовленные из чистого минерала. Одним из самых важных свойств минерала является его исключительная высокая химическая стойкость. Его способна растворить только “царская водка” – смесь соляной и азотной кислот. Из одного килограмма минерала можно вытянуть нить длиной более 3 километров. (Золото.)
40 баллов. Данный минерал известен очень давно, однако большой популярностью он никогда не пользовался. Горняки считали его “пустой породой”, поскольку из него невозможно было извлечь металлы. За ним даже закрепилось презрительная кличка “кошкино золото”, потому что чешуйки минерала сверкали и серебрились, но не имели никакой ценности. В 10–13 веках минерал был настолько дорог, что позволить себе купить его могли только богатые люди.
Большие листы минерала помещали в оконницы храмов, а небольшие четырехугольные кусочки вставляли в окна боярских усадьб. (Слюда, разновидности: флогопиты, мусковиты.)
50 баллов. Этот камень носили как талисман, который имел способность спасать от ядов, в том числе змеиных, защищать от сглаза, прогонять нечистую силу. Минерал некрасивого серого или красноватого цвета называли ласточкин камень, его как будто находили в ласточкиных гнездах, и он считался целебным. Знахари пользовались им при лечении разных болезней.
До сих пор в Нормандии живо поверье о минерале, возвращающем зрение, который ласточки таинственным образом находят за морем. Чтобы добыть его, необходимо разостлать под гнездом ласточки красный платок, на который она, приняв его за огонь, бросит камень. В Англии этот минерал считается символом долговечности, в Индии – процветания и благополучия. (Агат.)
Тема “Другими словами”.
10 баллов. Растение, издающее сильный аромат в вечерние и ночные часы, иногда называют ночной фиалкой. Оно занесено в Красную книгу Кемеровской области, В его названии можно прочитать женское имя. (Любка двулистная.)
20 баллов. Этот минерал находит самое широкое распространение. Уже древние римляне и греки использовали эту горную породу в строительстве и скульптуре. Особенно ценились среди скульпторов белые, слегка просвечивающие сорта минерала, способные имитировать цвет человеческого тела. Из него высечено огромное количество памятников и скульптур всех эпох. Название данного камня является этимоном латинского слова “калкем”, которое означает “известь”. (Мрамор.)
30 баллов. Населенный пункт на территории Тисульского района, основанный в 18 веке крестьянами из Европейской России, предки основателей должны были связаны с ювелирным ремеслом. (Серебряково.)
40 баллов. Этот цветок получил название по форме губы, напоминающей женскую обувь. (Венерин башмачок.)
50 баллов. “Кот в мешке”. Это небольшое животное проживает и в высокогорье, и на равнинах. Роет норы или использует для укрытия ниши между камнями. Свое название получила за громкий писк и за привычку запасать на зиму разные травы, складывая их в виде стожков, за что получила название сеноставка. Причем общее количество заготовленных на семейном участке кормов может составлять несколько десятков килограммов. Эти запасы с удовольствием поедают лоси и другие животные. (Пищуха.)
10 баллов. Левый приток Чулыма. Протекает по границе Кемеровской области с Хакасией и Красноярским краем. Название образовано от кетско-ассанского УР – “река”. Протяженность реки – около 200 км. (Урюп.)
20 баллов. Одна из главных водных магистралей Кемеровской области, имеет титул “сильно загрязненной реки”. (Томь.)
30 баллов. Самая порожистая река нашего края. (Мрассу.)
40 баллов. Река, которая говорит о себе только в первом лице. (Яя.)
50 баллов. Река, протекающая по территории Кемеровской области всего 25 км, но по длине больше, чем Томь. (Чулым.)
Тема “Горы”10 баллов. Гора, расположенная в северной части главного хребта Кузнецкого Алатау, получившая название за выветренные временем сооружения, напоминающие своим силуэтом соборы. (Церковная гора.)
20 баллов. Гора в Прокопьеском районе, переводится как “гора ветров” (Тырган.)
30 баллов. Что означает следующее географическое название: хребет Тигиртиш в центре Кузнецкого Алатау (Небесные горы.)
40 баллов. Гора в Салаирском кряже, носящая имя животного. (Барсук.)
50 баллов. Что означает название горы Карадаг в Тисульском районе, в окрестностях которой расположены живописные скалы?
(Черная гора.)
Тема “Люди Земли Кузнецкой”.
10 баллов. Наш земляк из села Воскресенка принимал участие в составе 28 танковой бригады в боях на Волоколамском направлении. Зимой 1942 года воевал на новом танке “Т-34” под Сталинградом. Участвовал в одном из самых ожесточенных боев – танковом сражении под Прохоровкой на Курской дуге – в качестве наводчика тяжелой самоходной установки. Освобождал Белоруссию и Польшу. (Назаров Роман Никитич.)
20 баллов. Кандидат биологических наук, автор известных книг “Птицы Кемеровской области” и “Птицы Байкала”, сотрудник заповедника “Кузнецкий Алатау”. (Васильченко Андрей Андреевич.)
30 баллов. Наш земляк из Тисуля, воевал в составе третьей роты 696 Севастопольского стрелкового полка. Проявил храбрость при форсировании реки Одер в районе г.Фюрстенбнрг, первым бросился в ледяную воду, достиг противоположного берега, с ходу ворвался во вражескую траншею и уничтожил пятнадцать гитлеровцев. Был ранен, оказался в окружении, но продолжал удерживать захваченный плацдарм. За этот подвиг был удостоен звания Героя Советского Союза. (Михаил Дмитриевич Сметанин.)
40 баллов. Известный российский прозаик, Лауреат Государственных премий СССР, РСФСР, Ленинского Комсомола, уроженец города Мариинска, проведший детство и юность в городе Тайге (Владимир Алексеевич Чивилихин.)
50 баллов. Действительный член, академик Международной инженерной академии; академик Академии информатизации, Почетный железнодорожник, видный политический деятель России (Аман Гумирович Тулеев.)
Раунд “Своя игра”.
Они бывают “прямыми”, “верными”, “кедровыми”, “скалистыми”, “новыми”, “солеными”. О чем идет речь? (Реки Кемеровской области: Подобас – прямая, Китат – новая река, Кия – скалистая, Тяжин – соленая, Пызас – кедровая, Тисуль – верная река.)
Источник
—>Библиофил —>
—>
—>
—>
Весь Пермский край [154] |
Викторины по краеведению [11] |
Здравоохранение в Соликамске [9] |
Имена в истории Пермского края [98] |
История Cоликамска в лицах [64] |
Коллекционеры Соликамска [16] |
Обзор краеведческой литературы [83] |
Образование в Соликамске [6] |
Писатели Соликамска [12] |
Прикамье и Соликамск в годы ВОВ [43] |
Соликамск исторический [59] |
Соликамск культурный [35] |
Соликамск промышленный [24] |
Соликамск туристический [30] |
Соликамский район [31] |
Статьи из периодических изданий и книги о Соликамске [49] |
Ссыльный Пермский край [18] |
Флора и фауна Пермского края [34] |
Художники Соликамска [5] |
—>
Мы предлагаем
—>
—>Главная » —>Файлы » Краеведение » Викторины по краеведению |
—>В категории материалов : 11 —>Показано материалов : 1-11 |
—>Сортировать по : Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Загрузкам · Просмотрам
Промышленный потенциал Урала создается нашими предприятиями — регион богат природными ресурсами, которые оставили под землей соленые моря пермского периода. Например, в Верхнекамье сейчас функционируют 10 наиболее крупных предприятий, на которых трудятся более 30 тысяч человек. Их деятельность обеспечивает 42,6% объема экспорта края, а совокупный объем производства в прошлом году составил 235 млрд рублей.
Среди этих предприятий такие крупные компании, как ПАО «Уралкалий», ООО «Еврохим – Усольский калийный комбинат», ЗАО «Верхнекамская калийная компания», ООО «Соликамский магниевый завод», ООО «Сода-Хлорат», филиал «Азот» АО «ОХК «Уралхим», ПАО «Метафракс», АОА «Губахинский кокс», «Соликамскбумпром» и другие.
Производственные мощности компании находятся в городах Березники и Соликамск Пермского края, штаб-квартира — в Березниках.
«Уралкалий» выпускает около 20 % мирового объёма калийных удобрений, 80 % всей продукции идет на экспорт. Главными покупателями являются Китай, Индия, Россия, страны Юго-Восточной Азии, США и Бразилия.
В 2016 году выпуск товарного хлористого калия составил 10,8 млн тонн. Численность персонала в основном производственном подразделении на конец 2016 года составила около 11 000 человек.
Выручка компании по МСФО в 2016 году составила 151,7 млрд рублей, чистая прибыль — 94,95 млрд руб.
Дорогие читатели, предлагаем вам небольшую викторину по улицам г. Соликамска приуроченную к 585-летнему юбилею. Среди улиц нашего города есть молодые и старые, маленькие и большие, благоустроенные и не очень.
Источник