Крестьянский вопрос при Николае 1
1. Следующим императором, вдохнувшим новую жизнь в решение крестьянского вопроса стал Николай 1. Крестьяне снова получили право выкупиться с частью земли, был введён запрет на высылку крестьян на каторгу и в целом положение крепостных улучшилось. Именно при Николае 1 был заложен фундамент для будущего окончательного решения крестьянского вопроса и отмены крепостничества.
2. 1837-1841 гг. – реформа государственных крестьян. Реформа улучшила правовое и материальное положение крепостных, давая им право и возможность стать самостоятельными. Созданы органы крестьянского самоуправления.
3. 1841 г. – закон, запрещающий продавать крестьян по одиночке или вместе с поместьем.
4. 1842 г. – закон о «вольных крестьянах». Помещики теперь могли на своё усмотрение освобождать крестьян и давать им землю, не требуя денег взамен. Однако крестьянин обязан был взамен отработать долг на выданной ему земле.
5. 1843 г. – безземельные дворяне больше не имели право покупать крепостных (ликвидация рабства).
В 1857 г. началась официальная подготовка отмены крепостного права. Император Александр II велел учредить губернские комитеты, которые должны были разработать проекты по улучшению быта крепостных крестьян. На основании этих проектов редакционные комиссии составили законопроект, который был передан в Главный комитет на рассмотрение и учреждение. 19 февраля 1861 г. император Александр II подписал манифест об отмене крепостного права и утвердил «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Александр остался в истории с именем «Освободитель».
· Хотя освобождение от рабства давало крестьянам некоторые личные и гражданские свободы такие, как право вступать в брак, обращаться в суд, вести торговлю, поступать на гражданскую службу и т.п., но они были ограничены в свободе передвижения, а также в экономических правах. К тому же крестьяне оставались единственным сословием, которое несло рекрутскую повинность и могло подвергаться телесным наказаниям.
· Земля оставалась в собственности помещиков, а крестьянам выделялись усадебная оседлость и полевой надел, за что они должны были отбывать повинности (деньгами или работой), которые почти не отличались от крепостных. По закону крестьяне имели право выкупить надел и усадьбу, тогда они получали полную самостоятельность и становились крестьянами-собственниками. А до тех пор они назывались «временнообязанными». Выкуп составлял годовую сумму оброка, умноженную на 17!
26. Либеральные реформы 60 – 70-х годов XIX в. Великие реформы) – реформы, проведенные в 60-70-х годах 19 века в Российской Империи императором Александром 2 и затрагивающие практически все сферы жизни государства.
Финансовые реформы Александра 2 — причины и суть
Финансовые реформы 1860-х годов – буржуазные реформы, основная цель который заключалась в преобразовании финансовой системы страны, чтобы она была способна встать на путь капитализма.
Содержание финансовых реформ
Начало реформы было положено 22 мая 1862 года, когда были введены «Правила о составлении, рассмотрении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений". Все государственные ведомства отныне должны были ежегодно составлять сметы по специально установленной форме и подробно указывать в разных параграфах все статьи расходов.
В 1864-1868 годах все доходы государства сосредоточились в кассах государственного казначейства, подчинявшегося министерству финансов. Из этих касс средства, в соответствии с заранее согласованными сметами и кассовыми расписаниями, расходились по различным ведомствам и шли в оплату расходов..
В 1865 году были созданы местные органы государственного финансового контроля – контрольные палаты.
Кроме того, произошел ряд изменений в торговле. Винный откуп теперь заменялся существующими поныне акцизными марками, то же самое произошло и с табаком в 1866 году.
Налогообложение было разделено на две части – неокладные сборы (косвенные налоги) и окладные сборы (прямые налоги), были созданы соответствующие государственные органы.
Итоги и значение финансовых реформ
Благодаря предпринятым мерам государственная система финансов стала более прозрачной и эффективной – велся строгий учет всех денежных средств, деньги не тратились на ненужные вещи, а чиновники отвечали за каждый потраченный рубль. Это позволило государство начать выбираться из кризиса и снизить негативные последствия от раскрепощения крестьян и проведения других реформ.
Земская реформа Александра 2 (1864 год) – комплекс преобразований в сфере управления уездными и губернскими землями, призванная изменить бюрократический порядок управления и дать дальним уголкам России право на самостоятельное принятие решений.
Наряду с земской была проведена городская реформа. Два новых законопроекта должны были создать новую систему местного самоуправления.
«Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 года создавало новые управленческие органы: земские собрание и земские управы, в которые входило местное население
Появились так называемые курии – особые разряды, на которые были разделены все избиратели по имущественному, сословному, национальному и другим признакам.
Итоги земской реформы
За годы своего существования земства значительно улучшили уровень образования на местах, стала развиваться региональная экономика и здравоохранение, управление страной стало более простым, так как высшие органы были освобождены от необходимости решать мелкие бытовые вопросы.
Однако, земская реформа была одной из наиболее неудачных реформ Александра 2, так как она была недостаточно хорошо продумана. Несмотря на идею отделить местную власть от общегосударственной, этот процесс прошел не в полной мере. К сожалению, государственная власть и чиновники не хотели делить власть, поэтому земские думы осуществляли только ограниченный круг поставленных перед ними задач. Обсуждение же и решение задач государственной важности местными думами запрещалось и могло привести к роспуску думы.
Судебная реформа Александра 2 (1864 год) – комплексная реформа судоустройства и судопроизводства, предусматривающая полное изменение судебной системы в Российской Империи.
Александр 2 хотел создать более совершенный суд, который бы смог работать эффективнее и принимать более честные решения в отношении всех категорий граждан. Реформа предполагала создание двух ветвей судов – мировые суды и общие съезды. В свою очередь каждая из этих ветвей имела по две инстанции – мировые судьи и мировые съезды, окружные судьи и окружные съезды. В целом, была создана совершенно новая система судебных учреждений, которая имела четкую иерархию и разделение полномочий. Это позволило быстрее рассматривать дела, разделяя их на гражданские и уголовные, а также значительно сократить длительность самого процесса. Суд стал значительно эффективнее, так как исчезла путаница в судебной системе.
Реформа меняла принципы и процедуры судопроизводства. Суд становился более открытым, гласным, все стороны–участники процесса получали равные права и могли участвовать в дискуссии на равных. Были значительно расширены полномочия следователей, проводивших оперативно-розыскные мероприятия, появились новые виды доказательств, а также появилось разделение на предварительное и судебное следствие, что значительно снижало шанс судебной ошибки. Подсудимые теперь также могли рассчитывать на обжалование приговора и рассмотрение их дела в более высокой инстанции (Верховный суд, императорский суд).
Появился суд присяжных, который созывался для участия в процессах при особо тяжких уголовных преступлениях. Суд стал полностью независимым институтом.
Главным достижение судебной системы стало то, что суд больше не строился на сословных отношениях, все граждане получали одинаковые права и могли рассчитывать на открытый. Честный процесс.
Главные документы судебной реформы – Судебные уставы 1864 года.
Итоги судебной реформы
Судебная реформа Александра 2 привела к тому, что в Российской Империи появился новый суд, который был современным и отражал все ведущие тенденции в мировом судопроизводстве. Суд стал отдельным институтом, независимым от других ведомств. Судебные процессы стали более четко регламентированы, следствие велось достаточно быстро, исчезла путаница и затянутость, свойственная старой судебной системе. Суд стал открытым и более честным. Однако у судебной реформы были и минусы, в частности, для крестьян сохранялся сословный суд, а компетенция судей не всегда было достаточной. Но, несмотря на недостатки, реформа сделала большой прорыв.
Военная реформа Александра 2 – комплекс мер по преобразованию русской армии, проведенный в 60-70-х годах 19 века.
1. выпуск Манифеста о всеобщей воинской повинности и Устав о воинской повинности 1 января 1874 года. Манифест провозглашал переход от рекрутского набора в армии к всеобщей повинности вне зависимости от сословия. Теперь в армии в течение 6 лет обязаны были отслужить все мужчины, включая крестьян.
2. в 1864 году Россия была разделена на несколько военных округов, управление которыми осуществлялось местными органами, однако все они подчинялись военному министру.
3. для улучшения качества и мощи армии произошло полное перевооружение. Войска всех ведомств получили новое, современное оружие, также были реконструированы военные заводы, которые теперь могли обеспечивать армию большим количеством качественной техники.
4. Были отменены телесные наказания, офицеры стали более образованными благодаря новым принципам воспитания. Стали появляться различные военные училища и академии.
5. Появился военный суд и военная прокуратура, которые проводили гласные и негласные процессы. Это позволило улучшить дисциплину.
6. Кроме того, разрабатывались новые военные законы, которые должны были отвечать современным условиям и повысить уровень российской армии, чтобы сделать ее конкурентоспособной.
Источник
Внутренняя политика Николая 1
В политике, как и во всей общественной жизни, не идти вперед — значит быть отброшенным назад.
Ленин Владимир Ильич
Внутренняя политика Николая 1, который правил Российской Империей с 1825 по 1855 года, отличалась тем, что император поднимал роль государства в общественной жизни, а также лично пытался вникнуть во все проблемы своей страны. Важно отметить, что Николай был третьим сыном Павла 1, поэтому реально его никто не рассматривал в роли российского правителя и никто не готовил к власти. Для него была уготовлена участь военного. Тем не менее власть досталась Николаю Первому, внутренняя политика которого, особенно на начальном этапе, очень походила на армейскую диктатуру. Молодой император старался окружить себя покорными, исполнительными людьми, которых можно было подчинить собственной воле. Если в нескольких словах описать основные направления внешней политики императора Николая 1, то вот они:
- Укрепление самодержавия.
- Расширение государственного аппарата. Фактически именно в эту эпоху был создан гигантский бюрократизм.
- Борьба со всеми несогласными. В эпоху правления Николая 1 шла активная борьба со всеми общественными и политическими объединениями, которые смели высказывать свое недовольство действующей властью.
Укрепление роли государства
Первые годы правления Николая 1 отметились с тем, что император, в отличие от своих предшественников, стремился самостоятельно вникнуть во все проблемы страны. Он вникал не только в ключевые проблемы, но изучал и мало важные аспекты жизни страны. Для решения этих задач правитель расширил, и очень существенно, полномочия Собственной его Императорского Величества Канцелярии. Фактически именно этот государственный орган стал теперь играть основополагающую роль в жизни России. Если в предыдущие годы вся внутренняя политика строилась на основе работы Кабинета Министров, кто теперь ключевую роль играла именно Канцелярия.
Более того, император стремился увеличить роль этой Канцелярии. Так, в 1826 году было создано второе отделение Канцелярии, которое возглавил Сперанский. Он был возвращен императором из ссылки. Роль второго отделения была в том, чтобы создать единый свод государственных законов. Важно отметить, что до Николая 1 это сделать не удалось никому. Тем не менее, уже в 1832 году было опубликовано 45 томов законов Российской Империи. Все они были разработаны при непосредственном участии Сперанского. В 1833 году был опубликован полный свод действующих законов Российской Империи.
Говоря об укрепление роли государства, как важнейшей составляющей части внутренней политики Николая 1, важно отметить, что укрепление самодержавия осуществлялась по 4-м основным направлениям:
- Создание Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. О ней мы говорили выше.
- Создание специальных Комитетов. Все созданные Комитеты подчинялись лично императору и отвечали за решение различных государственных вопросов.
- Создание "Теории официальной народности". Подробнее об этой теории вы можете прочитать в соответствующем разделе нашего сайта, сейчас же хочу только отметить, что это была теория создания новой идеологии для населения.
- Создание полного контроля над общественной и политической жизнью страны. Любая организация могла быть закрыта и уничтожена по одному только подозрению в несогласии с действующей политикой.
В 1826 году был создан секретный комитет. Возглавил его Кочубей. Основной задачей этого комитета стала создание и разработка ключевых реформ государственного управления России. Несмотря на важность этой задачи, решить ее Кочубею не удалось.
Очень важная черта внутренней политики того периода является гигантское расширение чиновничьего аппарата. Судите сами. На момент смерти Александра 1 в России было 15000 чиновников. К концу правления Николая 1 их насчитывалось уже 90000. Такое гигантское расширение бюрократии (в 6 раз!) привело к тому, что государству стало невозможно осуществлять контроль за деятельностью каждого из своих чиновников. Поэтому очень часто для простых людей решение мелкого чиновника были намного важнее чем решение Министров или даже Императора.
Опора на дворянство
Стремясь укрепить собственную власть Николай 1 решил опираться именно на дворянство. Главным образом это выражалось в том, что молодой император сильно переживала, что за годы правления его предшественников многие дворянские семьи очень сильно обнищали. Особенно это было показательно во время правления Александра 1. Внутренняя политика Николая 1 того времени во многом строилась на том, чтобы построить основы государственного управления, опираясь на дворянство. Поэтому были приняты основные шаги для того, чтобы улучшить финансовое положение дворянских семей, вызвав тем самым у них желание защищать действующего монарха. Шаги для реализации этого плана были предприняты следующие:
- При наследовании дворянского имущества, в состав которого входят не менее 400 крестьянских дворов, запрещалось проводить разделение этого имущества.
- Начиная с 1828 года среднее и высшее образование в Российской Империи стало доступным исключительно для детей из дворянских семей.
Эти шаги были направлены на то, чтобы поднять роль и авторитет дворянства в жизни государства. Именно поэтому можно говорить о том, что политика Николая 1 внутри страны проводилась во многом в интересах богатых сословий, на которые император и решил опираться в своей работе.
Решение крестьянского вопроса
К началу правления Николая 1 уже никто в России не отрицал того факта, что жизнь простых крестьян необходимо улучшать. Решение крестьянского вопроса давно назревало, но никто всерьез им так и не занимался. В 1837 — 1841 годах была проведена крестьянская реформа, которая коснулась исключительно государственных крестьян. Во главе этой реформы стоял генерал Киселёв, который на момент проведения реформы занимал пост члена государственного совета и министра государственного имущества. В результате этих реформ крестьянам позволялось создавать собственное самоуправление, в деревнях начали строиться школы и больницы. Важный пункт данной реформы касался введения "общественной пашни". Она была введена для того, чтобы обезопасить крестьян от неурожайных лет. Но таких пашнях крестьяне работали сообща, результатами своей работы также пользовались сообща. Тем не менее, не следует думать, что такие нововведения были положительно воспринято и в обществе. Многие реформы российских императоров отличались своей нелогичностью и не продуманностью. В частности в большинстве случаях на общественных полях крестьян насильственно заставляли выращивать картофель. В результате этого в 1842 годах по стране прокатился целый ряд картофельных бунтов.
Основные этапы решения крестьянского вопроса
Я не хочу умереть и не решить. крестьянский вопрос.
Николай 1 Павлович
Крестьянская реформа Киселева должна оцениваться объективно, как изменения, которые в лучшую сторону жизнь крестьян не изменили. Более того, следует говорить о том, что эта реформа внесла огромные различия между государственными и крепостными крестьянами. Но что касается улучшения жизни крепостных крестьян, а тем более попыток их раскрепощения, то здесь Киселёв и Николай 1 придерживались мнения, что Россия к этому не готова. В частности это аргументировалось тем, что отмена крепостного права может привести к серьезным осложнениям с дворянством. А мы уже говорили, что внутренняя политика императора Российской Империи Николая 1 во многом опиралась на дворянство.
Однако некоторые шаги в улучшении жизни крепостных крестьян все-таки делались:
- Помещики наделялись правом освобождения крепостных крестьян, предоставлением им земли в собственное пользование. Справедливости ради отмечаем, что этим правом не воспользовался никто.
- В 1847 году был принят закон, согласно которому крестьянин имел право выкупить свою свободу, если помещик выставлял его на продажу за долги.
Эти изменения никаких существенных изменений в жизнь крестьян не внесли. Крепостное право как существовало, так и осталось существовать, а те преимущества, которые формально были реализованы на бумаге, на практике в жизнь не воплощались.
Борьба с революционерами внутри страны
Одно из главных направлений внутренней политики Николая 1 заключалась в борьбе с революцией. При этом император пытался уничтожить революцию и революционеров в любом их проявлении. Для этих целей была полностью реорганизована деятельность политической полиции. Ей в помощь в 1826 году было создано 3 отделение царской канцелярии. Очень интересно является формулировка, которая описывает задачей этой канцелярии — контроль за настроением умов. В том же 1826 году был виден жесткий цензурный контроль за всеми органами печати. Современные историки часто называют эту цензуру чугунной.
Поэтому можно смело говорить о том, что внутренняя политика Николая 1 проводилась исключительно в интересах дворянства и в борьбе с революцией. Все реформы и все преобразования внутри страны в период правления этого императора проводилась исключительно в этих целях. Именно укреплением власти дворянства и борьбой с революцией объясняют все политические процессы, которые проводились в российской империи в период правления Николая 1.
Источник
Попытки решения крестьянского вопроса
В роли самодержавного правителя России его никто себе не представлял. Николая 1 готовили к военной службе. Он женился на дочери прусского короля Шарлотте, получившей в России имя Александры Федоровны.
В людях и чиновниках Николай больше всего ценил исполнительность, покорность, готовность к подчинению. Прекрасно понимая необходимость и неизбежность реформ, Николай стремился, тем не менее, в первую очередь обеспечить устойчивость существовавших в стране порядков.
В первые годы правления новый царь стремился, сам решать не только важнейшие, но и не слишком значительные вопросы. Для личного контроля над делами министерств и ведомств он расширил область деятельности Собственной его императорского величества канцелярии.
Главной его задачей должна была стать подготовка единого Свода законов. Сперанскому удалось выполнить ее всего за пять лет. Было опубликовано первое Полное собрание законов Российской империи, Свод действующих законов государства.
Создан секретный комитет, ему было поручено составить проект реформы государственного управления.
Требовалась огромная армия чиновников.
Николай I уделял большое внимание задаче укрепления дворянского сословия. Его беспокоило, что обнищание части дворянства продолжалось. Он попытался укрепить материальное положение высшего сословия. Для этого был изменен порядок наследования крупных имений. Они теперь не могли быть раздроблены и передавались в порядке наследования старшему в роде.
В средние и высшие учебные заведения могли приниматься только дети дворян и чиновников.
Принятые Николаем меры заметно повысили авторитет и роль дворянства в жизни страны.
Главной проблемой российского общества оставался крестьянский вопрос.
Николай решил начать с преобразований, направленных на улучшение положения государственных крестьян.
В деревнях стали создаваться школы и больницы.
Там, где земли не хватало, иногда принималось решение о переселении крестьян на свободные земли в другие районы страны, особенно в восточные. Чтобы обезопасить крестьян от неурожая, было решено оставить часть земли где крестьяне работали сообща и пользовались плодами общего труда.
Реформа не могла вызвать симпатий со стороны помещиков. Недовольство преобразованиями привело Николая к убеждению, что хоть крепостное право и является злом, но попытки его немедленного устранения грозят протестом со стороны дворян.
Отдельные шаги в этом направлении были приняты:
— запрещена продажа крепостных за долги;
— запрещалась продажа членов одной семьи.
— помещикам было дано разрешение освобождать крепостных без земли.
— крепостные получили право выкупа на свободу в том случае, если поместье их владельца выставлялось на продажу за долги.
Источник
Процесс разрешения крестьянского вопроса в годы правления Николая I
Правительство Николая I, действуя в консервативном духе, не сняло вопросов внутреннего устройства государства. Император с самого начала царствования приступил к рассмотрению крестьянского вопроса, однако разрешил решать его бюрократическими средствами тайно от общества. В начале правления, под влиянием выступления декабристов среди крестьян распространялись слухи о близящемся освобождении. Для прекращения слухов, император издал манифест, в котором заявил, что в положении крепостных не будет сделано перемены, но при этом через губернаторов было внушено помещикам, чтобы они соблюдали с крестьянами «законное и христианское обращение». В первые годы мысль об освобождении крестьян занимала императора, и он высматривал людей, которые могли бы совершить это дело.
Готовые работы на аналогичную тему
Для разработки вопроса во время его царствования составлялось несколько секретных комитетов. Они просматривали положение крепостных крестьян и вырабатывали проекты, которые большей частью остались неосуществленными.
Секретные комитеты — это временные высшие совещательные органы в Российской империи первой половины XIX века, созданные императором Николаем I для обсуждения крестьянского вопроса.
Государственные реформы П. Д. Киселева
Важнейший результат работы комитетов, учрежденных для устройства крестьянского населения, состоял в формировании особого управления для государственных крестьян. Чтобы подготовить развязку проблемы крепостничества правительство задумало облегчить ее косвенными средствами, дать государственным крестьянам такое административное устройство, которое, подняло бы их благосостояние и послужило бы образцом для будущего устройства бывших крепостных. Казенных крестьян тогда насчитывалось 16-17 миллионов, если исключить дворцовых. Кроме земель, которыми эти крестьяне непосредственно пользовались, в ведении казны было множество незаселенных земель и лесов. Такой земли было 90 млн десятин, а леса – 119 млн десятин. Казенные крестьяне прежде, как и земли с лесами, находились в ведении особого департамента министерства финансов; теперь этот громадный государственный капитал было решено выделить в особое управление. Занятое другими делами Министерство финансов преследовало одну цель – извлечение наибольшего дохода из всех статей, и не могло следить за бытом казенных крестьян надлежавшим образом, поэтому они пребывали без защиты в руках дворянской администрации, эксплуатировавшей их в пользу помещичьих крестьян. Самые тяжелые натуральные повинности накладывались на казенных крестьян, щадя помещичьих. Благодаря этому быт казенных крестьян расстроился; они беднели и тяжелым бременем лежали на плечах правительства. Неурожаи заставляли казну выдавать этим крестьянам огромные суммы на пропитание и засев полей.
Таким образом, казенных крестьян было решено устроить так, чтобы они имели защитников и блюстителей своих интересов. Удачное устройство казенных крестьян должно было подготовить освобождение крепостных крестьян. Для такого дела был призван администратор, принадлежащий к числу лучших государственных деятелей эпохи. П.Д. Киселеву было поручено устроить новое управление государственных крестьян и имуществ. В 1833 году по его плану было открыто новое министерство государственных имуществ, которое он сам и возглавил. На местах для управления государственными имуществами были созданы палаты государственных имуществ. Киселев, делец с большим знанием дела, отличался доброжелательностью и благонамеренностью, которая ставит выше всего государственный интерес, в короткое время сумел создать отличное управление казенными крестьянами и поднять их благосостояние. За несколько лет государственные крестьяне перестали быть бременем для государственной казны и стали возбуждать зависть со стороны крепостных крестьян. После ряда неурожайных лет – 1843 год и последующих – не только не потребовалась ссуда государственным крестьянам, но Киселев не израсходовал и образованного запасного капитала. С тех пор самым тяжелым бременем правительства стали крепостные крестьяне.
Значение деятельности Николая I по разрешению крестьянского вопроса
Совокупность изданных в царствование Николая законов должна была трансформировать взгляд на крестьянский вопрос. Эти законы были нацелены на то, чтобы сохранить государственный интерес, связанный с крепостными крестьянами. Право на владение крепостными душами государственные законы переносили из сферы гражданского права в сферу права государственного; во всех актах была заявлена мысль, что крепостной не просто собственность частного лица, а в первую очередь подданный государства. Этот важный результат сам по себе оправдывал усилия, потраченные императором на разрешение крестьянского вопроса.
Другой столь же важный результат следовал из основной мысли закона от 2 апреля 1842 года, за который следовало благодарить графа П.Д. Киселева. Закон гласил, что землевладелец может добровольно войти с крестьянином в соглашение, уступив ему право пользования землей на определенных условиях, после чего крестьянин прекращал зависеть от владельца, а последний освобождался от сопряженных с владением крепостными обязанностей. Таким образом, личная свобода крестьянином приобреталась без выкупа; закон вошел в действующее законодательство. Помещики смеялись над неудачей закона, не заметив, какой важнейший переворот произошел в законодательстве. Теперь свобода крестьянской личности не оплачивалась. Как скоро было молчаливо признано из этого закона следовало умозаключение, что личность крестьянина не является частной собственностью землевладельца, что они связаны лишь отношением к земле, с которой невозможно согнать значительную часть государственных налогоплательщиков. Именно на почве закона 1842 года стало возможно Положение 19 февраля, в первой статье которого сказано, что крестьяне личную свободу получают «без выкупа».
Источник