Общее языкознание
Общее языкознание – это раздел языкознания, целью которого является изучение свойств и признаков, характерных для всех существующих языков, рассмотрение теорий и гипотез о сущности языка, обобщение содержания всех лингвистических курсов.
Другой разновидностью лингвистики является частное языкознание, занимающееся вопросами отдельных, конкретных языков.
Языкознание – это русифицированное название науки, которая во всём мире имеет латинское название «лингвистика».
История развития общего языкознания
В качестве самостоятельной дисциплины общее языкознание сформировалось в начале XIX века. Общее языкознание представляет собой философию языка, которая пытается решить проблемы, связанные с языком, и отвечает на множество сложных вопросов, интересовавших общество в течение всей своей истории. Первые попытки найти решение подобных вопросов предпринимали индийские, китайские и европейские философы Древнего мира. Изучением законов функционирования языка занимались средневековые ученые. Наиболее активно теоретические проблемы языкознания разрабатывались в XIX—XX вв.
Помощь со студенческой работой на тему
Общее языкознание
Общее языкознание как научная дисциплина оформилась благодаря немецкому филологу и философу Вильгельму фон Гумбольдту (1767—1835 гг.). Первый том его объёмистого труда «О языке кави на острове Ява» (1836 г.) представлен введением, который называется «О различии строения человеческих языков и о его влиянии на духовное развитие человечества». В этом томе представлены результаты исследований таких теоретических проблем языка, как:
- сущность языка;
- соотношение языка с мышлением;
- форма и содержание языков;
- влияние на язык этнического фактора;
- природа человеческого звука;
- грамматическая форма и значение;
- закономерности развития языков;
- характер слов различных частей речи;
- взаимодействие языков.
Наибольший вклад в теоретическое исследование языков внёс лингвист швейцарского происхождения Фердинанд де Соссюр, ставший автором фундаментальной работы «Курс общей лингвистики». В 1930-е годы философами (Э. Сепиром, А. Мейе, Ж. Вандриесом) были написаны работы, заложившие основы теоретического языкознания.
Сущностная характеристика общего языкознания
Традиционно объектом изучения общего языкознания считается язык, но последние исследования в области отечественного и зарубежного языкознания расширили понятие объекта общего языкознания. Теперь к нему относится речевая деятельность вообще, включая её динамический аспект («язык в действии»).
В настоящее время существует большое число языков, появившихся в течение развития человечества. По данным научных сообществ и специальных организаций насчитывается несколько тысяч языков (от двух до шести). Установить точное число языков вызывает затруднения, поскольку между языками размыты границы из-за их родственной близости. Кроме того, наблюдаются процессы вымирания одних языков и образование новых.
Несмотря на существующие различия между языками, им всё же присущи общие черты, которые как раз и изучает общее языкознание. Общими и универсальными чертами языков являются выполнение ими таких функций, как:
- организация общения и коммуникации между людьми;
- формирование и выражение мысли;
- наличие языковыми единицами значения;
- организация речи в устной и письменной форме;
- способность к литературному и стилевому развитию.
Общее языкознание пытается выработать основные теоретические постулаты, обобщить их в систематическом виде и направить их на решение следующих проблем общего языкознания:
- рассмотрения языкознания как научной дисциплины;
- структура языка;
- функционирование языка, в том числе с внешними явлениями;
- историческое развитие языка с учётом внутренних и внешних условий;
- язык как знаковая система;
- классификация языков и выделение языковых универсалий;
- методика изучения языков;
- связь общего языкознания с другими науками (в первую очередь, с философией, а также с психологией, историей, логикой, семиотики и т.д.).
Общее языкознание призвано выявить общие для всех языков законы организации, развития и функционирования. Для решения поставленной задачи применяют два способа. Индуктивный способ позволяет при помощи сопоставления языков выявить положения, которые верны для всех языков (абсолютные универсалии) или для большинства языков (статистические универсалии). Дедуктивный способ применяет изучение общих закономерностей функционирования языка, особенности речевых актов и текста.
Структура общего языкознания
Структурно общее языкознание можно представить в виде нескольких разделов.
Во-первых, по способу изучения языка выделяют внутреннее и внешнее языкознание. Внутреннее языкознание (которое также называется структурным) изучает язык как систему. Внешнее языкознание изучает язык как общественное явление, фокусируется на исследовании социальных и мыслительных функциях языка.
Во-вторых, общее языкознание, как и любую научную дисциплину, можно представить в виде трёх разделов:
- история учений общего языкознания, которая позволяет проследить развитие и эволюцию идей, концепций и теорий общего языкознания;
- теория общего языкознания представляет собой науку, обобщив и систематизировав теоретические результаты исследования общих свойств языков;
- методы анализа в общем языкознании, которые вооружают учёных и философов средствами для исследования проблем, стоящих в центре внимания общего языкознания.
Особое место в общем языкознании занимает лингвистическая компаративистика, специализирующаяся на историческом сравнении языков, целью которого является установление степени историко-генетического родства. Кроме того, лингвистическая компаративистика занимается построением генеалогической классификации языков, реконструкцией праязыков, исследованием диахронических процессов в истории языков, их групп и семей, этимологией слов.
Источник
Общее языкознание
ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ — раздел языкознания, изучающий наиболее общие свойства языка и методы его исследования. Изучает также связи языкознания с другими областями знания … Большой Энциклопедический словарь
ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ — ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ. Раздел лингвистики, предмет которого – исследование разных языков, их взаимовлияния … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
общее языкознание — раздел языкознания, изучающий наиболее общие свойства языка и методы его исследования. Изучает также связи языкознания с другими областями знания. * * * ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ, раздел языкознания, изучающий наиболее общие свойства… … Энциклопедический словарь
Общее языкознание — Общее языкознание см. Языкознание … Лингвистический энциклопедический словарь
ЯЗЫКОЗНАНИЕ ОБЩЕЕ — ЯЗЫКОЗНАНИЕ ОБЩЕЕ. См. общее языкознание … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ЯЗЫКОЗНАНИЕ — (лингвистика), комплексная наука о человеческом языке как средстве общения (общих законах его строения и функционирования) и обо всех языках мира. Основные отрасли языкознания: общее языкознание (изучает свойства, присущие любому языку),… … Современная энциклопедия
ЯЗЫКОЗНАНИЕ — (лингвистика) наука о человеческом естественном языке и обо всех языках мира как конкретных его представителях, общих законах строения и функционирования человеческого языка. Начало развиваться на Древнем Востоке в Месопотамии, Сирии, М. Азии и… … Большой Энциклопедический словарь
Языкознание — (лингвистика), комплексная наука о человеческом языке как средстве общения (общих законах его строения и функционирования) и обо всех языках мира. Основные отрасли языкознания: общее языкознание (изучает свойства, присущие любому языку),… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Языкознание — Лингвистика Теоретическая лингвистика Фонетика Фонология Морфология Синтаксис Семантика Лексическая семантика Прагматика … Википедия
Источник
Лингвистика, как и любая другая наука, ставит и решает огромное множество самых разнообразных вопросов — от весьма широких и общих до предельно специализированных и узких. Все эти вопросы можно свести в пять основных групп: 1) группа проблем «что?»; 2) группа проблем «как?»; 3) группа проблем «когда?»; 4) группа проблем «какие условия?»; 5) группа проблем «почему?».
Группа проблем «что?». В данную группу входят, например, такие проблемы: 1. Что является непосредственным объектом языкознания? 2. Что составляет область совместных интересов лингвистики и других наук? 3. Что такое единица языка (фонема, морфема, слово и т.д.)? 4. Что понимается под инвариантами и вариантами? 5. Что представляют собой методы и приемы, используемые языкознанием? 6. Что понимается под научными школами (направлениями) в истории языкознания?
Группа проблем «как?». Эту группу составляют, например, такие проблемы: 1. Как устроен язык в целом? 2. Как устроены отдельные элементы языка (слова, предложения и т.д.)? 3. Как связаны отдельные элементы языка друг с другом? 4. Как связан язык с судьбами народа, общества, которому он служит? 5. Как связан язык с мышлением? 6. Как часто употребляются отдельные элементы языка (фонемы, морфемы, слова и т.д.)? 7. Как осуществляется связь языкознания с другими науками?
Группа проблем «когда?». Среди таких проблем можно назвать, например, следующие: 1. Когда возникла членораздельная речь? 2. Когда возник тот или иной конкретный язык (диалект)? 3. Когда сформировались отдельные (фонетические, грамматические, лексические) элементы языка? 4. Когда возникли отдельные школы (направления) в истории языкознания?
Группа проблем «какие условия?»: 1. От каких условий зависит успех коммуникативного акта? 2. В каких условиях осуществляется процесс коммуникации? 3. От каких условий зависят отбор и употребление языковых средств? 4. Какие условия являются наиболее благоприятными для возникновения и существования местных диалектов? 5. Какие условия способствовали возникновению натуралистического направления в языкознании?
Группа проблем «почему?». К проблемам такого рода, например, относятся: 1. Почему данное языковое явление возникло? 2. Почему тот или иной элемент языка вышел из употребления? 3. Почему данное явление сохранилось в языке? 4. Почему разные стороны языка изменяются с разной скоростью? 5. Почему совершается тот или иной акт коммуникации? 6. Почему сравнительно-историческое языкознание могло появиться только в XIX в.? 7. Почему в исследованиях порой появляются ошибки?
Все вопросы теснейшим образом между собой связаны. В языке (и в науке о языке) нечто всегда проявляется каким-то образом в определенное время и в определенных условиях, что всегда причинно обусловлено.
К задачам языкознания можно отнести задачи описания, объяснения и проектирования.
Описательное языкознание . Перед описательным языкознанием сейчас, как сто и двести лет назад, стоит задача оптимального по методике описания лексики, грамматики и иных уровней конкретных языков в синхронном и диахронном плане. Обобщенный опыт таких описаний используется на теоретическом уровне для построения формально-типологических, семантических, классификационных и других моделей с охватом максимального числа языков.
Несмотря на почтенную историю этого направления в исследовании языка, способы описания и классификации языков мира по сей день остаются одной из актуальнейших проблем общего языкознания. Сложность этой проблемы состоит в том, что она фактически представляет собой комплекс отдельных проблем, обусловленных необычайным типологическим различием языковых структур, представленных в языках мира.
Объяснительное языкознание. Проблематика объяснительного языкознания несколько иная: возникновение и формирование человеческой речи, движущие силы и этапы ее развития; генезис лексики и грамматики; язык как идеология и как техника; распределение языковых типов во времени и пространстве. Эти проблемы ставились в первой половине XIX в. — романтический период в истории языкознании — в трудах В. Гумбольдта, Я. Гримма, А. Шлейхера. Но они, как известно, отошли на второй план в младограмматической школе, уступив место формальному анализу. Формализация языкознания достигла предела в структурализме. Тезис Ф. де Соссюра в его «Курсе общей лингвистики» о необходимости изучать язык «в себе и для себя» в конечном итоге оказался применим только к описательному, но не объяснительному языкознанию.
Источник
Языкознание как наука. Объект и предмет. Основные этапы развития
Языкознание – наука, изучающая языки. Как и многие науки, языкознание возникло в связи с практическими потребностями. Постепенно языкознание превратилось в сложную и разветвленную систему дисциплин как теоретического, так и прикладного характера. Теоретическое языкознание разделяется на частное и общее.
Частное языкознание изучает особенности строения, функционирования, свойства одного конкретного языка или группы родственных языков. Частное языкознание может быть синхроническим или диахроническим.
Общее языкознание – это наука о языке, его происхождении, свойствах, функциях, а также об общих законах строения и развития всех знаков мира. Общее и, в частности, типологическое языкознание выявляет и формулирует языковые универсалии.
Прикладное языкознание решает как частные задачи, касающиеся одного языка, так и задачи, прилагаемые к материалу любого языка: создание и усовершенствование письма; обучение письму, чтению, культуре речи, иностранному языку; создание систем автоматического перевода, автоматического поиска, аннотирования и реферирования информации.
Предмет, объект и задачи языкознания
Языкознание — наука о человеческом языке как средстве общения, общих законах строения и функционирования языка и обо всех языках мира. С точки зрения аспектов изучения языка условно выделяются внутренняя и внешняя лингвистика. К внутренней лингвистике относятся: общее языкознание, сравнительно-историческое и сопоставительное языкознание, области языкознания, которые изучают разные уровни языковой системы: фонетика, фонология, грамматика, лексикология, фразеология. Внешняя лингвистика изучает аспекты языка, непосредственно связанные с функционированием говорящего человека в обществе. К ней относятся также диалектология и лингвистическая география, изучающие территориальное варьирование языка. Особую область языкознания составляет интерлингвистика, изучающая международные языки как средство межъязыкового общения.
Объектом языкознания является язык во всем объеме его свойств и функций, его строение, функционирование и историческое развитие.
Современное языкознание разделяется на общее и частное. Общее языкознание изучает наиболее общие свойства языка и методы его исследования, а также связи языкознания с другими областями знания. Частное языкознание изучает какую-либо сторону языка или отдельный язык (группы языков). Например, русистика, японистика и т.д. Языкознание может быть синхроническим или диахроническим.
Задачи языкознания:
Ø Установление природы и сущности языка
Ø Изучение структуры языка
Ø Изучение языка как целостной системы
Ø Изучение вопроса развития языка
Ø Изучение вопроса возникновения и развития письма
Ø Классификация языков
Ø Выбор методов исследования: сравнительно-исторический, описательный, сравнительный, квантитативный
Ø Изучение связи языкознания с другими науками
История языкознания
Языкознание начало развиваться на Древнем Востоке – в Месопотамии, Сирии, М. Азии и Египте, а также в Древней Индии (Панини, 5-4 вв. до н. э.), Др. Греции и Риме (Аристотель). Научное языкознание зародилось в нач. 19 в. в форме общего (В. Гумбольдт и др.) и сравнительно-исторического (Ф. Бопп, Я. Гримм, А. Х. Востоков и др.) языкознания. Основные направления в истории языкознания: логическое (сер. 19 в.), психологическое, младограмматическое (2-я пол. 19 в.), социологическое (кон. 19 — нач. 20 вв.), структурная лингвистика (1-я пол. 20 в.).
ЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в языкознании — совокупность течений и отдельных концепций, изучающих язык в его отношеини к мышлению и знанию и ориентированных на те или другие школы в логике и философии.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (лингвистический психологизм) в языкознании — совокупность течений, школ и отдельных концепций, рассматривающих язык как феномен психологического состояния и деятельности человека или народа. В разные периоды истории лингвистики представители П. н. по-разному трактовали исходные понятия, предмет и задачи исследования. Существенно изменялась система взглядов на психологич. природу языка. Поэтому можно говорить о ряде психологич. направлений, школ н концепций, объединенных характерными чертами: 1) общей оппозицией логическим (см. Логическое направление) и формальным школам в яз-энании; 2) ориентацией на психологию как методологич. базу; 3) стремлением исследовать язык в его реальном функционировании и употреблении.
Структурная лингвистика, совокупность воззрений на язык и методов его исследования, в основе которых лежит понимание языка как знаковой системы с четко выделимыми структурными элементами (единицами языка, их классами и пр.) и стремление к строгому (приближающемуся к точным наукам) описанию языка.
Источник
I. Предмет языкознание
Языкознание, или лингвистика, — это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков.
Современная наука состоит из трёх главных разделов — естествознания (или естественных наук, изучающих явления и законы развития и существования природы), общественных, или социальных наук, то есть наук об обществе, и философии, которая изучает наиболее общие законы природы, общества и мышления. Языкознание как наука о человеческом языке принадлежит к числу общественных (гуманитарных) наук.
О связи языкознания с другими науками
Языкознание связано с социальными науками:
- с историей, поскольку история языка является частью истории народа. Данные истории обеспечивают конкретно-историческое рассмотрение изменений языка, данные языкознания являются одним из источников при изучении таких исторических проблем, как происхождение народа, развитие культуры народа и его общества на разных этапах истории, контакты между народами.
- Языкознание с археологией, которая изучает историю по вещественным источникам — орудиям труда, оружию, украшениям, утвари и т. п., и этнография — наука о быте и культуре народов.
- Языкознание соприкасается тесно с этнографией при изучении диалектного словаря — названий крестьянских построек, утвари и одежды, предметов и орудий сельского хозяйства, ремёсел.
- Связь языкознания с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Это направление исследований получило название этнолингвистика. Язык в этом случае рассматривается как выражение представлений народа о мире.
- Языкознание тесно связано с литературоведением. Союз языкознания и литературоведения породил филологию.
- Языкознание связано также с психологией. Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные и другие психологические процессы и их отражение в речи, в категориях языка. В середине 20 века возникла психолингвистика.
О связи лингвистики с естественными науками.
Из естественных наук языкознание теснее всего соприкасается с физиологией Особенно важным для языкознания является теория Павлова о первой и второй сигнальной системах. Впечатления, ощущения, и представления от окружающей внешней среды как общеприродной, — это «первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными». Вторая сигнальная система связана с абстрактным мышлением, образованием общих понятий. «Слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов». Языкознание связано также с такой естественной наукой, как антропология. Антропология- наука о происхождении человека и человеческих рас, об изменчивости строения человека во времени и пространстве. Интересы языковедов и антропологов совпадают в двух случаях: во-первых, при классификации рас, во-вторых — при изучении вопроса о происхождении речи.
О связи языкознания с философией. Философия вооружает яз. как впрочем и другие науки, методологией, способствует выработке принципов и методов анализа.
О связи языкознания с философией. Философия вооружает яз. как впрочем и другие науки, методологией, способствует выработке принципов и методов анализа.
Аспекты языкознания
Языкознание является многоаспектной наукой, так как язык представляет собой весьма разнообразное и сложное явление. Языкознание как наука делится на общее и частное. В рамках общего языкознания выделяется типологическое языкознание, задачей которого является сопоставление неродственных языков.
Частное языкознание — это наука об отдельных языках, например, русистика — наука о русском языке, англистика — наука об английском языке и т.д.
Синхронный и диахронный аспекты частного языкознания
Частное языкознание может изучаться в синхронном плане и в диахроническом. Синхронный план исследования предполагает изучение фактов языка, относящихся к одному и тому же времени.
Диахронический план изучения предполагает изучение фактов языка в их развитии.
Круг задач, решаемых языкознанием
В заключение нам хотелось бы очертить круг задач, которые должно решить языкознание:
1. Установить природу и сущность языка.
2. Рассмотреть структуру языка.
3. Понимать язык как систему, то есть язык представляет собой не разрозненные факты, не набор слов, это есть целостная система, все члены которой взаимосязаны и взаимообусловлены.
4. Изучать вопросы развития языка в связи с развитием общества;
Как и когда возникли и то и другое;
5. Изучить вопрос возникновения и развития письма;
6. Классифицировать языки, то есть объединить их по принципу их сходства; как близкородственные языки выделяются немецкий и английский; русский, украинский и белорусский.
7. Выработать методы исследования. Можно назвать такие методы, как сравнительно- исторический, описательный, сравнительный, количественный(квантитативный). Последний метод основан на математической статистике.
8. Языкознание стремиться быть ближе к жизни, отсюда его прикладной характер.
9. Изучение вопросов, связанных с языковой интерференцией. Под языковой интерференцией понимается проникновение знаний родного языка или одного из изученных иностранных языков на знания, получаемые при изучении нового иностранного языка.
10. Рассмотреть связь лингвистики с другими науками (историей, психологией, логикой, литературоведением, математикой).
Источник