Методика для определения социально-психологического климата в группе Л.Н. Лутошкина (Приложение 4)
Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается же психологический климат за счет "психологической атмосферы — также группового эмоционального состояния, которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая в свою очередь создается ситуативными эмоциональными состояниями коллектива.
В левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой — качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семибалльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до -3).
Баллы выставляются по следующему принципу:
+3 — качество, указанное слева, проявляется в данном коллективе всегда;
+2 — качество проявляется в большинстве случаев;
+1 — качество проявляется достаточно часто;
— ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно, или то и другое проявляются в одинаковой степени;
-достаточно часто проявляется противоположное качество (указанное справа);
2 — качество проявляется в большинстве случаев;
3 — качество проявляется всегда.
Обработка результатов проводилась следующим образом. Ответы испытуемых суммировались и подсчитывалась средняя оценка по формуле.
— средняя оценка, У — сумма ответов, n- количество вопросов в опроснике.
В зависимости от полученной средней оценки можно дать содержательное описание изучаемой группы, определить социально-психологический климат.
Типология социально-психологического климата:
1 тип — 5,5 — 7 баллов — благоприятный, устойчивый тип. В коллективе проявляется баланс делового и эмоционального отношения, сформировано активное, деловое ядро коллектива, отсутствуют явные или скрытые группировки, негативное отношение друг к другу, многие в группе удовлетворены своей профессией.
2 тип — 4,6 — 5,4 балла — благоприятный, неустойчивый тип. Выявляется неустойчивость социально- психологического климата, обуславливается противоречиями между деловым и эмоциональным отношениями, между поведением активных сотрудников и тех, кто не разделяет общественного мнения.
3 тип — 3,8 — 4,5 балла — средне благоприятный, проблемный тип. Существуют противоречия, как в деловых, так и в межличностных отношениях, может отражаться на надежности коллектива, явные и скрытые группировки.
4 тип — 1 — 3,7 балла — неблагоприятный тип. Крайне неблагополучная обстановка в коллективе, негативное межличностное отношение, конфликты и срывы между сотрудниками, снижение работоспособности.
Источник
Карта-схема общей оценки психологического климата (по А.И. Лутошкину).
Назначение: общая оценка каждым членом классного коллектива некоторых основных проявлений социально-психического климата (СПК).
Материал: бланки с инструкцией и картой — схемой.
Инструкция: Уважаемый ученик! Перед Вами карта-схема, предназначенная для оценки психологического климата классного коллектива. Мы обращаемся к вам с просьбой заполнить эту карту и тем самым содействовать проводимому исследованию. В левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой –качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Сначала прочитайте предложенные слева, затем – справа и в середине отметьте знаком (х) ту оценку, которая наиболее соответствует, с вашей точки зрения, истине. При этом надо отметить знаком (х) ту оценку, которая наиболее соответствует, с вашей точки зрения, истине. При этом надо иметь в виду, что оценки означают:
3 – свойство, указанное слева, проявляется в коллективе всегда;
2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
1 – свойство проявляется достаточно часто, чтобы его заметить;
0 – ни это, ни противоположное свойство (указанное справа), не проявляются достаточно заметно или то и другое проявляются в одинаковой степени;
1 – достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);
2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
3 – свойство проявляется всегда;
Не пропускайте ни одного, даже если вы почувствуете затруднения. Информация, которую мы получим, будет обрабатываться в обобщенном виде, то есть сведения, полученные от каждого члена классного коллектива, суммируется показателях. Благодарим за сотрудничество!
Карта- схема общей оценки СПК.
Преобладает бодрый и жизнерадостный тон настроений | + + + — — — 3 2 1 0 1 2 3 | Преобладает подавленное настроение, пессимистический настрой |
Доброжелательность во взаимоотношениях, взаимное расположение | + + + — — — 3 2 1 0 1 2 3 | Конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатия |
В отношениях между группировками внутри существует взаимное расположение и понимание. | + + + — — — 3 2 1 0 1 2 3 | Группировки конфликтуют между собой |
Членам коллектива нравится вместе, чаще находиться в коллективе, участвовать в совместных делах, проводить свободное время. | + + + — — — 3 2 1 0 1 2 3 | Члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более тесному общению, отказываются от участия в совместных делах. |
Успехи и неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива. | + + + — — — 3 2 1 0 1 2 3 | Успехи или неудачи отдельных членов коллектива оставляют равнодушными других, а иногда вызывают нездоровую зависть и злорадство. |
Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми пожеланиями. | + + + — — — 3 2 1 0 1 2 3 | Критические замечания носят характер явных и открытых выпадов. |
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга. | + + + — — — 3 2 1 0 1 2 3 | В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению других. |
В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение коллектива, когда один за всех и все за одного. | + + + — — — 3 2 1 0 1 2 3 | В трудных случаях коллектив «раскисает», наблюдается растерянность, возникают ссоры, взаимное обвинение. |
Достижение или неудача всего коллектива переживаются всеми как их собственные | + + + — — — 3 2 1 0 1 2 3 | Достижение или неудачи всего коллектива не находят откликов у его членов |
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоится | + + + — — — 3 2 1 0 1 2 3 | Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность |
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное для всех дело. | + + + — — — 3 2 1 0 1 2 3 | Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах. |
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту. | + + + — — — 3 2 1 0 1 2 3 | Коллектив разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь снисходительно относятся к слабым, нередко высмеивают их. |
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители. | + + + — — — 3 2 1 0 1 2 3 | К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно. |
Обработка результатов. Цифры 3-2-1-0-1-2-3 перекодируются слева направо в следующем порядке 7-6-5-4-3-2-1, после чего подсчитывается средний балл (по семи балльной шкале), отражающий степень благоприятности СПК коллектива. Для этого складываются все оценки по каждому из 13 вопросов и сумма делится на число этих вопросов, т.е. на 13. Полученное число является коэффициентом субъективной оценки СПК данным членом классного коллектива.
Затем вычисляется коэффициент субъективных оценок СПК, то есть складываются средние оценки всех опрошенных и полученная сумма делится на количество опрошенных учеников. Полученный таким образом средний коэффициент субъективных оценок варьируется от 1,0 до 7,0: чем выше коэффициент, тем более благоприятен СПК.
Интерпретация результатов. В отдельных исследованиях содержится понятие типа СПК и выделяется благоприятный, противоречивый, средне благоприятный и неблагоприятный СПК. Полученный коэффициент субъективных оценок СПК необходимо отнести к одному из 4-х секторов 7-бальной шкалы:
I – благоприятный, здоровый СПК (от 5,5 до 7,0);
II –неустойчивый, но достаточно благоприятный СПК (от 5 до 5,4 баллов);
III – средне благоприятный СПК (от 2,5 до 3,9 балла);
IV — неблагоприятный СПК (от 1,0 до 2,4 баллов).
Методика № 11.
Оперативная диагностика социально-психологической атмосферы:
Шкала-опросник Ф. Фидлера.
Назначение: оперативная оценка социально-психологической атмосферы, характерной для коллектива в тот или иной период времени.
Материал: бланки с инструкцией и парами качеств.
Инструкция: Ниже приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в любом коллективе, в том числе и в классе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поместите знак х, тем более выражен этот признак в вашем коллективе.
Итак, для атмосферы в вашем классе характерны:
Сотрудничество — — — — — — -Отсутствие сотрудничества
Взаимная поддержка — — — — — — — Недоброжелательность
Ключ для обработки результатов: ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов в зависимости от того, к какой из характеристик ближе помещен знак х: чем ближе к левому столбцу, тем ниже балл и тем благоприятнее ситуация в классном коллективе. Итоговый показатель по шкале находится в диапазоне от 10 (самая благоприятная социально-психологическая атмосфера) до 80 (самая неблагоприятная атмосфера) баллов.
Оценка социально-психологической атмосферы руководителем классного коллектива.
Оценка атмосферы каждым членом коллектива в отдельности.
Средняя оценка социально-психологической атмосферы всем коллективом (средняя арифметическая).
Значительный практический интерес представляет и выяснение того, как члены коллектива воспринимают атмосферу по отношению к себе лично. Сопоставляя эти два показателя (оценка социально-психологической атмосферы во всем коллективе и оценка атмосферы по отношению к себе лично), можно выделить три типа учеников:
те, кто более благоприятно оценивает атмосферу в коллективе, чем отношение к себе;
те, кто существенно не различает оценку атмосферы вообще и отношение к себе лично;
те, кто более благоприятно оценивает отношение к себе, нежели общую социально-психологическую ситуацию в коллективе.
С воспитательной точки зрения наибольшего внимания классного руководителя должны заслуживать ученики первого типа. Существенные расхождения в оценках у них могут быть показателем затрудненности в адаптации (приспособлении, «сживаемости» с другими учениками), известной мнительности, неуверенности в себе. Для третьей категории учеников характерны: критическое отношение к происходящему в коллективе, значительная неудовлетворенность положением дел и повышенная самооценка. В отдельных случаях такие показатели бывают и у учеников, намеренно завышающих в благоприятную сторону отношение к себе.
Интерпретация результатов и выводы. Отрицательная оценка социально-психологической атмосферы в коллективе свидетельствует о неудовлетворенности ученика (или учеников) положением дел в классе. В этом случае классному руководителю рекомендуется сопоставить свои собственные оценки с оценками лидеров коллектива, с общегрупповыми показателями или с ответами новых членов коллектива.
Многократная оценка социально-психологической атмосферы в коллективе позволяет руководителю получать достаточно объективные данные о развитии межличностных отношений и использовать эти данные в работе. Анализ индивидуальных ответов и общегрупповых «реальных» и «предполагаемых» показателей, сопоставление их с оценками самого руководителя нередко позволяет внести существенные коррективы в работу с классом, избежать серьезных конфликтов и недоразумений, связанных с «неточностями» в субъективном восприятии мнений других. Результаты опросов также помогают классному руководителю быть чувствительнее ко всему происходящему в классе, улучшают его психологическую наблюдательность.
Источник
Диагностика уровня развития группы (А.Н. Лутошкин)
Методика дает возможность, обобщив ответы всех членов группы, определять уровень ее развития, а также сравнивать между собой различные группы.
Просмотр содержимого документа
«Диагностика уровня развития группы (А.Н. Лутошкин)»
Диагностика уровня развития группы (А.Н. Лутошкин)
Назначение. Методика дает возможность, обобщив ответы всех членов группы, определять уровень ее развития, а также сравнивать между собой различные группы.
Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, которые охватывают самые разные стороны взаимоотношений в первичной группе. Членам группы нужно оценить, в какой степени каждое из предложенных для оценки утверждений характерно для данной группы. Давать оценку следует на основании одного из четырех вариантов:
а) данное утверждение полностью соответствует характеру отношений, сложившихся в нашей группе;
б) данное утверждение в общем характерно для нашей группы;
в) данное утверждение лишь в незначительной степени применимо к нашей группе;
г) данное утверждение не характерно для системы отношений, сложившихся в нашей группе (у нас все наоборот).
1. В нашей группе главный критерий ценности человека — его отношение к труду, к коллективу.
2. В нашей группе новичок, скорее всего, не почувствует себя чужаком, а встретит доброжелательность и радушие.
3. В нашей группе нет «козлов отпущения» и «любимчиков».
4. Члены нашей группы не пройдут равнодушно мимо чьей-то беды, им чужда мораль «моя хата с краю».
5. Дух бескорыстия и взаимопомощи отличает нашу группу.
6. Каждый из нас достаточно инициативен, чтобы в случае необходимости взять на себя ответственность за какое-то дело.
7. Для нас неприемлем принцип «Своя рубашка ближе к телу».
8. Успех каждого из нас искренне радует всех и ни у кого не вызывает зависти.
9. Большинство из нас всегда может поступиться личным ради общего дела.
10. Наша группа обычно не ждет указаний, инициативы ей не занимать.
11. В нашей группе каждый ощущает себя ответственным за ее успех.
12. Как правило, при решении важных вопросов мы всегда единодушны.
13. Наша группа достаточно сплоченная и организованная.
14. В случае неудач и поражений мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся спокойно разобраться в их причинах.
15. Когда с нами нет руководителя, мы не теряемся и работаем не менее эффективно, чем в его присутствии.
16. Когда к нам в группу приходит руководитель, все обычно бывают рады.
17. Стиль руководства нашей группой ровный, доброжелательный.
18. Для нас не характерно, чтобы под горячую руку от руководства доставалось и правому, и виноватому.
19. У нас не принято отсиживаться или прятаться за спинами других.
20. Зная, что в своем стремлении поступить определенным образом группа пойдет по ложному пути, у каждого из нас хватило бы сил, чтобы остановить ее от необдуманного шага.
21. У нас не промолчат, если увидят, что ты не прав.
22. После работы мы нередко свободное время проводим вместе.
23. У нас принято делиться своими семейными радостями и заботами.
24. У нас тоже есть «диады» и «триады», но это не мешает нам чувствовать себя единой дружной семьей.
25. В нашей группе нарушитель дисциплины будет держать ответ не только перед руководителем, но и перед всей группой.
26. В нашей группе силы, внешней привлекательности, обладания престижными вещами еще не достаточно для того, чтобы пользоваться уважением и популярностью.
27. Наша сплоченность, скорее всего, не пострадает, если в группу вольется сразу несколько новых членов.
Обработка и интерпретация результатов. Обработка данных может производиться двумя способами. Первый заключается в дифференцированном количественном подсчете и сопоставлении буквенных знаков (А, Б, В, Г).
Преобладание ответов по п. А свидетельствует о том, что группа, согласно мнению ее членов, может быть отнесена к коллективу, по п. Б — к среднему уровню развития, по п. В — к низкому уровню развития, по п. Г- к группе номинального или корпоративного типа. Второй способ заключается в переводе буквенных ответов в баллы по следующей схеме:
После определения общего суммарного результата производится его соотнесение с уровнем развития малой группы. По опыту диагностики и оценки динамики малых групп, полученным количественным данным соответствуют следующие уровни группового развития (Л.И. Уманский, А.Н. Лутошкин):
Источник
Результаты исследования по методике «Мой коллектив» (А.Н. Лутошкин)
«Мерцающий маяк». В штормящем море мерцающий маяк и начинающему, и опытному мореходу приносит уверенность в том, что курс выбран правильно. Маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света. Формирующийся в классе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Авторитетны «смотрители маяка» — актив группы. Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и в школе. Проявление активности видно всплесками, да и то не у всех. Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В классе есть люди, на которых можно опереться. Группа заметно выделяется среди других, однако членам группы бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык.
Сравнительные характеристики уровней развития группы
Уровни | Характеристика по Л.И.Уманскому | Характеристика по А. Н. Лутошкину. |
Низкий | Группа-конгломерат Только что сформированная или собравшаяся группа людей | «Песчаная россыпь» Нет общих интересов и общих дел. Такая группа существует формально, не принося радости тем, кто в нее входит. |
Ниже среднего | Номинальная группа Характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач. | «Мягкая глина» В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки не все получается: у организаторов нет достаточного опыта совместной работы. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Существуют замкнутые приятельские группировки, члены которых мало общаются друг с другом. |
Средний | Группа-ассоциация Отличается начальной межличностной интеграцией в сфере эмоциональных отношений. | «Мерцающий маяк» В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. В группе есть люди, на которых можно опереться. Группа заметно выделяется среди других групп своей индивидуальностью. Активность проявляется всплесками, да и то не у всех». |
Выше реднего | Группа-автономия Обладает высоким внутренним единством как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений. | «Алый парус» Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор «бурям и ненастьям». |
Высокий | Коллектив Особенностью коллектива является то, что он находится в интеграции с другими группами на основе направленности на более широкие социально значимые цели. | «Горящий факел» Отличительная черта коллектива «горящий факел» от коллектива «алый парус» является то, что только в настоящем коллективе бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям. |
Результаты исследования по методике Фидлера Ф. «Психологический климат в коллективе»
Количество человек выбравших ту или иную оценку психологическому климату в классе
Психологический климат в классе
Результаты психолого-педагогического исследования по методике Г.Н. Казанцевой «Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования»
Ключ к методике:
Подсчитывается количество согласий (ответы «да») с положениями под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от – 10 до +1. Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке; от +4 до +10 – о высокой самооценке.
Обработка результатов:
Количество ответов «Да» с положениями под нечетными номерами равно 6.
Количество ответов «Да» с положениями под четными номерами равно 0.
å «Да» под нечетными номерами — å «Да» под четными номерами = уровень самооценки.
6 – 0 = 6 =>; от +4 до +10 – свидетельствует о высокой самооценке.
Методика Г.Н. Казанцевой «Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования»
Инструкция. Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.
1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
4. У меня отсутствует уверенность в себе.
5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
6. Временами я чувствую себя никому не нужным.
7. Я все делаю хорошо (любое дело).
8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
9. В любом деле я считаю себя правым.
10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
14. Мне кажется, что для успешного выполнения поручений или дел мне мешают
Источник