2.2 Наука как результат
В этом смысле наука определяется как система достоверных знаний о природе, человеке и обществе. Важно подчеркнуть в этом определении два существенных признака:— наука рассматривается как взаимосвязанная совокупность знаний по всем известным на сегодняшний день человечеству вопросам и отвечает требованиям полноты и непротиворечивости;— речь идет только о достоверных знаниях — в отличие от бытовых, житейских знаний каждого человека. Необходимо отметить следующие свойства науки как результата:
1. Кумулятивный характер развития научного знания — за каждые десять лет объем научных знаний удваивается.
2. Дифференциация науки. Накопление научных знаний приводит к дифференциации, к дроблению наук. Появляются новые и новые отрасли научного знания, например: социальная психология, гендерная психология и т.д.
3. По отношению к практике наука как система знаний имеет следующие функции:
* описательная — сбор и накопление данных, фактов. С этой функции начинается любая наука, так как она может базироваться только на большом количестве фактического материала. Так, например, научная химия могла появиться только тогда, когда ее предшественниками — алхимиками был накоплен огромный фактический материал о химических свойствах различных веществ;
* объяснительная — объяснение явлений и процессов, их внутренних механизмов;
* обобщающая — формулирование законов и закономерностей, систематизирующих и вбирающих в себя многочисленные разрозненные явления и факты. В качестве классических примеров можно привести классификацию биологических видов К. Линнея, теорию эволюции Ч. Дарвина или тот же периодический закон Д.И. Менделеева;
* предсказательная — научные знания позволяют заблаговременно предвидеть неизвестные ранее процессы и явления. Так, например, «на кончике пера» были совершены открытия планет Уран, Нептун, Плутон, с точностью до секунд астрономы могут рассчитать столкновение Земли с какой-либо кометой и т.д.;
* предписывающая, или нормативная, — научные знания позволяют, например, оптимально выстраивать государственные стандарты на те или иные изделия или технологии, которые становятся обязательными для выполнения на производстве, в школе и пр.
2.3 Наука как процесс (научная деятельность)
Здесь необходимо в первую очередь отметить принципиально разные цели, содержание, методы деятельности педагога или психолога как практика (в роли учителя, воспитателя или школьного психолога) и психолога как исследователя. Они принципиально различны. Если цели практического работника — получение высоких результатов обучения и воспитания учащихся, то цели исследователя совсем иные — получить новое научное знание. В том числе объяснить, почему в том или ином случае получается хороший или плохой результат, и предсказать, в каких случаях результат будет хорошим, а в каких — плохим.
Кроме того, если школьному психологу, учителю, методисту приходится в своей работе учитывать одновременно и комплексно все стороны учебно-воспитательного процесса, не отдавая существенного предпочтения какой-либо одной из них, то исследователь в силу необходимого разделения труда в науке интересуется, как правило, глубокой проработкой, лишь какой-то одной стороны учебно-воспитательного процесса, например самоконтроля учащихся или культурой педагогического общения учителя.
наука знание процесс результат
Похожие главы из других работ:
Концепция научных революций Т. Куна
2.1 Нормальная наука
«Нормальной наукой» Кун называет исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом в качестве основы для развития.
Моральні проблеми людської діяльності
Мотиви і результат дії
І перша відповідь (за мотивом!), і друга (за результатом!) уже тривалий час існують в етичній теорії й спирається кожна на свої досить-такі очевидні підстави. Перша з названих точок зору, що наголошує на переважному або виключному значенні мотиву.
Наука и ее роль в современном обществе
2.Средневековая наука
Основными науковедами в средние века принято было считать схоластов. Их интересовали не столько сами предметы, сколько сопоставление мнений, рассуждения об этих предметах.
Наука и лженаука в современном российском обществе
1.1 Понятие "наука"
Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленна на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство.
Наука и преднаука
2. Преднаука и наука
В истории формирования и развития науки можно выделить две стадии, которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности.
Наука и религия
1. Наука или религия?
Когда известный французский астроном, математик и физик Лаплас представил Наполеону свой пятитомный труд “Небесная механика», о происхождении и устройстве Вселенной, то император, ознакомившись с ним.
Наука и религия
3. Наука и религия
Наука не может и не должна заниматься доказательством существования души, Бога, и т.п. И вот почему: Во-первых, наука и религия просто несопоставимы, как километр и килограмм. Каждая из них занимается своей стороной жизни человека и мира.
Наука, лженаука и религия
4. Религия и наука
Религии возникли в первобытном обществе. Причина их возникновения — бессилие первобытного человека перед силами природы, а после возникновения классового общества (рабовладельческого.
Предмет и значение логики
4. Логика как наука
Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в IV в. до н. э. Ее основателем является величайший древнегреческий философ Аристотель, который первым обстоятельно исследовал понятие и суждение.
Реконструкция истории науки П. Фейерабендом и его теоретико-методологический плюрализм
1. Наука и общество
Американский философ и методолог науки Пол Фейерабенд — один из крупных представителей постпозитивизма. В своей концепции науки он исходит из того, что в обществе существуют различные идеологические течения (историчные по своему существу).
2. Статья «Опера и драма» как результат революционных идей композитора
В своем стремлении равняться на великие образцы немецкой культуры эпохи Просвещения и классицизма, нести их идеи в 19 век Рихард Вагнер, молодой капельмейстер саксонского двора в Дрездене.
2. Цель или результат?
Счастье часто связывают либо с процессом достижения значимой цели, либо с его результатом. Важно, конечно, и то, и другое, но индивидуальные характеристики различных людей часто определяют их «ставку» на что-то одно. Многие, например.
Техника в системе культуры
3. Наука и технология
Науку 20 века характеризует прочная и тесная взаимосвязь с техникой, что является основой современной научно-технической революции, определяемой многими исследователями в качестве основной культурной доминанты нашей эпохи.
Философская картина мира
2. Картина мира как результат развития философии, науки и религии
Упрощенно, можно представить следующую схему формирования общей картины мира (рис.1). Рисунок 1 — Схема взаимовлияния картин мира Каждая из картин мира дает свою версию того, каков мир на самом деле и какое место занимает в нем человек.
Истина и наука
Проблему истины Ясперс рассматривает сквозь призму коммуникации. Ясперс заявляет, что истина — это сообщаемость, а истинно то, что можно сообщить другому, — точнее то, сообщение чего другому объединяет меня с ним, что служит средством единения.
Источник
НАУКА И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
Основной формой познавательной деятельности, главным её «носителем» является наука. «Наука» в переводе с латинского означает «знание». Возникло научное знание в античности, и первую классификацию наук дал Аристотель. Как самостоятельная сфера деятельности, как система знания, своеобразный духовный феномен и социальный институт наука сформировалась в Новое время, в XVI – XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства.
Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов. Наука – это творческая деятельность по получению нового знания и одновременно – результат этой деятельности: совокупность знаний, приведённых в целостную систему на основе определённых принципов, логически организованных, оформленных в виде теории. Научные знания – это знания, проверенные и подтверждённые практикой, позволяющие объяснить существующее и предсказать будущее. Эти знания имеют общественный характер, поскольку являются продуктом человеческой деятельности и достоянием людей.
Жизненный смысл науки: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать».
Современная наука в её взаимодействии с различными сферами жизни человека и общества выполняет следующие социальные функции:
1. Культурно-мировоззренческие: наука даёт ответы на вопросы мировоззренческой значимости (например, о структуре материи и строении Вселенной, о возникновении и сущности жизни, о происхождении человека и т.д.), оказывает определяющее воздействие на формирование мировоззрения людей. Научные знания, являясь элементами общего образования, становятся составной частью культуры общества.
2. Функции науки как непосредственной производительной силы общества: в современном производстве товаров и услуг применение научного знания выступает как обязательное условие существования и воспроизводства многих видов деятельности. Наука выступает мощным катализатором процесса непрерывного совершенствования средств производственной деятельности, техники и технологии.
3. Функции науки как социальной силы: научные знания и методы используются при решении самых разных проблем, возникающих в ходе общественного развития. Например, экологическая проблема. Объяснение причин возникновения экологической опасности и поиск путей её предотвращения, первые формулировки экологической проблемы и постоянный мониторинг параметров экологических опасностей, выдвижение целей перед обществом и создание средств для их достижения – всё это тесно связано с наукой, выступающей в функции социальной силы.
Закономерности развития науки:
1) обусловленность развития науки потребностями общественно-исторической практики;
2) относительная самостоятельность развития науки;
3) преемственность в развитии идей и принципов, теорий и понятий, методов и приёмов науки;
4) постепенность развития науки, чередование периодов эволюционного развития и революционной ломки теоретических основ науки;
5) взаимодействие и взаимосвязь всех составных отраслей науки;
6) свобода критики, свободное столкновение различных мнений, научных гипотез;
7) дифференциация и интеграция научного знания;
8) математизация науки.
2. Классификация наук. Критерии научности.
Отражая мир, наука образует единую взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Вместе с тем она разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности они изучают. По предмету познания выделяют науки: 1) о природе – естествознание, 2) об обществе – обществознание, социально-гуманитарные науки, 3) о познании и мышлении. Отдельные группы составляют технические науки и математика. Наукой о наиболее общих законах действительности является философия, которую нельзя, однако, полностью относить только к науке.
По методам исследования выделяют теоретические науки и эмпирические науки.
По функции и целевому назначению выделяют науки фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки нацелены на изучение законов природы, общества и мышления. Эти законы, а также сферы, в которых они действуют, изучаются фундаментальной наукой в «чистом виде», как таковые, безотносительно к их возможному использованию. Задача прикладных наук заключается в применении результатов фундаментальных наук для решения производственных и социально-практических проблем.
Наука как форма познания, тип духовного производства и социальный институт сама себя изучает с помощью комплекса дисциплин, куда входят история и логика науки, психология научного творчества, социология знания и науки, науковедение и др. В настоящее время активно развивается философия науки, исследующая общие характеристики научно-познавательной деятельности, структуру и динамику знания, его социокультурную детерминацию, логико-методологические аспекты и т.д.
Специфическими признаками научного познания и знания, критериями научности являются:
1. Ориентация исследования на объективную истину, так как если нет истины, то нет и науки. Истина – высшая ценность, ради которой трудятся учёные.
2. Специализированные языки науки, образованные целостными системами понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закреплённых в естественных или искусственных языках. Например, медико-биологические науки общаются на латинском языке, в математике, физике, химии своя символика и формулы. Языки науки уточняются, совершенствуются, наполняются новым содержанием.
3. Использование в научной деятельности специфических материальных средств, например, телескопов, микроскопов, ускорителей и другого научного оборудования.
4. Применение специальных методов для получения нового знания.
5. Органическая связь с практикой и нацеленность на практику. Наука ориентирована на то, чтобы быть «руководством к действию» по изменению действительности и управлению реальными процессами.
Наряду с перечисленными признаками научного знания выделяют также такие критерии как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и другие.
3. Структура научного познания, его уровни, методы и формы.
Научное познание и знание, как его результат, есть целостная развивающаяся система, имеющая сложную структуру. Структура выражает единство устойчивых взаимосвязей между элементами системы. Структура научного познания может быть представлена в различных её срезах и соответственно – в совокупности специфических своих элементов. В качестве таковых могут выступать: объект, или предметная область познания; субъект познания; материальные средства познания; духовные методы познания и условия осуществления.
При ином срезе научного познания в нём различают такие элементы его структуры: фактический материал; результаты первоначального его обобщения в понятиях; основанные на фактах научные предположения (гипотезы); «вырастающие» из гипотез законы, принципы и теории; философские установки, методы, идеалы и нормы научного познания; социокультурные основания и некоторые другие элементы.
Научное познание есть процесс, т.е. развивающаяся система знания, основным элементом к-рой является теория как высшая форма организации знания. Научное познание отличается от обыденного целенаправленностью, конкретностью, чёткой фиксацией результатов познания с обязательным теоретическим осмыслением. Взятое в целом, научное познание включает в себя два основных уровня: эмпирический и теоретический,к-рые органически взаимосвязаны и составляют единый познавательный процесс.
На эмпирическом уровне научного познания преобладает чувственное познание (живое созерцание). Рациональное познание здесь присутствует, хотя и имеет подчинённое значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность – характерные признаки эмпирического познания. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких методов познания, как наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, индукция и др. Эмпирическое знание является знанием вероятностно-истинным.
Теоретический уровень научного познания связан с преобладанием мыслительной деятельности, а чувственное познание становится подчинённым аспектом познания. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, постигаемых путём осмысления эмпирического материала, его переработкой на основе понятий, законов, теорий. На основе эмпирических данных здесь происходит обобщение изучаемых объектов, постижение их сущности, законов их существования. Важнейшая задача теоретического знания – достижение объективной истины во всей её конкретности и полноте содержания. При этом широко используются такие методы, как абстрагирование (отвлечение от ряда свойств и отношений предметов), идеализация (процесс создания чисто мысленных предметов, например, «точка», «идеальный газ»), синтез, дедукция, метод восхождения от абстрактного к конкретному и другие познавательные средства.. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, научное предвидение будущего.
Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание, ставит перед ним новые более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание обобщает и объясняет эмпирические данные, развивает и конкретизирует на их основе своё собственное содержание, открывает новые горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т.п.
Таким образом, наука как целостная динамичная система знания развивается, обогащаясь новыми эмпирическими данными и обобщая их в системе теоретических средств, форм и методов познания.
Основными формами существования научного познания являются: научный факт, проблема, гипотеза, теория. Факты науки являются формами эмпирического познания. Научный факт – это знание о каком-либо событии, явлении, полученное в ходе наблюдений и экспериментов, с достоверностью доказанное, зафиксированное в языке науки. Факты науки не всегда согласовываются с существующими взглядами на тот или иной вопрос, предмет или явление. Попадая в поле зрения учёных, научный факт возбуждает теоретическую мысль и способствует переходу исследования от эмпирического к теоретическому этапу.
Из противоречия теоретического знания и научных фактов возникает такая форма научного познания как проблема. Проблема – это знание, отражающее несоответствие фактов науки и существующих концепций, взглядов на исследуемое явление или процесс. Решение проблемы осуществляется выдвижением рабочих гипотез с последующей их проверкой.
Гипотеза – это форма научного знания, сформулированная на основе ряда фактов и содержащая в себе предположение, истинное значение к-рого неопределённо и нуждается в доказательстве. В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся теорией, поскольку несут в себе истинные знания, а другие уточняются, изменяются, конкретизируются. Третьи, если проверка даёт отрицательный результат, отвергаются, представляя собой заблуждение.
Вершиной научного познания является теория как логическое завершение тернистого пути проб и ошибок. Теория – это наиболее развитая целостная форма научного знания, дающая полное отражение существенных, закономерных связей определённой области действительности. Подлинно научная теория должна быть объективно истинной, логически непротиворечивой, цельной, обладать относительной самостоятельностью, быть развивающимся знанием и воздействовать через деятельность людей на практику.
Источник
Наука — это что такое? Определение, суть, задачи, области и роль науки
Наука — это сфера профессиональной деятельности человека, как и любая другая — индустриальная, педагогическая и т. п. Единственное ее отличие заключается в том, что главная цель, которую она преследует, — получение научного знания. В этом и состоит ее специфика.
История развития науки
Древняя Греция считается европейской родиной науки. Жители именно этой страны первыми осознали, что мир, окружающий человека, совсем не таков, каким считают люди, изучающие его лишь посредством чувственного познания. В Греции был впервые совершен переход чувственного к абстрактному, от познания фактов окружающего нас мира к изучению его законов.
Наука в эпоху средневековья оказалась в зависимости от теологии, поэтому существенно замедлилось ее развитие. Однако со временем в результате полученных Галилеем, Коперником и Бруно открытий она стала оказывать все большее влияние на жизнь общества. В Европе в 17-м веке проходил процесс ее формирования как общественного института: учреждаются академии и научные общества, издаются научные журналы.
Новые формы ее организации возникли на рубеже 19-20-го вв.: научные институты и лаборатории, исследовательские центры. Наука стала оказывать примерно в это же время большое влияние на развитие производства. Она стала особым его видом — духовным производством.
Сегодня в области науки можно выделить следующие 3 аспекта:
- наука как результат (получение научных знаний);
- как процесс (сама научная деятельность);
- как социальный институт (совокупность учреждений науки, сообщество ученых).
Наука как институт общества
Проектные и технологические институты (а также сотни различных научно-исследовательских), библиотеки, заповедники и музеи входят в систему учреждений науки. В вузах сосредоточена значительная часть ее потенциала. Кроме того, в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях сегодня все больше работает докторов и кандидатов наук, а значит, и эти учебные заведения будут все активнее вовлекаться в научную работу.
Кадры
Любая человеческая деятельность подразумевает, что ее кто-то осуществляет. Наука — это социальный институт, функционирование которого возможно только при наличии квалифицированных кадров. Их подготовка осуществляется через аспирантуру, а также соискательство степени кандидата наук, присуждающейся людям с высшим образованием, которые сдали специальные экзамены, а также опубликовали результаты своего исследования и защитили публично кандидатскую диссертацию. Доктора наук — это кадры высшей квалификации, которые готовятся через соискательство или же через докторантуру выдвигаются из числа кандидатов наук.
Наука как результат
Перейдем к расссмотрению следующего аспекта. Как результат наука — это система достоверных знаний о человеке, природе и обществе. Следует подчеркнуть в данном определении два существенных признака. Во-первых, наука — это взаимосвязанная совокупность знаний, приобретенных человечеством на сегодняшний день по всем известным вопросам. Она отвечает требованиям непротиворечивости и полноты. Во-вторых, суть науки заключается в приобретении достоверных знаний, которые следует отличать от житейских, бытовых, присущих каждому человеку.
Свойства науки как результата
- Кумулятивный характер научного знания. Объем его за каждые 10 лет удваивается. К дроблению и дифференциации неизбежно приводит накопление научных знаний. Возникают новые ее отрасли, например: гендерная психология, социальная психология и др.
- Наука по отношению к практике имеет следующие функции как системы знаний:
- описательная (накопление и сбор фактов, данных);
- объяснительная — объяснение процессов и явлений, их внутренних механизмов;
- нормативная, или предписывающая — ее достижения становятся, например, обязательными стандартами для выполнения в школе, на производстве и проч.;
- обобщающая — формулирование закономерностей и законов, которые вбирают в себя и систематизируют множество разрозненных фактов и явлений;
- предсказательная — знания эти позволяют предвидеть заблаговременно некоторые явления и процессы, неизвестные ранее.
Научная деятельность (наука как процесс)
Если практический работник в своей деятельности преследует достижение высоких результатов, то задачи науки подразумевают, что исследователь должен стремиться получить новое научное знание. Сюда входит и объяснение того, почему результат в том или ином случае получается плохим или хорошим, а также предсказание, в каких случаях он будет тем или иным. Кроме того, если практический работник учитывает комплексно и одновременно все стороны деятельности, то исследователь, как правило, интересуется глубокой проработкой лишь одной стороны. Например, с точки зрения механики человек — это тело, которое имеет определенную массу, обладает некоторым моментом инерции и т. д. Для химиков он представляет собой сложнейший реактор, где протекают одновременно миллионы разных химических реакций. Психологов интересуют процессы памяти, восприятия и т. д. То есть каждая наука исследует различные процессы и явления относительно определенной точки зрения. Поэтому, кстати, полученные результаты можно интерпретировать только как относительные истины. Абсолютная истина в науке недостижима, это цель метафизики.
Роль науки в современном обществе
В наше время научно-технического прогресса жители планеты особенно ясно осознают значимость и место науки в своей жизни. Сегодня все большее внимание в обществе уделяется осуществлению научных исследований в различных областях. Люди стремятся получить новые данные о мире, создать новые технологии, улучшающие процесс производства материальных благ.
Метод Декарта
Наука сегодня выступает главной формой познания мира человеком. В основе — сложный творческий процесс предметно-практической и мыслительной деятельности ученого. Декарт сформулировал общие правила этого процесса следующим образом:
- нельзя принимать ничего за истинное до тех пор, пока оно не представится отчетливым и ясным;
- нужно делить трудные вопросы на количество частей, необходимых для их разрешения;
- требуется начинать исследование с самых удобных для познания и простых вещей и переходить постепенно к более сложным;
- обязанность ученого — обращать на все внимание, останавливаться на подробностях: он должен быть полностью уверен в том, что ничего не упустил.
Этическая сторона науки
Особую остроту в современной науке приобретают вопросы, которые касаются взаимоотношения ученого с обществом, а также социальной ответственности исследователя. Речь идет о том, как в будущем будут применяться достижения, сделанные учеными, не обернутся ли полученные знания против человека.
Открытия в генной инженерии, медицине, биологии обеспечили возможность воздействовать целенаправленно на наследственность организмов вплоть до того, что сегодня можно создавать обладающие некоторыми заранее заданными свойствами организмы. Настало время отказаться от принципа свободы научного поиска, ничем не ограниченного ранее. Нельзя допустить создания средств массового уничтожения. Определение науки сегодня, таким образом, должно включать и этическую сторону, поскольку она не может оставаться в этом отношении нейтральной.
Источник
Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знаний.
Наука – это специфическая форма познавательной деятельности, направленная на достижение нового, объективно-истинного знания, осуществляемая научным сообществом в конкретных социокультурных условиях.
Цель научной деятельности – дать человеку объективное систематическое знание о мире, вскрыть объективные причины и законы, действующие в мире. Поэтому характерной чертой научного познания является объективность. Все это направлено на исключение не присущих предмету исследования субъективистских моментов (идолы Бэкона). Результатом научной деятельности является систематизированное, достоверное, практически проверенное знание.
Сущность науки состоит в следующем:
Достоверное обобщение фактов, истинное отражение исследуемых процессов, объективность. Выявление законов, управляющих процессами в объекте исследования. Предвидение тенденций развития и функционирования объекта. Контроль и управление процессами в объекте.
Жизненный смысл науки – знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать.
Наука возникает и функционирует на основе обыденного знания, но отлична от него.
Обыденное знание – жизненно-практическое, 1) не получившее системно-логического оформления знания, 2) не требующее для своего усвоения и передачи специального обучения и подготовки и 3) являющееся общим достоянием любого из членов общества.
Основная характеристика обыденного познания (знания):
1.Познание осуществляется людьми, непосредственно вплетенными в практику. Нет специальной подготовки для получения, переработки, сохранения знания. 2.Здесь нет каких-либо специальных средств познания; орудия труда – являются орудиями познания. 3.Средством познания является естественный язык, которому присуща полисемия, т.е. неоднозначность понимания. 4.Объектами и предметами обыденного познания являются орудия и предметы труда, сама трудовая деятельность. 5.Знание существует в виде рецептов, суждений, пословиц. 6.Обыденное знание работает на уровне явлений.
Наука выходит за рамки обыденного познания, за рамки его объектов. Кроме того, наука фиксирует свойства, связи, отношения, присущие предметам и явлениям, в виде особых образов – идеальных объектов, с которыми оперирует как со специфическими предметами, замещающими объекты реального мира (число, точка, прямая, сила, масса и т.д.).
Наука нарабатывает такие знания, которые могут использоваться лишь в будущем. Таким образом, научная деятельность носит опережающий характер.
Наука может быть проанализирована с различных сторон:
Наука как система знаний характеризуется 1) взаимосвязью всех ее составных элементов (понятий, гипотез, законов, теорий и т.д.), 2) строгой доказательностью, 3) принципиальной опытной проверяемостью, 4) воспроизводимостью, 5) обоснованностью выводов, а также общезначимостью. Система обыденных знаний формируется стихийно, под непосредственным воздействием повседневного опыта людей и может не отличаться системностью и обоснованностью, может включать в себя как истинные знания, так и предрассудки, иллюзорные представления о явлениях мира.
Возникновение науки как социального института связано с появлением системы учреждений, научных сообществ, организации научных исследований, а также с воспроизводством субъекта научной деятельности. Как социальный институт наука появляется только в 17 веке в эпоху Нового времени, что связано с 1) процессами секуляризации (отхода философии, науки и искусства от власти церкви и религии), 2) выделением из философии и развитием математического естествознания в Западной Европе, 3) формированием и укреплением капиталистических отношений. Как социальный институт наука в своем развитии прошла несколько этапов.
В 17 веке появляются первые научные сообщества, формируются собственно научные цели и требования к научной исследовательской деятельности. Наука приобретает самостоятельный статус.
С конца 19 – начала 20 века общество все больше осознает экономическую эффективность научного знания. Наука становится одной из производительных сил общества, а внедрение научных знаний в производство начинает рассматриваться как один из критериев прогресса общества (марксизм, позитивизм). В это время оформляется профессия научного работника. Усложнение научной информации, дисциплинарная организация науки требуют специальной подготовки научных кадров.
С середины 20 века усиливаются междисциплинарные научные взаимодействия, что обусловлено изучением объектов комплексного характера, начинают создаваться научно-произодственные комплексы, происходит государственное финансирование научных проектов и т.д. Научная деятельность все чаще начинает соотноситься с социальными ценностями и целями. Все отчетливее начинает звучать тема социальной ответственности ученого, а также поднимаются проблемы социальных последствий внедрения научных результатов. Общество начинает сознавать, что прежде чем тот или иной результат научного поиска будет внедрен, ему необходимо пройти социальную экспертизу. Наука как форма общественного сознания – это отражение реальности в рационально упорядоченных и систематизированных формах знания такой, какой она существует независимо от познающего и действующего человека.
Как вид деятельности наука характеризуется:
1.В отличие от обыденного познания ориентируется на поиск сущности, т.е. того, что не дано непосредственно чувствам. 2.Работа с идеальными объектами, т.е. объектами, которые конструируются мыслью и приспособлены для своей деятельности (мыслительной). 3.Определенной системой ценностей: ценности объективной истины, ценность Разума, ценность нового знания, ценность независимости суждений и готовность признать ошибки. 4.Определенным набором технических устройств, аппаратуры, средств используемых в научной деятельности. 5.Совокупностью специальных методов, используемых для получения нового знания. 6. Способом организации научной деятельности. 7. Наличие специального языка (система, включающая как естественные, так и искусственные языки). Для научной деятельности необходим особый, специфический язык (арго, сленг), в котором преодолеваются такие недостатки разговорного, обыденного языка как многозначность, нечеткость, метафоричность и т.д. Хотя язык науки вырабатывается на основе обыденного языка, но посредством уточнения, ввода новых языковых выражений, формализации вырабатывается научная терминология. Однако полностью отказаться от обыденного языка в науке невозможно, так как он обеспечивает коммуникацию между учеными, а также является средством популяризации научного знания.
Наличие профессионально подготовленных кадров.
По предмету исследования науки делятся на: естественные, общественные и технические.
По функции, целевому назначению выделяются: фундаментальные и прикладные.
По методу исследования выделяют: теоретические и эмпирические науки.
Научное познание – есть процесс, который включает в себя два основных уровня: эмпирический и теоретический, а также метатеоретический уровень (идеалы и нормы науки, общая научная картина мира и т.д.).
1) Эмпирический уровень научного познания. Эмпирический уровень – непосредственно соприкасается с объективной действительностью, отражает явления и отношения между ними. Главная цель эмпирического уровня – получение данных наблюдения и формирование фактов науки, на основе которых затем строится эмпирический базис и развивается система теоретических построений.
2) Теоретический уровень научного познания. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, путем рациональной обработки эмпирического знания, с помощью абстракций высшего порядка (понятия, умозаключения, законы, категории, принципы).
36. Понятие метода и методологии. Основные методы и формы научного познания.
Важнейшей составной частью научного познания являются методы научного исследования. Метод — совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований. Многообразие видов человеческой деятельности обуславливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по разным основаниям — качественные и количественные; формальные и содержательные; методы естественных и гуманитарных наук и т.д.
Все методы научного познания можно разделить на следующие группы: Философские (диалектика, метафизика, феноменология, герменевтика и т.д.); Общенаучные (методы эмпирического и теоретического исследования, общелогические);Частнонаучные (методы, применяемые в той или иной науке). Каждому из уровней научного исследования присущи свои особенные методы. Кроме того, в научном познании выделяются общелогические методы, которые используются как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.
Методы эмпирического уровня:
1. Наблюдение – целенаправленное, пассивное, планомерное, систематическое восприятие предметов и явлений внешнего мира (непосредственно и с помощью приборов), в результате которого человек получает первичные знания о внешних сторонах, связях и отношениях предметов, явлений и процессов. Наблюдение позволяет фиксировать лишь то, что раскрывает сам объект исследования. 2. Эксперимент – активное целенаправленное вмешательство исследователя в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение Объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. Для эксперимента характерны: контролируемость и возможность многократного повторения. 3. Описание — фиксирование результатов наблюдения или эксперимента (т.е. сведений об объектах) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке (с помощью системы искусственного или естественного языка). 4. Измерение – совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.
Методы теоретического уровня:
1. Метод мысленного эксперимента – система логических процедур над идеализированными объектами. 2. Идеализация и формализация. Идеализация — мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных объектов), реально не существующих в объективном мире. Данные объекты – это не фикции, это некие предельные случаи реальных процессов, средство их анализа. Например, «абсолютно черное тело». «идеальный газ» в физике. 3. Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения – аксиомы, из которых все утверждения этой теории выводятся чисто логическим путем (т.е. доказательством) (аксиомы Эвклида в геометрии например). 4. Восхождение от абстрактного к конкретному. Метод включает в себя две стадии. На первой стадии происходит движение мысли от конкретного к абстрактному, т.е. от конкретных вещей в область понятий. На второй стадии, когда понятийный аппарат науки уже сформирован, возникает необходимость синтеза многих определений.
Общелогические методы, которые используются на всех уровнях научного познания:
1. Анализ – метод познания, заключающийся в разделении объекта познания на составные части, которые исследуются самостоятельно относительно целого. 2. Синтез – метод познания, при котором происходит соединение выделенных составных частей исследуемого объекта в единое целое с учетом знаний, полученных при анализе. 3. Абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств и отношений изучаемого объекта, считающихся несущественными для данного исследования при одновременном выделением интересующих исследователя свойств и признаков объекта (результатом является формирование понятий в науке (например, масса). 4. Обобщение – установление общих свойств и признаков объекта. Тесно связано с абстрагированием.
Осваивая действительность самыми разнообразными методами, научное познание проходит различные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знания. Основными из них являются факт, теория, проблема, гипотеза, программа.
Факт и теория.
В обычном смысле слово "факт" (от лат. factum — сделанное, свершившееся) является синонимом слова "истина", "событие", "результат". Как категория методологии науки факт — это достоверное знание о единичном в рамках некоторой научной дисциплины.
Научные факты генетически связаны с практической деятельностью человека. В повседневном опыте происходил отбор фактов, которые составили фундамент науки. Большую роль в выработке и накоплении фактов, особенно в естествознании, играли наблюдения и эксперименты. Можно утверждать, что наука начинается с фактов. Фактом становится лишь такое знание, в истинности которого может убедиться любой ученый, использовав научные методы в оговоренных условиях.
Теория – это высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях некоторой области действительности и представляющая собой знаковую модель этой сферы. Положения теории отображает существенные связи некоторой области действительности. Но, в отличие от фактов, они представляют эти связи в обобщенном виде. Каждое положение теории является истиной для множества обстоятельств, в которых проявляется эта связь.
По отношению к фактам теория выполняет ряд познавательных функций, важнейшие из которых описательная, объяснительная и предсказательная. Описательная функция состоит в том, что сведения об итогах наблюдений, измерений, экспериментов излагаются на языке данной теории, и, таким образом, происходит их первичная обработка. Описание является предварительным условием объяснения события, явления, процесса. При объяснении из элементов теории выбираются некоторые законы, которым подчиняется объясняемый факт, и которые позволяют осмыслить соответствующие ему явления в системе теоретического знания. Предсказательная функция теории связана с ее способностью к дальним и точным прогнозам, к опережению наличной практической деятельности людей. Предсказательная мощь теории зависит в основном от двух взаимосвязанных обстоятельств: во-первых, от глубины и полноты отображения сущности изучаемых предметов. Во-вторых, теоретическое предсказание находится в обратной зависимости от сложности и нестабильности исследуемого процесса, и чем сложнее и неустойчивее этот процесс, тем рискованнее прогноз.
Проблема. Так как всякий новый факт осваивается средствами уже сложившейся теории, то возможны ситуации, когда она не в состоянии объяснять или предсказывать новый факт по причине неприменимости к нему понятий, которыми она оперирует. Это бывает весьма часто, когда человеческое познание вторгается в неизвестное и когда исследователь продолжает «вопрошать природу» на языке старой теории.
Расхождение теории с фактами, противоречие между ними свидетельствует об ограниченности теоретической системы знания. Вместе с тем такое противоречие является источником дальнейшего развития знания, его совершенствования. Прежде всего оно приводит к постановке новых проблем в науке.Как форма развивающегося знания проблема фиксирует недостаточность познавательных средств для достижения поставленных в науке целей. Это не только недостаточность теории для объяснения или предсказания фактов. Источником недостаточности может быть противоречие между различными теоретическими системами, осваивающими один и тот же объект, между совокупностями фактов, между объектом и методом науки и др.
Гипотеза. Попытки разрешения проблем связаны с выдвижением гипотез. Гипотеза – это предположительное решение некоторой научной проблемы. Важнейшее требование к гипотезе – ее принципиальная проверяемость фактическим материалом, означающая возможность соотнесения гипотезы с данными экспериментов, наблюдений, измерений. Связь между гипотезой и соотносимыми с ней фактами характеризуется логической, или индуктивной, вероятностью, означающей, что факты обеспечивают ту или иную вероятность истинности гипотезы.
Хорошо удостоверенная гипотеза становится теорией или ее фрагментом – научным законом. Методами обоснования гипотезы, превращения ее в достоверное знание выступают, прежде всего, подтверждение и доказательство.
Итак, теория, факт, проблема, гипотеза – важнейшие формы, в которых протекает процесс развития научного знания. Если теория и факт применяются прежде всего для оформления готовых, сложившихся знаний, то проблема и гипотеза используются на переходных этапах их становления. Между различными формами не существует жестких границ, для них характерны диалектические связи, взаимопереходы и взаимопроникновения.
Источник