Критерии качества научно-методических работ
Научно-методическая подготовка студентов и осуществляющих ее преподавателей во многом зависит от качества проводимых научных и методических работ. Каждый вид научных и методических работ в зависимости от их предназначения в системе профессионального физкультурного образования отличается по задачам, содержанию, структуре, стилю написания, оформлению и т.д. В соответствии с этим существуют требования, которым должны отвечать те или иные научные и методические издания, разработаны критерии, по которым производится их оценка.
Педагогические исследования делятся на фундаментальные, прикладные и разработки. Фундаментальные исследования направлены на создание теории обучения и воспитания, теории содержания образования, теории методов и организационных форм обучения и воспитания. Прикладные исследования решают вопросы, связанные с практикой, их назначение – давать научные средства для решения этих вопросов. Разработки содержат конечные результаты исследований в такой форме, в которой они могут непосредственно применяться на практике.
Качество фундаментальных исследований определяется принципиально новыми подходами в области обучения и воспитания, влиянием на развитие теории и практики, перспективой для развития прикладных исследований. Качество прикладных исследований и разработок определяется их практической значимостью, влиянием на процессы обучения, воспитания, актуальностью полученных знаний, новизной, возможностью использовать их для преобразования действительности.
В педагогике актуальна проблема различения научного и ненаучного знания в силу многообразия проявлений педагогической деятельности. Изучение практики используется в научных исследованиях, что иногда приводит к высказыванию мысли о том, что научное знание можно получить в процессе педагогической деятельности, без специальных средств познания, теоретических обобщений. В связи с этим принято различать два вида познания: стихийно-эмпирическое и научное, теоретическое.
Стихийно-эмпирическое знание первично, существует давно и актуально сейчас. В нем получение знаний не отделено от практической деятельности людей, практических действий с объектом. На основе собственного опыта люди узнают свойства этих объектов, усваивают наилучшие способы действий с ними. Так, педагог знание такого рода получает в процессе практической работы с учащимися, студентами.
Научное познание отличается тем, что познавательную деятельность в науке осуществляют не все, а специально подготовленные люди – научные работники, ученые в форме научных исследований с применением специальных средств познания и методов исследования.
Существенное отличие научного познания от стихийно-эмпирического состоит в том, что научное исследование носит систематический и целенаправленный характер, оно служит решению проблем, которые сознательно формулируются как цель.
Знание отличительных признаков научной и методической работы имеет большое значение при оценке их качества. Кроме того, эффективность оценки будет выше при комплексном учете характеристик. Основные из них следующие: проблема, тема, актуальность, объект исследования, предмет исследования, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения, новизна, значение для науки, значение для практики. В той или иной мере они относятся и к любому виду научной или методической работы (диссертациям, дипломным и курсовым работам, учебным изданиям).
Новизна исследования
При завершении научной и методической работы подводят итоги и определяют главное: какое новое знание получено и каково его значение для науки и практики, особенно в диссертационных работах. На это направлен весь ход исследования: проблема, название темы, актуальность, объект и предмет, цель и задачи, гипотеза, защищаемые положения. Чем лучше отработаны эти структурные элементы, тем более четко проявляются признаки того, что сделано из того, что не было сделано другими, какие результаты получены впервые; с этих позиций анализируется и оценивается весь фактический материал, полученный в ходе исследования.
Новизна исследования может быть представлена двумя способами: первый – описание новизны; второй – ее содержательное изложение. Описание новизны возможно в том случае, когда новые результаты отражены в защищаемых положениях, или в теоретической значимости работы. Более приемлем вариант, когда описание дополняется содержанием новых результатов, например определены требования…, к их числу относятся: а, б,….
При оценке новизны используются три основные характеристики: вид результата; уровень новизны результата; содержательное изложение (описание) результата. Выделяют два вида результата: теоретические знания (новые концепции, закономерности, методические рекомендации, правила и т.д.); эмпирические (факты, данные измерений, наблюдений и т.п.). Выделяют три уровня новизны: конкретизации, дополнения, преобразования. При описании результата, например, диссертационного исследования ориентируются на «классификационные признаки диссертации»: 1 – результаты являются новыми; 2 – отдельные результаты не новы; 3 – значительная часть результатов не нова.
Раздел новизны целесообразно строить в формулировках: разработаны…; обоснованы…; выявлены…; раскрыты…; установлены… и т.п.
Значение научной работы для науки и практики определяется на начальном этапе работы как основание для проведения исследования (проблема, тема, актуальность). На заключительной стадии определяются значения уже полученных результатов, надо показать, для какого участка науки или практики этот результат имеет значение.
Источник
Критерии оценки результатов методической работы в школе
Методическая работа в образовательном учреждении осуществляется под руководством администрации, методическая служба создается ее решением и утверждается приказом по школе. Под методической работой, по словам В.М. Лизинского, понимается «всякая деятельность, направленная на успешную организацию учебного процесса».
По мере усиления научного потенциала учителей могут создаваться кафедры, руководимые учеными или учителями. Ученые могут привлекаться к методической работе школы в качестве консультантов.
Руководство образовательным учреждением при создании методического совета вырабатывает основные положения и содержание деятельности.
Важным в работе методического совета является выявление круга проблем, над которыми в течение учебного года будут работать методические объединения учителей-предметников, кафедры, службы. В.М. Лизинский показывает, как можно определить круг проблем и на этом основании составить так называемый «проблемник».
Все проблемы школы наших дней можно сгруппировать следующим образом:
- Все виды здоровья: физическое, умственное, нравственное, эмоциональное, психическое, эстетическое.
- Социализация учащихся.
- Успеваемость и интерес к учебе.
- Созидательная составляющая досуга.
- Творчество по плечу и по душе.
- Психолого-педагогический климат в школе.
- Умение администрации школы создавать ситуацию успеха, управлять успехом.
- Уровень психологической, предметной, педагогической и общекультурной готовности педагогов.
- Связь школы со средой и родителями.
- Противоречие между нравственными ценностями и устоями современного общества, и деятельностью школы.
Методические объединения — самая распространенная форма совместной работы педагогов, объединяющая их по характеру преподаваемого учебного предмета либо по обслуживаемой возрастной группе учащихся. В каждом методическом объединении (МО) выбираются председатель и его заместитель; если это крупное объединение, то выбирается состав правления из 3-5 человек. Работа МО должна строиться так, чтобы большинство учителей могли проявить инициативу и показать свое творческое лицо. Структура плана методического объединения может быть самой разнообразной в зависимости от потребностей учебного заведения и интересов педагогического коллектива.
Методическое объединение учителей под руководством администрации образовательного учреждения организует научно-практические конференции, проводит семинары на базе своей школы.
На методических объединениях учителя могут вырабатывать различные формы взаимодействия с педагогами других образовательных учреждений для того, чтобы совместно найти оптимальные пути решения проблем, стоящих перед образованием.
К числу таких межшкольных проблем можно, например, отнести:
- создание картотеки педагогических находок и приемов работы по предмету как в урочное, так и во внеурочное время;
- выпуск совместных профессиональных журналов и альманахов;
- проведение тематических межшкольных научно-практических конференций и дискуссий и др;
- высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
- овладение современными методами обучения и воспитания;
- хорошо организованный процесс обучения и воспитания;
- положительная динамика качества обучения и воспитания учащихся;
- высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов;
- своевременное распространение передового педагогического опыта;
- постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования педагогической деятельности;
- качественно организованная система повышения квалификации педагогов.
Успешность работы образовательного учреждения связана не только с эффективностью работы методических объединений, но и с организационной, психолого-педагогической, воспитывающей и другими видами деятельности. Предлагается использовать следующие критерии для оценки методической работы в учебном заведении.
Критерии оценки результатов методической работы в школе (по В.М. Лизинскому)
Пользуясь критериями В.М. Лизинского, можно оценить степень успешности учебно-методической и воспитательной работы в школе. Приводимые ниже критерии оценки результативности методической работы нередко трудно отследить или вовсе невозможно измерить. Однако, косвенные или субъективные данные, а главное, общее состояние дел в ОУ являются самым убедительным показателем оптимальности, успешности, продуктивности функционирования методической службы в школе, ибо успешность методической работы не вычленяема из успешности учебно-воспитательного процесса вообще. Параметры, по которым целесообразно оценивать эффективность методической работы в ОУ (по положительной динамике в их проявлениях):
- рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью;
- положительный психолого-педагогический климат;
- высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
- овладение современными методами обучения и воспитания;
- грамотно организованный процесс обучения и воспитания;
- положительная динамика в проявлении качества обучения и воспитания учащихся;
- высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов;
- своевременное оперативное распространение актуального педагогического опыта (для данного педколлектива);
- постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования педагогической деятельности;
- оптимально организованная эффективная система повышения квалификации педагогов.
Если школа обеспечивает привлекательность процесса обучения для учащихся и достигает запланированных целей, то это и есть результат всех педагогических, в том числе и методических усилий всех педагогов школы, ее методической службы.
Таким образом, не числом, не деятельностью вообще, не единой (нередко формальной) методической темой, не запланированными и выполненными методическими мероприятиями ценна работа администрации, методслужбы и педагогов, а разумным сочетанием психолого-педагогической, методической, учебной, организационной и воспитывающей деятельности.
Психологические критерии:
- высокий уровень удовлетворенности учащихся собственной учебной деятельностью;
- высокая оценка, которую учащиеся ставят своей школе в связи с ее привлекательностью для них;
- высокий профессиональный авторитет педагогов (особенно по тем предметам, которые учащиеся считают предпочтительными для себя);
- общая положительная тональность отношений педагогов и учащихся в школе;
- уважительное отношение к школе со стороны родителей;
- готовность учащихся, выпускников и родителей помогать школе;
- творческий настрой педагогов и учащихся;
- желание педагогов достичь такого совершенства, которое позволило бы им стать любимыми педагогами в школе;
- высокий уровень внимания, включенности, интереса к учебе со стороны учащихся.
Учебные критерии:
- возможность для каждого ученика найти себе интересного учителя, интересные предметы, дело по душе, внимательное отношение к его проблемам;
- умение использовать достоинства индивидуального, дифференцированного обучения;
- органическая связь между урочной и внеурочной, классной и внеклассной предметной деятельностью;
- умение педагогов применять различные современные методики преподавания;
Важнейший показатель научной, оптимальной, эффективной методической службы в образовательном учреждении – организация такой методической работы, которая вытекает из запросов, интересов и реальных проблем данного педагогического коллектива, способствует его развитию и разрешению возникающих затруднений.
Критерии эффективности методической работы
- Категорийный состав методического объединения. Количество педагогов, повысивших и подтвердивших свою категорию.
- Количество проведённых плановых и оперативных заседаний МО.
- Количественный и качественный анализ рассмотренных на заседаниях МО вопросов по:
- изучению нормативно-правовой базы преподаваемых предметов;
- методике преподавания предметов;
- решению практических задач преподаваемых предметов.
- Количество педагогов, повысивших свою квалификацию в системе ИПК и ПРО, через систему семинарских занятий, проблемных курсов и т.п.
- Участие МО в педагогических советах, семинарах, конференциях (количество выступлений, их тематика, уровни: школьный, городской, областной и т.п.).
- Участие МО в методических неделях (количество проведённых открытых уроков, количество учителей, давших открытые уроки).
- Участие в предметных неделях (количество проведённых внеклассных мероприятий на уровне класса, школы; их тематика, результативность).
- Работа по изучению, обобщению и распространению опыта работы МО (открытые мероприятия МО: заседания, семинары и т.п.).
- Работа МО по обновлению содержания образования.
- Участие педагогов МО в инновационных процессах, в опытно- экспериментальной работе.
- Работа МО по освоению и внедрению в УП современных педагогических технологий.
- Работа МО по реализации предпрофильной и профильной подготовки учащихся.
- Работа МО с одарёнными детьми.
- индивидуальная работа,
- кружковая работа,
- факультативы,
- спецкурсы,
- курсы по выбору,
- элективные курсы.
б) Участие в предметных олимпиадах: школьных, городских, областных, региональных и т.д. (учитель, количество участников, победителей).
в) Участие в творческих конкурсах, играх, соревнованиях (название, количество участников, результаты).
- Работа по развитию учебно-методической базы кабинетов (количество, названия методических разработок, учебно-наглядных пособий, раздаточного дидактического материала).
- Работа со школьной документацией (оформление журналов, графиков, протоколов контрольных работ, отчётов о проделанной работе и др.: качество и своевременность сдачи).
- Участие МО в творческих отчётах.
Критерии уровней сформированности компонентов самоанализа
Компоненты самоанализа
Уровни и показатели
Низкий/%
Средний/%
Высокий/%
Спонтанный контроль, когда все определяется с помощью интуиции
Осознанный отбор, сравнение, сопоставление необходимых фактов, явлений
Установление ассоциаций с ранее изученными и знакомыми фактами, а также с новыми качествами предмета в целостности их связей и характеристик
Не владение навыками проведения диагностики
Умение определять проблему и причины их возникновения
Выявление проблем и определение их приоритетности, а также причины возникновения
Слабо выражена осознанность затруднений
Осознание результатов деятельности
Предвидение возможных последствий принимаемых решений, установление причинно-следственных связей
Слабо развитые навыки самооценки
Комбинирование ранее используемых методов и нахождение причин их возникновения
Критическая оценка педагогической проблемы и умения прогнозировать результаты своего труда
Источник
Анализ методической работы 2021
Современная профессиональная школа остро нуждается в профессионалах – преподавателях, способных к инновационной деятельности, профессиональному росту и мобильности, обладающих потребностью в саморазвитии и самообразовании.
Педагогический коллектив в 2020-2021 учебном году работал методической темой: «Повышение качества образовательного процесса через внедрение инновационных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС в рамках ШНОР».
Цель методической работы: обеспечить условия, способствующие повышению методической компетентности педагогических работников.
Организация ликвидации профессиональных затруднений на основе реализации планов личностно-профессионального развития и повышения квалификации.
Методическое сопровождение реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО и профессиональный стандарт педагога.
Продолжить работу по совершенствованию теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса, включение педагогов в инновационную деятельность, активизировать применение личностно-ориентированных, развивающих и информационных технологий.
Организовать методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности обучающихся, повысить качество подготовки к олимпиадам, интеллектуальным и профессиональным конкурсам.
План реализации методических мероприятий в 2020-2021 учебном году:
методический совет формирует цели и задачи методического обеспечения УВП и методической учебы;
определяет содержание, формы и методы повышения квалификации педагогов;
осуществляет планирование, организацию и регулирование методической учебы педагогических кадров, анализ и оценку ее результатов;
решает педагогические проблемы, связанные с методическим обеспечением УВП и методической работой;
разрабатывает систему мер по изучению педагогической практики, обобщению и распространению опыта;
руководит и контролирует работу методического объединения, школьной библиотеки;
принимает участие в комиссии по аттестации педагогических кадров школы на соответствие занимаемой должности.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ОБЪЕКТЫ АНАЛИЗА:
1) РАБОТА НАД МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ ШКОЛЫ.
Деятельность администрации МБОУ ООШ № 52 была направлена на поиск эффективных методов стимулирования деятельности педагогических работников во всех направлениях деятельности ОО, соответствующих стратегии его развития. Решением педагогического совета в 31 августа 2020 года методическая работа в 2020-2021 году была организована в рамках методической темы школы, выбор которой был обусловлен актуальными для школы проблемами и образовательными запросами педагогов школы, выявленными в результате диагностики профессиональных затруднений.
Работа над методической темой школы в 2020-2021 учебном году была направлена на выполнение следующей цели и решение задач, а именно: методическое сопровождение системного развития профессиональной компетентности педагогических кадров, обеспечивающей достижение нового качества образования, создание условий для реализации ФГОС НОО, ООО, осуществление координации действий методических объединений по различным инновационным направлениям, продолжение работы по выявлению, обобщению и распространению передового педагогического опыта творчески работающих учителей, эффективное использование образовательных и воспитательных методик и технологий, связанных с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов, поддержка культурно-образовательных инициатив коллектива, осуществление сопровождения исследовательской, проектной и инновационной деятельности, стимулирование творческой инициативы педагогов, совершенствование методического уровня педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями, методическое сопровождение работы с молодыми специалистами, прибывшими 1 сентября 2020 года в МБОУ ООШ № 52 трудиться в рамках федеральной программы «Земский Учитель", совершенствование системы мониторинга и диагностики уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов.
Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:
-обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя с целью достижения современного качества образования в условиях реализации ФГОС;
-информационное обеспечение образовательного процесса,
-обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта;
-обеспечение внеклассной работы по учебным предметам;
-совершенствование методов отслеживания качества образования;
-работа над повышением профессионального имиджа учителя и школы.
Действующая модель методической службы МБОУ ООШ № 52 решает во многом задачи организации целенаправленной деятельности педагогического коллектива по переводу педагогических процессов и школы в целом в новое, более высокое качественное состояние, стимулирующее развитие личности учителя и ученика, направленное на повышение качества образования учащихся в рамках ШНОР (школы с низкими образовательными результатами по итогам отбора в 2019 году). Работа методического совета:
ФИО руководителя МС
ФИО должность членов МС
Ермакова Т.С. – заместитель директора по УВР
Цястюк Алена Викторовна
Яковенко Светлана Юрьевна
Масенко Ирина Евгеньевна
Гончаренко Ирина Марьяновна
Ермакова Лилия Сергеевна
Чернега Галина Ивановна
— тематические педагогические советы
— методические объединения учителей
— работа учителей над темами самообразования
— работа с молодыми специалистами
— работа с вновь пришедшими учителями
— изучение методических новинок, использование их в работе;
— повышение квалификации в ИРО КК, вебинаров
— мониторинг достижений обучающихся;
— проведение открытых уроков с использованием различных инновационных технологий.
Работа школьных методических объединений:
ФИО, должность руководителя ШМО
Количество педагогов ШМО
Ермакова Т.С. – зам. Директора по УР
— тематические педагогические советы
— методические объединения учителей
— работа учителей над темами самообразования
— работа с молодыми специалистами
— работа с вновь пришедшими учителями
— консультации по организации и проведению современного урока
— организация работы с высоко мотивированными детьми
— консультационная помощь учителям по ведению школьной документации, по организации, проведению и анализу современного урока
— организация и контроль курсовой системы повышения квалификации
— аттестация педагогических кадров на соответствие занимаемой должности
— программно-методическое обеспечение образовательного процесса в 2020-2021 учебном году;
— оптимизация системы работы с одаренными детьми;
— организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО и ФГОС ООО;
— организация внеурочной деятельности по предметам (предметные олимпиады, недели, конкурсы и др.);
— работа по предупреждению неуспеваемости, ликвидации пробелов в знаниях учащихся;
— подготовка к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ;
— новые условия аттестации педагогических и руководящих работников;
— изучение, обобщение и внедрение перспективного педагогического опыта.
Работа с молодыми педагогами:
Ф.И.О., должность молодого педагога
Ф.И.О., должность наставника
Ермакова Лилия Сергеевна
Ермакова Татьяна Сергеевна, заместитель директора по УВР, учитель химии и биологии, физики.
— индивидуальные, коллективные консультации; — посещение уроков; — мастер-классы, семинары, открытые уроки; — теоретические выступления, защита проектов; — наставничество; — анкетирование, микроисследования.
Прохождение курсов повышения квалификации руководящих и педагогических работников:
Кол-во педработников в школе
Тематика курсов повышения квалификации
Веникова Татьяна Сергеевна
ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края
«Совершенствование деятельности учителя по устранению недостатков освоения примерной программы по химии по результатам оценочных процедур»
ГБОУ «Институт развития образования Краснодарского края»
«Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в области технологий формирования функциональной грамотности обучающихся»
Масенко Ирина Евгеньевна
ООО «Международный центр консалтинга и образования «Велес» г. Таганрог
«Современные технологии менеджмента в образовании в рамках внедрения ФГОС нового поколения»
Ермакова Лилия Сергеевна
ГБОУ «Институт развития образования Краснодарского края»
«Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в области технологий формирования функциональной грамотности обучающихся»
Чернега Галина Ивановна
Русский язык и литература
ООО «Международный центр консалтинга и образования «Велес» г. Таганрог
«Технологии и инновационные формы педагогической деятельности учителя (предмет «Основы православной культуры») в рамках ФГОС
Гончаренко Ирина Марьяновна
Физическая культура и ОБЖ, Технология
ООО «Международный центр консалтинга и образования «Велес» г. Таганрог
«Технологии и инновационные формы педагогической деятельности учителя (предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в рамках ФГОС
ООО «Международный центр консалтинга и образования «Велес» г. Таганрог
17.09. 2020-30.09. 2020
«Технологии и инновационные формы педагогической деятельности учителя (предмет «Основы технологии») в рамках ФГОС
ООО «Международный центр консалтинга и образования «Велес» г. Таганрог
17.09. 2020-30.09. 2020
«Технологии и инновационные формы педагогической деятельности учителя (предмет «Физическая культура») в рамках ФГОС
Яковенко Светлана Юрьевна
ООО «Международный центр консалтинга и образования «Велес» г. Таганрог
«Технологии и инновационные формы педагогической деятельности учителя (предмет «Финансовая грамотность») в рамках ФГОС»
Цястюк Алена Викторовна
ГБОУ Институт развития образования Краснодарского края
«Обучение иностранному языку в соответствии с требованиями ФГОС ООО и СОО»
ГБОУ Институт развития образования Краснодарского края
«Совершенствование профессиональных компетенций учителей начальных классов в соответствии с ФГОС»
Аттестация педагогических кадров:
Общее кол-во педработников
Имеют высшую квалификационную категорию (кол-во, %)
Имеют первую квалификационную категорию, кол-во,%)
Аттестованы на соответствие занимаемой должности (кол-во, %)
С целью качественной организации аттестации педагогов в МБОУ ООШ № 52 создан информационный банк нормативных документов по аттестации педагогических работников, обновлены информационные стенды, проведен ряд совещаний по разъяснению порядка аттестации педагогических работников в новой форме. Ответственный за организацию аттестации педагогических работников заместитель директора по УВР Т.С. Ермакова участвовала в совещаниях муниципального и краевого уровня по вопросам организации аттестации педагогических работников.
В школе сложилась определенная система аттестации педагогических кадров, которая является одним из факторов стимулирования целенаправленного непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности работников, развития творческого потенциала педагогов, обеспечения возможности повышения уровня оплаты труда. Аттестация строится на принципах добровольности, открытости, гласности, объективности, законности. Анализ результатов аттестации позволяет сделать вывод, что аттестация кадров в 2020-2021 учебном году аттестационном году прошла организованно. Завершили процедуру аттестации 3 педагогических работников ОУ, что составляет 100 % от числа заявившихся на аттестацию:
-соответствие занимаемой должности – 1 педагог (Чернега Г.И., социальный педагог)
Для троих педагогов ОУ (Яковенко С.Ю., Гончаренко И.М., Чернега Г.И.) процедура аттестации проводилась повторно.
Одним из важнейших управленческих циклов системы образования, который позволяет реализовать системный подход как принцип деятельности можно считать работу администрации с молодыми педагогами.
Показателем эффективности работы с молодыми специалистами является раскрытие их профессионального потенциала, привлечение к участию в общественной жизни коллектива, формирование общественно значимых интересов, содействие развитию общекультурного и профессионального кругозора, творческих способностей, наличие потребности в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.
В МБОУ ООШ № 52 обеспечивается поддержка молодых педагогов и в области практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения). Помощь в разработке программы собственного профессионального роста, в выборе приоритетной методической темы для самообразования.
Основной принцип работы – принцип диалога, межличностной коммуникации.
Условиями, обеспечившими результат, можно считать:
— системную методическую работу с молодыми специалистами через организацию наставничества из числа педагогов с высоким уровнем профессиональной компетентности и большим педагогическим опытом;
— участие в школьном семинаре по теме «ИТРПК в начальной школе»;
— участие молодых специалистов (профессиональный конкурс Учитель года Кубани 2021- Цястюк А.В., учитель начальных классов)
Остается актуальной деятельность по подготовке к аттестации и повышению квалификации педагогических работников через привлечение педагогов к участию в форумах, семинарах, круглых столах, заочных конкурсах, конференциях, в которых педагоги могут обобщить результаты деятельности в межаттестационный период и найти новые направления собственного профессионального развития.
Со стороны администрации образовательных учреждений проводился контроль соблюдения нормативно-правовой базы по аттестации, сроков проведения информирование работников о сроках окончания действия квалификационной категории.
С целью оптимизации и повышения результативности в работе с педагогами, руководителем методического совета школы Чернегой Г.И. в школе разработаны карты ИТРПК, которые помогают определить степень участия каждого учителя в методической работе школы.
Результаты мониторинга показали:
Участие в профессиональных конкурсах. Все учителя приняли участие в обучающих семинарах на базе школы и некоторые педагогов посетили семинары и открытые уроки в других общеобразовательных школах района.
Главной целью повышения квалификации является обновление и расширение теоретических и практических знаний педагогических работников по наиболее актуальным направлениям развития системы образования, стимулирование творческого роста, содействие в определении содержания самообразования. Необходимость в повышении квалификации как одного из основных условий дальнейшего профессионального роста педагогических работников с каждым аттестационным годом растёт. Повышение профессиональной компетентности педагогов происходит в соответствии с планом курсовой подготовки педагогов. В течение межаттестационного периода каждый педагог посещает курсы повышения квалификации. В 2020-2021 учебном году на базе ИРО КК курсовую подготовку прошли 3 педагога.
Наиболее типичные проблемы и затруднения, выявленные в ходе аттестации педагогических работников.
В целом все педагоги показали уверенное владение информационно-коммуникационными технологиями, использование различных технологий оценки достижений обучающихся. Аттестуемые продемонстрировали стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ.
Анализ результатов аттестации педагогических работников позволяет сделать вывод о том, что 2020-2021 аттестационный год прошел успешно. Результаты аттестации в целом свидетельствуют о положительной динамике профессионального роста педагогических работников.
Представленная информация по результатам аттестации 2020-2021 аттестационного года определяет следующие позиции:
аттестационный год стал годом дальнейшего совершенствования аттестационных процессов, повышения эффективности управления аттестационными процессами;
наблюдается рост профессиональной культуры педагогических работников, ориентация на освоение современных психолого-педагогических, информационных технологий;
основные принципы аттестации не нарушены, отсутствуют конфликтные ситуации;
создана и действует система стимулирования целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методической культуры, личностного профессионального роста.
В 2021-2022 учебном году в школе будет продолжена работа по созданию условий для повышения квалификации педагогических работников.
С целью достижения ведущих задач аттестации в 2021-2022 учебном году рекомендовать:
— заместителю директора по УВР, ответственной за аттестацию педработников школы, оказывать всестороннюю помощь и консультации работнику на нулевом этапе и в межаттестационный период, чтобы аттестуемый смог осознать свои достижения, соотнести их с требованиями, предъявляемыми в ходе аттестации.
Анализ структуры кадрового состава педагогических работников МБОУ ООШ № 52 и результатов аттестации педагогических работников по итогам завершившегося учебного года.
Источник
Критерии качества научно-методических работ
Продуктом научной и методической деятельности являются произведения — результат творческой работы, предполагающей создание нового, ранее неизвестного, оригинального. Произведения защищены авторским правом, которое является частью гражданского законодательства, регулирующего отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства [2, 5]. Авторское право распространяется на обнародованные и необнаро-дованные произведения, существующие в какой-либо объективной (материальной) форме (ст. 5 ЗоАП).
Авторское право на произведение возникает в силу факта его создания, никакой регистрации произведения или выполнения иных формальностей не требуется (п.1, ст. 9 ЗоАП).
Использование произведений осуществляется главным образом путем опубликования, для научных и методических произведений это издание книг, брошюр, монографий, учебников и учебных пособий, статей в журналах и т. д. (см. гл. 5). Существуют также неиздаваемые произведения (диссертации, научные отчеты, переводы научно-технических текстов, обзоров и т. п.). Опубликование входит в более широкое понятие — обнародование, которое делает произведение доступным для общего сведения любым способом (Ст. 4 ЗоАП).
Обнародование и опубликование осуществляются только с согласия автора (или иного владельца авторских прав).
Соавторство (ст. 10 ЗоАП) — это создание произведения совместным творческим трудом двух и более лиц (соавторов). Различают раздельное соавторство и неделимое соавторство. При раздельном соавторстве указывается, какая часть создана каждым соавтором, который может использовать ее по своему усмотрению. При неделимом соавторстве право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Это же относится к вопросу о вознаграждении.
Научная, методическая или другие виды литературы, представляемые к изданию, подвергаются рецензированию. Рецензия (от лат. recensio — рассмотрение, обследование) — критический разбор и оценка, отзыв на рукописи произведений перед их публикацией или после выхода их в свет, перед защитой диссертации. ‘ Для рецензирования и подготовки отзыва на диссертацию назначаются оппоненты (от лат. opponents — возражающий), которые выступают при защите диссертации: кандидатской — два оппонента, докторской — три; кроме того, на диссертацию дается отзыв ведущей организации [7]. Методические работы на первом этапе проходят рецензирование в своем коллективе (кафедры, лаборатории), а затем — внешнее рецензирование. При представлении рукописи в издательство необходимо приложить две рецензии («внутреннюю» и «внешнюю»).
В свою очередь издательство по ходатайству учебного заведения может направить рукопись учебника, учебного пособия на заключение в учебно-методическое объединение (УМО) по соответствующей специальности, где проводится экспертиза на предмет присвоения изданию грифа «Учебник» или «Учебное пособие». Если рукопись претендует на гриф Минобразования РФ, то она предварительно тоже направляется на заключение в УМО (приложение 20, п. 5, 10).
В рецензии, экспертном заключении должны быть отражены следующие вопросы [1]:
— соответствует ли содержание рукописи ГОС ВПО, учебной программе по данной дисциплине, какие имеются отступления;
— соответствует ли название работы содержанию рукописи, удачно ли оно;
— соответствуют ли материал, способ изложения и язык предполагаемой категории читателей;
— чем отличается издание от подобных книг, в чем его особенность;
— достаточно ли раскрыта тема, имеется ли текстовой материал, таблицы, иллюстрации и приложения, которые можно изъять без ущерба для книги;
— соответствует ли текстовой, табличный, иллюстративный материал, понятийный аппарат современной науке и методике в области физического воспитания и спорта;
— учтены ли в работе официальные материалы по рассматриваемым проблемам;
— в чем заключаются основные достоинства и недостатки рецензируемой работы.
При подготовке отзыва официальный оппонент изучает диссертацию, автореферат и опубликованные научные работы соис-
кателя ученой степени по теме диссертации. В отзыве отражаются актуальность темы диссертационного исследования, уровень научного анализа, адекватность методов исследования поставленным задачам, дается оценка полученным научным результатам, их новизне и практической значимости. В случае отсутствия новизны, недостаточной обоснованности выводов, нарушений в оформлении диссертации, несоответствия содержания автореферата содержанию диссертации, несоответствия содержания диссертации специальности, по которой работа представлена к защите, и др. в отзыве оппонент указывает причины, по которым автору работы не может быть присуждена ученая степень.
Для подготовки отзыва ведущей организации на диссертацию диссертационный совет назначает организации, широко известные своими научными достижениями в соответствующей отрасли науки. В отзыве ведущей организации отражаются вопросы, изложенные выше.
Научно-методическая подготовка студентов и осуществляющих ее преподавателей во многом зависит от качества проводимьж научных и методических работ. Каждый вид научных и методических работ в зависимости от их предназначения в системе профессионального физкультурного образования отличается по задачам, содержанию, структуре, стилю написания, оформлению и т.д. В соответствии с этим существуют требования, которым должны отвечать те или иные научные и методические издания, разработаны критерии, по которым производится их оценка.
Наиболее полно такие критерии разработаны в отношении научных работ, качества диссертационных работ, научных исследований в области педагогических наук, к которым относится теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры [3, 5, 6, 8, 9, 10].
Педагогические исследования делятся на фундаментальные, прикладные и разработки. Фундаментальные исследования направлены на создание теории обучения и воспитания, теории содержания образования, теории методов и организационных форм обучения и воспитания. Прикладные исследования решают вопросы, связанные с практикой, их назначение — давать научные средства для решения этих вопросов. Разработки содержат конечные результаты исследований в такой форме, в которой они могут непосредственно применяться на практике [3].
Качество фундаментальных исследований определяется принципиально новыми подходами в области обучения и воспитания,
влиянием на развитие теории и практики, перспективой для развития прикладных исследований. Качество прикладных исследований и разработок определяется их практической значимостью, влиянием на процессы обучения, воспитания, актуальностью полученных знаний, новизной, возможностью использовать их для преобразования действительности. В равной мере это относится и • к научным работам в области физической культуры, спорта, физического воспитания [3, 13].
В педагогике актуальна проблема различения научного и ненаучного знания в силу многообразия проявлений педагогической деятельности. Изучение практики используется в научных исследованиях, что иногда приводит к высказыванию мысли о том, что научное знание можно получить в процессе педагогической деятельности, без специальных средств познания, теоретических обобщений. В связи с этим принято различать два вида познания: стихийно-эмпирическое и научное, теоретическое [11].
Стихийно-эмпирическое знание первично, существует давно и актуально сейчас. В нем получение знаний не отделено от практической деятельности людей, практических действий с объектом. На основе собственного опыта люди узнают свойства этих объектов, усваивают наилучшие способы действий с ними. Эмпирическое знание сохраняет свое значение и в современных условиях, оно проверено многовековым опытом. Так, педагог знание такого рода получает в процессе практической работы с учащимися, студентами.
Научное познание отличается тем, что познавательную деятельность в науке осуществляют не все, а специально подготовленные люди — научные работники, ученые в форме научных исследований с применением специальных средств познания и методов исследования. В стихийно-эмпирическом познании этого (теорий, гипотез, моделирования, экспериментирования) нет.
Существенное отличие научного познания от стихийно-эмпирического состоит в том, что научное исследование носит систематический и целенаправленный характер, оно служит решению проблем, которые сознательно формулируются как цель. Эмпирическое знание, если оно включено в систему науки, теряет свой стихийный характер, полученные данные могут служить основой для теоретического анализа, однако этого недостаточно. Необходимо наличие признаков характера целеполагания, выделения специального объекта исследования, применения специальных средств и методов, однозначности терминов [3, 11].
Знание отличительных признаков научной и методической работы имеет большое значение при оценке их качества. Кроме того, эффективность оценки будет выше при комплексном учете характеристик. Основные из них следующие: проблема, тема, актуальность, объект исследования, предмет исследования, цель, зада-
и£Г,*</яш^шшш^швт
чи, гипотеза, защищаемые положения, новизна, значение для науки, значение для практики. В той или иной мере они относятся и к любому виду научной или методической работы (диссертациям, дипломным и курсовым работам, учебным изданиям).
Источник