Главный вопрос — подготовка кадров для промышленности и их закрепление на производстве
Усиление кадрового потенциала промышленности — ключевой фактор формирования конкурентоспособной экономики и важнейшее условие обеспечения экономической независимости и национальной безопасности страны. Об этом шла речь на совместном заседании Бюро Союза машиностроителей России и Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» в Министерстве промышленности и торговли РФ под председательством Главы СоюзМаш России, генерального директора Госкорпорации Ростех Сергея Чемезова.
В заседании приняли участие Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, помощник Президента России Андрей Фурсенко, заместитель Министра образования и науки РФ Александр Климов, Первый зампред Думского Комитета по промышленности, Первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев, руководители промышленных корпораций и ректоры крупнейших технических вузов страны.
Главный вопрос совещания — подготовка кадров для промышленности и их закрепление на производстве в современных условиях. Открывая заседание, председатель Союза Сергей Чемезов отметил, что в последнее время вопрос поиска новых точек роста для российской экономики приобрел особую важность. При этом первоочередной задачей остается ускоренное развитие российской промышленности, без решения которой невозможно успешно и в полном объеме реализовать программы импортозамещения. «К сожалению, по уровню производительности труда мы значительно отстаем от западных стран и этот отрыв нужно быстро сокращать. Необходимо инвестировать в развитие человеческого капитала, адаптировать систему подготовки кадров к современным рыночным условиям. Новое поколение инженеров и рабочих должно обеспечить качественный промышленный рывок, который столь необходим России», — отметил Глава СоюзМаш России.
По словам Министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, формат необходимых в этом направлении мероприятий уже разработан и постепенно внедряется органами государственной власти. Только за последний год на базе технических ВУЗов была создана сеть из двух десятков инжиниринговых центров для разных отраслей. Они будут играть ключевую роль в развитии промышленности – проведении технической экспертизы и реализации EPCM-контрактов. Параллельно решается задача вовлечения студентов и аспирантов в реальную проектную деятельность и коммерциализацию исследований, проводимых в университетах. В том числе, за счет совместного проведения с Агентством стратегических инициатив (АСИ) Национального чемпионата сквозных рабочих профессий по методике WorldSkills.
Говоря о проектах Союза, направленных на повышение мотивации к получению технического образования у молодого поколения, Первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев подчеркнул эффективность олимпиады по инженерным и естественнонаучным направлениям «Звезда» — Таланты на службе обороны и безопасности»: «Мы ее организуем в целях выявления талантливой молодежи и ее ориентации на инженерные специальности. В прошлом году в олимпиаде приняли участие более 110 тысяч школьников, почти 15% от участников всех олимпиад России, более 20 ведущих вузов и свыше 10 наиболее значимых отраслевых корпораций».
Ректор МГУ, Президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий высказался в поддержку инициативы СоюзМаш России и ЛСОП по проведению инженерной олимпиады среди школьников, направив соответствующее письмо поддержки в Министерство образования и науки РФ.
Помощник Президента России Андрей Фурсенко подчеркнул, что сегодня процесс подготовки инженеров существенно отличается от того, как подобных специалистов обучали 15 лет назад: «В наши дни понятие «инженер» гораздо шире, оно относится не только к сфере машиностроения. И мы можем готовить специалистов высокого уровня: за последние годы государство достаточно сделало для того, чтобы технические вуз получили и необходимое оборудование, и финансовую поддержку. Промышленности же осталось четко сформулировать – какие инженеры ей нужны».
Заместитель Министра образования и науки РФ Александр Климов с удовлетворением отметил, что в 2014 году заработала система целевого набора студентов на технические специальности: «1 сентября было зачислено 20 тысяч таких студентов, это говорит о том, что молодые люди уже знают, где продолжат трудиться после окончания вуза, и со многими представители предприятий готовы взаимодействовать в период обучения. Хорошо себя зарекомендовали и базовые кафедры промышленных предприятий в вузах».
Участники заседания сошлись во мнении, что в нынешней ситуации необходимо поднимать вопрос о восстановлении системы государственного заказа вузам на подготовку и распределение специалистов в ОПК и на производства, занятые импортозамещением. Система должна предусматривать оформление договора, содержащего четкое условие – компенсировать затраты на обучение работой на предприятии по специальности в течение не менее 3 лет.
Кроме того, Владимир Гутенев предложил рассмотреть вопрос о привлечении работодателей в сфере производства высокотехнологичной продукции к мониторингу показателей деятельности вузов, о комплексной корректировке системы подготовки специалистов в связи с необходимостью реализации программ импортозамещения, проработать и подготовить предложения по введению беспроцентной жилищной ипотеки для молодых специалистов промышленных предприятий и льготного выделения земельных участков для строительства доступного жилья на условиях долевого финансирования промышленными предприятиями.
На совместном заседании Бюро Союза машиностроителей России и Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» Глава Минпромторга России Денис Мантуров вручил награды членам Союза и Лиги, внесшим серьезный вклад в развитие российской промышленности: президенту Ассоциации «Росагромаш» Константину Бабкину присвоено звание «Почетный машиностроитель», исполнительному вице-президент ОАО «ОАК» Александру Тулякову – «Почетный авиастроитель», а вице-президент ЛСОП Зиновий Пак был награжден нагрудным знаком «Медаль имени конструктора стрелкового оружия М.Т. Калашникова».
Источник
Кто рассматривал вопросы подготовки специалистов
Одним из важнейших условий экономического роста в современном обществе являются знания. По мнению экспертов Всемирного банка реконструкции и развития, «способность общества создавать знания, отбирать, адаптировать, превращать и использовать их в качестве источника прибыли имеет решающее значение для устойчивого экономического роста и повышения жизненного уровня населения» [1, с.7].
Экономический рост государства определяется не только объёмом накопления капитала или расширением масштабов производства, но объёмом используемых обществом знаний. Экономически развитые страны «по меньшей мере, треть своих инвестиций вкладывают в основанный на знаниях нематериальный капитал, а именно в профессиональное обучение кадров, НИОКР, патенты, лицензирование, проектирование, маркетинг» [1, с.8]. Активное использование знаний способствует повышению эффективности национальных экономик, в то время как отсутствие механизмов, обеспечивающих интеграцию экономики и знаний, существенно снижают уровень развития экономики страны. Экономика, развивающаяся на знаниях, обеспечивает развитие глобального рынка человеческого капитала и способствует международной миграции рабочей силы, мобильности высококвалифицированных специалистов.
Однако недостаточно развитый рынок труда создаёт проблемы так называемой «утечки умов», что влечет отток высококвалифицированных специалистов в страны или отрасли экономики с высокой заработной платой, оптимальными условиями для работы и реальной перспективой самореализоваться. И если раньше явление текучести рабочей силы было характерно для какой-то определенной территории или отрасли и чаще всего ограничивалось рамками депрессивных регионов, то сегодня движение специалистов в различные страны мира приобретает постоянный характер.
Необходимо подчеркнуть, что миграция специалистов в долгосрочном периоде создает не предсказуемые финансовые риски для вложения в их подготовку. Практика показывает, что трансформация знаний в экономику сама по себе не происходит. Никто не может дать гарантий, что вложенные финансовые инвестиции окупятся и дадут нужный эффект для экономики. Например, страны Бразилия, Индия, Россия и др. внесли немалые денежные средства в создание научно-технического потенциала, но не получили нужного экономического результата от вложенных ресурсов. Знания дают высокий экономический эффект, если они используются в рамках национальной инвестиционной системы страны, которая позволяет эффективно применять все её компоненты для достижения поставленных задач. Национальная инвестиционная система включает организации высшего профессионального образования, нормативно-правовую базу, эффективную финансовую и торговую политику, инновационные предприятия, хорошо развитую коммуникационную инфраструктуру, доступ к глобальной сети Интернет как источнику знаний. Большую роль в национальной инвестиционной системе должно быть уделено высшему профессиональному образованию, отвечающему за подготовку высокопрофессиональных специалистов для государства, общества и бизнеса.
Глобальные изменения, происходящие в экономике, повышение роли знаний, внедрения современных информационных технологий, выдвигают новые требования к подготовке специалистов. Современный специалист должен уметь применять полученные знания на практике, в совершенстве владеть информационными технологиями в своей профессиональной области, обладать навыками в получении знаний, необходимыми компетенциями, быть подготовлен к работе в группе, уметь адаптироваться к возникающим ситуациям.
Эти требования находят отражение в образовательных программах, учебных планах, учебных и дидактических материалах, а также формах, методах и современных технологиях обучения.
Образовательные программы, учебные планы должны быть ориентированы на формирование у студентов фундаментальных знаний, усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого специалиста к профессиональной деятельности. Особое значение придается глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы вуза. Содержание учебных программ, своевременно реагирующее на изменения, происходящие в социально-экономическом развитии страны, позволит повысить качество подготовки специалиста в соответствии с требованиями работодателя и рынка труда.
Одной из составляющих системы подготовки специалиста в вузе является разработка модели его профессиональной деятельности, которая становится системообразующим фактором определения содержания образования, форм и методов, образовательных технологий, а также результата его обучения, как показателя качества образования.
В Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» качество образования рассматривается как комплексная характеристика подготовки обучающегося, выражающая степень достижения им планируемых результатов освоения образовательной программы.
Качество образования следует рассматривать как готовность субъекта к выполнению своих профессионально-функциональных обязанностей. Выпускник вуза, выступая в качестве субъекта профессиональной деятельности, должен владеть определенной системой знаний, умений и компетенций, а также личностно и профессионально значимыми качествами, без которых невозможно эффективно выполнять свои функциональные обязанности.
В России необходимость разработки модели профессиональной деятельности, определения предметной и функциональной стороны труда, системы требований к профессиональному облику специалиста неоднократно и достаточно широко обсуждалась научной общественностью [2]. Так, в 80-е годы прошлого столетия широко применялась разработка и введение квалификационных характеристик специалиста.
Квалификационная характеристика являлась государственным документом, который определял и описывал обобщенные требования к личности специалиста и его профессиональной компетентности. Она разрабатывалась для каждой конкретной профессии и включала такие характеристики, как: значение профессии, содержание труда, требования к общеобразовательной и профессиональной подготовке, уровень квалификации, особенности профессии и др.
Вступление России в Болонский процесс выдвигает новые требования к уровню подготовки бакалавров, специалистов/магистров, необходимость разработки компетентностной модели специалиста, в которой найдут отражение качественные результаты образовательного процесса, выраженные в компетенциях.
Под моделью современного специалиста понимают отражение объема и структуры профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений специалиста, в совокупности представляющих его обобщенную характеристику [3]. Она является необходимой составляющей образовательного процесса вуза и выполняет ориентировочную, интегрирующую, программную и контрольную функции. Обобщенная модель специалиста включает представления о цели деятельности специалиста, функциональных обязанностях, профессионально значимых качествах, нормативных условиях организации будущей профессиональной деятельности и используется в качестве основы для построения индивидуальной образовательной траектории обучения будущего специалиста.
У современного специалиста, на наш взгляд, должны быть сформированы представления о личностном смысле деятельности, развиты навыки самостоятельного и ответственного принятия решений, умение личности адаптироваться в условиях профессиональной деятельности, проектировать и осуществлять свою специально-профессиональную деятельность; личностно и профессионально самореализовываться, строить межличностные деловые, профессиональные, социальные связи и отношения, продолжать свое профессиональное образование в течение всей жизни, что, безусловно, будет способствовать его успешной профессиональной деятельности. Четкое представление о модели специалиста, как совокупности компетенций, позволит студентам осознать цели своей подготовки и пути её достижения, осуществить интеграцию усилий всех участников образовательного процесса, учесть интересы и потребности работодателей, включать всех студентов в процесс овладения компетенциями в разных видах деятельности. Таким образом, модель, выступая эталоном качества, делает процесс подготовки будущего специалиста осознанным, упорядоченным и эффективным.
Вполне очевидно, что модель специалиста разных специальностей будет отличаться по своим целям и задачам, содержанием и технологиями подготовки, набором компетенций и качеств личности. Принципиальные различия будут наблюдаться и в моделях специалиста, обучающихся на разных уровнях образования (бакалавр, магистр). Эти различия будут проявляться как в определении компетенций специалиста, так и в их критериальных оценках.
Модель специалиста разрабатывается на основе методологических подходов:
1) аксиологического (ценностного) подхода, с позиций которого рассматриваются личностно значимые для субъекта образовательного процесса ценности, а также нравственные и социальные ценности, являющиеся наиболее значимыми для профессиональной деятельности;
2) компетентностный подход, позволяющий определить профессиональные компетенции и значимые личностные качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности. Действующие в нашей стране Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования дают достаточно полное представление о компетентностной модели специалиста.
Анализ научных трудов, психолого-педагогических исследований проблемы компетентностного подхода убедил нас в том, что существуют различные и зачастую противоположные точки зрения на дефиниции понятий «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность».
В Большом энциклопедическом словаре понятие «компетенция» определяется как: 1) круг полномочий, предоставленный законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; 2) знания и опыт в той или иной области» [4, с. 625]. То есть компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями, умениями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней, мобилизовав систему усвоенных им в учебном процессе знаний и умений. Понятие компетенции относится больше к области умений, а не знаний.
По мнению С.Е. Шишова и В.А. Кальней, «быть компетентным не означает быть ученым или образованным» [5, с. 79]. Действительно, встречаются люди, обладающие обширными познаниями в различных областях наук, но, к сожалению, не умеющие мобилизовать и применить их в практической деятельности. Таким образом, компетенция не может быть изолирована от конкретных условий ее реализации. Не проявленная компетенция, оставшаяся в ряду потенциальностей, не является компетенцией, а остается всего лишь скрытой возможностью.
Практический опыт работы в вузе позволил нам сделать вывод о том, что компетенция в человеческой практике отражает отношения между действиями и знаниями. Подобная связь очевидна, потому что без знаний не может быть компетенции, но не всякое знание и не во всякой ситуации проявляет себя как компетенция. Ее следует рассматривать как общую способность человека, основанную на склонностях, ценностях, опыте, знаниях, приобретенных благодаря обучению, и проявленную в конкретной ситуации. Иначе говоря, владение совокупностью различных компетенций нами рассматривается как компетентность человека.
Согласно «Словарю иностранных слов» понятие компетентность определяется как: 1) обладание компетенцией; 2) обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо [6, с. 582]. То есть компетентность можно понимать как способность результативно действовать; способность достигать результатов; эффективно разрешать проблемы, возникающие в процессе жизнедеятельности человека.
По мнению И.А. Зимней, компетентность следует рассматривать как «готовность к осуществлению практических деятельностей, требующих наличия знаний, обобщенных способов деятельности, познавательных и практических умений, компетенций, что позволит оперативно и творчески решать возникающие задачи и проблемы, достигать жизненных целей [7].
Компетентность – это способность к актуальному выполнению деятельности, постоянному усвоению новой информации, овладению новыми способами деятельности, что способствует успешному решению профессиональных задач, а также повышению качества подготовки специалиста. Таким образом, компетентность можно рассматривать, как способность и готовность человека результативно действовать, эффективно разрешать проблемы, возникающие в реальной жизни.
В литературе встречается понятие «профессиональные компетенции», которое рассматривается как готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, самостоятельно и ответственно решать задачи и проблемы, а также объективно оценивать результаты своей деятельности [3]. Другими словами, профессиональные компетенции – это навыки, связанные с предметом деятельности. Данное понятие часто интерпретируют как овладение профессиональными знаниями, умениями и способами деятельности, необходимыми для работы по специальности, принимать быстрые и конструктивные решения профессиональных проблем; сотрудничать с коллегами, адаптироваться в профессиональной межличностной среде.
Цель подготовки специалиста не сводится только к формированию профессиональных знаний, приобретению профессиональной квалификации. У будущего специалиста необходимо развивать умения самостоятельно разрешать различные жизненные и профессиональные ситуации и нести ответственность за принятые решения.
Безусловно, профессиональная квалификация не может отождествляться с профессиональной компетентностью, которая рассматривается как интегральная профессионально-личностная характеристика специалиста, определяющая его готовность и способность выполнять профессиональные функции в соответствии со стандартами.
Для отечественной системы образования переход от квалификационной модели и компетентностной представляется крайне актуальным. В рамках компетентностного подхода учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и становится предметом усвоения знаний и умений. Результат деятельности, оцененный в его компетенциях/компетентностях, повышает конкурентоспособность специалиста, расширяет область его трудоустройства, вызывая заинтересованность работодателей в высококвалифицированных специалистах.
Следует отметить, что долгое время основной целью российского образования была подготовка специалистов для стабильного производства, с редко меняющимися технологиями и постоянной номенклатурой выпускаемой продукции. В настоящее время ситуация становится другой: быстро меняются современные технологии, значительно гибким становится производство. Повышение требований к уровню подготовки и квалификации специалиста вызвало необходимость обратиться к компетентностному подходу, который не отрицает основополагающей роли знаний и навыков в подготовке специалистов, а акцентирует внимание обучения на формирование способностей и их продуктивное использование.
На наш взгляд, модель специалиста должна носить системный характер, интегрируя в себе преимущества и квалификационной, и компетентностной моделей.
В своем исследовании мы предлагаем один из вариантов модели бакалавра, специалиста/магистра, включающей следующие группы компетенций:
- социально-личностные компетенции, включающие знания о личности, особенностях деятельности, межличностных взаимодействиях человека и др.;
- общепрофессиональные, включающие информационные, управленческие, организационные, конструкторские и проектировочные компетенции;
- специальные компетенции, включающие профессиональные знания и умения, относящиеся к конкретному виду деятельности.
В предлагаемой модели акцент в подготовке специалиста делается на социально-личностные и общепрофессиональные компетенции, которые позволяют выпускнику ориентироваться в профессиональном рынке труда. Задачи предметной подготовки решает группа специальных компетенций, включающих профессионально ориентированные знания и навыки, что обеспечит специалисту востребованность и конкурентоспособность на рынке труда, профессиональный успех, а также будет способствовать его профессиональному росту.
В заключение отметим, что, разрабатывая модель современного специалиста, необходимо учитывать требования к специалисту, вытекающие из экономики, в основе которой лежат знания; психологическую структуру трудовой деятельности; критерии оценки качества образования на основе сформированных у специалиста компетенций.
Источник
110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы. Учебное пособие
Представлена вся экспозиция теории и практики социальной работы: ее история в России и за рубежом, основы теории, место в структуре гуманитарных и общественно-политических наук, методология, общие и частные технологии. Пособие построено в виде вопросов по основным темам учебного курса «Социальная работа» и развернутых ответов на них. Для студентов вузов и средних специальных учебных заведений гуманитарного профиля, профессионально ориентированных на подготовку социальных работников различного уровня. Также будет полезно практикующим социальным работникам.
Оглавление
- Предисловие
- 1. Каковы основные способы решения социальных проблем?
- 2. Что значит социальная работа как вид общественной деятельности?
- 3. Что означает социальная работа как социальная теория?
- 4. Какой смысл имеет социальная работа как учебная дисциплина, преподаваемая в сфере среднего специального и высшего.
- 5. Что означает социальная работа как одна из разновидностей социальной практики?
- 6. В чем выражается социальная работа как вид профессиональной деятельности?
- 7. Какие общественные сферы охватывает социальная работа?
- 8. В чем заключается специфика социальной работы?
- 9. Каковы особенности специалиста-профессионала в области социальной работы?
- 10. В чем состоит специфика профессиональной деятельности социального работника?
- 11. В чем выражается ориентация на людей в теории и практике социальной работы?
- 12. Где и как используется специализированная социальная работа?
- 13. На что должна быть направлена социальная работа как практическая деятельность?
- 14. Какими профессиональными навыками должен обладать социальный работник?
- 15. В чем выражаются специфические этические нормы социального работника?
- 16. В чем состоят специфические профессиональные качества социального работника?
- 17. Каковы должны быть личные и человеческие качества социального работника?
- 18. Что такое социальная работа как действительная, практическая реализация философии прав человека?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы. Учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
© Курбатов В. И., 2015
© ООО «Издательство «КноРус», 2015
В настоящее время социальная работа как важное общественное явление представляет собой своеобразную модель реальной социальной помощи, которую общество реализует в данный конкретный исторический период, сообразно всем особенностям экономико-хозяйственного, национально-культурного, социально-политического развития и всей социальной политики государства. Можно сказать, что это — предельно широкое толкование социальной работы. В более узком предметно-профессиональном смысле социальная работа есть общественно-необходимая деятельность, направленная на социальную защищенность личности, прав человека и являющаяся гарантом политической и социальной стабильности общества, так как призвана препятствовать росту маргинальных слоев общества.
В число задач социальной работы включаются следующие:
— социальная адаптация клиентов в обществе;
— создание реальных условий для самоутверждения представителей «слабых» групп; диагностика социальных и личностных проблем;
— социальная профилактика; социальная помощь и социальное обеспечение нуждающихся, консультирование клиентов в социальных службах;
— социальная реабилитация и терапия;
— социальный надзор и социальное попечительство;
— социальное проектирование и экспертиза социальных проектов;
— посредничество по определенному кругу вопросов между клиентами и различными организациями;
— реклама и пропаганда подвижничества, инновационная деятельность в области социальной работы.
Социальную работу в соответствии с этим можно определить как специфическую форму государственного и внегосударственного воздействия на человека с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня жизни населения.
Отечественная история практики и теории социальной работы своими корнями уходит в глубинные гуманистические традиции человеческого бытия, обусловленные биологической, психической и социальной природой человека, семейно-родственных отношений. Социальная работа как профессия также связана духовностью, нравственно-этническими принципами, приверженностью различным религиозным и другим вероучениям, которые оказали существенное влияния на формирование принципов человеческого общежития.
В различных социально-антропологических концепциях всегда подчеркивались и развивались лучшие качества человека в его отношениях с другими людьми, среди которых служение ближнему, забота о больном и немощном, оказавшемся в трудной жизненной ситуации, в беде, нищете и не имеющем возможности самостоятельно решить свои жизненные и витальные проблемы. Социальная работа проделала большой исторический путь от личной, персональной или коллективной благотворительности, часто основанной на религиозных взглядах, к теоретической научной или организованной филантропии, а затем и к признанию реальной ответственности общества за социальное благополучие своих граждан и за эффективность работы специальных профессиональных социальных служб, от добровольной помощи, основанной на здравом смысле, жизненном опыте и интуиции, к профессиональной деятельности.
На начальном этапе развития исторической практики и теории социальной работы ею занимались в подавляющем большинстве представительницы различных филантропических и феминистских движений. Большую роль в утверждении профессии сыграли представительницы американской школы, выражавшие разные социально-философские взгляды на причины социальных проблем, и соответственно развивали разные подходы к наполнению социальной работы.
Социальная работа современного общества обычно связывается с развитием и расцветом промышленного капитализма, который повлек за собой в общественных формах Запада такие грандиозные изменения общественной структуры, что можно говорить о качественно ином типе отношений между человеком и обществом. На развитие социальной работы оказали влияние идейно-теоретические взгляды либерального, консервативного толка, а также теоретические социально-философские системы, существовавшие в XIX — начале ХХ в. К числу таких систем можно отнести, например, марксизм, социал-дарвинизм, теорию социального действия и др.
Взгляды представителей позитивизма и либерализма в конце XIX в. в Великобритании и США способствовали формированию понятий об ответственности и моральном долге государства перед конкретным человеком за невозможность предоставить ему все условия для нормального существования в обществе, а также о том, что наиболее рациональным (и соответственно научным) способом решения возникших социальных проблем являются прогрессивные социальные реформы с индивидуально-личностным подходом к каждому нуждающемуся в помощи человеку.
Работа с проблемными людьми постепенно утратила неорганизованный характер чистой благотворительности и филантропии и приобрела новое качество вместе с соответствующим ему названием социальной работы. Одновременно возникли различные новые организационные формы деятельности. В процессе организации разнообразных специализированных служб был предпринят поиск моделей реальной социальной помощи, причем не только срочного или одномоментного, но и профилактического или даже превентивного характера, рассчитанного на длительный временной отрезок. Среди мероприятий, открывших впоследствии отдельные направления профессиональной социальной работы и системы социального благосостояния и социального обеспечения, можно выделить страхование. В области воспитания и образования — работу в школе, с семьей, с лицами асоциального поведения и др.
Нужно отметить, что новый импульс социальная работа получила вместе с новым витком в развитии социальной науки и практики в западном обществе 1970–1990-х гг. Этому периоду присущи глобальные изменения в производстве промышленной продукции, характеризующиеся высокой степенью автоматизации и компьютеризации, уменьшением в связи с этим числа промышленных рабочих. Это во многом обусловило появление самостоятельного, развитого сектора обслуживания, а позже и социального сектора, в котором самую значимую роль играли и продолжают играть социальные работники.
В новейшей истории России развитие социальной работы преимущественно связано с тем, что 23 апреля 1991 г. решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам Перечень профессий Российской Федерации был дополнен тремя относительно новыми специальностями и направлениями научной и практической деятельности: «социальный педагог», «социальный работник» и «специалист по социальной работе». С этого же времени началась профессиональная подготовка социальных работников в сфере среднего специального и высшего профессионального образования.
Следует отметить, что в истории отечественной социальной работы наиболее примечательно то, что становление и развитие профессий «социальная работа» и «социальная педагогика» было подготовлено многолетней дореволюционной исторической традицией широкой социальной благотворительной деятельности в сфере оказания помощи, а также опытом воспитательной, культурно-массовой и просветительской работы среди населения в советский период.
В этом, по-видимому, и состоит главная особенность формирования отечественной модели социальной работы. Другая ее особенность определяется тем, что, с одной стороны, в нашем государстве существует во многом уникальный исторический опыт в сфере социальной помощи, а с другой — эта некогда развитая традиция социальной помощи в дореволюционной России в ходе известных событий была безвозвратно утрачена. В итоге к настоящему времени сложилась следующая ситуация: в сфере оказания социальной помощи мы имеем беспрецедентный исторический опыт, который применить на практике без кардинальной ревизии, адаптации к условиям современной действительности практически невозможно. Иными словами, те уникальные наработки, что сохранились только в архивных источниках и дошли до нас, вполне могут быть реконструированы и развиты. Но сделать это не просто, поскольку слишком уж разнится исторический контекст их становления и развития, а именно исторические условия дореволюционной благотворительности и современные отечественные реалии. Потому возрождение предыдущего опыта социальной работы не может быть результатом слепого копирования. Очевидно, именно поэтому, в отличие от стран с устоявшейся исторической традицией социальной работы, Россия вынуждена практически заново, хотя и не на пустом месте, но тем не менее создавать свою современную национальную систему социальной работы.
Следующая особенность современного состояния отечественной социальной работы органично связана с предыдущей, поскольку груз нерешенных проблем в социальной сфере изначально ставит специалистов в области социальной работы перед необходимостью одновременно налаживать эффективную систему социальной защиты, параллельно занимаясь разработкой научной концепции, адекватной требованиям момента. Фактически становление социальной работы как профессиональной сферы деятельности идет одновременно с научно-практической разработкой основных методологических, концептуальных положений, определяющих сущность социальной педагогики.
И наконец, еще одна особенность коренится в тесном единстве таких социальных понятий, процессов и феноменов, как «социальная работа» и «социальная педагогика». Исторически так сложилось, что социальная работа в России — это не только деятельность по оказанию непосредственной социальной помощи нуждающимся, но и работа по воспитанию, социализации, адаптации, обучению и образованию человека.
Социальный работник должен владеть основами теории социальной работы. Ему должны быть свойственны специальные профессиональные и духовно-нравственные качества, такие как гуманизм, милосердие, сострадание, совестливость, ответственность, чувство гражданской и социальной справедливости.
Общепрофессиональным багажом социального работника является понимание места социальной работы (социономии) в системе социально-гуманитарного знания, что прежде всего связано с осмыслением основ теории социальной работы, знанием и использованием в теории и социальной практике философских, социологических, социально-психологических, правовых, статистических, социально-педагогических и других методов. Результат реального практического действия социального работника — это прежде всего умение и способность использовать различные общие и частные технологии, в числе которых социальная диагностика, профилактика, адаптация, реабилитация, коррекция и терапия, социальная экспертиза и прогнозирование, социальное посредничество и консультирование, социальное обеспечение и страхование, опека и попечительство.
Применение тех или иных социальных технологий обусловлено предметными сферами действий социальных работников, результатами их клиентурной деятельности: работой в сфере занятости, семьи, урегулированием отношений среди мигрантов, безработных, малообеспеченных и т. п.
Источник
Кто рассматривал вопросы подготовки специалистов
Образование является основным приоритетным направлением и основным индикатором развития во всех цивилизованных странах мира. Ведь по сути, страны конкурируют не только товарами и услугами они конкурируют системами общественных ценностей и системой образования. Задача вхождения Республики Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира может быть решена в том случае, если у страны будут высококвалифицированные специалисты, обладающие знаниями наукоемких технологий, управленческими навыками, умеющие ориентироваться в рыночной экономике, если будет создана эффективная система образования, удовлетворяющая потребностям мировой рыночной экономики. Происходящие преобразования подтверждают стратегическую значимость и необходимость совершенствования системы образования в соответствии с тенденциями развития образовательного процесса в мировом сообществе. Поэтому принятый в Республике Закон «Об образовании» в качестве главных задач системы образования определил «…создание необходимых условий для формирования, развития профессионального становления личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики». Закон установил основные принципы государственной политики развития образования и подтвердил его общественно-политическую значимость.
Цель исследования. Целью изучения истории подготовки педагогических кадров, теории возникновения, становления и развития содержания профессионального образования в Казахстане, определили фундаментальные приоритеты, которые служат методологической базой для нашего исследования. Используя принцип системности, при изучении многоуровневой иерархии структурной организации предмета исследования, предполагали, что данный принцип будет способствовать выявлению специфики каждого из его уровней и представлению их в единстве как многоаспектной и многомерной структуры.
Также в исследовании было необходимо, изучить систему развития непрерывного образования в целом по Республике. При этом было обращено внимание и на регионы без отрыва от истории экономического и производственного потенциала страны, и этапов их становления. Поэтому изучение практики подготовки кадров начали с профессиональных школ, колледжей и вузов.
При формировании цели и задачи исследования мы стремились установить тесную связь между ними, в плане установления преемственности методов форм и уровней обучения, что имело первостепенное значение для прогнозирования дальнейшего развития образования, в определении перспективных форм и методов, дальнейшего совершенствования предложенной системы образования и их на региональную ориентированность. Исследуя данную проблему, поставили перед собой цель изыскать резервные возможности для восполнения методологических пробелов для разработки региональной системы непрерывного образования. Однако не все проблемы образования одинаково могут быть рассмотрены подробно, поэтому не ставили себе целью охватить столь широкую проблему в полном объеме, каковой являлось образование во всех видах и формах. При этом считали, что будет достаточно и того, что информации обо всех звеньях образования будут сведены воедино, стремясь показать их логическую взаимосвязанность.
Таким образом, непрерывность образования предполагает определенную взаимосвязь всех этапов процесса его осуществления и взаимосвязь всех его промежуточных результатов. Непрерывность образования только усиливает понимание необратимости, постоянства, природной целесообразности развертывания сознательной жизни любой социальной системы. Характер непрерывного образования зависит от ситуации, потому что приводит в первую очередь к изменению восприятия действительности, пониманию необходимости ее преобразования, поиску путей такового преобразования, выбору оптимального пути преобразования т.е. выбор решения, отвечающего возможностям системы, реализации выбранного пути преобразования, оценка результата т.е. новая проблема.
Материалы и методы исследования
В основе профессионального образования, согласно взглядам приверженцев общества свободного рынка, должно лежать развитие измеримого качества обучения в формате этического обеспечения созвучности интересов общества и самоуправляемого индивида. Необходимость возобновлять образование, профессиональную подготовку, возникает каждый раз, когда человек сталкивается с новшествами, появляющимися в его профессиональной и личной жизни. Подобная необходимость приобретает все большую актуальность.
Необходимо отметить, что, непрерывное образование становится ведущей сферой социальной политики по обеспечению благоприятных условий общего и профессионального развития человека, механизмом воспроизводства профессионального и культурного потенциала, условием развития общественного производства.
Теория непрерывного образования сформировалась в самостоятельную область педагогики, начиная с середины 80-х годов. Именно в этот период усилиями исследователей были подробно рассмотрены описательная, диагностическая и объяснительная функции этой теории. Проблемы непрерывного и профессионального образования педагогов получили отражения в исследованиях Б. Абдыкаримова [1], Е.И. Бурдиной [3], В.В. Егорова [4], С.З. Коканбаева [5], Л. Коптева [6], Б.К. Момынбаева [7], Ш.Т. Таубаевой [8], Н.Р. Шаметова [9], Л.А. Шкутиной [10], и др.
Анализ результатов исследований показывает о недостаточной степени изученности проблемы подготовки педагогов профессионального обучения в системе непрерывного образования, предполагающей разностороннее и гармоничное формирование личности, включая ее творческое развитие. Требует своего решения проблема, связанная с поиском новых методов и форм их работы активизации творческой деятельности студентов. Необходимо также обоснование возможностей комплексного подхода к проблеме непрерывного образования, учитывающие ее специфические особенности.
С каждым годом повышается граница требований к уровню квалификации, общей подготовке работников, соответствующих функционированию всех элементов производственного процесса. Насущным становится действенное осуществление технологического образования молодежи. Оно призвано обеспечить глубокие знания основ современной техники и технологии, умение ориентироваться в общих принципах организации и экономики труда, производства.
Следовательно, непрерывное образование не является исключительно педагогической проблемой. Она носит комплексный междисциплинарный характер и находится в стадии глубокого осмысления философами, социологами, педагогами и представителями других наук.
Результаты исследования и их обсуждение
Непрерывное образование это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Целью непрерывного образования является становление и развитие личности как в периоды её физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, так и в периоды старения организма, когда на первый план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и возможностей.
С точки зрения социальных партнеров, принимающих активное участие в решении проблем общества знания, профессиональное образование должно создавать у работников новое мировоззрение. Оно должно опираться на гибкое, мобильное и предпринимательское мышление и активную личность, способную представлять не только сугубо личные интересы, но и интересы предприятия и общества, а также реализовывать самостоятельную деятельность на основе самоуправления и ответственности за ее результаты.
В этой связи можно полагать, что для каждого человека непрерывное образование должно стать процессом формирования и удовлетворения его познавательных запросов, духовных потребностей, развития задатков и способностей в различных учебных заведениях, с помощью разных видов и форм обучения, а также путем самообразования и самовоспитания. Ведь становление личности, как утверждал в свое время Я.А. Коменский, происходит как в период ее социально-психологического и физиологического созревания, расцвета и стабилизации, так и в периоды старения организма.
Сегодня возрастает роль образования в экономическом и социальном развитии общества и государства в целом. Прежде всего, это влияние относится к системе подготовки кадров, которая должна обеспечить разнообразие учебных курсов, органическую связь между различными видами образования или между профессиональным опытом и повышением квалификации, что позволит адекватно решать проблемы, связанные с разрывом между спросом и предложением на рынке труда. Это позволило бы сократить отсев в школах, который сегодня можно назвать расточительством людских и кадровых ресурсов.
Нынешние и будущие достижения науки и техники, а также растущее значение познавательных и нематериальных факторов в сфере производства товаров и услуг, обусловливают необходимость по новому подойти к организации труда и положению трудящихся в обществе будущего. Именно для того, чтобы создать это новое общество, человеческое воображение должно опережать различные технологические достижения, особенно в области образования и подготовки кадров. Это необходимое условие для предотвращения безработицы, социального отторжения неравенства в развитии подрастающего поколения.
В этих случаях наиболее перспективной в развитии практики подготовки кадров является концепция образования на протяжении всей жизни человека. Сущностными характеристиками этой концепции являются гибкость, разнообразие, доступность во времени и пространстве. Подобное образование, помимо необходимости адаптации к изменениям в профессиональной деятельности, должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний и навыков, а также способности выносить суждение и предпринимать различные действия. Оно должно обеспечить человеку понимание самого себя и окружающей среды, содействовать выполнению его социальной роли в процессе трудовой деятельности и жизни в обществе.
Непрерывное развитие очень важно, так как предприятиям важно уметь встраиваться в меняющийся глобальный рынок – имея в наличии персонал с актуальным набором компетенций, умений, навыков, знаний, отвечающих требованиям современного рынка труда. А работнику важно быть востребованным на рынке труда в течение всей его жизни.
Этапы стратегии непрерывного профессионального развития можно представить как:
– необходимость профессионального образования для получения нужных навыков;
– постоянное обновление имеющихся знаний, умений, навыков;
– также, возможно обучение жизненно важным, нужным и интересным для человека компетенциям.
Поэтому можно сегодня говорить о движении к образованному обществу. Роль школы и учебных заведений усиливается особенно в привитии вкуса к образованию, чтобы научить получать удовольствие от учебы, научиться учиться, развивать любознательность. Для достижения этих целей ничто не может заменить официальную систему образования, в рамках которой каждый приобщается к многообразным формам обучения различным дисциплинам. Ничто не может заменить авторитета учителя, а также учебного диалога между учителем и учеником [2]. Образование носит творческий характер и становится основой нового мышления, чтобы учиться постоянно и приобретать все новые знания; научиться работать, используя эти знания; научиться жить в обществе высоко образованных людей. Поэтому возникают проблемы, связанные с совершенствованием процесса подготовки кадров, способных решать современные инновационные задачи, которые сегодня становятся особенно острыми и актуальными.
Быстрое развитие современного рынка труда требует от работника нового типа это высококвалифицированных специалистов, активной жизненной позиции, разносторонних знаний, специальной подготовки, умения адаптироваться к новым ситуациям, к постоянным изменениям. Также важны эти знания современных информационных технологий, иностранных языков, готовность развиваться, пополнять богаж знаний и адаптировать их согласно условиям это говорит о том, что сегодняшнее образование должно быть ориентировано на опережающее обучение новых специалистов, ориентировано на постоянное образование, широкие знания. Главное осознание того, что не будет одной работы на всю жизнь. Непрерывное образование состоит из следующих этапов образования:
Этапы непрерывного образования
Из выше сказанного видим, что непрерывное профессиональное образование – направленная обучающая деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью повышения уровня навыков, знаний, профессиональных компетенций обучаемого, состоящее из множества восходящих этапов, постепенно осваивая которые специалист превращается в высококвалифицированного, высокообразованного, специалиста, востребованного рынком труда. Сегодня выигрывает тот, кто быстрее адаптируется к запросам и требованиям быстро меняющегося мира.
Требования, предъявляемые сформированным высококвалифицированным специалистам: грамотный специалист-исполнитель, самостоятельный, наличие высшего образования, высокая культура общения, творческие способности, практические навыки, инициативность, умение аналитически мыслить, опыт работы, активность, логика мышления, гибкость ума, знания в смежных профессиональных областях, креативность в мышлении, стремление обогащать свои знания, самовоспитание, высокий интеллект, способный к непрерывному самообразованию, критично и мобильно мыслящий, умеющей ориентироваться в потоке информации, менталитет.
Но самым главным необходимо научиться и постоянно приобретать новые знания. Это становится необходимым в условиях научно-технического прогресса и развития новых форм экономической и социальной деятельности, где наиболее оптимальным является сочетание широкого общекультурного образования с глубоким освоением конкретных специализированных знаний. В современном обществе культурный уровень образования является фундаментом для непрерывного образования на протяжении всей жизни.
Актуальность темы заключается в том, что в сфере непрерывного профессионального образования позволяют разрабатывать гибкие, эффективные подходы к решению задач оптимизации процесса обучения.
Таким образом, считается, что задача образования состоит в обучении функциональной, научной и технологической грамоте будущих специалистов, получающих профессиональное образование. При этом немаловажное значение имеет процесс передачи и освоения общей культуры, успешность и эффективность которого в значительной мере зависит от интереса обучаемых, и их мотивации. Такой подход к развитию интереса является ключом к успешному обучению в течение всей жизни, где главным элементом развития вкуса к учебе и получение удовольствия от учебы, является развитие интереса.
Таким образом, решающие требования к изменяющемуся профессиональному и непрерывному образованию это выход на качественно новый уровень, где гибкость и мобильность работников, достигаемые посредством их эффективного обучения, мотивируется постоянной гарантией качества. Кроме этого, предприятия и работники должны решать эту проблему сообща в ходе социального диалога, поскольку их интересы далеко не всегда совпадают. Однако эти совместные усилия становятся для них жизненно необходимыми, чтобы не отстать от реальности. Современные информационные технологии представляют собой – скоростные технологии. Эту их особенность нельзя сегодня недооценивать.
Кроме этого, специалист, получивший знания и желающий стать высококвалифицированным специалистом, должен самостоятельно научиться применять, использовать, повышать имеющиеся знания, проявлять творчество в своей профессиональной деятельности, принимать научно обоснованные решения в быстро меняющейся жизни.
Источник