Статья на тему "Образование как система и процесс"
статья
Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня. Основные элементы образования как макросистемы, имеющей государственный статус, — это системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и послевузовского дополнительного образования.
Содержательно понятие «школа» сегодня, как правило, обозначает тип образовательной системы или здание, в котором размещается учебное заведение. Однако на протяжении длительной истории развития общества этот термин имел и поныне имеет много значений. На латинском языке «школа» (schola) означает лестницу, ступеньки которой ведут вверх. Имея религиозно-духовное происхождение, это понятие первоначально отражало объединение людей (учителей и учащихся), включенных в процесс восхождения души и духовности человека. В переводе с греческого «школа» (schole) трактуется как дом радости в процессе познания мира. В связи с этим о школе говорили больше как о том или ином направлении или течении в науке, искусстве, литературе, общественно-политической мысли и т.п., обладающем характерными свойствами, методами, приемами, представленном группой учеников и последователей какого-либо ученого или художника, близких по творческим принципам, идеям или манере — например, «ананьевская школа психологов», «Строгановская школа иконописи». Термином «школа» характеризуют также живопись, скульптуру города или целой страны в случае, если их своеобразие выражено в определённых стилистических и хронологических границах — «болонская школа» или «фламандское искусство». На протяжении столетий складывались и продолжают появляться особо организованные школы, отличающиеся своими принципами и определенной спецификой, и, соответственно, носящие разные названия. Так, в педагогическом мире известны «Школа радости», «Вальдорфская школа», «Школа Френе», «Гуманитарная школа», «Математическая школа», «Музыкальная школа», «Художественная школа», «Спортивная школа», «Экономическая школа», «Школа жизни» и т.д.
Точно так же и содержание понятия «Университет» (или лат. Alma Mater — родная мать) воспринимается не только как тип высшего учебного заведения. Миссия университета издревле состояла в обучении молодого человека совокупности всех видов знаний. С давних времен Alma Mater был очагом мудрости, выполнявшим несколько задач: университет не только сохранял, искал и передавал имеющиеся в обществе научные знания, возвышенные духовные и культурные ценности. Он еще и воспитывал интеллект ради высшей культуры. Исторически именно в университетах рождалось новое знание, формировалась научная теория и оформлялась та или иная парадигма понимания жизни, растительного и животного мира, космоса, человека. В настоящее время слово «университет», так же как и «школа», обладает общекультурным смыслом. (Достаточно вспомнить название книги М.А. Горького «Мои университеты».) А сегодня в России известны «Гуманитарный университет», «Классический университет», «Педагогический университет», «Технический университет», «Технологический университет», «Медицинский университет» и другие, спектр которых постоянно пополняется.
Рассмотрим несколько моделей образования.
1. Модель образования как государственно-ведомственной организации. В этом случае система образования рассматривается структурами государственной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства. Строится она по ведомственному принципу с жестким централизованным определением целей, содержания образования, номенклатуры учебных заведений и учебных дисциплин в рамках того или иного типа образовательной системы. При этом учебные заведения однозначно подчиняются и контролируются административными или специальными органами.
2. Модель развивающего образования (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.). Эта модель предполагает организацию образования как особой инфраструктуры через широкую кооперацию деятельности образовательных систем разного ранга, типа и уровня. Такое построение позволяет обеспечивать и удовлетворять потребности различных слоев населения страны в образовательных услугах; быстро решать образовательные задачи и обеспечивать расширение спектра образовательных услуг. Образование также получает реальную возможность быть востребованным другими сферами — впрямую, без дополнительных согласований с государственной властью. В этом случае сфера образования выступает в качестве звена социальной практики.
3. Традиционная модель образования (Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капель, Д. Ра-вич, Ч. Финн и др.) — это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого, роль которого сводится в основном к воспроизведению культуры прошлого. Основную роль образования традиционалисты видят в том, чтобы сохранять и передавать молодому поколению элементы культурного наследия человеческой цивилизации. Прежде всего, под этим подразумевается многообразие знаний, умений и навыков, идеалов и ценностей, способствующих как индивидуальному развитию человека, так и сохранению социального порядка. В соответствии с концепцией традиционализма образовательная система должна преимущественно решать задачу формирования базовых знаний, умений и навыков (в рамках сложившейся культурно-образовательной традиции), позволяющих индивиду перейти к самостоятельному усвоению знаний, ценностей и умений более высокого ранга по сравнению с освоенными.
4. Рационалистическая модель образования (П. Блум, Р. Ганье, Б. Скиннер и др.) предполагает такую его организацию, которая, прежде всего, обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу. В рамках данной модели обеспечивается передача-усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют молодому человеку безболезненно вписываться в существующие общественные структуры. При этом любую образовательную программу можно перевести в «поведенческий» аспект знаний, умений и навыков, которыми следует овладеть учащемуся.
5. Феноменологическая модель образования (А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс и др.) предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям. Его представители отвергают взгляд на школу как на «образовательный конвейер». Образование они рассматривают как гуманистическое в том смысле, чтобы оно наиболее полно и адекватно соответствовало подлинной природе человека, помогло ему обнаружить то, что в нем уже заложено природой, а не «отливать» в определенную форму, придуманную кем-то заранее, априори. Педагоги данной ориентации создают условия для самопознания и поддержки уникального развития каждого ученика в соответствии с унаследованной им природой, предоставляют как можно больше свободы выбора и условий для реализации ребенком своих природных потенциалов и самореализации, Сторонники данного направления отстаивают право индивида на автономию развития и образования.
6. Неинституциональная модель образования (П. Гудман, И. Иллич. Ж. Гудлэд, Ф. Клейн, Дж. Холт, Л. Бернар и др.) ориентирована на организацию образования вне социальных институтов, в частности школ и вузов. Это образование на «природе», с помощью Internet, в условиях «открытых школ», дистантное обучение и др.
Основные элементы образования как конкретного образовательного учреждения — это:
1) цели образования;
2) содержание образования;
3) средства и способы получения образования;
4) формы организации образовательного процесса;
5) реальный образовательный процесс как единство обучения, воспитания и развития человека;
6) субъекты и объекты образовательного процесса;
7) образовательная среда;
8) результат образования, то есть уровень образованности человека в данном учебном заведении.
Функционирование любой образовательной системы подчинено той или иной цели. Образовательные цели — это сознательно определенные ожидаемые результаты, которых стремится достичь данное общество, страна, государство с помощью сложившейся системы образования в целом в настоящее время и в ближайшем будущем. Эти цели социально зависимы от различных условий: от характера общества, от государственной образовательной политики, от уровня развития культуры и всей системы просвещении и воспитания в стране, от системы, главных ценностей.
Цели образовательной системы — это конкретное описание программы развития человека средствами образования, описание системы знаний, тех норм деятельности и отношений, которыми должен овладеть обучающийся по окончании учебного заведения. В современных условиях при отборе целей обычно учитываются как социальный запрос государства и общества, так и цели отдельного человека, желающего получить образование в конкретном образовательном учреждении, его интересы и склонности. Цели обучения конкретной учебной дисциплины уточняют и определяют цели образования современного человека как таковые и цели конкретного образовательного учреждения с учетом специфики дисциплины, объема часов учебного курса, возрастных и Других индивидуальных особенностей обучающихся. Как правило, цели показывают общие стратегические ориентиры и направления деятельности педагогов и учащихся.
Знания, усвоенная информация помогают человеку сориентироваться в окружающем мире. Усвоенные способы деятельности, умения обеспечивают воспроизведение человеком окружающего мира. Опыт творческой деятельности также самостоятелен по своему содержанию. Он предполагает перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, видение альтернативы ее решения, комбинирование ранее усвоенных способов в новый и др. Индивид, не усвоивший опыта творческой деятельности, не способен вмешаться в творческое преобразование действительности.
Таким образом, в образовательном учреждении содержание образования — это содержание деятельности субъектов образовательного процесса (преподавателя и учащегося), оно конкретизируется в учебном плане образовательного учреждения. Содержание каждой дисциплины учебного плана конкретизируется в образовательных программах, каждая образовательная программа содержательно находит свое отражение в учебниках и учебных пособиях.
Источник
Образование как ценность, процесс и результат
Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» (2012), «образование — это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».
Выделим основные аспекты приведенной трактовки образования. Для этого структурируем определение, как это показано на следующем рисунке.
Данное определение раскрывает три ключевых аспекта понятия образование: 1) образование как ценность и общественное благо;
2) образование как процесс, объединяющий воспитание и обучение человека;
3) образование как результат воспитания, обучения, развития человека, реализации его интересов и потребностей. Реализация ценностного, процессуального и результативного аспектов образования осуществляется в их единстве.
Образование как социальное явление существует с древнейших времён, оно обусловлено социальной потребностью передавать новым поколениям опыт, накопленный предыдущими поколениями, создавать предпосылки для совершенствования и развития этого опыта, для стабильности общества. Образование воспроизводится и развивается в течение многих веков, современный уровень образования — лишь очередная ступень его развития. Воспроизводство и развитие образования требует больших ресурсов, оно осуществляется в деятельности многих людей, учреждений, организаций, при использовании разнообразных средств.
Поэтому среди значений термина образование существует ещё одно: образование как сложная система взаимодействий субъектов и материальных средств, обеспечивающая обучение, воспитание и развитие личности. Этот аспект образования отражает понятие система образования.
Источник
Образование как система, процесс и результат
Образование как воспроизведение культуры не могло не сформироваться как определенная система, внутри которой дифференцируются (в зависимости от возраста обучающихся, цели обучения, отношения к церкви, к государству) разные подсистемы. Поэтому, образование как социальный институт, является сложной системой, включающей разные элементы и связи между ними: подсистемы, управление, организацию, кадры и т.д. Эта система характеризуется целью, содержанием, структурированными учебными программами и планами, в которых учитываются предыдущие уровни образования и прогнозируются последующие.
Системообразующей (или смыслообразующей) составляющей образовательной системы является цель образования, т.е. ответ на вопрос, какого человека требует и ожидает общество на данном этапе его исторического развития. В каждой стране, начиная с древних времен, образование как система формировалось в соответствии с теми конкретными общественно-историческими условиями, которые характеризовали каждый конкретный временной период ее развития.
Образование как система включает в себя понятие педагогической системы (по Н.В. Кузьминой). Педагогическая система может рассматриваться как соотносимая с образовательным процессом подсистема в общей системе образования. Она, в свою очередь, имеет свои подсистемы, в целом характеризуясь пятью структурными элементами: цель, учебная информация, средства коммуникации, учащиеся, педагоги.
Образование как система может рассматриваться в трех измерениях, в качестве которых выступают:
· социальный масштаб рассмотрения — т.е. образование в мире, определенной стране, обществе, регионе, организации и т.д. Здесь же рассматривается система государственного, частного, общественного, светского, клерикального и т.д. образования;
· ступень образования (дошкольное, школьное с его внутренней градацией на начальную, неполную среднюю и полную среднюю школу; высшее с различными уровнями: углубленная подготовка специалиста, бакалавриат, магистратура; учреждения повышения квалификации; аспирантура, докторантура);
· профиль образования: общее, специальное (математическое, гуманитарное, естественно-научное и т.д.), профессиональное, дополнительное.
С этих позиций образование как систему в целом, можно характеризовать следующим образом:
· образование как система может быть светским или клерикальным, государственным, частным, муниципальным или федеральным;
· образование как система характеризуется уровневостью, ступенчатостью, в основе чего преимущественно лежит возрастной критерий. Однако во всех странах при достаточно больших вариациях есть дошкольное образование, затем школьное с тремя ступенями (начальное, среднее, старшее), где формами могут быть гимназии, лицеи, и высшее образование: институты, университеты, академии. Каждая ступень имеет свои организационные формы обучения — урок, лекция, семинар и т.д. и специфические формы контроля — опрос, зачет, экзамен и т.д.;
· образование как система может характеризоваться преемственностью уровней, управляемостью, эффективностью, направленностью;
· образовательная система имеет качественную и количественную характеристику, специфическую для своих подсистем;
· образование как система определяется одновременно функционированием и развитием согласно принципу дуальности (в терминах А.И. Субетто, Н.А. Селезневой).
Образовательная система функционирует и развивается в образовательном процессе обучения и воспитания человека, конкретнее, — в учебно-воспитательном процессе. Еще в конце XIX века П.Ф. Каптерев отметил, что «образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного другому, он не есть только посредник между поколениями; представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения к другому, неудобно». «. Сущность образовательного процесса с внутренней стороны заключается в саморазвитии организма; передача важнейших культурных приобретений и обучение старшим поколением младшего есть только внешняя сторона этого процесса, закрывающая самое существо его. По сути, в этом определении образовательного процесса подчеркивается, что на всем его протяжении основной задачей образования является развитие и саморазвитие человека как личности в процессе его обучения. Образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно непрерывно видоизменяется по целям, содержанию, формам. Непрерывность образования в настоящее время, характеризуя его процессуальную сторону, выступает в качестве основной черты.
Рассмотрение образования как процесса предполагает, во-первых, разграничение двух его сторон: обучения и научения (учения), где сами термины трактуются неоднозначно. Во-вторых, со стороны обучающего образовательный процесс представляет всегда вольно или невольно единство обучения и воспитания. В-третьих, сам процесс воспитывающего обучения включает с позиции обучающегося освоение знаний, практические действия, выполнение учебных исследовательско-преобразующих, познавательных задач, а также личностные и коммуникативные тренинги, что способствует его всестороннему развитию.
Развитие человека в процессе образования в значительной мере обусловлено тем, какими средствами, на каком содержании оно осуществляется. П.Ф. Каптерев приводит три вида формального развития: рефлектирующее — подготовка к исследованию субъективного мира (человеческого духа), объективное — подготовка к исследованию объективного мира (природы), систематизирующее — подготовка к установлению логического порядка во всякой области фактов. Средством первого служат языки, второго — естественные науки, третьего — математика. Эти три вида развития часто бесполезны один для другого. «Поэтому и соответствующие трем видам формального развития таланты: гуманитарно-научные, естественнонаучные и математические — в высшей степени своего развития взаимно исключают друг друга и тем самым обнаруживают свою различную природу».
Все последующее образование, предполагающее фуркацию (разделение), осознанно или интуитивно основывается на природной разнице этих видов образования. Соответственно складываются две культуры — гуманитарная и естественно-научная (технократическая).
Образование как результат может рассматриваться в двух планах. Первый — образ того результата, который должен быть получен конкретной образовательной системой, и фиксированный в форме образовательного стандарта. Современные образовательные стандарты включают требования к качествам человека, завершающего определенный курс обучения, к его знаниям и умениям. Очевидно, что содержание стандарта есть потенциально достижимое представление социокультурного опыта, сохраняющееся в идеальной форме.
Второй план существования результата образования — это сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе. Его опыт как совокупность сформированных интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений позволяет ему адекватно действовать на этой основе в любой ситуации. Результатом образования в этом плане является образованность, которая может быть общей и профессисоиналь-но-содержательной. Так, общеобразовательная школа формирует общую образованность выпускника. Выпускник высшего учебного заведения на этой основе характеризуется специальным профессиональным образованием. В результате, широкое и системное образование, делающее человека образованным, закладывает основу чувства собственного достоинства, уверенности, конкурентоспособности в меняющихся условиях жизни.
Источник
Образование как социальный институт
Сущность и функции образования как социального института
Социальный институт – это структурированная совокупность связей и социальных норм, объединяющая существенные общественные ценности и процедуры, которые удовлетворяют основным общественным потребностям.
Любой социальный институт формируется и функционирует, удовлетворяя определенную общественную потребность. У каждого социального института есть как ряд специфических особенностей, так и черты общие с другими институтами.
Признаки института образования:
- установленные нормы поведения – регулярная посещаемость и получение знаний;
- символические культурные признаки – наличие школьной эмблемы, песен и пр.;
- утилитарные культурные черты – наличие классов, библиотеки и стадиона;
- письменный и устный кодекс учащихся – свод правил;
- идеология – академическая свобода, прогрессивное образование, равенство в обучении.
Готовые работы на аналогичную тему
Образование – это социальная подсистема со своей структурой. Ее основными элементами являются учебно-воспитательные учреждения, выступающие в качестве социальных организаций и социальных общностей (ученики и педагоги), учебный процесс как разновидность социокультурной деятельности.
Образование – это социальный институт, который занимается обучением индивида и включением его в разнообразные отрасли общественной жизнедеятельности, приобщает его к культуре общества.
Значимый компонент социализации людей – образование, то есть обучение индивида с целью передать ему накопленные знания и культурные ценности. Институтом образования обеспечивается социальная стабильность и интеграция общества, а его функционирование связано с удовлетворением двух основных общественных потребностей – социализация членов общества и их подготовка к разным социальным ролям.
Более конкретно образование может быть рассмотрено в качестве относительно самостоятельной системы, основная функция которой – систематически обучать и воспитывать членов общества, ориентируясь на овладение определенным набором знаний, идейно-нравственных ценностей, умениями, навыками и поведенческими нормами, содержание которых зависит от социально-экономического и политического устройства общества, уровня его материально-технического развития.
Наиболее важной задачей, стоящей перед современным институтом образования является задача подготовки индивидов к размещению их на определенные социальные позиции в социальной структуре рассматриваемого общества, что представляет одно из наиболее значимых функциональных требований для любой социальной системы. Данную задачу решает не общеобразовательная школа, а специальное учебное заведение – училище, техникум, институт, университет и пр.
Компоненты системы образования
Система образования как институт состоит из следующих компонентов:
- органы управления образованием и подчиняющиеся им организации;
- образовательные учреждения, в том числе институты повышения квалификации и подготовки преподавателей;
- творческие союзы, профессиональные ассоциации и общества, научные и методические советы и иные объединения;
- инфраструктура науки и образования: типографии, проектные, производственные, клинические и фармацевтические предприятия;
- образовательные программы и ГОСТы разного уровня и направленности;
- учебники и учебно-методические пособия для учеников и учителей;
- периодические издания, в том числе журналы и ежегодники, в которых отражены новейшие достижения науки.
Совокупность норм, которыми регламентируется и организуется взаимодействие людей по вопросу обучения, говорит о том, что образование – это социальный институт. Наука вместе с образованием может рассматриваться в качестве общественного микроинститута.
Функциями образования являются:
- передача (трансляция) знаний от старшего поколения к младшему и распространение культуры;
- генерация и хранение культуры общества;
- определение статуса личности;
- социальный отбор (селекция), дифференциация членов общества, в первую очередь молодежи, что обеспечивает воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальная мобильность;
- обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи;
- создание базы знаний для дальнейшего образования;
- социокультурные инновации, разработка и создание новых теорий и гипотез, открытий и изобретений;
- социальный контроль.
В социологии есть понятие формального и неформального образования. Само понятие формального образования подразумевает существование в обществе специализированных учреждений и организаций, в которых протекает процесс обучения. Также в современном обществе господствует система образования, подчиняющаяся определенному официально предписанному образцу, который определяет объем получаемых знаний. Обучение определенному набору навыков и действий должно соблюдать:
- нормативный канон личности, принятый в данном обществе;
- нормативные требования исполнения распространенных в данном обществе социальных ролей.
Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что функционирование системы формального образования определяют культурные стандарты, идеалы, политические установки, которые воплощаются в политике, проводимой государством в сфере образования.
Объект изучения социологии – это система формального образования, которая отождествляется с целостным процессом образования, так как образовательные учреждения имеют решающее значение.
Неформальное образование – это несистематизированный процесс обучения индивида знаниям и навыкам, стихийно осваиваемыми в процессе общения с окружающими сверстниками и друзьями, или через индивидуальное приобщение к культурным ценностям, усвоение информации из журналов, газет, радио и телевидения.
Неформальное образование тоже часть социализации личности, оно помогает в освоении новых социальных ролей, способствует духовному развитию, но относительно системы формального образования в современном мире ему отведена второстепенная, вспомогательная роль.
Источник