Охрана труда и промышленная безопасность: в чем отличия
На сайтах предложений о работе часто встречаются объявления о поиске инженера по охране труда и промышленной безопасности. Можно подумать, что эти два понятия являются синонимами. Однако это не совсем так. Что такое промышленная безопасность? Это деятельность, направленная на минимизацию последствий аварий на опасных объектах производства. Это создание особых условий, при которых риск возникновения чрезвычайной ситуации сведен практически к нулю. Охрана труда представляет собой комплекс мероприятий, которые проводятся не только на крупных предприятиях, но и во всех других малых организациях вне зависимости от формы собственности.
Различия между промышленной безопасностью и охраной труда
Промышленная безопасность
Охрана труда
Ориентирована на соблюдение законодательных и правовых норм, обеспечение работы техники, приборов и контрольных систем, проведение экспертизы состояния построек и оборудования, осуществление диагностической и испытательной деятельности, освидетельствование сооружений и технических устройств.
Предполагает разработку нормативной документации, страхование сотрудников от несчастных случаев, создание благоприятных условий для работы, планирование бюджета.
Регулируется ФЗ № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации.
Контролирующим органами является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Органами, разрабатывающими политику охраны труда и осуществляющими нормативно-правовое регулирование в данной сфере, являются Роструд и Министерство труда и социальной защиты РФ.
Кто занимается промышленной безопасностью?
В квалификационных справочниках указаны две профессии: «Специалист по охране труда» и «Инженер по промышленной безопасности». Законодательством не запрещено совмещать эти должности. С другой стороны, есть некоторые нюансы. У инженера по промышленной безопасности должно быть законченное высшее профильное техническое образование. Для совмещения постов сотруднику, выполняющему обязанности специалиста по охране труда, нужно закончить курсы проф переподготовки.
Что входит в обязанности инженера по промбезопасности?
В сферу деятельность специалиста по промбезопасности входит:
- контроль и проверка выполнение правил и требований промышленной безопасности;
- организация и выполнение ряда экспертиз и контроля производства;
- разработка плана и графика мероприятий по локализации аварий и устранению их последствий;
- подготовка работников организации к аттестации по промбезопасности;
- информирование сотрудников об изменениях требований по промышленной безопасности и т. д.
Где выучиться на инженера по промышленной безопасности?
Существует множество курсов по повышению квалификации и профессиональной переподготовке по направлению «Инженер по промбезопасности». Если нет возможности лично присутствовать на лекциях, стоит записаться на дистанционное обучение. Такая форма занятий организована в Современной научно-технологической академии. Для зачисления в СНТА не нужно сдавать вступительные экзамены (требуется заявка, копии паспорта и диплома, подписанный договор и внесение оплаты). Слушатель самостоятельно изучает материал, который размещен в электронной библиотеке Академии, а в конце сдает проверочную работу. По результатам он получает удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке (в зависимости от выбранного курса). Документы установленного образца принимаются на всех предприятиях РФ. Стандартизированный учебный план предполагает рассмотрение таких вопросов, как:
- Политика государства в области промбезопасности;
- Опасные объекты производства;
- Производственный контроль;
- Лицензирование отдельных видов деятельности;
- Техническое регулирование;
- Экспертиза промышленной безопасности;
- Определение уровня опасности и рисков;
- Экологическая и энергетическая безопасности;
- Ответственность за несоблюдение актуальных требований.
Чтобы узнать подробности об организации занятий, позвоните в СНТА по телефону 8 (800) 707-48-27.
Источник
Статья 366 ТК РФ. Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности
Государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.
1. Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401.
2. Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору названная Служба является:
— органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;
— уполномоченным органом в области промышленной безопасности;
— органом государственного горного надзора;
— органом государственного энергетического надзора;
— органом государственного строительного надзора;
— регулирующим органом в соответствии с Конвенцией о ядерной безопасности и Объединенной конвенцией о безопасности обращения с отработанным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, а также компетентным органом Российской Федерации в соответствии с Поправкой к Конвенции о физической защите ядерного материала.
3. К функциям Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) отнесены контроль и надзор в сфере:
— безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами;
— безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения);
— безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей);
— безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления);
— безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения; государственной безопасности в указанной области.
4. На основании федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор:
— за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии;
— ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью (на объектах использования атомной энергии);
— физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов;
— выполнением международных обязательств Российской Федерации в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии;
— соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;
— соблюдением (в пределах своей компетенции) требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике);
— безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами;
— соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ;
— соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления);
— соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства РФ в области обращения с радиоактивными отходами;
— своевременным возвратом облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов и продуктов их переработки в государство поставщика, с которым Российская Федерация заключила международный договор, предусматривающий ввоз в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов с целью временного технологического хранения и переработки на условиях возврата продуктов переработки (в пределах своей компетенции);
— горноспасательными работами в части, касающейся состояния и готовности подразделений военизированных горноспасательных частей к ликвидации аварий на обслуживаемых предприятиях;
— соблюдением в пределах своей компетенции при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
— соблюдением в пределах своей компетенции собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований об их оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов;
— соблюдением юридическими лицами, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования составляет более чем 50% и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество которых либо более чем 50% акций или долей в уставном капитале которых принадлежит государственным корпорациям, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
— проведением обязательного энергетического обследования в установленный срок;
— соблюдением требований технических регламентов в установленной сфере деятельности.
Кроме того, Ростехнадзор осуществляет лицензирование деятельности в области использования атомной энергии, а также других видов деятельности, отнесенных к его компетенции.
Ростехнадзор выдает разрешения:
— на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии;
— применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах;
— эксплуатацию поднадзорных гидротехнических сооружений;
— выбросы и сбросы радиоактивных веществ в окружающую среду;
— применение взрывчатых материалов промышленного назначения и ведение работ с указанными материалами.
К компетенции Ростехнадзора также относятся:
— установка нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух и нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные объекты;
— регистрация опасных производственных объектов и ведение государственного реестра таких объектов;
— проверка (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности.
— квалификационные справочники должностей руководителей и специалистов (служащих), в которых определяются квалификационные требования к работникам, получающим разрешение на право ведения работ в области использования атомной энергии;
— перечни радиоизотопной продукции, ввоз и вывоз которой не требуют лицензий.
Ростехнадзор осуществляет также следующие полномочия:
— организует и обеспечивает функционирование системы контроля за объектами использования атомной энергии при возникновении на них аварий;
— создает, развивает и поддерживает функционирование автоматизированной системы информационно-аналитической службы, в т.ч. для целей единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории РФ;
— руководит в составе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций деятельностью функциональных подсистем контроля за химически опасными и взрывоопасными объектами, а также за ядерно и радиационно опасными объектами;
— размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
— выдает заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации;
— утверждает декларации безопасности поднадзорных гидротехнических сооружений, составляемые на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации;
— обобщает практику применения законодательства РФ в установленной сфере деятельности;
— организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством РФ срок;
— обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
— взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
— осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.
В целях реализации своих полномочий Ростехнадзор имеет право:
— запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
— проводить необходимые расследования, организовывать необходимые исследования, испытания, экспертизы, анализы и оценки, а также научные исследования по вопросам контроля и надзора в установленной сфере деятельности;
— давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
— контролировать деятельность территориальных органов Службы и подведомственных организаций;
— в установленном порядке привлекать для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;
— применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;
— создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в т.ч. межведомственные, в установленной сфере деятельности;
— учреждать знаки отличия и награждать ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности;
— разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, а также порядок ее ношения;
— в установленном порядке учреждать печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов в своей сфере деятельности, публикации официальных объявлений, а также для размещения других материалов по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Службы.
При осуществлении нормативного правового регулирования в установленной сфере деятельности Служба не вправе устанавливать:
— не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции и полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
— ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов актами Президента РФ и Правительства РФ.
Источник комментария:
Отв. ред. Ю.П. Орловский «КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», изд.6-е АКТУАЛИЗАЦИЯ
ОРЛОВСКИЙ Ю.П., ЧИКАНОВА Л.А., НУРТДИНОВА А.Ф., КОРШУНОВА Т.Ю., СЕРЕГИНА Л.В., ГАВРИЛИНА А.К., БОЧАРНИКОВА М.А., ВИНОГРАДОВА З.Д., 2014
При этом условно выпущенные товары приобретают статус товаров Таможенного союза после прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин налогов (подпункт 1 пункта 1 статьи 200 ТК ТС). Пункт 2 статьи 366 ТК ТС устанавливает, что к отношениям регулируемым таможенным законодательством Таможенного союза, возникшим до вступления в силу данного Кодекса, он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 367 — 372 названного Кодекса.
2010, в связи с чем к спорным правоотношениям подлежат применению действовавшие в этот период времени положения пунктов 1-2 статьи 361 ТК РФ, устанавливающие возможность проведения таможенного контроля только в пределах одного года Ни пункт 2 статьи 366, ни пункт 1 статьи 370 ТК ТС не позволяют применить положения статьи 99 ТК ТС к спорным правоотношениям в области таможенного контроля, поскольку в них не регулируется вопрос о сроках проведения таможенного контроля после выпуска товаров. При этом практика арбитражных судов Российской Федерации свидетельствует о том, что имеет место различное применение и толкование арбитражными судами норм материального права, касающихся исчисления сроков таможенного контроля после выпуска в отношении товаров выпущенных в свободное обращение до 01.07.2010.
Источник
Роль государства в обеспечении промышленной безопасности на опасных производственных объектах
Государства всех стран мира понимают, что излишнее давление на бизнес только усугубляет его положение и как следствие сказывается на состояние национальной экономики. Российские власти не являются исключением и также стараются регулировать свое вмешательство в деятельность частного предпринимательства, снимая постепенное ненужные административные барьеры. Еще в 2003 году был издан президентский указ №824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах», результаты которого ощущаются до сих пор. В него включены следующие мероприятия федеральных властей, призванные облегчить предпринимательскую деятельность в Российской Федерации:
- Ограничение влияние государства на бизнес.
- Разработка мер по удалению дублирующего регулирования на уровне федеральных и региональных органов власти.
- Совершенствование саморегулирующихся организаций в сфере предпринимательской деятельности.
Эти меры в разной степени относятся и к управлению промышленной безопасности опасных производственных объектов. На сегодня государственным контролем этой сферы деятельности занимаются две федеральные структуры: Минприроды РФ и Ростехнадзор. Деятельность первого государственного органа регулируется правительственным постановлением РФ от 29 мая 2008 года №404 – «О министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации». Согласно этому документу ведомство занимается регулированием в области промышленной безопасности предприятий, вырабатывает ее политику на государственном уровне и разрабатывает соответствующий нормативный регламент.
Ростехнадзор руководствуется в своей работе постановлением правительства России № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» от 30 июля 2004 года. Основными функциями этого надзорного федерального органа является осуществление контрольной деятельности над работами в сфере использования недр, безопасной эксплуатации сетей (за исключением бытовых) и тепловых устройств, безопасности хранения взрывчатых веществ, а также их производства и применения. Основным базовым нормативным регламентом для ведомства является Федеральный закон от 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Кроме того, регламент в этой области пополнился еще одним значительным документом, который зафиксировал на нормативном уровне порядок регулирования надзорных и контрольных функций со стороны государственных органов – это Указ российского президента от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В нем четко прописаны функциональные обязанности подобных федеральных ведомств. К ним относятся:
- Реализация конкретных действий по реализации контрольных и надзорных функций за исполнением юридических и физических лиц, а также государственных структур и общественных организаций соответствующего законодательного и нормативного регламента.
- Осуществление процедуры выдачи соответствующими органами российской власти разрешительной (лицензионной) документации.
- Проведение процесса регистрации документов, подзаконных и нормативных актов, прав, объектов и т.д.
Что касается Ростехнадзора, то данное ведомство в рамках реализации надзорных и контрольных функций в отношении системы промышленной безопасности опасного производственного объекта, выполняет следующие функции:
- Обеспечение контроля над соблюдением нормативных правил промышленной безопасности опасного производственного объекта.
- Осуществление лицензионной деятельности в отношении химических производственных объектов, а также других взрывопожароопасных промышленных опасных объектов.
- Выполнение деятельности по ведению госреестра опасных производственных объектов и их регистрации.
Осуществляя порядок регистрации ОПО (Опасные производственные объекты, — ред.) ведомство таким образом относит его к опасным производствам. Таковым он становится после того, как введен в эксплуатацию и зарегистрирован в региональном подразделении Ростехнадзора. В соответствии с российским законодательством субъект права может стать юридическим лицом только после его соответствующей регистрации. Видна очевидная закономерность в двух подобных регистрационных процедурах.
После того, как опасный производственный объект попадает в Государственный реестр ОПО, то он сразу же становится производственным объектом, к которому применяются все нормативные регламенты и законодательные акты, касающиеся промышленной безопасности. В то же самое время государственный надзорный орган Ростехнадзор может выполнять в отношении этого опасного производственного объекта свои контрольные функции, которые предоставлены ему соответствующими федеральными законами.
Ни одно предприятие, выполняющее взрывопожароопасную деятельность или занимающееся химическим производством, не может без соответствующих лицензий выполнять свои производственные функции. Но в таком нормативном документе, как Положение о лицензировании не отражены конкретные виды деятельности, для которых нужно обязательное разрешение. Оно в этом вопросе отсылает к федеральному законодательству. Получается, что владелец, эксплуатирующий опасный производственный объект, для регистрации своей структуры и получения лицензии должен подготавливать и передавать в госорганы зачастую одни и те же документы. Эксперты полагают, что предоставление одних и тех же документов в один и тот же государственный орган является бессмысленным.
На основании Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» появилась возможность, позволяющая перераспределить в пользу подобных структур государственные функции надзора над управлением промышленной безопасности. Дело в том, что Ростехнадзор выполняет не только контрольные функции. Например, это ведомство также осуществляет утверждение экспертных заключений промышленной безопасности, занимается согласованием разнообразных нормативных актов в сфере обучения работников и их аттестации, а также многое другое. Все это, по мнению экспертов, как раз и могут выполнять саморегулирующие организации, которые со временем будут расширять свои полномочия, оставив государству исключительно функции надзора.
Источник
А.1. Общие требования промышленной безопасности
А.1. Общие требования промышленной безопасности
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Элементы государственного регулирования промышленной безопасности, определенные Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности.
Функции Ростехнадзора в области государственного нормативного регулирования вопросов обеспечения промышленной безопасности, государственного надзора и контроля в области промышленной безопасности.
Государственное (правовое) регулирование в области промышленной безопасности осуществляется Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», то применяются правила международного договора.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации безопасность находится в ведении Российской Федерации (статья 71 часть 1 подпункт «м»). Отсюда следует, что субъекты Российской Федерации не могут осуществлять собственное правовое регулирование отношений промышленной безопасности, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к:
деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов, экспертам в области промышленной безопасности;
безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
обоснованию безопасности опасного производственного объекта. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности
разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности и возлагает на них
В осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности. Федеральные органы исполнительной власти в
В области промышленной безопасности имеют подведомственные им территориальные органы, создаваемые в установленном порядке.
Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, обязаны согласовывать принимаемые ими нормативные правовые акты, а также координировать свою деятельность в области промышленной безопасности с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» Ростехнадзор является, в том числе, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
Ростехнадзор является, в том числе:
уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности);
органом государственного горного надзора;
органом федерального государственного энергетического надзора; органом федерального государственного строительного надзора.
Ростехнадзор осуществляет полномочия органов, которые в международных договорах Российской Федерации выступают в качестве органов, осуществляющих необходимые меры, направленные на выполнение вытекающих из этих договоров обязательств Российской Федерации.
Руководство деятельностью Ростехнадзора осуществляет Правительство Российской Федерации.
Ростехнадзор в своей деятельности руководствуется Конституцией
Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о нем.
Ростехнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами
государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Ростехнадзор осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере деятельности Службы, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;
на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, включая:
требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и к ведению этого реестра;
порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений;
порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения;
порядок формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора, требования, предъявляемые к включаемым в такие дела документам;
форма свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
своды правил в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;
федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности;
на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации
Правительства Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
осуществляет контроль и надзор, в том числе:
за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;
за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности
за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами;
за соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ;
за проведением обязательного энергетического обследования в установленный срок;
за соблюдением требований технических регламентов в установленной
осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации
лицензирование видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы; выдает разрешения, в том числе:
на эксплуатацию поднадзорных гидротехнических сооружений;
на применение взрывчатых материалов промышленного назначения и на ведение работ с указанными материалами;
на допуск к эксплуатации энергопринимающих устройств потребителей
электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а
также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым
организациям и иным лицам;
регистрирует опасные производственные объекты и ведет государственный
реестр таких объектов;
проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности;
согласовывает, в том числе:
правила эксплуатации гидротехнического сооружения; границы охранных зон объектов электросетевого хозяйства;
выдает заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации;
Источник