8 правил инвентаризации для бухгалтера учреждения: как действовать в условиях пандемии
Инвентаризация активов и обязательств перед годовой отчетностью — обязательное мероприятие в организациях бюджетной сферы. Ее проводят в порядке, который установили в рамках формирования учетной политики каждого субъекта. Это может быть как раздел учетной политики, так и отдельный документ, утвержденный руководителем учреждения. Подтверждение — в пп. 79–81 СГС «Концептуальные основы учета», п. 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», п. 7 Инструкции № 191н, п. 9 Инструкции № 33н.
Роль инвентаризации в учете — выявить соответствия или несоответствия между данными бухучета и фактическим состоянием дел по объектам имущества и обязательствам. То есть инвентаризация должна отвечать на вопросы не только экономического характера, но и соответствовать процессуальным законодательным процедурам.
Читайте про восемь основных правил, которые помогут упростить и систематизировать процесс инвентаризации в условиях пандемии.
Правило 1. Минимизировать риски и не нарушить правила учета из-за кризиса
В условиях повышенной опасности распространения коронавирусной инфекции провести обязательную инвентаризацию перед годовой отчетностью не так просто. Ведь Россия и мир в целом впервые сталкиваются с такой ситуацией. Со стороны Минфина комментариев о том, как действовать бухгалтеру и комиссии учреждения в сложившихся условиях, не поступало. Поэтому нужно обеспечить максимальную безопасность и минимизировать риски заражения сотрудников.
План действий:
- Классифицировать объекты учета, которые можно проинвентаризировать:
- дистанционно (дебиторская и кредиторская задолженности, расчеты с бюджетом, земельные участки и пр.);
- только очно (основные средства, материальные запасы, наличные деньги и пр.).
- Если позволяют технические возможности учреждения, предусмотреть проверки в дистанционном формате с видео- и фотофиксацией процесса. То есть один человек находится по местонахождению имущества. Остальные члены комиссии — в режиме реального времени проводят визуальный осмотр объектов. Такой процесс не препятствует достижению целей инвентаризации. Об этом Минфин сообщил в Письме от 23.12.2016 № 02-07-10/77499.
- Если учреждение не может провести инвентаризацию, нужно определить объем и стоимостную оценку непроинвентаризированного имущества и признать его как «оценочное значение».
- В следующем году, после ослабления ограничительных мер по борьбе с распространением инфекции Covid-19, провести внеплановую инвентаризацию имущества. При необходимости в 2021 году отразить корректировку оценочного значения, если комиссия выявит излишки или недостачи.
Оценочное значение — это когда показатели для бухучета и отчетности рассчитывают приблизительно на основе прогнозов, экспертных заключений и профессиональных суждений, так как определить его точное стоимостное выражение невозможно (п. 6 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»). Если оценочное значение меняется, его результаты в бухгалтерском учете и отчетности признают в том отчетном периоде, когда произошло изменение, а также в будущих отчетных периодах, на которые оно может повлиять.
Правило 2. Составить план-график инвентаризации
Чтобы подготовиться, составьте план-график инвентаризации объектов учета. Он позволит определить объем работы и выявить потребность в трудовых ресурсах.
Возможные основания для дифференциации:
- Документальная инвентаризация (например, патенты или земельные участки) или инвентаризация очная с пересчетом объектов (касса, материалы на складе, основные средства, имущество в аренде и пр.).
- Сроки проведения. Например, инвентаризация основных средств — процесс трудозатратный, поэтому проводить ее лучше в ноябре или декабре. Кассу можно проверить за несколько часов и проинвентаризировать ее можно в последний рабочий день отчетного года или в первый рабочий день 2021 года, считая это событием после отчетной даты.
Правило 3. Создать реальную комиссию, а не фиктивную
Если хотя бы один член комиссии отсутствует, результаты инвентаризации могут признать недействительными (абзц. 4 п. 2.3 указаний, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49). Поэтому необходимо следить, чтобы все члены комиссии присутствовали на проверке (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 № 09АП-14783/2018, 09АП-18865/2018 по делу № А40-168374/17). А как показывает практика, работники, ссылаясь на занятость по служебным делам, часто игнорируют необходимость присутствовать в комиссии.
Чтобы быстрее провести инвентаризацию:
- сформируйте рабочие комиссии в большом количестве: несколько рабочих комиссий быстрее проведут инвентаризацию, чем одна постоянно действующая;
- оптимизируйте численность комиссий: минимальный состав — три человека (председатель и два члена). Законодательство этот вопрос не регламентирует, поэтому учреждение решает самостоятельно, сколько человек будут входить в комиссию.
Правило 4. Провести инструктаж комиссии и ответственных лиц
Инвентаризация — мероприятие внутреннего контроля учреждения. Поэтому возможны конфликты интересов между ее участниками:
- например, если комиссия выявила недостачи имущества или ущерб учреждению, нужно предъявить виновной стороне требования их возместить. Чтобы обратиться в правоохранительные органы или подать гражданский иск в суд, нужно соблюсти условия процессуального характера.
Поэтому комиссию, а также материально ответственных лиц нужно ознакомить со своими полномочиями и обязанностями — так не будет спорных ситуаций и нарушений регламента.
Правило 5. Проинвентаризировать все объекты учета
Задача годовой инвентаризации — подтвердить остатки на счетах учета в бухгалтерской отчетности.
Проанализируйте баланс (ф. 0503130 или ф. 0503730) и установите, какие счета и объекты учета есть в наличии у учреждения или могут быть потенциально, но работники не сообщили о произошедших фактах:
- например, работник подал иск на учреждение, но не проинформировал об этом, а следовательно, бухгалтерия не отразила резерв в учете. Чтобы не допустить ошибки, направьте во все отделы учреждения служебную записку и сообщите, что в бухгалтерию нужно подать информацию о фактах хозяйственной жизни с подтверждающими документами. Пример такой записки вы можете скачать в этой статье.
В конце статьи есть шпаргалка
Правило 6. Оформить данные инвентаризации регламентными документами
Для организаций бюджетной сферы формы инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) утверждены Приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н. Часто учреждения ошибочно принимают в свой оборот формы из Постановления Госкомстата России от 18.08.1998 № 88, например инвентаризационную опись основных средств (ф. ИНВ-1) или товарно-материальных ценностей (ф. ИНВ-3). Эти описи аналогичные, но не могут заменить формы, подготовленные Минфином именно для учреждений госсектора.
- В конце статьи есть готовый перечень нужных форм инвентаризационных описей с подробными пояснениями.
Если для результатов инвентаризации недостаточно описей из Приказа № 52н, можете разработать свои формы или взять их из Постановления № 88. Главное, закрепить это в учетной политике учреждения:
- например, для инвентаризации драгметаллов можно использовать Инвентаризационную опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях (ф. ИНВ-8а). А для расходов будущих периодов — Акт инвентаризации расходов будущих периодов(ф. ИНВ-11).
Правило 7. Инвентаризация — это не только подсчет, но и экспертиза
По мнению Федерального казначейства, инвентаризация позволяет сверить, как в учреждении соблюдают правила и условия хранения материальных ценностей и денежных средств, а также как ведут складское хозяйство, содержат и эксплуатируют машины, оборудование, другие активы учреждения. Это следует из Методических рекомендаций по осуществлению проверок законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, утвержденных Казначейством России 31.12.2019.
Во время инвентаризации комиссия проводит не только физический подсчет объектов и фиксирует их наличие или отсутствие, но и оценивает состояние всех активов. В Письме от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 Минфин сообщает следующее: чтобы выявить объекты основных средств, которые перестали соответствовать критериям актива, комиссия определяет:
- статус объекта: в эксплуатации, временно не эксплуатируется, реконструируется и т.д.;
- целевую функцию: эксплуатируется, нужен ремонт или восстановление.
Чтобы отразить статус объектов и их целевую функцию, в инвентаризационных описях по нефинансовым активам (ф. 0504087) есть графы 8 и 9. В учетной политике учреждение может установить условные обозначения для этих граф. В конце статьи вы можете скачать фрагмент учетной политики с примером условных обозначений.
В конце статьи есть шпаргалка
Если объект не отвечает критериям актива, его переводят на забалансовый счет 02 «Материальные ценности на хранении», чтобы определиться, как с ним поступить дальше (п. 35 Инструкции № 157н). Представители Минфина многократно обращали внимание, что на забалансовых счетах учитывают объекты НФА, которые не приносят экономической выгоды или не имеют полезного потенциала, в том числе если активы полностью или частично утратили свои потребительские свойства из-за физического или морального износа.
Самое главное после перевода на забалансовый счет 02 этих объектов в пояснительной записке раскрыть информацию о них.
Члены инвентаризационной комиссии также должны дать экспертную оценку дебиторской и кредиторской задолженности. Ее нужно проверить и классифицировать:
- долгосрочная и краткосрочная задолженность;
- просроченная, сомнительная и невостребованная задолженность;
- задолженность, которую необходимо списать с балансового и забалансового учета.
Правило 8. Отразить результаты инвентаризации
Итоговые результаты инвентаризации комиссия отражает в акте (ф. 0504835). Данные и информацию для акта берут из всех оформленных инвентаризационных описей:
- акт (ф. 0504835) подписывают все члены инвентаризационной комиссии, утверждает его руководитель учреждения.
Если по итогам инвентаризации активов и обязательств комиссия найдет излишки или недостачи, к акту (ф. 0504835) оформляют ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092):
Источник
Инвентаризация-2020: нюансы проведения и оформления результатов
Один из обязательных этапов подготовки к годовому отчету – проведение инвентаризации. И весьма неосмотрительно считать эту процедуру чем-то рутинным и малозначимым, поскольку непроведение инвентаризации или неотражение ее результатов в учете – повод для штрафа по ст. 15.15.6 КоАП, ведь контролирующие органы из года в год расценивают это как грубое нарушение порядка составления бухгалтерской/ бюджетной отчетности (Письмо Минфина России от 8 октября 2020 г. № 02-07-05/88028).
Более того, результаты проведенной инвентаризации ревизоры могут признать недействительными, а значит в этом случае инвентаризация также не сможет подтвердить достоверность годовой отчетности. Это возможно, если выяснится, например, что согласно Табелю кто-то из членов инвентаризационной комиссии при проведении подсчетов, обмеров, иных инвентаризационных действий находился в командировке, на больничном, в отпуске и т. д. Как быть, если член инвентаризационной комиссии отсутствует? Ответ – здесь.
А в нынешнем «коронавирусном» году важное значение приобретает также способ проведения инвентаризации. В соответствии со Стандартом «Концептуальные основы. » учреждение определяет его в рамках своей ученой политики. В частности, на фоне ограничительных мер по борьбе с нераспространением COVID-19 инвентаризация временно может проводиться средствами видео-, аудиофиксации с учетом иных положений, предусматривающих соблюдение ограничений по социальной дистанции.
Еще один немаловажный вопрос – оформление результатов инвентаризации. Напомним, что месяц назад в силу вступили масштабные изменения в в Перечни обязательных к применению унифицированных форм первичных учетных документов и регистров бухучета и Методические указания по их применению, утвержденные Приказом № 52н. Согласно поправкам, учреждения и органы, не передавшие полномочия по ведению учета и составлению отчетности по основаниям, определенным БК РФ, вправе начать применение электронных первичных учетных документов и электронных регистров бухгалтерского/ бюджетного учета, в том числе Инвентаризационных описей, по мере их организационно-технической готовности. Если ваше учреждение приняло такое решение, обязательно зафиксируйте дату перехода на электронный документооборот в учетной политике. Для кого применение электронных документов станет обязательным уже с 1 января 2021 года, смотрите здесь.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Если же вы по-прежнему оформляете Инвентаризацонные описи на бумаге, то следует помнить, что заполняя сведения о фактическом наличии объектов в описях до проведения инвентаризации, учреждение очень рискует. Информация о фактическом наличии объектов в графы 5-9 Инвентаризационной описи (ф. 0504087) должна быть внесена непосредственно в процессе проведения инвентаризации и только после проверки их фактического наличия. Заполнение таких сведений до проведения самой проверки может свидетельствовать о формальном подходе к проведению инвентаризации и, как следствие, ведет к признанию ее результатов недействительными.
Признаки формальности проверяющие могут увидеть и в случае одновременной фиксации остатков имущества на 1 января по значительному количеству мест хранения, например, нескольким складам, без приостановления их деятельности на время пересчета, обмера, взвешивания и т.д.
Какие еще ошибки допускают учреждения при подготовке и проведении инвентаризации, смотрите здесь. Избежать их помогут наши специальные материалы. В них – вся самая актуальная информация, примеры и рекомендации по данному вопросу:
Источник
Рекомендация Р-127/2021-КпР «Дистанционная инвентаризация»
Сложившаяся в 2020 году эпидемиологическая ситуация привела к необходимости перевода работников на дистанционный формат работы. Перевод части работников на удаленный режим работы оказал и продолжает оказывать влияние на организацию и проведение инвентаризации активов и обязательств в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В такой ситуации основные сложности в части проведения инвентаризации связаны с необходимостью обеспечения возможности визуального осмотра объектов инвентаризации всеми членами комиссии по месту нахождения имущества в присутствии материально ответственных лиц. Проблема актуальна как при проведении инвентаризации имущества, находящегося на территории организации, так и находящегося у других лиц, в том числе в пользовании у дистанционных работников по месту их удаленной работы.
Кроме того, в ряде случаев личное присутствие членов инвентаризационной комиссии непосредственно вблизи предметов инвентаризации оказывается невозможным в силу характера проверяемых объектов, их местонахождения, протяженности, например, объекты, находящиеся в шахте, на крыше, на мачте, под водой, под напряжением, в бескислородном помещении, в опасной зоне и др.
Необходимо проанализировать законодательство по бухгалтерскому учету в отношении требований к порядку проведения инвентаризации и определить оптимальные подходы, обеспечивающие выполнение этих требований при проведении инвентаризации в дистанционном формате.
РЕШЕНИЕ
1. Предметом настоящей Рекомендации является проведение инвентаризации активов и обязательств в соответствии с требованиями законодательства о бухгалтерском учете. Настоящая Рекомендация не решает вопросы проведения проверок фактического наличия имущества, похожих по форме на инвентаризацию активов и обязательств, но проводимых для целей иных, чем это определено Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Вместе с тем настоящая Рекомендация может применяться также к таким проверкам, если иное не следует из целей конкретной проверки или из специальных требований применимого законодательства (иного, чем законодательство о бухгалтерском учете).
2. Члены инвентаризационных комиссий, иные лица, проводящие инвентаризацию, присутствующие при ее проведении и (или) ответственные за оформление ее результатов, именуются по тексту настоящей Рекомендации «ответственные участники инвентаризации».
3. При проведении инвентаризации активов и обязательств для выявления фактического наличия соответствующих объектов организация может применять дистанционные технологии, позволяющие с учетом требования рациональности установить факт наличия или отсутствия проверяемых объектов, а также их состояние и необходимые характеристики. При этом допускается использование технических средств дистанционной трансляции сигнала (видеосвязь или др.), в том числе на большие расстояния.
4. При использовании технических средств дистанционной трансляции личное нахождение ответственных участников инвентаризации рядом с проверяемым объектом не требуется.
5. Используемые при проведении инвентаризации технические средства дистанционной трансляции должны обеспечивать передачу сигнала от места фактического нахождения проверяемого объекта до места нахождения ответственных участников инвентаризации в режиме реального времени. При соблюдении указанного условия фиксация дистанционных сигналов в любой форме, свидетельствующих о фактическом наличии объекта и о его необходимых характеристиках, считается надлежащим техническим средством проведения инвентаризации. При этом задержка сигнала по времени, связанная с большим расстоянием от места физического нахождения проверяемого объекта до места нахождения ответственных участников инвентаризации, либо с обработкой сигнала программными средствами, не является нарушением установленного настоящим пунктом условия о режиме реального времени.
6. Организация самостоятельно принимает решение о выборе способа, с помощью которого в месте нахождения проверяемого объекта считывается информация об этом объекте и передается ответственным участникам инвентаризации. Такие способы могут предполагать как использование технических устройств, так и участие работников организации, либо пользование услугами третьих лиц. Лица, занятые в техническом обеспечении процесса инвентаризации, не считаются ответственными участниками инвентаризации в смысле пункта 2 настоящей Рекомендации.
7. Несмотря на то, что принятие настоящей Рекомендации обусловлено переходом на дистанционные формы работы в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции, положения настоящей Рекомендации по существу не являются чрезвычайными. Проведение инвентаризации с использованием дистанционных форм передачи информации о проверяемых объектах в соответствии с настоящей Рекомендацией соответствует требованиям законодательства о бухгалтерском учете и может осуществляться как в текущих условиях, так и в будущем после прекращения действия этих условий.
ОСНОВА ДЛЯ ВЫВОДОВ
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О бухгалтерском учете» активы и обязательства подлежат инвентаризации. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом самостоятельно, за исключением обязательного проведения инвентаризации, которое устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете» требования к инвентаризации активов и обязательств устанавливают федеральные стандарты. Однако в настоящее время такие требования федеральными стандартами не установлены.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона «О бухгалтерском учете» до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченным федеральным органом и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов до вступления в силу Федерального закона «О бухгалтерском учете» был установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 (далее – Методические указания). При этом согласно заключению Минюста России от 19.06.1995 № 07-01-389-95 Методические указания не нуждаются в государственной регистрации, то есть не являются нормативным правовым актом, устанавливающим обязательные требования к экономическим субъектам.
В соответствии с пунктом 1.3 Методических указаний инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу. Перечисление местонахождения имущества и ответственного лица в дательном падеже свидетельствует о том, что в данной норме идет речь о структурировании объектов инвентаризации, то есть, устанавливаются признаки, по которым следует группировать инвентаризационные процедуры. Однако данная норма не касается вопроса местонахождения участников инвентаризации в процессе ее проведения.
В отношении способов получения информации о проверяемых объектах Методические указания ограничиваются пунктом 2.7: «Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой). По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов. При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи». Иных положений, касающихся способов получения информации о проверяемых объектах, в Методических указаниях не содержится.
Методические указания не устанавливают каких-либо требований к личному нахождению участников инвентаризации непосредственно рядом с объектом при выявлении его фактического наличия, установлении его измеряемых характеристик. К тому же, если бы такие требования были установлены, они оказались бы невыполнимыми в тех случаях, когда объект находится вне зоны нормальных условий доступа человека – в шахте, на крыше, на мачте, под водой, под напряжением, в бескислородном помещении, в опасной зоне и др.
Таким образом, ни Методические указания, ни какие-либо другие правила бухгалтерского учета не содержат ограничений по использованию технических средств дистанционной передачи информации о проверяемом объекте от места его нахождения до участников инвентаризации, в том числе на большие расстояния (например, из одного региона в другой). Решение этих вопросов является прерогативой экономического субъекта, соответствующие требования к порядку проведения инвентаризации определяются организациейв рамках формирования ее учетной политики.
Такой вывод подтверждается Минфином России в письмах от 25.02.2021 № 07-01-09/12927, от 29.12.2020 № 07-04-09/115445.
Для выявления фактического наличия имущества инвентаризацию возможно провести с применением различных дистанционных технологий и способов, например, посредством видео- и/или фотофиксации в режиме реального времени с присутствием отдельных членов комиссии по месту нахождения имущества, что, по мнению Минфина России, не препятствует достижению установленных в законодательстве Российской Федерации целей проведения инвентаризации (письма Минфина России от 24.12.2020 № 02-07-07/113668, от 23.12. 2016 № 02-07-10/77499).
Например, при инвентаризации ИТ-техники в целях установления фактического наличия имущества может применяться фотофиксация имущества, включающая изображение самого объекта, а также нанесенного стикера с инвентарным номером. Необходимая для проведения инвентаризации информация может направляться работником в адрес членов инвентаризационной комиссии способом, установленным в организации и закрепленным в приказе на проведение инвентаризации (например, размещение на выделенном ресурсе работодателя, использование корпоративной системы документооборота и т.п.).
Однако при значительном количестве объектов инвентаризации или в случае, когда имущество находится в пользовании у дистанционных работников по месту их удаленной работы, применение способов видео- и/или фотофиксации в режиме реального времени требует значительных временных затрат. Для выявления фактического наличия или отсутствия имущества в таких ситуациях могут применяться иные техники, разработанные с учетом требования рациональности и минимизации затрат на их применение, позволяющие достоверно установить факт наличия или отсутствия объектов инвентаризации. Например, инвентаризацию компьютерной техники можно проводить с применением программных средств для дистанционного считывания идентификационных номеров в привязке к учетным записям работников, в чьем пользовании находятся объекты.
Принята Комитетом по рекомендациям (КпР) 20 мая 2021
15.06.2021, 10:01 | 1084 просмотров | 246 загрузок
Источник
Системы автоматизации
для библиотек
Автоматизированные библиотечные информационные системы
(АБИС) — системы планирования ресурсов, которые используются для отслеживания библиотечных фондов.
АБИС созданы для того, чтобы перейти с традиционных технологий, которые использовала библиотека, на автоматизированные. Основная составная часть АБИС — система автоматизации библиотек. Она позволяет обеспечивать комфортный доступ пользователей к фондам библиотеки.
- приобретение и пополнение фондов (заказ, выставление счетов);
- каталогизация (классификация материалов);
- учет обращения (выдача читателям книг из фонда, их возврат);
- работа с периодическими изданиями;
- OPAC — общедоступный электронный каталог и интерфейс для пользователей.
Автоматизация библиотечной работы, по сути, необходима для решения таких основных задач, как скорость обслуживания читателей, эффективное управление фондами и защита библиотеки от хищений.
АБИС в современных библиотеках по одному из методов применяют устройства по определению радиочастот. Как это помогает библиотеке? Это оборудование делает возможным бесконтактное считывание информации с электронных меток. Оно используется, когда выдаются и принимаются книги, для обеспечения сохранности фондов и учета изданий.
Таким образом, ручной труд сотрудников библиотеки становится минимальным, при этом качество работы повышается. Сейчас разработаны станции по автоматической выдаче книг, контроля несанкционированного выноса литературы и инвентаризации.
Автоматизация работы библиотеки включает в себя и маркировку оригиналов книг специальными метками. Подобные информационные носители связаны с данными учета, поэтому отслеживать и контролировать перемещения внутри библиотеки очень удобно. С такой технологией управление фондами будет достаточно эффективным.
Мы расскажем о продуктах по автоматизации, которые используют библиотеки в нашей стране.
ИРБИС64 — система по автоматизации, которая отвечает всем международным стандартам, предъявляемым к современным АБИС.
Линейка «Ирбис» на слуху у библиотекарей и многие с ней работают. В базовой поставке представлено 7 модулей, которым присвоены роли: «Каталогизатор», «Комплектатор», «Книговыдача», «Читатель», «Администратор», «Корректор» и «Книгообеспеченность».
- автоматически формировать словари, на базе которых в дальнейшем реализуется оперативный поиск по любому описанию;
- заимствовать готовые библиографические описания из интернета;
- вести и использовать базы данных УДК, ББК, ГРНТИ и Тезауруса.
- использовать сервисные средства для наглядности интерфейсов, упрощения процесса ввода и исключение ошибок и дублирования информации.
- учет книгообеспеченности по специальностям, циклам, параллелям, предметам и дисциплинам;
- организацию электронной библиотеки выпускных квалификационных работ с возможностью самопубликации их студентами;
- автоматизированную карту обеспеченности дисциплины.
OPAC-Global — АБИС, которая предназначена для автоматизации не только отдельно взятых библиотек, но и целой группы.
Отличительная особенность этой системы в том, что все функциональные задачи выполняются на центральном сервере, а пользователи работают в браузерах.
- каталогизация (каталогизация с помощью заимствования записей, взятых из внешних источников, каталогизация на основе прототипов);
- комплектование (создание опознавательной записи, печать документации по комплектованию);
- поиск (интерактивный поиск с фильтрами, которые можно настроить);
- ведение авторитетных файлов (создание, редактирование и удаление записей формата RUSMARC-Authority);
- циркуляция (учет выдачи книг, передача информации о местонахождении документов в любое время);
- запись читателей;
- регистрация посещений (с использованием технологии штрихкодирования);
- различные отчеты по работе библиотеки;
- администрирование и настройка системы (администрирование баз данных, настройка точек доступа);
- дополнительные возможности (поддержка протокола SIP2, технологии радиометок RFID, веб-сервисов на базе протокола SOAP).
Руслан-Нео от Открытых библиотечных систем — современная версия АБИС «Руслан», которая разработана на новой платформе. Как и OPAC-Global может применяться для автоматизации группы библиотек. Большой плюс этой системы в том, что она не требует установки дополнительного ПО, и сотрудники библиотеки для работы могут использовать только браузер.
Состав модулей данной АБИС: базовые функции для комплектования, каталогизации, обслуживания пользователей и предоставления доступа к электронному каталогу.
- онлайн-бронирование книг в библиотеке;
- обработка запросов на МБА/ЭДД для одной или группы библиотек на основе их каталогов;
- обработка данных для расчета обеспеченности учащихся литературой;
- сбор и анализ данных о выполненных операциях;
- аутентификация читателей по технологии SSO с использованием протокола SAML 2.0.
- электронная библиотека СПбПУ (интеграция с АБИС «Руслан-Нео»);
- электронная библиотека Финансового университета при Правительстве РФ (интеграция с АБИС «Руслан-Нео»);
- ЭБС РГАУ — МСХА имени К. А. Тимирязева (интеграция с САБ ИРБИС).
- создание электронного каталога;
- формирование и печать выходных форм;
- обслуживание читателей;
- ведение разного рода отчетности;
- анализ книгообеспеченности.
МегаПро — АБИС для построения электронных библиотек и ЭБС. Данный продукт может использоваться в традиционном и «облачном» варианте. Работа с любым модулем реализована с помощью веб-интерфейса.
Источник