Опросники
Опросниками называют такую группу психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов и утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого.
Содержание
Классификация опросников
Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники личности и опросники-анкеты. В отличие от тестов, в опросниках не может быть правильных и неправильных ответов. Они лишь отражают отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его согласия или несогласия.
Личностные опросники
Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными. По характеру ответов они делятся на опросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые опросники).
Закрытые опросники
В закрытых опросниках заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос. Испытуемый должен выбрать один из них.
Наиболее распространенным является двух- или трехальтернативный выбор ответов (например, «да, нет»; «да, нет, затрудняюсь ответить»). Достоинством закрытых вопросов является простота процедуры регистрации и обработки данных, четкая формализация оценивания, что важно при массовом обследовании. Вместе с тем такая форма ответа «огрубляет» информацию. Нередко у испытуемых возникают затруднения, когда необходимо принять категоричное решение.
Открытые опросники
Открытые опросники предусматривают свободные ответы без каких-либо особых ограничений. Испытуемые дают ответ по своему усмотрению. Стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям. Открытые опросники наряду с достоинствами (получение развернутой информации об испытуемом, проведение качественного анализа ответов) имеют и определенные недостатки: сложность формализации ответов и их оценок, трудности интерпретации результатов, громоздкость процедуры и большие затраты времени.
Форма ответов в личностных опросниках может быть представлена также в виде шкалы измерений. В этом случае предполагается оценка тех или иных утверждений по выраженности в них качества, представленного шкалой в виде отрезка прямой (например, двухполюсная шкала: трудный-легкий, хороший-плохой). Обычно используются шкалы с тремя, пятью или семью подразделениями, обозначенными на отрезке прямой. Испытуемый должен отметить степень выраженности оцениваемого качества.
По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок.
Опросники-анкеты
Опросники-анкеты служат для получения информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям (например, для получения данных об истории его жизни). Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Ответы могут даваться опрашиваемым наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии экспериментатора (прямой опрос). Анкетные опросы классифицируются прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают анкеты с открытыми вопросами, анкеты с закрытыми вопросами и анкеты с полузакрытыми вопросами (отвечающий может выбрать ответ из числа приведенных или дать свой собственный). В анкетных опросах часто комбинируют все варианты: открытые, закрытые, полузакрытые. Это повышает обоснованность и полноту информации.
Среди опросников-анкет в психодиагностических целях широко используются биографические анкеты, предназначенные для получения информации об истории жизни человека. Чаще всего эти вопросы касаются возраста, состояния здоровья, семейного положения, уровня и характера образования, специальных навыков, продвижения по службе и других относительно объективных показателей. Они помогают собрать информацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей тестов.
Источник
Виды опросников, формы вопросов и представления результатов. Личностные опросники внешне представляют собой разной величины перечни вопросов или утверждений*, на которые обследуемый должен отвечать в соответствии с
Личностные опросники внешне представляют собой разной величины перечни вопросов или утверждений*, на которые обследуемый должен отвечать в соответствии с предложенной ему инструкцией. Количество вопросов (утверждений) значительно варьирует. В некоторых опросниках до 20 заданий, в других – несколько сотен (например, MMPI состоит из 550 утверждений). Множество личностных опросников, разработанных к настоящему времени, по диагностической направленности можно подразделить на:
• опросники черт личности(например, опросники Р. Кеттелла);
• опросники типологические(например, опросники Г. Айзенка);
• опросники мотивов(например, опросник А. Эдвардса);
• опросники интересов(например, опросники Г. Кюдера);
• опросники ценностей(например, опросник Д. Супера);
• опросники установок(например, шкала Л. Терстоуна)
* В англоязычной литературе обычно используется обобщающее понятие – item, которое у нас переводится как пункт, вопрос, утверждение или задание.
В соответствии с принципом, положенным в основу конструирования, следует различать:
• опросники факторные,для конструирования которых используется факторный анализ (например, опросники Р. Кеттелла);
• опросники эмпирические,которые создаются на основе критериально-ключевого принципа* (например, ММРI).
* Принцип конструирования тестов на основе эмпирического обнаружения некоторых психологических признаков, позволяющих дифференцировать релевантные критериальные группы от контрольных. Подробнее см.: Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 1999.
Наконец, все личностные опросники могут быть разделены на те, которые предназначены для измерения какого-либо одного качества (свойства) или нескольких. Обозначим их как одномерные и многомерные.Фактически все опросники могут быть использованы не только для индивидуального, но и при групповомобследовании. В последнее время достаточно широко распространено предъявление заданий опросников с помощью компьютеров, однако при этом нужно, как уже говорилось, помнить о необходимости их рестандартизации.
В личностных опросниках наиболее распространенные следующие формы вопросов (утверждений).
1. Вопросы, предусматривающие ответы типа «да–нет». Такие вопросы легко формулируются, обычно понятны, ответы на них не затрудняют обследуемых. Например: «Вы ходите медленно и неторопливо?» Варианты ответов: «да», «нет».
2. Вопросы, предусматривающие ответы типа: «да», «нечто среднее», «нет». Добавляется неопределенный ответ. Как правило, неопределенные ответы неинформативны, а в опросниках со средней категорией ответов может актуализироваться соответствующая установка, искажающая получаемую информацию (см. об этом далее). Использование такой формы вопросов связано с тем, что у некоторых испытуемых возникает раздражительность, отказ от работы в том случае, когда их заставляют отвечать только утвердительно или отрицательно. Например: «Я всегда в состоянии строго контролировать проявление своих чувств». Варианты ответов: «да», «нечто среднее», «нет».
3. Вопросы, предусматривающие ответы типа «правда–ложь», или так называемые альтернативные задания. По существу они мало отличаются от дихотомических («да–нет»). Например: «Я ненавижу втискиваться в переполненный автобус». Варианты ответов: «правда», «ложь».
4. Вопросы, предусматривающие ответы типа «нравится–не нравится» (одно слово или фраза). Редко используемая форма вопросов. Например, «1) фонарщики; 2) воротники из бобрового меха; 3) бас-барабан». Варианты ответов: «нравится», «не нравится».
5. Вопросы, предусматривающие ответы по рейтинговым шкалам. К вопросам прилагаются шкалы: скажем, 7-балльная с крайними значениями «всегда» и «никогда». Основные проблемы, возникающие при такой форме вопросов, связаны с разным пониманием обследуемыми терминов, указывающих на частоту, и возможностью появления установки на «крайние» ответы. Например, «В присутствии подчиненных я стараюсь показать свое превосходство». Варианты ответов: «всегда», «очень часто», «часто», «от случая к случаю», «редко», «очень редко», «никогда».
6. Вопросы, предусматривающие ответы, являющиеся вариантами «да–затрудняюсь ответить–нет». Это могут быть такие ответы, как «обычно-иногда–никогда», «согласен–не уверен–не согласен» и т. п. Подбор того или иного варианта обусловливается смысловыми особенностями вопроса (утверждения). Например, «Бывают периоды, когда мне трудно удержаться от жалости к самому себе». Варианты ответов: «часто», «иногда», «никогда».
7. Вопросы, предусматривающие ответы на основе выбора из нескольких предложенных обследуемому развернутых высказываний. Обычно это завершающие предложение фразы, одну из которых и необходимо избрать. Используются два, три и более вариантов выбора. Например, «Когда мне нечего делать, я могу. ». Варианты ответов: а) позвонить другу (подруге), чтобы поболтать; б) заняться разгадыванием кроссвордов или чтением; в) пойти на джазовый концерт.
Получаемые с помощью личностных опросников данные приводятся в виде количественных оценок, которые в многомерных шкалах, как правило, преобразуются в разного типа стандартизированные показатели. Результаты для наглядности могут быть представлены, например, в виде «профиля личности» (рис. 5.1) или «дискограммы» (рис. 5.2).
Источник
Тесты и опросники
Тест – это стандартизированная система заданий, измеряющая качественный или количественный уровень развития определенных свойств личности к моменту измерения. Тестирование предполагает постановку психологического диагноза, но не дает ответа на вопрос о происхождении качеств и на их потенциальное развитие.
Виды психологических тестов
По предмету диагностики:
- На конкретные психические процессы, их отдельные особенности;
- На интеллект;
- На способности (специальные, уровень достижений);
- Психомоторные – на ручную умелость, координацию движений и т.д.;
- Психофизиологические – при изучении некоторых психологических свойств и качеств;
- Личностные – на отдельные особенности или свойства личности в целом:
По форме:
- Тесты в виде опросников (вопрос и несколько вариантов ответов);
- Ситуационные тесты (задания, игры); (представлен неясный стимул, требуется его развить, дополнить, интерпретировать, при этом личность самораскрывается, отсутствуют ошибочные ответы и защитные механизмы, врать невозможно). Недостатки проективных методик – не стандартизованы, отсутствует однозначная структура проведения, субъективность интерпретации, валидность не всегда доказана.
Психодиагностические опросники
Опросники – это обширная группа психодиагностических методик, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений. Опросники предназначены для получения объективных и (или) субъективных данных со слов обследуемого. Опросники относятся к числу наиболее распространённых диагностических инструментов.
Источник
ЛИЧНОСТНЫЕ ОПРОСНИКИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОПРОСНИКОВ.
Личностные опросники – разновидность опросников, разработанных в рамках субъективного диагностич-го подхода и напрвл-х на измерение различных особенностей личности. Они представляют собой перечень вопросов или утвержд-й разной величины, на кот-е обследуемый должен отвечать в соотв-и с предложенной инструкцией.
Классификация личностных опросников:
1) По диагностической направленности:
А) опросники черт личности – разраб-ны на основе выделения черт личности в качестве исходного показателя. Их конструирование предполагает группировку личностных признаков обслед-х (16-факторный опросник Кетелла)
Б) типологические опросники – разраб-ны на основе выделения типов личности как целостных образований несводим-х к набору черт. Конструирование таких опросников предполагает группировку самих обследуемых, а не их личностных признаков. Рез-ты сопоставл-ся с усредненным типом личности (MMPI)
В) опросники мотивов – предназначены д/ диагностики мотивационной сферы личности (опросник Мехрабена).
Г) опросники интересов – 1-е опросники такого вида были напр-ны на выявление согласия испыт-го на конкретный вид деят-ти (бланк проф. интересов Строна)
Д) опросники ценностей – напр-ны на изучение ценностных ориентаций личности (опросник Рокича)
Е) опросники установок — бол-во из них это опросники-анкеты (напр, установки по отнош-ю к др. людям). Первый опросник установок – «измерение установок Герстоун и Чейв (1929 г.)
2) по принципу, положенному в основу конструирования:
А) факторные – в основе констр-я положен факторно-аналитич-й принцип (16-факторный опросник Кеттела, тест Айзенко).
Б) эмпирические – в основе критериально-ключевой признак (MMPI).
3) По степени охвата личностных характеристик:
А) одномерные – напр-ны на измер-е одного св-ва личности.
Б) многомерные – напр-ны на измер-е более одного св-ва личности.
ФОРМЫ ВОПРОСОВ (УТВЕРЖДЕНИЙ) В ЛИЧНОСТНЫХ ОПРОСНИКАХ.
1) Вопросы, предусматривающие ответы типа «да»/ «нет». Такие вопросы обычно понятны испытуемым и ответы на них даются быстро.
2) Вопросы, предусматр-е ответы «да»/ «нет»/ «нечто среднее». Добавл-ся средние варианты ответов.
3) Вопросы, предусматр-е ответы типа «правда»/ «ложь». Они мало отл-ся от дихотомических вопросов 1-го типа.
4) Вопросы, предусматр-е ответы типа «нравится»/ «не нравится». Оценивают личные предпочтения.
5) Вопросы, предусматр-е ответы по рейтинговым быллам. Прилагаются шкалы с N-ным кол-вом значений.
6) Вопросы, предусматр-е ответы «да»/ «нет»/ «не знаю»/ «затрудняюсь ответить».
7) Вопросы, предусматр-е ответы на основе выбора из неск-х развернутых утверждений. Как правило, это завершающие предложение фразы одну из кот-х необходимо выбрать.
ПРАВИЛА ДЛЯ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ (УТВЕРЖДЕНИЙ) В ЛИЧНОСТНЫХ ОПРОСНИКАХ.
1) должна быть устранена возможность понимания испытуемыми сути того, что изучается при помощи данных заданий. Это делается не ради того, чтобы ввести в заблуждение, а потому что если испытуемые догадаются, что нек-е задания предназначены для измерения черты Х, то их ответы будут отражать скорее их точку зрения по выраженности у себя этой черты, а не реальное положение дел. Представление же нек-х испытуемых о своей личности м.б. значительно искажены.
2) вопросы или утверждения д.б. сформулированы понятно и недвусмысленно, чтобы уменьшить погрешность, возникающую из-за неверного понимания вопроса.
3) Задания должны отражать конкретные, а не общие аспекты изучаемой области поведения (не «нравится ли вам спорт?», а «как часто вы играете в футбол?»). Ответы заданные кункретно более удобны для ответов и испытуемые на них отвечают одинаково, когда бы их ни тестировали. Ответы на конкретные вопросы реже фальсифицируются.
4) В каждом задании следует задавать только один вопрос.
5) Нужно избегать слов, определяющих частоту действия, поскольку они достаточно субъективны и вносят большую неопределенность.
6) Нужно избегать терминов, выражающих чув-ва («нравится» и т.п.)
7) Необходимо обеспечить, чтобы испытуемые давали 1-й приходящий на ум ответ. Долгое размышление над значением заданий выявляет ту область поведения, кот-я не имеет существенного отношения к измеряемому кач-ву.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОПРОСНИКОВ (ФАЛЬСИФИКАЦИЯ, УСТАНОВКИ НА ОТВЕТЫ, ПОНИМАНИЕ ВОПРОСОВ, ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОТВЕТОВ).
Ответ на вопрос или утверждение личностного опросника зависит от следующих факторов: ●личностных особенностей обсл-го, ●отношения к обсл-ю у испыт-го, ●условий обсл-я, ●пола эксперимент-ра, ●ур-ня понимания вопроса, ●жизненного опыта.
Основные проблемы испол-я личностных опросников связаны:
1) с возможностью фальсификации ответов (чаще всего возникает во время эксперитизы);
2) с влиянием опред-х установокна ответы:
А) Установка на согласие – это тенденция испытуемого соглашаться с утверждениями, отвечать на вопросы «да», независимо от их содержания.
Б) установка на социально одобряемые ответы – тенденция отвечать на вопросы теста так, чтобы выглядеть «социально положительно».
В) установка на неопредеоенные или средние ответы. Такие ответы, отражающие нерешительность или неувереноость, для испыт-х явл-ся безопасным компромиссом. Однако это приводит к снижению валидности заданий, т.к. бол-во методов анализа вопросов осн-ся на крайних значениях показателей.
Г) Установка на крайние ответы. Проявляется при использовании многоэлементной рейтинговой щкалы.
Д) Установка на необычные, необщепринятые ответы.
Е) Установка на диссимуляцию – стремление выглядеть абсолютно здоровым и благополучным.
Ж) установка выбирать неблагоприятный для описания самого себя ответ. М.б. вызвана потреб-ю в поиске помощи д/решения собственных проблем.
3) с различиями в понимании вопросов обследуемыми. Неясность и трудности в понимании вопросов приводят к изменчивости ответов при повторном выполнении методики.
4) Факторы, вызывающие изменения ответов при повторном исследовании:
А) чем больше ответы исп-х совпадают с оценками и мнением их соц-го окружения, тем выше вероятность их постоянства.
Б) чем труднее испытуемому правдиво ответить на вопрос, тем выше вероятность, что он изменит свой ответ.
В) чем более безразлично для испытуемого то, что затрагивается вопросом, тем выше вероятность постоянства.
Г) чем более приятно для испыт-го содержание вопроса, тем больше вероятность постоянства ответа.
Д) чем больше ответ на вопрос воспринимается как угрожающий, тем выше вероятность постоянства ответа.
Е) Чем сильнее связь между содержанием вопроса и собственными проблемами испытуемого, тем больше вероятность постоянства ответа.
Ж) чем сильнее беспокойство, вызываемое вопросом, у испытуемого, тем больше вероятность постоянства ответа.
З) чем менее ясен, понятен вопрос д/испытуемого, тем больше вероятность изменения ответа.
Меры для устранения влияния установок на ответы:
1) Использование дублирующих вопросов. По поводу каждой черты или хар-ки готовятся минимум 4-5 вопросов, которые формул-ся т.о, чтобы в разной форме, но в одинаковой степени быть адресованными к одному и тому же содержанию. Противоречивость ответов на дублирующие вопросы означает действие различных установок и указыв-т на невозможность оценить данную хар-ку с пом-ю опросника.
2) Исп-е приема уравнивания числа заданий, в кот-х ответ дан либо ответа нет, оценивается баллами. Это позволяет выявить установку на согласие.
3) Исп-е метода вынужденного выбора. Отвечающему предл-ся выбрать между утв-ми, кот-е кажутся одинаково доступными, но имеют разную валидность.
4) Использование метода контрольных шкал или шкал лжи.
Психометрический парадокс
Это явление возникающее при использовании личностных опросников при котором вопросы (утверждения) имеющие высокие показатели дискриминативности явл неустойчивыми по отношению повторяемости результатов и наоборот высокая надёжность ответов часто отмечается у тех пунктов которые обладают низкой дискриминативностью. В работах Новоковской отмечается что психометрический парадокс присущ исключительно исследовательскому инструментарию гумонитарных наук поскольку вопросы оставаясь формально неизменёнными подвержены симантическими приоброзованиями как в интер-, так и в интро- индивидуальных планах.
Интер индивидуальная изменчивость имеет две причины:
1) Развитие выраженности измеряемой черты у разных испытуемых. 2) Различие в понимании значения вопроса.
Интро индивидуальная изменчивость обусловлена: 1) Вариабельность значения. 2) Трудность принятия решения. 3) Пунктуацией выраженности черт.
Новоковская подчёркивает необходимость диффиринциации однозначных вопросов от многозначных и предлогает различать 2 типа психометрического парадокса: Парадокс типа А.Возникает при вопросах поддающихся различному истолкованию а так же в том случае когда трудно принять решение в ответе. В таком случае вопросы обладают высокой высокой дискриминативностью при значительной вариабельности ответов. Парадокс типа Б.Возникает при однозначных вопросах, таких для кот легко подобрать ответ. Также сюда можно отнести однесторонние диагностические вопросы т.е. для кото только один вар ответа диагностически значим. Чем больше в методике вопросов вызывающих парадокс типа Б, тем больше её надёжность, однако одновременно сниж дискриминативная сила вопроса. Зная о существовании психометрического парадокса исследователь должен регулировать вариабельность ответов путём набора вопросов с соответствующим парадоксом.
Новокрвской были определены факторы вызывающие изменение твета при повторном исследовании:
1. Чем больше ответы испытуемых совподают с оценками и мнением их социального окружения, тем выше вер их постоянства
2. Чем труднее испытуемому правдиво ответить на вопрос, тем выше вероятность изменит свой ответ.
3. Чем более безразлично испытуемому то, что затрагивается вопросом, тем больше вер постоянства
4. Чем более приятно для испыт содержание вопроса, тем больше вер постоянства
5. Чем больше ответ на вопрос восприн как угрожающий, тем выше вер постоянства
6. Чем сильнее связь между содержанием вопроса и собственными проблемами-постоя
7. Чем сильнее беспокойство вызываемое вопросом- постоянство
8. Чем менее понятин вопрос тем больше вер измен ответа
По мнению Новоковской постоянство ответов явл функцией защитных механизмов
Источник