Влияние динамики учебного процесса на состояние организма студента.
Стресс. Откуда берет свое начало это явление у самого обычного студента? Каждый должен делать свою работу: преподаватели — донести до студентов информацию, студенты, в свою очередь, ее усвоить. Но мало кто придает значение составлению правильного расписания, и вычислению равного соотношения обучение = отдых. И только студент может понять другого студента, когда речь идет о проведении пятой пары и ты, из последних сил, пытаешься сконцентрироваться на получении знаний. Но какого качества эти знания будут? Ведь в голове у студента, после 8-9 часов лекций, только мысли о доме, еде, воде и о прочих бытностях, в зависимости от личности студента. Да, средняя ежедневная учебная нагрузка у студента равна 8-9 часов, 52-58 часов в неделю, следовательно, их рабочий день один из самых продолжительных. Но также следует учитывать то, что значительная часть студентов (около 57 %) не умеют планировать свой бюджет времени и занимаются самоподготовкой по выходным дням. Список факторов, влияющих на обучение и реакцию на них студентов, можно продолжать, пусть не бесконечно, но очень долго. Поэтому в своей научной работе я хочу выделить основные факторы, влияющие на обучение студентов, а также предложить упражнения, повышающие работоспособность студента, а следовательно, улучшающие качество усвоения получаемой информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliane_dinamiki_uchebnogo_protsessa_na_organizm_s.docx | 30.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Краснодарский краевой базовый медицинский колледж»
министерства здравоохранения Краснодарского края.
курс 2 группа «АК-22»
специальность 060102 «Акушерское дело»
ТЕМА: «Влияние динамики учебного процесса на
состояние организма студента»
Руденко Виктория Владимировна
1.Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов…………………………………………………………. …4
2. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения………………………………………………….…6
3. Упражнения, способствующие повышению работоспособности студента. 8
Список используемой литературы…………………………………………. …11
Стресс. Откуда берет свое начало это явление у самого обычного студента? Каждый должен делать свою работу: преподаватели — донести до студентов информацию, студенты, в свою очередь, ее усвоить. Но мало кто придает значение составлению правильного расписания, и вычислению равного соотношения обучение = отдых. И только студент может понять другого студента, когда речь идет о проведении пятой пары и ты, из последних сил, пытаешься сконцентрироваться на получении знаний. Но какого качества эти знания будут? Ведь в голове у студента, после 8-9 часов лекций, только мысли о доме, еде, воде и о прочих бытностях, в зависимости от личности студента. Да, средняя ежедневная учебная нагрузка у студента равна 8-9 часов, 52-58 часов в неделю, следовательно, их рабочий день один из самых продолжительных. Но также следует учитывать то, что значительная часть студентов (около 57 %) не умеют планировать свой бюджет времени и занимаются самоподготовкой по выходным дням. Список факторов, влияющих на обучение и реакцию на них студентов, можно продолжать, пусть не бесконечно, но очень долго. Поэтому в своей научной работе я хочу выделить основные факторы, влияющие на обучение студентов, а также предложить упражнения, повышающие работоспособность студента, а следовательно, улучшающие качество усвоения получаемой информации.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- Классифицировать факторы, влияющие на обучение студентов;
- Проследить за изменениями состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения.
- Предложить упражнения для повышения работоспособности студента.
- Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов.
Существуют объективные и субъективные факторы обучения, отражающиеся на психофизиологическом состоянии студентов.
К субъективным факторам относятся: мотивация выбора и удовлетворенность специальностью; трудовая занятость студентов; интерес к учебе; инициативность; формы проведения досуга; знания; профессиональные способности; утомляемость; личностные качества (особенности характера, темперамент, коммуникабельность); способность адаптироваться к социальным условиям обучения в СУЗе/ ВУЗе.
К объективным факторам, наиболее существенно влияющих на учебно-познавательную активность, можно отнести : средний балл школьного аттестата; демографические факторы; социальные факторы (условия проживания, уровень материального достатка); возраст, пол, состояние здоровья; общая учебная нагрузка, отдых.
Я считаю, что особенно в затруднительном положении оказываются студенты младших курсов. С одной стороны, они должны сразу включаться в напряженную работу, которая требуют применения всех сил и способностей, с другой, — само по себе преодоление новизны условий учебной работы требует значительной затраты сил организма. Включение студентов в новую систему жизнедеятельности может сопровождаться нервным напряжением, излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой активности, беспокойством и т.д. Происходящие явления связаны с трудностями процесса адаптации.
СУЗ/ВУЗ требует нового типа учебного поведения, более сложных форм умственной деятельности. Эту мысль подтверждают данные опроса студентов — первокурсников, которые указывают на основные причины, вызывающие трудности при переходе на формы обучения СУЗа/ВУЗа. Среди причин отмечены:
- необходимость организовывать самостоятельную работу — 43% опрошенных студентов;
- изменение системы контроля за успеваемостью — 24%;
- изменение опросной системы — 16%;
- необходимость конспектировать лекции — 10%;
- сложность лабораторных и практических занятий — 7%
Из личного опыта могу утвердить, что самым критическим и сложным фактором перенапряжения студентов является экзаменационный период. Он, как один из вариантов стрессовой ситуации, протекает, в большинстве случаев, в условиях дефицита времени и характеризуется повышенной ответственностью. Отрицательное воздействие на организм усиливается при суммарном влиянии нескольких факторов риска, когда они воздействуют одновременно и принимают хронический характер.
2.Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения.
Увеличение числа заболеваний сердечно — сосудистой системы и других функциональных нарушений среди студентов является следствием повышенного умственного труда и нервно-эмоциональных перегрузок.
К факторам риска можно отнести такие социальные перемены, как жизненные трудности, непонимание близких людей, нетерпение, постоянное ощущение недостатка времени, торопливая еда, мотивационный конфликт и конфликт интимно-личного характера, смена работы и профессии и т.п.
Особенно остро интенсивная умственная работа отражается на состоянии нервной системы и на протекании психических процессов. Большая нагрузка проявляется преимущественно в таких психических процессах, как внимание, восприятие, мышление, анализ, память, эмоции. Для нормального проявления своих функций мозг должен иметь высокий уровень стабильности кровообращения. Однако, многие факторы, сопутствующие умственной деятельности студентов, снижают эффективность кровообращения в головном мозге, ухудшают его кровоснабжение. К ним относятся: длительное пребывание в положении сидя за столом, нервно-психическое напряжение, отрицательные эмоции, напряженная работа в условиях дефицита времени, высокая ответственность за результаты усвоения знаний и др.
Длительная напряженная умственная работа снижает также возможности организма к ее качественному продолжению, наступает утомление, усталость. Степень развития утомления можно определить по некоторым внешним признакам. Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором, например, ни занятия математикой, ни чтение литературы, ни простой разговор оказываются не по силам — только безудержно хочется спать. В таких условиях повышение умственной работоспособности за счет функционального перенапряжения может вызвать неблагоприятные последствия. При систематическом перенапряжении нервной системы возникает переутомление, для которого характерны чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышенная раздражительность, снижение аппетита, головокружение и головная боль.
3.Упражнения, способствующие повышению работоспособности студента.
Самым оптимальным способом повышения работоспособности студента является применение физических упражнений. Лично я, рекомендую каждому студенту делать с утра зарядку, так как она способствует ускорению включения в учебно — трудовой день. Также она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Ежедневная утренняя гимнастика, дополненная водными процедурами- эффективное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.
Во время учебных занятий, при проявлении первых признаков усталости у студентов, рекомендуется делать физические паузы. Это является действенной и доступной формой отдыха, которая не займет больше 5 минут, но при этом повысит работоспособность студентов на 25%.
В своей работе я предлагаю несколько простых упражнений, которые можно применять во время учебных занятий.
Упр. 1.
И.П. — сидя на стуле, голова опущена.
1,2,3 — медленно разгибаясь, руки к плечам, отвести лопатки, голову назад
4 — вернуться в И.П,
Повторить 3-4 раза.
УПР. 2.
И.П. — сидя на стуле.
1 — поворот влево, руки на пояс (зафиксировать позу)
2 — И.П.
3-4 — то же вправо
Повторить 3-4 раза в одну и другую сторону.
УПР.З.
И.П. — сидя на стуле.
1 — прогнуться, руки вытянуть назад 2 — И.П.
3 — наклон вперед, коснуться руками пола
4 — И.П. Повторить 3-4 раза.
УПР.4.
Повороты головы, руки за спину.
И.П. — сидя на стуле, голова вправо
1-2 — наклоняя голову вперед, поворот головы влево
3-4 — то же — вправо
Повторить 3-4 раза, медленно.
Дыхание ровное. Во время напряжения — вдох, при расслаблении — выдох.
Итак, подведем итог. Динамика учебного процесса оказывает явное влияние на организм студента. Неравномерность распределения нагрузок во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушение режимов труда и отдыха, сна и питания, возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.
Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается во многом при использовании средств физической культуры. Эффективность внедрения физических пауз заключается в том, что с помощью физических упражнений можно повысить работоспособность студента, снизить его утомляемость и предотвратить появление заболеваний, развивающихся на фоне переутомления.
Список используемой литературы:
1. Сердце и спорт у детей и подростков: проблемы "взаимодействия". Под редакцией : Е.А. Дегтяревой/ Изд . Ассоциация детских кардиологов России, 2011.
2. Нормальная физиология/ Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. / Изд: Медицинское информационное агентство , 2009
3. Основы здорового образа жизни/ Елена Назарова, Юрий Жилов/ изд. Академия,2013
4. Теория и методика физического физического воспитания и развития ребенка. Под редакцией Козловой С.А./ изд. Москва Владос, 2008.
5. Здоровый и оздоровительный образ жизни студентов. Раевский Р.Т., Канишевский С.М.: изд.Наука и техника, 2008.
Источник
Отрицательные эмоции высокая ответственность за результаты усвоения знаний
Влияние эмоций на результаты обучения
Познавательные процессы, разворачивающиеся в ходе учебной деятельности, почти всегда сопровождаются положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями, которые выступают в качестве значимых детерминант, обусловливающих ее успешность. Это объясняется тем, что эмоциональные состояния и чувства способны оказывать регулирующее и энергизирующее влияние как на процессы восприятия, памяти, мышления, воображения, так и на личностные проявления (интересы, потребности, мотивы и др.). В каждом познавательном процессе можно вычленить эмоциональную составляющую.
Познавательная деятельность несколько тормозит эмоциональное возбуждение, придавая ему направленность и избирательность. Положительные эмоции закрепляют и эмоционально окрашивают наиболее удачные и результативные действия, возникающие в ходе выполнения учебных задач. При сверхинтенсивном эмоциональном возбуждении избирательная направленность действий нарушается. При этом возникает импульсивная непредсказуемость поведения.
Установлено, что эмоции обусловливают динамические характеристики познавательных процессов: тонус, темп деятельности, настроенность на тот или иной уровень активности. Эмоции выделяют в познавательном образе цели и побуждают к соответствующим действиям.
Основные функции эмоций — оценка и побуждение. Известно, что действие эмоций может быть усиливающим (стеническим) или понижающим (астеническим). Эмоции выражают оценочное, личностное отношение к существующим, к прошлым или к прогнозируемым ситуациям, к себе или выполняемым видам деятельности.
Эмоциональная составляющая включена в учебную деятельность не в качестве сопровождающего, а в качестве значимого элемента, который влияет как на результаты учебной деятельности, так и на формирование личностных структур, связанных с самооценкой, уровнем притязаний, персонализацией и другими показателями. Поэтому правильное соотношение эмоциональных и познавательных процессов в обучении приобретает особую значимость. Недооценка эмоциональных компонентов приводит к большому количеству затруднений и ошибок в организации процесса обучения. Эмоциональные факторы важны не только на начальных этапах обучения учащихся. Они сохраняют функцию регуляторов учебной деятельности и на последующих ступенях обучения.
<< В начало < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Следующая > В конец >>
Источник
Как влияют эмоции на процесс обучения. Часть вторая.
В первой части статьи мы рассказали об эмоциональном восприятии информации и физиологии эмоций. Сейчас остановимся на учебных процессах, в которых встроены эмоциональные составляющие и посмотрим, как эмоции влияют на обучение.
Внимание
Внимание – это концентрация на определенном предмете даже при воздействии помех от окружающей среды. Если студент испытывает во время лекции скуку, раздражение или неудовлетворенность от учебного материала, его внимание рассеивается, он отвлекается на посторонние мысли и действия. Положительные эмоции, такие как интерес или увлеченность, помогут ему сохранить концентрацию на теме занятия.
Отрицательное действие эмоций на внимание учеников
Положительная эмоция положительной эмоции рознь. Те эмоции, которые не относятся к процессу обучения отвлекают внимание обучаемых. Они растворяют концентрацию внимания и мешают усвоению материала.
Надо помнить, что не все положительные эмоции одинаково хороши, они могут и способствовать, и препятствовать процессу обучения.
Память
Эмоции оказывают непосредственное влияние, как на оперативную, так и на долгосрочную память ученика. Извлечение данных из памяти также облегчается и ускоряется, если в процессе запоминания участвовали эмоции. Самое интересное то, что при запоминании могут быть задействованы и положительные, и отрицательные (гнев, протест и т. д.) эмоции.
Когда эмоции соединяются с полученным во время обучения опытом, способность к запоминанию повышается. Кроме того, вместе с памятью улучшается и усвоение информации. Запоминаются не только данные из учебного курса, но и сам процесс обучения, что в свою очередь добавляет индивидууму положительных эмоций.
Мотивация
Мотивация, как толчок при следовании к цели как к конечному результату, не может обойтись без эмоций. Мотивация служит как бы аккумулятором, который заряжает энергией при интенсивной деятельности во время получения знаний.
Психологи провели исследования, которые показали, что при положительных эмоциях люди прилагают большие усилия для достижения цели. При отрицательных эмоциях мотивация очень слаба или вовсе отсутствует. А в творческой деятельности положительные эмоции являются просто необходимыми мотивационными факторами.
Наиболее оптимальны задачи умеренной сложности. Мотивация падает, если задача слишком проста или очень сложна. А вот если подобрать задание, которое будет оптимальным по сложности, т. е. ученик уверен, что с ней справиться, мотивация заметно повышается.
Восприятие
Восприятие информации тем успешнее, чем более неординарна ее подача. Эмоции как бы раскрашивают ее в яркие цвета, меняют привычный угол зрения, рассматривают окружающий нас мир под различными, часто необычными ракурсами.
Люди с положительным настроем готовы к получению и восприятию новой информации. Они обладают такой аурой, что даже собеседник готов добровольно делиться с ними знаниями. Напротив, люди с негативными эмоциями воспринимают окружающий мир через множество фильтров, отсекающих определенную информацию. К тому же обратная связь с окружающими у них также как правило, отрицательная.
В следующей статье мы поговорим о методах эмоционального воздействия на восприятие учебных материалов и как с их помощью можно улучшить процесс дистанционного обучения.
Источник
Документ Microsoft Office Word (3). Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения
В одном из докладов Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения указывается, что увеличение числа заболеваний сердечно-сосудистой системы и других функциональных нарушений среди студентов является следствием все увеличивающейся интенсификации умственного труда и нервно-эмоциональных перегрузок.
К факторам риска, способствующим появлению сердечнососудистых, нервных и психических заболеваний, относятся также социальные перемены, жизненные трудности, непонимание близкими людьми, нетерпение, постоянное ощущение недостатка времени, торопливая еда, мотивационный конфликт и конфликт интимно-личного характера, смена работы и профессии и т.п.
Особенно остро интенсивная умственная работа отражается на состоянии ЦНС и на протекании психических процессов. Большая нагрузка на ЦНС и на ее высший отдел — кору головного мозга проявляется преимущественно в таких психических процессах, как внимание, восприятие, мышление, анализ, память, эмоции. В мозге с наибольшей интенсивностью протекают процессы обмена веществ, он составляет 2-2,5% от общей массы тела, потребляет 15-20% кислорода, поступающего во внутреннюю среду организма, и для нормального проявления своих функций мозг должен иметь высокий уровень стабильности кровообращения.
Однако, многие факторы, сопутствующие умственной деятельности студентов, снижают эффективность кровообращения в головном мозге, ухудшают его кровоснабжение. К ним относятся: длительное пребывание в положении сидя за столом, нервно-психическое напряжение, отрицательные эмоции, напряженная работа в условиях дефицита времени, высокая ответственность за результаты усвоения знаний и др.
Длительная напряженная умственная работа снижает также возможности организма к ее качественному продолжению, наступает утомление, как нормальная реакция организма. Утомление может вызвать состояние усталости, которое появляется перед наступлением утомления и является субъективным чувством человека. Усталость нарастает при непонимании значения выполняемой работы, неудовлетворенности ее результатами. Наоборот, усиление интереса, успешное завершение работы снижает чувство усталости. Утомление не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон деятельности. Снижение работоспособности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом виде. Так, например, устав производить вычислительные операции, можно успешно заниматься чтением. Такое утомление, частичного характера, свойственно определенным видам умственного труда и является обратимым процессом. Утомление снимается своевременным эффективным отдыхом, особенно связанным с ДА.
Степень развития утомления можно определить по некоторым внешним признакам (табл. 9.1). Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором, например, ни занятия математикой, ни чтение литературы, ни даже простой разговор оказываются не по силам — только безудержно хочется спать. В таких условиях повышение умственной работоспособности за счет функционального перенапряжения весьма опасно для организма и, как правило, вызывает длительное неблагоприятное последствие.
При систематическом перенапряжении нервной системы возникает переутомление, для которого характерны чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышенная раздражительность, снижение аппетита, головокружение и головная боль.
Источник
Влияние положительных и отрицательных эмоций на школьников
Вырдылина, Ю. В. Влияние положительных и отрицательных эмоций на школьников / Ю. В. Вырдылина, С. Д. Турнина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 8 (28). — С. 144-148. — URL: https://moluch.ru/young/archive/28/1689/ (дата обращения: 08.07.2021).
Ключевые слова: эмоция, психическое самочувствие, учитель, учащийся, агрессия.
Эмоции — один из важных аспектов учебной деятельности. Они оказывают огромное влияние на все составляющее учебного процесса: на эффективность, на познавательную активность учащихся. Эмоции — настоящее психологическое горючее для роста, развития и деятельности.
Психология эмоций как наука едва достигла своего совершеннолетия. Это очень молодая наука. Без неё нельзя всерьез пытаться понять человека и его взаимоотношения с окружающим миром.
Курс психологии помогает лучше понять самих себя, понять своих близких, учителей, друзей и приятелей, познать человеческие отношения, объяснить многие поступки людей. Эти знания помогают самостоятельно справиться с жизненными проблемами, учат управлять собой.
Влияние настроения на людей
Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть, не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности. Не менее важна и наша способность сопереживать чужим эмоциям, способность к эмпатии, ровно, как и способность выразить эмоцию словами, рассказать о ней. Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип мотивации, новые поведенческие тенденции, большую вариативность поведения, необходимые для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой и для успешной адаптации.
Роберт Плутчик в своей работе рассмотрел эмоции как средство адаптации, игравшее важную роль в выживании на всех эволюционных уровнях. Ниже приводятся базовые прототипы адаптивного поведения и соответствующие им эмоции (аффективно-когнитивные структуры).
Прототипический адаптивный комплекс эмоция
Первичная
Инкорпорация — поглощение пищи и воды
Отвержение — реакция отторжения, экскреция, рвота
Разрушение — устранение препятствия на пути удовлетворения
Защита — первоначально в ответ на боль или угрозу боли
Репродуктивное поведение — реакции, сопутствующие сексуальному поведению
Депривация — утрата объекта, приносящего удовольствие
Ориентировка — реакция на контакт с новым, незнакомым объектом
Исследование — более или менее беспорядочная, произвольная активность, направленная на изучение окружающей среды
Надежда или любопытство
По мнению Плутчика, его теория эмоций может оказаться полезной в сфере изучения личности и в психотерапии. Он предложил рассматривать личностные черты как комбинацию или нескольких первичных эмоций, даже взаимоисключающих.
Плутчик определяет эмоцию как генетически предопределенную реакцию организма, связанную с приспособительным биологическим процессом. Например, адаптивному комплексу отвержения соответствует эмоция отвращения, а адаптивному комплексу разрушения — эмоция гнева. Профессор дает определение восьми первичным эмоциям и указывает на то, что эти восемь эмоций, вступая в комбинации друг с другом, образуют вторичные эмоции.
Эмоция — это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.
Определить эмоцию не так-то просто. Во-первых, эмоций много, и каждая из них справляется по-своему. Во-вторых, эмоция — чрезвычайно сложный феномен, который активизирует нейронные, когнитивные и моторные процессы.
Большинство ученых, как и обычные люди, неспециалисты, делят эмоции на положительные и отрицательные, на позитивные и негативные. Подобная классификация эмоций в целом правильна и полезна.
Эмоция воздействуют на тело и разум человека, они влияют практически на все аспекты его существования.
При рассмотрении вопроса о взаимодействии эмоций и развития личности нужно учитывать два фактора. Первый из них — влияние наследственности на эмоциональный склад личности. Вторым фактором взаимодействия служит индивидуальный опыт и обучение в той части, которая относится к эмоциональной сфере. Здесь имеются в виду навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями модели поведения.
Личность — это результат сложного взаимодействия шести систем: гомеостатической, побудительной, эмоциональной, перцептивной, когнитивной и моторной. Каждая система до некоторой степени автономна и независима, и одновременно каждая из систем некоторым образом соотносится с остальными.
Факты, относящиеся к изучению роли правого и левого полушарий мозга в эмоциональном процессе, получены главным образом в результате клинических исследований и наблюдений, описывающих различные случаи поражений головного мозга. Согласно самой распространенной точке зрения на эту проблему, эмоциональные процессы являются функциями субдоминантного (правого) полушария, а когнитивные — функциями доминантного (левого) полушария. Так, например, Галин считает, что переработка вербальной и невербальной (например, мимической) информации происходит соответственно в левом и в правом полушариях и что трудности в понимании сообщений, содержащих противоречащие друг другу вербальные и невербальные сигналы, можно объяснить на уровне нейронных механизмов, как конфликт между двумя полушариями головного мозга.
Об эмоциях. Виды эмоций. Роль эмоций в жизни человека
- Отражательно-оценочная функция. Эмоции оценивают значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта; являются той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о значимости происходящих, прошлых и будущих событий.
- Побудительная функция. Из оценки происходящего вытекает побуждение к действию. По мнению С. Л. Рубинштейна, «. эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него».
- В современной жизни коммуникативная функция эмоций является одной из важнейших. В повседневном общении не функциональные состояния организма, а выразительные движения лица и изменившийся голос, когда мы без слов понимаем все, что человек хочет нам сказать — вот что такое эмоция.
- Сигнальная функция эмоций заключается в том, что в ряде простых ситуаций они упрощенно, но быстро и автоматически сигнализируют о том, что происходит в нас или вокруг нас, о полезности или вредности какого-то воздействия, успешности или не успешности выполняемого нами действия.
С возрастом меняются не только эмоциональные реакции, но и активаторы конкретных эмоций. Так, в трехнедельном возрасте звук женского голоса вызывает у ребенка улыбку, но, по мере того как ребенок становится старше, этот же голос может вызвать у него раздражение. Удаляющееся лицо матери не вызовет особой реакции у трехмесячного младенца, тогда как 13-месячный ребенок отреагирует на это событие сердитым протестом, а 13-летний подросток может обрадоваться, узнав о том, что родители на весь вечер уходят из дома. Таким образом, одно и то же событие может вызывать разные эмоции в зависимости от возраста человека, степени его зрелости и обстоятельств.
Для очень многих людей подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь становится наиболее очевидным.
Эмоции играют важнейшую роль в самосознании, в формировании и поддержании чувства самоидентичности.
Радость, как и всякая фундаментальная эмоция, имеет свои уникальные характеристики.
Эмоция печали может играть положительную роль в жизни человека. Представьте только, каким был бы наш мир без этой важнейшей человеческой эмоции. Разве были бы мы способны к формированию крепких, устойчивых связей с людьми, разве дорожили бы ими, если бы возможность разрыва этих связей не вызывала у нас печали? И насколько «человечными» были бы мы, если бы не умели скорбеть о смерти любимого человека или сопереживать его горю?
Мы уже отмечали, что любая базовая эмоция имеет под собой естественные основания. Говоря о естественных причинах эмоции, мы имеем в виду такие причины, которые являются общими для всех людей, независимо от их национальности, культурных и социально-экономических условий жизни, уровня образования. Так, новизна и перемены являются универсальными активаторами эмоции интереса.
Печаль — это отдельная эмоция, которая имеет свое специфическое выражение и свои уникальные феноменологические характеристики. Депрессия предполагает сложную комбинацию эмоций, представлений, воспоминаний и мыслей. Кроме этого, она включает в себя различные соматические симптомы.
Гнев — одна из важнейших эмоций. Гнев зачастую воспринимается как нежелательная реакция, и человек, как правило, стремится избежать ее. Гнев — это часть человеческой натуры. Разумеется, человек должен уметь контролировать свой гнев, но в то же время он должен иметь возможность использовать его для своего блага и блага близких его людей.
Страх — это совершенно определенная, специфичная эмоция, заслуживающая выделения в отдельную категорию. Страх складывается из определенных и вполне специфичных физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, проистекающего из ожидания угрозы или опасности.
В качестве причин страха Сильван Томкинс, один из первых исследователей человеческих эмоций, называет драйвы, эмоции и когнитивные процессы.
Другим естественным активатором страха является одиночество. Зачастую, оставаясь в одиночестве, человек ощущает угрозу своей безопасности, но стоит ему оказаться среди людей, как страх отступает.
Большинство ученые сходятся во мнении, что фобии — интенсивные, иррациональные страхи, связанные с определенными объектами или ситуациями, являются приобретенными расстройствами.
Очевидно, что любовь складывается из таких эмоций как интерес — возбуждение и удовольствие — радость. Если согласиться с тем, что привязанность к другому человеку, потребность защищать и заботиться — атрибуты чувства любви, то мы должны будем признать, что любовь матери к ребенку — это особый тип любви. Любовь между сестрами и братьями — тоже особый феномен. Ревность — боязнь утраты любви.
Любовь — фундаментальное для человеческой природы чувство, но ее нельзя отнести к дискретным эмоциям, таким как радость или печаль. Любовь объемлет собой социальные отношения, прочную привязанность, эмоциональную связь. Любовь характеризуется интересом и радостью, а любовные отношения могут пробуждать весь спектр эмоций. Есть различные типы любви, и в каждом из них любовь проявляется по-своему. Но все типы любви имеют некоторые общие признаки, такие как привязанность, преданность, верность, желание защищать любимого человека и заботиться о нем.
Какова роль эмоций?
3) Эмоции защищают человека, предупреждая о реальной или мнимой опасности. Эти эмоции сохраняются в памяти и в определенной ситуации извлекаются из нее с целью выполнения защиты.
6) Когда словесная информация плохо понимается, целесообразно использовать эмоциональную (взгляд, мимику, жесты и т. д.).
Проведение теста на степень агрессивности среди учащихся
Вряд ли кто-либо будет отрицать то, что тест был, есть и остается основным инструментом психологической диагностики. Он позволяет за короткий период времени и незначительных материальных затрат получить максимально объективную информацию о человеке.
Страх, тревога, гнев и агрессивность тесно связаны между собой. Чувство гнева мы обычно относим к отрицательным эмоциям, хотя он может быть и положительным эмоциональным проявлением. Агрессивность — это не эмоции, а форма поведения.
Высокий уровень агрессивности личности влияет на социальное поведение, способствует проявлению соперничества, конфронтации в отношениях и конфликтов с окружающими людьми, препятствует успешности деятельности.
Агрессивные проявления можно разделить на два основных типа:
Оба вида агрессии могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его и сопряжены с эмоциональными переживаниями — гневом, враждебностью.
По методике Басса-Дарки мы провели тестирование в Таттинском лицее среди учащихся 5–11 классов.
Источник