Результаты рисуночной пробы «Мой класс»
В КК большая часть рисунков (50%) представляет собой изображение плана класса — «вид сверху» (Приложение, рис. 2в, 2г). Это тот рисунок, который был наиболее характерен для учеников ЭК в середине первого года обучения, с той существенной, с нашей точки зрения, разницей, что в ЭК этот «вид сверху» представлял собой не схематическое изображение некоторого количества парт, что характерно для КК на третьем году обучения, а со многими деталями нарисованную картину, по существу, представляющую собой точный план, зарисовку конкретного классного помещения. Такой способ изображения сохранился в ЭК у тех третьеклассников (это самые слабые и проблемные дети в классе), кто нарисовал «вид сверху».
В КК к концу третьего года обучения заметно уменьшилось (по сравнению с первым годом обучения) число изображений учительницы (таких рисунков всего два). Отметим, что подобных рисунков не было и нет в ЭК.
Наиболее важным отличием ЭК является большое количество рисунков с изображением людей: на 46,7% рисунков третьеклассников из ЭК изображены классная комната (вид сверху) и ученики класса, иногда с учительницей. Еще на 26,7% рисунков дано «реалистическое» изображение части классного помещения и фигур людей (Приложение, рис. 2а, 26). В контрольном третьем классе лишь двое (это сильные ученики) нарисовали своих однокашников, но в обоих случаях они нарисованы не «в классе», а отдельно, сами по себе.
Выявленные различия важны по нескольким основаниям.
Во-первых, рисунки детей ЭК говорят о том, что на третьем году обучения учащиеся «удерживают» в одном рисунке два значения слова «класс»: и помещение, и группа учащихся. Последнее, по существу, является отражением значимости для детей системы отношений внутри группы. Оба эти значения, как уже отмечалось, обсуждались в обоих классах непосредственно перед рисованием. В КК в рисунках отражено лишь одно из значений.
Во-вторых, сам факт наличия или отсутствия человеческих фигур на такого рода рисунках свидетельствует о мере развития просоциаль-ной мотивации и коммуникативных возможностей и способностей детей. Это подтверждается и теми исключениями, которые имеются в ЭК и КК: в первом случае человеческие фигуры отсутствуют у самых «проблемных», с точки зрения общения, детей, во втором, как уже отмечалось, фигуры детей присутствуют у двоих самых сильных и благополучных учащихся.
Полученные результаты подтверждаются наблюдениями за поведением учащихся во время уроков, на других занятиях (например, в ситуациях группового и индивидуального тестирования), на переменах. Учащиеся ЭК значительно менее агрессивны по отношению друг к другу, умеют хорошо работать в группе, более конструктивны в самостоятельной организации своей деятельности — совместной и индивидуальной.
Таким образом, уже по результатам рисуночной методики «Мой класс» можно сказать, что на протяжении периода обучения в начальной школе в зависимости от формы обучения у детей складывается различная картина мира («мой класс» — весьма важная составляющая
Использование рисуночных методик для группового сравнения 9
жизни ребенка в этом возрасте), различное отношение к окружающим и окружающему.
Метод создания рисуночных иллюстраций к литературным произведениям использовался нами неоднократно и оказался весьма информативным. Приведем два примера использования этого метода.
В первом случае на втором году обучения детям было дано задание проиллюстрировать так, как они хотят, следующий фрагмент из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина:
В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. Словно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица; И растет ребенок там Не по дням, а по часам. День прошел, царица вопит. А дитя волну торопит: «Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и вольна; Плещешь ты, куда захочешь, Ты морские камни точишь, Топишь берег ты земли, Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу!» И послушалась волна: Тут же на берег она Бочку вынесла легонько И отхлынула тихонько. Мать с младенцем спасена; Землю чувствует она. Но из бочки кто их вынет? Бог неужто их покинет? Сын на ножки поднялся, В дно головкой уперся, Понатужился немножко: «Как бы здесь на двор окошко Нам проделать?» — молвил он, Вышиб дно и вышел вон.
Этот фрагмент был выбран по двум причинам: во-первых, «Сказка о царе Салтане» хорошо знакома учащимся (они ее проходили по школьной программе); во-вторых, в этом сравнительно небольшом отрывке рассказана история, разворачивающаяся во времени, описана цепь последовательных событий. Мы надеялись по рисункам-иллюстрациям проанализировать, насколько дети «видят» это течение времени как развитие событий. Полученные результаты превзошли все наши ожидания: рисунки детей из сравниваемых групп (ЭК и КК) оказались совершенно различными.
Прежде всего, бросается в глаза то, что если рисунки учащихся ЭК не похожи один на другой, то рисунки учащихся КК практически одинаковые. На всех без исключения рисунках в КК изображена бочка, плывущая (а точнее, в большинстве рисунков — стоящая) по волнам. Различаются эти рисунки лишь тем, нарисована ли туча, звезды на небе или и то, и другое вместе. На нескольких рисунках изображен
кусочек острова. Типичные иллюстрации КК представлены на рис. За, 36, Зв, Зг( Приложение). Ни на одном рисунке в КК не были нарисованы люди (Гвидон с царицей), не было даже намека на «цепь событий». В ЭК, как уже отмечалось, все рисунки были непохожи один на другой. Почти на всех рисунках были изображены герои сказки. Рисунки включали значительно больше деталей (кто-то нарисовал морские камни и затонувшие корабли, кто-то — деревья и цветы, растущие на острове, кто-то — постройки на этом острове и т.п.). Но, главное, почти все дети нашли возможность отразить последовательность событий, их движение во времени. Причем некоторые сделали это с помощью последовательности картинок (Приложение, рис. Зж), некоторые вместили это движение в одну картинку (рис. Зз, Зи). Можно увидеть, как Гвидон растет (рис. Зи), как меняет свой нрав волна (рис. Зз), как бочка подплывает к острову, который вначале кажется маленьким (ведь он далеко), а затем становится большим — приплыли (рис. Зж), и т.д. и т.п. Эти различия не так легко формализовать, но нельзя не увидеть. Они позволяют сделать вывод о том, что пространственно-временные представления (хронотоп) учащихся ЭК значительно богаче, «многомернее», чем у учащихся КК, их визуальные представления о прочитанном не только ярче, подробнее, но и более индивидуальны и нестандартны.
Мы воспользовались и другим способом использования рисуночной иллюстрации к литературному произведению, предложив детям (на третьем году школьного обучения) зарисовать как можно подробнее содержание стихотворения. Для этого задания было выбрано стихотворение К. Бальмонта «К зиме»:
Лес совсем уж стал сквозистый,
Редки в нем листы.
Скоро будет снег пушистый
Падать с высоты.
Опушит нам окна наши
В детской и везде.
Загорятся звезды краше,
Лед прильнет к воде.
На коньках начнем кататься
Мы на звонком льду.
Будет смех наш раздаваться
В парке на пруду.
Данного стихотворения нет в имеющихся учебниках для начальной школы. Поэтому текст стихотворения был дан каждому ученику
Использование рисуночных методик для группового сравнения 11
на отдельном листе. После того, как дети, под руководством работающих в классах учителей, познакомились с содержанием стихотворения обычным для каждого класса способом, им было предложено нарисовать к стихотворению серию рисунков-иллюстраций по типу комиксов, в которых они должны как можно подробнее отразить содержание стихотворения. Во время рисования листы с текстом стихотворения находились перед детьми.
Этот вид работы предполагает близкую и понятную детям деятельность. Она исключает всевозможные затруднения, которые могут возникнуть при выражении мыслей словами. Мы исходили из предположения о том, что в рисунке ребенок изображает реальное содержание своих представлений, т.е. ребенок рисует лишь то, что оказывается для него значимо (понятно), и опускает все, что не понял.
Важно также следующее обстоятельство. В стихотворении Бальмонта содержится целый ряд метафор: «лес сквозистый», «лед прильнет к воде», «на звонком льду» и др. Задача — графически передать метафору — трудна, т.к. содержит в себе несколько подзадач, а именно: понять смысл метафоры, найти средства для создания адекватного ей графического образа. Средства, которые выбирает ребенок, и были фокусом анализа рисунков и последующего сравнения их между собой. Отметим и то, что в стихотворении присутствуют не только различные объекты окружающего мира с их свойствами, но и скрыто (для ребенка) — такие категории, как звук, движение, время и, наконец, сам автор со своей так же не явной позицией.
Начнем сравнительный анализ с логики рисуночного рассказа — с оценки того, все ли идеи автора отражены в рисунке. Основная часть рисунков содержит по шесть иллюстраций к стихотворению (по одной к каждым двум строчкам). Уже на этом этапе анализа обнаружилось существенное различие между классами. В экспериментальном классе в 87% рисунков логика рисуночного рассказа не нарушена, т.е. выражены все идеи автора (как правило, это шесть рисунков). В контрольном классе логика не нарушена в 50% рисунков, т. е. в остальных случаях дети не отразили в рисунках одну или более идей автора.
Для дальнейшего анализа все слова стихотворения мы разделили на шесть паттернов: звук, движение, свойства объектов, время, люди, объекты окружающего мира. Ниже приведена классификация слов стихотворения, согласно выделенным паттернам:
Время: стал, скоро будет.
Объекты окружающего мира: лес, снег, высота, окна, детская, звезды, лед, вода, коньки, парк на пруду.
Звук:смех.
Движение:падать, опушит, загорятся, прильнет, начнем кататься, раздаваться.
Свойства объектов:сквозистый, редки, пушистый, краше, звонкий.
Люди:мы, нам, наш.
Паттерн «время» оказался почти недоступным детям для выражения его в рисунке. Вероятно, они не смогли уловить переключения контекстов прошлого («стал»), настоящего («редки») на будущее («скоро будет»). Один мальчик из ЭК попытался отразить категорию будущего («скоро будет. ») с помощью надписи к рисунку о снеге, падающем с высоты, — «несколько месяцев спустя». Два ребенка из ЭК выбрали не менее интересный способ графически передать будущее. Они нарисовали события: падающий снег, «опушит нам окна наши», как будто они происходят в плане воображения человека. Таких попыток не было в КК.
Попытки графически выразить понятие высоты (наиболее абстрактное понятие из паттерна «объекты окружающего мира») мы также обнаружили только в ЭК в рисунках двух учеников. В одном рисунке — это верхняя часть картинки, а в другом — прямоугольник (вероятно — небо). Но даже такое простое понятие, как лес, оказалось значительно точнее изображено в ЭК — это всегда много деревьев, в то время, как в КК — это нередко лишь одно—два дерева. Это же относится и к изображению других объектов окружающего мира.
Половина детей в обоих классах изобразили звук (смех). В ЭК все эти дети подписали «хи-хи, ха-ха». В КК такой вариант изображения звука встречается только у 20% детей. Остальные 30% рисунков содержат другие варианты, например, открытые рты у людей, спиральная линия, выходящая изо рта.
Понятие «опушит» из паттерна «движение» изобразили 56% детей из ЭК, используя в качестве средства различные виды графических линий, например, вертикальная штриховка, спиралевидные линии, волнистые линии и др. В КК была только одна попытка изобразить понятие «опушит» в виде волнистой линии. Понятие «прильнет» изобразили два ребенка ЭК и один — КК. В рисунках детей ЭК — это появление отражения на льду месяца, солнца. Такой тип изображения основан на понимании причинно-следственной связи, где «прильнет» — причина, а «отражение» — следствие. Ребенок из КК изобразил это понятие с помощью штриховки с сильным давлением на бумагу. Понятие «загорятся» 19% детей ЭК изобразили с помощью различных
Использование рисуночных методик для группового сравнения 13
графических приемов, например, выделение звезд разными цветами, расходящиеся в разные стороны лучи, исходящие от звезд. Одна девочка из КК также нарисовала расходящиеся в разные стороны лучи. Два ребенка из ЭК и один ребенок из КК попытались изобразить падение снега с помощью вертикальных линий, штрихов, волнистой линии, проходящей сверху вниз.
Паттерн «свойства объектов» заслуживает особого внимания, т.к. различия между классами по нему существенные. Ни один ребенок из КК не попытался изобразить понятие «сквозистый». Почти треть детей ЭК изобразили это понятие разными способами. Это различные виды штриховки и ломаной линии и своеобразное цветовое решение. Штриховка используется для изображения крон деревьев и для заполнения пространства между деревьями (как если бы это был изображен глагол «сквозит»). Понятие «звонкий лед» отражено в рисунке одного ребенка из КК. Он написал около коньков слово «дзень». В ЭК это понятие изобразили 25% учащихся. На одном из рисунков — звонкий лед — это лед, в котором есть отражение солнца. На другом — изображение нот около коньков. На третьем — буквы «с-с-с», как если бы это звучал скрип коньков по льду.
По паттерну «люди» различия между экспериментальным и контрольным классами сводятся к следующему. В стихотворении люди как явный элемент общей картины появляются в предпоследнем предложении (На коньках начнем кататься мы на звонком льду). Однако учащиеся ЭК (68%) нарисовали человека в картинках гораздо раньше, чем в указанном предложении. Дети нарисовали человека-мечтателя или человека-наблюдателя, который как бы рассказывает данную историю. Такой человек появляется уже в первой картинке у 44% детей, во второй картинке — у 18% детей, в третьей — у 6%. Причем этот человек как бы перемещается внутри происходящей ситуации, живет в ней: например, в первой картинке он находится в лесу, а в следующей смотрит на падающий снег из окна дома и т.д. Такое перемещение человека внутри общего сюжета нарисовали 38% детей ЭК.
Среди учащихся КК было только двое детей (14%), которые нарисовали человека-наблюдателя. У одного ребенка такой человек появился в первой картинке, у другого ребенка — во второй картинке. Но никакого перемещения этого человека внутри общего сюжета учащиеся КК не нарисовали.
Ко всему вышеизложенному следует добавить, что дети ЭК (63%) изображали людей не в статичном положении, а в движении. Никто из учащихся КК не нарисовал движущихся людей.
Стихотворение написано от первого лица, от лица автора. Ребенок, читая это стихотворение, должен войти в роль рассказчика и увидеть зиму его глазами. Мы думаем, что человек, который появился в начале рисуночного рассказа, и есть принятая ребенком на себя роль автора. Тогда по наличию или отсутствию в рисунке такого человека можно говорить о глубине вхождения в смысл текста.
Таким образом, большая часть учащихся ЭК не просто более точно и подробно нарисовали последовательность картинок по сюжету стихотворения, но и приняли на себя роль рассказчика и с этой позиции рассказывали данную историю в комиксах. Это оказалось возможным благодаря более глубокому вхождению в смысл текста.
Для более детального анализа специфики личностного развития детей мы воспользовались методикой «Дом-Дерево-Человек». Как известно, этот проективный тест был предложен Дж. Буком в 1948 г. Мы выбрали версию Р. Бернса, в которой дом, дерево и человека предлагается изобразить на одном и том же листе бумаги, в одной происходящей сцене, в единой композиции. Анализируя тест, мы сознательно опирались на принятые в проективном подходе способы интерпретации рисунков (см., например, Кох К., 1976; Романова Е.С., Потемкина О.Ф., 1992), чтобы свести к минимуму эффект «вторичной проекции». Подчеркнем, что методика ДДЧ, как и подавляющее большинство других рисуночных методик, предназначена для индивидуального исследования. Мы же предприняли попытку использования методики ДДЧ для обнаружения групповых признаков и межгруппового сравнения.
Рисунки дома, дерева, человека могут быть проанализированы по целому ряду психодиагностических признаков. Ниже будут представлены данные только по тем из них, которые выявили существенные различия между сравниваемыми группами. Различия между рисунками детей из экспериментального и контрольного классов были обнаружены по следующим психодиагностическим признакам: 1 — расположение фигуры человека в графическом пространстве (в правой или левой части листа, в центре (шкала экстраверсии-интро-версии)); 2 — количество стираний и интенсивность штриховки (шкала тревожности); 3 — способ изображения дерева (шкала когнитивного стиля); 4 — комплекс психодиагностических признаков (шкала силы-слабости Эго); 5 — число окон в изображении дома (шкала открытости-закрытости контактам); 6 — наличие трубы у дома (шкала эмоциональной зрелости).
Использование рисуночных методик для группового сравнения 15
Экстраверсия или интроверсия определяется по расположению фигуры человека на листе бумаги. Считается, что помещение фигуры слева от центра свидетельствует об ориентации на себя, интровер-сии, справа — об ориентации на окружение, эктраверсии, а также о склонности к рефлексии. Для рисунка, выполненного ребенком, фигура человека, расположенная в центре, интерпретируется как показатель эгоцентризма. . Полученные по этому признаку данные представлены в табл. 2.
Источник
Методика "Мой класс"
Младшие школьники испытывают закономерные трудности при работе с традиционно используемыми в социально-психологической практике шкалами, опросниками, тестами, изучающими положение ребенка в коллективе. В таком случае удобнее использовать приведенную ниже методику. Вниманию учащихся предлагается листок с рисунком класса.
Просмотр содержимого документа
«методика «Мой класс»»
Методика "Мой класс"
Младшие школьники испытывают закономерные трудности при работе с традиционно используемыми в социально-психологической практике
шкалами, опросниками, тестами, изучающими положение ребенка
в коллективе.
В таком случае удобнее использовать приведенную ниже методику.
Вниманию учащихся предлагается листок с рисунком класса.
"Ребята! На этом рисунке схематично изображен ваш класс.
За столом сидит учитель, ученики заняты своим делом. Часть ребят играет
во дворе. Найдите и отметьте крестиком на рисунке себя, напишите рядом
свои имя и фамилию. Затем отметьте (тоже крестиком) на рисунке
своего товарища, напишите рядом его имя и фамилию".
Учителю важно знать:
• С кем из участников ситуации отождествляет себя испытуемый?
• Какое место в классе он отводит идентифицируемому с собой персонажу
(рядом с учителем, вне классной комнаты, вместе с ребятами, один)?
• Каково содержание занятий, эмоционально значимых для школьника?
На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов: решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы,
задаваемые учителю. В данном случае идентификация в отношении этой
позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического
и учебного статуса младшего школьника.
Анализ результатов:
1. Позиция "один, вдали от учителя" — эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию
в классном коллективе.
2. Отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими, — доказательство благополучной социально-психологической позиции ребенка.
3. Место рядом с учителем: учитель в данном случае является значимым
лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принимаемым учителем.
4. Игровая позиция: не соответствует учебной позиции.
Источник
Психологическая диагностика «Мой класс»
Методика «Мой класс»
Младшие школьники испытывают закономерные трудности при работе с традиционно используемыми в социально-психологической практике
шкалами, опросниками, тестами, изучающими положение ребенка
в коллективе.
В таком случае удобнее использовать приведенную ниже методику.
Вниманию учащихся предлагается листок с рисунком класса.
«Ребята! На этом рисунке схематично изображен ваш класс.
За столом сидит учитель, ученики заняты своим делом. Часть ребят играет
во дворе. Найдите и отметьте крестиком на рисунке себя, напишите рядом
свои имя и фамилию. Затем отметьте (тоже крестиком) на рисунке
своего товарища, напишите рядом его имя и фамилию».
Учителю важно знать:
• С кем из участников ситуации отождествляет себя испытуемый?
• Какое место в классе он отводит идентифицируемому с собой персонажу
(рядом с учителем, вне классной комнаты, вместе с ребятами, один)?
• Каково содержание занятий, эмоционально значимых для школьника?
На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов: решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы,
задаваемые учителю. В данном случае идентификация в отношении этой
позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического
и учебного статуса младшего школьника.
Анализ результатов:
1. Позиция «один, вдали от учителя» — эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию
в классном коллективе.
2. Отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими, — доказательство благополучной социально-психологической позиции ребенка.
3. Место рядом с учителем: учитель в данном случае является значимым
лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принимаемым учителем.
4. Игровая позиция: не соответствует учебной позиции.
Источник
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КЛАССЕ
2. Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?
а) Да, очень хотел бы перейти;
б) Скорее всего, перешел бы, чем остался;
в) Не вижу никакой разницы;
г) Скорее всего, остался бы в своем классе;
д) Очень хотел бы остаться в своем классе;
е) Не знаю, трудно сказать.
3. Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе?
а) Лучше, чем в любом другом классе;
б) Лучше, чем в большинстве классов;
в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;
г) Хуже, чем в большинстве классов;
д) Хуже, чем в любом классе;
4. Каковы взаимоотношения учеников с воспитателем (классным руководителем)?
а) Лучше, чем в любом другом классе;
б) Лучше, чем в большинстве классов;
в) Примерно такие же, как большинстве классов;
г) Хуже, чем в большинстве классов;
д) Хуже, чем в любом классе;
5. Какого отношение учеников к учебе в классе?
а) Лучше, чем любом другом классе;
б) Лучше, чем в большинстве классов;
в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;
г) Хуже ,чем в большинстве классов;
д) Хуже, чем в любом классе;
Обработка результатов.
Все баллы, полученные ребёнком за каждый ответ, суммируются и интерпретируются следующим образом:
- 25-18 баллов– классный коллектив является для ребенка очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью удовлетворяет ребенка. Он дорожит взаимоотношениями с остальными детьми коллектива.
- 17-12 баллов – ребенок хорошо адаптирован в классном коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для него комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для ребенка.
- 11-6 баллов – нейтральное отношение ребенка к коллективу свидетельствует о наличии определенных благоприятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущение собственного положения ученика в классе. Имеется явное желание либо отдалиться от коллектива, либо изменить свое отношение в нем.
- 5 и менее баллов – негативное отношение к классу. Неудовлетворенность своим положением и ролью в нем. Возможна дезадаптация в его структуре.
ДВА ДОМИКА»
Цель: выявить симпатии и антипатии к членам коллектива
Стимульный материал: на листе бумаги нарисованы два небольших стандартных домика. Один из них, что побольше – красного цвета, а другой – черного. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашом.
Детям предлагается инструкция следующего характера: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе и ты можешь приглашать к себе всех кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе в красный дом. В черном домике поселятся ребята, которые тебе совсем не нравятся».
Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домах. Особое внимание здесь следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный дом, оставаясь в одиночестве или окружая себя взрослыми. Это, как правило, или очень закрытые, необщительные дети, либо дети очень конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми.
ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Цель: изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение лидеров в классе.
Учащимся предлагается определить своё отношение к одноклассникам, продолжить следующие предложения:
1. Самый близкий мне человек в классе, это…
2. Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от учёбы время, это…
3. Ребята, с которыми я хотел бы общаться, это…
4. Ребята, с которыми я не общаюсь, это…
5. Ребята, с которыми мне приходится общаться по необходимости, это…
6. Ребята, интересы которых мне чужды, это…
7. Ребята, которые мне неприятны, это…
8. Ребята, которых я избегаю, это…
1. «ФОТОГРАФИЯ КЛАССА»
Цель: оценить взаимоотношения учащихся друг с другом и с классным руководителем
Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить своё фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, я обращаю внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.
СОЦИОМЕТРИЯ»
Цель: изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение лидеров в классе.
Каждый ученик получает список всего класса и выполняет следующие задания. Задание 1. У тебя есть деньги, сумма которых позволяет тебе купить подарки только трём одноклассникам. Отметь, кому ты хотел бы сделать подарок. Задание 2. Прошло десять лет после окончания школы. У тебя появилась возможность встретиться только с тремя бывшими одноклассниками. С кем бы ты хотел встретиться? Запиши их фамилии. Задание 3. Ты победил на выборах, и у тебя есть возможность сформировать свою команду для работы из бывших одноклассников. Их должно быть не более трёх. Кого ты предпочтёшь?
Источник