Год 1682: отмена местничества. Причины, последствия
Земский собор по модернизации вооруженных сил Московского царства был созван при царе Федоре Алексеевиче в году 1682. Отмена местничества пришлась на этот же год, что стало крупным шагом в сторону демократизации и улучшения не только российских войск, но и всей системы административного управления в целом. Данная мера стала предвестницей знаменитых петровских реформ, суть которых сводилась к ликвидации принципа знатности при определении на службу и выдвижении на первый план личных заслуг.
О правителе
Наиболее важной реформой в 17-м веке была отмена местничества. При каком царе произошло данное преобразование – одна из интереснейших тем в отечественной историографии. Соответствующее постановление было принято при Федоре Алексеевиче, правление которого ознаменовалось проведением ряда преобразований, направленных на укрепление самодержавной власти. При нем была предпринята попытка изменить систему административно-церковного управления, однако из-за его ранней смерти эта мера так и не реализовалась.
Характеристика понятия
Особое значение в российской истории имеет год 1682. Отмена местничества была, пожалуй, наиболее важным его событием, поскольку привела к коренной трансформации значительной части общества. Но прежде чем говорить о сути и значении данной реформы, необходимо обозначить основные черты рассматриваемого времени.
Конец 17-го века был переходной эпохой в жизни нашей страны, ведь именно тогда правительство отчетливо осознало необходимость перемен и проведения серьезных реформ. Вместе с тем старые порядки были еще очень сильны, в том числе система местничества. Так в старину называли принцип замещения должностей в соответствии не с личными выслугами, а по степени родовитости и знатности того или иного лица. Это приводило к бесконечным спорам между представителями боярских родов, которые претендовали на более высокие места, ссылаясь на свое древнее и благородное происхождение.
Состав знати
Такое положение вещей осложняло работу государственного аппарата и военных сил. Ведь суть местничества сводилась не к способностям человека, а определению степени его знатности и родовитости.
Здесь следует сказать несколько слов о составе московского боярства: оно включало в себя представителей старинной столичной аристократии, пришлых литовских и татарских князей, а также дворян присоединенных к Москве удельных княжеств. Все они, как правило, входили в государеву Думу, занимаясь гражданским и военным управлением. Однако бесконечные споры о том, кому из них стоять выше, мешали работе все разраставшегося государственного аппарата, который для эффективного контроля нуждался в более гибкой системе.
Очень часто во время военных походов бояре и воеводы были заняты не столько ведением военных действий, сколько выяснением, кому из них положено быть начальником, а кому подчиненным, что, разумеется, порой приводило к печальным последствиям.
Источник
Отмена местничества
Руководители государства менялись, менялись и реформы, производимые ими на территории государства. Каждый вносил в развитие страны свою лепту – кто-то заметно облегчал жизнь самого простого народа, кто-то делал ее поистине невыносимой, но у каждого правителя были и свои цели, и решения, которые приводили к последствиям, позволяли выбрать ту или иную ветвь развития государства, направляли страну на свой собственный путь. Одним из ключевых моментов истории нашей страны, интересных до сих пор, является отмена так называемого местничества, которая обрела и множество сторонников, и не меньше яростных противников. Но что же это за понятие, и как оно влияло на ситуацию в стране?
Местничество
Местничеством на Руси назывался процесс, когда высокие должности занимали не простые граждане, избранные народом, а те личности, которые подходили для этих должностей по своему роду и богатству – как правило, именно дворяне занимали руководящие посты, и с самого детства готовили своих детей унаследовать престол. На все серьезные места у власти попадали далеко не те люди, которые обладали ораторским талантом или хорошо разбирались в политике – достаточно быть родовитым, обладать известной и благородной фамилией, и, даже если твои навыки ничем не отличаются от рядового кузнеца, ты можешь стоять у самой верхушки власти, руководить людьми и принимать серьезные для государства решения. Управление страной было на уровне чрезвычайного попустительства, ведь практически каждый, кто являлся руководствующим лицом, не обладал достойными и необходимыми знаниями – каждый действовал, исходя из своих личных, иногда очень примитивных интересов.
Почти под конец семнадцатого века действующий царь Федор Алексеевич наконец понял, что подобная система до добра не доведет, и предпринял все возможные попытки это местничество отменить. Однако, даже несмотря на высокий титул и, по сути, главенствующую должность в государстве, ему пришлось столкнуться с массой трудностей, недовольств и даже с волной возмущения со стороны благородных сословий, которые воспитывали своих детей с гарантией получения теплого места.
Отмена местничества
Изначально та реформа, которая была напрямую связана с повсеместной отменой местничества, была гораздо обширнее и подробнее. Даже сам император стал замечать, что у власти творится полнейший беспорядок – в борьбе за уютное и, конечно же, высокооплачиваемое и престижное место представители благородных сословий вели себя, как дикие животные – здесь происходили и небольшие словесные стычки, и всеобщая травля, и даже кровная вражда – настолько все хотели заполучить место получше. Самым печальным для царя был тот факт, что такая обстановка была не только на удаленных местах, но и в самом непосредственном его окружении, а с этим он мириться уже не мог.
Государь был всецело убежден, что именно местничество является тем самым «яблоком раздора», которое заставляет вороватых и не очень людей бороться за место все выше и выше, а претендентов на заветное местечко всегда было достаточно. Федор Алексеевич даже во всеуслышание утверждал, что властителями движет не желание изменить ситуацию к лучшему и достойно руководить своими подчиненными, а самая обычная гордыня, которая полностью противоречит всем православным канонам, а, соответственно, и сложившейся в стране идеологии.
Сегодня историки могут полноценно описать точку зрения царя, и считал он, что каждый человек равен на этой земле, и никто не в праве ставить себя выше себя, ведь все граждане государства – это единый организм, и от действий буквально каждого зависит его дальнейшее развитие. Чиновники же не выполняли надлежащих им обязанностей, они, по большей части, были заняты распрями и междуусобицами, которые уж точно не помогали правителю справляться с важными государственными задачами.
Уже перед подписанием самого указа об отмене местничества правитель заявляет, что у власти должны находиться не те, кто является представителем рода благородного, а те, чьи способности выделяются на фоне остальных – то есть те, кто с задачами справится в полной мере и имеет предрасположенность решать поставленные задачи на максимально эффективном уровне. Указ же государев гласил о том, что если кто-то из низших чинов не происходит из рода дворянского, но выгодно выделяется на фоне остальных, то все, даже самые благородные сословия, просто обязаны считаться с ним как с равным, ведь только в этом секрет прогресса, продвижения и дальнейших побед страны.
Слово царя
Правитель в своих действиях, в первую очередь, руководствовался опытом иностранных коллег. Он был уверен, что во всех развитых странах предпочтение отдается не тем, кто о счастливой случайности родился в богатой и известной семье, но тем, кто обладает необычными талантами, тем, кто способен привести государство к настоящим положительным переменам. Этот же полезный опыт он и захотел применить на свою подопечную страну для того, чтобы ни в чем не уступать иностранным коллегам, создавать достойное вооружение, совершенствовать всю систему в целом и давать возможность каждому жителю страны проявить себя и занять именно свое место по призванию, а не по сословию.
Важной ролью для царя был талант. Он говорил открыто, что благородство – это не всегда показатель всех наилучших качеств человека, и что иногда случается даже совсем наоборот – благородство губит личность и ее способности, достойный род не делает достойным самого человека, а наживаться на заслугах своих предков никто не имеет права. Царь не отменял благородства как такового – чистокровные были до сих пор в почете, однако, ценились теперь не за фамилию, а за ценный опыт, который передавался из поколения в поколение и таланты, которые проявлялись у представителей подобных сословий.
Эта же реформа стала и преимуществом для некоторых представителей популярных кровей. Если раньше служение под крылом обычного человека считалось унизительным и приравнивалось чуть ли не к наказанию, то теперь такие дворяне приобретали статус, равный всем остальным, даже находящимся на высоких должностях – с этого момента все были равны, никто не имел права занижать достоинство другого, даже если он происходил из простых крестьян.
Реформа решила проблему переговоров. До введения царского указа многие руководители не имели права попасть на прием к высшим чинам хотя бы потому, что не соответствовали сословию – буквально не были достойны внимания. Для того, чтобы все же на прием прорваться, требовалось просить повышения у царя до определенного чина – и только тогда присутствие было разрешено. Теперь ситуация заметно упростилась, что, безусловно, сказалось и на решении государственно важных вопросов – ведь, как известно, большинство проблем в первую очередь видит простой народ, а его голос стало доносить легко, и народ наконец был услышан без бунта, мятежа и возмущения.
Результат
Отмена местничества принесла много пользы государству. Во-первых, пост чиновника теперь получить было гораздо сложнее – для этого важно было обладать навыками, показать себя на деле, а не только являться представителем прославленного рода. Теперь царю служили все на абсолютно равных правах – никто не мог похвастаться своим особым положением, но никто и не мог принизить другого, даже если он происходит из простого народа.
Теперь молодые люди из самых знатных сословий начинали свою службу при дворе не с высоких чинов, предписанных им по роду, а с должностей обычных стольников, наравне с простыми гражданами из обычных семей. Эта служба заметно сблизила народ – теперь дворяне куда больше знали о жизни простых крестьян, а крестьяне почувствовали свою значимость в жизни и функционировании государства.
Конечно, было предпринято великое множество попыток оспорить такое решение государя, однако, ни одна из них не увенчалась успехом. Царь руководствовался, в первую очередь, христианством и его канонами, ведь в те годы религия уже была очень распространена и стояла на первом месте. Также царь не хотел наступать на уже пройденные грабли и совершать ошибок предыдущего правительства, ведь он был уверен, что местничество в полной мере оскорбляет веру христианскую, и на земле русской быть его не должно.
Источник
Отмена местничества: причины, значение, последствия, суть и ход реформы
При формировании российского государства в течение некоторого времени управление было построено на основе местничества. Эта норма была заимствована из законодательства других государств. В процессе государственного строительства стало понятно, что это явление сдерживает развитие и назрел вопрос о его отмене.
Особенности местничества
Личные достоинства государственных служащих не влияли на их продвижение. Таким образом незаинтересованность снижала эффективность принятия и исполнения решений. На ключевые должности попадали люди, которые могли похвастаться родовитостью и знатностью, а не талантами или усердием.
В спорных случаях учитывался возраст кандидатов. Более старший из них имел преимущество. Знатные люди могли получить назначение за свои успехи в военной службе. Протекция влиятельных родственников была решающим преимуществом в карьере.
Данные о знатности и родовых связях хранились в разрядной книге. Она тщательно хранилась и передавалась из поколения в поколение. При наличии спорных ситуаций, которые в ней не были урегулированы, решение принимал царь или сотрудники разрядного приказа.
Долгое время эта система поддерживалась на государственном уровне. Бесконечные споры о степени знатности приводили к тому, что споры решались московскими князьями, увеличивая их власть.
Московская знать постоянно увеличивалась. Их положение становилось более устойчивым благодаря существованию структуры, которая определяла положение каждого в ней.
Решение споров имело устоявшуюся и понятную процедуру, основанную на записях в книгах, что обеспечивало отсутствие неожиданных перемен в положении бояр.
Постепенно недостатки системы привели к появлению следующих негативных тенденций:
- Поскольку решающим преимуществом была знатность, особую важность получило соперничество между родами с целью получить преимущество. Иногда такие стычки были кровопролитными.
- Особенностью бояр было то, что их действия носили индивидуальный характер. Командно работать такие госслужащие не хотели.
- Аппарат управление имел очень низкую эффективность. Его работники не были заинтересованы в эффективном исполнении распоряжений.
Страна нуждалась в совершенствовании аппарата управления. Назрела необходимость в проведении соответствующих реформ.
Отмена
После того, как царь принял решение провести изменения в системе управления, были созваны выборные представители от уездов со всей страны. Это произошло в конце 1681 года. Они должны были работать в Тягловой и Служилой комиссиях.
В них происходила работа над планом новой системы государственной службы. Первоначально предметом рассмотрения была работа армии, но постепенно сфера деятельности комиссий расширилась. В процессе работы стало понятно, что необходима полная отмена местничества.
Царю была составлена челобитная. 12 января 1682 года царь собрал Думу и духовенство на Земский Собор для обсуждения. Результатом было то, что никто не высказался в защиту местничества. Челобитье было удовлетворено.
Фёдор Алексеевич проявил себя тем, что стремился к усилению своей самодержавной власти. В дальнейшем он попытался также произвести реформу церковного управления, но не успел закончить это из-за своей ранней смерти.
Последствия
Хотя влияние знатности и родовитости сохранилось, но оно существенно ослабло. Появились служилые люди, которые продвинулись благодаря труду, успеху и способностям. Также понизился авторитет Боярской Думы. Этот орган постепенно становился всё менее влиятельным, а Пётр I стал тем, кто отменил его полностью.
Табель о рангах, созданная Петром Великим стала дальнейшим развитием нового государственного порядка. Ещё одним последствием стало большее разделение гражданской и военной власти. В результате армия стала более эффективной, а боеспособность её увеличилась.
Когда вспоминают, при каком царе была введена прогрессивная государственная система управления, нужно учитывать, что Пётр Великий продолжил то, что было начато Фёдором Алексеевичем.
Историческое значение
Отмена местничества оказало важное влияние на развитие государственности в России. В результате укрепились следующие тенденции:
- Постепенно стала развиваться демократизация государственного управления.
- Высшие чиновники перестали быть неприкасаемой кастой. Их замкнутость была нарушена.
- Поскольку появилась заинтересованность сотрудников в карьерном росте, эффективность государственного аппарата резко возросла.
- Следствием произошедших изменений стало ускорение политического и экономического развития страны.
При новом государственном устройстве у молодёжи появилась заинтересованность проявить себя на государственной службе. Проблемы местничества ушли в прошлое.
Источник
Местничество в Древней Руси – от принятия до отмены
Удивительный русский царь Федор Алексеевич, что по состоянию здоровья смог усидеть на троне всего шесть лет, успел за свое краткое правление провести множество полезных реформ, значения и важности которых, скорее всего, не понимал и сам. Одним из его решений была отмена местничества в 1682 году, когда государственные должности перестали передаваться по степени родовитости семейства и предков. Однако перед этим страну ожидал долгий и нелегкий путь, который и привел к подобному результату, именно о нем и пойдет речь. Однако так как тема эта достаточно обширна, постараемся вкратце обозначить лишь основные вехи, которые нужно учитывать, для лучшего понимания происходивших на то время событий.
Разбираемся, что такое местничество: определение по истории просто и понятно
Фото с сайта: dic.academic.ru
Если разбираться досконально, то к появлению местничества на средневековой Руси были на самом деле достаточно весомые предпосылки исторического характера. К примеру, стоит понять, как образовывался государственный аппарат управления, а формировали его, основываясь, в основном на польско-литовское законодательство, которое на то время казалось намного совершеннее и более продвинутым.
На самом деле, все достаточно просто, так как местничество – это порядок распределения разнообразных государственных должностей (мест), не по заслугам, способностям или возможностям, а банально по родовитости и знатности семейства, к которому принадлежит претендент.
Таким образом, местничество, это, по сути система управления, своего рода инструмент, который помогал распределить должности в определенном порядке. То есть, во внимание принималось происхождение предков претендента, а также их служебное положение на данное время. С одной стороны, это было в некоторой степени оправдано, однако пробиться к «кормушке» могли далеко не все, и зачастую самые способные оставались за бортом власти.
Получается, что раздумывая, что такое местничество, можно с уверенностью сказать, что именно оно превратило русское средневековье дворянство в своего рода закрытую аристократическую группу, доступ в которую был строго регламентирован и ограничен. При этом, сословные и родовые интересы ставились во главу угла, даже когда это шло в полный разрез с интересами общесоциальными, если можно так выразиться.
Кроме всего прочего, учитывалась не только родовитость, как таковая, но еще и личностное положение в семействе, по отношению к формальной главе. Более старшие члены семейств имели весьма большое преимущество, да и заслуги все же учитывались. К примеру, боярский сынок, отец которого особо отличился принимался лучше и охотнее, чем ребенок того же рода, но отец которого не отличился никакими особыми заслугами.
Фото с сайта: otvet.imgsmail.ru
Да и за царским столом сидели все именно по такому ранжиру, то есть самые родовитые и знатные поближе к правителю, а те, кто попроще, с самого краешка стола. Система местничества была крайне несовершенной, и мешала развитию страны в целом, отбрасывая ее автоматически на несколько сотен лет назад.
Интересно, что зачастую при дворе в среде бояр возникали самые невероятные местнические споры, разрешить которые было бы просто нереально. Однако решал их царь, приказам которого перечить было бы глупо. Борьбы за должности порой заканчивалась и кровопролитием, а иногда и просто семейной и родовой враждой, и только царь, вкупе с чиновниками Разрядного приказа мог разрешить недоразумения и погасить вражду, порой длившиеся годами и даже десятилетиями.
Местничество в древней Руси: суть, особенности, преимущества и недостатки
Приблизительно с конца пятнадцатого века весь государственный аппарат формировался именно руководствуясь принципами местничества. Как уже и говорилось, это значительно тормозило развитие державы в общем. Выбор людей на должности, не по способностям и талантам, а по семейному положению, родовитости и знатности, значительно снижал уровень эффективности этого аппарата, а главное, не давал пробиться к власти действительно талантливыми способным руководителям. Именно потому отмена местничества в один прекрасный момент стала попросту неизбежна.
Фото с сайта: otvet.imgsmail.ru
Правда, польза от подобного ранжирования имелась, и на это также нельзя закрывать глаза. Во-первых, она хоть как-то, то есть худо-бедно, но примиряла дворянство. Местничество строго указывало на то, кому и какую должность в государственном аппарате власти можно занимать, а куда даже нечего пытаться не стоит проникнуть, так как по роду не положено. В высших эшелонах власти того времени и так царила смута, вечные ссоры и усобицы, заговоры и сплетни, которые хоть кое-как сдерживала система местничества. Фактически, именно местничество способно было удержать распоясавшихся аристократов от тяжелой внутренней войны, который они могли затеять в любую минуту.
Источник
Отмена местничества 1682 г.
Местничество – это система распределения должностей в русской царской армии и системе государственного управления Московского княжества, просуществовавшая с начала XV века до конца XVII века (1682 год). Заключалась в том, что право занять тот или иной пост, по сути, передавалось по наследству, то есть практиковалось ограничение доступа к должностям в государственном аппарате даже для людей среднего уровня привилегированности.
Причины появления
Основные причины использования и появления данной системы на Руси:
Заимствование норм законодательства Великого княжества Литовского и Королевства Польского, где подобная система использовалась давно;
Недостаточный уровень образованности большинства населения Московского царства;
Миграция Рюриковичей и других бояр из удельных княжеств в Москву.
Отмена местничества
Местничество было отменено 12 января 1682 года царём Фёдором Алексеевичем в Москве по челобитию представителей служилой комиссии как система, которая негативно влияет на процедуру управления государственным аппаратом и страной в целом.
Как происходила отмена
Процедура принятия решения была довольно сложная, но всё прошло сравнительно быстро. В конце 1681 года царь созвал в Москву выборных людей от уездов для работы в 2 комиссиях:
- Служилой;
- Тягловой (податной).
Основной задачей первой комиссии было усовершенствование функционирования армии, но представители решили проработать некоторые другие моменты администрирования государства. Понимая, что система местничества тормозит развитие государства, решили просить государя о её отмене. Они составили челобитную и через разрядный приказ передали её на рассмотрение царю.
12 января 1682 года царь собрал выборных людей, духовенство и Думу для принятия решения. В процессе обсуждения никто не высказался особо в защиту данной системы, поэтому челобитье было удовлетворено. Практически сразу после упразднения местничества согласно воле царя сожгли разрядные книги, чтобы не было возможности по ним получать какую-либо информацию.
Основные проблемы местничества
Основные факторы и суть местнической системы была следующая:
Знания и таланты человека абсолютно не влияли на его возможность занять государственную должность;
Основные факторы для назначения на высокую должность — родовитость и знатность;
В случае наличия в одной и той же семье нескольких претендентов на вакантную должность учитывались такие моменты:
Возраст. Преимущество получала более старшая особа;
Проявление способностей в армии. Если кто-то из представителей конкретно очерченного количества родов был более успешен во время службы в вооружённых силах, то и на продвижение по государственной службе он мог претендовать раньше;
Родственники с высоким положением могли составлять протекцию для своих родных, которые ещё не трудоустроены на службе в системе государственных органов.
Информация про каждый дворянский, княжеский и боярский род фиксировалась в разрядной книге, которая передавалась из поколения в поколение. Обойти функционировавшую в ту время систему назначения на государственные должности не представлялось возможным. Внутриродовые споры, возникавшие время от времени, решались царём и сотрудниками разрядного приказа.
Причины отмены местничества
Система была застаревшей, поэтому появились крайне негативные тенденции, ставшие главными причинами отмены местничества:
- Кровопролитные столкновения во время выяснения важности родословной между представителями разных кланов;
- Бояре не могли работать слаженно и системно в команде;
- Неэффективность аппарата управления государством.
Новый порядок распределения должностей
Система стала более современной. При оценке возможности продвижения гражданина по карьерной лестнице учитывались всего лишь два фактора:
Выслуга лет. Опыт работы всегда имеет значение, потому что сотрудник получает практические навыки.
Личные способности претендента. Оцениваются как во время конкурса для зачисления на работу, так и за период деятельности на более низких должностях.
Последствия реформы
Проанализировав все тенденции данного исторического отрезка, специалисты смогли выделить главные последствия важной реформы государственного управления на Руси:
- Уменьшение роли аристократических кругов в управлении страной;
- Важность Боярской Думы постепенно также уменьшилась. Орган прекратил свою работу при царе Петре Великом;
- Логическим последствием реформы стало введение Петром «Табели о рангах»;
- Постепенное разделение государственной и военной власти, что привело к усилению русской армии.
Историческое значение отмены местничества
Отставание Московского царства от западноевропейских монархий в экономическом, социальном и политическом развитии в период XV–XVII веков было очень серьёзным. Система местничества как элемент средневекового русского феодализма, крайне негативно сказывалась на темпах общего развития государства.
Значение отмены системы состоит в следующем:
- Постепенная демократизация государственного управления;
- Ликвидация замкнутости «касты» высших чиновников;
- Постепенное ускорение общего развития государства;
- Заинтересованность талантливой молодёжи в профессиональном развитии;
- Уровень профессионализма государственного аппарата стал соответствовать требованиям времени.
Не, ну местничество — это вообще глупость полнейшая. Чем благороднее кровь, тем важнее особа? А если дворянин дурак, но его назначают важным чиновником — что от этого ожидать?
Очень хорошо, что эту затею отменили.
Источник