Основным результатом обучения информатике является
Изучение информатики в условиях ФГОС
Левицкова Л.А., методист кафедры информационных технологий ОГБОУ ДПО УИПКПРО
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) курс информатика входит в предметную область «Математика и информатика». В учебном (образовательном) плане основного общего образования на изучение курса информатики отводится по 1 часу в неделю в VII-IX классах с общим количеством часов – 105. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). К концу обучения начальной школы (в соответствии с ФГОС начального общего образования) обучающиеся должны обладать ИКТ — компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. В основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Образовательное учреждение, исходя из конкретных условий, может начинать изучение курса информатики с 5 класса за счет часов школьного учебного плана, выстраивая непрерывный курс информатики в 5–9 классах, обеспечивая его преемственность с курсом информатики начальной школы.
Общеобразовательный курс информатики – один из основных предметов, способный дать обучающимся методологию приобретения знаний об окружающем мире и о себе, обеспечить эффективное развитие общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики, становление умений и навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Переход на ФГОС ООО предполагает разработку рабочей программы курса информатики. Начиная работу по разработке рабочей программы курса информатики основной школы необходимо изучить все документы по ФГОС ООО и Примерную программу по информатике (2011г). Для каждого образовательного учрежделния должна быть разработана рабочая программа курса информатики, которая должна содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного курса;
2) общую характеристику учебного курса;
3) описание места учебного курса в учебном плане ОУ;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса;
5) содержание учебного курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного курса.
Содержание Примерной программы курса информатики представлено инвариантной и вариативной частью. На вариативную часть отводится 25% времени программы, содержание которой формируется авторами рабочих программ. Часы для вариативной части используются авторами рабочих программ для более глубокой проработки основного содержания обучения. Системный характер содержания курса информатики определяется названными тремя сквозными направлениями (представленными в несколько обобщенном виде):
— информация и информационные процессы;
— моделирование, информационные модели;
— области применения методов и средств информатики.
В рамках этих направлений можно выделить следующие основные содержательные линии курса информатики:
а) в направлении «Информация, информационные процессы»:
- информационные процессы;
- информационные ресурсы;
б) в направлении «Моделирование, информационные модели»:
- моделирование и формализация;
- представление информации;
- алгоритмизация и программирование;
в) в направлении «Области применения методов и средств информатики»:
- информационные и коммуникационные технологии;
- информационные основы управления;
- информационная цивилизация.
Установленные ФГОС ООО новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. В информатике формируются многие виды деятельности, которые носят метапредметный характер, способность к ним образует ИКТ-компетентность. Это моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; информационный аспект управления процессами и пр.
Специфика общеобразовательного курса информатики заключается в том, что она активно использует элементы других дисциплин: математики, философии, стилистики, психологии и инженерии. Информатика оперирует с фундаментальными понятиями, которые внешне по-разному проявляются в различных областях знания.
Отличительной особенностью ФГОС ООО является установленные новые требования к результатам обучающихся: личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты, которые формируются путем освоения содержания общеобразовательного курса информатики.
Личностные результаты направлены на формирование в рамках курса информатики, прежде всего, личностных универсальных учебных действий.
Метапредметные результаты нацелены преимущественно на развитие регулятивных и знаково-символических универсальных учебных действий через освоение фундаментальных для информатики понятий алгоритма и информационной (знаково-символической) модели.
Предметные результаты в сфере познавательной деятельности отражают внутреннюю логику развития учебного предмета: от информационных процессов через инструмент их познания — моделирование к алгоритмам и информационным технологиям. В этой последовательности формируется, в частности, сложное логическое действие — общий прием решения задачи.
Учитель информатики должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Чтобы решать эти задачи, каждому учителю важно понять, что, зачем и каким образом изменить в своей деятельности. Особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания информатики, ориентированной на формирование как предметных, так и метапредметных и личностных результатов.
Ни один навык не формируется без устойчивого интереса. Познавательный интерес является одним из значимых факторов активизации учебной деятельности. Только в этом случае учение становится личностно – значимой деятельностью, в которой сам обучаемый заинтересован.
Содержание учебного материала и форма, в какой он преподносится обучающимся, должны быть таковы, чтобы сформировать у них целостное представление видение мира и понимание места и роли человека в нем, чтобы получаемая информация становилась для них личностно-значимой.
Как спроектировать урок информатики с метапредметным подходом?
По мнению инициаторов идеи метапредметности, учитель должен не составлять план урока, а сценировать его.
Независимо от многообразия и специфики типов любое учебное занятие должно нести следующие функции и соответствующие им этапы.
Первая функция — введение обучаемых в учебную деятельность., Введение в учебную деятельность предполагает:
а) создание у обучаемых учебной мотивации («мотив» — побудитель к действию, «мотивация» — процесс побуждения, стимулирования мотивов);
б) осознание и принятие учащимися учебной цели.
Таким образом, вначале учебного занятия надо сделать две важные вещи: заинтересовать обучаемых и сделать так, чтобы они поняли, чему будут учиться.
Вторая функция, которую учитель должен предусмотреть, создавая проект учебного занятия — создание учебной ситуации, т.е. такого действа, в котором будут достигаться учебные цели.
Для создания учебной ситуации учителю нужны особые задачи, которые нацелены на получение результата, содержащегося в условии самой задачи.
Особенность учебных задач состоит в том, что они нацелены на усвоение способа действия (как решать?), в ходе которого происходит развитие их мышления, формируются познавательные процессы. Важно помнить, что решение учебной задачи — это не продукт, а средство достижения целей учебной деятельности. Именно в процессе решения задач происходит реализация фундаментальности и метапредметности. При этом речь идет об освоении полного цикла решения задачи, а именно:
- постановка задачи;
- построение, анализ и оценка модели;
- разработка и исполнение алгоритма в рамках данной модели;
- анализ и использование результатов.
Именно умения самостоятельно поставить задачу, найти метод ее решения, построить алгоритм, т. е. описать последовательность шагов, приводящих к необходимому результату (или применять уже готовые программные продукты), правильно оценить и использовать полученный результат, делают человека по-настоящему готовым к жизни в современном, быстро меняющемся мире. В процессе решения задач формируется язык, общий для многих научных областей.
Третья функция, которую должен спроектировать учитель — обеспечение учебной рефлексии.
Примерные вопросы для организации учебной рефлексии:
- «Что ты делал?» (вопрос аналитического жанра, призывающий ученика воспроизвести как можно подробнее свои действия до затруднения);
- «Что у тебя не получается?» (вопрос нацелен на поиск учащимся «места» затруднения, ошибки);
- «Какова причина твоего затруднения или ошибки?» (критический вопрос);
- «Как надо выйти из затруднения?» (вопрос, ориентированный на построение учеником нормы действия).
Если ученики не могут построить своей версии из сложившегося положения, то учитель либо еще раз должен повторить демонстрацию, но с новыми акцентами на тех местах, которые вызвали у обучаемых затруднение, либо прочитать лекцию (цикл лекций), в которой дается информация, необходимая для решения задачи такого типа, которая решалась учениками. Важно подчеркнуть, что в подобной ситуации исчезает проблема «отсутствия интереса у обучаемых к учебе». Лекция читается не тогда, когда учащиеся еще не знают, куда ее «поместить в своей голове» (потому часто теряют интерес), а «под потребность» — намаявшись с затруднениями, построив свои предположения, они готовы и хотят слушать педагога. Место теоретической лекции оправдано.
Четвертая функция — функция обеспечения контроля за деятельностью обучаемых. В учебной деятельности учитель должен контролировать изменения, происшедшие в ученике. Именно эти изменения являются действительным продуктом учебной деятельности. Для самого обучаемого контроль за правильностью выполнения задания, означает направленность сознания на собственную деятельность. Контроль имеет ценность только в том случае, когда он постепенно переходит в самоконтроль.
Таким образом, проектируя замысел современного учебного занятия по информатике, учитель должен стимулировать учебные мотивы ученика, активизировать учебную деятельность, обеспечивать рефлексию учебной деятельности и контроль за процессом и результатами деятельности обучаемого.
В дополнении рекомендую посмотреть лекцию Алексея Львовича Семёнова «Содержание преподавания информатики в контексте перехода на ФГОС». Съёмки на педагогическом марафоне 2013.
Источник
Содержание обучения информатике на разных этапах обучения в средней школе
Возникновение термина «Информатика» для обозначения науки об автоматизации процессов обработки данных в середине 60-х годов прошлого века явилось результатом соединения в единое целое двух понятий — «информация» и «автоматика». Поэтому в начале информатику связывали, в основном, с применением компьютерной технологии для решения различных информационных задач. По мере своего развития информатика начала вбирать в себя многие отрасли научного знания, связанные с исследованием информационных процессов и структур, кибернетику, теорию информации и многие другие. Со временем возникло понимание того, что информатика – это не прикладная наука, а фундаментальная наука о закономерностях информационных процессов в системах различной природы.
«Информатика … буквально на наших глазах из технической дисциплины о методах и средствах обработки данных при помощи средств вычислительной техники превращается в фундаментальную естественную науку об информации и информационных процессах в природе и обществе»[2]
Объективные процессы бурного развития информатизации в России, особенно в последние годы, предъявляют повышенные требования к сфере образования в стране, на увеличение внимания к информационной грамотности и в первую очередь к овладению основами информационных технологий начиная с раннего школьного возраста.
Процесс перехода к информационному обществу предполагает особую роль средней школы в подготовке выпускников к жизни, адаптации в постоянно изменяющемся мире, в формировании у них информационной культуры, привитии навыков эффективного и быстрого поиска необходимой информации. Это позволяет говорить о системообразующей роли информатики в школьном образовании, когда совершенно необходимо включение информационно-коммуникационных технологий в учебно-познавательную деятельность учащихся не только в старшей, но и в основной и начальной школе.
Как и у любого другого учебного предмета, цели и задачи изучения информатики связываются с формированием основ научного мировоззрения школьников, развитием их мышления, способностей, подготовкой к жизни, труду, продолжению образования. Информатика как учебный предмет открывает школьникам для систематического изучения одну из важнейших областей действительности – область информационных процессов в живой природе, обществе, технике.
Основными целями курса информатики в средней школе, по мнению доктора педагогических наук А.А. Кузнецова являются:
1) овладение школьниками компьютерной грамотностью, которая включает не только навыки работы на компьютере и умение алгоритмизации, но и умение решать задачи с помощью компьютера, используя при этом информационное моделирование;
2) формирование у школьников основ информационной культуры, куда включено изучение фундаментальных основ информатики [10].
Анализ опыта преподавания курса основ информатики, новое понимание целей обучения информатике в школе, связанное с углублением представлений об общеобразовательном, мировоззренческом потенциале этого учебного предмета, показывают необходимость выделения нескольких этапов овладения основами информатики и формирования информационной культуры в процессе обучения в 11-летней школе.
Первый этап (I – VI классы) – пропедевтический. На этом этапе происходит первоначальное знакомство младших школьников с компьютером, формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров и так далее. Первый этап изучения курса информатики связан с освоением прикладных аспектов информатики, обеспечивающих возможности использования полученных знаний и умений, как при дальнейшем изучении основ информатики, так и в других предметах.
Второй этап (VII – IX классы) – базовый, посвящен изучению основ информатики как фундаментальной отрасли научного знания и связан, прежде всего, с формированием научного мировоззрения школьников. Он обеспечивает обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике. Кроме того, он направлен на овладение учащимися методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.
Третий этап (X – XI классы) – продолжение образования в старших классах в области информатики как профильного обучения, дифференцированного по объему и содержанию в зависимости от интересов и направленности предпрофессиональной подготовки школьников.
Основной целью изучения информатики в школе является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования, передачи и использования информации и на этой основе раскрытие учащимися значения информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роли информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества. Необходимо привить им навыки сознательного и рационального использования компьютеров в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.
На протяжении всех лет изучения информатики основные содержательные линии курса охватывают следующие группы вопросов:
— вопросы, связанные с пониманием сущности информационных процессов, информационными основами процессов управления в системах различной природы (линия «информационных процессов»);
— способы представления информации (линия «представления информации»);
— методы и средства формализованного описания действий исполнителя, алгоритмы, основы программирования («алгоритмическая линия»);
— основы логики и системы счисления;
— вопросы, связанные с выбором исполнителя для решения задачи, анализом его свойств, возможностей и эффективности его применения для решения данной задачи, архитектурой компьютера, функциями его основных устройств («линия компьютера»);
— вопросы, связанные с методом формализации, моделированием реальных объектов и явлений для их исследования с помощью ЭВМ, проведение компьютерного эксперимента («линия формализации и моделирования»);
— этапы решения задач на ЭВМ, использование программного обеспечения разного типа для решения задач, представление о современных информационных технологиях, основанных на использовании компьютера («линия информационных технологий»);
— вопросы, охватывающие представления о передаче информации, канале передачи информации, телекоммуникациях, возможностях и услугах компьютерных сетей (линия «телекоммуникаций»).
В младшем школьном возрасте очень интенсивно происходит развитие теоретического мышления, которое и приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращая их в регулируемые процессы. Учащиеся 1 – 2 класса обычно мыслят конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которые связаны с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.
Основным видом деятельности младших школьников, а особенно учащихся 1 — 2 класса, является игра, поэтому занятия необходимо проводить в игровой форме. Изучение элементов формальной логики осуществляется в виде интеллектуальных разминок и игр. Кроме этого, материал для интеллектуальных разминок имеет опору на конкретные наглядные примеры, близкие к реальному окружению и жизненному опыту младших школьников. Успешность овладения системой логических операций тесно связана с уровнем развития речи. Поэтому занятия строятся таким образом, чтобы обеспечить параллельное развитие мышления и речи. В этом возрасте ребенок должен получить знания об информации, ее формах, свойствах, способах представления и обработки.
Учитывая необходимость освоения компьютерной техники в более раннем возрасте, можно рекомендовать преподавание информатики в начальных классах самим учителем начальной школы. Предмет имеет развивающий характер и предполагает решение логических задач.
При организации начала обучения школьников информатике следует учитывать различный уровень их развития и подготовки к ее изучению, различные индивидуальные особенности и способности к усвоению изучаемого материала. При этом методы преподавания курса должны соответствовать психолого-педагогическим особенностям школьников младших классов.
В дальнейшем для обеспечения быстрого освоения учащимися работы за компьютером как нового вида учебной деятельности необходимо применение методов индивидуализированного обучения информатике, переход от преимущественно игровых форм обучения к традиционным занятиям. В ходе учебного процесса при этом должны создаваться доверительные отношения между всеми его участниками и обеспечиваться всестороннее, гармоничное развитие личности каждого школьника.
Одной из целей обучения информатике и информационных технологий учащихся начальной школы является формирование у них убеждения в том, что компьютер является удобным инструментом, полезным в различных областях человеческой деятельности. Целесообразно начать изучение компьютера, а также можно использовать некоторые среды программирования (например, ЛогоМиры). Также изучаются текстовый и графический редакторы для написания текстов, подготовки иллюстраций создания рисунков и многого другого.
К моменту перехода в среднее звено школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.
Начало второго этапа обучения информатике тесно связано с фазой начала абстрактного мышления. На этом этапе необходимо продолжить изучение форм абстрактного мышления: понятия, суждения и умозаключения (дедуктивные, индуктивные, условные, разделительные и другие). Изучение этих теоретических разделов логики дает возможность активизировать развитие логического мышления учащихся и подготовить их к использованию этих форм в математике и других предметах.
Для практического их подкрепления следует начать изучение принципа действия и устройства компьютера, систем счисления, алгоритмического подхода к решению задач и продолжить изучение программирования. Поскольку программирование, как вид учебной деятельности, является идеальным инструментом развития интеллектуальных способностей учащихся и кроме этого его элементы включены в ЕГЭ, в данном курсе необходимо уделить программированию большое количество учебного времени.
Программирование с помощью компьютера изначально подразумевает описание некоторой проблемы на определенном языке, языке программирования, и последующее многократное моделирование с целью проверки модели и решения проблемы. Обучение программированию формирует такие критерии интеллекта как компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция, уникальность склада ума, которые, в свою очередь, выступают в качестве показателей сформированности определенных интеллектуальных качеств.
Профильное обучение реализовано в старшей школе. Образовательное учреждение может реализовывать один или несколько профилей. Предмет «Информатика и ИКТ» в данных выбранных профилях может быть представлен на базовом или профильном уровне.
Базовый уровень преподавания предмета по стандарту ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.
Профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащихся и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.
Так как профильное обучение информатике предполагает уровень предпрофессиональной подготовки учащихся, при подборе информации можно опереться на круг интересов старшеклассников. Он находится в области компьютерной графики, анимации и WEB-дизайна. В частности, учащиеся могут приобрести навыки создания анимационных роликов, используя средства графических пакетов, а также наложения компьютерных эффектов на оцифрованные видеофильмы.
Таким образом, проанализировав нормативные документы, относящиеся к различным этапам обучения информатике, а также психолого-педагогические особенности учащихся различных возрастных категорий, мы увидели, что несмотря на возможность использования различных вариантов содержания обучения информатике на данных этапах, основные линии изучения четко прослеживаются.
Источник
История развития школьной информатики: основные этапы и ключевые события.
В развитии отечественного школьного курса информатики можно выделить следующие основные этапы:
I этап — с начала 60-х годов до 1985 года;
II этап — с 1985 года до начала 90-х годов;
III этап — с 90-х годов по настоящее время.
I этап развития отечественного школьного курса информатики: в рамках производственного обучения в школе и факультативных курсов возникли направления изучения кибернетики и информатики в средней школе; практической реализацией этого подхода явился курс «Основы кибернетики» (В.С.Леднев, А.А.Кузнецов), рекомендованный в 1975 году Минпросом СССР сначала в качестве факультативного. В старших классах школы с производственным обучением, были организованы курсы по изучению программирования и устройства ЭВМ, разработанные учеными С.И. Шварцбурдом, И.Н. Антиповым, В.М. Монаховым и др. Идея общеобразовательного курса получила признание и поддержку в лице ведущих специалистов того времени. Хронология I этапа:
· 1960-е годы: Подготовка программистов в московских школах с математической специализацией.
· 1970-е годы: Подготовка школьников по специальностям, связанным с ЭВМ (Москва, Ленинград, Новосибирск). Министерство образования рекомендует программу факультативного курса «Основы кибернетики» (В.С.Леднев, А.А.Кузнецов).
· Конец 70-х годов: Обоснование необходимости включения в структуру общего образования курсов, отражающих науки, изучающие информационные, кибернетические стороны мира (В.С. Леднев); разработка концепции школьной информатики (А.П. Ершов, Г.А. Звенигородский, Ю.А. Первин).
· 1982 год: Решение Министерства просвещения СССР о введение калькуляторов в учебный процесс
· 1984 год: Разработка основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы
· 1985 год: Разработка программы предмета «Основы информатики и вычислительной техники».
II этап развития отечественного школьного курса информатики. В 1985 г. директивно был введен обязательный общеобразовательный курс «Основы информатики и вычислительной техники». Одним из его идеологов был академик А.П. Ершов, который видел цель этого курса, прежде всего, как обеспечение компьютерной грамотности школьников. Ведущая роль в содержании курса информатики отводилась программированию. В итоге все выливалось в «Бейсик-уклон».
1 сентября 1985 г.: Начало преподавания основ информатики и ВТ в массовой школе.
1985 г. Начало подготовки учителей информатики в пединститутах по новым учебным планам.
1986 г. Начало издания журнала «Информатика и образование».
1985–1986 гг.: Разработка первого учебного пособия по информатике (А.П. Ершов, В.М. Монахов, А.А. Кузнецов, С.А. Бешенков, А.С. Лесневский, М.П. Лапчик и др.).
К концу 80-х в школы начала массово поставляться советская компьютерная техника: БК, ДВК, УКНЦ, Корвет, Вектор и т.п., а также японские Ямахи.
В 1987-1990 гг. появились первые экспериментальные программы по информатике для младших школьников (Бешенков С.А., Дуванов А.А., Зайдельман Я.Н., Первин Ю.А.). В них основной задачей являлось знакомство детей с компьютерной техникой, принципами, методами и средствами программирования, понятиями “алгоритм”, “исполнитель”, “типы данных” и др.
Обучение информатике проходило под лозунгом, выдвинутым академиком А.П. Ершовым, «Программирование – вторая грамотность». Отечественная техника, выпускаемая в это время, имела программное обеспечение в основном для обучения программированию. На преподавание курса ОИВТ было выделено 1-2 часа в неделю в 9-10 классах. Поначалу в большинстве школ информатика преподавалась по «безмашинному варианту», поскольку лишь немногие школы могли обеспечить своим ученикам работу с программируемыми микрокалькуляторами и доступ к ЭВМ, в основном, используя материально-техническую базу предприятий, вузов, НИИ.
III этап развития отечественного школьного курса информатики связан с использованием трех учебников, составленных разными авторскими коллективами. К концу 80-х годов возрастает потребность школ в учебниках и учебных программах по информатике, ориентированных на использование ЭВМ. В результате проведенного в 1987 году конкурса, для преподавания информатики в школе был рекомендован учебник ОИВТ, написанный авторским коллективом под руководством В.А. Каймина. По мнению авторов, преподавание ОИВТ должно решать триединую задачу: формирование компьютерной грамотности, логического мышления и информационной культуры учащихся. Под компьютерной грамотностью подразумевается «умение читать и писать, считать и рисовать, а также искать информацию, применяя для этого ЭВМ».
Учебник А.Г. Кушниренко и др. – наиболее близкий по идеологии к учебнику. Основной целью обучения информатике в общеобразовательной средней школе провозглашается развитие операционного (алгоритмического) мышления учащихся. Центральное понятие курса – алгоритмы, а основное содержание учебной деятельности – составление и анализ алгоритмов.
Третий учебник ОИВТ подготовлен авторским коллективом в составе А.Г. Гейна и др. В программе сказано: « Основной целью курса является обучение школьников решению жизненных задач с помощью ЭВМ ». Курс носит явно выраженную прикладную направленность. Как ни в одном другом курсе широко используются межпредметные связи.
На третьем этапе четко прослеживается идея «базовогокурса»; появление Обязательного минимума содержания информатики; учебный план 98 года снова вернул информатику в 10-11 классы, но объявлял самостоятельной областью; «Регионализация» преподавания информатики; Концепция стандарта по информатике. Формулируется новая цель: «Компьютерная грамотность – каждому школьнику».
1991 год. Учитель имел право выбрать любой из трех учебников по своему усмотрению. В 1994 году вышла замечательная книга «Энциклопедия по информатике для начинающих» под ред. академика Д.А. Поспелова. Эта книга раскрыла для многих панораму научного содержания предмета. Решением коллегии Минобразования в 1995 г. была рекомендована новая структура обучения информатике в школе, в которой выделяются три курс;
— пропедевтический курс (1-6 классы);
— базовый курс (7-9 классы);
— профильные курсы (10-11 классы).
Утверждение федерального компонента стандарта по информатике и ИКТ (05.03.2004 г.) и нового Базисного учебного плана (2004 г.) начинает новый путь преподавания информатики в школе. Он характеризуется тем, что предмет получает новое название – «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» или сокращенно «Информатика и ИКТ»; определены сроки его изучения: 3–4, 8–9 и 10–11 классы.
Дальнейшее развитие – это: установка в школах оборудования компьютерного класса, локальная сеть, принтер, сканер; установка экрана, проектора, мультимедиа; подключение к сети Интернет; установка интерактивной доски. Содержание школьной информатики базируется на 3 фундаментальных понятиях современной науки – информация, алгоритм, компьютер.
Источник
2. Информатика как учебный предмет : цели изучения информатики в средней школе, общеобразовательное и общекультурное значение курса.
Основная цель школьного курса — формирование начальных знаний по теоретическим основам ИВТ, а также практических навыков применения компьютера в различных областях человеческой деятельности. Здесь отражена образовательная и практическая ценность курса, а воспитательная цель курса обеспечивается мощным мировоззренческим воздействием на ученика, которое оказывает осознание возможностей и роли ВТ. При изучении И на качественном новом уровне формируется культура умственного труда и такие важные человеческие характеристики как умение планировать свою работу, рационально ее выполнять
Цели обучения инф-ки определяется исходя из общих целей, а также из особенностей инф-ки как науки, ее месте в системе наук и в жизни современного общества. Выделяются:
Образовательная цель – дать каждому школьнику фундаментальные знания основ науки инф-ки, вооружить уч-ся теми умениями и знаниями, кот. необходимы для прочного и сознательного усвоения этих знаний. Образовательная область представляется в учебных планах школы курсом инф-ки м.б. представлена в 2-х аспектах: 1) системно-информационная картина мира, общие информационные закономерности функционирования самоуправляемых систем; 2) методы и средства получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решение задач с помощью компьютера. 2-й аспект связан с подготовкой учащимся к практической деятельности.
Практическая цель – вооружить уч-ся теми умениями, навыками и знаниями, которые м.бы обеспечить подготовку к труд. дея-ти после окончания школы. Как отмечается в объяснительной записке к программе в этом плане предусматривается системат. раскрытие взаимосвязи теор. и прикл. аспектов курса, раскрывается роль и значение алгоритмизации, программ, ЭВМ в соврем П. В целях профориентации курс должен давать сведения о профессиях, непосредственно связанных с ЭВМ. на ряду с производственной стороной информатика рассматривает также бытовой аспект.
Воспитательная цель – обеспечивается мощным мировоззренческим воздействием на уч-ка, которое оказывает осознание роли и мощи ВТ. В соврем. психологии отмечается влияние изучения инфор-ки и исп-е комп-а в обучении на развитие у школьника теор., тв-го мышления, а также формирование нового типа мышления – операционного, направлен на выбор оптимальных решений. При изучении инф-ки на качественно новом уровне формируется культура умственного труда а также важные общечеловеческие хар-ки как планирование работы и рациональное ее выполнение. Инф-ка требует от ученика умственно волевых усилий, концентрации внимания, развитие настойчивости, целеустремленности, творч. активности, самостоятельности, трудолюбия, дисциплины, критичности мышления, способности отстаивать свои взгляды и убеждения. Было бы наивно полагать, что эти черты формируются сами по себе, все зависит от учителя.
3 Методическая система обучения информатике. Ее структура, история становления и развития, общая характеристика структурных компонентов
В МСО входят 5 компонент:
1) цели (для чего учить); 2) содержание (чему учить); 3) методы (как учить); 4) средства (с помощью чего учить); 5) организационная форма (как организовать).
Для информатики характерно быстрое развитие МСО в отличие от других предметов, у которых период изменения составляет 10-15 лет.
Введение в школы инф-ки нач-сь с 1985г и основоположником шк. информатики был Ершов. Аргументы выдвигаемые им были такие: 1) обеспечение технического лидерства страны и поддержание научно-технического прогресса; 2) необходимость подготовки людей к жизни в информатиз-м обществе.
Информатизация общества- это объективный процесс связ-й с повышением роли и степенью воздействия интеллект видов деятельности на все стороны видов общества.
Информатизация образования – это процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества.
Инф-я обр-я нужна потому что:
увелич-ся количество людей профессионально занятых информатизац-й работой;
Увелич-ся доля интеллект-й работы в труде каждого;
Изменяется смысл понятия знать, т е иметь доступ к информации.
Предполагается, что член инф-го общ-ва должен иметь возможность
Понимать различные формы и способы представления данных;
Знать об общедоступных источниках инф-ии и уметь ими пользоваться;
Уметь оценивать и обрабатывать данные;
Уметь пользоваться современными технологиями анализа и обработки инф-ии (статистическими методами);
Уметь использовать имеющиеся данные при решении конкретных профессиональных и жизненных задач.
Аргументом для введения инф-ки в шк курс были следующие противоречия:
М/у требованиями к выпускникам школ и фактическим уровнем;
М/у необходимостью повышения научности всех учебных курсов и обеспечения их доступности;
М/у возрастающим объемом накопленных наукой знаний и ограниченным сроком обучения;
М/у однообразием форм, методов преподавания и индивид-ми особенностями учеников.
Компоненты МСО ИВТ:
Выделяют следующие этапы развития МСО:
1. 1985-1990. Характеризуется: формирование МС по курсу ОИВТ. Обучение начинается как с машинами, так и без машинный вариант. Обучение 9-10 (10-11 классы) В УПК, учебных центрах, кружках нарабатывается опыт обучения учащихся. Цель: формирование компьютерной грамотности. Изучается информатика в старших классах, учащиеся не могут применить знания в учебной деятельности по другим предметам. Компьютерная грамотность – это подготовка пользователя знающего возможности и сферу применения ЭВМ, понимающего его роль в обществе, овладевшего умениями использовать прикладное программное обеспечение и знающего основы программирования. Содержание: .1) алгоритмизация и элементы программирования, 2) этапы решения задач с помощью ЭВМ, 3) применение ЭВМ, осн. виды ППО, 4) информация как промышленный ресурс, 5) основные принципы устройства и работы ЭВМ (это для 2-х летнего обучения).
средства обучения: большинство школ вело безмашинную информатику(изуч. алгоритмизации и систем счисления) при таком варианте нужно иметь в виду, что снижается общеобр ф-я предмета и отпадает аспект программирования, но есть возможности для реализации мировоззренческой функции. На развитие мышления шк-ка ч/з алгоритмич линию (классы «Ямаха», «Корвет», «УКНЦ», «БК», отсутствие качественных прикладных программных средств)
2. 1990-1995. Современное состояние. Можно говорить о сформировавшемся МСО. Предполагался перенос курса информатики в 5-8 классы и в младшее звено, что позволило бы использовать ЗУН по другим предметам. Этого не получилось, то есть технику не приобрели. А где произошел перенос, то изменилась МСО (цели, методы, содержание). Ставится задача об ознакомлении ОИВТ как фундаментальной наукой. Цель: 1) формирование научного мировоззрения: представление об информации, как об одном из основополагающих понятий, 2) единство информационных принципов, как систем различной природы, роль информац-х технологий в развитии общества, 3) развитие мышления учеников: влияние изучения инф-ки и использование компьютеров на развитие теоретич и творческого мышления, формирование операционного стиля мышления. Основными чертами операционного стиля мышления является: умение планировать, быстро находить нужную инф-ю, , умение адекватно излагать свои мысли, умение применить ПК в нужный момент. 4) подготовка школьников к практическому труду и продолжению образования (продолжение образования, навыки использования новых инф-х технологий) Содержание: сейчас опред-ся ГОСТ, который предполагает несколько этапов обучения:
1 — пропедевтический (1-6 кл):
Первоначальное знакомство с ком-ом
Формирование элементов информационной культуры при использовании тренажеров, игровых программ и т д.
2 — базовый курс (7-9 кл):
Обеспечение обязательного общеобразовательного минимума подготовки, которая включает в себя 3 аспекта: мировоззренческий, алгоритмический, пользовательский. Выделяют 6 основных содержательных блока:
линия инф-х процессов
линия представления инф-ии
линия формализации и моделирования
линия исполнителя (компьютера), общие принципы устройства, работы ЭВМ и программное обеспечение
линия информационных технологий (этапы решения задач, ППО, работа с сетями)
3 — профильное обучение (10-11 кл): дифференциация по объему и содержанию 1) математич профиль (программирование и вычислит инф-ка) 2) естественно-научный (моделирование и эксперименты) 3) гуманитарный (системный подход в языкознании)
Единый программный методический комплекс, в который входят: учебник и методические пособия для учителя, пакет ПС поддерживающих данный учебник, методическое пособие по применению этого пакета, сборник задач с решебником, система книг для дополнительного чтения.
3. перспективный. Формирование новых технологии информационного образования, кот будет опираться на широкое применение средств ВТ. Предполагается перестройка всего учебного процесса в школе. Компьютер становится средством обучения по др. предметам. Цель: Этот этап характеризуется не только методами обучения, но и перестройкой всего учебного процесса. (28 школа).
Если в начале цель — компьютерная грамотность, то сейчас изучение с 1-5-го класса, то стоит вопрос о целесообразности ОИВТ как отдельного предмета. Содержание тесно переплетено с содержанием других учебных курсов. Компьютерная грамотность будет осуществляться и вне школы. Средства обучения: кабинет ИВТ станет ядром всего учебного процесса и предполагается обеспечение шк-как банкам и БД по сетям, работа с исп-м телекоммуникаций, исп-е мультимедийных технологий в образовании.
Формы обучения: 1 этап: а) доступ к технике ч/з предприятие; б) появилось оснащение школы КУВТ; в) появление учебных центров (в одной школе, УПК(ориентация на проф подготовку), распространенный вид — учебный центр.)
Достоинства: полная загрузка техники, охват большого числа уч-ся, создание пед. коллектива по инф-ке.
Недостатки: трудно организовать внешкольную работу, трудно сместить возрастную границу преподавания инф-ки, нельзя исп-ть ВТ и пр-мы в преподавании др предметов
2 этап: стали обучать инф-ке со среднего звена, стали вести пропедевтическую работу по инф-ке в младших классах, ПК стал исп-ся по др предметам(и учителями др. предметов и учениками)
3 этап: создание единой инф-ой системы в школе (составление расписаний, преподавание всех предметов с исп-м ПК, создание банка знаний(доступ к банкам знаний)) На 3-м этапе инф-ка препод-ся как фундаментальная наука.
МСО, сложившиеся в настоящее время. МС по Ершову, Каймину, Житомирскому. Условно, ибо за каждым конкретным именем стоит не просто коллектив авторов, а целое направление людей, развивающие ее. Не стоит думать, что именно этими МС исчерпывается разнообразие подходов к изучению информатики. Но именно они выглядят наиболее оформленными, имеют реальную основу, учебное пособие для учителей, и некоторые методические разработки. Ни одна из методик не является законченной, их нельзя даже назвать созданными в основном. Это лишь начало пути, что выражается в проработке 2-х частей: цель и содержание. Методы, средства, формы только формируются. Это естественно, т.к. МСО не прошла серьезной проверки практикой. Отбор содержания: в курсе должно быть 4 раздела. Но разные авторы уделяют разное время, внимание каждому из блоков и ставя один из них во главу в соответствии основным целям учебного предмета. Методы и формы: главная цель: по мере становления техники должен быть ликвидирован разрыв между теорией и практикой программного курса; формы: коллективная, совместная. ИВТ — наука и отрасль промышленности. Именно они будут определять в значительной степени цели, содержание, средства, части методики обучения и формы, т.е. с появлением индивидуальной ЭВМ.
4 Содержание школьного курса информатики: история, современное состояние, перспективы.
СТРУКТУРА КУРСА И СОДЕРЖАНИЕ: при определении содержания следует ориентироваться на цели, ради которых и вводилась новая дисциплина. Проектирование курса ОИВТ является государственным требованием: привить учащимся навыки пользования компьютером и вооружить их знаниями о широком применении техники в народном хозяйстве. На отбор содержания школьного курса оказывают влияние 2 группы факторов, находящиеся в известном противоречии: 1. Научность и практичность: содержание ОИВТ должно идти от науки информатики, то есть не противоречить современному состоянию науки и быть методически целым. Изучение предмета должно дать такой уровень познания учащихся, который действительно мог бы обеспечить их подготовку к будущей) ПРИМЕНЯТЬ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ профессиональной деятельности. 2. Доступность и общеобразовательность: материал, включенный в учебный предмет должен быть посилен основной массе учащихся, отвечать уровню их умственного развития и имеющимся у них уровню ЗУН. Школьный курс должен быть современным, отвечать требованиям жизни, а с другой стороны быть элементарным. Основной документ, определяющий школьное содержание и объем школьного курса — это программа. По ней курс изучается в 10-11 классе. На него отводиться 102 часа.
СТРУКТУРА: 1) основа алгоритмизации и программирования. (Существует 3 подхода: 1. Изучение одного или нескольких языков, широко применяемых при решении научных, хозяйственных задач.2. преподавание программирования как теоретической дисциплины вообще без освоения конкретного языка. 3. Преподавание на основе специально разработанного языка (Бейсик — освоить его легко, но оказался бедным).) 2) структура и функционирование средств ВТ. 3) характеристика современного программного обеспечения, его средств и методов создания. 4) основы и перспективы направленного использования ВТ в народном хозяйстве.
Но нельзя признать удовлетворительной привязку курса к 10-11 классу. Учащиеся не успевают применить знания в других дисциплинах. Может быть перенести в среднее звено, но структура и функционирование будут не поняты, не усвоены.
Комплекс технических средств, используемых при обучении: различают 3 типа: 1. автономные классы персональных ЭВМ (Агат, Ес). — дорого. Сегодня используется техника IBM, Макинтош. 2. Локальные сети. Учебные классы на их основе. В центре учительское рабочее место, как сервер, а ученические машины-рабочие станции (286-без винчестеров). 3. Дисплейные. терминальные классы. Одна машина имеет большой винчестер и терминалы. Все программы выполняются на одной машине.
Краткая история становления школ. инф-ки.
1985 – год введения инф-ки как общеобразовательного предмета. В без машинном варианте. Ершов, Житомирский
5. Средства обучения информатике: Школьный кабинет вычислительной техники: функциональное назначение, оснащение, оборудование. Характеристика и состав педагогических программных средств обеспечения курса ОИВТ. Психолого-эргономические требования к педагогическим программным средствам
1 этап – основной особенностью курса инф-ки явл-ся применение на уроках нового средства обучения – ПК. На 1-м этапе – безмашинный вариант, появляется ПК, разнобой компьютерной техники. Школам запретили покупать что-либо, кроме ERYW/ разнобой прогрессивных средств.
Главное требование к школьной технике – надежность. Хороших обучающих программ очень мало. Разрабатываются программно-методические комплексы (пмк).
1-й – пмк ≈89 (свердловская группа)
Гейн, Житомирский представляют впервые учебник, задачник, книгу для учителя, пособие для решения задач для учителя и приложения.
Учебные программные средства не однотипны и нельзя их использовать в одном учебнике.
СЕГОДНЯ: пмк постепенно уходят т.к. для поддержки изучения основных разделов (инф-е технологии, программирование) используется стандартное ПО. Но это далеко не всегда оправдано, особенно, если речь идет о среднем и тем более младшем школьном звене. Продолжается разработка программной поддержки. Примером пмк может служить курс ‘Роботландия’.
Кроме того, сегодня в изобилии разные обуч. Программы, недостаток которых в том, что их нелегко встроить в учебный процесс конкретной школы.
“–” современный обуч. программ – они программируют ученика.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ
1 этап – обучение инф-ке – безмашинный вариант – через вычислительный центр базового предприятия, т.е. ПК нет в школе.
Другой вариант организации занятий – кабинет инф-ки на базе 1 или нескольких комп. классов организуется в отдельной школе
Учебные занятия по инф-ке
Факультативная школьная работа
Изучение других предметов
Но есть организационные сложности (материальные).. нужна школа обучения учителей по предметам работе на ПК, иначе придется следить за ходом всех уроков.
Для комп. класса необходима абсолютная загруженность кабинета.
На учителя инф-ки может свалиться организационная работа в школе (база знаний, работа сети, печать различных пособий)
2-й вариант – организация учебного комп. центра (укц) на базе одной из школ.
1) полная загрузка кабинета
2) полная загрузка учителя (коллектив учителей по инф-ке)
если есть хороший программист и хороший учитель
коллектив д.б. разнополый.
Программы д.б. подогнаны к материалу.
младших школьников учить плохо (из школы – в школу)
уроков по предмету нет
сложно создать кружок или факультатив
административно-организационный (дирекция школ отрицательно относится к приходам учеников из других школ).
3) 3 вариант – укц создаются в УПК, т.к. отлажена система сбора детей. Или 1 раз в неделю по несколько часов или по 45 мин несколько раз в неделю.
Источник