Метапредметные результаты это то же что и ууд
Это результаты обучения, не связанные со знаниями и умениями в конкретных сферах, а связанные с общими навыками. На уроках алгебры ребенок не только учится решать уравнения, но и учится анализировать условия задачи, искать нужную информацию, ставить и задавать вопросы. При этом ребенок может достичь этих результатов не только на алгебре, но и на всех остальных уроках.
Чтобы достичь метапредметных образовательных результатов ребенок должен освоить универсальные учебные действия (УУД). Их делят на как минимум на семь групп, но в школе делают акцент на познавательных, коммуникативных и регулятивных. Например, чтобы отработать познавательные УУД, ученикам дают задание на поиск информации в книге. Если ученик из урока в урок осваивает этот тип действий, постепенно он достигает метапредметного результата ФГОС «умеет искать информацию».
Традиционно к метаумениям, которые нарабатывают в школе, относят:
Основы теоретического мышления: определение понятий, систематизация, классификация, доказательство, обобщение.
Переработка информации: анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументирование.
Критическое мышление , то есть работа с фактами: сопоставление, умение отличать недостоверную информацию, находить логическое несоответствие, определять двусмысленность.
Творческое мышление: определение проблем в стандартных ситуациях, нахождение альтернативного решения, совмещение традиционных и новых способов деятельности.
Навыки ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность.
Метапредметные результаты перечислены во ФГОС — они отличаются для начального, общего и среднего образования. Например, во всех стандартах есть результат, связанный с целеполаганием школьника, но формулируется он везде по-разному.
ФГОС для особенных детей . Смотрите часовой вебинар, на котором мы объяснили содержание трех стандартов.
Как достичь метапредметных результатов
Примерить список результатов к своей учебной дисциплине. Не обязательно брать все метапредметные результаты сразу. Список можно разбить на коммуникативные, регулятивные и познавательные. Возьмите хотя бы несколько результатов из каждой группы и посмотрите, можете ли вы их достичь на ваших уроках. Скорее всего, сначала вам покажется, что это трудно. Попробуйте придумать ситуации для каждого результата — «дети читают учебник по физике и ищут информацию» или «дети заполняют контурные карты и проверяют их друг у друга».
Придумать задачи для достижения каждого результата. Задачи будут отличаться от ситуаций, которые вы придумали на предыдущем этапе. Задача должна быть понятной, достижимой и четко оцениваемой. Например, задача «найти информацию о современных границах Российской федерации, отметить их на карте, проверить карты у соседа» понятна, достижима и ее легко оценить.
Следить, чтобы УУД развивались на каждом уроке. Сложно на каждом уроке развивать 10 разных универсальных учебных действий, точнее, сложно делать это осознанно. На самом деле учебная деятельность сложна и скорее всего дети правда применяют все известные им учебные и познавательные умения на каждом занятии. Но для этого занятия должны быть разнообразны и интересны. Если вы только читаете лекцию, дети отработают только умение конспектировать. Если лекция будет скучной, они просто уснут.
Как проверить метапредметные результаты освоения
Новые ФГОС предполагают, что работа над достижением метапредметных результатов должна идти на каждом учебном занятии. Но как оценить достижения конкретных учеников? И более того, отделить метапредметные результаты от предметных и личностных? Сегодня есть три четких критерия, которые позволяют оценить сформированность метапредметных навыков:
Успешное выполнение учеником диагностической задачи, направленной на выработку определенного УУД.
Высокий уровень освоения отдельных учебных дисциплин, для достижения которого требуется применять метаумения.
Решение интегративных заданий, которые также характеризуют уровень достижения учеником метапредметных результатов обучения по ФГОС.
Также есть индивидуальные карты продвижения обучающихся, оценочный лист, оценивание проектно-исследовательских работ. Более того, результаты освоения школьниками метаумений хорошо проверяют различные опросы и тестирования, если проводить их регулярно.
Три вопроса, на которые отвечает метапредметный урок
Правильный метапредметный урок — это любой урок по предмету, который помогает формировать универсальные учебные действия, прописанные ФГОС. Чтобы проверить, насколько ваш урок соответствует этой задаче, посмотрите, отвечает ли он на эти три вопроса:
Первый вопрос «Зачем знать и уметь?». То есть есть ли в вашем уроке мотивация для ученика овладеть этой темой. Так мы как минимум формируем у детей критическое мышление.
Второй вопрос «Что надо знать?». Это уже уровень анализа и синтеза материала, что тоже будет проверяться у учеников.
Третий вопрос «Как это применить?». Другими словами, речь о практико-ориентированности, которую вводят уже даже на уровне экзаменов .
Таким образом, хороший метапредметный урок для ученика включает мотивацию действий, знания, которые помогут действовать, и конкретные способы выполнить действие.
11 лет помогаем выполнять требования, актуализируем знания на курсах повышения квалификации и программах переподготовки для педагогов. Подготовьтесь к аттестации без стресса!
Источник
Метапредметные результаты обучения по ФГОС. Что это такое?
В последнее время общество меняется так динамично, что не представляется возможным точно спрогнозировать, какие именно знания пригодятся ребенку в его взрослой жизни. Поэтому в обучении школьников на первый план выходит вопрос формирования у них умений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными компетентностями. Pedsovet.su выяснил, что включает это понятие.
Общая характеристика метапредметности
Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.
Такой подход нашел отражение в основных нормативных документах образовательной сферы, в частности во ФГОС. Метапредметные компетентности внесены в перечень основных результатов обучения, которые, согласно новым стандартам, должны освоить обучающиеся.
Понятие «метапредметность» имеет несколько смыслов. В дидактике чаще всего оно употребляется в значении «надпредметности», т.е. объема знаний, который формируется и используется не в процессе преподавания какого-то определенного школьного предмета, а в ходе всего обучения. Метапредметные знания необходимы для решения как образовательных задач, так и различных жизненных ситуаций.
В ФГОС метапредметные компетентности увязаны с универсальными учебными действиями, которые делают любую деятельность осознанной и результативной. Среди них:
- стратегические;
- исследовательские;
- проектировочные;
- сценирующие;
- моделирующие;
- конструирующие;
- прогнозирующие.
Метапредметная компетентность основывается на следующих понятиях.
- Метадеятельность — умение совершать любую деятельность с предметами, универсальный способ жизнедеятельности.
- Метазнания — сведения о методах и приемах познания, структуре знаний и способах работы с ними.
- Метаспособы — методы, которые помогают находить новые способы решения задач, нестандартные планы деятельности.
- Метаумения — универсальные общеучебные навыки и умения.
К таким метаумениям относятся:
- основы теоретического мышления (определение понятий, систематизация, классификация, доказательство, обобщение);
- обладание навыками переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументирование); (работа с фактами: сопоставление, умение отличать недостоверную информацию, находить логическое несоответствие, определять двусмысленность и т.д.);
- задатки творческого мышления (определение проблем в стандартных ситуациях, нахождение альтернативного решения, совмещение традиционных и новых способов деятельности);
- регулятивные умения (ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность);
- главные качества мышления (диалектичность, гибкость и т.д.)
Метапредметный подход к образовательному процессу заменяет традиционную практику разделения знаний по отдельным школьным предметам на современные технологии, направленные на изучение целостной картине мира. Это позволяет объединить личное, познавательное и общекультурное развитие и саморазвитие школьника, преемственность начальной, средней и старшей ступени обучения.
Содержание метапредметных компетентностей
В Федеральном государственном образовательном стандарте указано двенадцать основных критериев, которым должны соответствовать метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой основного общего образования. Их условно можно разделить на несколько групп.
Умение планировать и осуществлять свою деятельность:
- самостоятельно определить цель обучения, определять и ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять познавательные интересы;
- проанализировать поставленную задачу и те условия, в которых она должна быть реализована;
- сопоставить содержание указанной задачи с имеющимися знаниями и умениями;
- самостоятельно спланировать способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные способы решения познавательных задач;
- способность сопоставлять собственные действия с запланированными результатами, контролировать свою деятельность, осуществляемую для достижения целей;
- рассматривать разные точки зрения и выбрать правильный путь реализации поставленных задач;
- оценить свои действия, изменять их в зависимости от существующих требований и условий, корректировать в соответствии от ситуации;
- оценить правильность выполнения познавательной задачи, свои имеющиеся возможности ее достижения;
- уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной и учебной деятельности.
Умение работать в коллективе:
- организовывать совместную познавательную деятельность с учителем и одноклассниками, сотрудничать; , и самостоятельно;
- согласовывать свои мотивы и позиции с общественными, подчинять свои интересы коллективным;
- находить общее решение, которое будет удовлетворять общим интересам;
- проявлять толерантность, терпимость, уметь решать конфликты;
- выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение.
Умение осуществлять познавательные действия:
- определять суть понятий, обобщать объекты;
- находить аналогии;
- самостоятельно находить критерии и основания для классификации, осуществлять классификацию;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы;
- создавать, использовать и изменять символы, знаки;
- создавать схемы и модели для решения различных познавательных или учебных задач;
- осуществлять смысловое чтение (вычитать текст, правильно понять его содержание, оценить степень достоверности и применить на практике).
Умение использовать компьютерные технологии:
- использовать различные источники получения информации с помощью компьютера;
- определять надежность и достоверность источника;
- уметь выбирать нужную информацию;
- знать способы передачи, копирования информации;
- использовать возможности Интернета для продуктивного общения, взаимодействия.
Наличие коммуникативных умений:
- полноценное владение устной и письменной речью;
- уметь вести диалог, правильно строить монологическое высказывание;
- владеть и осознанно применять речевые средства в зависимости от ситуации и задачи коммуникации;
- с помощью речи и жестов правильно передавать свои чувства, эмоции, мысли, потребности;
- поддерживать беседу, уметь выслушивать собеседника и доходчиво донести до него свои мысли и доводы;
- иметь высокую культуру речи.
Развитое экологическое мышление, которое ребенок должен применять во всех сферах своей деятельности, в том числе и в профессиональной.
Установление ФГОС новых образовательных результатов с включением метапредметных компетентностей требует реализации нового методологического подхода к учебно-воспитательному процессу, ориентируя практику обучения не только на осознание и осмысление учебной информации, но и на формирование универсальных учебных действий.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник
Метапредметные результаты — это показатели освоения программы основного общего образования
Повышение квалификации учителей включает в себя несколько мероприятий. Одним из них выступает анализ уровня освоения общих программ. Его разработка основывается на представлении о составе и структуре результатов общего обучения. Рассмотрим их подробнее.
Общие проблемы
Они представляют собой универсальные виды деятельности. Сегодня школа все еще продолжает ориентироваться на предметные результаты. Она выпускает в настоящее время хороших исполнителей. Между тем современность ставит несколько иные задачи. Для их реализации необходимо качественное повышение квалификации учителей. Современность требует людей, готовых к самосовершенствованию, самостоятельному принятию решений. Человек, вышедший из школы, должен уметь учиться, воспринимать новые знания в постоянно изменяющихся условиях жизни. Перед педагогами стоит актуальная задача – развить у детей способность к самостоятельному успешному усвоению новых компетенций. Ее реализация сопровождается освоением универсальных действий (УУД). Стандарт образования, действующий сегодня, устанавливает определенные требования. Их исполнение позволяет решить вставшие перед педагогом проблемы.
Метапредметные результаты (ФГОС)
Предполагаемыми итогами освоения программ выступает формирование:
- Умений планировать неречевое и речевое поведение.
- Коммуникативной компетенции.
- Умений четко устанавливать сферы знаемого и незнаемого.
- Способности ставить цели и формулировать задачи для их достижения, планировать последовательность и прогнозировать итоги действий и всей работы в целом, анализировать полученные результаты (и отрицательные, и положительные), делать соответствующие выводы (промежуточные и конечные), корректировать планы, устанавливать новые индивидуальные показатели.
- Исследовательских действий. К ним, в числе прочего, относят навыки работы с данными (способность извлекать сведения из различных источников, систематизировать и анализировать их, представлять разными способами).
- Умений вести самонаблюдение, самооценку, самоконтроль в ходе коммуникативной деятельности.
- Навыков смыслового чтения. К ним относят способность определять тему, выделять ключевую мысль, прогнозировать содержание по заголовку, основным словам, определять главные факты, прослеживать логическую связь между ними.
Метапредметные результаты обучения выступают в качестве «мостов», соединяющих все источники знаний.
Понятие
Стандарт образования предлагает качественно новый подход к педагогическому процессу. Он предполагает устранение расколотости, разобщенности и оторванности различных научных дисциплин друг от друга. Метапредметы выступают в качестве новой специфической формы обучения. Она формируется поверх традиционных общих дисциплин. В основе метапредметного подхода лежит мыследеятельностный вид интеграции материала. Он также предполагает рефлексивную форму отношений к базовым элементам мышления. Любой метапредметный урок способствует развитию навыков самостоятельного освоения знаний. Здесь формируются условия для начала рефлексии ребенка. Он должен реагировать на собственные действия, осознавать, что он делал, как и что получил в итоге.
Универсальность подхода
Министерство образования, разрабатывая новые требования, исходит из существующих сегодня общественно-экономических условий. Универсальность предлагаемых подходов состоит в том, что дети получают знания об общих схемах, техниках, приемах, образцах мышления, лежащими над дисциплинами, но воспроизводящимися при работе с ними. Принцип метапредметности состоит в акцентировании внимания обучающихся на способах обработки и представления данных при изучении большого объема разнородного материала. В качестве ключевой компетенции выступает способность самостоятельно усваивать знания. Министерство образования, формулируя новые требования, ориентируется на необходимость активного получения детьми социального опыта, способности к самосовершенствованию и саморазвитию.
Особенности анализа
Оценка метапредметных результатов представлена в качестве проверки планируемых показателей. Они представлены в разделах универсальных действий:
- Регулятивных.
- Коммуникативных.
- Познавательных.
Метапредметные результаты – это не только универсальные приемы для осуществления действий. Они выступают и как способы регуляции поведения, включая планирование, коррекцию и контроль. Достижение метапредметных результатов становится возможным благодаря основным компонентам педагогического процесса. Речь обо всех дисциплинах, базисном плане. Метапредметные результаты – это навыки, которые используют школьники при получении и усвоении знаний. Они применяют их и при решении проблем, возникающих в реальных условиях жизни.
Объекты анализа
Основное направление, в рамках которого анализируются метапредметные результаты, — это область формирования ряда познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД. В их числе, в частности, умственные действия детей, ориентированные на проверку и управление своей работой. Оценке подвергаются:
- Способность воспринимать и сохранять учебные задачи и цель, самостоятельно трансформировать практическую проблему в познавательную.
- Навыки планирования своей работы, поиска способов ее выполнения. Эти способности развиваются в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации.
- Умение контролировать и адекватно оценивать собственные действия, корректировать их осуществление с учетом характера совершенных ошибок.
- Способность проявлять самостоятельность и инициативу в процессе усвоения материала.
- Умение вести поиск информации, сбор и выделение существенных сведений из разных источников.
- Способность использовать в работе знаковые и символические средства для моделирования изучаемых процессов и объектов, создания схем решения практических и познавательных задач.
- Умение взаимодействовать со сверстниками и педагогом.
- Способность проводить логические операции анализа, сравнения, классификации, обобщения по родовым критериям.
- Умение нести ответственность за результаты действий.
Специфика
Метапредметные результаты – это, по сути, ориентировочные действия. Они формируют психологическую основу и выступают как важнейшее условие успешности при решении школьниками поставленных перед ними задач. По своей природе они выступают как личностные результаты каждого ребенка. Из этого следует, что уровень их развития может подвергаться качественному измерению и анализу.
Варианты проверки
Личностные результаты могут анализироваться в ходе выполнения диагностических, специально сконструированных задач. Они ориентированы на проверку степени сформированности определенного вида УУД. Достижение результатов можно рассматривать в качестве инструментальной основы и условия успешности реализации познавательных и практических задач. Это означает, что в зависимости от показателей проверочных работ по математике, русскому и прочим дисциплинам с учетом ошибок, которые были допущены, можно сформировать вывод о степени развитости УУД. Достижение результатов может также проявляться в успешности исполнения комплексных задач на межпредметной основе. Таким образом, существует несколько процедур, в рамках которых можно провести анализ.
Начальная школа
Образование в младшем возрасте предполагает формирование способности ребенка к саморегуляции и принятие им ответственности за собственные поступки. В начальной школе выделяют регулятивные УУД, отражающие суть ведущей деятельности. К ним относят умения:
- Принимать и сохранять цели, следовать им в процессе учебной работы.
- Действовать по определенному плану.
- Преодолевать непроизвольность и импульсивность.
- Контролировать ход и результаты деятельности.
- Различать объективные трудности в задачах и процессе усвоения знаний.
- Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Кроме этого, метапредметные результаты показывают степень сформированности настойчивости и целеустремленности, жизненного оптимизма, подготовленности к трудностям.
Контроль
В качестве основных методов выступают тестирование, проектирование, наблюдение. Контроль может осуществляться в разных формах. Он может быть:
- Фронтальным.
- Индивидуальным.
- Групповым.
- В виде письменного опроса.
- Персонифицированным и неперсонифицированным.
В качестве инструментов выступают:
- Карта наблюдений.
- Задания УУД.
- Дневник (лист) самооценки.
- Тест.
- Карта мониторинга.
Три уровня компетенции
На первой ступени приобретаются регулятивные навыки:
- Способность планировать свою деятельность согласно поставленной задаче и условиям реализации.
- Умение самостоятельно регулировать работу.
- Способность анализировать и контролировать действия, корректировать их выполнение в соответствии с характером допущенных ошибок.
Второй уровень предполагает получение познавательных способностей:
- Принимать и сохранять учебные цели.
- Трансформировать практические задачи в познавательные.
- Работать с информацией и ее источниками.
- Проявлять самостоятельность и инициативу.
- Использовать символические и знаковые средства.
На третьем уровне (коммуникативном) дети учатся:
- Взаимодействовать с преподавателем и сверстниками в процессе решения задач.
- Слушать и включаться в диалог.
- Участвовать в групповом обсуждении вопроса.
- Интегрироваться в коллектив сверстников, выстраивать продуктивное сотрудничество и взаимодействие.
- Владеть монологической и диалогической речи.
- Выражать и отстаивать свое мнение, принимать другое.
Итоги работы
По окончании курса у школьников должны сформироваться регулятивные УУД, с помощью которых дети:
- Самостоятельно организуют рабочее место.
- Следуют плану внеучебной и учебной деятельности.
- Определяют цель работы с помощью педагога.
- Следуют инструкциям преподавателя, алгоритмам, описывающим стандартные действия.
- Определяют план решения задач на уроках, в рамках внеклассной деятельности, в различных жизненных ситуациях в процессе взаимодействия с педагогом.
- Корректируют выполнение заданий.
С помощью сформированных познавательных УУД учащиеся:
- Ориентируются в текстовых материалах.
- Самостоятельно ищут необходимую информацию для решения задач в таблицах, словарях, справочниках, размещенных в учебниках.
- Ориентируются в схемах, рисунках, представленных в текстах.
- Кратко и подробно пересказывают прослушанный или прочитанный материал, составляют простые планы.
- Объясняют смысл названий произведений, их связь с содержанием текстов.
- Группируют и сравнивают предметы и объекты по нескольким признакам.
Используя коммуникативные УУД, дети:
- Соблюдают в повседневной жизни правила и нормы этикета при общении.
- Читают про себя и вслух тексты из учебников, научно-популярных и художественных книг, понимают содержание, в том числе по заголовку.
- Оформляют свои мысли письменно или устно, учитывая собственные школьные и жизненные речевые ситуации.
- Участвуют в диалогах.
При итоговой проверке уровня освоения основной программы школьниками анализируются результаты, необходимые для продолжения обучения.
Заключение
Как видно, метапредметные результаты тесно связаны со всеми направлениями воспитательной и педагогической работы. В настоящее время они имеют ключевое значение для формирования необходимых навыков у школьников любого возраста. Метапредметы выражают идею рефлективности относительно дисциплин. Как правило, ребенок, изучая материал по химии, физике, истории, биологии и пр., запоминает ключевые определения и понятия. На метапредметных уроках он делает другое. Школьник не запоминает, а прослеживает происхождение этих основных терминов и определений. Фактически он снова открывает эту сферу знаний для себя. Перед школьником разворачивается весь процесс появления тех или иных событий, объектов. На практике он заново открывает то, что стало известно в далекое время, восстанавливает и определяет форму существования этого знания. Однако это только начальный уровень. Проделав работу с различным предметным материалов, школьник формирует осознанное отношение не к какому-то конкретному понятию, а к способу своей познавательной деятельности. Совершенствуя свои навыки, ребенок быстрее начинает ориентироваться в материале. Проявляя самостоятельность и инициативу, он ищет новые источники информации, собирает и обобщает найденные сведения, сравнивает их с полученными данными на уроках.
Также очень важно для педагога установить тесный контакт с ребенком. Это особенно актуально на начальном этапе формирования УУД. От этого во многом будет зависеть стремление детей к дальнейшему самосовершенствованию, саморазвитию. В этой связи при работе нельзя акцентировать внимание на формирование конкретного навыка. Их развитие должно идти в комплексе и постоянно. Для успешной реализации задач учителю необходимо анализировать свою работу и деятельность школьников. С учетом тех или иных показателей должен формироваться план на предстоящий год.
Источник
ОНЛАЙН-КУРС (МООС) «ПСИХОЛОГИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Лекция 1 «Подходы в понимании метапредметных результатов обучения»
При изучении лекции Вы можете обратиться к презентационному материалу.
Здравствуйте. Сегодняшняя лекция посвящена теме «Подходы в понимании метапредметных результатов обучения». Мы поговорим о том, как возникла идея введения в педагогическое образование метапредметов; какие метапредметные подходы стали явились решающими и важными в отечественном образовании; какие современные требования к результатам обучения Федеральный государственный стандарт основного общего образования ставит на первое место в качестве главных результатов образования. Рассмотрим, какие метапредметные результаты, универсальные учебные действия определяют психологическую составляющую фундаментального ядра образования.
В конце 20 и в начале 21-го веков в отечественном образовании начали интенсивно развиваться разные направления интегративной работы. Педагоги-теоретики и педагоги-практики стали активно искать то, как преодолеть взаимное отчуждение учебных предметов. Остро встал вопрос, каким образом решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. С этой проблемой сталкивались многие учителя. Отпуская ученика в другой класс на другой урок, учитель, как правило, имел слабое представление о том, как там дальше будет проходить его развитие мышления или развитие способности воображения или развитие способности самоопределения и т.д. Зачастую имелось слабое представление о том, как учащийся будет связывать для себя систему понятий одного учебного предмета с системой понятий другого. Такое положение сложилось в связи с тем, что отдельный учитель считал, что главное – это хорошо знать свою область предметного знания и поменьше вторгаться в чужую. Зачастую, углубляя собственную предметную специализацию, он плохо ориентировался в устройстве другого учебного предмета.
Реформирование педагогического образования началось еще в 1992 г., когда впервые появилось такое понятие, как образовательный стандарт и метапредметный тип обучения. Однако, в 90-е годы 20 века в министерстве образования образовался раскол между сторонниками метапредметного подхода и предметно-методического подхода. В результате сложилась парадоксальная ситуация: было оставлено понятие «образовательный стандарт», но наполненное обычным набором предметных планов. По сути, ничего не изменилось.
В 1993 г. была принята новая Конституция, в связи с чем, принятый образовательный стандарт признавался недостаточным, не удовлетворяющим потребностям педагогической практики. А период с 1993 по 2003 гг. ознаменован тем, что федеральные компоненты образовательных стандартов разрабатывались, претерпевали изменения и корректировались.
И только в 2004 году были введены первые общеобразовательные стандарты, их называют стандарты первого поколения. С октября 2009 года в развитии образовательной системы России начинается новый этап. Сущность этого этапа выражается в переориентации системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов, в основе которых процесс развития личности рассматривается как цель и смысл образования. Общеобразовательные стандарты второго поколения ориентируют учебный школьный процесс на развитие «метапредметных способностей» учащихся. Анализ ведущих научных психолого-педагогических теорий, таких как проблемное обучение, развивающее обучение, технология критического мышления, метод проектов легли в основу идеи создания нового стандарта образования. Теперь приоритетной целью школьного образования становится не передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения
Итак, краткий исторический обзор обусловил, что нам необходимо разобраться, что это вообще такое метапредметные результаты обучения и в чем же их суть?
В современной науке присутствуют разные подходы к пониманию и трактовке метапредметных результатов обучения.
- Хуторской Андрей Викторович доктор педагогических наук, директор Института образования человека основным принципом метапредметой образовательнойдеятельности считает «принцип человекосообразности образования».
Согласно ему именно человек является основным субъектом своего образования, смысл которого состоит в выявлении и реализации внутреннего потенциала человека по отношению к себе и внешнему миру. Образование понимается Хуторским А.В. как образовывание человека – созидание, создание им образовательных продуктов, как внутренних, так и внешних. Он подчеркивает, что цель образования – не освоение учебной деятельности, а именно генерация, продуцирование образовательного результата, имеющего ценность не только для ученика, но и для окружающего его социума, мира, человечества.
Хуторской А.В. разработал и апробировал следующие метапредметы: числа, буквы, культура, мироведение.
Охарактеризуем метапредмет «Числа». Для учителя метапредмет «Числа» имеет две главные цели: 1) совместное с детьми постижение жизни и всего мира с помощью чисел и форм, 2) познание жизни самих чисел и форм как особых первоопределяющих сущностей мира. В этих двух целях заключено противоречие, ведущее к развитию и ученика, и учителя в ходе обучения. На уроках математики учитель вместе с учащимися выясняет смысловую суть чисел через понимание, что числа — это многообразные окна в мир. Например: как необычная загадочная цифра, которую можно «оживить», превратить в сказочный персонаж; как слово, часто встречающееся в загадках, былинах, сказках, поговорках (трёхглавый змей, семь гномов, 33 богатыря, тридевятое царство); как средство ориентирования во времени и пространстве (12 месяцев, 3 вершка, номера страниц и заданий). В результате весь мир оказывается для детей насыщенным числами, они присутствуют везде, если только попытаться их увидеть. Разыскивая числа повсюду, ученики познают разные предметы и события природы, культуры, человека, овладевают числами как средствами познания. Именно в этом и состоит метапредметная сущность чисел. Удерживая в зоне внимания одновременно несколько разных областей, которые имеют принципиальную сходимость в числе, ученики начинают проникать в основы мироздания, приближаться к его немногим фундаментальным первосмыслам, одним из которых является число.
- Громыко Юрий Вячеславович, директор НИИ Инновационных стратегий развития общего образования (город Москва) исходя из основной мировоззренческой модели выдающегося психолога В.В. Давыдова, считает, что принцип «метапредметности» состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.
В соответствии с логикой развития деятельности и мыследеятельности, которая носит универсальный характер, Громыко Ю.В. были разработаны метапредметы: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».
Допустим, на метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. У них формируются способности понимать задачу, конструировать способы решения, выстраивать процедуру достижения цели, осуществлять поиск и рефлексию средств их решения. Например, на уроке математики, учащийся освоил способ решения математической задачи. И чтобы проверить, насколько глубоко учащийся освоил данный способ, ему предлагается решить тот же тип задачи уже на материале русского языка и литературы.
Если учащийся распознает, что это – тот же тип задачи, и быстро находит способ, которым надо ее решать, то им освоено матапредметное умение применения знаний.
3. Александр Григорьевич Асмолов доктор психологических наук, академик Российской академии образования, директор Федерального государственного учреждения «Федеральный институт развития образования» считает, что метапредметные результаты формируются в процессе изучения всех без исключения школьных предметов.
Сегодня педагогам более знакома идея Александра Григорьевича Асмолова, которая легла в основу ФГОС, строится на деятельностной форме и трактует метапредметный подход как освоение учащимся УУД. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися следующие универсальные учебные действия: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные
Универсальные учебные действия — это и есть метаумения, которые в новом стандарте являются основой метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.
Метапредметные результаты образовательной деятельности проявляются в освоении учащимися обобщенных способов действий с учебным материалом, позволяющих им успешно решать учебные и учебно-практические задачи, как в рамках образовательного процесса, так
и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Главным средством, обеспечивающим достижение этих результатов, является учебная деятельность. Это та деятельность, которая неразрывно связана с образовательным процессом и в определенные возрастные периоды является ведущей, обеспечивающей личностное развитие ребенка.
- Воровщиков Сергей Георгиевич, доктор педагогических наук, профессор, разработал требования к метадпредметной образовательной программе, которая является внутришкольным документом, интегрирующего под своей оболочкой целостный пакет нормативно-инструктивных документов учебно-методического и управленческого сопровождения формирования и развития общеучебных умений учащихся школы.
Условно метапредметную образовательную программу он предлагает разделить на три составные части: идеологическую, отвечающую на вопрос «Зачем?», содержательную, отвечающую на вопрос «Что?», и технологическую, содержащую ответ на вопрос «Как?».
Формирование и развитие универсальных учебных действий Воровщиков С.В. видит в соблюдение учителями следующих методических требований: а) в школе вводить на уроках «логические пятиминутки». Они являются своеобразным интеллектуальным тренажером, позволяют учителю гибко развертывать содержание работы с учащимися, не изменяя учебный план, не увеличивая нагрузку на школьников. Содержание «пятиминуток» должно включать не только учебное содержание математики, но и эмпирический материал, взятый из повседневной жизни учащимся – их увлечения, игры, моды. Дети, благодаря этой форме обучения, убеждаются в том, что процесс учения и познания не ограничивается только стенами школы и учебниками, им пронизана вся их жизнь. Учителю нужно постоянно подчеркивать важность познавательной составляющей «пятиминуток», демонстрировать прикладной аспект сформированных умений и в учении, и в повседневной жизни ребят; б) в старших классах вводить в образовательную программу элективный курс гносеологической направленности «Азбука логичного мышления» или «Курс интеллектуального выживания». Приоритет преподавания метапредметного курса отдается обучению через опыт и сотрудничество, учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; обязательной интерактивности (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, метод проектов), компетентностному и личностно-деятельностному подходам (превалирование комплекса практических умений над знаниями, большее внимание к личности учащегося, а не к целям учителя, равноправное их взаимодействие). Ведущее место в обучении отдается методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся. Значительной должна быть доля самостоятельной работы с различными источниками учебной информации. При этом главная функция учителя – фасилитация, то есть лидерство, основанное на совместной деятельности. Такой подход создает доверительный психологический климат, в основе которого – взаимообучение, сотрудничество. В итоге, учитель из единственного источника знаний в традиционном обучении превращается в эксперта и консультанта при изучении теоретического материала и выполнении творческих заданий, ведущего в дискуссии, координатора и консультанта при выполнении учебного проекта или исследовании.
Мы с Вами рассмотрели «Подходы в понимании метапредметных результатов обучения», и, подводя итоги, можно заострить внимание на основных моментах лекции:
1. В течение долгого времени обучение в школе было предметным, преимущественно учебные дисциплины изучались врозь, без связующей ниточки между ними. Но, в 90-е годы прошлого столетия появляются понятия «метапредмет» и «метапредметные результаты обучения», которые должны были обеспечить более качественный уровень образования в школе. В результате реформирования педагогического образования в 2004 году был принят государственный образовательный стандарт, но в нем детально описывается темы и дидактические единицы образования. С введением нового ФГОС требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ стало представлять собой описание совокупности компетенций выпускника образовательного учреждения. Формирование этих требований с разделением на предметные, метапредметные и личностные результаты образовательной деятельности отражает инновационный характер нового стандарта. Ранее подобное деление отсутствовало, под образовательными результатами подразумевались только предметные результаты.
2. В современной педагогической школе присутствуют несколько подходов к пониманию и трактовке метапредметных результатов обучения. Их можно объединить в два лагеря. Первый — Хуторской Андрей Викторович и Громыко Юрий Вячеславович, Они основоположники идеи метапредмета, как отдельного предмета, называемого «неординарным учебным предметом». Наличие подобных метапредметов образовались вокруг определенной мыслительной организованности, а именно: задача, проблема, знак, знание. Сторонники второго лагеря – Александр Григорьевич. Асмолов и Сергей Георгиевич Воровщиков. Они рассматривают метапредметный подход, как систематизированный комплексный подход к формированию межпредметных результатов обучения. На идеях Асмолова основано понимание метапредметной деятельности как УУД и они включены в основу ФГОС.
Источник