Контрольный диктант. Морфология. 5 класс. ФГОС
Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.
Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков по теме «Морфология» и самопроверка учеников.
Предметная: проверить знания по теме «Морфология»
Метапредметная: умение укладываться в отведенное время.
Личностная: определить уровень своих знаний.
УУД: Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Познавательные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. Коммуникативные: формулировать собственное мнение.
Мотивация к контрольно-коррекционным действиям
Требуется, чтобы ученики подготовились к контрольной, осознали ее необходимость, чувствовали себя уверенно.
Актуализация и пробное действие
Проводится актуализация знаний по теме. Выполняется контрольная работа. Затем проводится самопроверка по эталону. Ученики проверяют свои работы и ставят себе оценки, но не исправляют ошибки.
Читает диктант. Представляет грамматическое задание.
В промежутке между двумя уроками учитель сам проверяет работы и выставляет за них оценки.
Ученики определяют свои ошибки и затруднения.
Целеполагание и построение плана коррекции выявленных затруднений
Ученики должны выбрать для себя индивидуальные цели и определить средства и способы решения затруднений.
Учащиеся работают по составленному проекту. Для тех, кто совершил одинаковые ошибки, возможна работа в группах.
Обязательно проговариваются затруднения, выбранные пути их разрешения, алгоритм решения. Объясняют, почему выбрали именно этот путь.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Ученики работают самостоятельно по тем заданиям, по которым возникли затруднения. Проверяют по образцу и отвечают на вопрос, разрешены ли затруднения, исправлены ли ошибки.
Включение в систему знаний
Для закрепления полученных знаний выполняются задания, аналогичные предыдущим, но более творческие.
Предлагает творческие задания.
Ученики анализируют свою работу на уроке. Если есть необходимость, то дается домашнее задание.
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме “Морфология”
Бывают в августе душные вечера. Ждёшь восхода луны, но и луна не приносит прохлады. В такие вечера прилетает ко мне в избушку большой ночной павлиний глаз. Он мечется у свечки, задевает лицо сухими крыльями. Бабочка порхает по кабинету, садится на письменный стол.
Пожалуй, он не видит меня и не понимает, откуда я взялся, зачем зажигаю свечу.
Он летает над свечой, как хозяин, а я боюсь, что он опалит крылья. Но поймать его никак не могу. Я задуваю свечу, и уходит в окно большой ночной павлиний глаз искать другие окна и свечи.
(Коваль Ю. И. «Поздним вечером ранней весной» ( Рассказы, повести.) 115 слов)
Источник
5 класс Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное»
Контрольный диктант с грамматическим заданием для учащихся 5 класса поможет учителю проверить знания по теме «Имя прилагательное».
Просмотр содержимого документа
«5 класс Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное»»
Контрольные тематические диктанты с грамматическим заданием по русскому языку для 5 класса
Контрольный диктант №7 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное»
Бывают в августе душные вечера. Ждёшь восхода луны, но и луна не приносит прохлады. В такие вечера прилетает ко мне в избушку большой ночной павлиний глаз. Он мечется у свечки, задевает лицо сухими крыльями. Бабочка порхает по кабинету, садится на письменный стол.
Пожалуй, он не видит меня и не понимает, откуда я взялся, зачем зажигаю свечу.
Он летает над свечой, как хозяин, а я боюсь, что он опалит крылья. Но поймать его никак не могу. Я задуваю свечу, и уходит в окно большой ночной павлиний глаз искать другие окна и свечи. (Коваль Ю.И. «Поздним вечером ранней весной» ( Рассказы, повести.) 115 слов)
1.Синтаксический разбор простого предложения
1 вариант: Он мечется у свечки, задевает лицо сухими крыльями.2 вариант: Бабочка порхает по кабинету, садится на письменный стол.
2. Разбор словосочетания: 1 вариант: сухими крыльями; 2 вариант: садится на стол.
Источник
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 5 класса
Данный материал содержит контрольные диктанты для 5 класса по программе Баранова,Ладыженской.Цель:контроль знаний учащихся по пройденному материалу.
Содержимое разработки
Контрольно – измерительные материалы
Контрольный диктант по теме “Правописание корней слов».
Люди научились говорить, потому что они остро нуждались в общении.Им был просто необходим хороший способ хранить знания и передавать их друг другу.
Прошло не мало времени, пока люди научились передавать словами, как надёжнее всего добывать еду, охотиться на диких животных, договариваться о совместных делах и т.д.
При помощи слов они могли вместе вспоминать о прошлом и строить планы на будущее.Слова помогали людям объединяться, обмениваться разными сведениями.(70 слов).
Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Морфология».
Родина арбуза –тропическая Африка. Человек выращивает арбузы уже более тысячи лет. Свидетельством этому может послужить тот факт ,что художники и мастера Древнего Египта часто делали его героем своих произведений. Арбуз -представитель семейства тыквенных .У саженцев арбузов каждый год появляются красивые ,похожие на колокольчики, цветы. Для того .чтобы арбузы могли полностью вызреть, им нужен жаркий климат и долгий период созревания .Их сажают после того, как земля прогреется и прекратятся заморозки.
Обычно арбузы подаются к столу в свежем виде, но их можно и законсервировать .В странах востока семена арбуза считаются своеобразным деликатесом.( 90 слов)
1.Обозначьте орфограммы в словах:арбуз,послужить,героем,красивые.
2.Выпишите из текста 3 глагола,выделите их окончания,определите спряжение глаголов.
Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Синтаксис.Пунктуация.Культура речи».
Последняя улыбка солнца млеет и гаснет на нежной зелени березки. Распускаются ее клейкие листочки. Раз в году бывает такой свежий аромат.
Первая звездочка уже запуталась в вязи ветвистой вершины и с любопытством смотрит на землю. Заливаются птицы: малиновки, зяблики. Самый голосистый певец в это время — дрозд. Его не только слышишь, но и видишь. Он сидит на макушке ели, вертится и громко поет.
Чудесно переливаются лучезарные краски заката. Когда сгущаются сумерки, гаснет его пурпур. Звонкий вечер уходит в сумрак ночи. Дрозд свистнул в последний раз и улетел. Внезапно заговорил торопливый ручеек, перестали перекликаться с пением воды голоса птиц. Чарующий миг лесной тишины! (101 слово)
1.Произведите синтаксический разбор простого предложения с однородными членами.
2.Произведите синтаксический разбор сложного предложения.
Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Фонетика.Орфоэпия.Графика».
Много столетий считалось, что вылечиться от укуса тарантула можно только музыкой. Врач являлся к больному с музыкантами. Звучал быстрый, веселый мотив. Больной вставал с постели и танцевал. Считалось, что яд тарантула выделяется с потом. Поэтому чем быстрее и дольше танцевал больной, тем успешнее шло выздоровление. Составлялся даже список музыкальных произведений. Но подходящих мелодий было все-таки мало. Стали сочинять специальные для излечения от тарантизма. Они так и назывались — "тарантелла". Это были быстрые, веселые мотивы, под которые хорошо танцевалось. Они полюбились людям, и музыканты стали их исполнять не только у постели больных, но и на свадьбах, именинах, разных праздниках. Так родился веселый народный итальянский танец "тарантелла".(105 слов)(По Ю. Дмитриеву)
1. Что же общего у ядовитого паука тарантула и веселого танца тарантелла?
2. Выполните фонетический разбор слов мотив, яд, являлся.
Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Морфемика».
Случится в лесу страшный пожар. На большом участке выгорит вся растительность. Первым деревом, которое вырастет на пепелище, будет береза. Она любит свет и простор, не боится лютых морозов и весенних заморозков, встречается на вечной мерзлоте.
Растет береза быстро, недаром лесоводы называют ее гонким деревом. Уже через несколько лет после пожара поднимется на горелом месте молодая поросль. Пройдет еще несколько лет, и многие светолюбивые березки зачахнут в тени своих рослых собратьев. Тогда появятся под пологом березового леса молоденькие ели, пихты, лиственницы и сосны. А через 60 — 80 лет березу полностью вытеснят. Зашумит здесь хвойный бор.
А на опушке или поляне береза проживет долго и станет настоящей великаншей. Возраст таких отдельных деревьев достигает 150 лет.(114 слов)
1) Найдите слова с корнем -раст-, -рос-. Графически объясните выбор гласной в корне.
2) 1-й вариант: найдите сложное предложение и подчеркните его грамматические_основы.
2-й вариант: найдите предложение с однородными членами и подчеркните их.
Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Имя существительное».
Кайры
Над шумным, пенным морем поднимается скала. У неё нет обычной вершины. Солёная морось, хлёсткие долгие дожди, тающие по весне тяжёлые снега и ураганы с Тихого океана точили, размывали, выдували её. На месте острой вершины образовалось каменистое плато.
На плато множество чёрно – белых птиц. Это кайры.
Яйцо кайры тяжёлое. Скорлупа у него толстая, крепкая. Белок – голубой, словно сгусток морского воздуха. Кайры заботливы, хлопотливы.
Они великолепные ныряльщики, и под водой крылья для них служат как широкие крепкие плавники.
Птицы у самого дна гоняются за рыбёшками, а яйца их остаются лежать на плоской вершине скалы. Они разные: голубые и голубовато – зелёные, белые и коричневые. И все в тёмных кляксах. Солнце лучами греет яйца сбоку, сверху. Дотронешься до скорлупы – тёплая. («Всё о птицах»; 116 слов)
1.Синтаксический разбор простого предложения
1 вариант: Над шумным, пенным морем поднимается скала. 2 вариант: На месте острой вершины образовалось каменистое плато.
2. Разбор словосочетания: 1 вариант: поднимается над морем; 2 вариант: каменистое плато.
3.Морфологический разбор существительного:
1 вариант: (над) морем; 2 вариант: плато.
Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Имя прилагательное».
Бывают в августе душные вечера. Ждёшь восхода луны, но и луна не приносит прохлады. В такие вечера прилетает ко мне в избушку большой ночной павлиний глаз. Он мечется у свечки, задевает лицо сухими крыльями. Бабочка порхает по кабинету, садится на письменный стол.
Пожалуй, он не видит меня и не понимает, откуда я взялся, зачем зажигаю свечу.
Он летает над свечой, как хозяин, а я боюсь, что он опалит крылья. Но поймать его никак не могу. Я задуваю свечу, и уходит в окно большой ночной павлиний глаз искать другие окна и свечи. (Коваль Ю. И. «Поздним вечером ранней весной» ( Рассказы, повести.) (93 слова)
1.Синтаксический разбор простого предложения
1 вариант: Он мечется у свечки, задевает лицо сухими крыльями.2 вариант: Бабочка порхает по кабинету, садится на письменный стол.
2. Разбор словосочетания: 1 вариант: сухими крыльями; 2 вариант: садится на стол.
3.Морфологический разбор прилагательного:
1 вариант: сухими; 2 вариант: письменный.
Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Глагол».
Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч, и лужи от этого дождя всегда тёплые. Он не звенит, а шепчет что-то своё и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой. После него начинают буйно лезть грибы: липкие маслята, жёлтые лисички, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки.
Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком, а в реке хорошо ловится хитрая и осторожная рыба.
О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слёзы.
Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков – от мерного стука по тесовой крыше и до жидкого звона в водосточной трубе.
К. Г.Паустовский «Золотая роза»)( 118слов)
1.Синтаксический разбор сложного предложения
1 вариант: Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч, и лужи от этого дождя всегда тёплые. 2 вариант: Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком, а в реке хорошо ловится хитрая и осторожная рыба.
2. Разбор словосочетания: 1 вариант: сыплется из туч; 2 вариант: попахивает дымком.
3.Морфологический разбор глагола:
1 вариант: сыплется; 2 вариант: попахивает.
4. Морфемный разбор
1 вариант: возится, трогает; 2 вариант: следить, ловится.
Итоговый контрольный диктант.
В самолёте во время грозы
Самолёт набирает высоту. Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра. Он часто проваливается в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх, чтобы подняться над тучей и там переждать грозу.
Все пассажиры молчат. Многие задёргивают шёлковые шторы, чтобы не видеть страшной чёрной тучи. Только мальчик смотрит в окно. Ему нравится эта дикая, волшебная красота, эта страшная чернота, над которой они летят.
Вдруг самолёт клюнул носом и стремительно несётся к земле. Лётчик бросает машину вниз, потому что только на предельной скорости можно проскочить через грозу.
Это продолжается минут пять. Рядом появляется земля, и самолёт катится по твёрдой бетонной дорожке. (В. Железников «Мальчик с красками»» )(103 слова )
1.Синтаксический разбор сложного предложения
1 вариант: Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра. 2 вариант: Рядом появляется земля, и самолёт катится по твёрдой бетонной дорожке.
2. Разбор словосочетания: 1 вариант: от встречного ветра; 2 вариант: по бетонной дорожке.
1 вариант: гудят; 2 вариант: (по) дорожке.
4. Морфемный разбор
1 вариант: шёлковые, видеть, лётчик; 2 вариант: волшебная, несётся, самолёт.
5. Фонетический разбор:1 вариант: пять; 2 вариант: часто
Контрольное изложение по рассказу А.И.Куприна «Ю-ю».
Сначала это был только пушистый комок с двумя весёлыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце; лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка; ловил лапой мух на окне; катался по полу, играя бумажкой ,клубком ниток, собственным хвостом. И мы сами не помним, когда это вдруг вместо чёрно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей.
Выросла, словом, всем кошкам кошка .Тёмно-каштановая с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапки в широких штанишках ,хвост как ламповый ёрш.
Бывали у меня с Ю-ю особенные часы спокойного семейного счастья. Это тогда ,когда я писал по ночам .Царапаешь, царапаешь пером ,вдруг не хватает какого-то очень нужного слова. И вздрогнешь от мягкого упругого толчка. Это Ю-ю легко вскочила с пола на стол.
Поворочается немного на столе, помнётся, облюбовывая место ,сядет рядышком со мною у правой руки, пушистым, горбатым комком; все четыре лапки подобраны и спрятаны, только две передние бархатные перчаточки чуть-чуть высовываются наружу.(134 слова)(По рассказу Куприна «Ю-ю».
Источник
Диктанты по русскому языку 5 класс 3 четверть
Начало мая было сухим и жарким. На буграх, на вырубках и опушках шуршала сухая трава, опавшие листья взлетали от ветра. Они были похожи на бабочек. На земле можно было не только сидеть и лежать, но даже стоять на коленях. Колени были сухими. И потому не попадались весенние грибы. Нужен был грибной дождь. А сыпал снег. Густые хлопья крыли всё: и кусты, и деревья, и землю. Кругом всё было бело.
Утром грело солнце, снег размок, пополз и потёк. Белые бугры и опушка вновь потемнели, а скоро нагрелись и запарили. На землю теперь не сядешь, не ляжешь и на колено не встанешь.
Жухлая трава не шуршит, листья намокли и не взлетают бабочками. И земля под ногами продавливается и пузырится. (117 слов)
- Сделайте синтаксический разбор второго предложения из второго абзаца.
- Подберите синоним к слову «шуршала».
- Сделайте морфемный разбор слова «нагрелись».
По Л. Кудрявцевой
Павел Михайлович Третьяков был известным русским фабрикантом, богатым купцом, а также истинным другом художников. Он употреблял свое состояние на приобретение картин русских живописцев. Третьяков покупал их у знаменитых и молодых мастеров, если видел в них талант и преданность искусству. Тихо, без лишних слов делал Третьяков великое дело. А когда собрал большую коллекцию, создал галерею, то передал ее в дар Москве.
Когда П.М. Третьякова не стало, его дом превратился в музей, а фасад галереи потребовалось перестроить. Проект было предложено разработать Виктору Михайловичу Васнецову.
В.М. Васнецов создал чудесный терем. Красный, белый, с резными каменными украшениями, с золотым кружевом под крышей. Высоко над входом, в фигурном кокошнике, черный барельеф — древний герб Москвы: Георгий Победоносец, побеждающий змея. (113 слов)
- Подберите синоним к слову «художник».
- Являются ли антонимами слова «молодой» и «знаменитый».
Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид. Вот задрожала осиновая роща. Листья становятся мутного цвета. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу. Стрижи и ласточки пролетают низко над землей. Вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает нас. Над самой головой раздается оглушительный гул, который заставляет нас трепетать.
Но вот молния освещает местность шире и бледнее. Туча разделяется на волнистые облака, светлеет. Сквозь ее большие края виднеется ясная лазурь.
По Л.Н. Толстому
- В первых трех предложениях первого абзаца найдите и выпишите слова в переносном значении.
- Объясните значение слова «многозначно».
- Найдите сложное предложение и выделите грамматическую основу.
Диктанты на тему «Имя существительное»
Русская зима
Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.
Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка.
Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе. (110 слов)
- Сделайте синтаксический разбор третьего предложения из первого абзаца.
- Сделайте морфемный разбор слов: набирает, речонки, припорошила.
- Найдите и выделите в тексте разносклоняемые существительные.
Гаврик спал возле лодки. Он положил под голову камень и укрыл лицо дедушкиным плащом. Гаврика охватила дрожь. На ногах не было носков, и Гаврик поджал ноги.
К утру из-за туч выглянуло солнце. По поверхности моря пошла рябь. В направлении горизонта показалась светлая полоса.
А возле дач кричат первые петухи. В такую ночь нельзя спать под крышей. Гаврик встал, умылся в море, увидел в морской пучине рыбёшек. Он прошёл сквозь заросли бурьяна к своему сараю.
Сарай находился на бугорочке. В сарае спал дедушка. Дедушка уже был в огороде. Помидоров в огороде оставалось мало. Дедушке удалось собрать штук шесть. Цыплёнок бегал у ног дедушки, клевал землю. Дедушка вошёл в сарай, достал с полки кусок хлеба и положил его рядом с помидорами. Сегодня дедушке предстояло много дел. (124 слова)
- Сделайте синтаксический разбор второго предложения из первого абзаца.
- Определите падеж имен существительных в первом абзаце.
- Сделайте морфологический разбор существительного «у ног».
Мать-медведица
Под толстым рыхлым снегом медведи спокойно спят всю зиму. В середине зимы у медведицы в берлоге рождаются мохнатые медвежата. Мать осторожно держит бурых детёнышей около своей груди, кутает их в косматой шерсти. Она закрывает их от холода лапами и головой, согревает своим дыханием, вылизывает их шёрстку.
Но вот медведица с медвежатами выходит из берлоги. Теперь она учит малышей выкапывать вкусные корни, сладкие луковицы, клубни растений. Медвежата сгребают сухие ягоды, роются в гнилых пнях. Жирные жучки, мягкие червячки — всё идёт в пищу.
А медведица зорко смотрит по сторонам. Она готова оградить детёнышей от опасности. Если медвежатам грозит беда, медведица бросится на любого противника. (102 слова)
- Выпишите из текста 2 имени существительных разного склонения, определите форму и падеж, в которых они употреблены.
- Сделайте морфемный разбор слов: шёрстку, выходит, жирные.
Диктанты на тему «Морфология»
Вот что мне довелось наблюдать в Саянских горах. Там рос хвойный пихтовый лес. Травы в пихтовом лесу совсем нет. Только маленькие рябинки зеленеют по полянам. Однажды напали на лес гусеницы и съели хвою. Пихты засохли.
Лет через тридцать этого места было не узнать. Вместо темного пихтового леса рос рябиновый, светлый и солнечный. Резные листья рябины хорошо пропускают свет. В рябиннике появилось много птиц. Дрозды и скворцы налетали на рябины так, что ветки трещали. Оранжевые ягоды сыпались дождем. Много ягод попадало в почву. Из них вырастали молодые рябины. Рябиновый лес становился все гуще. И тогда вновь в лесу стали расти пихты. Сначала маленькие, потом все выше и выше. И опять рябинам пришлось отступить на поляны. (114 слов)
- Найдите слова с чередующейся гласной в корне.
- Сделайте разбор по составу самостоятельных частей речи из 4-го предложения.
Бывают в августе душные вечера. Ждёшь восхода луны, но и луна не приносит прохлады. В такие вечера прилетает ко мне в избушку большой ночной павлиний глаз. Он мечется у свечки, задевает лицо сухими крыльями. Бабочка порхает по кабинету, садится на письменный стол.
Пожалуй, он не видит меня и не понимает, откуда я взялся, зачем зажигаю свечу.
Он летает над свечой, как хозяин, а я боюсь, что он опалит крылья. Но поймать его никак не могу. Я задуваю свечу, и уходит в окно большой ночной павлиний глаз искать другие окна и свечи. (115 слов)
- Сделайте морфологический разбор слов: свечу, летает, большой.
Почему писатель назвал своего героя Чебурашкой?* Не удивляйтесь, но предположительно первым Чебурашкой была маленькая девочка. Вот как это происходило. Морозной зимой писатель Эдуард Успенский шел по двору. Вдруг он видит малышку, которая гуляет с мамой. На девочке длинная мохнатая шуба. Эта шуба ей подойдет, когда девочка подрастет. А сейчас малышка с трудом пробирается по снегу, все время спотыкается и падает. А мама ее поднимает и говорит: «Вот какая чебурашка!» Писателю понравилось это словцо, и он назвал им своего сказочного героя. Так появился этот «неизвестный науке зверь», который приехал в нашу страну в ящике с апельсинами и поселился в столице нашей родины. (95 слов)
- Сделайте фонетический разбор слов: зверь, ей.
- Подберите синоним к слову «понравилось».
- Подберите антоним к слову «маленькая».
Контрольные диктанты
Жила белка в лесу, ни о чём не тужила. Никто её не беспокоил. Спала на ветке большой ели. Не заботилась она ни о ком, только о себе. Прошло время, и у неё появились бельчата. Теперь белка от них не уходила.
Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжёлый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Она выскочила, а её беспомощные детки оказались в ловушке. К кому обратиться за помощью? А вдруг кто-нибудь спасёт бельчат.
Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое гнездо из мягкого мха осталось целым. Лесная жительница была счастлива. Ничто больше не огорчит её! (98 слов)
Признаки приближения весны
Все еще из распахнутой сини неба улыбалось солнце. Природа пробуждалась от зимнего сна. Снег в лесу присел и почернел. Сначала на снегу выступила облетевшая коричневая хвоя. Потом появилось много сухих сучьев, и зажелтели прошлогодние палые листья, проступили проталины.
Грачи давно расхаживали по двору и начали вить гнезда в роще. Скворцы и жаворонки тоже располагались на новых квартирах. Отец с восхищением рассказывал, что видел прилетающих лебедей. Прекрасные белые птицы летели высоко, и отец едва мог рассмотреть их ранний прилет.
Река разлилась, а вода еще прибывала. Над озером беспрестанно проносились большие стаи перелетной птицы. Они тоже возвратились из мест зимнего пребывания. (102 слова)
- Сделайте морфемный разбор слов: почернел, коричневая.
- Сделайте фонетический разбор слова «хвоя».
- Сделайте синтаксический разбор четвертого предложения из первого абзаца.
Я пошёл на охоту. Попадалась разная дичь. Вечерняя заря погасла, и в воздухе начинали разливаться тени. Я решил вернуться домой, взобрался на холм и в отдалении увидел другие места. У моих ног тянулась узкая долина. Я остановился в недоумении. Высокая трава белела ровной скатертью, ходить по ней было жутко. Я вскарабкался на другую сторону и стал забирать вдоль осин. Летучая мышь носилась над верхушками деревьев, кружилась и дрожала. Резво пролетел в вышине ястреб. Он спешил в своё гнездо. Я добрался до края леса, но дороги не было. Низкие кусты расстилались передо мной, а за ними виднелось поле. Ночь приближалась и росла. Всё вокруг было чёрным. Ночные птицы мчались у меня над головой. «Заблудился!» — подумал я. (115 слов)
Источник
5 класс Контрольные диктанты по теме "Синтаксис"
тест (русский язык, 5 класс) по теме
Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт», — проговорила Нина.
Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»
Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (100 слов)
Графически объяснить написание безударных гласных в корнях глаголов
1 вар. – в 1-ом абзаце
2-ой вар. – во 2-ом абзаце
Графически объяснить пунктуацию в предложениях
1 вар. — «Дождь пойдёт», — проговорила Нина.
Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель.
Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает.
Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»
Контрольный диктант по теме :
«Синтаксис и пунктуация»
Пословица – это краткое мудрое изречение народа. Пословицы легко и быстро запоминаются, потому что они похожи на короткие стихотворения и песни.
В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях.
Сохранилось много старых пословиц, в которых говорится о тяжёлой жизни народа. Много пословиц о труде, потому что создавал пословицы трудовой народ.
В них ценится и мастерство, и его умная выдумка. Есть пословицы, где высмеиваются лентяи, болтуны. Мы знаем, что пословицы имеют прямой и переносный смысл. Пословица учит, а поговорка даёт яркую оценку событиям или человеку.
Графически объяснить постановку знаков препинания в предложениях
1 вар. – в 1-ом абзаце
2-ой вар. – во 3-ем абзаце
Произвести синтаксический разбор предложения
1 вар. — Пословица – это краткое мудрое изречение народа.
2-ой вар. – В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях.
Разобрать по составу слова:
1 вар – поговорка
ХОЧЕШЬ СТАТЬ ПОВЕЛИТЕЛЕМ ПТИЦ?
Если я захочу, птицы сами прилетят ко мне.
Нет, я не волшебник. Я не шепчу заклинаний, и у меня нет волшебной палочки, но зато есть волшебная полочка.
На вид она совсем проста: фанерка с деревянными бортиками.
Чтобы прилетели птицы, нужно на полочку насыпать крупы и хлебных крошек и выставить её за окно.
Полочка сразу станет волшебной, и на неё прилетят голуби и воробьи. К вам наведаются и синицы, если укрепить на полочке кусочек сала. Положите на полочку горсть рябины, и сразу её будут клевать снегири. Сделайте доброе для пернатых!
- Выбрать из текста сложное предложение, подчеркнуть грамматические основы.
- Выписать 3 слова с безударным гласным в корне слова, обозначить орфограмму.
Г.П.Лазаренко «Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки»
Выпал первый снег. И все кругом стало белым. Деревья, земля, крыши – все белое.
Девочке Кате захотелось по снежку погулять. Вышла она на крыльцо. Вдруг видит в снегу на ступеньках следы.
– Что за зверек тут ходит? – подумала девочка.
Бросила Катя на крыльцо котлетку и убежала. День прошел, ночь прошла. Проснулась Катя утром – и скорей на крыльцо. Котлетка цела! А следов стало еще больше. Бросила Катя косточку из супа. Утром смотрит – зверек косточки не трогал. Может быть, это зайчик? Тогда Катя почистила красную морковку и оставила ее на крыльце. Утром глядит, а морковки нет. Зверек приходил и всю морковку съел. Что это за зверек?
1) Найдите и выпишите одно предложение с однородными сказуемыми, подчеркните грамматическую основу.
2) Найдите и выпишите односоставное предложение.
3) Выпишите словосочетание со связью согласование.
1) Найдите и выпишите одно сложное предложение, подчеркните грамматические основы.
2) Найдите и выпишите безличное предложение.
3) Выпишите словосочетание со связью управление.
У самого домика каждый вечер громко поёт соловей.
Поющего соловья трудно увидеть. Он прячется в густых кустах вблизи своего гнезда и при малейшем шорохе затихает. Наш соловей так привык к людям и человеческим голосам, что шума почти не боится. Иногда мы близко подходим к покрытому росой пышному кусту черёмухи, и Саша мне шепчет на ухо:
-Вот он, дедушка, смотри!
Взявшись за руки, мы долго слушаем и сморим на маленького певца. Соловей – очень маленькая, неприметная птичка. Но в пении соловья такая радость и такая сила!
Громкое пение соловья иногда будит нас ночью. Мы просыпаемся у открытого окна и, улыбнувшись, ещё крепче засыпаем.
Источник