ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ (КСК)
1 ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ (КСК) Назначение теста Данная методика предназначена для получения более полного представления о личности, составления вероятностного прогноза успешности ее профессиональной деятельности. Опросник включает в себя 100 утверждений, расположенных в циклическом порядке, с тем чтобы обеспечить удобство отсчета при помощи трафарета. Для каждого вопроса предусмотрены три альтернативных ответа. Методика рассчитана на изучение отдельных личностных факторов у лиц со средним и высшим образованием. Инструкция к тесту Вам предлагается ряд вопросов и три варианта ответов на каждый из них (а, б, в). Отвечать нужно следующим образом: 1. сначала прочтите вопрос и варианты ответов на него; 2. выберите один из предложенных вариантов ответа, отражающий ваше мнение, и поставьте соответствующую букву (а, б или в) в клеточке на листе для ответов. Помните следующие правила: не тратьте много времени на обдумывание ответов; давайте тот ответ, который первым приходит в голову; старайтесь не прибегать слишком часто к промежуточным ответам типа «не уверен», «нечто среднее» и т. п. Таких ответов должно быть как можно меньше; ни в коем случае ничего не пропускайте. На каждый вопрос необходимо дать ответ; отвечайте как можно более искренне. Не надо стараться произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности. А теперь, пожалуйста, приступайте к работе. Свои ответы в буквенной форме необходимо проставлять либо в опросном листе рядом с номером вопроса, либо в специальном бланке. Памятка экспериментатору Обращайте внимание на то, понял ли опрашиваемый инструкцию, готов ли искренне ответить на поставленные вопросы. Помните, что следует ответить на все вопросы. Необходимо подчеркнуть, что нежелательно часто использовать промежуточные ответы и подолгу размышлять над ними. Если опрашиваемых несколько, то они не должны советоваться друг с другом.
2 Тестовый материал 1. Я хорошо понял инструкцию и готов искренне ответить на вопросы: 3. нет 2. Я предпочел бы снимать дачу: 1. в оживленном дачном поселке; 3. в уединенном месте, в лесу. 3. Я предпочитаю несложную классическую музыку современным популярным мелодиям: 1. верно; 3. неверно. 4. По-моему, интереснее быть: 1. инженером-конструктором; 3. драматургом. меня: 5. Я достиг бы в жизни гораздо большего, если бы люди не были настроены против 6. Люди были бы счастливее, если бы больше времени проводили в обществе своих друзей: 7. Строя планы на будущее, я часто рассчитываю на удачу: 8. «Лопата» так относится к «копать», как «нож» к: 1. острый; 2. резать; 3. точить. 9. Почти все родственники хорошо ко мне относятся: 10. Иногда какая-нибудь навязчивая мысль не дает мне уснуть: 1. да, это верно;
3 11. Я никогда ни на кого не сержусь: 12. При равной продолжительности рабочего дня и одинаковой зарплате мне было бы интереснее работать; 1. столяром или поваром; 2. не знаю, что выбрать; 3. официантом в хорошем ресторане. 13. Большинство знакомых считают меня веселым собеседником: 14. В школе я предпочитал: 1. уроки музыки (пения); 2. затрудняюсь сказать; 3. занятия в мастерских, ручной труд. 15. Мне определенно не везет в жизни: 16. Когда я учился в 7-10 классах, я участвовал в спортивной жизни школы: 1. очень редко; 2. от случая к случаю; 3. довольно часто. 17. Я поддерживаю дома порядок и всегда знаю, что где лежит: 18. «Усталый» так относится к «работе», как «гордый» к: 1. улыбка; 2. успех; 3. счастливый. 19. Я веду себя так, как принято в кругу людей, среди которых я нахожусь: 2. когда как; 20. В своей жизни я, как правило, достигаю тех целей, которые ставлю перед собой:
4 21. Иногда я с удовольствием слушаю неприличные анекдоты: 22. Если бы мне пришлось выбирать, я предпочел бы быть: 1. лесничим; 2. трудно выбрать; 3. учителем старших классов. 23. Мне хотелось бы ходить в кино, на разные представления и в другие места, где можно развлечься: 1. чаще одного раза в неделю (чаще, чем большинство людей); 2. примерно раз в неделю (как большинство); 3. реже одного раза в неделю (реже, чем большинство). 24. Я хорошо ориентируюсь в незнакомой местности: легко могу сказать, где север, юг, восток или запад: 25. Я не обижаюсь, когда люди надо мной подшучивают: 2. когда как; 26. Мне бы хотелось работать в отдельной комнате, а не вместе с коллегами: 27. Во многих отношениях я считаю себя вполне зрелым человеком: 1. это верно; 3. это неверно. 28. Какое из данных слов не подходит к двум остальным: 1. свеча; 2. луна; 3. лампа. 29. Обычно люди неправильно понимают мои поступки: 30. Мои друзья: 1. меня не подводили; 2. изредка; 3. довольно часто. 31. Обычно я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено:
5 32. Если бы я сделал полезное изобретение, я предпочел бы: 1. дальше работать над ним в лаборатории; 2. трудно выбрать; 3. позаботиться о его практическом использовании. 33. У меня безусловно меньше друзей, чем у большинства людей: 34. Мне больше нравится читать: 1. реалистические описания острых военных или политических конфликтов; 2. не знаю, что выбрать; 3. роман, возбуждающий воображения и чувства. 35. Моей семье не нравится специальность, которую я выбрал: 36. Мне легче решить трудный вопрос или проблему: 1. если я обсуждаю их с другими; 3. если обдумываю их в одиночестве. 37. Выполняя какую-либо работу, я не упокаиваюсь, пока не будут учтены даже самые незначительные детали 1. верно; 2. среднее; 3. неверно. 38. «Удивление» относится к «необычный», как «страх» к: 1. храбрый; 2. беспокойный; 3. ужасный. 39. Меня всегда возмущает, когда кому-либо ловко удается избежать заслуженного наказания: 2. по-разному; 40. Мне кажется, что некоторые люди не замечают или избегают меня, хотя не знаю, почему: 1. верно; 3. неверно. 41. В жизни не было случая, чтобы я нарушил обещание:
6 42. Если бы я работал в хозяйственной сфере, мне было бы интересно: 1. беседовать с заказчиками, клиентами; 3. вести отчеты и другую документацию. 43. Я считаю, что: 1. нужно жить по принципу: «Делу время, потехе час»; 2. нечто среднее между «а» и «в»; 3. жить нужно весело, не особенно заботясь о завтрашнем дне. 44. Мне было бы интересно полностью поменять сферу деятельности: 45. Я считаю, что моя семейная жизнь не хуже, чем у большинства моих знакомых: 2. трудно сказать; 46. Мне неприятно, если люди считают, что я слишком невыдержан и пренебрегаю правилами приличия: 1. очень; 2. немного; 3. совсем не беспокоит. 47. Бывают периоды, когда трудно удержаться от чувства жалости к самому себе: 1. часто; 2. иногда; 3. никогда. 48. Какая из следующих дробей не подходит к двум остальным: 1. 3/7; 2. 3/9; 3. 3/ Я уверен, что обо мне говорят за моей спиной: 50. Когда люди ведут себя неблагоразумно и безрассудно: 1. я отношусь к этому спокойно; 3. испытываю к ним чувство презрения. 51. Иногда мне очень хочется выругаться:
7 52. При одинаковой зарплате я предпочел бы быть: 1. адвокатом; 3. штурманом или летчиком. 53. Мне доставляет удовольствие совершать рискованные поступки только для забавы: 54. Я люблю музыку: 1. легкую, живую; 3. эмоционально насыщенную, сентиментальную. 55. Самое трудное для меня — это справиться с собой: 1. верно; 3. неверно. 56. Я предпочитаю планировать свои дела сам, без постороннего вмешательства и чужих советов: 57. Иногда чувство зависти влияет на мои поступки: 58. «Размер» так относится к «сумма», как «нечестный» к: 1. тюрьма; 2. грешный; 3. укравший. 59. Родители и члены семьи часто придираются ко мне: 60. Когда я слушаю музыку, а рядом громко разговаривают: 1. это мне не мешает, я могу сосредоточиться; 3. это портит мне удовольствие и злит меня. 61. Временами мне приходят в голову такие нехорошие мысли, что о них лучше не рассказывать:
8 62. Мне кажется, интереснее быть: 1. художником; 2. не знаю, что выбрать; 3. директором театра или киностудии. 63. Я предпочел бы одеваться скорее скромно, так, как все, чем броско и оригинально: 1. согласен; 3. не согласен. 64. Не всегда можно осуществить что-либо постепенными, умеренными методами, иногда необходимо приложить силу: 1. согласен; 65. Я любил школу: 2. трудно сказать; 66. Я лучше усваиваю материал: 1. читая хорошо написанную книгу; 3. участвуя в коллективном обсуждении. 67. Я предпочитаю действовать по-своему, вместо того чтобы придерживаться общепринятых правил: 1. согласен; 3. не согласен. 68. АВ так относится к ГВ, как СР к : 1. ПО; 2. ОП; 3. ТУ. 69. Обычно я удовлетворен своей судьбой: 70. Когда приходит время для осуществления того, что я заранее планировал и ждал, я иногда чувствую себя не в состоянии это сделать: 1. согласен; 3. не согласен. 71. Не все мои знакомые мне нравятся:
9 72. Если бы меня попросили организовать сбор денег на подарок кому-нибудь или участвовать в организации юбилейного торжества: 1. я согласился бы; 2. не знаю, что сделал бы; 3. сказал бы, что, к сожалению, очень занят. 73. Вечер, проведенный за любимым занятием, привлекает меня больше, чем оживленная вечеринка: 1. согласен; 3. не согласен. 74. Меня больше привлекает красота стиха, чем красота и совершенство оружия: 75. У меня больше причин чего-либо опасаться, чем у моих знакомых: 2. трудно сказать; 76. Работая над чем-то, я предпочел бы делать это: 1. в коллективе; 2. не знаю, что выбрать; 3. самостоятельно. 77. Прежде чем высказать свое мнение, я предпочитаю подождать, пока буду полностью уверен в своей правоте: 1. всегда; 2. обычно; 3. только если это практически возможно. 78. «Лучший» так относится к «наихудший», как «медленный» к: 1. скорый; 2. наилучший; 3. быстрейший. 79. Я совершаю много поступков, о которых потом жалею: 80. Обычно я могу сосредоточенно работать, не обращая внимания на то, что люди вокруг меня шумят: 81. Я никогда не откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня:
10 82. У меня было: 1. очень мало выборных должностей; 2. несколько; 3. много выборных должностей. 83. Я провожу много свободного времени, беседуя с друзьями о тех приятных событиях, которые мы вместе переживали когда-то: 84. На улице я остановлюсь, чтобы посмотреть скорее на работу художника, чем на уличную ссору или дорожное происшествие: 85. Иногда мне очень хотелось уйти из дома: 86. Я предпочел бы жить тихо, как мне нравится, нежели быть предметом восхищения благодаря своим друзьям: 87. Разговаривая, я склонен: 1. высказывать свои мысли сразу, как только они приходят в голову; 3. прежде хорошенько собраться с мыслями. 88. Какое из следующих сочетаний знаков должно продолжить этот ряд Х0000ХХ000ХХХ: 1. 0ХХХ; 2. 00ХХ; 3. Х Мне безразлично, что обо мне думают другие: 90. У меня бывают такие волнующие сны, что я просыпаюсь: 1. часто; 2. изредка; 3. практически никогда. 91. Я каждый день прочитываю всю газету:
11 2. трудно сказать; 92. К дню рождения, к праздникам: 1. я люблю делать подарки; 3. считаю, что покупка подарков — несколько неприятная обязанность. 93. Очень не люблю бывать там, где не с кем поговорить: 1. верно; 3. неверно. 94. В школе я предпочитал: 1. русский язык; 2. трудно сказать; 3. математику. 95. Кое-кто затаил злобу против меня: 96. Я охотно участвую в общественной жизни, в работе разных комиссий и т. д.: 97. Я твердо убежден, что начальник может быть не всегда прав, но всегда имеет возможность настоять на своем: 98. Какое из следующих слов не подходит к двум остальным: 1. какой-либо; 2. несколько; 3. большая часть. 99. В веселой компании мне бывает неудобно дурачиться вместе с другими: 2. по-разному; 100. Если я совершил какой-то промах в обществе, то довольно быстро забываю о нем: Обработка и интерпретация результатов теста Ответы опрашиваемого надо сравнить с ключом.
12 В случае совпадения буквы, указанной в ключе, и буквы ответа, который выбрал опрашиваемый, за данный ответ начисляется 2 балла. За промежуточный ответ «b» всегда начисляется 1 балл. В случае несовпадения буквы ответа и буквы ключа начисляется 0 баллов. Обработка по фактору В (логическое мышление) несколько другая. В случае совпадения буквы ответа с буквой ключа присваивается 2 балла, в случае несовпадения — 0 баллов. Ключ к тесту I 1c 11a 21c 31c 41a 51c 61c 71c 81a 91a Л II 2a 12c 22c 32c 42a 52a 62c 72a 82c 92a А III 3a 13a 23a 33c 43c 53a 63c 73c 83a 93c Д IV 4c 14a 24c 34c 44a 54c 64a 74a 84a 94a К V 5a 15a 25c 35a 45c 55a 65c 75c 85a 95a П VI 6c 16a 26a 36c 46a 56a 66c 76c 86a 96c М VII 7c 17a 27a 37a 47c 57c 67c 77a 87c 97a Н VIII 8b 18b 28b 38c 48b 58c 68b 78c 88b 98a В IX 9c 19c 29a 39c 49a 59a 69c 79a 89a 99c П X 10c 20a 30a 40c 50a 60a 70c 80a 90c 100a С Полученные таким образом баллы суммируются по каждому фактору. По факторам А, В, С, Д, К, М, Н, Л максимальное число баллов 20. По фактору П — 40 баллов (сложить 5 и 9 строки). Количество баллов от 16 до 20 (по факторам А, В, С, Д, К, М, Н) является высокой оценкой по данному фактору, значит, соответствующее качество личности явно выражено (например, общительность по фактору А). Количество баллов 13, 14, 15 говорит об определенном преобладании качества, соответствующего высокой оценке (например, общительности над замкнутостью). Количество баллов 5, 6, 7 свидетельствует о преобладании качества, соответствующего низкой оценке (например, замкнутости над общительностью). Количество баллов 8-12 означает примерное равновесие между двумя противоположными личностными качествами (например, в меру открыт, в меру замкнут). Если опрашиваемый набрал 12 и более баллов по шкале Л, то результаты опроса необходимо признать недостоверными. Если опрашиваемый набрал более 20 (из 40) баллов по шкале П (склонность к асоциальному поведению), то это свидетельствует об определенных личностных проблемах в какойлибо сфере жизни: в семье, в отношениях с друзьями, на работе, в отношениях с окружающими). В этом случае необходимо провести дополнительное собеседование, чтобы выявить, насколько серьезны возникшие проблемы.
13 Фактор А Высокая оценка +А — открытый, легкий, общительный. Низкая оценка -А — необщительный, замкнутый. Фактор В Высокая оценка +В — с развитым логическим мышлением, сообразительный. Низкая оценка -В- невнимательный или со слаборазвитым логическим мышлением. Фактор С Высокая оценка +С — эмоционально устойчивый, зрелый, спокойный. Низкая оценка -С — эмоционально неустойчивый, изменчивый, поддающийся чувствам. Фактор Д Высокая оценка +Д — жизнерадостный, беспечный, веселый. Низкая оценка -Д — трезвый, молчаливый, серьезный. Фактор К Высокая оценка +К — чувствительный, тянущийся к другим, с художественным мышлением. Низкая оценка -К — полагающийся на себя, реалистичный, рациональный. Фактор М Высокая оценка +М — предпочитающий собственные решения, независимый, ориентированный на себя. Низкая оценка -М — зависимый от группы, компанейский, следует за общественным мнением. Фактор Н Высокая оценка +Н — контролирующий себя, умеющий подчинять себя правилам. Низкая оценка -Н — импульсивный, неорганизованный. Кроме того, данный опросник позволяет выявить склонность к асоциальному поведению (фактор П), что может характеризоваться пренебрежением к принятым общественным нормам, моральным и этическим ценностям, установившимся правилам поведения и обычаям. Включена в опросник и шкала правдивости (фактор Л), которая позволяет судить о достоверности полученных результатов. Уровневая оценка факторов (в баллах): максимальный уровень; преобладающая выраженность факторов; средний уровень; низкий уровень.
Источник
Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК)
Назначение. Данная методика предназначена для получения более полного представления о личности, составления вероятностного прогноза успешности ее профессиональной деятельности. Опросник включает в себя 100 утверждений, расположенных в циклическом порядке, с тем чтобы обеспечить удобство отсчета при помощи трафарета. Для каждого вопроса предусмотрены три альтернативных ответа, Методика рассчитана на изучение отдельных личностных факторов у лиц со средним и высшим образованием.
Инструкция. Вам предлагается ряд вопросов и три варианта ответов на каждый из них (а, б, в).
Отвечать нужно следующим образом:
• сначала прочтите вопрос и варианты ответов на него;
• выберите один из предложенных вариантов ответа, отражающий ваше мнение, и поставьте соответствующую букву (а , б или в) в клеточке на листе для ответов.
Помните следующие правила:
• не тратьте много времени на обдумывание ответов; давайте тот ответ, который первым приходит в голову;
• старайтесь не прибегать слишком часто к промежуточным ответам типа «не уверен», «нечто среднее» и т. п. Таких ответов должно быть как можно меньше;
• ни в коем случае ничего не пропускайте. На каждый вопрос необходимо дать ответ;
• отвечайте как можно более искренне. Не надо стараться произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности.
А теперь, пожалуйста, приступайте к работе. Свои ответы в буквенной форме необходимо проставлять либо в опросном листе рядом с номером вопроса, либо в специальном бланке.
Памятка экспериментатору. Обращайте внимание на то, понял ли опрашиваемый инструкцию, готов ли искренне ответить на поставленные вопросы. Помните, что следует ответить на все вопросы. Необходимо подчеркнуть, что нежелательно часто использовать промежуточные ответы и подолгу размышлять над ними. Если опрашиваемых несколько, то они не должны советоваться друг с другом.
Бланк ответов
Ф.И.О .________________ Пол____________ Возраст ___________________
Источник
Методика диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК)
Назначение. Данная методика предназначена для получения более полного представления о личности, составления вероятностного прогноза успешности ее профессиональной деятельности. Опросник включает в себя 100 утверждений, расположенных в циклическом порядке, с тем чтобы обеспечить удобство отсчета при помощи трафарета. Для каждого вопроса предусмотрены три альтернативных ответа, Методика рассчитана на изучение отдельных личностных факторов у лиц со средним и высшим образованием.
Инструкция. Вам предлагается ряд вопросов и три варианта ответов на каждый из них (а, б, в).
Отвечать нужно следующим образом:
1. сначала прочтите вопрос и варианты ответов на него;
2. выберите один из предложенных вариантов ответа, отражающий ваше мнение, и поставьте соответствующую букву (а, б или в) в клеточке на листе для ответов. Помните следующие правила:не тратьте много времени на обдумывание ответов; давайте тот ответ, который первым приходит в голову;
3. старайтесь не прибегать слишком часто к промежуточным ответам типа «неуверен», «нечто среднее» и т. п. Таких ответов должно быть как можно меньше; ни в коем случае ничего не пропускайте. На каждый вопрос необходимо дать ответ; отвечайте как можно более искренне. Не надо стараться произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности.
А теперь, пожалуйста, приступайте к работе. Свои ответы в буквенной форме необходимо проставлять либо в опросном листе рядом с номером вопроса, либо в специальном бланке.
Памятка экспериментатору. Обращайте внимание на то, понял ли опрашиваемый инструкцию, готов ли искренне ответить на поставленные вопросы. Помните, что следует ответить на все вопросы. Необходимо подчеркнуть, что нежелательно часто использовать промежуточные ответы и подолгу размышлять над ними. Если опрашиваемых несколько, то они не должны советоваться друг с другом.
Бланк ответов
- Если буква вашего ответа совпадает с буквой ключа – 2 балла.
- За ответ «Б» — всегда 1 балл (кроме фактора «В»).
- В случае несовпадения вашего ответа с ключом ставится 0 баллов.
- По фактору «В»: за совпадение – 2 балла; за несовпадение – 0 баллов.
О – ответ
Б — балл
Опросник
1.Я хорошо понял инструкцию и готов искренне ответить на вопросы:
2.Я предпочел бы снимать дачу:
а) в оживленном дачном поселке;
б) нечто среднее;
в) в уединенном месте, в лесу.
3. Я предпочитаю несложную классическую музыку современным популярным мелодиям;
4. По-моему, интереснее быть:
5. Я достиг бы в жизни гораздо большего, если бы люди не были настроены против меня:
6. Люди были бы счастливее, если бы больше времени проводили в обществе своих друзей:
б) верно нечто среднее;
7.Строя планы на будущее, я часто рассчитываю на удачу:
б) затрудняюсь ответить;
8. Лопата» так относится:
9.Почти все родственники хорошо ко мне относятся:
10.Иногда какая-нибудь навязчивая мысль не дает мне уснуть:
11.Я никогда ни на кого не сержусь:
б) затрудняюсь ответить;
12.При равной продолжительности рабочего дня и одинаковой зарплате мне было бы интереснее работать:
а) столяром или поваром;
б) не знаю, что выбрать;
в) официантом в хорошем ресторане.
13. Большинство знакомых считают меня веселым собеседником:
14.В школе я предпочитал:
а) уроки музыки (пения);
б) затрудняюсь сказать;
в) занятия в мастерских, ручной труд.
15. Мне определенно не везет в жизни:
б) верно нечто среднее;
16.Когда я учился в 7-10 классах, я участвовал в спортивной жизни школы:
б) от случая к случаю;
в) довольно часто.
17.Я поддерживаю дома порядок и всегда знаю, что где лежит:
6) верно нечто среднее;
18.«Усталый» так относится к «работе», как «гордый» к:
19.Я веду себя так, как принято в кругу людей, среди которых я нахожусь:
20.В своей жизни я, как правило, достигаю тех целей, которые ставлю перед собой:
21.Иногда я с удовольствием слушаю неприличные анекдоты:
6) затрудняюсь ответить;
22. Если бы мне пришлось выбирать, я предпочел бы быть:
б) трудно выбрать;
в) учителем старших классов.
23. Мне хотелось бы ходить в кино, на разные представления и в другие места, где можно развлечься:
а) чаще одного раза в неделю (чаще, чем большинство людей);
б) примерно раз в неделю (как большинство);
в) реже одного раза в неделю (реже, чем большинство).
24.Я хорошо ориентируюсь в незнакомой местности: легко могу сказать, где север, юг, восток или запад:
б) нечто среднее;
25. Я не обижаюсь, когда люди надо мной подшучивают:
26.Мне бы хотелось работать в отдельной комнате, а не вместе с коллегами:
27. Во многих отношениях я считаю себя вполне зрелым человеком:
28.Какое из данных слов не подходит к двум остальным:
29.Обычно люди неправильно понимают мои поступки:
б) верно нечто среднее;
30. Мои друзья:
а) меня не подводили;
в) довольно часто.
31.Обычно я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено:
б) затрудняюсь ответить;
32.Если бы я сделал полезное изобретение, я предпочел бы:
а) дальше работать над ним в лаборатории;
б) трудно выбрать;
в) позаботиться о его практическом использовании.
33.У меня, безусловно, меньше друзей, чем у большинства людей:
б) нечто среднее;
34.Мне больше нравится читать:
а) реалистические описания острых военных или политических конфликтов;
б) не знаю, что выбрать;
в) роман, возбуждающий воображения и чувства.
35. Моей семье не нравится специальность, которую я выбрал:
6) верно нечто среднее;
36.Мне легче решить трудный вопрос или проблему:
а) если я обсуждаю их с другими;
б) верно нечто среднее;
в) если обдумываю их в одиночестве.
37.Выполняя какую-либо работу, я не успокаиваюсь, пока не будут учтены даже самые незначительные детали:
38.«Удивление» относится к «необычный», как «страх» к:
39. Меня всегда возмущает, когда кому-либо ловко удается избежать заслуженного наказания:
40.Мне кажется, что некоторые люди не замечают или избегают меня, хотя не знаю, почему:
41. В жизни не было случая, чтобы я нарушил обещание:
42. Если бы я работал в хозяйственной сфере, мне было бы интересно:
а) беседовать с заказчиками, клиентами;
б) нечто среднее;
в) вести отчеты и другую документацию.
43.Я считаю, что:
а) нужно жить по принципу: «Делу время, потехе час»;
б) нечто среднее между «а» и «в»;
в) жить нужно весело, не особенно заботясь о завтрашнем дне.
44. Мне было бы интересно полностью поменять сферу деятельности:
45.Я считаю, что моя семейная жизнь не хуже, чем у большинства моих знакомых:
б) трудно сказать;
46.Мне неприятно, если люди считают, что я слишком невыдержан и пренебрегаю правилами приличия:
в) совсем не беспокоит.
47. Бывают периоды, когда трудно удержаться от чувства жалости к самому себе:
48.Какая из следующих дробей не подходит к двум остальным:
49.Я уверен, что обо мне говорят за моей спиной;
50. Когда люди ведут себя неблагоразумно и безрассудно:
а) я отношусь к этому спокойно;
б) нечто среднее;
в) испытываю к ним чувство презрения.
51.Иногда мне очень хочется выругаться:
б) затрудняюсь ответить;
52.При одинаковой зарплате я предпочел бы быть:
б) затрудняюсь ответить;
в) штурманом или летчиком.
53.Мне доставляет удовольствие совершать рискованные поступки только для забавы:
б) нечто среднее;
54.Я люблю музыку:
б) нечто среднее;
в) эмоционально насыщенную, сентиментальную.
55.Самое трудное для меня — это справиться с собой:
56. Я предпочитаю планировать свои дела сам, без постороннего вмешательства и чужих советов:
б) нечто среднее;
57.Иногда чувство зависти влияет на мои поступки:
б) нечто среднее;
58.«Размер» так относится к «сумма», как «нечестный» к:
59. Родители и члены семьи часто придираются ко мне:
б) верно нечто среднее;
60. Когда я слушаю музыку, а рядом громко разговаривают:
а) это мне не мешает, я могу сосредоточиться;
б) верно нечто среднее;
в) это портит мне удовольствие и злит меня.
61. Временами мне приходят в голову такие нехорошие мысли, что о них лучше не рассказывать:
б) затрудняюсь ответить;
62. Мне кажется, интереснее быть:
б) не знаю, что выбрать;
в) директором театра или киностудии.
63. Я предпочел бы одеваться скорее скромно, так, как все, чем броско и оригинально:
64. Не всегда можно осуществить что-либо постепенными, умеренными методами, иногда необходимо приложить силу:
б) нечто среднее;
65.Я любил школу:
б) трудно сказать;
66. Я лучше усваиваю материал:
а) читая хорошо написанную книгу;
б) верно нечто среднее;
в) участвуя в коллективном обсуждении.
67.Я предпочитаю действовать по-своему, вместо того чтобы придерживаться общепринятых правил:
67. АВ так относится к ГВ, как СР к:
69.Обычно я не знаю;
70.Когда приходит время для осуществления того, что я заранее планировал и ждал, я иногда чувствую себя не в состоянии это сделать:
б) нечто среднее;
71.Не все мои знакомые мне нравятся:
б) затрудняюсь ответить;
72. Если бы меня попросили организовать сбор денег на подарок кому-нибудь или участвовать в организации юбилейного торжества:
а) я согласился бы;
б) не знаю, что сделал бы;
в) сказал бы, что, к сожалению, очень занят.
73.Вечер, проведенный за любимым занятием, привлекает меня больше, чем оживленная вечеринка:
74.Меня больше привлекает красота стиха, чем красота и совершенство оружия:
75.У меня больше причин чего-либо опасаться, чем у моих знакомых:
б) трудно сказать;
76.Работая над чем-то, я предпочел бы делать это:
б) не знаю, что выбрать;
77. Прежде чем высказать свое мнение, я предпочитаю подождать, пока буду полностью уверен в своей правоте:
в) только если это практически возможно.
78. «Лучший» так относится к «наихудший», как «медленный» к:
79. Я совершаю много поступков, о которых потом жалею:
б) затрудняюсь ответить;
80.Обычно я могу сосредоточенно работать, не обращая внимания на то, что люди вокруг меня шумят:
б) нечто среднее;
81.Я никогда не откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня:
б) затрудняюсь ответить;
82.У меня было:
а) очень мало выборных должностей;
в) много выборных должностей.
83.Я провожу много свободного времени, беседуя с друзьями о тех приятных событиях, которые мы вместе переживали когда-то:
б) нечто среднее;
84.На улице я остановлюсь, чтобы посмотреть скорее на работу художника, чем на уличную ссору или дорожное происшествие:
85. Иногда мне очень хотелось уйти из дома:
86.Я предпочел бы жить тихо, как мне нравится, нежели быть предметом восхищения благодаря своим друзьям:
б) верно нечто среднее;
87. Разговаривая, я склонен:
а) высказывать свои мысли сразу, как только они приходят в голову;
б) верно нечто среднее;
в) прежде хорошенько собраться с мыслями.
88. Какое из следующих сочетаний знаков должно продолжить этот ряд ХООООХХОООХХХ:
89. Мне безразлично, что обо мне думают другие:
б) нечто среднее;
90.У меня бывают такие волнующие сны, что я просыпаюсь:
в) практически никогда.
91.Я каждый день прочитываю всю газету:
б) трудно сказать;
92. Ко дню рождения, к праздникам:
а) я люблю делать подарки;
б) затрудняюсь ответить;
в) считаю, что покупка подарков — несколько неприятная обязанность.
93. Очень не люблю бывать там, где не с кем поговорить:
94.В школе я предпочитал:
б) трудно сказать;
95. Кое-кто затаил злобу против меня:
96. Я охотно участвую в общественной жизни, в работе разных комиссий и т. д.:
б) нечто среднее;
97. Я твердо убежден, что начальник может быть не всегда прав, но всегда имеет возможность настоять на своем:
98. Какое из следующих слов не подходит к двум остальным;
в) большая часть.
99.В веселой компании мне бывает неудобно дурачиться вместе с другими:
100. Если я совершил какой-то промах в обществе, то довольно быстро забываю о нем:
Источник
Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС)
Цель : исследование коммуникативных и организаторских склонностей.
Инструкция: «Предлагаемый Вам тест содержит 40 вопросов. Прочитайте их и ответьте на все вопросы с помощью бланка. На бланке напечатаны номера вопросов. Если Ваш ответ на вопрос положителен, то есть Вы согласны с тем, о чем спрашивается в вопросе, то на бланке соответствующий номер обведите кружочком. Если же Ваш ответ отрицателен, то есть Вы не согласны, то соответствующий номер зачеркните. Следите, чтобы номер вопроса и номер в бланке для ответов совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который Вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова и согласовывайте свой ответ с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Важна искренность при ответе».
Опросник
- Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
- Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего решения?
- Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причинённое Вам кем-то из Ваших товарищей?
- Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
- Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
- Нравиться ли Вам заниматься общественно работой?
- Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
- Если возникли какие-то помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
- Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
- Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
- Трудно ли Вам включиться в новую для Вас компанию?
- Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
- Легко ли Вам удаётся устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
- Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
- Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
- Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей, обязательств?
- Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
- Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
- Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
- Правда ли что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
- Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
- Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
- Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
- Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
- Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
- Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
- Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди мало знакомых для Вас людей?
- Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
- Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для Вас компанию?
- Принимали ли Вы участие в общественной работе в школе?
- Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
- Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
- Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую для Вас компанию?
- Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
- Правда ли что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
- Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
- Верно ли, что у Вас много друзей?
- Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?
- Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
- Правда, ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Обработка результатов
Цель обработки результатов – получение индексов коммуникативных и организаторских склонностей. Для этого ответы необходимо сопоставить с дешифратором и подсчитать количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям. В дешифраторе учитывается построчное расположение номеров вопросов в бланке для ответов.
Бланк ответов
1 | 5 | 9 | 13 | 17 | 21 | 25 | 29 | 33 | 37 |
2 | 6 | 10 | 14 | 18 | 22 | 26 | 30 | 34 | 38 |
3 | 7 | 11 | 15 | 19 | 23 | 27 | 31 | 35 | 39 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 | 28 | 32 | 36 | 40 |
Дешифратор
Склонности | Ответы | |
положительные | отрицательные | |
Коммуникативные | номера вопросов 1-й строки | номера вопросов 3-й строки |
Организаторские | номера вопросов 2-й строки | номера вопросов 4-й строки |
Чтобы определить уровень коммуникативных и уровень организаторских склонностей, нужно высчитать их коэффициенты. Коэффициенты представляют собой отношение количества совпадающих ответов той или иной склонности к максимально возможному числу совпадений, в данном случае – к 20. Формулы для подсчета коэффициентов такие
Кк – коэффициент коммуникативных склонностей;
Ко – коэффициент организаторских склонностей;
Кх и Ox – количество совпадающих с дешифратором ответов соответственно по коммуникативным и организаторским склонностям.
Анализ результатов
В ходе анализа результатов сначала дают оценку уровня коммуникативных и организаторских склонностей. Для этого пользуются шкалой оценок.
Шкала оценок коммуникативных и организаторских склонностей
Кк | КО | Шкала оценки |
0,10 – 0,45 | 0,2 – 0,55 | 1 |
0,46 – 0,55 | 0,56 – 0,65 | 2 |
0,56 – 0,65 | 0,66 – 0,70 | 3 |
0,66 – 0,75 | 0,71 – 0,80 | 4 |
0,75 – 1,00 | 0,81 – 1,00 | 5 |
Уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей характеризуется с помощью оценок по шкале следующим образом. Учащиеся, получившие оценку 1, – это люди с низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
Учащиеся, получившие оценку 2, имеют коммуникативные и организаторские склонности ниже среднего уровня. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Во многих делах они предпочитают избегать проявления самостоятельных решений и инициативы.
Для учащихся, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эти люди нуждаются в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей.
Учащиеся, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принимать самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
Учащиеся, получившие высшую оценку 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают, потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, это инициативные люди, которые предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято другими. Они могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает, и сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.
Коммуникативные и организаторские склонности представляют собой важный компонент и предпосылку развития способностей в тех видах деятельности, которые связаны с общением с людьми, с организацией коллективной работы. Они являются важным звеном в развитии педагогических способностей.
Желание заниматься организаторской деятельностью и общаться с людьми зависит и от содержания соответствующих форм активности, и от типологических особенностей самой личности. Во многом они определяются субъективной ценностью и значимостью для человека будущих результатов его активности и отношением к лицам, с которыми он взаимодействует. Это следует учесть, составляя рекомендации для испытуемых с низким уровнем развития исследуемых склонностей. Достаточно часто склонности появляются в ходе таких видов деятельности и общения, которые вначале человеку безразличны, но по мере включения в них становятся значимыми. Здесь важны собственные усилия и преодоление коммуникативных барьеров, которые возможны, если человек ставит себе сознательную цель саморазвития.
Источник