Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе
Многие учёные, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребёнок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. Сегодня образование в начальной школе является фундаментом всего последующего обучения, поэтому начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка. В чём заключается роль современной начальной школы?
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Основные результаты обучения детей в начальной школе — это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной. В результате обучения у ребёнка должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности. Одним из условий формирования универсальных учебных действий на всех ступенях образования, на мой взгляд, является обеспечение преемственности в освоении учащимися этих действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом.
Учитель играет ведущую роль в формировании учебных действий у учащихся. Поэтому подбор содержания урока, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов, выбор методов и форм обучения – всё это требует от педагога грамотного подхода.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, а включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
Действующие ранее стандарты акцентировали внимание на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений, навыков, который должен освоить ученик. Ученые и учителя определяли, что нужно знать ученику по тому или иному предмету. Однако становится очевидным, что требования к уровню подготовки ученика по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания школы. Сегодня, когда информация так быстро обновляется, ученику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия.
Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет нам определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, обеспечивающую у учащихся «умение учиться».Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы.
Формирование универсальных учебных действий у учащихся должно отразиться на качестве знаний и положительном отношении к урокам окружающего мира. Применение данной методической системы позволит сформировать у учащихся умение учиться.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; — структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Окружающий мир – особенный предмет в учебном плане начальной школы. На уроках окружающего мира учащиеся знакомятся с основными понятиями многих предметов средней и старшей школы: химии, биологии, истории, экономики, физики…
На материале предмета есть возможность использовать различные формы проведения уроков (экскурсии, уроки-прогулки, уроки-путешествия, уроки в музее, уроки-спектакли), использовать различные методы и технологии. И еще, так как многие темы носят ознакомительный характер и не обязательны к оцениванию, то атмосфера урока — ситуация успеха.
Основными целями изучения предмета «Окружающий мир» являются формирование:
- исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира;
- практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе;
- метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию.
Работа над проектами, уроки-исследования, запланированные учителем, позволяют формировать и развивать данные УУД.
При работе над краткосрочным проектом «Родной город (село)» ребята провели сравнительную характеристику города и села, отметили отличительные черты и признаки. Результатом этой работы стал вывод о различном образе жизни горожанина и сельского труженика. При анкетировании дети отметили, что хотя жить на селе сложнее в плане того, что быт менее благоустроен, но многие стремятся уехать именно в сельскую местность, так как там более чистый воздух, меньше опасностей на дорогах и при общении с незнакомыми людьми.
Ребята очень любят творческие задания. При работе над этим же проектом обучающиеся подобрали стихотворения, высказывания известных людей о родном крае, родном городе, выполнили рисунки своих домов, сделали фотографии на тему «Осень в моем городе». При работе над проектом «Что в имени моем?» ученики не только собрали информацию об истории происхождения, значение имен, они составили ребусы своих имен. Все виды УУД были сформированы и отработаны в ходе работы над проектом.
Работа над научным текстом – основное требование к методике проведения урока «Окружающий мир». Разнообразные приемы работы над текстом: выборочное чтение, пересказ отрывка текста, с приведением примеров, чтение с пометками позволяет работать над формированием УУД.
Например, на уроке по теме «Домашние опасности» рассуждают: ковер на полу опасен или не опасен, таблетки — это лекарства или яд?
Регулятивные УУД
Изучение курса «Окружающий мир» способствует и формированию регулятивных универсальных учебных действий: осознавать границы собственных знаний и умений о природе, человеке и обществе, понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний, оценивать правильность выполнения своих действий, вносить необходимые коррективы, подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности.
Познавательные УУД
При изучении курса «Окружающий мир» развиваются умения извлекать информацию, представленную в разной форме (иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.); описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.; пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, моделировать объекты и явления окружающего мира; проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме.
1. Проблемное обучение.
Например, на уроке окружающего мира в первом классе по теме «Кто такие птицы?» мы можем создать следующую проблемную ситуацию:
— Назовите отличительный признак птиц. (Это животные, которые умеют летать.)
— Посмотрите на картинку. Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, бабочка, воробей, курица.)
— Что общего у этих животных? (Умеют летать.)
— Можно их отнести к одной группе? (Нет.)
— Умение летать будет отличительным признаком птиц?
— Вы что предполагали? А что получается на самом деле? Какой вопрос возникает? (Что является отличительным признаком птиц?)
Постановка проблемы: почему День Победы (9 мая) называют «праздником со слезами на глазах»? Кто слышал слово «фашизм»? Что оно обозначает? Поиск решения проблемы — «горит и кружится планета, над нашей Родиною дым!»
Предлагать ученикам высказать предположение, попробовать самим ответить на проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.
2. Проектное обучение представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя — это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя.
Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.
Задания, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями, я использую практически на каждом уроке.Часто дети получают задания подготовить сообщение о каком-либо растении, животном, предмете, явлении, используя дополнительный материал из художественной, научной литературы, справочников, энциклопедий, источников Интернета.
Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнѐра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Заданий, способствующих формированию коммуникативных УУД на уроках окружающего мира довольно много.
1. Составь и напиши памятку для всей семьи «Как нам защититься от болезнетворных бактерий». Пусть твои родственники запишут свои дополнения.
2. Используя различные источники информации, найди вместе с взрослыми растение, которое соответствует твоему Дню рождения. Нарисуй его.
Это работа в парах или группах временного и постоянного состава. Данный вид организации работы имеет большое значение на уроке:
- возрастает объѐм и глубина понимания усваиваемого материала;
- на формирование знаний, умений и навыков тратится меньше времени, чем при фронтальной работе;
- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; возрастает сплочѐнность класса;
- ученик более точно оценивает свои возможности;
- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе:
- ответственность, такт и так далее;
Формирование коммуникативных УУД средствами учебного предмета «Окружающий мир»
1-й класс
— Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
— Слушать и понимать речь других.
— Выразительно читать и пересказывать текст.
2-й класс
— Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
— Слушать и понимать речь других.
— Выразительно читать и пересказывать текст.
— Вступать в беседу на уроке и в жизни.
3-4-й класс
— Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
— Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
— Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
— Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором».
В конце урока обязательно проводится рефлексия:
- Было трудно …
- Я понял …
- У меня получилось …
Каждый ребѐнок даѐт итоговую оценку своей работы.
Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса.
Источник
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса окружающего мира, 3 класс. УМК "Школа России".
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.?
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире
Просмотр содержимого документа
«Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса окружающего мира, 3 класс. УМК «Школа России». »Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.̺
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире
Источник
Формирование УУД на уроках окружающего мира
Обобщение опыта
«Развитие универсальных учебных действий
на уроках окружающего мира»
Бондарева А.Г., учитель начальных классов
Пономаренко Т.С., учитель начальных классов
н/п Щукозеро Мурманской области
Форма проведения: методическое объединение
Участники: учителя начальных классов
Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития.
Сформированность универсальных учебных действий является залогом профилактики школьных трудностей.
Уже при разработке первых уроков мы поняли, что моделирование уроков по формированию УУД – дело хоть и непростое, но выполнимое.
Благодаря широкому включению в учебники, тетради и дополнительную литературу разнообразного дополнительного материала их содержание нацелено на формирование всех универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию детей (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Начиная с первых уроков окружающего мира, знакомим учеников с такими понятиями, как «Родина», «Отечество» и «Отчизна», «гражданин», «Россия», тем самым формируем у них гражданское самоопределение, гражданскую идентичность в форме осознания себя как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
Развивать умение формировать внутреннюю позицию на основе положительного отношения к семье, друзьям помогают следующие задания.
С их помощью формируются
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
эстетические потребности, ценности и чувства;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Смыслообразование.
Для развития ценностного отношения к объекту (событию, образу, детали) окружающего мира необходимо оживление имеющегося у детей опыта. При изучении темы «Ты и твое здоровье» ученикам предлагаем вспомнить, что такое режим дня и зачем его нужно соблюдать. Очевидно, что все дети знакомы с этим понятием, и если в процессе обобщения знаний предлагаем рассказать о том, как в семье соблюдается режим дня (кто соблюдает? как часто? кто обычно забывает о режиме? кто следит за тем, чтобы режим дня соблюдался?), то кто-то придет к выводу о том, что режим дня соблюдает только мама (папа, бабушка, дедушка и т.д.). Интерес, появившийся у учащихся в процессе обсуждения, позволит обсудить и сформулировать элементы режима дня, обязательные для выполнения. Активность детей будет способствовать также развитию общего учебного умения – устанавливать соответствие между временными интервалами и событиями (что является довольно сложным умением для младшего школьника).
Регулятивные УУД. Одним из самых важных и ключевых УУД, которые должны сформироваться при успешном обучении, — это регулятивные УУД. Как показывает практика, регулятивные УУД являются основой для успешной учебной деятельности.
К регулятивным относятся следующие УУД:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы. Так, научить детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания.
Следующими составляющими регулятивных УУД являются контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Все эти действия хорошо прослеживаются, к примеру, на уроке по теме «Откуда в снежках грязь?». Урок проходил в кабинете биологии. Дети сами проводили опыты: рассматривали снег, очищали талую воду с использованием лабораторного оборудования.
После изучения каждого раздела обучающиеся выполняют тестовые работы. Сами проверяют и оценивают свои знания.
Задача учителя научить учащихся оценивать свой труд. Если раньше контроль и оценка осуществлялись только педагогом, то теперь эти компоненты учебной деятельности должны формироваться у учеников.
Познавательные УУД: делятся на
Постановка и решение проблемы
Под ними подразумевается умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, делать выводы, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, находить ответы на вопросы).
К примеру, урок по теме «План и карта»
Вскрываем конверт и достаём листочек с нарисованным планом и текстом про клад.
Вот уже десять лет, как я оставил морскую службу и поселился в небольшом доме на окраине леса. Из южного окна моего дома виден небольшой фруктовый сад. Вечерами я люблю сидеть на скамейке под старой яблоней.
На запад выходит дверь моего дома. По тропинке на север я отправляюсь к живописному озеру. Оно окружено лесом.
У южного берега озера растёт большая сосна, а рядом с ней находится старый пень. Под ним я спрятал свои сокровища.
Детям в группах предлагается прочитать текст и попробовать разгадать тайну, зашифрованную на рисунке. Ребята высказывают свои предположения о том, кто может быть автором этого письма и где находится клад.
Задаём вопрос: «Расскажите, почему вы решили, что это письмо пирата и, что клад находится именно здесь?». Пользуясь текстом и чертежом, дети доказывают свои предположения.
В ходе работы возникает вопрос: «Как было составлено изображение на чертеже и как оно называется?» Дети высказывают свои предположения, а мы предлагаем найти объяснение в учебнике.
Таким образом, мы учим детей извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, анализировать, находить ответы на вопросы.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
1) Расскажи по схеме «Какой бывает транспорт?».
2) Посмотри, какие знаки по охране природы нарисовали юные натуралисты в своём лесу. Придумай и нарисуй свой знак по охране природы.
Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Например урок по теме «Великий круговорот жизни».
Примером проблемного обучения может быть урок в первом классе по теме «Кто такие птицы?».
Создаётся следующая проблемная ситуация:
— Назовите отличительный признак птиц. (Это животные, которые умеют летать.)
— Посмотрите на слайд. Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, бабочка, воробей, курица.)
— Что общего у этих животных? (Умеют летать.)
— Можно их отнести к одной группе? (Нет.)
— Умение летать будет отличительным признаком птиц?
— Вы что предполагали? А что получается на самом деле? Какой вопрос возникает? (Что является отличительным признаком птиц?)
Предлагаю ученикам высказать предположение, попробовать самим ответить на проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.
Немаловажную роль на уроках окружающего мира играет проектное обучение.
Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя — это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя.
Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.
Творческие проекты и небольшие исследования дети готовят к урокам окружающего мир на протяжении 4 лет обучения.
Мы сделали сравнительный анализ результатов по овладению обучающимися навыков проектной деятельностью.
Подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей.
Для овладения учащимися логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей используются следующие задания:
Сравни старинную классную комнату и современную, в которой учишься ты. Чем они различаются? Чем похожи?
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Таким образом, на этапе актуализации знаний мы формируем у детей общеучебные познавательные УУД : умение структурировать знания, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Коммуникативные УУД предполагают следующие действия обучающихся: (представлены на слайдах):
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Важной стороной формирования коммуникативных УУД является умение воспринимать информацию, слышать и слушать собеседника, строить речевые высказывания, работать в группе, паре.
Эти умения формируются на протяжении всего урока.
Так,например, детям предлагается рассмотреть изображение плана и карты, и обсудить в группах, чем, по их мнению, отличаются и чем похожи план и карта.
Тема урока: «Глобус – модель Земли», 2 класс
На уроках учащиеся учатся открывать знания и проверять себя, работая в парах или группах. Они учатся понимать возможность различных позиций и точек зрения, понимают возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета, учитывать разные мнения и обосновывать собственное, договариваться, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать, выражать собственное отношение к выработке общей точки зрения.
Таким образом, в процессе учебной деятельности учащиеся учатся правильно общаться, договариваться, уважать мнение других товарищей, находить сообща или советуясь, правильное решение.
Дети учатся взаимодействовать друг с другом в учебном процессе, распределяют обязанности для работы в группе и стараются следовать правиламвзаимодействия.
1. Уважительно относитесь друг к другу.
2. Честно (по очереди) распределяйте обязанности в группе.
3. Умейте слушать, не перебивайте товарища.
4. Не отвлекайтесь, смотрите на говорящего.
Мы описали только небольшую часть приёмов и методов работы над УУД. Если описанный вид работы относится, например, к группе регулятивных, это не значит, что другие виды УУД здесь не формируются. Хочется подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны и формирование всех УУД происходит на всех этапах урока.
Отслеживая результаты мониторинга, мы видим положительную динамику в развитии всех видов УУД. У большинства детей развиты свобода общения, желание творить, не останавливаться на достигнутом. Следовательно использование образовательных технологий деятельностного типа, современных методов и приемов способствует развитию универсальных учебных действий.
Общая динамика роста УУД за 3 года обучения по предмету «Окружающий мир»
А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение, 2008г
Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Академия, 2010. – 338 с.
Дидактическая система деятельностного подхода. Разработана авторским коллективом Ассоциации «Школа 2000…» и апробированная на базе Департамента образования г. Москвы в 1998-2006.
Зайцева, И. И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации / И Зайцева // Педагогическая мастерская. Всё для учителя! 2011. — Пилотный выпуск. — С. 4-6
Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) М.: Просвещение, 2010
Программы по учебным предметам 1-4 класс. Сост. Р.Г. Чуракова М.: Академкнига / Учебник, 2012.
Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? — Рига: Эксперимент, 2000
Источник
Формирование УУД в предметной области «Окружающий мир»
Бурова, Н. В. Формирование УУД в предметной области «Окружающий мир» / Н. В. Бурова, И. Б. Крец, И. В. Соболева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.6 (109.6). — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26976/ (дата обращения: 09.07.2021).
В статье характеризуются возможности предметной области «Окружающий мир» для формирования универсальных учебных действий младших школьников, приводится пример урока, направленного на формирование таких действий.
Ключевые слова. Универсальные учебные действия.
Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат — научить учиться. «Умение учитьСЯ» — есть процесс, в котором учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).
УУД — это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения.
Система универсальных учебных действий прописана во ФГОС второго поколения для начальной школы. Учитель начальной школы, реализующий этот стандарт, должен не только научить читать, писать, считать, но и сформировать универсальные учебные действия.
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
УУД можно сгруппировать в четыре основных блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, способность оценивать свое место в окружающем мире и современном обществе, участвовать в его познании, созидании и преобразовании. Особая значимость курса «Окружающий мир» в формировании у школьника целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.
Как правильно спроектировать урок, который формировал бы у учащихся не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия?
Лев Николаевич Толстой утверждал, что «чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик».
Три постулата заложены в основание нашего урока.
Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
Мы расскажем, как формируем УУД на примере фрагментов урока окружающего мира для 3 класса УМК «Перспектива».
Тема «Самое главное вещество на Земле»
Цель: формирование образовательных компетенций учащихся 3 класса в предметной области окружающий мир по теме “Вода”.
Данный урок — урок «открытия» новых учебных знаний включает в себя следующие этапы:
Организационный этап. Мотивация кучебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
—Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.
Данный этап урока включает проверку готовности детей к уроку, настрой на учебную деятельность, мотивирование к учебной деятельности.
— Поэт Сеф писал:“Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает, кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает”.А мы сегодня не будем скучать и продолжим изучать богатства окружающего нас мира.
Актуализация знаний ипостановка проблемы.
Актуализация знаний — этап восстановления в памяти обучающихся тех знаний и умений, которыми они уже владеют и которые будут им необходимы для изучения, «открытия» новой темы.
Ребёнок будет усваивать какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда он будет знать, для чего это ему надо, т. е появится мотивация. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. Значит, на каждом уроке нам необходимо создавать условиядля формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать.
Таким образом, идет формирование регулятивныхУУД: самоопределение к деятельности, нацеливание на успешную деятельность.
Формирование личностных УУД: учебно-познавательный
интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи.
Коммуникативные действияобеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Есть одно богатство, без которого вообще нельзя обойтись. Что же это за самое главное вещество на земле?
На этом этапе используем загадку, подходящую по теме:
Я и льдинка голубая, я и капля дождевая,
Я снежинка вырезная, я по травке разлита,
Догадайся, кто же я? (ВОДА)
А как вы догадались, что это вода?
Сформулируйте тему нашего урока.
Верно, сегодня мы будем говорить о воде.
Первое из природных богатств, с которыми человек встречается в своей жизни, — это вода. Что вы ждете от сегодняшнего урока? А важна ли эта тема, может ли она пригодиться в жизни? В каких ситуациях?
Для мотивации на постановку цели своей деятельности и интерес к теме, применяем приём «Кластер».
Что вы знаете о воде? Где в природе мы встречаемся с водой?
Работа идет по группам, дети выступают.Затем на интерактивной доске появляется «виноградная гроздь».
При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.
А потом ученики сами поставили для себя цель урока. (Узнать, почему воду называют одним из главных богатств на Земле.)Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации.
Регулятивные действияобеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. Научить детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания — незнания. Через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулируют тему и цель урока. Задача учителя состоит в том, чтобы научить ребёнка правильно планировать свою работу на уроке, научиться составлять алгоритм работы на уроке, каков будет результат, чего он хочет.
Выявления места ипричины затруднения.
На данном этапе мы формируем у детей познавательные УУД: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, контроль и оценка процесса, результатов деятельности.
Если ученики не смогли ответить на вопрос, то фиксируется затруднение. Вполне возможно, что кто — то из детей может дать ответ.
Казалось бы, что о воде мы с вами всё знаем. Но оказывается много удивительного и чудесного хранит в себе вода. С этими свойствами, явлениями и фактами мы с вами сегодня и познакомимся.
Что нужно делать, если чего — то не знаешь, а хочешь узнать? (Спросить того, кто знает; можно подумать самому, а можно найти ответ в учебнике, в энциклопедиях, книгах.)
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т. д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем — побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
Озвучивание проблемы может подвести детей к теме урока и задачам, которые могут быть на данном уроке решены. Решение проблемы приводит к «открытию» новых знаний, которое является результатом активной деятельности детей
Каким путем сегодня на уроке вам будет интереснее пойти: самим найти ответ на вопрос или услышать готовый ответ учителя? Учитель подводит детей к решению самим найти ответ на поставленный вопрос, поработать самостоятельно.
Еще не все тайны воды раскрыты.
Чтоб нам о воде всё — всё разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А также различных журналов и книг,
Чтоб все её тайны открылись нам в миг. (С.Олегова)
Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта. Полученное универсальное учебное действие фиксируется в языке вербально и знаково в форме эталона. Далее построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. В завершение, организуется рефлексия выполненной работы, и намечаются следующие шаги, направленные на усвоение нового УУД.
Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения — учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний.
Работа с текстом учебника. Используем приём «Инсерт» из технологии РКМЧП. Дети читают текст и делают специальные пометки на полях. Технология РКМЧП — универсальная, «надпредметная», она формирует навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Данная технология направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, т е пробудить в нем самостоятельную исследовательскую, творческую активность.
Здесь происходит формирование познавательных УУД: понимать цель чтения и осмысление прочитанного, извлекать необходимую информацию из прочитанного текста, самостоятельно осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, структурировать знания.
Первичное закрепление спроговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма вслух.
Работу с текстом мотивирует интересный приём «Сундук мудрости». Группы внимательно читают текст. Каждый в группе пишет записку, в которой задаёт вопрос по тексту. Заворачивает записку и кладёт её в сундук (коробочка). Затем повторно все читают текст. Вопросы перемешиваются. Каждый берёт из сундука по одной записке и отвечает на вопрос. Помогать может только своя группа.
— личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
—познавательные УУД: строить сообщения в устной форме;
воспринимать основной смысл познавательных текстов, выделять существенную информацию; устанавливать причинно-следственные связи;
— коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию.
Активная деятельность, направленная на применение нового знания.
Для пробного усвоения знаний дети включаются в активную деятельность. Современные учебники и тетради на печатной основе предлагают ряд заданий, направленных на решение данной задачи. Во многих из них определен круг обязательных заданий, которые могут выполняться совместно, в ходе фронтальной работы, и ряд заданий различного уровня трудности, которые дети могут выполнять по выбору в зависимости от своих возможностей. Кроме работы с учебником и тетрадями, учащиеся могут быть задействованы в выполнении творческих созидательных заданий (рисование, лепка и подобное).
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Самостоятельная работа ссамопроверкой по эталону (практическая работа, опыты)
На этапе выполнения практической работы «Исследование свойств воды» можно формировать различные группы УУД.
Например, исследуя форму, цвет, запах, вкус воды, ученики узнают, что она не имеет формы, текуча, прозрачная, бесцветная, не имеет запаха и вкуса, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, при кипячении испаряется, является растворителем для некоторых веществ, наличие соли в воде повышает её плотность.
Таким образом, на данном этапе мы формируем у детей:
— познавательные УУД: способность и умение производить простые логические действия (анализ, сравнение), извлекать необходимую информацию из увиденного, осознанно и самостоятельно строить речевое высказывание, выдвигать предположения и обосновывать их, самостоятельно находить способы решения проблем.
— регулятивные УУД: выполнять учебное задание в соответствии с планом, осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь, выполнять взаимопроверку и корректировку, взаимооценку и самооценку учебного задания, контролировать выполнение работы, осознавать уровень и качество усвоенного.
— коммуникативные УУД: умение слышать, слушать и понимать партнера,
планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Включение всистему знаний иповторение. Первичное закрепление.
На данном этапе уточняются существенные особенности новых знаний и действий, их роль и место в системе изученных учебных действий.
Рефлексия учебной деятельности.
Способность к рефлексии — важнейшее качество, определяющее социальную роль ребёнка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшее освоение знаний.
Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.
Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельность на уроке (свою, одноклассника, класса). На этом этапе используем приём «синквейн».
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Если вы легко можете составить синквейн, то будьте уверены, что тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится ваше эмоциональное восприятие материала. Впоследствии можно повторить данную тему, вспомнив свой синквейн.
Привычная, необычная, чистая, родниковая
Питает, течет, работает
Существует в трех состояниях
Без воды не будет жизни
Таким образом, формирование и развитие УУД возможно на каждом этапе урока. Для этого нужно использовать целостную методическую систему обучения, основой которой являются учебные задания.
По мере формирования УУД, меняется роль ученика. Из пассивного, созерцающего ребёнка, он превращается в самостоятельную, критически мыслящую личность, приобретает умение учиться, что обязательно отразится на качестве знаний.
Источник