Педагогическая оценка – важный элемент в процессе обучения
Аннотация
Несмотря на многочисленные исследования, проблемы оцен-ки знаний учащихся остаются недостаточно изученными, а в рус-ле общего процесса модернизации образования закономерно возникает вопрос о необходимости совершенствования сущест-вующей системы отметок. Успех обучения во многом зависит от того, как правильно и своевременно выставлена оценка за тот или иной вид деятельности школьника. У каждого учителя долж-на быть своя система оценки. Она должна включать разнообраз-ные средства и приёмы работы, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями.
Все, наверное, знают эти строчки из стихотворения А. Л. Барто:
Я Володины отметки узнаю без дневника.
Если брат приходит с тройкой, раздаются три звонка.
Если вдруг у нас в квартире начинается трезвон –
Значит, пять или четыре получил сегодня он.
Как знакома нам, педагогам, эта картина. Несмотря на то, что 80% проанкетированных учащихся нашей школы отмечают, что знания важнее, чем выставленная оценка, что учились бы, если оценок не ставили бы вообще, всё же оценка остаётся важным элементом в процессе обучения. Современная традиционная 5-балльная система оценивания не даёт полной картины школьной жизни. Она мало информационная. Но другой у нас пока нет. По-пробуем изобразить социальный портрет оценки:
«5» — торжествующая,
«4» — обнадёживающая,
«3» — равнодушная,
«2» -угнетающая.
Оценка. Что же это такое?
Оценка – это результат учебного труда ученика и учителя. Оценка – это определение степени усвоения обучаемыми зна-ний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ обучения и руководящими документами обучения. Оценить — зна-чит установить уровень, степень или качество чего-либо.
Оценка является необходимым компонентом учебного процес-са. Почему? Потому что человек, который работает, а учёба – это работа, нуждается в определённом отношении к тому, чтобы ре-зультаты его труда оценивались. И больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Его огорчает отрицатель-ная оценка. Но совсем выводит из строя, действует угнетающе и парализует желание работать равнодушие, когда его труд игно-рируется, не замечается, он не востребован. Когда домашнее за-дание задаётся, но не проверяется, когда сделанное сообщение, доклад или конспект оцениваются учителем без чтения, хотя и положительно. Научные исследования показывают, что поощ-ряемые ученики достигают больших успехов по сравнению с те-ми, кто никак не поощрялся.
Однако, как выявила практика, всё происходит несколько ина-че. 78% опрошенных учителей нашей школы считают, что, оце-нивая учащегося, они проявляют педагогическое мастерство, так как, выставляя оценку, учитывают все виды деятельности учаще-гося на уроке, объём выполненной работы, индивидуальные со-циально-психологические особенности ребёнка, особенности са-мой учебной деятельности. Но при этом единицы учителей име-ют систему оценивания всех видов работ. 70% учителей исполь-зуют чаще всего в своей работе на уроке только фронтальный опрос. 10% педагогов совсем не комментируют выставленные оценки или комментируют по просьбе самого ученика, а коммен-тарии носят краткий, свёрнутый характер.
Почему это происходит? Может потому, что у нас есть некото-рые сомнения относительно целесообразности оценки за тот или иной вид работы на уроке, недостаточно ясно представляем функции оценок, подзабыли требования к выставлению оценок и не понимаем тех отрицательных последствий, к которым может привести формализм в выставлении оценок.
Каковы же функции оценок в учебном процессе? Они таковы:
• диагностическая
Проявляется в требованиях предъявляемых обществом к уров-ню подготовки учащегося. Оценка – инструмент оповещения об-щественности и государства о состоянии и проблемах образова-ния в данном обществе. А проблемы есть. У нас в России 100% успеваемость! Чего, наверное, быть не может. Например, Фран-ция даёт аттестаты с положительными оценками 70% учащимся и гордится этим, так как до войны и сразу после неё их было только 50%. А в России у нас один неуспевающий – А.С. Пушкин. Ведь у него при обучении в Лицее по геометрии был «0».
• образовательная
Оценка определяет полноту и осознанность знаний, умение применить их на практике, показывает степень развития основ-ных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обоб-щение).
• личностно-ориентированная
Выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору пре-одоления заниженной самооценки учащегося и тревожности. Правильно организованный контроль и выставленная оценка снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность и самоконтроль. Тестирование среди наших учеников показывает, что мы, учите-ля, порой не можем правильно организовать опрос и контроль. 60% учащихся говорят, что перед контрольной работой испыты-вают страх, 74% учащихся тревожит ожидание опроса.
• воспитательная
Объективно выставленная оценка должна способствовать фор-мированию навыков систематического и добросовестного отно-шения к учебным обязанностям, обеспечивает взаимопонимание и контакт между учителем, учеником и родителями.
• стимулирующая
Оценка оказывает на волевую сферу посредством пережива-ния успеха и неуспеха и на личность в целом.
• эмоциональная
Любой вид оценки создаёт определённый эмоциональный настрой. Оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, поддержать, окрылить, но может и огорчить, усугу-бить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками. Так 50% опрошенных учеников, получив плохую оценку, будут переживать все выходные дни, 40% — испытывают стыд при объявлении неудовлетворительной оценки. Значит, реализация этой оценочной функции заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радость вместе с ним, огорчение вместе с ним). Ученика нужно всегда ориентировать на успех, выражать уверенность в том, что данный плохой результат может быть изменён к лучшему. Ситуация успеха и эмоционального благополучия – залог того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует ошибки и наметит пути их устранения.
• социальная
Учитель должен помнить, что оценка влияет на межличностные отношения в коллективе класса. По анкетам 70% учащихся бес-покоятся, что их отметка несколько хуже, чем у других учеников в классе, а 30% — волнует реакция сверстников на полученную ими оценку. Положительная оценка, несомненно, укрепляет социально-психологические позиции ученика, а негативные оценки нередко делают школьника изолированным и отвергнутым в классе. Это ведёт к снижению мотивации, активности и успешности, а иногда заставляет проявить агрессию.
• информационная
Выставленные оценки дают возможность проанализировать результаты и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса с обеих сторон, устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимся.
Какие же требования нужно учитывать при выставлении оценок? Прежде всего необходимо учитывать
• психологические особенности ученика,
• объём знаний по учебному предмету,
• понимание изученного, самостоятельность суждения,
• степень систематизации и глубину знаний,
• действенность знаний, умение применять их на практике.
Оценка должна быть
• объективной и справедливой;
• выполнять стимулирующую функцию.
Нужно создать систему оценивания. Она должна быть единой применительно к конкретному классу в рамках единого образова-тельного процесса. Желательно фиксировать изменения общего уровня подготовленности учащегося и динамику его успехов. Необходимо вводить механизм, развивающий оценивание учащимися своих достижений.
Выставленные оценки обязательно нужно комментировать. Учитель должен, во-первых, указать наиболее типичные ошибки в работе учеников; во-вторых, стимулировать интерес к учению, открывая перспективы, если тема качественно будет изучена; в-третьих, комментированием нужно обеспечить согласие учащегося с выставленной оценкой, если нужно, давая возможность отстоять ученику свою точку зрения.
Заглядывая в тетрадь или дневник ученика, иногда можно встретить словесную оценку учителя. Она тоже очень важна и нужна. Но почему-то дальше слов «молодец» и «умница» дело не идёт. А сколько необходимых душевных слов можно было бы написать:
• Хорошо!
• Удивительно!
• Великолепно!
• Прекрасно!
• Грандиозно!
• Незабываемо!
• Отлично!
• Талантливо!
• Экстра-класс!
• Красота!
• Это трогает меня до глубины души.
• Именно это я давно ждала!
• Ты одарённый.
• Потрясающе!
• Замечательно!
• Неподражаемо!
• Как в сказке!
• Ты на верном пути.
• Здорово!
• Поздравляю!
• Ух!
• Я тобой горжусь.
• Работать с тобой – просто радость.
• Я знала, что тебе это по силам.
• Гораздо лучше, чем я ожидала.
• Лучше, чем все, кого я знаю.
• Я горжусь тем, тебе это удалось.
• Я просто счастлива!
Сухомлинский говорил: «Оценка – это вознаграждение за труд, а не наказание за день». Учителю при подготовке к уроку нужно помнить, что поиски необходимых форм оценки и её организация — важная задача педагога.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Век Х., «Оценки и отметки», Москва, «Просвещение», 1984г.
2. Бурцев К., «Об оценках, отметках и ценностях: школьная оценка как средство педагогической поддержки»// Современная гума-нитарная гимназия, Москва, «Просвещение», 1996г.
3. http://www.coolreferat.com
Сборник докладов 13-го Всероссийского интернет-педсовета
Вам понравился материал?
Пожалуйста, поставьте свою оценку.
Источник
Образовательный портал
- Оценивание результата деятельности учителя в условиях Новой школы
Оценивание результата деятельности учителя в условиях Новой школы
Оценивание результата деятельности учителя в условиях Новой школы
Ишалёва Ирина Анатольевна
Достижения учеников – вот результаты работы учителя. Требования к результатам обучения сформулированы в государственных образовательных стандартах и исходя из этого, главное направление в работе каждого учителя и педагогических коллективов на ближайшие годы — осмысление, освоение и внедрение в практику работы системно-деятельностного подхода, который нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности..
В условиях Новой школы , очевидно, необходимо ввести оценочный Стандарт качества труда педагога школы, причём желательно учитывать такие составляющие деятельности учителя, как:
— результативность обучения и воспитания в сравнении с предыдущим периодом, контингентом учащихся;
— качество и результативность внеурочной работы с учащимися по предмету (кружки, факультативы, элективные курсы, предметные недели, проектная деятельность, фестивали, конкурсы, олимпиады);
— работа классного руководителя;
— участие в методической работе ОУ.
И обязательно , необходимо информировать учителя о позициях, по которым оценивается его труд.
Понятно, что без оценки педагогического труда в развивающейся школе невозможно прогнозировать ее дальнейшее движение.
Для того, чтобы в течение учебного года объективно оценить труд учителя по принципу результативности (рейтинг), необходим процесс его диагностики, непрерывный в течение всего данного полугодия.
Для оценки учителя-предметника необходимы данные о среднем балле и количестве выставленных учителем двоек по итогам четверти или полугодия.
По методической работе использовать информацию о призовых местах учащихся на олимпиадах, конкурсах различного уровня, о проведении внеклассных мероприятий по предмету, о публикациях и выступлениях учителя и т.д.
Я думаю, что наличие такой подробной информации о каждом учителе значительно улучшит подсчет его рейтинга:
o результативность учебной деятельности;
o результативность методической деятельности учителя;
o общественная работа
o работа с документами
o трудовая дисциплина
o классное руководство
Всё это должно мотивировать учителей на поиск решений выявленных проблем и ориентировать на дальнейшее саморазвитие, потому что помогает реально представить результаты своего, увидеть свои резервы.
Источник
Результат работы учителя и учеников
Результат работы учителя оценивается через следующие качественные характеристики:
1 — целенаправленность его деятельности на уроке;
2 — характер отношений с учащимися;
3 — индивидуально-личностный подход к учащимся;
4 — дифференцированный подход к обучению;
5 — умение педагога приводить в соответствие содержание учебного материала, методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся;
6 — работа учителя по формированию и развитию общеучебных навыков и умений;
7 — работа по развитию познавательного интереса;
8 — работа учителя по формированию знаний, умений и навыков и вооружению учащихся способами познавательной деятельности;
9 — сфокусированность усилий на формировании понятий;
10 — развитие общих способностей учащихся;
11 — объективность оценки знании учащихся, соединение использования оценки и отметки;
12 — эффективность усилий, развивающих личность;
13 — эффективность воспитывающих влияний.
Как видим, оценка результата работы учителя на уроке — процесс достаточно многоаспектный и сложный. Он не заканчивается на характеристике этих критериев, ибо результаты работы учащихся на уроке являются также и критериями работы учителя.
Примерная структура урока Подготовка учащихся к учебной работе: 1) Проведение в оптимальное состояние нервной системы и психики учащихся. 2) Организация действий учащихся и рабочих мест. 1 II Выполнение задач основной части урока: 1) Специальная переподготовка, ориентация учащихся на предстоящую работу. Доведение до их сознания цели и задач урока, проверка домашнего задания, повторение изученного, включение в их круг представлений, связанных со знаниями, которые предстоит усвоить, выполнение подготовительных упражнений, подводящих к усвоению новых знаний и способов действий, 2) Первоначальное восприятие, осмысление и запечатление в памяти всей системы знаний и умений, представленной в обобщенно-элементарном виде в целях обеспечения понимания учащимися основ изучаемого материала в сокращенном виде. 3) Многократное поэтапное возвращение к изучаемому, расчлененному на части, исправление пробелов, допущенных при первом восприятии, уточнение, углубление и расширение объема каждой выделенной части учебного материала в целях достижения полноты и точности восприятий, верности сформированных понятий и способов действий. 4) Интеграция на более высоком теоретическом уровне скорригированных по частям знаний и умений в целях создания у учащихся целостной системы знаний и умений. 5) Проверка действенности приобретенных учащимися знаний и умений путем включения их в практическую деятельность. III Заключительная часть Подведение итогов проведенной работы. Домашнее задание. Оценка успехов учащихся. Указание о содержании самостоятельной работы учащихся по закреплению и обогащению знаний и способов практических действий. Подготовка учеников к перемене. |
Результаты работы учащихся.
Необходимо отметить, что эффективность любого урока определяется не только тем, что учитель пытается дать детям, а прежде всего тем, что именно они взяли в процессе обучения. Конечный результат урока складывается из следующих позиций.
1. Уровень самостоятельности, самодеятельности учащихся на уроке-
2. Отношение учащихся к учебному труду.
3.Отношение учащихся к предмету, учителю, друг к другу.
4. Объективная направленность деятельности учеников на образование и развитие своей личности.
5. Наличие у учащихся познавательного интереса.
6: Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.
7. Знание учениками фактического материала и уровень его усвоения:
— уметь осмысленно и полностью его воспроизводить;
— уметь воспроизводить его в сокращенном виде;
— уметь выделять в материале главные положения;
— уметь разъяснять сущность усвоенных правил, выводить из других теоретических обобщений;
— уметь доказать правильность и обоснованность усвоенных теоретических положений;
— уметь отвечать на прямые и косвенные вопросы по изучаемому материалу; уметь расчленять материал на смысловые части и составлять план в устном и письменном виде;
— уметь иллюстрировать усвоенные теоретические положения своими примерами и фактами;
— уметь письменно отвечать на вопросы по изученному материалу;
— уметь применять полученные знания на практике, т.е. решать примеры и задачи, составлять схемы, выполнять практические задания;
— уметь устанавливать связь изученного материала с ранее пройденным;
— уметь переносить усвоенные знания на объяснение других явлений и фактов;
— уметь выделять, мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи в изученном материале, выражать к ним свое отношение.
Источник
Оценка профессиональной деятельности учителя в соответствии с профессиональным стандартом педагога
На интернет-площадке для учителей и родителей «Преобразование» идет обсуждение проекта процедуры оценивания профессиональной деятельности педагога, которая позволяет раскрыть степень владения педагогом профессиональными компетенциями.
Авторы проекта — члены инициативной группы, возглавляемой ректором МГПУ Игорем Реморенко.
В тексте проекта указано: «Согласно разработанной профессиональной модели компетенций учителя под компетенциями понимается набор профессиональных и личных качеств (знаний, умений, навыков, установок, мотивации, функциональных особенностей и т. п.), которые проявляются в поведении и обеспечивают эффективное выполнение работы педагогом.
Все профессиональные компетенции учителя разделены на три группы: когнитивные, социальные и функциональные. Каждая группа состоит из двух-трех компетенций, а каждая компетенция описывается с помощью двух-пяти шкал, детализирующих и уточняющих конкретные параметры оценки данной компетенции. Всего в модели семь компетенций, описанных в 29 шкалах.
В предлагаемой системе оценки используются три основных метода оценки профессиональной модели компетенций учителя: видеоанализ уроков, кейс-метод и опрос «360 градусов» (далее — «опрос 360»). Видеоанализ урока позволяет оценить деятельность учителя, анализ кейсов направлен на оценку понимания модели эффективной деятельности учителя, «опрос 360» позволяет оценить качество влияния деятельности учителя на основных участников образовательного процесса».
«Опрос 360»
«Опрос 360» — это метод опроса всех участников педагогического процесса, подразделяемых на четыре группы: обучающиеся, родители или законные представители обучающихся, администрация образовательной организации, коллеги. Представителям каждой группы предлагается заполнить специально разработанную для этой категории респондентов анкету в электронном виде, составленную на основе модели компетенций учителя.
Кейс-метод
Кейс-метод — это метод, направленный на оценку профессиональных компетенций, умений и навыков интеллектуальной деятельности, способности к обучению, умению перерабатывать различную информацию в кратчайшие сроки. Кейс-метод считается одним из наиболее действенных способов получить информацию о специалисте. Кейс-измерители основаны на использовании проблемных заданий, в которых участникам оценочной процедуры предлагается проанализировать реальную профессионально-ориентированную ситуацию, содержащую в себе необходимую, но неполную информацию для решения заданной проблемы.
Методика видеоанализа уроков
Одной из оценочных процедур в предлагаемой системе оценки учителя является анализ видеозаписей уроков или их фрагментов, которые записываются во всех классах, в которых ведет занятия учитель, проходящий оценку. Представляется, что анализ видеозаписей уроков в качестве оценочной процедуры по целому ряду параметров более объективен, чем посещения и анализ занятий.
Участники обсуждения проекта разделились в оценке предложенной модели. Приведем некоторые цитаты:
«Считаю данную модель нереалистичной, нежизнеспособной и практически невыполнимой в условиях катастрофической нехватки кадров в области образования. Школы нуждаются в специалистах: молодежь уходит (т.к. на зарплату не прожить), а пенсионеры продолжают работать, (т.к. на пенсию не прожить).Это может еще больше привести к застою и еще большему кризису в образовании. Предлагаемые способы оценки профессиональных компетенций педагога очень субъективны и спорны. Эта процедура, на мой взгляд, самая затратная, бесполезная и необъективная».
«Всё, что предлагается авторами модели компетенций педагога вполне реально. Внимательно вчитавшись, понимаешь, что этими компетенциями обладает любой современный учитель. Не бойтесь компетенций, лучше предлагайте свои редакции, чтобы не включалось ничего лишнего, только самое необходимое».
«Согласна с авторами разработчиками модели компетенций педагога, что нельзя учитывать только результативную сторону педагогической деятельности учителя, нужна более детальная оценка процессуальной, то есть текущей деятельности — реальной деятельности с проблемами и успехами. Каждый день анализируешь не только свою деятельность, но и деятельность учащихся, родителей, коллег».
«В сельских районах скоро вообще не кого будет оценивать! Жизнь и работа учителя и без этого находится под таким прессом, что просто жуть!
Если сегодня учитель в сельской местности окажется не компетентен (имея диплом установленного образца и стаж работы более 20 лет) и просто будет уволен, то заменить его будет не кем! Ну кто пойдет в сельскую глухомань и дыру работать за 8000? При этом ни квартиры, ни комуслуг не гарантируется. В результате школа потеряет аккредитацию!
Нужно думать как сделать профессию более привлекательной, как сократить документооборот и количество проверок, мониторингов, оцениваний! А не вырабатывать новые заморочки на голову педагога! Поверьте: их и так хватает с лихвой».
Источник